Комментарии (3)

Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений

Альфа и омега

Мне не совсем ясен смысл словосочетания от альфы до омеги. Понятно, что требуется выполнить что-то от начала до конца. Но при чем здесь греческий алфавит? Может быть, это какая-то греческая поговорка?
Выражение от альфы до омеги – не греческое, а скорее интернациональное. Его первоисточником (как и многих других) является Библия, текст которой пришел в христианскую культуру в древнегреческом переводе с древнееврейского языка. Отсюда и ссылки на буквы греческого алфавита, где альфа – первая буква, омега – последняя. Подобные выражения имеются во всех языках. Мы сейчас говорим: Выучи все от А до Я; а до революции говорили: от аза до ижицы (аз и ижица – названия букв старославянской азбуки). Выражение от альфы до омеги значит «всё целиком», «всё от начала до конца».

Стоит заметить, что в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, последней книге Библии, слова эти несут иной смысл. Там сказано: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь». Ясно, что речь идет о вещах куда более серьезных, чем мелкие людские дела, которые нужно всего лишь обстоятельно выполнить.

Некоторые люди утверждают, что покуда слова Альфа и Омега используются для обозначения как Бога, так и Иисуса, значит они – суть одно и то же. После этого они заявляют, что эти выражения означают вечность и Отца, и Сына. Но внимательно проанализировав тексты Библии, мы обнаруживаем, что подобное толкование поднимает несколько проблем.

Исаия 44:6 «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».

Откровение св. Иоанна 1:8 «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель».

Откровение св. Иоанна 1:10 «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний».

Откровение св. Иоанна 22:13 «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

Во-первых, Откровение св. Иоанна – ненадежная книга. Ранние христиане и старинные Церкви (Маркион, Кай из Рима, Дионисиус из Александрии, Амфилоциус из Икониума, Григорий из Назианзаса, Кирилл из Иерусалима) осудили её на Синоде в Лаодикее в 360 году н.э. Автор этого «Откровения» называет себя неким Иоанном, хотя он никому не известен, но очевидно, что это не апостол Иоанн, потому что стиль книги полностью отличается от Евангелия Иоанна. Кроме самого имени, очень мало известно о нём. Мартин Лютер, критикуя эту книгу, написал в предисловии к Откровению:

«Относительно книги Откровения Иоанна я оставляю за каждым читателем право придерживаться своего собственного мнения. Я не могу никого принуждать к моему мнению или суждению. Я говорю, что я чувствую. Несколько мест я пропустил в этой книге, и это заставляет меня считать, что она не является ни апостольской, ни пророческой… Многие отцы также давным-давно отвергли эту книгу… Для меня этой причины достаточно, чтобы не думать о ней высоко: Христос никогда не учил, и не знал её».

Лютеранские учёные и по сей день помещают Откровение Иоанна в отдельную категорию неканонических книг.

Во-вторых, Альфа и Омега – это названия первой и последней букв греческого алфавита. Библейские учёные полностью не уверены, что в точности означает фраза «Я есмь Альфа и Омега». Ее нельзя понимать строго буквально, потому что ни Бог, ни Иисус никогда не изъяснялись на греческом. Это подобно выражению «Бог есть «А» и «Я»». Ленски заключает: «Бесполезно искать в еврейской и языческой литературе источник чего-то, упоминающего название Альфа и Омега. Нигде человек, не говоря уже о богочеловеке, не был назван «Альфой и омегой», или на иврите «Алеф и Taу». Несмотря на то, что нет никаких свидетельств из исторических источников, что кого-то называли «Альфой и Омегой», Буллингер позволяет себе предположить, что эта фраза «является гебраизмом (древнееврейским), которое использовали древние еврейские комментаторы, когда описывали что-либо полностью от начала до конца; например, «Адам нарушал весь закон от Алефа до Taу»». Также и некоторые ученые подтвердили, что эта фраза имеет отношение к началу и окончанию чего-то или говорит о полноте чего-то.

В-третьих, доктрина Альфы и Омеги – это печальный пример того, как люди вмешиваются в Слово Божье. Мы снова видим, как доктрина искажается людьми, дабы оправдать ложные верования. Как удалось установить, в первоначальных греческих версиях Библии не было этих фраз: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний» (Откровение 1:11). Таким образом, фразы об Альфе и Омеге не обнаружены ни в каких древних текстах, а в наше время все чаще современные переводы исключают эту фразу, и создается впечатление, что ее там вообще не было. Посмотрите сами:

Откровение св. Иоанна, 1:10-11

Синодальный перевод: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам».

Современный перевод: «В день Господний Дух овладел мною, и я услышал позади себя громкий голос, подобный звуку трубы. Он сказал: «Запиши в книгу, что видишь, и пошли семи церквам».

Перевод РБО. Радостная Весть: «В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он говорил:— Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам».

Примечания:

Теория Дэвида Л. Меха основывалась на иерархию самцов в волчьей стае. Во главе стаи всегда вожак – самый сильный, ловкий и выносливый самец. Его-то и называют альфа-самцом. Далее, ниже в иерархии – бета-самцы. Омега-самцы – самые слабые и нежизнеспособные самцы, которые чаще являются изгоями. В человеческом мире все намного сложнее.

Не все те альфа, что с мускулами

Особи из неандертальского племени недалеко ушли в развитии от племени обезьян, поэтому и иерархия там распределялась более или менее чисто, как задумано природой. Вверху иерархии – альфа-самцы, самые выносливые, сильные, ловкие, смелые и, конечно же, самые наглые и агрессивные. Чем сильнее выражены у самца все перечисленные качества, тем больше он добудет мамонтов, тем теплее пещеру отвоюет для своего потомства. Поэтому самки выбирали именно таких самцов для рождения детей. Теперь представьте такого неандертальца в наше время, когда теплее дом и больше шкурок не у маскулинного самца, а у более хитрого, умного, изворотливого. Потому что природа природой, а от социально-культурных установок далеко не уйдешь. Поэтому выходит, что только при помощи силы, ловкости и наглости успеха в современном мире добиться не удастся, следовательно, пробиться к лидирующим позициям – тоже. Более того, наглый и агрессивный самец, вступающий в открытый конфликт с другими самцами за власть, может добиться позиций альфа-самца лишь в определенных кругах, например, криминальных или пацанско-дворовых. В противном случае он будет либо иметь дела с правоохранительными органами, либо из-за постоянных конфликтов не сможет задержаться ни на одной работе, что отрицательно скажется на его финансовом положении.

East News

Современные альфы, беты и омеги

Несмотря на наслоение культурных и социальных требований, бытует мнение, что современный альфа-самец – это, несомненно, мужчина доминантный и полигамный. Это его две основные характеристики. И обусловлены они природными особенностями данного мужчины. Подобно предкам-неандертальцам, от природы такие мужчины обладают физической силой, выносливостью, силой воли, умением приспосабливаться к окружающим условиям, стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью, умением идти к цели, высоким уровнем тестостерона и отменным здоровьем. Природа наделила мужчин такими качествами не зря. Задача альфа-самцов – передача жизнеспособных генов и продление рода. А поскольку мы должны не только размножаться, но и сохранять по возможности здоровые гены, то, чтобы нас, неразумных, оплодотворять, и даны нам такие мужчины – доминантные, напористые, берущие силой своей харизмы.

Однако не все наглые, смелые и уверенные мужчины на самом деле являются альфа-самцами. Показная наглость и самоуверенность – это часто приобретенные качества бет, которые либо прячут таким образом свои комплексы, либо стараются конкурировать с альфа-самцами за лидирующее положение в иерархии. На самом деле бета-самцы обладают более мягким характером, менее упрямым нравом, но вместе с тем хитростью и умом. Это те качества, которые помогают им продвигаться по карьерной лестнице и даже «подвигать» на ней маскулинных альфа-самцов, не сумевших подстроиться под современные реалии. Бета-самцы успешны и в семейной жизни. Даже существует такое расхожее убеждение, что от неверных альфа-самцов женщины беременеют, а заботливые бета-самцы воспитывают их детей. Хотя это тоже спорное утверждение, поскольку современные альфа-самцы также могут быть семьянинами. Некоторые альфы как раз и являются оплотом уходящей традиционной патриархальной семьи, во главе которой стоит мужчина – сильный, волевой, хоть и авторитарный, но способный принимать волевые решения и нести ответственность за своих близких. Есть мужчины-альфа, которые имеют по две такие семьи, а также любовниц, за которых также способны нести ответственность. А есть и такие, кто в силу воспитанных моральных убеждений вполне способны хранить верность своим женам, а те, в свою очередь, рожают им по 3-5 детей (что, опять же, сейчас большая редкость).

Последними в человеческой иерархии, так же, как и в животном мире, стоят омега-самцы. Это неудачники, старые девственники, вялые и безынициативные пивоманы, жители мира дивана и телевизора. За место в иерархии, как правило, такие особи не бьются, а напротив, свой образ жизни аутсайдеров часто возводят в культ.

Кого выбирают женщины

Общество потребления навязывает нам свои стандарты, однако наши природные инстинкты неистребимы. Поэтому и сейчас, как много миллионов лет назад, самки человека выбирают альфа-самцов, чтобы родить здоровое потомство. Только некоторые делают это с умом и выбирают наиболее приспособленных к жизни в современных реалиях мужчин-альф, а некоторые бросаются на внешнюю мишуру, отдаваясь «плохим парням», которые «поматросят и бросят». И все же альфа-самцов мало, и на всех их не хватает. Поэтому подавляющая часть женщин выбирают постоянных и надежных бета-самцов. С ними и гнездо свить можно, и с детьми беты помогут, и внимание уделят. Женщины властные, склонные к доминантному поведению, могут выбрать омегу, а потом всю жизни пилить его за то, что он ни на что не способен и жаловаться, что мужчин настоящих уже не осталось.

Как стать альфа-самцом

От теории отрекся сам создатель, но не создатели тренингов на тему «Как стать альфа-самцом». Как правило, это либо бизнес-тренеры со своими лидерскими тренингами, делающими из аутсайдеров лидеров и финансово успешных людей, либо пикаперы – со своими тренингами по соблазнению женщин. И те, и другие призывают развивать в себе определенные качества альфа-самца:

физическая сила, здоровье и высокий уровень серотонина и тестостерона. Это развивается за счет занятий спортом и корректировки питания;

сила воли;

хладнокровие;

устойчивость к конфликтам;

наглость, не выходящая за пределы приемлемого в обществе поведения;

умение отвечать за свои слова и поступки;

целеустремленность. Альфа идет напролом и до конца. И с девушками, и с работодателями, и с клиентами;

смелость. Альфа-самцу ведь нечего бояться, он уже победитель;

умение нести ответственность за свое окружение. Будь главой семейства или главой фирмы, альфа способен принять ответственность за вверенных ему людей;

умение показывать свою альфа-самцовость на деле, а не на словах.

Авдотья Разгуляева

Анкх с альфой и омегой как символ жизни. Изображение на фронтонном поле надгробного памятника. Фаюм, Египет, VI в.Изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), окружённого мандорлой. Крестьянский календарь. Австрия, 1913 г.

А и W. «Альфа» и «омега», первая и последняя буквы греческого алфавита, являющиеся символом Бога Сына, часто надписывались на пластинах для украшения стен или мебели, на щитах, книгах и других предметах. Их использование восходит к Откровению Св. Иоанна Богослова, где сказано: «Я семь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь…»

Символ начала, Первый Принцип из которого проистекают все вещи.

С Омегой — целостность, заключающую в себе все от начала до конца.

Как и АУМ индусов олицетворяет весь спектр звуков и бесконечность.

Иногда изображаются как орел и сова соответственно, день и ночь.

Хр-во — часто сочетание с крестом и ХР (см. Лабарум).

Альфа и омегл, первая и последняя буквы греческого алфавита. Они являк)тся символом Богл как начала и конца всего сущего. В искусстве они АССОЦИИРОвались С Первым и Вторым лицами Троицы. В Откровении Иоанна Богослова говорится (22:13 и в других местах): <Я есмь Альфа и Омега, начлло и конец, первый и последний. В раннем християнском искусстве эти буквы встречзются вместе с ХР (ХИ-РО)-МОНОГРАММОЙ. В живописи Ренессанса и более позднего времени их обычно можно видеть на титульном листе раскрытой книги, которую держит БОГ-ОТЕЦ. Наибо- лее распространенная форма омеги — вытянутая, нлпоминяю- щая латинскую букву Ж. Рукописныйзнак, образующий букву Ж, зяменяет омегу.

АЛЬФА И ОМЕГА -первая и последняя буквы греческо-го алфавита, созданного, согласно легенде, тремя богинями судьбы — мойрами (парками), символ эл-линской эпохи для Бога в качестве начала и для космоса в качестве конца. Основой такой символики является библейское изречение: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис 44:6). То, что буквы, звуки и слова образуют элементы мироздания, характерно для образного мира поздней античности, причем эти буквы (греческие, как и древнееврейские) перешли в числовые величины. Этим были открыты двери всем космогоническим умозаключениям, которые потом составили ядро «умозрительного гносиса» в еврейском эзотерическом учении (каббала). В Откровении Иоанна Богослова (1:8) Создатель, «…Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», характеризуется как «Альфа и Омега, начало и конец». Обе буквы часто использовались при украшении христианских могил, чтобы показать, что похороненный видел в Боге свое начало и свою последнюю цель. В средневековых изображениях Господа альфа и омега часто украшали лучезарный ореол справа и слева от его головы. Первая и последняя буквы греческого алфавита как таковые, символизирующие начало и конец всех вещей. В данном значении часто используются в романском искусстве. По форме альфа похожа на две окружности, признак Бога-создателя, в то время как омега напоминает факел, то есть огонь апокалиптического разрушения. С этой символикой также связаны изображения животных. На фронтисписе рукописи XII века Павла Орозиуса альфа и омега изображены в виде птицы и рыбы, т. е. верхней и нижней бездны. .

Альфа и омега на кресте анх (символ жизни). Изображение на фронтонном поле надгробного памят-ника «Родиа” в Фаюме. Египет, 6 в. Альфа и омега на иконе Господа-Вседержителя (Пантократора) в мандорле. Австрия. Крестьянский ка-лендарь, 1913 г.

БРОКГАУЗ & ЭФРОН

Альфа (Alpha) — первая буква греческого алфавита, обозначающая краткий и долгий звук а; её название взято из финикийского языка, где называется aleph; ее форма происходит от первоначально иероглифического египетского образа бычачьей головы; в церковнославянских азбуках соответствующий звук носит славянское название аз что значит «я». Альфа, как символ, означает начало чего-нибудь, особенно часто употребляется в выражении «альфа и омега», т. е. начало и конец, означая вечность Бога Творца мира. Аlpha privativum в греческом языке называется такое a, которое произошло из первоначального n, стоит в первой части сложного слова перед согласными (перед гласными произносится an), соответствует латинскому in, немецкому un этимологически и по значению, а церковнославянскому не или вези — по одному только значению и служит для отрицания того понятия, которое заключается во второй части сложного слова. Alpha copulativum употребляется также в сложных греч. словах, происходить от sm-, соответствует по значению латинскому сum- или con-, немецкому mit, церковнославянскому съ или со и значит совместность. Примеры для alpha privativum: αχεφαλος, αμορφος; для alpha copulativum: αλοχος , αδελφος и т. д.

Первая и последняя буквы греческого алфавита. Созданы, согласно легенде, тремя мойрами (парками). Предполагается, что в них — ключ к таинствам Вселенной.

Подобно звуку АУМ индусов (см. ОМ), они олицетворяют весь спектр звуков, в том числе бесконечность.

«Символ эллинской эпохи для Бога в качестве начала и для космоса в качестве конца». Основой такой символики является библейское изречение: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44:6).

То, что буквы, звуки и слова образуют элементы мироздания, характерно для образного мира поздней античности, причем эти буквы (греческие, как и древнееврейские) перешли в числовые величины. Этим были открыты двери всем космогоническим умозаключениям, которые потом составили ядро «умозрительного гносиса» в еврейском эзотерическом учении (каббала).

Символ начала. Первый Принцип, из которого проистекают все вещи. Альфа и Омега представляют собой целостность, объединяющую все от начала до конца. Расположенные рядом, альфа и омега представляют временной цикл, где начало сливается с концом (см. Змея, Уроборос).

Символ начала и конца всех вещей. В данном значении часто используются в романском искусстве. По форме альфа похожа на две окружности, признак Бога-создателя, в то время как омега напоминает факел, то есть огонь апокалиптического разрушения. С этой символикой также связаны изображения животных. На фронтисписе рукописи XII века Павла Орозиуса альфа и омега изображены в виде птицы и рыбы, т. е. верхней и нижней бездны. Альфа и Омега иногда изображаются, соответственно, в виде орла и совы, дня и ночи. В христианстве их атрибутом может быть крест.

ХРИСТИАНСТВО

Символы Бога как начала и конца всего сущего. Ассоциировались с первым и вторым лицами Троицы.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» Апок.22.13

В Откровении Иоанна Богослова (1:8) Создатель, «…Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», характеризуется как «Альфа и Омега, начало и конец». Обе буквы часто использовались при украшении христианских могил, чтобы показать, что похороненный видел в Боге свое начало и свою последнюю цель. В средневековых изображениях Господа альфа и омега часто украшали лучезарный ореол справа и слева от его головы.

В раннем христианском искусстве вместе с Хи-Ро-монограммой. Лабарум.

В ренессансной и более поздней живописи. Обычно изображались на титульном листе книги в рука Бога-Отца. Часто рукописный знак для буквы «W» заменяет омегу.

ПСИХОЛОГИЯ

Всеобщность

Символизируют единство, целостность пространства, времени и духа.

Изображаемые на христианских крестах, они напоминают о словах Христа «Я семь Альфа и Омега» (Откровение Иоанна Богослова); на могилах — знак принятия того, что Бог есть начало и конец.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Альфа и омега на кресте анх (символ жизни). Изображение на фронтонном поле надгробного памятника «Родиа» в Фаюме. Египет, 6 в. *?

Альфа и омега на иконе Господа-Вседержителя (Пантократора) в мандорле. Австрия. Крестьянский календарь, 1913 г. *? ?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *