Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: «Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, архиепископ Вознесенский и Первомайский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Варваринском храме города Первомайск.

В конце богослужения Владыка совершил молебен с чтением канона великомученику Феодору Тирону с благословением колива, после чего обратился ко всем верующим со словами проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, слава Богу мы, можно сказать, отслужили первую седмицу Великого поста. Нужно поблагодарить наших чтецов и хористов потому, что их труд приравнивается к труду землеробов. Они больше всех трудились во время длинных богослужений. Ведь за это время Псалтырь вычитался два раза, то есть прочитано было сорок кафизм, не считая того, что на вечерней повторялась еще 18 – я кафизма, и на полунощнице 17 –я кафизма. Действительно было положено много трудов.

И вот нужно сказать то, что Великий пост это не только покаяние, но также и школа, в которой мы учимся. Именно поэтому, очень важно чтобы мы на службе понимали, о чем идет речь. В частности хотелось бы пару слов сказать о Псалтыри, поскольку это самая важная книга в богослужении после Евангелия. Мы слышим Псалмы и за вечерним богослужением, и на утреней, и на часах, даже на Литургии; прокимны также взяты из Псалмов. На молебнах: о здравии, на всякое доброе дело, благодарственных, на погребениях мы тоже слышим Псалтырь. Поэтому для нас очень важно знать эту книгу.

Для того, что бы ее понимать, нужно знать в каких условиях Псалом был написан. К примеру третий Псалом, который читается на Шестопсалмии: «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: «несть спасения ему в Бозе его» Это говорит нам о том, что многие враги наши востают, дьявол восстает и наши страсти восстают на нас. Мы взываем словами псалмопевца Давида ко Господу. Но как он написал этот псалом? Он убегал от своего сына Авесалома, сделал бунт в государстве, собрал негодных людей которые пошли против Божественной власти, то есть был по сути тем самым революционером. И вот Авесалом гнался за своим отцом, что бы убить его. И однажды когда Авесалом ехал на муле, то зацепился за ветку и повис между небом и землей, после чего его пронзили стрелы. Когда же об этом узнал Давид, несмотря на то, что сын от него не имел ничего хорошего, то очень долго сокрушался и даже не вкушал пищи. Лежа на земле, Давид взывал «Авесалом сын мой, Авесалом сын мой». И это очень важно знать когда, и почему был написан этот Псалом, для более его глубокого понимания.

Вообще Давид постоянно вел войны, потому и в Псалтыри везде присутствует Господь, Давид и враги. Давид постоянно кается в своих грехах, призывает имя Господне «Господи защити; Господи избави от врагов моих и загради уста их».

Возьмем 50 – й Псалом. Он написан как покаяние. Мы слышали в Великом каноне, что к прелюбодеянию присовокуплен смертный грех убийство. Так вот, Давид взял чужую жену, а ее мужа, когда пришла война, приказал своим слугам поставить в то место, где он наверняка умрет, другими словами заказал ему убийство. И вот к нему пришел пророк Нафан и сказал: «Знаешь царь, в одного богатого человека было тысячу овец, а в его соседа бедняка была одна, и он ее любил, носил на руках, кормил ее с рук и всячески лелеял. И когда к богатому пришли гости, он пожалел своих овец и сказал, заберите у бедняка его одну и приготовьте, нам есть». Давид вскочил с престола и закричал: «Да этому человеку смерть», на что пророк ответил ему: «Царь, это ты». И Давид все понял. За частую мы видим грехи других, а свои не замечаем. Когда мы читаем 50 – й псалом, то должны знать когда, кем и при каких обстоятельствах он был написан. Но для того, что бы это знать, нам надо читать Библию, ведь это рассказывается в книге Царств.

В книге Паралипоменон есть рассказ, что на Израиль напали враги и было откровение, в котором сказано: «Не мечом победишь ты врагов своих», и было повеление: «Поставь свои войска, а перед ними поставь певчих, пускай они идут на врага и поют псалмы». Когда же они двинулись на врага с песнопением Псалмов, враги встали в замешательстве, растерялись и начали колоть друг друга, другие самоубились, а третьи разбежались. Вот так без меча Псалмами был побежден враг. Вообще слово имеет огромную силу, его можно кинуть как камень, можно подать как хлеб, милостыню или платок, который вытрет слезы; но также им можно вооружиться, ведь это «меч обоюдоострый», против врага рода человеческого.

Читая 17 – ю кафизму 118 Псалом, мы должны знать, что это единственный Псалом, где не упоминается о врагах. Он был написан весьма благочестиво. Это сейчас у нас много храмов и мы когда хотим тогда и приходим; а тогда был один храм и каждый мужчина три раза в год обязан был прийти и принести жертву, где бы он не жил и не находился, ибо если этого не будет сделано, то тогда он и его род, потомки будут вычеркнуты из Книги Жизни. Потому приходили и приносили жертвы. Но шли не так как мы, вот сейчас позвоню, потом еще подружку встретила и нужно поговорить, потом пришли в храм и еще полчаса не могут успокоиться, потому что душа возбуждена этими всеми образами. А люди шли и читали Псалом наизусть. Он написан очень хорошо, почему его евреи и запоминали. В еврейском алфавите 22 буквы, там нет гласных букв, только «а» и «е», остальные это так, созвучия. И на каждую букву было по 8 стихов, и вот если посчитать 22 буквы на 8 стихов, получиться 176 стихов в Псалме.

Очень важно когда мы идем в храм, не просто прочитать утренние молитвы , а читать то, что мы помним наизусть, для того что бы нашу душу, как скрипку, настроить на молитвенный лад, а не так, что мы тут земное обсуждаем, а потом раз, и служба. И ты уже успокоиться не можешь, и как бы молиться надо, но хочется еще поговорить, а еще не все сказал, не все услышал, не все понял. Тогда у человека начинается замешательство и он не может вступить в молитву. Потому есть и молитва входящего в храм: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», эти слова тоже из Псалма. Псалмы имеют великую силу. Псалмы – это копья, стрелы, которые мы используем против врага рода человеческого.

Приведу еще один пример, для большего понимания того, что слово имеет силу. Один английский путешественник описывает свое путешествие по Аравийской пустыне. Он шел по ней с бедуинами, оделся как и они и вот на встречу им караван. Эти им: «Салям!» (то есть мир), и те им «Салям!». И вдруг караван заметил среди бедуинов постороннего белого человека и сказали «отдайте нам мир, среди вас чужак». То есть вы видите, как люди ценили мир. Люди даровали мир другим. Также Христос когда отправлял Своих учеников, сказал им что бы они приветствовали людей: «Мир вам!», и если те окажутся достойными – то мир на них починет, а если нет – то вернется к вам же.

Очень важно понимать что каждое гнилое слово оскверняет вас, а каждое доброе освящает. Поэтому, Псалтырь – необычайно важная книга, ведь там всё.

90 – й Псалом был написан когда Давид решил переписать свой народ, но Господь запретил ему, но он все же решился. И Господь посылает пророка, который говорит: «Выбирай казнь за то, что ты преступил мое повеление, либо голод, либо три года будешь убегать от врагов, либо моровая язва». Давид выбрал моровую язву и за неделю умерло 70 тыс., человек. Представьте, для государства Израиль, маленького государства на то время, 70 тыс. умерло за грех одного царя. И и тогда сложили Псалом «Живый в помощи Вышняго», который прекратил моровую язву.

В Псалтыри очень много интересного, изучайте ее! Но что бы изучать, следует знать жизнь тех кто ее написал. В основном все Псалмы написаны царем Давидом, нужно знать и его житие, а для этого нужно читать книги Царств в Библии. Тогда станет ясно в каких условиях, и что понудило его именно так сказать.

На отпусте вспоминали преподобного Александра, игумена обители неусыпающей. Мало кто знает об этом человеке который сказал: «я хочу знать Псалтырь наизусть», и мало того что знать, но еще желаю понимать каждое слово что там написано. И вот он всю свою жизнь изучал. От этого пошло название обители. Там братия начала читать Псалтырь неусыпно: один монах почитал, потом другой, после него третий и так постоянно.

Каждому человеку, который желает знать, и не просто знать, а изучает Закон Божий, Господь даже смерть отодвигает, ждет покуда человек научиться. Как я уже говорил было такое видение: святой угодник изучал Священное Писание и над его келией был огненный столб и даже птица покуда пролетала то сгорала в нем. Когда пришел Ангел смерти за душой царя Давида, то не мог преступить, поскольку тот изучал Закон Божий. И когда человек изучает Закон Божий, то даже смерть не прикасается к человеку. Существует такое предание, что Ангел смерти для того чтобы забрать Давида начал лить воду по углам и тот отвлекся немного. В это время была восхищена его душа. Вот какая сила Псалмов и какая благодать дается человеку, который изучает их. Это интересно, назидательно. Вместо того чтобы читать какие – то детективы или романы, почитайте лучше книги Царств, там очень много чего рассказывается и много чего можно почерпнуть.

Еще раз повторюсь, очень важно понимать. Вот на полиелее хор поет : «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». А что это значит? Ведь это Давид так обращался ко Христу. Оправдания – это не всепрощения, не то что человеку что-то прощается – это синоним заповедей. Есть такое выражение «научи мя заповедем Твоим», а есть «оправданиям Твоим». И вот когда мы слышим это песнопение, то нужно понимать, что оправдания – это заповеди, а заповеди для нас благи, они нас научают, оправдывают, наставляют, оберегают, сподвигают «Весь день поучахся заповедей Твоих», как сказано в 117 – м Псалме.

Так что Псалтырь очень интересна. По еврейски она звучит как «Тегелим» – хваление. Вы знаете, что в Иерусалимском храме на 12 ступенях стояли хористы, которые исполняли Псалмы. Также и в наших богослужениях эта книга много используется.

Потому, дорогие мои, не ленитесь, побуждайте себя не только чтением Псалтыри, но и изучением того, когда и кем был написан тот или иной Псалом. Аминь».







Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте: «Востани, Вскую спиши, Господи» (Пс.43:24). Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Объяснение священной книги псалмов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *