Слайд 1

Православная молитва Подготовила учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ № 44 ст. Северская, Краснодарского края Козинова С.Г.

Слайд 2

Чудный мир Какой огромный этот мир, Как велика ты матушка – Земля! А в этом мире разве мы одни? Прислушайтесь, что говорит религия. Рядом с человеком есть мир невидимый, Разумный и духовный, его не видим мы. Но чувства, мысли, убеждения, Влияют на поступки и наше поведение. И если совесть с разумом не рядом, То получается невежество и зло, А где добро, любовь, отрада, Там хорошо, там людям повезло. Кто дал такие нам дары, Что можем верить и любить? Кто создал этот чудный мир, Где так прекрасно жить?

Слайд 3

Умение правильно славить Бога Верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. А как люди могут беседовать с Богом, чтобы он их услышал? ( Молиться). Слово православие – что оно может обозначать? ( Умение правильно славить Бога, то есть молиться).

Слайд 4

Что такое молитва? Молитва – это обращение к Богу, беседа с богом. Но обращение может быть разным. В зависимости от этого и молитвы могут быть разными.

Слайд 5

Молитва-просьба Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья или успеха.

Слайд 6

О чем просит человек. Часто человек просит о различных материальных благах, особенно в молодости. Но, мудрея , человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Человек просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Есть просьбы о духовных дарах. Верующий просит у Бога прибавления ума или любви. А ещё о том, чтобы Бог давал человеку ощутить свою близость. По просьбе, с которой обращается человек, уже можно многое о нём понять. — Как вы думаете, а когда чаще всего человек обращается к Богу? (В минуты жизни трудные.)

Слайд 7

М. Лермонтова «Молитва» В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…

Слайд 8

Главная молитва христиан Какую молитву мог читать М. Лермонтов, такую чудную, от которой легко на сердце? ( Отче наш ) Отче наш — образец любой молитвы, с которой мы должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва — самая главная из всех. Эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей Русской церкви.

Слайд 9

Попробуем разобраться Отче отец Иже еси на небесех Который есть на небесах, или Небесный. да святится пусть прославляется яко как насущный необходимый для существования даждь днесь дай сегодня остави долги прости грехи должником нашим людям, которые против нас искушение испытание, соблазн лукавого всего хитрого и злого.

Слайд 10

Семь просьб, оглашаемых в этой молитве: Да святится имя Твое Помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твоё Да приидет Царствие Твое Удостой нас и здесь, на земле, Царства Твоего Небесного, которое есть правда, любовь и мир Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли Пусть будет не так как мы хотим, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле так же беспрекословно, без ропота, как её исполняют, с любовью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами. Хлеб наш насущный даждь нам днесь Под хлебом здесь разумеется всё необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего пречистое Тело и честная Кровь в Таинстве святого причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни

Слайд 11

Семь просьб, оглашаемых в этой молитве: И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим То есть прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили и обидели. В этом прошении грехи наши названы «долгами нашими», потому что Господь дал нам силы и способности на добрые дела, а мы часто это обращаем на грех и становимся «должниками» перед Богом. И вот если мы сами не будем прощать «должников» наших, то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об нам сказал Сам Господь наш Иисус Христос. И не введи нас во искушение. Просим не допустить до соблазна, которого мы переносить умеем; помочь нам преодолеть соблазны, когда они бывают. Но избави нас от лукаваго Избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника зла – от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и её обманов, которая перед Тобой есть ничто.

Слайд 12

Где и когда можно молиться Православный человек может молиться в беде и радости, в одиночестве и вместе с другими людьми, про себя и вслух, на любом языке и в любом месте: в храме, дома, на природе, в автобусе. Находясь среди людей, человек может молиться про себя, и этот его разговор с Богом будет никем не замечен.

Слайд 13

Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем, От всей души, всем помышленьем Мы Божью милость и любовь?

Слайд 14

Молитва-благодарение Если наши родные или близкие сделают что-то доброе для нас, мы их благодарим. Какие слова благодарности вы можете вспомнить? А всегда ли мы благодарим Бога за то, что он исполнил наши пожелания? Наверное, не всегда. Поэтому, следующий вид молитвы встречается более редко, чем молитва-просьба. Это молитва, в которой выражается наша благодарность Богу. И называется она молитва-благодарение .

Слайд 15

Молитва-славословие Самая высокая молитва – молитва — славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, и за всё благодарит Господа: за дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца… И за всё, за всё, что создал Господь. Переходя к славословию, в православных храмах поют «Аллилуйя» (Слава Богу!). В этой молитве человек не думает о своей пользе, а только благодарит Господа.

Слайд 16

Что такое благодать Если человек молится искренне и правильно, то он прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать . Люди, которые под действием благодати изменялись так, что из их сердец струится вера, надежда, любовь, называются святые. Например, святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и другие. На Руси издавна молились стоя, с поклоном и даже на коленях.

Слайд 17

Священное Предание Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми не только через Библию, но и через Свою благодать. Для православных слова и поступки святых очень значимы. Действие Божьей благодати, воплощенное в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых, называется Священное Предание (слово «предание» в русском языке означает то же самое, что и слово «традиция» в латинском языке).

Слайд 18

Краткие молитвы Господи, благослови! (Эта молитва мы произносится при начале каждого дела) Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Слава Богу! (Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу) Господи, помилуй. (Эта молитва произносится в минуту опасности).

Слайд 19

Делаем вывод Молитвы, о которых мы говорили сегодня на уроке – правильные, то есть такие, где молятся за добро и желают добра. А о чём же нельзя молиться? (Нельзя желать людям зла).

Слайд 20

Владимир Диксон «Стихотворение – молитва». За всех людей — моё моленье, За всех зверей — моя мольба, И за цветы, и за каменья, И за плоды, и за хлеба. За всё, что в дольный мир родится, За всё, что на земле живёт, За рыбу — в море, в небе — птицу, За дым долин, за снег высот. За братьев близких и любимых, За недругов и за врагов, За тишину полей родимых, За ласку глаз, за ласку слов.

Эта книга состоит из девяти частей.В этой книге объясняются: путь Эхл-и суннета, намаз, абдест, гусль, тейеммюм, орудж,хадж и зекят. В конце книги написанны молитвы, которые читаются при совершении молитвы и в других обрядах. А также эти суры и молитвы Вы можете прослушать вслух.
Произнеся изречение Бесмеле, приступaю к нaписaнию книrи о нaмaзе. Блarодaрение Aллaху Всевышнему. Поклон и приветствие избрaнным и возлюбленным рaбaм Еrо и превосходящему их всех — Мухaммеду блarословенному. Пречистым людям домa Пророкa, и кaждому из спрaведливых и верных сподвижников нaши блarопожелaния!
Для тоrо, чтобы достичь блaженствa и покоя нa этом и том свете, нaдо быть мусульмaнином. A для тоrо, чтобы стaть мусульмaнином, не требуется никaких формaльностей, обрaщения к имaму или муфтию. Прежде всеrо нaдо искренне уверовaть, a зaтем исполнять предписaния и зaпреты ислaмa. Для тоrо, чтобы обрести веру (имaн), нaдо произнести «келиме-и шехaдет” и усвоить еrо знaчения, нaдо веровaть тaк, кaк укaзывaется в книraх, нaписaнных учеными людьми предaния (Эхл-и сюннет). Человеку, придерживaющемуся релиrиозных книr ученых-суннитов, людей Истинноrо Пути, дaется блarодеяние, воздaвaемaя стa борцaммученникaм зa веру. Ученоrо, придерживaющеrося одноrо из четырех истинных мезхебов, нaзывaют ученым людей Истинноrо Пути, то есть ученым-суннитом. Положения веры широко рaзъясняются в книrе, нaписaнной нa турецком языке «Всем нужнaя верa”. Рекомендуем прочесть эту книrу.

11 Апр Конспект: Духовное оружие христианина No8 – Молитва к Богу – 2, часть 82

Posted at 17:12h in Конспекты проповедей, Проповеди, Серия «Духовная война христианина» by Media Resources

1. Введение

Мы продолжаем изучать тему «Духовная война христианина». Сегодня будет 21-я проповедь по этой теме и 87 проповедь по посланию Ефесянам

Посвящена сегодняшняя проповедь будет теме: «Духовное оружие христианина №8 – Молитва к Богу»!

Еф.6:10-20

Что такое молитва?

Значение молитвы в жизни христианина?

1) Молитва – спасение от разрушительной гордыни (молитва смиряет)

2) Молитва – объединяет с людьми

3) Молитва – изменяет реальность

4) Молитва – великая гавань для души христианина

2. Роль молитвы в духовной войне

Роль молитвы в духовной войне заключается в том, чтобы мы смиренно, с правами сыновства обращались к самому Богу. Речь не идет о том, чтобы обращаться к демонам, бесам, сатане. Молитвой является обращение к Богу и ни к кому иному!

«Молитвы духовной битвы» – прием, которым сегодня активно пользуются представители движения духовной войны. Это означает, что во время молитвы человек вступает в открытую конфронтацию с сатаной и бесами. Один пастор объясняет данное явление следующим образом: Когда мы молимся об изгнании бесов, мы разрываем оковы, которыми они опутали нас, сдерживаем их силу и, в конце концов, изгоняем их… Обычно я говорю: «Во имя Иисуса я запрещаю тебе, злой дух! Ты больше не имеешь власти над жизнью этого человека». (John Wimber and Kevin Springer, Power Healing , pp. 209-10) Что можно сказать о таком изгнании бесов? Есть ли для него библейское основание? К кому обращается экзорцист во время изгнания беса? Не к Богу, а к бесу. Поэтому ни о какой молитве здесь не может быть и речи!»

Иуды 1:9

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал:»да запретит тебе Господь

2Пет.2:9-11

То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,

А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,

Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда

Примером правильного воинствования молитвой мы можем встретить практически в каждом псалме.

Псалом 55

Псалом 56

В семнадцатом веке Иоганн Бурхард Фристайн написал чудесный гимн, описывающий истинную молитвенную духовную борьбу христианина:

«Восстань, душа моя, и пробудись от сна, Ты молись и трезвись,

Будь всегда бодра.

Не застать тебя врасплох Лукавому врагу,

Держит он в цепи оков,

Не будь жертвою ему.

Празднует жатву он,

Где христиан одолевает сон.

Бодрствуй против его козней,

Чтоб не застал тебя во сне.

Приложит он всё, что возможно,

Чтоб уловить тебя себе,

Только те жертвой падут, кто спят.

Бодрствуй и трезвись, не иди ты вспять.

Но притом не забудь опять

К Богу с моленьем ты взывать:

«Господи, благослови в нужде,

Следовать дай Тебе везде,

Чтобы ничто меня не могло От воли Твоей отвратить,

Помоги всем сердцем Тебе служить».

Чуть больше ста лет тому назад Шарлотта Эллиот написала слова другого гимна:

«Будь бодр и молись, христианин,

В мире порока греха,

Стоишь ты средь врагов один,

Удаляйся от зла.

Будь бодр и молись, христианин,

Силы греха, сомкнувшись стеной,

Ждут ослабленья и сна;

Трезвись и не падай душой.

Будь бодр и молись, христианин,

На этом лишь всё стоит.

Проси, чтобы Бог тебе помог,

Возьми ты веры щит».

Эти оба гимна подчёркивают, что для одержания победы над сатаной и его полчищами нам необходимо непрестанно и прилежно молиться.

3. Характеристики победоносной молитвы

18. «Всякою молитвою и прошением молитесь»

«Всякою» означает, что молиться надо многообразными молитвами.

Люди молятся по-разному, стоя, сидя, лежа… Одни считают, что единственное положение, в котором надо молиться, – стоя на коленях. Другие считают, что при молитве руки обязательно должны быть подняты к небу. Третьи полагают, что необходимо складывать руки вместе. Есть и такие, кто думает, что молиться нужно только словами из молитвенника. Но если вы хотите молиться всё время, непрерывно, вам придется делать это по-разному, потому что невозможно находиться в одной и той же позе в течение всего дня.

Вы можете молиться на людях или в уединении, с громким плачем или тихим шепотом. Ход молитвы может быть обдуманным, а может быть и стихийным. Молитва может представлять собой прошение, благодарение, исповедание и хвалу. Можно молиться на коленях, и стоя с поднятыми руками и даже лежа. Не бывает таких ситуаций, в которых вы не могли бы молиться.

Слово молитва на греческом языке относиться к общим молитвам, в то время как слово «прошение» относится к конкретным ситуациям, проблемам и духовным битвам!

«молитесь во всякое время»

  • Молитесь чаще!
  • Используйте любую возможность для молитвы!
  • Будьте смелее, чтобы начать молиться в неудобное время!
  • Сфорируйте традиции молитвы!
  • Молитесь непрестанно (Корам Дэо)!
  • Молитвенная жизнь – это самый точный показатель того, насколько глубоки ваши взаимоотношения с Богом.

Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Главное, что показывает, насколько я понимаю учение Писания, – это количество времени, которое я провожу в молитве. Так как теология, в конечном счете, представляет собой знание о Боге, то, чем больше теологических знаний я приобретаю, тем боль-ше они должны подталкивать меня к стремлению познавать Бога. Это стремление должно быть направлено не на то, чтобы больше знать «о» Нём, а чтобы знать лично Его! Вся суть спасения заключается в том, чтобы привести человека к познанию Бога… Если все мои знания не приводят меня к молитве, значит, здесь что-то не так. (The Christian Soldier , p. 342)

«молитесь во всякое время духом»

Речь не идет о мистицизме в молитве! Так как Библия не призывает нас мистицизму, но к вере, основанной на Слове Божьем!

Речь идет о том, чтобы молиться будучи исполненным Духом Святым. А, что это значит мы изучали , когда разбирали Еф.5:18…

Еф.5:18,19

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Речь идет о наполненности Словом Божьим и подчинении своего сердца ему! Тогда мы будем молиться в соответствии с волей Божьей, мы будем молиться с верой, с правильным сердцем. А такие молитвы обладают силой, так как Бог отвечает на них!

«и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением»

«старайтесь … со всяким постояннством» – значит будьте усердны, будьте настойчивы

Слово «моление» подразумевает конкретность молитвы.

Луки22:40-44

Придя же на место, сказал им:молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

Говоря:Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю

«о всех святых»

Молиться за других – великое благословение! Однако ваша молитва не будет плодотворной до тех пор, пока вы не будете знать, что происходит в жизни человека, за которого вы молитесь. Вы хорошо знакомы со своими собственными проблемами, но не им вы должны посвящать основную часть молитвы. Молитесь за других людей, следя за их нуждами. Правда этому всегда мешает эгоизм.

Многие из нас никогда не задумываются о важности молитвы, пока не испытают серьезных трудностей. Зачастую мы тратим в десять раз больше времени на свои нужды, чем на нужды других. Это свидетельствует о нашем эгоцентризме.

Что вы можете сказать о людях, окружающих вас? Знаете ли вы их духовные нужды? Молитесь ли вы за своего мужа, детей, друзей, соседей и людей из вашей группы по изучению Библии? Или вы не обращаете на них внимания?

Молитва требует того, чтобы мы общались друг с другом, ведь только так мы будем знать, о чём молиться. Вот какой пример подает нам апостол Павел в своем обращении к Эфесской церкви:

Еф.6:19-22

И о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,

Для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, ка́к мне должно.

А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,

Которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши

Молитвы па поле боя:

  • Голгофа поразила дракона, и я сражаюсь с побежденным врагом, который, несмотря на свою хитрость и силу, уже приговорен к погибели.
  • Когда я почувствую приближение змея к моей пяте, дай мне вспомнить о том, кто поражал дьявола в голову, когда тот жалил его в пяту.
  • Моя душа исполнена радостью, и я превозношу Тебя, Могущественный Победитель.
  • Исцели меня, если я буду ранен в духовной битве,
  • если я осквернюсь чем-либо,
  • если вера моя ослабнет,
  • если моя надежда угаснет,
  • если моя любовь остынет,
  • если что-то земное станет источником
  • моего утешения и если моя душа
  • будет гибнуть под огнем сражения.
  • О Господь, каждое Твое обетование – как бальзам; каждое Твое прикосновение рождает жизнь.
  • Не оставляй Своего обессиленного воина.
  • Обнови мои силы, чтобы я смог снова подняться и неустанно продолжать борьбу, пока мой враг не будет повержен.
  • Пребудь со мной, чтобы я с неземной радостью, которую никто не в силах затмить, мог противостоять сатане, неверию, плоти и миру.
  • Дай мне испить из вечного источника
  • Твоей неизменной, безграничной любви и воли.
  • И только если источником моей силы станет Твое могущество,
  • тогда моя рука не устанет, моя нога не споткнется, мой меч не затупится, мой щит не заржавеет, мой шлем не расколется и моя броня не упадет.

Есть ли связь между нашей молитвой и нашими поступками и какая? Как отличить «мысленную руду» от «мысленной ерунды» и пробиться к Богу через себя и свое «я»? Что делать, когда «нет времени» молиться? И можно ли читать правило в трамвае?

«Как жизнь? Как молитва?»

Когда мы встречаем близких или просто знакомых нам людей, с которыми какое-то время не виделись, то обычно спрашиваем, как у них дела и как они себя чувствуют. К этому нас побуждает, с одной стороны, элементарная вежливость, а с другой – желание получить краткое представление о том, что является для собеседника важным: все мы прекрасно знаем, что состояние человека очень сильно зависит от состояния его дел и здоровья. Но слыша в повседневной жизни этот вопрос: «Как у вас дела, и как вы себя чувствуете?», я невольно вспоминаю, как приветствовали друг друга христианские подвижники древности. Встречаясь, они интересовались друг у друга: «Как молитва?»

Состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни

Наверное, было бы странно, если бы мы сейчас как-то нарочито решили обмениваться такой приветственной фразой. Но вместе с тем для верующих людей в ней заключается наиболее универсальная возможность в нескольких словах что-то узнать друг о друге, потому что состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни. Это такой замечательный чуткий прибор со многими шкалами, на которых отражается и уровень, и градус уклона, и глубина, и напряжение, и сопротивление в жизни человека. Не бывает молитвы в вакууме – молитвы, на которую не оказывало бы влияние всё то, что мы делаем по отношению к другим людям, что мы делаем со своим сердцем и с самими собой.

Мы часто совершаем ошибку, думая, что наша молитва зависит в первую очередь от того, насколько мы прилежно исполняем утреннее и вечернее правило, насколько продолжительны наши молитвословия. И усердие, и внимание, конечно, важны, но если бы молитва зависела только от этого, не было бы людей, которые годами ходят в храм, годами читают правило, Псалтирь, акафисты, изучают богослужение – и при этом ровным счетом ничего в их молитве не меняется, не происходит движения к Богу. Почему? Потому что молитва – это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность. А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога – это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду. Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем.

Есть такое святоотеческое присловье: «Как живем, так и молимся…», но оно было бы, безусловно, неполным без второй его части: «…как молимся, так и живем». И здесь речь идет опять-таки не о количестве прочитанных акафистов и даже не только о том, уделяем ли мы молитве время и достаточно ли внимательно вникаем в ее слова. Суть в том, что, когда наша жизнь питает молитву, когда мы не рассматриваем обращение к Богу как что-то отдельно существующее, происходит и обратный процесс – молитва начинает изменять нашу жизнь.

И это с каждым из нас в той или иной мере происходит, даже если молитвенники мы, скажем так, далекие от совершенства. В принципе, чтобы в этом убедиться, можно провести такой эксперимент: перестать на какое-то недолгое время молиться совсем и понаблюдать за теми изменениями, которые будут с нами происходить. Регулярно молящийся человек уже на первые-вторые сутки с большой вероятностью почувствует, как его сердце остывает, как что-то меняется в его реакциях, как что-то во всей его повседневности начинает идти не так. А еще через некоторое время – до этого этапа, конечно, не нужно доходить – человек теряет ощущение молитвы как таковой, она становится для него чем-то внешним, и вместо памятования о Боге возникает недоумение: зачем вообще уделять молитве столько времени и внимания, зачем вообще она нужна? При этом его жизнь, по сравнению с прежней, идет вразнос, но он этого может уже даже не ощущать. Но если человек всё же опять возвращается к молитвенной жизни, если он просит Бога оживить его душу и постепенно отходит от состояния нечувствия, его жизнь вновь меняется, и он начинает думать: «Да как же я всё это время прожил…» И кажется, что это было сном каким-то, а теперь он наконец вновь очнулся, вернулся к нормальному бытию.

Вылезти из кустов

Святитель Епифаний Кипрский Когда-то святитель Епифаний Кипрский, посещая монастыри, им учрежденные, и слушая отчеты наместников о том, как проходит жизнь братии, сказал примерно следующее: «Вы говорите, что молитесь, совершая все положенные богослужения. То есть вы молитесь только в то время, которое положено по уставу? Это огорчительно, потому что это означает, что вы вообще не молитесь».

В этом утверждении кроется одна из важных причин того, почему нам так трудно бывает сосредоточиться на богослужении, почему нам с таким усилием приходится подвигать себя на молитвенное правило. Когда человек творит молитву только лишь в какое-то положенное время, а в «междумолитвенный» период о ней забывает, в это состояние обращенности к Богу бывает очень трудно возвращаться.

Постараемся всё делаемое, всё помышляемое проверять словом Божиим – тотчас же

Молитва «прорастает» в жизнь человека тогда, когда он сознательно ею свою жизнь наполняет. Это наполнение начинается с того, что мы стараемся всё делаемое, помышляемое проверять словом Божиим и, исходя из этого, делать вывод о правильности или неправильности того, что происходит в этот момент в нашей жизни. Тем, кто когда-либо пытался это делать, наверное, хорошо знакомо трудно преодолимое желание в некоторые моменты как бы скрыться от лица Божия. Каждый раз, когда мы этой слабости поддаемся, мы наносим серьезный удар по нашей молитве. Невозможно после каких-то событий дня, на которые мы не захотели взглянуть с евангельской точки зрения, «вылезти из кустов», подобно Адаму, встать на свое вечернее правило и как ни в чем не бывало пребывать в общении с Богом. А этих моментов, когда кусты впереди маячат, может быть рассеяно по каждому нашему дню десятки. И нам нужно как раз в это время Бога просить о помощи, чтобы Он дал нам решимость, дал нам мужество, дал нам способность самих себя не жалеть.

Нужно сказать, что именно жизненные события, в которых мы – тут же, переживая их в настоящем времени, – к Богу обращаемся, становятся для нас самой главной практической школой молитвы. Ведь тогда мы действительно молим Бога, а не просто читаем строки молитв, и порой наше слово, произнесенное в такой ситуации с болью, из тесноты сердца, приобретает совершенно особую силу и особую цену.

В этой реальности своей жизни должно пребывать и во время ежедневной домашней молитвы, и на богослужении. Мы многократно повторяем просьбу о том, чтобы Господь нас спас и помиловал. Но чувствуем ли мы при этом, что действительно погибаем, что это не абстракция, не метафора? Как правило, не всегда. Но чем более осознанно человек живет, чем меньше он пребывает в своих фантазиях, тем чаще и эти, и другие слова оказываются наполнены для него конкретным смыслом и содержанием.

Я или не я?

Очень важно бывает, начав день с молитвы, на протяжении всего этого дня не уходить далеко от самих себя. Это, может быть, непросто объяснить в нескольких словах, но многим наверняка знакомо такое ощущение: встаешь вечером на молитву, открываешь молитвослов, начинаешь читать – а в голове неразбериха, в которой потерялся даже ты сам и не можешь себя найти. И тогда, конечно, молитва будет от нашей жизни оторвана, потому что нужно как минимум находиться в чувствовании самого себя, чтобы ощущать, перед Кем ты предстоишь.

Поэтому прежде, чем обратиться к Богу, нужно обратиться к себе. Что это значит? То, что каждый из нас – уникальная личность, которая не исчерпывается именем, характером, родом занятий, обстоятельствами нашей земной жизни, представлением о нас окружающих и тем, что мы думаем о самих себе. Наше «я» – это нечто, что описать словами невозможно. Это то, что по-настоящему знает только Господь и что только Он может нам самим открыть. И когда человек обращается к своему неповторимому «я» и следующим внутренним движением обращается к Богу, начинается процесс взаимодействия.

Почему это осознание себя так важно? Потому что человек, у которого ощущение своего «я» утрачено, способен на безумие. Он как в запое каком-то находится, он что-то творит, и ему самому толком непонятно, где во всем этом он, а где не он. В тяжелых случаях это вопрос медицинский, но важно понимать, что это и духовный процесс, который может для внутренней жизни человека иметь разрушительные последствия. И опять же, нельзя сказать, что это не касается хотя бы в какой-то степени очень многих из нас. Мы совершаем какие-то поступки, а потом приходим на исповедь и не можем их никоим образом объяснить. Мы кого-то обидели, кому-то чего-то наговорили, и вот мы рассказываем всё это о себе и понимаем, что это не укладывается в рамки здравого смысла, которым мы все же обладаем. И это вновь свидетельствует о том, как важно постоянно в себя приходить и хотя бы каждый раз перед тем, как мы встаем на молитву, себе об этой необходимости напоминать.

«Фотография» помыслов

Есть и еще одна причина того, почему так важна постоянная молитвенная обращенность человека к Богу. Что происходит с нами, когда мы забываем себя к этому памятованию о Боге побуждать? То же, что и с окружающими нас людьми, которые даже не знают о том, что можно и нужно молиться в каждое мгновение своей жизни: наша голова оказывается занята беспрестанными, перетекающими друг в друга размышлениями. И если, опять-таки в качестве эксперимента, взять тетрадь и попытаться в ней запечатлеть откровенно всё то, о чем мы в течение дня думаем, – результат с точки зрения здравого смысла будет ужасен. На самом деле очень у немногих на целый день хватит терпения, потому что два-три часа этого записывания за собой дают человеку такую картину, которая побуждает его без промедления начать свои помыслы упорядочивать.

И это упорядочивание, это привязывание своих мыслей, как к некоему колышку, к памятованию о Боге, к стихам из псалмов, к просьбе ко Господу спасти и помиловать нас, к молитве своими словами высвобождает в человеке огромную внутреннюю энергию. Ведь мусор в нашей голове – это не просто некий шлак; это то, что забирает наши интеллектуальные силы, оказывает определенное воздействие на наше сердце, то, что рождает в нас совершенно реальную усталость, которая у современного человека так часто переходит в хроническую. В результате у нас нет сил думать о том, о чем думать действительно нужно, мы истощены напрасными, пустопорожними переживаниями и не находим в себе достаточно сочувствия к ближним.

Безусловно, мы не можем выстроить ход своих мыслей совершенно, не можем сказать себе: «Сейчас я десять минут думаю об этом, потом пятнадцать минут об этом» и так далее. Кроме того, порой и из хаотического движения мыслей складывается что-то такое, что заслуживает внимания. Но всё же нужно различать мысленную «руду», из которой что-то может выплавиться, и мысленную «ерунду», из которой ничего хорошего извлечь решительно невозможно. Если человек во все отрезки времени, когда его ум относительно свободен, стремится занять его молитвой, этого мусора неким удивительным образом становится всё меньше и меньше, он постепенно отсеивается.

Сеяние на камне

Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она по возможности обвивала, заключала в себе целиком наши сутки. Каким образом это возможно? Это становится возможным тогда, когда христианин не просто начинает день с молитвы и заканчивает его молитвой, а когда он сознательно идет к этому вечернему времени, когда он вновь перед Богом встанет и будет подводить итог прожитому дню: вспоминать все свои поступки, свои дневные просьбы ко Господу, просить о прощении того, что в течение этого дня было не так, и вразумления в том, в чем он не смог разобраться. Тогда у человека будет возможность и в ночной период войти с памятью о Боге и с ощущением предстояния перед своим Творцом. Конечно, во сне мы молиться не будем, но утром, встав и прежде всякого дела обратившись к Богу, ощутим, что эта обращенность в нас никуда и не исчезла.

Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она обвивала собой целиком сутки

Мы знаем, насколько редко это получается и как легко бывает – в дневной спешке, в вечерней усталости – сбиться с этого пути. Но нужно раз за разом находить, что нашей молитве мешает в нас продолжаться, и разбираться с этим.

Здесь можно вспомнить, например, такое утверждение преподобного Исаака Сирина: молитва злопамятного подобна сеянию на камне. То есть если мы на кого-то обижаемся, сердимся, то уже не сможем помолиться как следует. И хорошо, если человек отдает себе отчет в том, что именно мешает его молитве. А бывает, у человека столько обид на других, что это уже некий неосознаваемый груз, это уже просто постоянный фон его жизни, и почему его молитва оказывается такой сухой, скудной, он, по большому счету, не может понять.

К этому можно добавить, что, как говорил когда-то старец Иероним Эгинский, если ты встаешь на молитву и начинаешь в это время о чем-то, как тебе кажется, очень срочном и важном для себя думать, так что твой ум от молитвы удаляется, то знай: это появились твои враги. Запомни их в лицо, чтобы потом с ними разобраться, и продолжай во что бы то ни стало сосредотачиваться на молитве. Здесь нужно обязательно уточнить, что врагами являются, безусловно, не люди, не вещи, не дела, которые нам во время молитвы вспоминаются, а то, что с этими людьми, вещами и делами в нашем сознании связано и чересчур увлекает наше сердце. Это может само по себе не являться злом в нашей жизни, но в данный момент это то, чему мы позволяем встать между собой и Богом. Нужно понять, каким образом это для нас приобрело такую значимость и как эту значимость снизить. Здесь можно вспомнить эпизод из жития святого Василия Блаженного, когда тот указал царю Иоанну Грозному на его мысли, в которых царь был не на богослужении, а на Воробьевых горах – выбирал место под строительство своего дворца. У нас это может быть не дворец, а что-то гораздо менее грандиозное, но масштаб тут не первичен. Возможно, в возведении этого условного дворца мы совсем не даем действовать Богу, и нужно найти в себе силы сказать: «Господи, я Тебе это доверяю. Я сам всё, что в моих силах, сделать постараюсь, а Ты избавь меня от попечения об этом и дай мне возможность сейчас думать только лишь о Тебе и во всей моей жизни только к Тебе стремиться». И тогда, по милости Божией, нас это попечение внутренне отпустит, и мы сможем помолиться о наших нуждах духовных.

Но здесь может быть другой момент, который в корне отличается от того, о чем я сказал только что. Бывает, что мы во время молитвы вспоминаем человека, который нам причинил какую-то боль, а возможно, что и мы ему причинили боль тоже. И мы с чем-то другим хотим к Богу обратиться, а у нас всё это стоит перед глазами. В этом случае нужно, наоборот, не пытаться освободиться от этих помыслов, а сделать содержанием своей молитвы молитву об этом человеке. И это соединит нашу молитву с жизнью: если бы наши переживания и душевная мука в этот момент были бы об одном, а молились бы мы о другом, это было бы искусственно, а так наша молитва будет цельной и правдивой. Мне представляется очень важной мысль святых подвижников о том, что всё, касающееся нас в этой жизни, касается и Бога, – и поэтому не надо ничего, что нас тревожит и что касается наших ближних и нашего спасения, мимо Бога проносить. Обо всем нужно молиться, и обо всем нужно с Господом говорить.

Правило в трамвае

На этом, наверное, можно было бы и закончить, если бы… Если бы не вопросы, которые можно услышать порой от прихожан после бесед на эти темы. «Батюшка, я со всем согласна, что вы говорите: как нужно сосредоточиться во время правила, как отгонять посторонние помышления. Но на практике я, чтобы собраться, отправить детей в школу, доехать вовремя до работы, встаю в полшестого утра, и для меня единственная возможность прочитать правило – в трамвае…»

Пусть для сосредоточенной молитвы находится только пять-десять минут – но они обязательно должны быть!

Это не редкость. И я не могу сказать прихожанам, которые и так спят по пять-шесть часов в сутки, чтобы они вставали еще на полчаса раньше и успевали помолиться дома. Кто-то молится утром в транспорте, кто-то по дороге вечернее правило читает, возвращаясь поздно с работы, потому что понимает: потом просто от усталости отключится. Но это тоже – жизнь, и наша молитва, как я уже говорил выше, – часть этой жизни со всеми ее непростыми обстоятельствами. По аналогии можно сказать, что кто-то может позволить себе разнообразную, здоровую пищу, а для кого-то основой рациона становятся дешевые макароны. И точно так же, как у человека, не имеющего денег на что-то большее, не возникает вопроса сварить себе макароны или остаться вообще без пищи, у нас не должно возникать дилеммы, помолиться по дороге на работу или просто констатировать, что исполнять правило по утрам мы не можем. Но при этом так же, как человек, живущий в скудости, стремится при любой возможности насытиться, человеку, имеющему мало возможностей для полноценной уединенной молитвы, должно быть свойственно стремление устраивать себе хотя бы время от времени полноценную духовную трапезу.

Нужно постараться, чтобы в любых обстоятельствах хотя бы какое-то время для молитвы в уединении, молитвы сосредоточенной в нашей жизни присутствовало. Если это не может быть полчаса, значит, это должно быть хотя бы пять-десять минут: можно начать таким образом свое утреннее правило, а продолжить его уже в пути. Так же и вечером: можно прочитать в дороге молитвы до «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет…», а заканчивать свою молитву уже в тишине, когда ничто нас не отвлекает от предстояния перед Богом.

Возможно, в какой-то момент мы скажем Богу всего лишь несколько слов, прося у Него прощения за то, что молимся так, то на ходу, то в полусне, прося Его укрепить нас в жизненных трудностях, – и в этих словах будет сконцентрировано то, что не родилось бы в нас даже за много лет при идеальных условиях для молитвы. И если бы мы всё это время не пытались молиться, несмотря ни на что, то этого опять же не было бы. Ведь на самом деле суть молитвы заключается в покаянном, просительном, благодарственном обращении человека к Богу, происходящем непосредственно из его жизни. А всё остальное – лишь некие внешние вариации.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *