Знаменский собор Курска расписание богослужений

Богослужения в Знаменском соборе совершаются ежедневно. Божественная литургия: в будние дни — в 8:оо, по субботам — в 8:30, в воскресные и праздничные дни — в 9:00. Вечернее богослужение — в 17:00. Молебен с акафистом перед Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение» совершается по пятницам в 7:00.

Контакты

  • Адрес: 305000, г. Курск, ул. Луначарского, 4
  • Телефон: +7 (4712) 70-21-29

Как добраться самостоятельно к храму

Поезда через Курск идут, как и следовало ожидать, с Курского вокзала Москвы. Время в пути — семь-восемь часов. Автобусы отходят от одноименных соответствующим станциям метро московских автостанций «Новоясеневская» (в Курске проездом) и «Теплый Стан» (до самого города). Время в пути — около 9 часов.

На автомобиле из Москвы нужно следовать по федеральной трассе М2 «Крым» через Тулу и Орел. Расстояние — 530 километров. Знаменский собор находится в самом центре города, найти его не составит труда.

Если вы соберетесь в Коренную пустынь, то до нее из Курска ходят электропоезда (до станции Свобода) и автобусы с Северного автовокзала (до местечка Свобода). Время в пути — около часа. На автомобиле нужно выезжать по улице Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого.

1. Помянух дни древния Пс. 142, 5

История Знаменского кафедрального собора тесно связана с судьбой Курского края и всего нашего Отечества. На месте нынешнего величественного храма некогда располагалась древняя святая обитель. Возникновение ее относится к началу XVII столетия. Когда в 1612 году, при нашествии семидесятитысячного войска польско-литовских интервентов, курская земля была захвачена и разорена, то неприступной для врагов осталась героически оборонявшаяся под предводительством воеводы Юрия Игнатьевича Татищева городская крепость Курска. Свое спасение горожане приписывали заступничеству Божией Матери и тогда же дали обет основать в память об этом событии монастырь. Так на месте нынешнего собора была первоначально возведена деревянная церковь, освященная в честь Рождества Богородицы. Спустя три года, по особому челобитию жителей Курска, царь Михаил Феодорович Романов повелел возвратить им древнейшую святыню – чудотворную икону Богородицы «Знамение» Курскую-Коренную, до той поры пребывавшую в царских палатах Москвы. Уже в середине XVII века по царскому указу Алексея Михайловича на месте деревянного был заложен и к 1680 году выстроен каменный соборный храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» с двумя приделами. Большой пятидесятипудовый колокол был поднесен в дар государями Иоанном и Петром Алексеевичами. Его звон около трехсот лет призывал горожан к молитве, и только во второй половине XIX века треснувший колокол был снят с колокольни.

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось в течение десяти лет. Это монументальное сооружение закладывалось как памятник победы в Отечествен­ной войне 1812 года. По благословению архиепископа Курского и Бел­городского Феоктиста (Мочульского), управлявшего епархией с 1787 по 1818 год, руководство строительством было возложено на архимандрита Палладия (Белевцева), бывшего до сего времени настоятелем Курской Коренной пустыни, в прошлом артиллерийского офицера, родом из курских дворян. Сооружался собор на пожертвования граж­дан и монастырские доходы, свою лепту внес и вы­сокопреосвященный Феоктист: отошедший ко Господу в 1818 году, владыка оставил по завещанию весьма значительную сумму на благоустройство храма. Деятельное участие в созидании нового храма принял губернатор Аркадий Иванович Нели­дов, а также представители курского дворянства и купечества. Горячее усердие в этом деле со стороны москвичей проявил тайный советник Григорий Аполлонович Хомутов, – большой знаток архи­тектуры, он оказал содействие в подборе мастеров и рабочих, обеспечил сотрудничество с лучшим московским подрядчиком каменных работ, лично наблюдавшим за калужскими каменщиками, возводившими храмовые стены. Основные земляные рабо­ты по устройству котлована и каменного, положенного прямо на твердый грунт, безо всяких свай, фундамента велись летом и осенью 1816 года.

После кончины владыки Феоктиста ка­федру с 1818 по 1822 год возглавлял епископ Евгений (Казанцев), а отец Палладий в начале 1818 года был назначен настоятелем Знаменского монастыря вместо почившего архимандрита Иакинфа. Им-то и выпала честь встречать Императора Александра I, посетившего Курскую губернию в июле 1820 года и ознакомившегося с ходом строительства собора. Его сооружениебыло завершено к 1826 году, и 13 января собор был торжественно освящен. Однако отделочные работы еще продолжались, а торопиться с освящением пришлось по печальной необходимости: через Курск из Таганрога направлялось траурное шествие с прахом в Бозе почившего Императора Александра I. И вот, через три дня после праздника освящения зазвучали песнопения панихиды – собор принимал гроб с телом Благо­словенного Монарха.

Стиль классицизма, присущий архитектуре Знаменского собора, отразил в себе черты западноевропейского Ренессанса, хотя и чуждого по духу древнерусскому зодчеству, но вполне созвучного эпохе императорской России. Та же эстетика отличает декор всех элементов интерьера. Традиционная крестово-купольная конструкция храма, крестообразная в плане, имеет сильно удлиненную западную часть. Центральная часть, над которой возвышается световой барабан, увенчана грандиозным сферическим куполом 20-метрового диаметра. Вы­сота подкупольного пространства достигает 48 метров. Размеры собора так значительны, что куряне невольно сравнивали его с московским храмом Христа Спасителя. Надо заметить, что подобный купол едва ли возможно отыскать среди храмов России. А замысел такого архитектурного решения принадлежал архимандриту Палладию. Кирпичная кладка снаружи была облицована «мячковским» камнем, вывезенным из подмосковного села Мячково, толщина стен у основания доходила до 5,7 метра. Здание, помимо основного купола, увенчано четырьмя малыми главами. Все три фасада с севера, юга и запада, а также алтарную апсиду украшают колонны с капителями коринфского ордера. В 1826 году над трапезной частью храма были возведены две невысокие колокольные башни по образу Александро-Невской Лавры, на одной из них, северной, обращенной к Крас­ной площади, установили часы с боем. В истории Знаменского собора памятен 1866 год, когда на колокольни были подняты три могучих колокола, особенно выделялся из них 1045-пудовый, пожертвованный белгородским купцом Н. Чумичевым. Главный алтарь собора был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной. Помимо него имелись южный и северный приделы, а также другие, располагавшиеся на хорах и в трапезной части храма. Они были освящены в честь святых Митрофана Воронежского и Александра Невского, Николая Мирликийского, Сергия Радо­нежского, Тихона Задонского и Серафима Саровского. Над трапезной частью первоначально была устроена теплая трехпрестольная церковь во имя Сретения Го­сподня, свт. Николая и прпп. Антония и Феодосия Печерских. Но уже через десять лет, в 1837 году, она была упразднена.

Весьма необычное художественное решение имел иконостас главного алтаря – он был отлит из чугуна. Работы по его изготовлению были столь не просты, что, заказанный в 1824 году на Алек­сандровском литейном заводе С.‑Пе­­тербурга, иконостас был установлен только спустя шесть лет. Большой киот для храмовой иконы «Знамение», располагавшейся по левую сторону от иконостаса, также имел чугунную с позолотой сень. Иконостас, кроме того, впечатлял современников своей академической живописью, что для Курска той поры оказалось новшеством: все иконы были писаны на холсте санкт-петербургским академиком живописи Борги. Отделанные под мрамор стены собора украшали лепные изображения на религиозные темы, тут же располагались картины с библейскими сюжетами, написанные на холсте иконописцем Рукавицыным. Купол был расписан фресками. В соборе, помимо прочих святынь, хранились две иконы курского ополчения времен Крымской войны 1853–1856 годов. Одной из них – иконой «Знамение» – архиепископ Курский Илиодор в свое вре­мя благословлял на битву курское войско.

Примечательным событием в 1833 году стало перемеще­ние в Курск архиерейской кафедры, дотоле находив­шейся в Белгороде.

Надо отдать должное памяти замечательной личности – строителя Знаменского собора архимандрита Палладия (Белевцева). Как свидетельствуют его современники, «деятельность этого не­забвенного для Курской епархии человека была замечательна; в дело строительства храма он вложил все свои силы, всю свою энергию, все свои способности и заботился все­ми мерами о том, чтобы созидаемый дом молитвы был великолепным и величественным в архитектурном от­ношении». Будущий строитель, происходивший из древнего рода дворян Белевцевых, родился в 1776 году в Курске, а образование получил в С.‑Петербургском Артиллерийском корпусе. Приняв иноческий постриг в Коренной пустыни, отец Палладий ревностно служил в сане иеродиакона, затем иеромонаха и, наконец, в должности настоятеля. Будучи переведен в Знаменский монастырь, в 1816 году в связи с возложенными на него обязанностями по строительству собора он был возведен в сан архимандрита и вскоре назначен настоятелем обители. В 1827 году отец Палла­дий был представлен епископом Вла­димиром (Ужинским)к награждению бриллиантовым знаком ордена св. Анны 2‑й степени, а уже спустя два года получил новое назначение – в С.‑Петербург наместни­ком Александро-Невской Лавры. Ему и там пред­стояло заняться строительством нового соборного храма.

Нельзя не упомянуть об одном событии, столь же памятном в истории курского собора, сколь и значительном в духовной жизни древнего губернского города. В пасхальные дни 1893 года с 3 на 4 мая (20–21 апреля по ст. ст.) Курск посетил протоиерей кронштадтского Андреевского собора отец Иоанн Сергиев. Весть о предстоящем визите еще накануне взбудоражила весь город, встречать уже тогда почитавшегося святым пастыря собрались тысячи верующих во главе с епископом Курским и Белгородским Иустином и вице-губернатором Е. К. Андреев­ским. Прежде всего отец Иоанн направился в сопровождении владыки в Знаменский собор, где ему в дар поднесли копию иконы «Знамение». В тот же вечер он участвовал во всенощном богослужении. В переполненном храме, ко всеобщему утешению молящихся, отец Иоанн читал канон. Это чтение, как отмечали «Курские епархиальные ведомости», «поразительно воодушевленное… проникало до глубины сердца и действовало на душу не как обычное слово, а как живое и притом сильное впечатление; сам о. Иоанн, казалось, не читал, а переживал содержание и убеждал молящихся». В 9 часов утра кронштадтский пастырь совершил в Знаменском соборе Божественную литургию в сослужении четырех иеромонахов. Служба произвела потрясающее впечатление, и многие из молящихся плакали во все время богослужения. После литургии отец Иоанн посетил вице-губер­натора и настоятельницу Свято‑Тро­ицкого монастыря игумению Софию (Ступину) в ее обители. Затем побывал в Духовной семинарии, посетил некоторых представителей городского общества и учебные заведения. Вечером того же дня прав. Иоанн Кронштадтский отбыл в Москву.

Не раз бывали в Курске царствующие особы, начиная с Екатерины II в 1787 году, и, конечно, посещали, как одну из главных городских достопримечательностей, Знаменский собор. Император Александр I приезжал в Курск трижды: в 1805, 1817 и 1820 годах. Бывал здесь и Александр II; Николай II посетил Курск дважды: в 1902 и 1914 годах. Гостили в Курске и великокняжеские особы Дома Романовых. Так, в декабре 1915 года сюда прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Остановившись в Свято-Троицком женском монастыре, она уже в день приезда молилась в Знаменском соборе.

История Знаменского собора неотделима от истории великой русской святыни – уже восьмое столетие почитаемой иконы «Знамение» Курской-Коренной, чудесное обретение которой летописные документы относят к концу XIII века. В те тяжелейшие времена татарского нашествия город Курск и его разоренные земли пришли в полное запустение и заросли лесами. Один из благочестивых жителей Рыльска, охотясь однажды в лесной чаще, в нескольких верстах к северо-западу от Курска на берегу реки Тускари обнаружил лежащую у корней дерева небольшую икону, обликом своим подобную знаменитой иконе «Знамение», спасшей жителей Новгорода при осаде его суздальцами в 1169 году. Тут же свершилось и первое чудо – на месте находки забил полноводный источник. Произошло это 21 (8 по ст. ст.) сентября 1295 года – в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре началось всенародное почитание новообретенной чудотворной иконы, получившей наименование Курская-Коренная, то есть найденная у корней. Во время нового набега татар в 1383 году святыню, хранившуюся в часовне на месте обретения, варвары разрубили на две части, а верного ее хранителя, священника по прозванию Боголюб, увели в плен. Спустя некоторое время священник, выкупленный из плена, разыскал расколотые части святого образа. Когда он сложил обе половины иконы, произошло новое чудо – они мгновенно сверхъестественным образом «срослись». Около двухсот лет чудесно восстановившийся образ «Знамения» пребывал во вновь отстроенной на том же месте часовне, пока слава о чудесах, происходящих от него, не достигла столицы. В 1597 году царь Феодор Иоаннович и патриарх Иов торжественно встречали святыню в Москве. По царскому повелению к небольшой по размеру иконе было изготовлено обрамление из кипарисового дерева, расписанное образами Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. В такой композиции икона и сохранилась до нашего времени. В том же году царским указом на месте обретения иконы была основана Курская Коренная пустынь, куда с подобающим торжеством была водворена святыня. В Смутное время икона опять оказалась в Москве, и только в 1615 году, снисходя к усердному прошению курских граждан, государь Михаил Феодорович Романов повелевает вновь перенести ее с великой честью в родную обитель. Предварительно образ с царской щедростью украшается золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными каменьями. Прошению курских жителей предшествовало уже упоминавшееся событие – героическая оборона города 1612 года, в честь которой по обету горожан и был воздвигнут в Курске монастырь с его соборным Знаменским храмом, который с 1618 года становится почетным местом хранения иконы «Знамение». Тогда же зарождается своеобразный чин знаменитых ежегодных крестных ходов с перенесением Знаменской иконы и традиция ее попеременного пребывания в Коренной пустыни и в городском соборе.

Многовековое всероссийское почитание чудот­ворной курской иконы всегда возбуждало злобу в среде людей, настроенных богоборчески. Нельзя не упомянуть о тревожных событиях на рубеже ХХ столетия, явивших, впрочем, новые свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Богородицы. В марте 1898 года революционно настроенные террористы, стремясь подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, пошли на дерзкое преступление, решив уничтожить одну из наиболее почитаемых русских святынь. Среди инициаторов замысла – видные эсеры. Мощное взрывное устройство должно было сработать во время праздничного бо­гослужения, для этого кощунственно выбрали Крестопоклонную Неделю. Однако, по вмешательству Божественного Промысла, часовой механизм бомбы дал сбой, сработав со значительным опозданием, когда в соборе уже никого не оставалось. Мощный взрыв, разорвавший чугунную сень над иконой, вызвал значительные повреждения в храме, даже стена дала трещину. Но среди общего разрушения икона осталась совершенно невредимой, не пострадало даже стекло киота. Покушение на святыню, вопреки чаяниям врага, послужило к еще большему ее прославлению. В память об этом чуде спасения иконы было установлено празднование, совершаемое 21 марта.

Другое вопиющее святотатство было спровоцировано сотрудниками большевистской ЧК. Последнее обстоятельство подтвердилось позднее, после взятия Курска войсками генерала Кутепова. Как вспоминает архиепископ РПЦЗ Серафим (Иванов; 1897–1987), автор известной книги «Одигитрия русского зарубежья», в апреле 1918 года чудотворный образ «Знамение» был из собора похищен. Официальные обращения за помощью к властям, предпринятые правящим епископом Феофаном (Гавриловым), никаких результатов не дали. Помогла молитва, возносимая в течение трех недель всем верующим населением Курска. Икона была чудом обнаружена в старом Феодосиевском колодце, вырытом, по преданию, самим прп. Феодосием Печерским. И произошло это 16 (3 по ст. ст.) мая, в день памяти прп. Феодосия. Тогда же, вместо похищенного драгоценного оклада, на икону была надета запасная риза, довольно простая, серебряная, покрытая голубой эмалью, – та самая, что и поныне украшает святой образ, ставший главной святыней русского зарубежья.

В ноябре 1919 года икона «Знамение» Курская-Коренная вместе с отступающими частями Добровольческой армии покинула курские пределы. Ее увозили на своих руках, спасая от поругания, архиепископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов; на кафедре: 1917–1919), настоятель Коренной пустыни архимандрит Варнава, иеромонах Гермоген (Золенко; +1958), окончивший жизнь архимандритом на покое в Иерусалиме, иеромона­хи Аристарх, Смарагд, Герман, Елеазар, Михаил и Августин, архидиакон Иоанникий и четыре иеродиакона. А уже в марте 1920 года на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении владыки Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России.

2. Время собирать камни Еккл. 3, 5

Знаменский собор постигла печальная участь большинства христианских святынь русской земли, подвергшихся в послереволюционное время разорению и поруганию. Однако судьба его, в отличие от тысяч других хра­мов, не столь трагична – он все же не был разрушен до основания. Собор был закрыт в 1924 году, постепенно с него сняли кресты, снесли колокольни. Собирались сносить главный купол, но что-то остановило безбожников, и они ограничились разрушением четырех малых куполов. В 1937 году здание переоборудовали под кинотеатр, получивший название «Октябрь». Кинозал на 800 мест расположился прямо под куполом, в алтаре установили кинопроекторы, на обоих этажах трапезной части храма устроили музыкальные фойе.

Во время Великой Отечественной войны собор разделил судьбу всего города – подожженное немцами во время отступления 1943 года, здание по­л­­ностью выгорело изнутри, произошло частичное разрушение купола. После семилетнего запустения, в пятидесятых годах началась основательная перестройка бывшего собора под двухзальный кинотеатр. Внешняя и внутренняя реконструкция нанесла столь значительный урон архитектуре здания, что в его облике уже не осталось ничего напоминающего об изначальном богослужебном предназначении. Постепенно территория вокруг собора бездумно застраивалась производственными корпусами, жилые постройки возводились таким образом, что перекрыли лучшие точки обзора, позволявшие оценить монументальность архитектурного образа храма. Казалось, что город навсегда утратил свое, некогда главенствующее в архитектурном и духовном отношении, сооружение – настолько необратимыми выглядели все преобразования, исказившие его облик и назначение.

Благие перемены стали реально ощутимы с октября 1992 года, когда архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) совершил в тесном, без окон, углу на третьем этаже алтар­ной части бывшего собора первое богослужение, проходившее под звуки оркестра все еще действующего кинотеатра «Октябрь». Завершался без малого семидесятилетний период поругания святыни. После передачи Знаменского собора Рус­ской Православной Церкви здесь сразу же начали совершаться регулярные богослужения, которые велись под сенью строительных лесов, на фоне не прекращавшихся восстановительных работ. А объем их был поистине грандиозным. Предстояло восстановить четы­ре малых барабана с куполами, заново отстроить колокольню, перекрыть основной купол, но прежде всего требовалась внутренняя реконструкция: ликвидация сооружений пятидесятых годов. Для этого необходимо было, в частности, убрать двенадцать мощных железобетонных колонн, поддерживавших внутренний фальшивый купол, которым замуровали световой барабан главного купола, разобрать лестничные пролеты и перекрытия между двумя зрительными залами, снести все лишние перегородки. В целом рабочим пришлось вывезти из собора более 600 тонн же­лезобетонных конструкций.

Только к осени 1999 года собор освободился от инородных сооружений, тогда же был подготовлен котлован под фундамент для колокольни. Строители присту­пили к возведению малых куполов, а весной следующего года на них уже устанавливали кресты. В августе 2000 года крыша собора была покрыта медью и началось строительство ко­ло­кольни. Затем последовали еще два знаменательных события. 16 ноября 2000 года митрополит Юве­на­­­лий освя­тил главный престол Знаменского кафедрального собора, хотя до оконча­­ния реставрационных работ было еще далеко. А 9 августа 2001 года, в день памяти великомучени­ка Пантелеимона, на новую соборную ко­ло­кольню были подняты шпиль и крест.

Потребовалось еще более полутора лет, чтобы новоотстроенная колокольня наконец ожила. Это свершилось на Крестопоклонной Неделе Великого поста, 3 апреля 2003 года: в этот день владыка Юве­на­­­лий возглавил торжественный чин освяще­ния оди­ннадцати новых колоколов. Весь набор был отлит по специальному заказу на Урале, самый большой колокол весит 1 тонну 380 кг. По завершении освящения монтажникам предстояло поднять колокола на 37-метровую высоту. Надо заметить, что до революции из десяти колоколов кафедрального собора самый бо­льшой весил 16 тонн, а звон со Знаменской колокольни был слышен даже в Коренной пустыни, которая расположена в 30 километрах от Курска.

Общее руководство всеми восстановительными работами осуществлял главный архитектор г. Курска Валерий Николаевич Михайлов, а оформлением интерьера обновленного Знамен­ского собора занимался коллектив художников Российской Академии художеств из С.‑Петербурга, кото­рые еще прежде обрели уникальный опыт, расписывая возрождаемый храм Христа Спасителя в Москве.

Целый год специалисты, под руководством академика живописи Александра Кировича Быстрова, трудились над разработкой эскизов росписи курского собора. Еще через полгода были созданы и доставлены из С.‑Петербурга в Курск первые живописные полотна на еван­гельские сюжеты и иконы для нового иконостаса. Была изготовлена большая витражная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная для алтаря, в высоких алтарных окнах появились витражи с изображением святителей Ва­силия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Над ними трудились петербургские художники В. В. Перхун, А. Ю. Синица и П. М. Якимчук. Заслуженный художник России Алексей Алексеевич Живаев создал монументальные образы восьми ветхозаветных пророков: Иеремии, Исаии, Захарии, Иезекииля, Давида, Соломона, Осии и Илии. Во главе с А. А. Живаевым ху­дожники трудились под самым куполом, где появилось изо­бражение восседающей на престоле Пресвятой Богородицы в окружении ангелов и образы преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и тридцати шести святых, в земле Российской просиявших, среди которых Цар­ственные страстотерпцы Николай II и Александра со чадами. Немалых трудов потребовала установка под куполом грандиозного 2,5-тонного позолоченного паникадила, тонкого литья и кузнечной работы, с двенадцатью ярусами свечей, изготовленного в мастерских про­изводственного предприятия Мо­сковской Патриархии «Софрино».В июне 2004 года, в дни подготовки к празднова­нию 250-летия со дня рождения пре­подобного Серафима Саровского, были оштука­турены и покрашены колокольня и фасад собора. А уже к 5 июля внутри храма были сняты строительные леса и пре­ображенный собор предстал во всем своем величии.

3. Се ныне день спасения 2 Кор. 6, 2

В 1993 году в Знаменский собор был возвращен точный список с оригинала иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, сохраненный в годы гонений благочестивыми христианами. Копия была написана в 1902 году иноками Знаменского монастыря и освящена на чудотворном подлиннике. В наши дни в Курске возрождена древняя традиция ежегодных крестных ходов – ныне, как и в дореволюционной России, каждую весну, в девятую пятницу по Пасхе, икона покидает Знаменский собор и шествует в Коренную пустынь, благоговейно сопровождаемая тысячами верующих всех возрастов и сословий. Осенью, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, икона с теми же почестями возвращается в кафедральный собор. Крестные ходы всегда возглавляются правящим архиереем епархии, к торжественной процессии, как и встарь, присоединяются представители городской и областной власти во главе с губернатором.

Среди значительных вех в летописи Знаменского собора надо отметить посещение его Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром. Особенно примечательно то обстоятельство, что эта встреча на курской земле последовала непосредственно за эпохальным событием в истории всей Русской Православной Церкви – подписанием в Москве «Акта о каноническом общении» двух Церквей. 21 мая 2008 года владыка Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в сопровождении клириков РПЦЗ прибыли с двухдневным визитом в Курск. Вечером в Знаменском соборе высокие гости участвовали в совместном всенощном богослужении. А утром 22 мая, в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Лавр, архиепископ Курский и Рыльский Герман и епископ Михаил в сослужении курского духовенства совершили Божественную литургию. Это памятное событие навсегда войдет в историю Курской епархии.

Знаменский собор

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря

Комплекс Знаменского монастыря является подлинной архитектурной жемчужиной, чудом сохранившейся в центре Москвы. Существующий ансамбль складывался на протяжении XV – XIX вв. Предположительно, во второй половине XV в. территория будущего монастыря входила в состав обширного владения богатых купцов-сурожан Ховриных, а в 1547 г. перешла в качестве приданого к боярину, воеводе и видному политическому деятелю этого времени Никите Романовичу Захарьину-Юрьину, шурину царя Иоанна IV и деду первого Государя из рода Романовых Михаила Феодоровича (34). Во второй половине XVI в. в состав двора Романовых входили две каменные палаты (с нач. XVII в. именуемые «на верхних погребах» и «на нижних погребах»), а также каменная домовая одноглавая церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Никиты Исповедника Мидикийского.

После нашествия на Москву крымского хана Давлет-Гирея в мае 1572 г. усадьба была восстановлена. К концу XVI – началу XVIIвв. усадьба Романовых занимала целый квартал Зарядья, ограниченный улицей Варваркой и тремя переулками: Знаменским (со стороны Москвы-реки), Псковским (со стороны церкви Св. вмч Георгия) и Безымянным (со стороны Св. Максима Блаженного). Ее северо-восточная часть в нач. XVII в. называлась «Патриаршим осадным двором», указывая на прежнее стратегическое положение данного места, расположенного на высоком холме, вблизи Кремля.

С 1613 г., после избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, их родовая усадьба на Варварке стала называться «Старый Государев двор». В 1631 г., после кончины матери Царя Государыни – старицы Марфы Ивановны, его территория со зданиями была подарена вновь учрежденному Знаменскому мужскому монастырю, получившему название по старой домовой церкви рода Романовых во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. 24 сентября 1631 г. Патриарх Филарет издал указ о передаче древностей Знаменской церкви на Государевом дворе первому игумену монастыря Герасиму, а 1 ноября 1631 г. по царскому указу поместья Марфы Ивановны перешли в монастырскую собственность (35).

Вскоре в центре монастыря была построена каменная теплая церковь Прп. Афанасия Афонского. С 1631 г. палаты «на верхних погребах» стали именоваться «казначейскими кельями», т. к. здесь хранились наиболее ценные бумаги и монастырская казна.

Здания, впоследствии составившие архитектурный ансамбль монастыря, пострадали в пожарах 1611 и 1626 гг., а после московского пожара 1668 г. начались большие восстановительные работы, проводимые на средства боярина Ивана Михайловича Милославского (36), усадьба которого находилась по соседству с монастырем и занимала территорию бывшего английского посольского двора в Зарядье (ныне музей «Старый английский двор»). В 1674 г. были перестроены казначейские кельи, а в 1676 – 1679 гг. костромскими мастерами Феодором Григорьевым и Григорием Анисимовым по заказу того же Милославского построен двухэтажный Братский (позднее Архимандричий) корпус с жилыми палатами на обоих этажах.

В 1679 г. разобрали церковь Прп. Афанасия Афонского и на ее месте начали строительство каменного пятиглавого собора с высокой шатровой колокольней, законченное в 1684 г. Знаменский собор возведен иждивением И.М. Милославского. В приходорасходной книге Знаменского монастыря 1679 г. значится: «в июне месяце каменных дел подмастерья стольника Андрея Колычева крестьянин его Костромского уезда полусела Деева городища Феодор Григорьев; да боярина князя Михаила Андреевича Голицына крестьянин того же полусела деревни Пестрецова Григорий Анисимов с товарищи подрядились сделать теплую церковь Афанасия Афонского с трапезою и с монастырскими службами, а на верху соборную церковь Знамения Богородицы и все учинить в отделке противу росписи, а от дела рядили 850 рублев и запись на них взята на боярское имя». (т. е. И.М. Милославского).

27 июня 1684 г. верхняя церковь была освящена Патриархом Иоакимом в присутствии Царя Иоанна Алексеевича, Царицы Прасковьи Феодоровны и благоверных Царевен.

Новый двухэтажный собор включил в себя в нижнем этаже теплую церковь Прп. Афанасия Афонского, одностолпную трапезную и хлебодарную палаты, а в верхнем – холодную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с ризничной палатой. К северной и западной сторонам собора была пристроена двухъярусная галерея с открытыми арочными проемами. Далеко вперед выступающие большие каменные крыльца примыкали к галерее паперти с западной стороны (у сев.-зап. угла) и с северной, обращенной к Братскому корпусу. Под галереей располагались служебные помещения и паперть нижней церкви. На юго-зап. углу галереи – паперти находилась колокольня. Фундамент собора для большей прочности поставлен на дубовых сваях (ок. 2500 свай).

В связи с появлением нового собора старую Знаменскую церковь переосвятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а бывший Благовещенский придел – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Как правило, Патриархи посещали монастырь на престольный праздник обители. С 1653 по 1696 гг. известны 17 патриарших богослужений в Знаменском монастыре. 21 июля 1677 г. Патриарх Иоаким отпевал здесь еп. Архангельского и Сербословенского Иоакима (Дьяковича), а 5 февраля 1692 г. Патриарх Адриан отпевал здесь митр. Сибирского и Тобольского Павла.

В Знаменском соборе хранились следующие особо чтимые реликвии: восьмиконечный серебряный позолоченный крест – дар инокини Марфы Ивановны 1622 года; древняя икона Знамения Пресвятой Богородицы – дар Патриарха Филарета по описи 1631 года и образ Знамения, шитый шелком и золотом с жемчугом – с надписью: «Лета 7138», образ «Страшного суда» с надписью «писан лета 7100, октября 6-го дня»; серебряный позолоченный крест – дар Царевны Татьяны Михайловны 1684 г. и ее же серебряное блюдо 1685 г.; 16 круглых мелких дробниц с надписью на них: «лета 7125-е повелением Благоверного Государя царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руссии Самодержца, в 4-е лето государства его и матери Его Великия Государыни иноки Марфы Ивановны ризы сии положены во храм Знамения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Новгородския, что у Государева Старого Двора»; митра с надписью: «Лета 7142 марта в _ день повелением Благочестивейших Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Всея Руссии Самодержцев построена сия шапка в доме Пресвятые Богородицы Честного ея Знамения, что в Китае, при первом архимандрите Евфимии» (37).

Особенно сильно пострадали монастырские здания в Троицкий пожар 1737 г. (38), когда все основные постройки, кроме церквей, практически выгорели. Кроме того, слабость грунта и близость Москвы-реки стали основной причиной обветшания построек. Вот почему монастырю приходилось вести постоянные ремонтные работы, как на средства казны, так и на средства частных жертвователей (39).

В 1752 г. в нижней церкви Знаменского собора, в трапезной палате устроили два придела: южный – Прп. Сергия Радонежского; северный – Свт. Николая Чудотворца. В 1751 г. в палатке над главными Святыми вратами освятили церковь Св. ап. Иакова, устроенную на средства находившегося здесь на покое архиепископа Устюжского Гавриила (Русского).

В ходе новых строительных работ в начале 1780 гг. Благовещенскую церковь и шатровую колокольню разобрали, а на месте церкви Св. ап. Иакова была выстроена новая колокольня со Святыми вратами.

Монастырь сильно пострадал в пожар 1812 г. О бесчинствах французских варваров в Москве хорошо известно. Так, в алтаре соборного храма Чудова монастыря находилась канцелярия маршала Даву, а в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря – хлебопекарня. В Знаменском монастыре (также как и в Спасо-Андрониковом и Покровском) французские солдаты кололи на дрова иконы, а лики святых использовали как мишени для стрельбы. Монашествующие Знаменского монастыря (также как и Донского, Сретенского, Богоявленского, Покровского, Алексеевского и Георгиевского) подверглись побоям. Иеромонах Знаменского монастыря Павел от полученных побоев скончался (40). В ходе восстановительных работ (1813) нижнюю соборную церковь переосвятили в честь прп. Сергия Радонежского. Новый трехъярусный деревянный позолоченный иконостас (1822–1823) был устроен на средства московских купцов Андрея Сидоровича и его детей Ивана и Александра Карзинкиных (41).

В связи с решением о восстановлении палат «на верхних погребах» и организацией в них Музея бояр Романовых (открыт в августе 1859 г.) по Высочайшему указу сев.-вост. часть монастырской территории со всеми строениями перешла в ведение Министерства Императорского Двора (42).

К началу XX века в сдаваемых в аренду монастырских строениях располагались различные магазины, лавки, конторы, парикмахерские и доходные квартиры.

В 1900 г. в период трехнедельного пребывания в Москве Царская семья побывала на Варварке. 12 апреля (среда Пасхальной седмицы) Государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной, а также московский генерал-губернатор Вел. кн. Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной посетили палаты бояр Романовых, подробно все осмотрев. Затем они прошли в соборный храм Знаменского монастыря, где были встречены архим. Митрофаном с братией (43).

В 1910 году в верхней церкви Знаменского собора был устроен придел Прп. Михаила Малеина (не сохр.) (44).

Особенно торжественно проходил визит в Москву Августейшего семейства в 1913 г. в ходе празднования 300-летия Династии Романовых. 25 мая по окончании Божественной Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, совершенной Митрополитом Московским Макарием (Невским), Государь отправился в Знаменский монастырь, где был встречен архим. Модестом с крестом и древней иконой Знамения Божией Матери – келейной иконой Патриарха Филарета. Приложившись ко кресту и иконе, Государь прошел в храм, где был отслужен молебен, после чего Государь посетил палаты бояр Романовых.

В 1923 г. монастырь был закрыт, а его помещения использовали под коммунальное жилье, складские и конторские помещения. В 1930 г. Знаменский собор был изуродован (разобраны четыре малые главы, снят крест с луковицей центральной главы, сломана входная лестница и т. д.). В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы в 1950 – 1960 гг. разобрали все здания в южной части бывшей монастырской территории, которая отошла под строительство гостиницы «Россия» (не сохранилась).

В результате поэтапной реставрации сохранившихся зданий монастыря в 1960–1973 гг. в значительной степени был восстановлен первоначальный облик Знаменского собора и Братского корпуса (45), колокольни с кельями (46). В конце 1970 г. здания колокольни и Братского корпуса отдали в аренду Московскому Городскому отделению Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1980 гг. Знаменский собор был превращен в Дом пропаганды ВООПИиК.

С 1992 г. в Знаменском соборе возобновились богослужения.

Основание Знаменского монастыря следует рассматривать к контексте храмоустроительной деятельности Романовых. Москва в этом смысле – грандиозный мемориал Династии, который в течение многих столетий созидался представителями рода, а Знаменский монастырь стал его важной составной частью.

К моменту основания новой монашеской обители – ближнего царского богомолья в Москве — уже существовал Георгиевский монастырь, основанный теткой Царицы Анастасии Романовны Феодосьей в память об отце, Юрии (Георгии) Захарьиче Кошкине (не сохранился). Брат Царицы Анастасии Романовны боярин Никита Романович основал Никитский женский монастырь. (Вероятно, он же был ктитором – вкладчиком расположенного рядом с Никитским женского Николо-Введенского монастыря, «что в Хлынове» (не сохранился).

К 1547 г. относится первое упоминание о Крестовоздвиженском мужском монастыре, основанном сродниками Романовых Ховриными (Варвара Ховрина – мать Патриарха Филарета) (не сохранился).

В 1626 г. Патриарх Филарет основал Феодоровский мужской монастырь у Никитских ворот Белого города в память о возвращении из польского плена.

В плане преемства двух Династий наиболее символичен Новоспасский мужской монастырь. Основанный в XIII веке князем Рюриковичем, этот монастырь уже в конце XV века стал усыпальницей Захарьиных–Юрьиных – предков будущей Династии.

Вскоре после Знаменского появится Покровский мужской монастырь, основанный в память о Патриархе Филарете (†1 октября 1633 г.) его сыном, Царем Михаилом. Основание Страстного женского монастыря Царем Алексеем Михайловичем (1654) было бы невозможным без сродника Романовых – князя, боярина и воеводы Бориса Михайловича Лыкова – Оболенского, в Нижегородском имении которого была явлена чудотворная Страстная икона Божией Матери. (Супругой Бориса Михайловича была тетка Царя Михаила Анастасия Никитична).

К «романовским» следует также отнести Высоко-Петровский, Ново-Девичий и Донской монастыри, пережившие второе рождение в период правления первых Царей Династии Романовых.

Первый храм, возведенный на территории новоустроенного Знаменского монастыря, был освящен в честь прп. Афанасия Афонского (47). Прп. Афанасий Афонский был учеником и пострижеником прп. Михаила Малеина (48) – небесного покровителя Царя Михаила Феодоровича, который родился в день памяти святого 12 июля, в 1613 г. венчался на царство в канун именин (11 июля) и скончался в ночь с 12 на 13 июля. Известно, что преподобный Афанасий Афонский создал обширный монастырь на средства Императора Никифора Фоки, племянника прп. Михаила Малеина. Празднование прп. Афанасию совпадает с днем памяти прп. Сергия Радонежского. В самом же посвящении престола прп. Афанасию нельзя не увидеть пророческий смысл. Первый из Династии Царь посвятил храм святому, в день памяти которого (именно в канун праздника) в 1918 г. принял мученический венец последний Царь великой Династии! Из жития прп. Афанасия мы узнаем, что смерть подвижника была необычна: он погиб, войдя в строящийся монастырский собор, который в этот момент обрушился. Не так ли и Государь-мученик погиб под обломками рухнувшей Империи?! (Не случайно и освящение в XVIII в. придела Свт. Николая Чудотворца в нижней соборной церкви).

Знаменский собор оказался столь удачным архитектурным сооружением, что вызвал подражания (как впоследствии это произойдет и с церковью Вмц. Варвары). Еще в середине XVII в. молодой Государь Алексей Михайлович основал в Москве, близ нынешнего Краснохолмского моста Зосимо-Савватиеву пустынь – небольшой мужской монастырь, дань уважения соловецкому подвижнику прп. Елеазару Анзерскому, по молитвам которого, как известно, родился сам Царь. Вероятно, не обошлось без влияния Патриарха Никона, постриженика прп. Елеазара. Возможно поэтому после оставления свт. Никоном кафедры монастырь был выведен из Москвы в Бронницкий уезд, близ с. Фаустово. Здесь в конце XVII в. и будет построена точная копия Знаменского собора – Троицкий –Благовещенский собор (ныне действует как приходский).

Придел в Знаменском соборе, освященный в честь прп. Сергия Радонежского, появился неслучайно. Отношение Династии Романовых к прп. Сергию было особым и причин тому было множество…

Когда Стефан покинул брата Варфоломея (будущего Сергия) и из лесной пустыньки удалился в Москву, ему здесь оказали покровительство бояре Вельяминовы, которые и определили Стефана в свой ктиторский Богоявленский монастырь. Основателем фамилии Вельяминовых был Протасий – первый московский тысяцкий, в руках которого была сосредоточена вся судебная власть на большом Московском Торгу. Протасий же был потомком выходца из Швеции варяга Шимона (Симона) Эйриксона, родственника Рюрика. Согласно преданию, отец прп. Сергия был потомком сына Шимона – ростовского тысяцкого Юрия Симоновича, попавшего в Ростов в качестве наместника кн. Юрия Долгорукого. Этим и объясняется покровительство Вельяминовых детям Кирилла и Марии.

В 1346 г. Вел кн. Московский Симеон Гордый, отослав свою вторую жену к ее отцу, задумал третий брак с тверской княжной как средство сближения с Тверью. Глава Русской Православной Церкви свт. Феогност не благословил беспричинный развод и только духовник князя Стефан, к тому времени уже игумен, решился поддержать кн. Симеона. Вскоре в Тверь за дочерью тверского князя Марией Александровной был послан боярин Андрей Кобыла. Вероятно, детали предстоящей поездки обсуждались на Варварке, в доме боярина Андрея. Несомненно, прп. Сергий знал о решении своего брата. Так пересеклись жизненные пути родоначальника Династии Романовых и братьев Стефана и Сергия. Пройдут годы и в судьбоносном 1380 году московские полки двинутся по Варварке на рязанскую дорогу и далее на Дон. Их поведет внук Протасия и дядя Вел. кн. Димитрия Иоанновича, выдающийся полководец Тимофей Вельяминов – герой битвы на р. Воже. Проходя по Варварке, войско проследовало мимо двора Голтяевых – предков Династии Романовых и родственников Вельяминовых. (Покидая Москву, кн. Дмитрий оставил свою семью на попечение сродника, боярина Феодора Голтяя Кошкина). Так жизнь прп. Сергия Радонежского, благословившего на битву московского князя, стала великим и таинственным связующим двух Династий – Рюриковичей и Романовых! Зримо две Династии пересеклись в 1547 г., когда Государь Иоанн IV обвенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьиной. А спустя 5 лет – как некая кульминация знаменитого Казанского похода — последовало чудесное явление прп. Сергия в осажденной Казани. После взятия столицы Казанского ханства Царь отправился в Троицу, чтобы поблагодарить прп. Сергия за молитвенную помощь.

Когда поляки в смутном 1608 году осадили Ростов, родину прп. Сергия, митр. Ростовский Филарет, отец будущего Царя, причащал укрывшихся в Успенском соборе защитников города на мощах свт. Феодора Ростовского, племянника прп. Сергия. Да и само освобождение Москвы и России от Смуты произошло по молитвам прп. Сергия: Косьма Минин признавался на исповеди, что решился на организацию нижегородского ополчения только после троекратного явления ему прп. Сергия.

Житие «игумена земли Русской» явилось тем фундаментом, на котором до поры до времени созидалась симфония Государства и Церкви. Но и в послепетровские времена российские Государи считали своим долгом посещать Троицкую Лавру, испрашивая благословение прп. Сергия Радонежского как на свои государственные деяния, так и на семейные дела.

Осенью 1856 г. Имп. Александр II с супругой Марией Александровной посетили Троице-Сергиеву Лавру. Императрица ждала ребенка и супруги дали обет: если родится мальчик, его нарекут Сергием. Рождение весной 1857 г. Вел. кн. Сергия Александровича, крещеного в день Св. Троицы, было расценено всеми как «знамение во благо». Спустя два года в Москве, на Варварке свт. Филарет (Дроздов) торжественно освятил первый в России мемориальный музей «Дом бояр Романовых» — символ преемственности власти императорской России от великокняжеской Руси. Вскоре Москву посетил 7-летний Сергий Александрович, который осмотрел музей, после чего свт. Филарет подарил ему крест с частицей мощей прп. Сергия. С этой святыней Вел. князь никогда не расставался. Спустя годы, став ген-губернатором Москвы и одним из основателей Исторического музея (ныне ГИМ), Сергий Александрович до самой гибели опекал музей на Варварке, часто бывая здесь вместе с супругой Елизаветой Феодоровной.

Курский Знаменский собор

Курский Знаменский мужской монастырь (Курская епархия)

  • Адрес: Россия, 305000, г. Курск, ул. Луначарского, д. 4
  • Тел.: (4712) 70-21-29
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основание монастыря связано с событиями 1612 года, когда польско-казацкое войско осадило Курск. Ворвавшиеся в город враги устроили на его улицах резню. Летописец сообщал: «и бысть сражение и пролитие крови сюду и сюду и наипаче же нас, православных христиан и жён и детей велия в том времени кровь пролияся». Однако куряне сумели закрепиться в малом остроге и отбить врага от крепостных стен. Когда же им предложили открыть ворота, осажденные кратко отвечали, что города не сдадут, но скорее погибнут, защищая его. Разъяренные упорным сопротивлением враги «зело освирепишася и частым крепким приступлением начаше град сей озлоблять… ко взятию града всякие хитрости устрояюще». Осаждённые страдали от жажды, ежедневных вражеских приступов и нехватки пороха. В эти дни тяжелых испытаний защитники города дали торжественный обет, что если Бог не предаст их в руки врагов, они «в малом острожку возле города на конец торгу против городового моста, воздвигнут церковь Пречистые Богородицы Курские», и в ней поставят чудотворный образ Знамения, в 1604 году увезенный Лжедмитрием I в Москву. Через четыре недели безуспешной осады поредевшая вражеская рать бесславно отступила от неприступных стен Курской крепости.

Основание и расцвет обители

Сразу же после освобождения куряне приступили к исполнению своего обета. Сначала был воздвигнут деревянный храм. А в 1613 году только что избранный на царство Михаил Феодорович разрешил рядом с новой церковью «монастырь огородить и двор устроить». К 1615 году строительство Рождественского монастыря завершилось. Была сооружена еще одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек.

В том же 1615 году в Москву была отправлена представительная делегация во главе с соборным диаконом Поликарпом, ходатайствовавшая перед Михаилом Федоровичем о возвращении Курску его святыни. Просьба курян была встречена благосклонно. По возвращению домой икона некоторое время хранилась в ныне не существующей соборной Воскресенской церкви, а затем, в 1618 году, была по личному распоряжению царя перенесена в Рождественский монастырь.

С этого времени новая обитель становится главным монастырем Курского края. К ней причисляются Троицкий, Божедомский и Пустынский Богородицкий мужские монастыри со всеми угодьями и землями. Специальная «тарханная» грамота, пожалованная Курскому монастырю в 1629 году содержала перечень его прав и преимуществ и подтверждала его привилегии (к примеру, освобождение от всех государственных повинностей).

В 1631 году почти все монастырские постройки сгорели во время пожара вызванного ударом молнии, а остальные были разорены воинами князя Иеремии Вишневецкого в январе 1634 года. Во время этого набега поляки также сожгли Троицкий и Божедомский монастыри. Большой ущерб потерпел монастырь и во время татарских набегов 1643 года, когда в «вотчинах его крестьянские жилища разорили без остатка, на гумнах в скирдах и на полях хлеб и сено пожгли и потравили», крестьян монастырских пропало 239 человек, не считая женщин и детей.

В 1649 году, по указу Алексея Михайловича, на выделенные из царской казны деньги, а также на частные пожертвования в монастыре было начато строительство каменной соборной церкви во имя Курской Чудотворной Иконы Знамения Божьей Матери. После постройки этого храма монастырь стал именоваться Рождество-Богородицким Знаменским.

С 1674 года настоятель монастыря, ранее именовавшийся игуменом или строителем, стал носить титул архимандрита.

К 1680 году на деньги, пожертвованные оборонявшим Белгородскую черту войском и лично курским воеводою князем Григорием Григорьевичем Ромодановским, в монастыре были возведены новые каменные строения: Богоявленская церковь при настоятельских покоях, Петропавловская на святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения и каменная стена с башнями вокруг монастыря.

В 1752 году Знаменская церковь была внутри и снаружи покрыта штукатуркой, одна ее глава разобрана и вместо нее возведено пять.

Секуляризационная реформа 1764 года

В 1764 году в ходе реформы Знаменский монастырь был утвержден штатным и поставлен во втором классе. Приписанная же к Знаменскому монастырю Коренная Рождественская пустынь получила статус самостоятельной обители. По штату в Знаменском монастыре числились архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 2 пономаря, просвирник, ключник (он же и хлебодарь), чашник, писец и 16 служителей.

Возведенная по приказу Алексея Михайловича каменная церковь простояла в центре Курска почти полтора столетия. Но в ноябре 1814 года, во время торжественного молебна, на молящихся с купола храма начали падать куски штукатурки. Проведенный по поручению губернатора А.И. Нелидова архиепископом Неоктистом и губернским архитектором Шмитом осмотр здания выявил образовавшиеся вследствие оседания фундамента трещины на своде трапезной и на стенах собора. Тревога за общее состояние здания вылилось в желание «построить вместо старой новую соборную церковь лучшей архитектуры и вместительней настоящей». Летом 1815 года проект был уже готов. Строительство собора продолжалось 10 лет. Первое богослужение в новом храме состоялось 13 января 1826 года. В этот день через Курск проследовал сопровождаемый воинским эскортом гроб с останками умершего в Таганроге Александра I. В поспешно освященном соборе над телом покойного императора была отслужена панихида.

Указом императора Николая I от 28 сентября 1832 года резиденция Курского архиепископа, существовавшая в Белгороде с 1667 года была перенесена в Курский Знаменский монастырь, превращенный в трехклассный архиерейский дом. Резиденция архиепископа разместилась в каменном двухэтажном корпусе, расположенном около собора. На верхнем этаже находились покои архиепископа, а нижний занимал монастырский наместник, архиерейский секретарь и канцелярия преосвященного.

В 1851 году к корпусу была пристроена Крестовая церковь во имя трех Святителей.

В 1854 году Знаменской обители было возвращено звание монастыря первого класса. Число монашествующих было увеличено и в 1891 году в обители служило 47 человек: наместник, казначей, ризничий, духовник, благочинный, 4 очередных иеромонахов, 13 иеродиаконов, 6 монахов, 4 указных послушников и 13 живущих на предварительном испытании.

Воскресенский храм Курского Знаменского монастыря

В 1875 году на пожертвования курских граждан за зданием собора была выстроена, а в 1876 году освящена, Воскресенская церковь. В храме было устроено три престола: во имя Светлого Христова Воскресения, преподобного Феодосия Печерского и святого Иосифа Песнописца. В 1919 году в Воскресенском храме находилось два престола: Воскресения Христова и Феодосия Печерского.

Кроме церквей на территории монастыря располагались каменный одноэтажный корпус на 20 келий для монашествующих; каменный одноэтажный флигель, в котором помещались больница, братская трапеза и кухня, каменный флигель для певчих архиерейского хора и различные хозяйственные постройки. За монастырем, через дорогу, размещалось два монастырских двора с жилыми постройками, в одном из которых располагался конный двор (каретный сарай, конюшня и два малых флигеля), а в другом — приют для сирот мужского пола. Монастырю также принадлежали Знаменская архиерейская дача под Курском, архиерейская дача под Белгородом, земельные угодья сел Знаменского и Малышеве Курского уезда и села Новые Савины Щигровского уезда. В Стрелецкой слободе (г. Курск) монастырь также имел усадебные места, в которых были поселены некоторые штатные служители.

Взрыв в соборе

8 марта 1898 года хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения террористического акта. В 1 час 15 минут ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря так вспоминал эти мгновения:

«Во время глубокого сна услышал я страшный адский грохот, от которого моя кровать как бы закачалась и воздухе… Секунда, другая — и забегали по коридору… Выбежав в коридор, я встретил иноков и, вместе с ними, поспешил на монастырский двор… Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Тогда отворили все двери и устроили сквозняк, чтобы хоть сколько-нибудь очистить воздух. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи».

От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полузонта в нескольких местах был пробит разлетавшимися осколками. Ведущие к иконе ступеньки также пострадали: нижняя каменная сильно повредила ограждающую возвышение чугунную решетку, а верхняя деревянная пролетела через весь храм и ударившись о противоположную, расположенную от сени в 17 шагах стену, отскочила от нее, повредив при этом висевшую на стене большую икону, и упала на середину храма рядом с архиерейским амвоном. Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью.

Закрытие монастыря

12 апреля 1918 года из Знаменского собора были похищены чудотворная икона Знамения и ее список, облаченные в драгоценные, украшенные самоцветами, ризы и золотая дарохранительница со Св. Агнцем. Епископ Феофан (Гаврилов) немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧК было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены лишь через месяц, в колодце возле епархиальной типографии. Два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены в начале октября 1919 года, после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК. Во время отступления Добровольческой армии чудотворная икона была вывезена из Курска.

После возвращения советской власти часть помещений Знаменского монастыря была занята бойцами 119-го батальона внутренней охраны республики. А в ноябре 1921 года при осмотре Знаменского монастыря инспектором Курского Губернского отдела управления Брусенцовым выяснилось, что все жилые корпуса монастыря были заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ монашествующим во внутренний двор запрещен. Воскресенская церковь была поругана и ограблена.

В октябре 1926 года Курский Губполитпросвет обратился в Президиум Курского горсовета с ходатайством «о закреплении и передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря». 2 ноября 1926 г. Президиум Курского горсовета удовлетворил это ходатайство.

Музей активно занялся освоением полученных площадей. Летом 1926 г. в архиерейском доме, откуда только в мае был выселен последний квартирант » сотрудник штаба X-го стрелкового корпуса, развернули десять выставочных залов для промышленно-экономического отдела музея, оборудовали две рабочие комнаты и комнату под библиотеку, Четыре монастырских флигеля музей сдал в аренду различным предприятиям и учреждениям. В первом флигеле размещались пекарня и конфетная фабрика Управления коллективов безработных при Бирже труда. Второй флигель был отведен под канцелярию Губернского архивного бюро и две квартиры. Третий флигель занимали частные квартиры. Четвертый отдан административному отделу под архив ЗАГСа. Воскресенская церковь сдавалась музеем Архивному бюро под архивохранилище на условии «его поддержания и ремонта».

Знаменский собор продолжала занимать религиозная община, так же платившая музею за 80 кв.м. «занятых под жилье и канцелярию епархиального управления». Единственным не принадлежащим музею зданием на территории монастыря оставался каменный двухэтажный братский корпус удержанный под общежитие штабом стрелкового корпуса. Четырежды руководство музея ходатайствовало перед Горсоветом о передаче ему корпуса, так как «крайне нуждается в этом здании. необходимом для развертывания отделов историко-революционного, промышленно-экономического и библиотеки музея, насчитывающей 20000 томов». Тяжба закончилась полным поражением музейщиков. Весной 1928 года флигель окончательно закрепили за военными. Но последняя точка в борьбе за братский корпус была поставлена в августе 1928 года, после образования Центрально-Черноземной области, штаб корпуса был переведен в г. Воронеж, а занимаемое им здание передано краеведческому музею.

В 1932 году Знаменский приход ликвидировали и Курский горсовет решил устроить в храме 3-й звуковой кинотеатр. В процессе переделки собор значительно изменил свой внешний облик, так как в 1935 году были снесены четыре маленьких купола и обе колокольни. 23 сентября 1937 года «Курская правда» сообщила, что

«сегодня, в 7 часов вечера, новое кино начинает работать… Главный фасад здания украшает колоннада. Красивый вход ведет зрителя в кассовый вестибюль. Фойе театра может одновременно вместить около 800 человек. В фойе установлена мягкая и полумягкая мебель. В нижнем фойе — танцевальный зал. Зрительный зал нового кинотеатра имеет 700 мест».

Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра сильно пострадало и выгорело изнутри. Комиссия, обследовавшая его в октябре 1944 года отметила отсутствие дверей и оконных переплетов, сильное разрушение лестниц, полностью снятую кровлю купола, отставшую или обвалившуюся штукатурку, уничтоженные огнем и физическим воздействием фрески. Но здание не было заброшено. Сначала там располагался склад мясных и молочных продуктов, затем размещался лагерь для военнопленных, а в ноябре 1945 года все постройки Знаменского монастыря были переданы для вывезенного из Германии завода низковольтной электроаппаратуры. Новые владельцы устроили в центральной части бывшего собора склад оборудования, в трапезной разместили штамповочный цех, а в помещении с южной стороны — цех пластмасс. Еще один цех размещался в подвале Воскресенской церкви. В двух башнях монастырской ограды устроили склады для сена и угля. Расположенный рядом с собором архиерейский дом остался в ведении Курского областного краеведческого музея. Новые хозяева, несмотря на требования инспекции по охране памятников архитектуры, не уделяли должного внимания состоянию собора; а в 1948 году вообще отказались от него. Курский Облисполкомом передал полуразрушенное здание Управлению по делам кинофикации для устройства в нем кинотеатра.

В 1956 году восстановленный в соответствии с проектом архитекторов С.И. Федорова и Л.А. Литошенко кинотеатр «Октябрь» принял первых зрителей.

Возрождение обители

В 1992 году здание бывшего Знаменского собора был вновь передано Церкви, но лишь в 1999 году Курская епархия начала работы по перестройке храма. 23 апреля 2000 года на восстановленные малые купола Знаменского кафедрального собора были подняты и укреплены золотые маковки и кресты.

В 1993 году в Знаменский собор был возвращен точный список с оригинала иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, сохраненный в годы гонений благочестивыми христианами.

Настоятели

Использованные материалы

  • Знаменский мужской монастырь // Официальный сайт Курской епархии

Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря Иеремия (1920 — 1924),

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *