Золотниковская Успенская пустынь

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Успенская церковь выстроена, очевидно, на месте предшествующей, из которой в главный алтарь новой церкви был перенесен придел Иоанна Белгородского. В южную ее стену была вложена не сохранившаяся ныне каменная доска с вырезанной славянской вязью надписью: «Лета 7159 (1651), июля 29 дня совершена бысть церковь сия каменная и освящена… при благоверном Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси и при святейшем патриархе Иосифе Московском и всея Руси и преосвященном Серапионе архиепископе Суздальском и Тарусском и при игумене Никоне».

Характер архитектуры существующего здания не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника: нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под четырехскатную кровлю, конструкция свода — в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовской и отчасти суздальской архитектуре последней четверти ХVII века, дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII века.

После перестройки здание состояло из кубического объема храма, северного (Воздвиженского) придела с ризницей над ним и общей для храма и придела трапезной. Строительство южного, Преображенского придела, возведенного на средства князя Семена Ивановича Щербатова, относится к 1737 году. Тогда в приделе хранилась медная доска с надписью о погребении в нем князя С. И. Щербатова, а в стены придела были вставлены утраченные ныне медные доски с вырезанными надписями о погребении графов Шереметевых.

В 1859 году южный придел был капитально перестроен на средства, пожертвованные ивановским фабрикантом Антоном Николаевичем Шодчиным. Вскоре после этого и вся церковь подверглась существенным перестройкам. Была разобрана ризничая палатка и ризница. Храм расширили, сделали пятиглавым; внутри установили новый иконостас и возобновили настенную живопись.

Успенская церковь, имеющая в ансамбле пустыни важнейшее значение как соборная, занимает в нем центральное место. Для входящего на территорию пустыни ею открывается перспектива ансамбля. От ворот церковь видна с юго-востока, объемно, под углом. Здание церкви сложено из кирпича, обмазано известью. Кирпич собственно храма — 30×14,5×8 см, северного придела — 29,5(30)×14,5(15)×5(8) см, трапезной — 29(29,5)×14,5(15)×8 см, южного придела — 29×13(14)×8 см. Швы затерты.

Бесстолпный четверик храма перекрыт оригинальной системой сводов, имеет четырехскатную кровлю, над которой поднимаются барабаны трехглавия, сильно сдвинутого к востоку. Западная часть помещения церкви перекрыта полулотковым сводом, восточная — системой, образованной двумя подпружными арками, на которые опираются узкий коробовый свод с квадратным отверстием центрального барабана и восточный полукоробовый свод, прорезанный жерлами малых барабанов.

Сильно вынесенный алтарь, равный ширине храма, сначала имел две апсиды, что подтверждается данными натурного обследования (остатками скругленных разной кривизны кирпичных фундаментов и следами примыкания к восточной стене храма межапсидной стенки), а также косвенно литературными сведениями о существовании в главном алтаре придела Иоанна Белгородского. В алтарной стене храма ниже уровня пола сохранились откосы дверного проема в южную апсиду.

Северный придел церкви лишен выраженного внешнего объема его основной храмовой части. Придел перекрыт сомкнутым сводом ХIХ века. От первоначального свода сохранилась пятовая часть. От старых проемов уцелело северное окно в апсиде придела. В толще западной стены храма находится лестница, которая вела в ризничную палату. Трапезная церкви, сложенная системой полубутовой кладки, имела сводчатое перекрытие на распалубках и, возможно, была одностолпной. Рисунок распалубок хорошо читается на северной, восточной и западной стенах. Существующий восьмигранный столб ХIХ века сложен из кирпича вторичного использования на валунном фундаменте. Южный придел, как и северный, не поднимается выше кровель своего алтаря и трапезной. Свод придела (утраченный в западной части) — коробовый, с распалубками над окнами.

Своеобразие облику храма придает сосредоточенный в верхней части фасадов декор с ведущим мотивом аркатуры, встречающийся в ростовских и отдельных суздальских памятниках 1670–1680-х годов и, видимо, у них заимствованный. Аркатурный пояс храма заполняет пояс стены между лопатками, закрепляющими углы четверика, над лаконичными, в духе ХVI века окнами с глубокими внешними амбразурами без обрамлений.

Стены храма и северного придела завершаются декоративным фризом из ленты поребрика в полувалах и пояса балясин. Во фриз вставлены пятиугольные киоты в обрамлениях из полуваликов. Центральный барабан храма окаймлен вверху также поясом балясин. Северный и южный входы в храм, смещенные к востоку, оформлены кирпичными перспективными килевидными порталами (южный портал частично стесан). В северном сохранилась железная кованая двустворчатая дверь, сверху решетчатая.

В интерьере храма в южной стене четверика помещены одна за другой пять полуциркульных ниш-печур. Под некоторыми из них — кованые крепления, возможно, для лавок. Сохранившаяся темперная живопись — второй половины ХIХ века. В западной части свода изображение Троицы, на северной стене — Преображение, на южной — фигуры митрополитов. В нижних частях стен — остатки живописных пилястр.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Казанская (трапезная, зимняя) церковь, судя по надписи на существовавшем в церкви храмозданном кресте, освящена в 1657 году. По стилистическим архитектурным признакам церковь можно скорее отнести к 70–80-м годам ХVII века, так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца ХVII столетия.

Казанская трапезная церковь расположена в глубине участка Золотниковской пустыни, в девяти с половиной метрах к северо-западу от Успенской церкви, недалеко от западного, противоположного главному, входа, к которому она развернута западным фасадом. Постановка церкви под углом к Успенской обеспечивает выгодные точки обзора здания и является существенным элементом композиционной организации ансамбля.

Церковь сложена из кирпича 30(32)×16(17)×8,5(9) см с затиркой швов, побелена. Под алтарем просматривается фундамент из валунов на известковом растворе. Внешняя поверхность кладки первого яруса церкви толщиной в кирпич. Внутри — забутовка из мелких валунов и битого кирпича, перемежающихся с рядами кирпичной кладки. Первый этаж Казанской церкви предназначался для хозяйственных помещений (подвала, кладовых), во втором помещались собственно церковь и трапезная палата.

Кроме главного, одновременно было освящено еще два престола: во имя Митрофана Воронежского, постригшегося в Золотниковской пустыни, и Николая Мирликийского. По описи пустыни 1764 года при Казанской церкви существовали: лестница и паперть («каменные крыты тесом»), под папертью — кухня и кладовая палатка, одна келарская келья. Во второй половине ХIХ века храм обновлялся на средства Антона Николаевича Шодчина. Тогда же с северной стороны церкви были сделаны укрепляющие стену кирпичные контрфорсы. В это же время, а возможно и ранее, в церкви помещались библиотека и архив.

При тесной стилистической общности с Успенской церковью Казанская отличается от нее типологически и композицией объемов. Менее значительный по величине двухсветный стройный четверик храма, вытянутый с севера на юг, завершался декоративной главой. Двухэтажный, прямоугольный в плане алтарь, чуть меньший по длине храма, почти равный ему по ширине, в высоту доходит до орнаментального верха основного объема, выделенного, как и в Успенской церкви, с севера и юга аркатурным поясом. Во втором этаже алтарь имеет трехчастную форму восточной части с апсидальными выступами пологого очертания.

Самым массивным объемом церкви являлась обширная двухэтажная трапезная, равная по высоте алтарю. Во втором этаже она соединялась дверным проемом с ныне утраченной папертью, примыкавшей к четверику храма с юга. От этого проема сохранились откос и остатки арочной перемычки на юго-восточном углу трапезной. Существование паперти и крыльца, формы которых установить невозможно, подтверждается наличием полуциркульной трабы от кирпичного свода на южной стене алтаря, уступом в кладке на стене храма и, по-видимому, связанным с устройством паперти смещением вниз южного окна второго света храма.

Подалтарное помещение в первом этаже церкви, где под деревянным настилом пола помещался погреб, перекрыто коробовым сводом в направлении север — юг. Так же перекрывался первый этаж четверика храма. Во втором этаже собственно храмовая часть — с лотковым сводом.

Алтарь двухчастный. Северное помещение придела, соответствующее меньшей северной апсиде, имело коробовый свод в направлении восток — запад. Южное, с главным престолом, во внешнем объеме отмеченное центральной и южной апсидами, перекрывалось полулотковым сводом. Места примыкания стены, разделяющей апсиды, к восточной стене алтаря скруглены до пят сводов. Алтарь соединен с храмом тремя арочными проемами, растесанными в прошлом столетии. В восточной стене алтаря два проема сохранили свою первоначальную форму: заложенное снаружи арочное окно в первом этаже и небольшое полукруглое с широким раструбом в северной апсиде во втором этаже, близкое по форме окну северного придела Успенской церкви. Окно центральной апсиды при переделках опустили ниже, растесали, а первоначальную верхнюю часть окна заложили заподлицо со стеной.

Перекрытия обоих этажей трапезной утрачены. В первом, как, видимо, и во втором, этаже трапезная состояла из нескольких помещений, о чем свидетельствуют остатки продольной стены в первом ярусе, примыкавшей к западной стене, и пяты различных сводов. В северо-западной части первого этажа трапезной существовал коробовый свод, в юго-западной — сомкнутый.

Над проемами первого яруса в западной, единственной почти полностью сохранившейся стене, остатки распалубок. На западной и восточной стенах во втором этаже сохранились пяты цилиндрических сводов в направлении север — юг. Эти своды, видимо, были переложены позднее. При обновлении церкви в ХIХ веке, вероятно одновременно с растеской южного входа в трапезную, была устроена лестница для выхода на второй этаж, следы которой видны на внутренней стороне западной стены трапезной. При этом свод первого этажа был пробит.

Количество проемов в западной торцевой стене трапезной сохранено первоначальным, но все они были растесаны и увеличены по высоте. Углы прямоугольных, геометрически четких объемов церкви закреплены лопатками. Во втором этаже алтаря в сочетании с плоскостью стены первого рельефно выделяются скругленные объемы апсид с полуколонками между ними.

Декор здания сконцентрирован в венчающих частях объемов и особенно развит в верхней части четверика храма. Над его аркатурным поясом, более миниатюрным, чем в главном монастырском соборе, между рядами поребрика проходят отсутствующие там перспективные ширинки, а над ними — ряд балясин. Все вместе производит впечатление широкого орнаментального пояса. Над апсидами — фигурные карнизы из рядов поребрика и балясин, существовавшие ранее и над трапезной. Набор декоративных элементов аналогичен примененным в Успенской церкви.

Четырехскатное покрытие храма Казанской церкви утрачено. В северо-западном углу ее второго этажа найдена чернолощеная черепица прямоугольной формы с полукруглым концом в глинистой обмазке.

В Казанском храме хранилась особо чтимая древняя икона Казанской Божией Матери в серебряном с позолотой окладе, украшенном жемчугом. По преданию, именно эта икона была обретена основателем обители на пне, на котором впоследствии устроили престол в приделе Иоанна Белгородского Успенского собора.

В притворе Казанского храма располагалась библиотека; в ней среди прочих находились древние книги: Требник 1646 года, Минея месячная 1693 года и другие.

Всехсвятская (надвратная, летняя) церковь

Над главными воротами монастыря в 1656 году была возведена небольшая Всехсвятская церковь (освящена в 1657 году). Над ней возвышалась каменная колокольня, где в XVIII веке находились часы и древний колокол, пожалованный в монастырь в 1638 году царевичем Иваном Михайловичем.

В 1810–1820-х годах была возведена монастырская ограда с двумя декоративными башнями по углам с восточной стороны (на средства графа А. С. Шереметева, в память об отце). Непосредственно в ограде справа и слева от святых ворот размещались два каменных двухэтажных корпуса. В правом располагалось земское народное училище, в левом — гостиница, а под ней — странноприимный дом. Общая длина ограды с восточной стороны — около 450 метров.

По описи пустыни 1764 года, главы Успенской, Казанской и надвратной церквей были покрыты «чешуею каменною». По-видимому, не только главы, но и кровли в XVII–XVIII веков были черепичными.

Настоятельский корпус

Настоятельский корпус построен в 1806 году. Он расположен к юго-западу от восточных главных ворот пустыни и к югу от церквей, образуя вместе с ними планировочный треугольник. Корпус двухэтажный. Низ кирпичный, обмазан тонким слоем извести, верх — деревянный, обшит тесом. Не исключено, что верхний этаж выстроен несколько позже. По сохранившимся формам декора нижнего этажа (плоским нишам, в которых помещены окна, следам наличников, карнизу «сухариками») видно, что дом имел вид постройки в стиле классицизма. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо, завершенное треугольным фронтоном на кронштейнах, также выполнено в формах классицизма. Деревянные лопатки, украшающие стены верхнего этажа, наличники его окон, а также детали крыльца выделялись светлой покраской.

Внутренняя первоначальная планировка первого этажа здания представляет собой систему сообщающихся, расположенных по одной оси трех симметричных помещений: большего центрального и меньших боковых. Входы в здание, по-видимому, располагались несколько иначе, в зависимости от места первоначальных несохранившихся сеней. На противоположном главному протяженном фасаде находится заложенный полуциркульный проем в нише. В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой первой половины XIX века. Изразцы белые с синим рисунком в виде ромба с цветком в центре. Полы деревянные, кровля железная.

Возле соборов на территории братского корпуса располагалось древнее кладбище. Кроме монахов, на нем были упокоены многие знатные миряне (по подсчетам Н. С. Стромилова, 23 человека). Среди них граф Федор Михайлович Шереметев (1787–1821), коллежский асессор и кавалер Степан Степанович Скалон (сохранилась гранитная могильная плита) и две его дочери — Дарья и Мария, а также Аграфена Петровна Протопопова. Имелись захоронения в подклети Успенского собора. На южной стене помещались медные доски с именами и гербами родов богатых вкладчиков и представителей родовитого русского дворянства: княгини Пелагеи Андреевны Щербатовой, графа Сергея Алексеевича Шереметева, графа Михаила Сергеевича Шереметева, графини Анны Аполлоновны Шереметевой (урожденной Дашковой). Кладбище было уничтожено в процессе многолетнего разрушения монастыря.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (бывшее подворье монастыря)

Церковь Иоанна Предтечи расположена на левом живописном берегу реки Молохты, на холме при въезде в село. Построена вместо старой деревянной церкви из кирпича на бутовом фундаменте в 1789–1797 годах. Колокольня не сохранилась. Характерный для местной архитектуры небольшой сельский храм в формах раннего классицизма с элементами барокко.

В пространственной композиции бесстолпного одноглавого трехчастного храма выделен двусветный куб под купольной граненой кровлей, увенчанный луковичной формы главкой на четырехгранном, со срезанными углами, барабане. К нему примыкают сильно пониженные объемы закругленной апсиды и квадратной трапезной.

Основой декоративного убранства являются четырехпилястровые портики на всю высоту боковых фасадов с антаблементами, раскрепованными над угловыми пилястрами, и треугольными фронтонами. Прямоугольные окна нижнего яруса на всех объемах заключены в простые рамочные наличники со спусками боковых сторон. Окна второго света лишены обрамлений. Несколько более сложной барочной трактовкой отличаются барабан главки и прямоугольные рамки с выступами между окнами первого и второго света. Храм перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном, с плавным изломом лотков на внутренних ребрах. Трапезная имеет коробовый свод, в алтаре — конха. Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи конца XIX века.

Описание

Парк-Отель «SunRise» — это комплекс, который отвечает всем требованиям и стандартам для отдыха.
Удачное месторасположение позволяет проживать гостям в живописном уголке Ивановской области, в то же время всего в 20 минутах езды от самого города Иваново. На территории парка располагается Два открытых бассейна и ресторан.
Фонд отеля состоит из 6 комфортабельных номеров и 2 гостевых домика.
Гости парка могут посетить бар и кальянную lounge зону.
Для празднования торжеств мы предлагаем в аренду также летнюю веранду вместимостью до 150 человек.
На летней площадке имеются шезлонги, беседки, пляжный волейбол, дартс и многое другое!
А это значит появилась возможность позволить себе отдохнуть, не покупая путевки на дорогих курортах, ведь до отпуска 30 минут за рулем!
Стоимость входа на территорию Парк-Отеля:
С понедельника по пятницу
———————
Взрослый билет — 500 рублей
Детский билет — 350 рублей (3 до 12 лет)
Дети до 3-х лет — БЕСПЛАТНО
VIP — 1500 рублей
Суббота и воскресенье
———————
Взрослый билет — 700 рублей
Детский — 500 рублей (3 до 12 лет)
Дети до 3х лет-БЕСПЛАТНО
VIP — 1500 рублей

Писать отзывы о монастырях – дело непростое, ИМХО… Уж слишком много всего интересного, как правило, сосредоточено на сравнительно небольшом пятачке. Кроме того, по собственному опыту могу судить, что именно на монастырской территории наличествует не один, а несколько удивительных (интересных, фотогеничных, оригинальных etc.) сакральных сооружений, о которых тянется написать отзыв рука… Августовский отпуск привнёс в мою жизнь элемент трэвэла и подарил знакомство с очередным монастырём. А, уж если быть точным, то с архиерейским подворьем «Успенская Золотниковская пустынь» Шуйской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата – именно так именуется сие место, расположенное в 46 километрах по федеральной трассе М-7 «Волга» в Тейковском районе, на официальном сайте. Находится упомянутая пустынь примерно в километре от обочины трассы в населённом пункте с аналогичным названием. Сразу же оговорюсь – на территории монастыря вас ждёт знакомство с ТРЕМЯ культовыми сооружениями. В этом посте – речь о самом древнем монастырском сакрале, соборе Успения Пресвятой Богородицы, датой постройки которого принято считать 1651 год (что КаГБэ намекает!!!). Именно в упомянутом году игумен Никон выстроил вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви каменный холодный Успенский собор «о трех верхах» (трехкупольный) с приделом в честь в честь святого великомученика Иоанна Белгородского – небесного покровителя царевича Иоанна Михайлович, сына царя Михаила Фёдоровича Романова от царицы Евдокии Стрешневой. В архитектурном плане указанное культовое сооружение являет собой массивный бесстолпный четверик, крытый четырёхскатной кровлей и завершённый тремя вытянутыми главками-«луковками» на цилиндрических слепых барабанах. Три купола на здешнем сакрале обозначают Святую Троицу (есть мнение, что тройственность куполов Успенского собора ориентирует нас на храмы Суздаля XVI века). С востока к основному объёму примыкает пониженная до окон первого света сильно вынесенная с полуциркульным завершением апсида, крытая конхой. С запада сакральную композицию продолжает равновысокая с апсидой трапезная с двумя приделами – северным (Иоаннобелгородским) и южным (Преображенским), который был возведён только в 1737 году). Наружный декор Успенского собора, по мнению специалистов, относит нас к традициям суздальского церквестроительства середины XVII века и к образцам храмового зодчества ростовской архитектурной школы XVI-XVII веков (в частности, особенно красив арктурно-колончатый пояс, украшающий фасады четверика). Я рекомендовал бы обратить внимание на обрамлённые полуваликами пятиугольные киоты, вкомпонованные во фриз, а также на порталы с килевидными завершениями, которыми обрамлены северный и южный входы во храм. Как и многие сакралы России, Успенский собор Золотниковской Пустыни пережил тяжёлые времена – в 1924 году на волне «борьбы с опиумом для народа» храм был закрыт и использовался как конюшня, загон для скота, складское помещение… Печально… Лишь в начале уже XXI века храм был возвращён в лоно РПЦ и возродился во всей красе!!! Успенский собор в Золотниковской Пустыни – удивительно красивый и фотогеничный объект. Настоятельно рекомендую!!!…

6 декабря 2019 года

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫМИ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО

Святитель Митрофан Воронежский был почитаем в народе и прославился чудотворениями еще задолго до своего прославления в лике святых. На его малой родине в селе Антилохово, его окрестностях и других весях Владимиро-Суздальской, Костромской земли, местах, связанных с его пастырским служением и несением монашеских подвигов, было известно о подвижнической жизни будущего первопрестольника Воронежского Митрофана.

Святитель Питирим Тамбовский был учеником, другом епископа Митрофана. Известно также, что они были не просто друзьями, но и сподвижниками Петра I в строительстве флота. Когда епископ Питирим получил назначение на Тамбовскую кафедру, он встретился с епископом Митрофаном в городе Козлове с целью получить святое благословение от своего учителя и друга. И епископ Митрофан посещал епископа Питирима в граде Тамбове. В один из таких приездов они выбрали и освятили место для нового монастыря.

Подготовкой к канонизации епископа Митрофана Воронежского занимался святитель Антоний Смирницкий, который сам впоследствии был причислен к лику святых. Святитель Антоний послал на Святую Гору Афон икону епископа Митрофана Воронежского. После открытия святых мощей свт. Митрофана, Антоний хотел переоблачить мощи святителя в епископскую мантию, но услышал тихий шепот: «Не нарушай моего завещания». Святитель просил похоронить его в монашеском облачении.

Святитель Антоний Смирницкий, никогда не видевшийся лично с батюшкой Серафимом Саровским, тем не менее состоял с ним в духовной связи. Еще только готовились документы к канонизации епископа Воронежского Митрофана, а святителю Антонию от батюшки Серафима передали записку из Сарова, в которой он поздравлял епископа с новым угодником Божиим.

Святитель Тихон Задонский родился через сто лет после свт. Митрофана Воронежского. Как и свт. Митрофан, он тоже впоследствии стал епископом Воронежским и Елецким. В Задонском Богородице-Рождественском монастыре, где жил святитель Тихон, в каждом храме монастыря освящены приделы в честь свт. Митрофана, имеются иконы с его изображением, фрески. И в келье святителя на потолке также есть роспись: Матерь Божия Державная, справа – свт. Митрофан, а слева – коленопреклоненный, еще не принявший иноческий образ свт. Тихон Задонский. Сейчас в келье свт. Тихона Задонского тоже храм.

Свт. Феофан Затворник Вышенский, обучавшийся в Ливенском духовном училище, с раннего детства был знаком с жизнеописанием епископа Воронежского Митрофана. Позднее в своих письмах и богословских трудах, проповедях епископ Феофан упоминает о свт. Митрофане. А с 1863 по 1866 г., находясь на Владимирской кафедре, епископ управляет епархией, на территории которой прошла половина жизни будущего Воронежского святителя. Пребывая в затворе в Вышенской Успенской пустыни, епископ Феофан пишет иконы. В келье у него были иконы свтт. Митрофана и Тихона Задонского. Еще одну икону свт. Митрофана епископ Феофан написал, когда у него ухудшилось зрение, и подарил ее епископу Тамбовскому Виталию.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, тоже с глубоким почтением относился к свт. Митрофану Воронежскому и внес свой бесценный вклад в дело прославления первого Воронежского епископа. Он написал «Сказание о обретении и открытии честных мощей свт. Митрофана». Первый храм в честь свт. Митрофана Воронежского был построен в Хотьковском Покровском монастыре. Освятил этот храм свт. Филарет, митрополит Московский (в 1833 году).

Свт. Митрофан Воронежский был почитаем и святымипреподобными Оптинскими старцами. В Летописи Оптиной пустыни приводится записи о том, что прп. Лев отсылал в Воронеж к мощам святителя страждущих и одержимых. Прп. Антоний удостоился видения свт. Митрофана, когда получил назначение на служение в Черноостровский монастырь города Малоярославца. В Казанском соборе Оптиной пустыни в медальоне над иконой Собора старцев Оптинских – образ свт. Митрофана Воронежского, а в Черноостровском монастыре – резной деревянный мощевик с частицей мощей Воронежского чудотворца.

Святой праведный всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский особо почитал свт. Митрофана Воронежского, подчеркивая в своем дневнике исключительное место покровителя Северной столицы в сонме русских святых: «Не забывай в домашних молитвах свт. Митрофана и прп. Сергия» (1908 г. 11 августа).

В Дневнике от 11 августа батюшка Иоанн пишет:

Логика христианская кажется не трудна и легко может быть понимаема и изучаема и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее, эту христианскую логику, и забыли почти все: и простые, и ученые (мнимоученые), именно в нее вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественного мастерства; и оправдана эта небесная почва и премудрость чадами ея (ср. Мф. 11, 19). Кроме Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и всех древних святых угодников Божиих кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (душа по образу и подобию Божию), это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки (см. Мф. 13, 45, 44, 31, 32, 33)?

Свт. Игнатий Брянчанинов во время Крымской войны отслужил молебен перед иконой свт. Митрофана Воронежского, а потом эту икону со своим благословением послал адмиралу Нахимову в Севастополь в район боевых действий. Адмирал Нахимов с благоговением принял икону святителя и чудотворца Митрофана Воронежского и одержал победу над турками.

Наш современник прп. Севастиан Карагандинский опекал монахиню Агнию (Стародубцеву). Матушка Агния до 7 лет была незрячей. По молитвам свт Митрофана и благодаря паломничеству к его святым мощам в Воронеж девочка прозрела. Матушка Агния, духовная дочь прп. Варсонофия Оптинского, а в последствии – Севастиана Карагандинского, научилась писать иконы. Конечно, старец Севастиан знал об исцелении своей духовной дочери у мощей свт. Митрофана Воронежского. И хоть нет сведений о почитании им свт. Митрофана, не случайно в Золотниковской пустыни в храме свт. Митрофана Воронежского есть частица святых мощей Карагандинского старца.

В Москве на Миусском кладбище в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии придел храма освящен во имя свт. Митрофана Воронежского. Одна из святынь в храме – это частица мощей прп. Севастиана Карагандинского.

Свт. Димитрий Ростовский жил в одну и ту же историческую эпоху, что и свт. Митрофан Воронежский. Наверняка они знали друг о друге, хотя, может, и не пересекались при жизни. Свт. Митрофан был старше свт. Димитрия, более именит и более известен в церковных кругах. Возможно, этим можно объяснить, что память свт. Димитрия, свт. Митрофана и свт. Тихона Воронежских празднуется 1 августа в Соборе трех святителей.

17 сентября Русская Православная Церковь празднует обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского, а также второе обретение мощей свт. Митрофана Воронежского. В Белгороде и в Белгородской области наряду со свт. Иоасафом Белгородским особо почитается свт. Митрофан Воронежский. Об этом свидетельствует количество храмов и храмов с приделами, освященными во имя свт. Митрофана. Может, это не случайно, и в прославление Воронежского епископа на Белгородской земле внес свою лепту свт. Иоасаф Белгородский.

Более трехсот лет прошло со дня окончания земной жизни свт. Митрофана Воронежского, а память о нем продолжает жить в православном народе от севера и до юга, от запада и до востока нашей необъятной Родины. С каждым годом память о святителе не ослабевает, множится почитание его и за пределами нашей страны.

Восстанавливаются и строятся новые храмы в честь первого Воронежского епископа, пишутся новые иконы, издаются новые книги о нем. Не иссякают потоки паломников в места жизни и монашеских подвигов святителя: Золотниковскую пустынь, Сидоровское, Небылое, на Унжу, в Воронеж. Все больше и больше православных становятся почитателями святителя и чудотворца Митрофана Воронежского, обращающихся к нему в своих молитвах. И святитель не медлит, он посылает просящим помощь из своего Небесного отечества и в наши дни.

Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!

Татьяна Сиряченко (Грибкова)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *