На холме, неподалеку от центра столицы, среди низеньких домиков с деревянными заборами и роскошных высоких особняков притаился тихий «уголок средневековья» – Зверинецкий монастырь.
Зверинецкий монастырь
Из-за высоких крепостных стен с многочисленными окошками и округлыми зубчатыми башнями возвышаются строгие полукружия церковных куполов. Крутая каменная лестница за тяжелыми железными воротами ведет в тесный монастырский дворик…
Громоздкие двери с массивными железными кольцами вместо ручек, орнаменты с изображением животных – волков и львов – на фасадах строений, молитвенная тишина и фигуры несуетливой монастырской братии. Но сотни лет назад на склонах этих холмов не было ни монастыря, ни особняков…
XI век…
В мрачных лесах, у стен древнего Киева, часто можно было услышать сигнал охотничьего рога, лай собак и лошадиное ржание. Сюда властители древнего города вместе с дружинниками и воеводами выезжали на «ловы» – охоту на диких вепрей, оленей и туров. Уже в те времена изобиловавшие дичью угодья киевских князей получили свое название «Зверинец».
Чтобы не отъезжать далеко от своего стольного града, князь Всеволод Ярославич велел выстроить на этих землях Красный Двор, ставший его загородной резиденцией. А чуть позже, возле места, где князь после удачной охоты пировал со своей свитой, на берегу Днепра была заложена церковь в честь Архистратига Михаила.
Вскоре там появились кельи монастырской братии, трапезная и даже речная пристань. Тогда же возникла и прославленная часть монастыря, которая располагалась вовсе не наверху, а глубоко под землей – Зверинецкие пещеры.
Первые монахи-отшельники из Греции поселились в Зверинецких пещерах еще задолго до того, как на склонах Днепра вырос монастырь князя Всеволода. Местные жители стали приходить в пещеры за духовным наставничеством, и вскоре пещерная обитель разрослась и, как и ее наземная наследница, была освящена в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства.
Несмотря на то, что большинство монахов Зверинецкой обители поселились в кельях вотчинного монастыря, пещеры оставались обитаемы вплоть до XIII века, пока во время очередного набега на окраины княжьего города в Зверинецкие пещеры не ворвались кочевники… Жившие в пещерах схимники были зверски убиты, а подземная обитель – разрушена и завалена.
Наши дни…
В тесном и уютном дворике монастыря мы встречаемся с нашим провожатым – иеромонахом Хризостомом (Грищенко). Вместе с ним не спеша, шаг за шагом углубляемся в «монастырские владения».
Территория монастыря небольшая – всего 15 соток, на которых и расположился уютный корпус монастырской братии и два храма – в греческом и древнерусском стиле.
Вместо свечей и паникадила храм изнутри освещают рабочие прожектора, а там, где вскоре расцветет мáстерская роспись, пока еще установлены высокие строительные леса. Впрочем, за ними уже виднеются части мозаик с ликами Спасителя и святых, выполненные в византийском стиле.
День и ночь здесь слышится визг дрелей, пил и мелодичное постукивание молотков – в храме трудятся команды зодчих. Нам приветливо улыбаются белорусы и вежливо кивают грузины – обе команды приехали в Киев – колыбель славянского православия, чтобы украшать будущий храм. К слову, иеромонах Хризостом видит в этом Божий замысел.
— Это не просто совпадение, – улыбается отец Хризостом. – Ведь попечитель нашего монастыря священномученик Иоасаф Жевахов происходил из древнего грузинского рода Джавахишвили, которые считают себя потомками предка грузин – Картлоса. Но имел священномученик Иоасаф прямое отношение и к Белоруссии, так как в свое время был сначала епископом Могилева, затем – Минска. А у нас как раз трудятся две команды из этих стран. Такие случайности – не случайны.
Освящение малого храма в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова)
Начало ХХ века…
Священномученик Иоасаф (Жевахов), известный также как архиерей-мученик, вовсе не был священнослужителем с молодых лет, а был известен своим современникам как князь Владимир Жевахов.
Судьба связала его с монастырем, когда во время оползня были обнаружены полузаваленные пещерные храмы. Именно там, на раскопках древней святыни, любопытный князь и познакомился с насельником Ионинского монастыря – игуменом Валентином.
Молодой аристократ настолько проникся рассказом игумена о святом месте, что арендовал участок земли возле пещер и привез на раскопки команду профессиональных археологов. Князем были выделены деньги на постройку надпещерного храма с монашескими кельями, который получил статус скита Киево-Печерской Лавры.
Во время раскопок археологи обнаружили около двух сотен древних погребений, епископскую панагию и образ Богородицы, написанный на металлической пластине. И в 1913 году монастырский престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
***
Но мирная жизнь монастырской братии на склонах Днепра снова оборвалась — в кровавый 1917 год.
Большевики закрывают монастырь. Часть монахов гибнет от рук чекистов, которые устроили настоящую охоту на духовенство, часть – мерзнет в товарных вагонах по пути в концентрационные лагеря, где умирают от болезней и голода. Монастырь подвергается разграблению – вандалы уносят драгоценные сосуды, сбивают оклады с икон. Множество бесценных реликвий исчезает – в лучшем случае их продают в частные коллекции, в худшем – оскверняют и уничтожают, не осознавая их ценности.
Множество дворян спешит скрыться за рубежом – туда бегут даже видавшие виды боевые офицеры, которые осознали тщетность борьбы с советской властью. Но потомок грузинских князей и не думает скрываться. Он принимает монашеский постриг, а позже его посвящают в сан епископа.
Вступив в ряды черного духовенства, князь осознал, что подписывает себе смертный приговор, ведь расстрел священника, а тем более епископа в те годы было делом времени. Но князя Жевахова, принявшего имя Иоасаф, в честь своего дальнего родственника епископа Белгородского Иоасафа, больше не волновала мирская суета.
Палачей, ворвавшихся в его дом в Могилеве, он встретил спокойно и без малейшего сопротивления. Будущего священномученика обвинили в организации террористической ячейки троцкистов и подготовке взрыва правительственного поезда, когда тот будет проезжать через Белгород.
Епископ был брошен в застенки НКВД – потянулись мучительные часы пыток и допросов. Смирение архиерея в сочетании с его непоколебимостью и твердостью духа ставили в тупик даже бывалых садистов – ни одного обвинения епископ не признал, не оговорил ни одного человека и не выдал ни одной тайны, унеся их с собой в могилу.
4 декабря 1937 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, епископ Иоасаф, с прямой спиной и расправленными плечами, вышел в один из двориков города Курска. Никто из жителей окрестных двориков не обратил внимания на выстрел. В те годы часто кого-то расстреливали…
Зверинецкий монастырьОсвящение малого храма в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова)
Освящение малого храма в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова)
И снова наши дни…
— Любопытно, что в самих пещерах сохранилась древняя церковь, а на одной из ее стен, у жертвенника, написаны имена семи игуменов монастыря, – рассказывает отец Хризостом, пока мы спускаемся по узкой лестнице вглубь монастырских пещер. – Получается, что в этих пещерах уже тогда был целый монастырский комплекс со своими игуменами.
Пещеры Зверинецкого монастыря узкие и низкие, поэтому иногда идем, пригнув головы, дабы потолок не задеть. Толщу мрака еле-еле разбавляет жидкий огонек свечи. Но и его вполне достаточно, чтобы увидеть кельи монахов-отшельников – крошечные выбоины в стене, где можно только сидеть, лежать или стоять на коленях.
Обитатели пещерного храма спали в узких выбоинах, подушками им служили глиняные выступы, а обеденными столами – гладкие поверхности пещер. Хоронили своих братьев монахи скромно – гробы не сколачивали, человека просто клали в землю между двух досок, а на тело первого клали второго, третьего…
Груды пожелтевших от времени костей вперемешку с камнями видны из-за решеток в узком тоннеле под землей. Здесь же стоят керамические сосуды, из которых виднеются макушки черепов…
Величественно выглядит подземная святыня – пещерный храм. Таинственный шум слышится в этих узких коридорах – будто эхо древних молитв все еще блуждает по пещерным кельям и тоннелям вместе с подземным холодом.
— Температура здесь всегда одинаковая, – продолжает иеромонах Хризостом, – градусов 12 тепла. Не жарко, конечно. Зато летом – прохладно, а зимой – тепло.
…В конце каменного коридора забрезжил свет, и вот мы оказываемся наверху.Зверинецкий монастырь
Мир кажется другим после выхода из пещер. Бледное зимнее небо и свежий морозный воздух в монастырском дворе обретают множество незнакомых доселе оттенков. Мир вокруг зацветает разнообразием красок.
Невольно задумываешься: «Этим ли воздухом дышали обитатели Зверинецких пещер? Это ли небо видели у себя над головой братья из Архистратиго-Михайловского монастыря? Какие мысли их посещали? И думали ли они о нас – тех, кто будет жить на этой земле века спустя?..» Ответ знают только стены молодых храмов и своды древних пещер на Зверинце. Не верите? Спросите у них сами…
Фото Сергея Рыжкова и Богдана Придатко
23 декабря — в обители престольный праздник, а 22 декабря в Зверинецком Архангело-Михайловском монастыре был освящен малый храм во имя святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа (Жевахова).
Источник: «Православие в Украине»

Выход из пещер

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец и внесен в реестр памятников археологии национального значения Украины.

В октябре 1888 года были обнаружены пещеры, которые находятся рядом со Свято-Троицким монастырем. Первым их посетителем стала Феодосия Матвиенко, которая спустившись в подземелье пришла в ужас — внутри она увидела множество человеческих останков, которые находились в разных положениях. Монахи Ионинского монастыря отслужили панихиду по этим людям, а настоятель архимандрит Иона благословил обследование пещер.

В ней были найдены остатки монашеской одежды, кресты, параманы, церковная утварь, посуда и прочие предметы обихода верующих. Из-за смерти настоятеля Ионинского монастыря работы по освоению пещер были на длительное время остановлены. В 1911 году игумен Валентин Свято-Троицкого монастыря построил возле подземелий шалаш и переселился в него, чтобы охранять святое место. Кроме этого, он служил в этом древнем иноческом погребении панихиды по погибшим там монахам.

1 из 10 Во дворике монастыря Во дворике монастыря Внутри монастыря Внутри монастыря Мощи святых в пещерах Мощи святых в пещерах Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких Собор Божией Матери — Всех скорбящих радости Собор Божией Матери — Всех скорбящих радости Главный алтарь Главный алтарь Монастырь зимой Монастырь зимой Ниша с мощами Ниша с мощами Проход в пещерах Проход в пещерах Выход из пещер Выход из пещер

Осенью 1911 года отец Валентин познакомился со старшим советником киевского губернского управления князем Владимиром Жеваховым, который помог в исследовании пещер своими личными средствами. Как оказалось, это был один из первых монастырей на Руси и датировался он 10-11 столетием. Тут было найдено около 50 могил в которых насчитывалось примерно 100 погребенных, а также множество останков, которые лежали на полу в хаотичном порядке и не были погребены. Историки считают, что причиной разорения монастыря могли стать многочисленные набеги татар и половцев. Судя по размещению останков людей вдоль пещерного прохода, а также учитывая то, что некоторые из них были найдены возле входа, можно предположить что эти монахи укрылись в пещерах во время одного из таких набегов.

Напавшие на город враги могли увидеть куда скрылись монахи и засыпали вход в пещеры, тем самым похоронив всех находившихся там заживо. Люди, умирая от голода, недостатка воздуха и жажды, падали в разных местах или оставались в необычных позах — этим объясняется беспорядочное расположение останков. Таким образом, просуществовав около сотни лет, Зверинецкий пещерный монастырь окончил свое бытие.

Интересные факты:
— по одной из версий в пещерах монастыря может храниться «Библиотека Ярослава Мудрого»,
— Жевахов после революции скрывался в Зверинецких пещерах, потом был пойман и отсидел 7 месяцев в киевской тюрьме. Выйдя из заточения, он стал монахом и в 1926 получил звание епископа. В 1937 году был арестован НКВД и расстрелян за противодействие режиму.

Закончив исследования подземелий, монахи начали восстанавливать святое место и сюда в скором времени начало приходить много верующих мирян. До 1933 года Зверинецкие пещеры более-менее были в нормальном состоянии, тут проводились богослужения, но после расстрела настоятеля архимандрита Филарета все резко изменилось. В 1934 году монастырь был серьезно поврежден и разграблен атеистами.

В 1993 году киевские ученые исследовали мощи из пещер и пришли к выводу, что они относятся к 10-12 веку. Кроме того они узнали, что все люди, останки которых они проанализировали, при жизни страдали заболеваниями которые поражают организм в условиях сырости и холода — то есть они без сомнения были здесь монахами. С 1997 года тут возрождается скит Рождества Богородицы, а в 2009 году на базе скита учреждается Архангело-Михайловский монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения, а каждый желающий может совершить паломничество в Зверинецкие пещеры.

Где находится зверинецкий пещерный монастырь?Адрес: улица Мичурина, 22Телефон: (044) 285-24-40Сайт: http://www.zvcaves.com.ua/

И. М. Каманин Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)

1914 год

Тип. Киево-Печерской Лавры

Историческая справка

Архангело-Михайловский Зверинецкий пещерный монастырь – древнерусская подземная обитель, основанная в X-XI вв. на территории Зверинца – загородных охотничьих угодий Киевского князя Всеволода. Монастырь был разрушен половцами в 1096-97 гг. Пещеры открыты в 1888 г. украинским художником Д. Зайченко. Внутреннее устройство комплекса сходно с пещерами Киево-Печерской лавры. Результат кропотливой работы археологов был изложен в представленной книге, которая была издана по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Флавина в типографии Киево-Печерской Лавры в 1914 году, и получила похвальные отклики научной критики. В 1912 году под руководством члена Киевского товарищества охраны памятников старины и искусства О.Д Эртеля, уже раскапывавшего Китаевские пещеры, работы начались. Князь Жевахов наблюдал за ними и финансировал предприятие. За ходом работ внимательно следил и другой важный персонаж в истории пещер: Иван Михайлович Каманин. На основе тщательного анализа всех материалов раскопок в 1914 году он издал книгу, до сих пор остающуюся главным источником сведений о пещерах: «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость». В представленной книге ученный выразил надежду, что «образованный историческим знанием Русь будет беречь свои памятники старины и сумеет их защитить от новых варваров». Когда в 1921 году И.М. Каманин умер, его похоронили согласно завещанию именно в Зверинецкой пещере за главным входом.

Каманин Иван Михайлович (1850 — 1921) – украинский историк, архивист, исследователь памятников культуры, палеограф, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах. Участвовал в издании «Архива Юго-Западной России». Автор статей по истории Украины 16-17 веков, по археологии, архивоведения. Работал в Киевском центральном архиве древних актов. Член Исторического общества имени Нестора-Летописца, Киевского общества древностей и искусств, Киевского общества охраны памятников старины и искусства.

С 1911 Каманин участвовал в археологической события, результатом которой стало обследование, открытия и сохранения уникального памятника: в результате оползней горы на киевском зоопарке открылись два входа в пещеры, получивших название Зверинецких пещер. В августе 1912 под руководством члена Киевского общества охраны памятников старины и искусства А.Д. Эртеля начались археологические раскопки. Открытое письмо на эти исследования был предоставлен Императорской Археологической комиссией старшему советнику Киевского губернского правления князю В. Д. Жевахову. Каманин одним из первых осмотрел пещеры, наблюдал за исследованиями, анализировал находки и собрал большой массив источников не только непосредственно об этом месте, но и об истории киевских пещер, их наземное окружение, устройство и многие другие сведения, используя письменные, иконографические и картографические материалы. Во время работ было расчищено три подземные галереи с подземными помещениями (церковь, кельи, погребальные ниши). Найденные настенные надписи, выполненные план и чертежи всего подземного комплекса. Весь этот материал был обработан и положен в основу книги Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», которая вышла свет в 1914 году

Девушки (женщины), не забудьте взять с собой платок.

Зверинецкий пещерный комплекс одно из самых загадочных, мистических и малоизученных мест нашего города. Удаленное расстояние от оживленных туристических троп, расположение в глубине элитного жилого квартала среди застройки современных особняков, отсутствие указателей и тротуаров, превращает дорогу к монастырскому комплексу в городской квест. Посещение Свято-Архангело-Михайловского Зверинецкого монастрыря и Зверинецкого пещерного комплекса никого не оставит равнодушным. Это место имеет неимоверную притягательную силу не только удивительным и уникальным пещерным комплексом, состоящим из трех улиц, где время остановилось. Невозможно представить, что о существовании пещер не было ничего известно 800 лет и они берегут тайну основания монастыря, его расцвета времен Киевской Руси, трагической гибели монашеской братии, защитников и местных жителей уже более 900 лет.

Удивительным фактом истории Зверинецкого комплекса является переплетение судеб двух святых Иоасафов – Белгородского и Киевского, близких по крови и вере. Одной из особенностей монастыря является его триумфальное возрождение из небытия и забвения. Сегодня монастырь дает импульс развития не только религиозной и паломнической деятельности, но и подает пример архитектурного храмового строительства. В обители активно формируется современный комплекс культовых построек, в которых воссоздается забытый и архаичный для Киева византийский стиль, активно используются во внутреннем оформлении храмов инкрустации натуральными камнями, мозаики, керамика, иконография.

Продолжением знакомства с основанием Зверинецкого монастыря, его открытия в ХIX веке, будет посещение Свято-Ионинского монастыря в честь Святой Животворящей Троицы. Этот монастырь своим возникновением обязан чуду предсказания Святого Феофила Киевского, Христа Ради Юродивого задолго до своего построения. Инициатором открытия нового монастыря в Киеве стал отец Иона, монах Выдубицкого монастыря, получившего царское разрешение благодаря чудесному спасению царя Александра от совершенного на него покушения в Летнем саду.

Мы узнаем о судьбе обителей во времена борьбы с культами, познакомимся с святыми и святынями, легендами и сказаниями.

Наше путешествие по Зверинцу и Бусовой горе продлится 3 часа и закончится возле главного входа в Ботанический сад им. Гришко.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *