Надо заметить, что хоть воспоминания М. А. Медведева (Кудрина) и не описывали событий июля 1918 года, однако тяга этого человека к литературному творчеству была хорошо известна Я. М. Юровскому. (Проживая постоянно в Москве с 1931 года, М. А. Медведев (Кудрин) периодически встречался с Я. М. Юровским у себя дома, где они неоднократно обсуждали некоторые детали той страшной ночи.)

Говоря о воспоминаниях Я. М. Юровского, нельзя также не сказать хотя бы несколько слов о его выступлении в Свердловске 1 февраля 1934 года на «Совещании Старых большевиков по вопросу пребывания Романовых на Урале». На сегодняшний день эти воспоминания менее всего изучены и представляют собой весьма интересный материал для исследователей. (Даже, несмотря на то, что наименьшее количество «тайн» многие исследователи связывают именно с ними.) Однако всё по порядку.

В конце 1931 года Я. М. Юровский из-за обострившейся болезни сердца выходит на пенсию, однако в порядке партийной нагрузки продолжает выполнять отдельные общественные поручения по линии ЦКК РКИ и КСК при СНК СССР. В это же самое время он начинает собирать документы, необходимые ему для оформления Персональной пенсии.

Кроме того, в декабре 1933 года Я. М. Юровский пишет заявление о приёме его в члены Всесоюзного Общества Старых Большевиков (ВОСБ), с 1921 года состоящего при Истпарте. Этот запоздалый шаг Я. М. Юровского, вызывает некоторое удивление. Будучи членом РСДРП с 1905 года и имея только к 1917 году 12-летний партийный стаж (для вступления в члены ВОСБ необходимо было вступить в партию до 1917 года и на момент приёма в упомянутую организацию иметь общий партийный стаж не менее 18 лет), он мог стать членом этого Общества буквально с первых дней его создания.

(Автор предполагает, что мысль о вступлении в члены ВОСБ появилась у Я. М. Юровского только лишь после смерти основателя ВОСБ – М. Н. Покровского. Никоим образом не связывая этот факт с текстом «записки Юровского», автор всё же считает, что такой шаг не мог быть предпринят просто так, без какой-либо веской на то причины. Ибо куда более вероятно, что основанием для этого шага явилась деятельность Я. М. Юровского в бытность его Председателем Отдела по реализации ценностей Гохрана НКФ Р.С.Ф.С.Р. и связанный с этим скандал, возникший в связи с попыткой продажи за рубеж колоссальных ценностей Российской Империи, которые во все годы Советской власти цинично назывались её руководителями «Достоянием Республики».)

Став кандидатом в члены ВОСБ, Я. М. Юровский в конце января 1934 года выехал в Свердловск, чтобы получить там необходимые ему документы. Собирая эти документы в ставшим ему почти что родным городе, он просто не мог не обратиться за помощью в подборе некоторых из них в Свердловский Истпарт, возглавляемый с 1928 года С. С. Моисеевым. Скорее всего, именно Я. М. Юровский предложил С. С. Моисееву организовать его, Я. М. Юровского, выступление перед членами Свердловского областного филиала ВОСБ (СОФ ВОСБ), поскольку, во-первых, те должны были хорошо его помнить по совместной работе на Урале, а, во-вторых, он имел на то полное право – на тот момент вопрос о его членстве в рядах ВОСБ был, что называется, вопросом времени. (В случае отказа Я. М. Юровский всегда мог сослаться на один из основных пунктов Устава ВОСБ: «Установление тесного товарищеского общения между старыми большевиками».)

Находясь в Свердловске, Я. М. Юровский просто не мог не посетить открывшийся в бывшем доме Ипатьева Уральский Областной Музей революции. А, побывав в одном из его главных залов, – реконструированной комнате, где произошло убийство Царской Семьи, – не поверил глазам. Почетное место среди всех прочих экспонатов, развешанных по стенам этого зала-комнаты, занимал ранее принадлежавший П. З. Ермакову пистолет Маузера, надпись под которым гласила, что именно из этого пистолета П. З. Ермаковым лично «были убиты бывший царь, царица и наследник»…

Так что, посетившему музей бывшему коменданту ДОН, было о чём призадуматься. И уж конечно было что сказать своим старым товарищам, допустившим такую «историческую несправедливость». Посему, выступая на упомянутом совещании, он в самой категоричной форме осудил деятельность некоторых сотрудников этого музея, рассказывающих о расстреле Царской Семьи не со стороны «политической необходимости», а с позиций «зверской кровожадности» .

Стенограмма беседы «Совещания Старых большевиков по вопросу пребывания Романовых на Урале», состоявшегося, как уже говорилось ранее, в Свердловске 1 февраля 1934 года, сегодня хорошо известна многим исследователям. (Хотя её полный текст был опубликован только лишь в одном издании.)

Может быть, этим и объясняется своего рода пассивность некоторых исследователей в отношении более тщательного изучения её текста. (Достаточно сказать лишь о том, что запись этой беседы производилась двумя стенографистками, а расшифрованный текст до сих пор представляет собой лишь один вариант из этих записей .)

Об утверждении Порядка использования официальных символов города Салехарда

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА САЛЕХАРДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2018 года N 53
Об утверждении Порядка использования официальных символов города Салехарда

(с изменениями на 22 ноября 2019 года)

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

Принято Городской Думой
города Салехарда
4 сентября 2018 года

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 9 Устава муниципального образования город Салехард, Городская Дума решает:

1. Утвердить прилагаемый Порядок использования официальных символов города Салехарда.

2. Признать утратившими силу следующие решения Городской Думы города Салехарда:

— от 09.12.2004 N 39 «Об утверждении Положения об официальных символах города Салехарда»;

— от 04.09.2015 N 57 «О внесении изменений в Положение об официальных символах города Салехарда».

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Городской Думы
города Салехарда
В.К.МАРТЫНЮК

г. Салехард

4 сентября 2018 года

N 53

Порядок использования официальных символов города Салехарда

Утвержден
решением Городской Думы
города Салехарда
от 4 сентября 2018 года N 53

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан на основании статьи 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9 Устава муниципального образования город Салехард и устанавливает требования по использованию официальных символов муниципального образования город Салехард (далее — символы города Салехарда).

2. Целями использования официальных символов города Салехарда являются создание зримых символов целостности территории муниципального образования город Салехард и воспитание у жителей муниципального образования город Салехард гражданственности, патриотизма, уважения к историческим, национальным, культурным и духовным традициям.

3. Официальными символами города Салехарда являются герб и флаг, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности, и внесенные в установленном порядке в государственный геральдический регистр Российской Федерации.

II. Герб города Салехарда

4. Герб города Салехарда (далее — Герб города) — составленный и употребляемый в соответствии с правилами геральдики — основной официальный символ муниципального образования город Салехард, который воспроизводит историческую символику княжества Обдорского в составе России.

5. Воспроизведение Герба города независимо от его размеров, техники исполнения, применяемых материалов должно соответствовать геральдическому описанию, которое гласит: «В серебре черная идущая лисица с червлеными глазами и языком».

Допускается воспроизведение Герба города в одноцветной (черно-белой, рельефной и т.д.) версии, в том числе с применением специальной штриховки.

Не разрешается произвольное окружение Герба города какими-либо атрибутами.

6. Герб города помещается на бланках:

— решений Городской Думы города Салехарда (далее — Городская Дума);

— постановлений и распоряжений Председателя Городской Думы;

— Почетных грамот, Благодарностей Городской Думы;

— Почетных грамот, Благодарностей Председателя Городской Думы;

— удостоверения «Почетный гражданин города Салехарда»;

— удостоверений лиц, замещающих муниципальные должности;

— удостоверений лиц, замещающих должности муниципальной службы;

— удостоверения к муниципальной награде «За выдающиеся заслуги перед городом Салехард»;

— постановлений и распоряжений Главы города Салехарда;

— постановлений и распоряжений Администрации города Салехарда;

— Почетных грамот, Благодарностей Главы города Салехарда;

— приказов (распоряжений) руководителей структурных подразделений Администрации города Салехарда, обладающих правами юридических лиц;

— постановлений и распоряжений Председателя Контрольно-Счетной палаты города Салехарда.

(п. 6 в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

7. Допускается использование изображения Герба города на бланках писем органов местного самоуправления, депутатов Городской Думы, заместителей Главы Администрации города Салехарда, муниципальных учреждений и предприятий, на протоколах заседаний рабочих групп (коллегиальных органов) Городской Думы и Администрации города Салехарда, должностных удостоверениях, удостоверениях помощника депутата Городской Думы, свидетельств о присвоении почетных званий города Салехарда.

8. Герб города воспроизводится на:

— гербовых и иных печатях, штампах, бланках документов органов местного самоуправления города Салехарда, муниципальных учреждений и предприятий, а также на вывесках, в залах заседаний и кабинетах руководителей органов местного самоуправления города Салехарда и их заместителей;

— официальных зданиях органов местного самоуправления города Салехарда и их структурных подразделений, размещенных в отдельных зданиях;

— на должностных знаках лиц, замещающих муниципальные должности, в случаях, предусмотренных решениями Городской Думы;

— удостоверениях лиц, замещающих муниципальные должности;

— удостоверениях лиц, замещающих должности муниципальной службы.

(п. 8 в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

9. Допускается воспроизведение Герба города:

— в декоративном оформлении массовых гуляний и иных муниципальных мероприятий;

— на краеведческих изданиях;

— на визитных карточках лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования город Салехард;

— на официальных приглашениях, вымпелах, буклетах и поздравлениях, памятных медалях, значках, сувенирной продукции, изготовленной по заказу органов местного самоуправления и (или) их структурных подразделений (уполномоченного муниципального учреждения);

— на официальных сайтах муниципального образования и органов местного самоуправления;

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

— на форме и атрибутах спортивных и иных команд, делегаций и их участников, представляющих муниципальное образование;

— в заставках телевизионных программ городской телерадиокомпании.

При использовании Герба города в соответствии с настоящим пунктом допускается его воспроизведение в сокращенном виде — изображение черной фигуры лисицы без гербового щита.

10. Возможно использование Герба города в иных случаях, в том числе в коммерческих целях, но лишь с письменного разрешения Главы города Салехарда.

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

Герб города не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (эмблем и иных геральдических знаков) общественных объединений и организаций независимо от форм собственности.

11. При одновременном размещении Герба города с Государственным гербом Российской Федерации, гербом Ямало-Ненецкого автономного округа Герб города располагается с правой стороны от Государственного герба Российской Федерации, если стоять к ним лицом.

Размер Герба города не может превышать размеры и размещаться выше Государственного герба Российской Федерации, герба Ямало-Ненецкого автономного округа.

12. Порядок изготовления, хранения и уничтожения бланков документов, печатей и иных носителей изображения Герба города устанавливается правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.

III. Флаг города Салехарда

13. Флаг города Салехарда (далее — Флаг города) представляет собой белое полотнище (соответствующее серебряному полю гербового щита), в центре которого располагается черная фигура лисицы, обращенная головой к древку. Пропорции полотнища: 2 (ширина) : 3 (длина).

14. Допускается воспроизведение Флага города различных размеров, из различных материалов с обязательным соблюдением пропорций и световых решений в соответствии с геральдическим описанием.

15. Флаг города используется (поднимается, устанавливается, вывешивается):

— на зданиях, в залах заседаний органов местного самоуправления города Салехарда;

— на транспортных средствах Председателя Городской Думы Главы города Салехарда, заместителей Главы Администрации города Салехарда;

(в ред. решения Городской Думы МО город Салехард от 22.11.2019 N 45)

— в кабинетах должностных лиц органов местного самоуправления;

— в ходе государственных, региональных и муниципальных мероприятий (торжеств, церемоний и т.д.).

16. Допускается использование Флага города на зданиях учреждений, предприятий, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, независимо от их форм собственности, в том числе на жилых домах и (или) перед ними — по усмотрению граждан, участвующих в торжествах, и граждан, проживающих в жилых домах.

17. При одновременном подъеме (размещении) Флага города и флага Ямало-Ненецкого автономного округа Флаг города располагается правее флага Ямало-Ненецкого автономного округа, если стоять к ним лицом.

При одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Флаг города располагается справа от Государственного флага Российской Федерации, если стоять к ним лицом, и перед флагами различных учреждений, предприятий, организаций.

18. Размер Флага города не может превышать размеры Государственного флага Российской Федерации, флага Ямало-Ненецкого автономного округа.

Высота подъема Флага города не может быть больше высоты подъема Государственного флага Российской Федерации, флага Ямало-Ненецкого автономного округа.

19. Изображение Флага города может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы на отличительных наградах органов местного самоуправления.

IV. Заключительные положения

20. Допускается использование символов города Салехарда в иных случаях гражданами, общественными объединениями, организациями, если такое использование не является их осквернением.

21. Использование официальных символов города Салехарда с нарушением требований настоящего Порядка, а также их осквернение, в том числе выразившееся в умышленном уничтожении или повреждении, нанесении надписей или изображений непристойного оскорбительного характера, влечет за собой административную ответственность в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «Об административных правонарушениях».

символы, используемые в правосл. богослужебных книгах (в первую очередь в Типиконе) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. В совр. рус. изданиях используются следующие З. п. м.: , , , (2 последних знака могут быть написаны в любую сторону открытой частью к тексту), отсутствие знака также интерпретируется как знак и обозначается словами «без знака».

Начало формирования типовых уставов служб в зависимости от статуса рядовой памяти относится уже к доиконоборческой эпохе. Величайшие христ. праздники (см. статьи Господские праздники, Богородичные праздники, Двунадесятые праздники) очень рано получили собственный устав; постепенно и др. памяти церковного года были классифицированы соответствующим образом. Так, в иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в арм. и груз. переводах, со степенью торжественности праздников и памятей святых прямо связано наличие или отсутствие дополнительных прокимнов, чтений, тропарей на вечерне, утрене и литургии. То же наблюдается и в к-польском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. В послеиконоборческом визант. монастырском богослужении, отраженном в различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов (в т. ч. в принятых ныне в правосл. Церкви), система праздников еще сложнее, что связано с гимнографическими богослужебными книгами (Минеей, Октоихом, Триодью), содержащими песнопения на каждый день седмичного и годового богослужебных кругов. Эти книги начали складываться ок. VII-VIII вв., вполне сформировались к XI в.

В первую очередь на установление системы степеней торжественности церковных памятей повлияло развитие Минеи, в к-рой к XI в. уже присутствовал полный комплект песнопений для каждого дня года. Обилие песнопений для каждого дня года позволяло регулировать уровень торжественности с помощью установления определенных норм в отношении количества песнопений в честь праздника или во имя святого. В том или ином виде указания о таких нормах присутствуют во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов; в целом в различных уставах эти указания схожи, т. к. уровень торжественности везде определяется количеством песнопений в честь праздника или во имя святого по отношению к рядовым песнопениям Октоиха (или Триоди, а в периоды пред- и попразднств — праздника), а также включением в состав службы тех или иных элементов воскресного богослужения. Тем не менее конкретные признаки торжественности и количество песнопений для различных типов праздников, а также терминология, касающаяся уровня праздников, в разных редакциях уставов нередко не совпадают.

Наличие в церковном календаре множества памятей различных категорий с однородным уставом в рамках одной категории и привело к практике обозначать типовые категории празднований с помощью З. п. м. Первое свидетельство такой практики приводит в кон. XI в. прп. Никон Черногорец. Он описывает систему из 3 чинов праздников — великих, средних и малых (см.: Пандекты. Слово 57. Почаев, 1795. Л. 489 об.; Тактикон. Слово 1. Почаев, 1795. Л. 17). Термин «великие» он связывает с теми днями, которые впосл. получили название двунадесятые праздники, а также с памятью апостолов Петра и Павла и 2 памятями св. Иоанна Крестителя — Рождеством Иоанна Предтечи и Усекновением главы Иоанна Предтечи (по выражению Тактикона, они имеют «собрания людей», чтения на вечерне, «Всякое дыхание» и Евангелие на утрене, «по чину Владычних (т. е. Господских.- А. Л.) праздников»). Об остальных праздниках прп. Никон пишет: «Среднему же чину и малому учимы есмы от Типика Студиискаго и Святыя горы, како тамо различия имать». С 3 чинами праздников, во-первых, связан устав о поклонах и о пощении (изложенный в тех же главах) и, во-вторых, это касается богослужебных особенностей. Для наглядности в этих же книгах приводится и система из 3 знаков, впосл. получившая значительное распространение в слав. рукописях: великим праздникам соответствует знак , средним — , малым — . Глава о 3 чинах праздников входит в различные редакции Иерусалимского устава, включая печатные дониконовские издания (М., 1610. Гл. 57; М., 1633. Гл. 44; М., 1641. Гл. 60). В отредактированном послениконовском издании 1682 г. эта глава была полностью переработана (гл. 47) и в таком виде помещена в издании 1695 г. и затем во всех последующих, включая опубликованные ныне. 47-я гл. рус. Типикона является основным документом, регулирующим употребление З. п. м. в совр. рус. богослужебной практике.

З. п. м. в редакции Никона Черногорца встречаются в слав. рукописях с XIV в., но регулярно употребляться они начали лишь в XVI в., в основном в месяцеслове, т. е. в разделе о неподвижных памятях годового круга, помещаемом как в Типиконах (где месяцеслов содержит полный устав службы на каждый день), так и в Часословах и Следованных Псалтирях (где в месяцеслове обычно приводятся только заглавия памятей и их тропари и кондаки). В др. книгах З. п. м. появляются лишь эпизодически. Так, в Минее месячной или Праздничной (в Трефологии) при праздничных службах можно видеть знак , имеющий скорее декоративный характер (см., напр., изд.: Трефологий. М., 1674. Л. 139, 201 и др.), иногда нек-рые из З. п. м. встречаются в Стихираре месячном. Вне месяцеслова З. п. м. могли также помещаться и в триодном разделе Типикона (в воскресные и праздничные дни), но это было характерно лишь для дониконовских печатных изданий Типикона. В совр. изданиях богослужебных книг З. п. м. употребляются только в месяцеслове; т. о., в совр. рус. практике говорить о статусах памятей в рамках терминологии З. п. м. можно лишь применительно к памятям, содержащимся в Минее, но не в Триоди (и тем более не в Октоихе).

Из-за того что в действительности последования служб имеют много небольших особенностей, к-рые не могут быть переданы системой из 3-5 знаков, в XVI в. на Руси получили распространение т. н. окозрительные уставы. Идея их создания приписывалась свт. Геннадию Новгородскому, к-рый разработал систему из сложных З. п. м., представлявших собой комбинации из десятков графем. В печатные книги эта система не была включена, возможно из-за полиграфических сложностей (или из-за недостаточной распространенности), и после XVII в. не употреблялась. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных З. п. м., фиксируемая в «Ключе к церковному уставу» Н. С. Сырникова и др. единоверческих и старообрядческих изданиях и рукописях.

Современная русская система З. п. м.

Начиная с первопечатного московского Типикона 1610 г., употребляемые в рус. традиции З. п. м. включают знак великих праздников , знаки средних праздников и , знаки малых праздников и и «без знака» (службы с «Аллилуия», также не имеющие знака, не относятся к малым праздникам). В этом виде система З. п. м. ориентирована в первую очередь на богослужебные особенности каждого типа праздников, а не на устав о поклонах и о пощении.

К великим праздникам со знаком относятся неподвижные двунадесятые праздники, праздники Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), Рождества (24 июня) и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.), памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), свт. Василия Великого и праздник Обрезания Господня (1 янв.). Главной особенностью богослужения в эти дни является совершение всенощного бдения, во время к-рого вся гимнография посвящена празднику. В рамках этого чина соединяются Господские праздники, имеющие богослужебные особенности и при совпадении с воскресеньем вытесняющие воскресное последование Октоиха; Богородичные праздники, при совпадении с воскресеньем соединяющие свои последования с воскресной службой Октоиха; праздники во имя святых. Внутри каждой группы можно также отметить различия между праздниками.

В дни средних праздников со знаком , к к-рым относятся в первую очередь дни памяти наиболее почитаемых святых — ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Мирликийского и др.,- также совершается всенощное бдение. Служба подобна богослужению в дни памяти святых, отмеченные знаком , но на утрене канон святому предваряется особым или общим каноном Пресв. Богородице. Тропари в каноне утрени поются на 14 (6 тропарей (считая ирмос) Пресв. Богородице и 8 святому), стихиры на вечерне на «Господи, воззвах» — на 8. Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха опускается.

Средние праздники со знаком , к которым относятся празднования в честь чтимых икон Божией Матери и памяти почитаемых святых, всенощного бдения не имеют — вечерня и утреня совершаются в свое время (на практике они могут соединяться, но не так, как при совершении бдения), при этом и вечерня и утреня служатся по праздничному чину (т. е. вечерня является великой и включает вход и паремии, утреня имеет полиелей, чтение Евангелия и праздничное окончание с пением великого славословия). Поскольку бдение в такие праздники не совершается, в эти дни не отменяются повечерие и полунощница. В Типиконе встречается обозначение таких праздников фразой «святой имеяй полиелей», в обиходе их нередко называют «полиелейные». На вечерне на «Господи, воззвах» стихиры обычно поются на 8, иногда на 6 (на 6 стихиры в полиелейные праздники, как правило, назначались в более старых редакциях иерусалимских Типиконов, что осталось в совр. редакции в нек-рые дни — 28 сент., 11 янв., 24 февр., 25 мая); канон на утрене — как при знаке . Иногда Типикон назначает в праздники со знаком совершение литии со стихирами святому, хотя она не является обязательной для этого типа праздников (в совр. рус. практике в большинстве случаев опускается). Рядовая (но не воскресная) служба Октоиха (кроме канона на повечерии) опускается.

Среди малых праздников, отмеченных знаком , или славословных, можно выделить по крайней мере 2 типа богослужений. Основным признаком всех памятей с этим знаком является праздничное окончание утрени (с пением великого славословия; утреня с таким окончанием имеет и др. небольшие отличия от вседневной); вечерня же может быть как великой (при славословных службах вечером в дни Рождества Христова и Крещения Господня, под 13 сент. и др., т. е. при Господских службах со славословием), так и вседневной (при славословных службах в честь святых). Песнопения Октоиха в службе могут как сохраняться (напр., 23 сент., 9 дек.), так и отменяться (напр., 2 июля, 31 авг.). Стихиры на «Господи, воззвах» поются на 6, в число тропарей канона также включается 6 тропарей празднику. Среди славословных служб по рус. Типикону — множество памятей рус. святых, канонизированных в XVI-XVII вв. Это связано с тем, что рус. церковные власти того времени хотели выделить рус. святых, но при этом не могли назначить всем им полиелейные службы; службы рус. святым, канонизированным после XVII в., как правило, сразу получали полиелейный знак.

В отличие от богослужений в дни праздников, отмеченных знаком , богослужение малых праздников со знаком (к-рый отличается от предыдущего лишь цветом) можно со всем основанием назвать вседневным, а не праздничным (см. ст. Будничное богослужение). Ни одна из служб суточного круга в эти дни не имеет к.-л. праздничных особенностей (не считая пения на утрене «Бог Господь»). Святых, дни памяти к-рых имеют этот знак, обычно называют «поемые на 6» или «шестеричные», т. к. стихиры им на «Господи, воззвах» поются на 6 (стихиры Октоиха на «Господи, воззвах» отменяются), а среди тропарей канона также присутствует 6 тропарей святому — это и является главным признаком праздников со знаком . К особенностям шестеричной службы можно также отнести наличие ряда песнопений — славников на «Господи, воззвах» и на стиховне, кондака с икосом, светильна; минимальный гимнографический комплект не имеет этих песнопений.

В дониконовских изданиях Типикона знак может отмечать дни предпразднства (7 сент., 1 февр., 24 марта, 5 и 14 авг.), хотя служба святым этих дней не всегда соответствует такому знаку (может отсутствовать тропарь — 5 и 14 авг., стихиры на «Слава» — 7 сент.; 24 марта поется только последование предпразднства, а последование святому вообще отсутствует). Т. о., в этих случаях знак относился именно к службе предпразднства. В совр. изданиях предпразднства знака не имеют.

Богослужение малых праздников «без знака» отличается от шестеричного лишь меньшим объемом песнопений Минеи по отношению к песнопениям Октоиха: на «Господи, воззвах» поются 3 стихиры Октоиха и 3 святого, канон на утрене состоит из 10 тропарей Октоиха (включая ирмос) и лишь 4 тропарей святому (по этой причине ряд уставщиков обозначают службу малого праздника «без знака» как четверичную; в дониконовской практике существовал и термин «осмерик» — для памятей святых со знаками и ). Дополнительные песнопения Минеи, всегда имеющиеся у шестеричных памятей, у памятей «без знака» могут как присутствовать, так и отсутствовать. При этом служба «без знака» с «Бог Господь» противопоставлена постовой службе с «Аллилуия» (в старых редакциях Иерусалимского устава, напротив, можно видеть, что отсутствие праздничного знака обычно предполагает отсутствие тропаря святому и, следов., службу с «Аллилуия» на утрене). Служба в честь двух малых святых может обозначаться и как шестеричная, и как служба «без знака».

В греческих богослужебных книгах

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1.

А. А. Лукашевич[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *