Большую площадь московским князьям в упрочнение их власти на землях Коми оказала церковь. С 1739 года, представитель устюгского духовенства Стефан Храп, получив одобрение московского князя, начал распространять среди коми христианство. Чтобы сделать свои проповеди более доступное для населения, Стефан обращался к коми на их родном языке, составил коми азбуку, перевёл на коми язык несколько церковных книг, создал из местного населения группу учеников, которые помогали ему распространять христианство. Это облегчило его деятельность и обеспечило её успех. Вместе с тем, насаждая христианство, Стефан широко применил и насилие. По его распоряжению уничтожались языческие идолы, сжигались кумирницы, уничтожались места поклонения языческим богам, решительно подавлялось сопротивление шаманов и всех тех, кто не хотел принимать христианство. У населения отнимались земли, места, удобные для охоты, рыбной ловли, и передавались церкви. Сам Стефан стал крупным феодалом – землевладельцем, жестоко эксплуатировавшим коми население. 

Князь Дмитрий Донской и московский митрополит, чтобы придать большой авторитет деятельности Стефана и тем самым ещё основательнее укрепить власть Москвы в землях коми образовали в 1383 году. Пермскую епархию с центром в село Усть – Вымь.

Стефан Пермский и его преемники

Первым епископом был назначен Стефан, который с того времени стал называться Стефаном Пермским. Пермская епархия с первых дней своего существования сыграла большую роль в освоении Коми края и стала важным опорным пунктом распространения московской власти на новые районы края и вытеснения оттуда новгородцев. К началу XV века новгородцы сохранили свою власть лишь на Печоре, которая до 70-х годов XV века входила в состав новгородских волостей. 

К концу XV века Пермская епархия стала крупным феодальным владением. Приемникам Стефана Пермского принадлежали земли на Выми и на Вычегде и по всей Вычегодской земле, деревни и пустоши, дворы и пожни, реки и озёра и другие угодья. Центром епископской вотчины был город Усть – Великий. 

В конце XV века снова обострилась борьба Москвы и Новгорода. В 1471 году Новгороду был нанесён крупный удар, его позиции на Печоре заметно ослабли, а в 1478 году Новгород потерпел окончательное поражение и был включен вместе со всеми своими владениями на севере в состав Русского централизованного государства (РЦГ). Коми край стал неотъемлемой составной частью РЦГ. Он перестал быть ареной разорительной для местного борьбы между отдельными качествами, был надёжно защищён от нападений со стороны соседних северо – восточных племён. Ещё более усилились хозяйственные и политические связи края с русскими землями, сложились более благоприятные условия для его экономического и культурного развития. Началось изучение и освоение богатств Коми края. На реке Цильме были найдены серебряные и медные руды. В 1491 году на место находки была организована большая экспедиция, в которой кроме русских рудознатцев, участвовали 240 коми и 100 пермичей. Из этой руды изготовлялись русские серебряные деньги.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого

Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге. Его отец проводил время в церкви и во всем помогал священнику. А вот о матери его практически ничего не рассказывается.

С детства родители практически каждый день разучивали с ним новую молитву и постоянно заставляли его креститься. Кроме этого они воспитывали своего сына таким образом, чтобы всегда и во всем их не только слушался, но и всегда и во всем им помогал. Немного попозже его отдали в церковь, где начали обучать. Парень прекрасно все схватывал и делал превосходные успехи. А вот когда оставалось время для того чтобы не только расслабиться, но и отдохнуть парень читал священное писание. А уже через год начал читать молитвы всем кто приходит в церковь.

Наверное, в те времена Великий Устюг был практически самым богатым городом. А вокруг города располагался густой и очень большой лес, в котором также жили западные пермяки и зыряне. Зыряне старались самостоятельно прокормить своих жителей, именно поэтому практически каждое утро они выходили на охоту и без добычи не возвращались. Немного попозже они стали поставлять и менять товар, который распространялся в разные страны и города по всему миру. Когда Стефан начал общаться с ними, то постепенно стал не только понимать их язык, но и разговаривать на нем. Вот тогда он и решил, что отдаст себя всецело церкви и родители такому выбору были очень рады.

В церкви он изучал греческий, а также и другие языки, а также писал книги, которые рассказывали про любовь к богу.

Постепенно у зырян появился не только алфавит, но и они научились писать и даже читать. В алфавите всего было двадцать четыре буквы. А немного попозже Стефан отправился в Москву, чтобы его кандидатуру рассматривали на высшем уровне.

Теперь ему нужно было отыскать себе нескольких учеников, вместе с которыми он отправиться в дальнее путешествие по всему миру. Заезжая в каждый город он рассказывал, что вера в бога всего лишь одна. Также он многих жителей крестил, а также крестил и все что связано с ними.

Дальше ему нужно было отправляться в город Усть-Гам. Вот только жители города встретили его совсем не так как он ожидал. Но ему удалось переубедить их и успокоить.

Еще одной его заслугой стало и то, что с его помощью было построено огромное количество монастырей и храмов. Храмы и монастыри были построены в тех местах, где раньше находились священные идолы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Оперы Рахманинова Алеко

    Опера «Алеко» была написана девятнадцатилетним Рахманиновым в кратчайшие сроки.

    Результат поиска

    Ему понадобилось всего 17 дней для выполнения дипломной работы

  • Краткое содержание Оруженосец Кашка Крапивин

    Главный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми

  • Одоевский

    Одоевский был русским писателем, философом, музыкальным критиком, так же писал мистические повести и рассказы. И это только малая часть того, чем занимался Владимир Федорович

  • Краткое содержание Рэнд Атлант расправил плечи

    В книге рассказывается о детальности бандитского правительства. В центре внимания деятельность крупной железнодорожной фирмы в Нью-Йорке. Дело компании шло к развалу.

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    В рассказе описывается замечательная семейная традиция, резать арбуз перед первым сентября. Ведь сын пойдет уже во второй класс. Все в предвкушении наблюдали, как отец разрезал сочное лакомство, как неожиданно появился гость.

Стефан Пермский и его преемники

Сквозь толщу столетий дошли до нас имена епископов, служивших Церкви и народу в первые века христианизации Севера. Их немного, и наибольшей известностью среди них пользуется выдающийся миссионер и просветитель епископ Стефан Пермский. Уроженец Великого Устюга, сын соборного причетника, овладев грамотой и получив “книжное научение”, он оказался в братии ростовского монастыря во имя святителя Григория Богослова. Монастырь обладал великолепной библиотекой, а среди монахов было немало грамотных и ученых книжников.

Получив монашеский постриг, Стефан сам много занимался переписыванием книг, читал, целыми днями не выходил из книгохранилища. Способности молодого монаха были замечены и оценены: Ростовский владыка Арсений возвел его в иеродиакона, а Коломенский архиепископ Герасим рукоположил в иеромонаха. Его, как хорошо знающего зырянский язык, начали готовить к миссионерской деятельности в Коми крае. Стефан составил зырянскую азбуку и перевел на их язык Евангелие, Апостол, Псалтырь, Часослов, а также наиболее необходимые книги Священного Писания. От церковной власти он получил благословение, святое миро и антиминсы для совершения церковных служб, от Великого Князя—охранные грамоты. И в 1379 году Стефан выехал в Великий Устюг, а оттуда на Пырос (Котлас), на Вилядь, где совершил первые массовые крещения язычников. На следующий год он достиг устья реки Выми — места пересечения важнейших путей сообщения Коми края. Здесь же находилось одно из популярнейших языческих святилищ древних коми. Миссионер превратил Усть-Вымь в свою резиденцию и на отпущенные ему средства возвел первый христианский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Стефан предпринимал все, что в его силах, для христианизации коми. Он избрал единственно правильный путь: терпеливо готовил помощников и миссионеров из местного населения, категорически отказываясь от насильственного русификаторства. Вот почему в первую очередь он создал школу для мальчиков-зырян, где начал обучение пермскому и русскому языкам, а также основам богослужения, которое также перевел на местный язык. Наиболее способных и достойных священного сана он посылал в Москву для рукоположения. Одновременно Стефан совершал поездки по краю, разрушал языческие капища, совершал многочисленные крещения, непрерывно проповедовал.

Большое впечатление на всех оказала победа Стефана в своеобразном диспуте с главным жрецом Памом. В ходе его Пам вызывал Стефана пройти через огонь и воду, чтобы доказать правоту и силу своей веры. Миссионер согласился, но взял и жреца за руку, чтобы идти в огонь вместе с ним: Пам устрашился. Стефан предлагал идти и в воду, но результат был таким же. Посрамленный Пам с остатками своих единоверцев вынужден был уйти.

Так прошло долгих четыре года. Стефан видел: чтобы брошенные им семена дали всходы, необходимо придать оформляющейся здесь церковной жизни каноническое завершение. Он выехал в Москву и на встречах с Великим Князем Дмитрием Донским и митрополитом Пименом стал убеждать их в целесообразности образования епархии в Коми крае. Ситуация сложилась редкостная — предлагалось создать архиерейскую кафедру в обширной земле, едва затронутой христианизацией, где и церкви-то можно было пересчитать по пальцам, в то время как на всю Московскую Русь насчитывалось лишь полтора десятка архиереев. Тем не менее вопрос был решен положительно — новая епархия, помимо миссионерских задач, должна была способствовать укреплению политических позиций Москвы на северо-востоке. Зимой 1383 года Стефан был возведен в высокое архиерейское достоинство с титулом “Епископ Пермский”. От Великого Князя он получил административные права и грамоты на земельные владения для архиерейской кафедры.

Епископ Стефан еще 13 лет жизни отдал Коми краю. Он воздвиг и освятил несколько небольших монастырей, продолжал миссионерские поездки, поставил первые храмы и часовни по Вычегде, Сысоле и Выми, расширил деятельность школы.

Политическая ситуация на периферии тогдашней государственности была такова, что Стефану Пермскому пришлось проявить немалые дипломатические и административные способности, чтобы отстоять право епархии на существование и целостность. Так, в первые годы существования епархии обострились отношения с Новгородом, рассматривавшим земли Коми в сфере своего традиционного влияния. Факт утверждения епископии в Усть-Выми церковные власти Великого Новгорода встретили весьма прохладно. Известно, что новгородцы в 1385—1386 гг. даже совершали набеги на вычегодские земли, что заставило Стефана маневрировать, обращаться к помощи своих земляков-устюжан и использовать их силы для отражения новгородской вольницы. Вскоре после этого Стефан использовал удобный политический момент—Новгородская республика потерпела ряд поражений от Дмитрия Донского, ослабла и вынуждена была платить Москве контрибуцию— для визита в Новгород.

Приезд в старинный церковный центр Руси опытного миссионера и просвещенного иерарха оказался как нельзя кстати и для новгородцев, ибо здесь разгоралась очередная волна ересей—так называемых стригольников. Стефан написал яркое полемическое сочинение, в котором обличал еретиков и поддерживал православные догматы. Авторитет епископа-миссионера оказал большое воздействие на нормализацию церковной жизни в Новгороде.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

Имела успех и дипломатическая часть поездки — Новгород признал новую епархию.

Стефану Пермскому, фактически ставшему и первым администратором Коми края, приходилось отражать набеги вогулов и вятчан, принимать меры к предотвращению голода в неурожайные годы, утверждать правый суд и т. д.

Скончался Стефан во время третьей поездки в Москву в 1396 году и был похоронен в Кремле, в церкви Преображения. Через полтора века он был причислен к лику святых. Так, по достоинству была ощенена деятельность святителя Стефана Пермского.

После смерти Стефана Пермского его кафедру последовательно возглавляли: Исаакий (1398—упомин. до 1416), Герасим (убит не ранее 1441), Питирим (упомин. в 1447—1448, убит в 1455), Иона (1459, убит в 1471). Последние трое погибли от рук язычников и были причислены Церковью к лику святых.

Затем пермские владыки стали носить титул епископов Пермских и Вологодских. Эту кафедру занимали: Филофей (1472—1501), Никон (упомин. с 1502 по 1514), Пимен (упомин. с 1520 по 1524), Алексий (1525—1542), Киприан (1547—упомин. до 1558), Иоасаф (1560—1506?), Макарий (упомин. в 1568—1574), Варлаам (упомин. в 1577—1584), Антоний (1585—1587); архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона (1588—1604), Иосаф II (1604—1609). Сильвестр (1609—1613), Нектарий (1613—1617; 1625—1626), Макарий II (1617—1619), Корнилий (1620—1625), Варлаам II (1626—1645), Маркелл (1645—1663). При Маркелле произошло изменение границ епархии, и он стал именоваться Вологодским и Белозерским. Его преемником был архиепископ Симон (1664—1684).

««« Назад

Далее »»»

Святитель Стефан Пермский

День памяти:26 апреля


Стефан Пермский

Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 — 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью".

Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: "Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне". На месте "прокудливой березы" святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. "У вас, христиан, — говорил Пама, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам".

МУ "Центральная библиотека МОГО "Ухта".

Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. "Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой". Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. "Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?" "Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей". "Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я". Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.

Умилительно "заочное свидание" святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!"

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.

Краткое житие святителя Стефана, епископа Великопермского.

празднование святому совершается 26 апреля/9 мая

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский. Поклонившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими». В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книжное», он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви.

Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян или западных пермяков. «Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. Преподобный Епифаний Премудрый, будущий жизнеописатель святого Стефана, а в то время его собрат по монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились). Первым приходил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жития, преуспевая в добродетелях, смирении и любви.

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. К тому времени святителя Алексия, Митрополита Московского, особенно заботившегося о распространении Христовой веры среди народов отдаленных окраин Руси, уже не было в живых. Управителем митрополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй). Поняв важность задуманного молодым иеродиаконом просветительского дела, он испросил у великого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями. Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба»—каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Творец всего сущего, воплотившийся на земле, Имя Которому — Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приняли Святое Крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В каждом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он приводил язычников к вере Христовой.

Стефан Пермский

За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, где находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами и где преимущественно жили жрецы, святой Стефан подвергся наибольшей опасности. Испуганные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбудили в народе вражду к святому. Как только святой Стефан появился в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа. Но кроткое лицо и дружелюбная речь на их родном языке обезоружили нападавших, и они невольно стали слушать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существование некоего могущественного духа, который все сотворил, но которому они недостойны поклоняться. Это неясное верование использовал святой Стефан, чтобы как можно доходчивее объяснить зырянам основы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба».

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: «Обычай лих имать не творить начало бою». Так, сопровождаемый трудностями и опасностями, продвигался святой Стефан в глубь Пермской земли, убеждая словом, сокрушая идолов и кумирни, все новых и новых язычников обращая в христианство. Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пытаясь поколебать у своих подопечных уважение к святому Стефану, Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Первой построенной им церковью стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Затем в селе Усть-Выми были построены еще два храма во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Архангела Михаила. Храмы обыкновенно возводились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри — зыряне. Таким образом, вместе со светом Христова учения местные жители приобщались к культуре и просвещению. Жители Великого Устюга, узнав об успехах апостольской проповеди их земляка, вкладывали пожертвования на строительство храмов, а некоторые священнослужители становились помощниками пермского просветителя. По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (+1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов. Своей епископской властью святитель Стефан защищал местное население от частых нашествий новгородских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападений на зырян. Спустя четыре года святитель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Димитриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая.

Святителя Стефана связывала духовная дружба с Преподобным Сергием Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря Преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой Лавре.

Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *