ЖУРНАЛ «ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ»

2009 год, Выпуск 13

Опыт воспитания.

&nbsp
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В продолжение темы о семейной молитве мы взяли интервью у священников и прихожан храмов Новосибирска и Бердска о том, как молятся они дома, в семье. Надеемся, чтo этот опыт будет полезен и другим.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Всему на нашей земле глава — Господь. Он управляет всем. Есть закон Божий, который положено соблюдать. Если убрать одну цифру из таблицы умножения или букву исключить из алфавита, будет авария. Современные люди изо дня в день совершают аварии и ошибки. Не соблюдают Закона Божия, не слышат или не хотят слышать слова Божия. Основу основ.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В молитве кроется великая сила. Молитва — важная составляюгцая закона. Без молитвы сейчас жить нельзя. В нашей семье мы детей приучали к молитве. Сами молились и их возле себя ставили. Но, мы не принуждали и не заставляли их молится. Вместе с матушкой мы старались объяснить им, есть закон Божий и жить нужно по закону, иначе нельзя. Когда дети подросли, мы учили их, как правильно молиться, а для чего и кому нужна молитва они уже чувствовали сердцем.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp С божей помощью, мы с матушкой научили своих детей нести молитвенное послушание всю жизнь. А вот мой дедушка Роман Васильевич, молитв знал много наизусть. Очень любил молиться. Меня он научил как лучше читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго». Читать нужно ежедневно по 40 раз подряд. Я много раз убеждался в силе этой молитвы, конечно, если молиться с верой и сокрушением.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp А пробовал ли кто-то когда-нибудь, хоть раз в жизни, — полный Псалтирь прочитать за день? Кто из нас так старался? За полный световой день прочитать полный Псалтирь — 20 кафизм. Я читал. Прекрасно. Легко. Прямо как будто из бани вышел — так хорошо. Попробуйте, люди Божие, найдите время и внимание. И читать надо не как-нибудь, как газету, а впитывать каждое словечко, размышлять чтобы оно вошло в душу, освятило, очистило. Тогда вся бесовская сила из нас выскочит. Храни Вас Господь.

Протоиерей Валентин Бирюков

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Молитвы утренние и вечерние читаем вместе. Редко, но бывают случаи, когда Коля (ему 8 лет) молится один. Коля может с нами спокойно выстоять все молитвенное правило, а вот 3-х летний Ваня пока не выдерживает даже краткое. Немножко постоит с нами, перекрестится, скажет «аминь» и займется своими делами. Во время молитвы горит лампада, заранее детей настраиваем, чтобы успокоились. После молитвы батюшка благословляет нас.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Стараемся утром давать просфорку с Крещенской водой. Перед едой Коля читает Отче наш. Если Коля готовится к Причастию, мы с ним читаем Канон ко Святому Причащению. Он стоит со мной столько, сколько сможет выдержать. Если кто-то заболел, просим ребят помолиться. Когда папа наш уезжает, а это бывает часто, то прошу детей за папу помолиться. Обычно молимся св. Николаю Чудотворцу. Перед выходом из дома мы читаем молитву: Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь.»

Матушка Алла Наумова

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Если мы молимся все вместе, то чаще молитвы читает отец. Когда дети были поменьше, молились чаще вместе. Сейчас у каждого свои дела, свое расписание. Все дети (а их у нас трое) уже учатся в школе. Все встают утром в разное время. Младший учится во вторую смену, средний Егор встает очень рано. А так как папа им сказал, что молиться нужно прежде всех дел, то бывает довольно часто, что они молятся поодиночке. Серафимо правило дети знают с пяти лет. Каждый знает, кто за кем читает молитву. Во время молитвы в комнате горит лампада. Стараемся молиться вместе хотя бы вечером.

Семья Ероховых


&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp В будни дети у нас сами молятся, а мы с мужем отдельно, вдвоем. Таку нас получается из-за занятости всех. Утром, если не успеваем помолиться дома, то молитвы читаем по дороге в школу, пока везем детей в машине. Над столом, где дети делают уроки, стоят иконы, в том числе и Прибавление ума. Перед тем, как начинают делать домашнее задание, они читают молитвы, после — тоже. Если в школе ожидается контрольная, то перед ней молимся дома. Напоминаем, чтобы и в школе не забывали о молитве.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Когда бывают каникулы или выходные, и не надо вставать рано, молимся всей семьей. Зажигаем свечку или лампаду. Каждый знает, что он читает. Папа всегда начинает молитвы, Святый Боже дети читают каждый по одному разу, Отче наш поем вместе, Маша читает молитву Ангелу Хранителю, Даша — Богородице Дево, радуйся, Верую поем все вместе. Если вечером встаем на молитву поздно, то молимся кратко.

Семья Туровых

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Ритмы жизни в нашей семье у всех разные. Мы с мужем работаем, старший сын (ему 21 год) учится в институте, младшая дочка учится в 3 классе православной гимназии. Утром всем вместе не получается молиться, вечером спокойно помолиться можем только втроем — муж, я и Полина, сын приезжает поздно. Полина молится по детскому молитвослову, там более краткое правило. Вообще ее присутствие вносит в нашу с мужем молитву особый настрой. У нее такое сердечное, искреннее отношение к словам молитв, что это передается и нам. Ведь зачастую мы, взрослые, произносим слова молитвы машинально, не вдумываясь в них, а она каждое слово молитвы как-то по-особенному говорит. Получается, что она даже нас подтягивает за собой. У нее все так чисто и свежо.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp получается молиться, вечером спокойно помолиться можем только втроем — муж, я и Полина, сын приезжает поздно. Полина молится по детскому молитвослову, там более краткое правило. Вообще ее присутствие вносит в нашу с мужем молитву особый настрой. У нее такое сердечное, искреннее отношение к словам молитв, что это передается и нам. Ведь зачастую мы, взрослые, произносим слова молитвы машинально, не вдумываясь в них, а она каждое слово молитвы как-то по-особенному говорит. Получается, что она даже нас подтягивает за собой. У нее все так чисто и свежо.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Дочку мы отдали в православную гимназию, нам даже квартиру пришлось из-за этого поменять. Мы чувствовали, что сами по себе мыочень светские люди (хотя и воцерковлены) и не сможем много ей дать в духовном плане. Нам хотелось, чтобы у нее были наставники. В начале каждой недели у учеников гимназии проходит молебен, о. борис Пивоваров наставляет их, разбирает происшествия, поздравляет с днем Ангела. В начале и в конце каждого урока — молитва. Много дает православный лагерь. Мы ездим в лагерь во имя прп. Сергия Радонежского (на берегу 6ердского залива). Ценно то, что там с детьми постоянно находятся священники, бывают непринужденные беседы за чаем, возникают какие-то воспитательные моменты, которые тут же разбираются. И все это происходит неназидательно. Во всяком случае, мы видим в этом большую пользу и помощь в воспитании нашего ребенка. А вообще, мы никогда не настаивали, чтобы дети читали опеределенное количество молитв или выстаивали какое-то время на молитве, потому что здесь очень легко перегнуть палку, что принесет ребенку не пользу, а вред.

Евгения Вострова


&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Сейчас у меня дети уже выросли, молятся сами. А раньше молились вместе. Утром, правда, было некогда. Я правило прочитывала полностью, а им говорила, чтобы, по крайней мере, «Отче наш» прочитали. Вечером в большинстве случаев мы читали правило полностью. Если они вечером очень устали, я разрешала им просто перекреститься и лечь спать, а я тут же, в комнате читала молитвы. Они так и засыпали под молитвы. В выходные, если была возможность, читали правило полностью. Каноны вместе читали, в частности — канон Уару, который мы читали за нашего папу (он у нас был некрещеный).
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Акафисты (особенно любили акафист Пресвятой Богородице) читали к случаю. На праздники (Рождество, Пасха) пели тропари, кондаки. К Причащению большую долю молитв читала я, а они слушали. Так получалось быстрее и не так утомительно для них. В посты мы причащались каждую неделю, к тому же в пост длиннее службы, исповедников больше. Поэтому получалось часто так: когда мы поздно приходили домой и были уставшие, один читал молитвы, другой начинал готовить еду, а третий еще что-то необходимое делал. Потом дети стали подрастать, стали молиться вдвоем в своей комнате. А теперь уже старшая дочка замужем, у нее — своя жизнь.

Шандалова Светлана


&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Чтобы воспитать ребенка христианином, недостаточно родителям быть религиозными и молиться рядом с ним. Первое место должна занять молитва родителей о детях, как их единичная и семейная, так и молитва всей церкви. Заслуживает внимание обычай осенять детей крестным знамением во всех тех случаях, когда взрослые сами крестятся, а именно: утром по пробуждении детей, по умывании лица, перед началом и по окончании кормления, перед отправлением на гуляние и всяким выходом из дома, пред укладыванием спать и во многих других случаях, особенно во время нездоровья или болезни детей. При пробуждении у ребенка потребности молиться, нужно помочь ему. Так, если ребенок затрудняется сделать какое-либо дело или, например, боится темноты, чтобы принести какую-нибудь вещь из соседней комнаты, как старшему не научить его повторить молитву: «Господи, помоги». Или кто-нибудь из семьи занемог, отчего ребенок не может говорить со взрослыми: «Врачу недугующих, поести, исцели и спаси нас». Что касается утренних и вечерних молитв, то каждая молитовка обдумывается и вводится в жизнь ребенка отдельно. При этом родители должны заботиться, чтобы дети приучались не словами молиться, но и умом и сердцем. Важно, чтобы религия явилась ребенку не иначе, как в виде добровольного чувства. Но как все хорошее, оправдывается некоторая принудительная сторона в молитвенном деле, т.к. молитва не есть дело только настроения, но и дело долга. Из внешней обстановки, окружающей ребенка, обращает на себя детская комната. В ней должна быть икона, перед которой теплилась бы лампадка. Изображение на иконе должно быть достаточной величины и хорошей работы, чтобы привлекать внимание детей и этой своей стороной. Чтобы возжигание лампадного огня имело более влияния на детей, не следует, чтобы лампадка горела непрерывно, лучше ее возжигать перед молитвой, для некоторых на время ночи и для всех в дни праздничные и в важных случаях детской семейной жизни.

№6 (40) / 6 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь

О православной вере

Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе — в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д. Очень многих она спасла и спасает сегодня. Иначе не была бы она так почитаема в народе. В настоящее время, когда жизнь человека становится все более трудной и опасной, молитва «Живый в помощи» еще более нам нужна. К сожалению, некоторые знают и имеют псалом в переводе с церковнославянского на современный русский язык. Существуют разные переводы, значительно искажающие и обедняющие смысл текста. Приведем здесь текст молитвы на церковнославянском языке, на котором рекомендуется ее читать.

Псалом 90

1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна.
4. Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни.
6. От вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится.
8. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9. Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое.
10. Не приидет к тебе зло. И рана не приблизится телеси твоему.
11. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
13. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14. Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его.
16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Эта молитва в большей или меньшей мере помогает людям, что зависит от духовно-нравственного состояния человека, призывающего Бога для защиты и спасения, от характера опасности, понимания и восприятия смысла молитвы. Текст молитвы указывает на эти условия, но они не всем поняты без толкования. Для более глубокого и широкого понимания смысла псалма 90 приведем его толкование по книгам Евфимия Зигабена «Толковая Псалтырь» и А. Лопухина «Толковая Библия».

Главная идея и суть псалма 90: надежда на Бога имеет непреодолимую силу. Св. Феодорит говорит: сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима; ибо блаженный Давид написал сей псалом в наставлении людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в нем защитника, спасающего от всех несчастий и зол жизни. Этот псалом пророчески указывает на пришествие Христа, Который является самым близким человеку защитником. Поясним каждый стих псалма.

1. Кто имеет подаваемую Богом помощь, тот будет сохранен под покровом Божиим. Под помощью же Божиею надобно разуметь, по словам св. Афанасия. закон божественных заповедей, данный Господом людям в помощь против демонов и других несчастий.

2. Имея большую твердую веру, человек говорит Господу: «прибежище мое и защита моя; Бог мой, только на Тебя я уповаю и надеюсь».

3. Бог избавит «от сети повчи» — внезапного физического нападения на тело или демонического нападения в виде неожиданного появления похоти либо другой греховной страсти. Избавит также «от словесе мятежна» — клеветы, производящей мятеж в душе оклеветанного.

4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. То есть Господь защитит тебя с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детей, где они чувствуют себя в полной безопасности. Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для тебя. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен.

5, 6. Ты, человек живущий в помощи Бога, не убоишься страха, случающегося ночью от демонов, или от людей (воров, разбойников, поджигателей домов); не убоишься стрел и выстрелов, поражающих тело; не убоишься умственных стрел, которыми поражают демоны и страсти. «Вещи, во тьме преходящие», — блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное; а «бес полуденный» — демон лености и беспечности, разлагающий людей в полуденном отдыхе соблазнами гнусных и плотских помыслов.

7. Падут слева от тебя тысячи стрел и десять тысяч стрел справа от тебя, но тебе не повредят. Тысяча слева — это прямое соблазнение ко грехам; десять тысяч справа — это нападение демонов с целью противодействия нашим праведным богоугодным делам. Данный стих имеет многочисленные подтверждения в библейской истории (яркий пример — победа царя Изекии в войне с напавшими ассириянами, имевшими намного превосходящие силы), а также в настоящее время.

8. При Божией помощи будешь видеть своими очами возмездие нечестивым, кто враждует против тебя.

9. Потому будет такая сильная защита от Бога, что ты всем сердцем и разумением положился на Бога и избрал Его прибежищем своим.

10. Поскольку ты сделал Бога прибежищем своим, то «не приидет к тебе зло», т. е. никакое искушение (беда) тебя не поразит. «И рана не приблизится телеси твоему» — все телесное будет защищено и дом твой от пожара и грабежа, и тело от болезни.

11. Ибо Ангелам Своим заповедает Господь о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. Бог через Ангелов охраняет уповающих на Него.

12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. Руки Ангелов — суть охраняющей силы — будут поддерживать во время искушений и трудных обстоятельств, чтоб и нога твоя не споткнулась о камень. Под камнем разумеют всякий грех и всякое препятствие добродетели.

13. Аспид и василиск — роды ядовитых змей (василиск — очковая змея). Человеку, имеющему во всем путеводителя Бога, не страшны ядовитые змеи и крупные хищные звери, они не приносят ему вреда, что подтверждают многочисленные жития святых. В этом стихе под змеями и зверями святые отцы подразумевают также победу вообще над злом. Под аспидом можно разуметь клевету; василиск есть зависть как со стороны кого-то, так и своя личная зависть к кому-то; лев есть жестокость и бесчеловечие. Таковые страсти побеждает праведник и нисколько не получает от них вреда.

14. Поскольку человек уповает на Бога, то посему Он избавляет его от всякой опасности. Познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, проявляя это достоинство в усердном исполнении заповедей и воли Божией.

15. Уповающий на Бога воззовет к нему в опасности, и Он услышит, и придет на помощь, и освободит, как помогал многим мучечикам в страданиях. И не только осво6одит, но и прославит в земной и вечной жизни. Конечно, уповающий на Бога не будет просить чего-либо недостойного, противного Божией истине.

16. В этом стихе имеется ввиду, что уповающего на Бога и стремящегося жить по Его воле Господь награждает вечной жизнью, а также может продлить и земную жизнь за естественные сроки кончины, чему тоже много свидетельств.

Таким образом, при чтении молитвы «Живый в помощи» Бог слышит каждого и откликается как любящий отец, чтобы помочь своему сыну или дочери. Помощь и защита Господа — это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не действует строго по принципу: «сколько ты Мне, столько Я тебе». Поэтому Господь нередко помогает и многогрешному человеку, имеющему в момент обращения только большую веру и упование на помощь Божию. Помогает в надежде на укрепление веры и любви в последующем.

Но и люди, старающиеся жить по Божиим заповедям, тоже не имеют гарантии в Божией защите при обращениях в опасности. Господь для вразумления может попустить темным силам нападение на них за грехи, которые они вполне могли бы избежать. Такое вразумление человеку становится понятным, и он выпрямляет свой кривой путь. А также попустить нападение на тех праведных, кому беды и скорби являются испытаниями для укрепления и возрастания духа. Эти испытания даются по силам человека и ему во благо. В каждом конкретном случае Божий промысел заранее неизвестен, и его не дано знать людям. Пути Господни поистине неисповедимы, но человеколюбивы.

А. ОВЧИННИКОВ
«Православное слово»
Волгоград

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *