МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

426023 Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Степная,81 тел.: 8(3412)50-64-88; E-mail: izhschool10@mail.ru

Районная научно-практическая конференция

«К вершинам науки»

Секция: история

Исследовательская работа.

Тема: «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник.

Работу выполнил: ученик

9 «а» класса Наговицин Роман

Руководитель: учитель истории

Халтурина Эльвира Анатольевна

Ижевск, 2016.

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Памятник древнерусской литературы «Киево-Печерский Патерик»……. 6

Глава 2. Житие, написанное Епифанием Премудрым, как исторический источник………………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………..13

Примечания……………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………………..17

Приложения.

  1. «Киево-Печерский Патерик» Копия………………………………………….18

  2. Киево-Печерский монастырь. Фотокопия……………………………………19

  3. Кельи монахов. Киево-Печерского монастыря. Фотокопия………………..20

  4. Троице-Сергиев монастырь. Фотокопия……………………………………..21

  5. Преподобный Сергий Радонежский. Икона. Копия…………………………22

  6. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Копия……………………………………………………………………..23-24

  7. Скимонах Андрей (Ослябя) и скимонах Александр (Пересвет). Копия…25

  8. Поединке перед битвой на Куликовом поле скимонаха Александра (Пересвет а) и Кочубея…………………………………………………………………..26.

Введение.

В истории любого народа есть имена, составляющие его славу и гордость, имена-символы! Трудно найти более яркий, по напряжённости духовный жизни период русской истории, чем XIV столетие. Но удивительное дело: в нашей памяти этот век почти не оставил имён. Средневековая Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории,- игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский (1314-1392). Жизненный путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. В советскую эпоху имя Сергия Радонежского ушло в тень, хотя люди, искренне верившие в идеалы коммунизма, бессознательно продолжали стремиться к образу, созданному святым Сергием. Житие Сергия Радонежского – типичный пример житийной литературы своего времени. Жития – интереснейший исторический источник, но к фактам, приведенным в них, надо относиться весьма осторожно, подвергая их тщательному анализу. Возникает проблема, можно ли считать сведения данного источника достоверными. Гипотеза исследования: если в соответствии с законами жития святых посвящены «жизнеписанию» и прославлению святых, то они должны содержать ценные исторические сведения русской жизни и приметы своего времени. Цель исследования: изучить памятник древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского» и показать, как отражаются в нем приметы своего времени и можно ли считать данное произведение историческим источником. В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи данного исследования: 1.Опираясь на источники, сделать вывод о месте церкви, монашества в русской государстве во времена первых монастырей. 2.Выяснить, как проговорился историкам об окружающей монастырь жизни общественности Киевской Руси «Киево-Печерский Патерик». 3.Изучив Житие Сергия Радонежского, узнать как отразились в этом источнике примеры своего времени: монголо-татарское иго, а освоение новых земель и другое. Объект исследования памятники древнерусской литературы начало XIII-XIV веков. Предмет исследования: «Киево-Печерский Патерик» и «Житие Сергия Радонежского». Методы исследования: в основу методов положен принцип историзма, который предполагает анализ исторических явлений на основе исторических источников. Использованы методы как общенаучные (анализ, синтез), так и исторические. Мы изучили историография данной проблемы, и пришли к выводам. К изучению жизни Сергия Радонежского нужно относиться с уважением и должным почтением, т.к. в Православии он считается святым. Данная тема изучена достаточно хорошо. Описанием жизни и подвигов Сергия Радонежского занимались такие крупные деятели, как М.Н. Карамзин, Елена Рерих, В.О.Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н.Гумилев. То, что Сергий Радонежский был реальным историческим лицом, в этом нет сомнений. Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения Сергия Радонежского служит его Житие, написанное в 1417–1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греч. «агиос» — святой и «графо» — пишу) Пахомием Логофетом. Помимо труда Епифания, о Сергии написано, в сущности, очень немного. Уже в прошлом столетии наметилось три метода описания его деятельности. Первый, самый простой, заключался в прилежном пересказе Жития со скромным авторским комментарием нравственно-дидактического характера. Этим путем шли главным образом церковные авторы. Второй путь наметил крупнейший историк Русской Церкви Е.Е.Голубинский. Анализируя и сравнивая различные списки Жития, пользуясь данными летописей, он попытался с максимальной точностью воссоздать внешнюю сторону биографии Сергия. Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В. О. Ключевский.

Он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный «великому старцу». Ключевский первым попытался показать историческое значение деятельности Сергия, понять основы его нравственного учения. Расцвет русской религиозной философии в первой трети XX века способствовал дальнейшему проникновению в мир Сергиевой духовности. Г. П. Федотов, посвятивший Сергию одну из глав своей книги о русских святых, сумел показать органическую связь учения «великого старца» с традицией древнерусского монашества, вкратце проследить судьбу его заветов. Г. П. Федотов, посвятивший

Сергию одну из глав своей книги о русских святых, сумел показать органическую

связь учения «великого старца» с традицией древнерусского монашества, вкратце

проследить судьбу его заветов. Целый ряд новых черт образа Сергия в Житии подметил тонкий и чуткий художник слова — писатель Б. К. Зайцев. Его книга о «великом старце» сопоставима с «Сергиевскими» картинами М. В. Нестерова. К сожалению, я не успел прочитать всю литературу, так как не все мне было понятно, но со временем я надеюсь прочитать все. Данная тема меня заинтересовала. Оказывается история Руси до конца не изучена. Есть вопросы.

Глава 1. Памятник древнерусской литературы «Киево-Печерский Патерик»

Для того, чтобы доказать, что жития могут быть историческим источником, я попробую изучить и сравнить памятники древнерусской литературы «Киево-Печерский Патерик», «Житие Сергия Радонежского» и другие источники. Патериками, иначе «отечниками» (по-гречески патер-отец), называли обычно сборники рассказов, преданий о чудесах и подвигах святых отцов, монахов, праведников. «Киево-Печерский Патерик» рассказывает о монахах Киево-Печерского монастыря – одного из древнейших на Руси (Приложение 1). Этот монастырь был основан в 1051г. Антонием Печерским вблизи Киева над Днепром (Приложение 2). Кельи монахов были устроены глубоко под землёй в пещерах (или, как тогда говорили » в печерах» — отсюда название монастыря) (Приложение 3). Особенно большой авторитет монастырь снискал при игумене Феодосии(1062 – 1074). Киево-Печерский монастырь – единственный, о котором сохранились рассказы в «Печерском Патерике». «Патерик» рассказывает о чудесах божиих и подвигов своих иноков, но мимоходом описывает быт и даже рисует характеры. Феодосий, приняв игуменство при Изяславе Ярославовиче, сумел собрать в монастыре до 100 человек братии и положил в основу жизни этого товарищества строгий византийский «Студийский устав», разработанный в IX веке Фёдором Студитом из Студийского монастыря в Константинополе (основан в V веке вельможей по имени Студий). В X-XI вв. устав дополнялся и перерабатывался, действовал в монастырях Константинополя, на Афине. В своей книге «Люди и нравы Древней Руси» Б. А. Романов большое внимание уделяет жизни первых монастырей. Используя рассказы «Патерика», Б. А. Романов показывает, насколько сложно было игумену добиться утверждения в обители строгих правил иноческой жизни. Вместе с тем, очевидно, что монастырь был прочно связан с окружавшей его мирской жизнью. Устав отрицавший какую-либо собственность монахов и требовал от них полного равенства в распределении благ и работ. «В результате, умирая, Феодосий оставил своему преемнику «блаженное стадо» таких чернецов, которое » яко светила в Руси сияют»- одни «крепким постом», другие «бденьем», иные «кланеньем коленных», «пощеньем через день и через два дни», «ядением хлеба с водою» или только варёных или сырых овощей. «Меньшии» покорялись «старейшим», последние учили и утешали первых. Епитимья, падавшая на одного, раскладывалась «за великую любовь» (для облегчения) на трёх или четырёх братьев. Кто уходил из монастыря вовсе, за тем посылали и убеждали вернуться» . Прививать многочисленной братии навыки монастырского коллективизма приходилось, конечно, личным примером. Например, общая трапеза требовала организации обслуживания кухни водой и дровами в больших количествах, и здесь Феодосий первым брался за ведро и топор, чтобы вызвать свободных монахов на то же. Но ещё и при Феодосии трудности тут возникали и от сложного социального состава и от окружения монастыря. Феодосий сам стал в близкие отношения к князю и к верхам киевского общества, а это отражалось и на быте всего монастыря. Феодосий занял активно протестующую позицию в отношении к «неправедному» изгнанию из Киева Изяслава Святославом и не давал последнему покоя письмами и через людей. «Бояре Святослава ездили его уговаривать и пробовали грозить ему «заточением»: но его не «опечалует» «детей отлучение и сел», у него нет ни того, ни другого. Однако сам монастырь был крепко связан с дружинной средой, неудержимо обрастал сёлами и пользовался натуральными деяниями богатых людей. В том видели даже перст божий, когда в трудную минуту к воротам монастыря подъезжало 3, а то и 5 возов всяческого продовольствия и вина, то от боярина, а то и с княжеской дворцовой кладовой. Как-то заехал запросто к Феодосию князь Изяслав со свитой, остался после беседы на вечерню, а дальше полил дождь, что пришлось приехавших оставить на ужин. В «брашне» затруднения на этот раз не встретилось, но мёду в кладовой не оказалось ни капли: и бочка-то перевёрнута. Только на этот раз Феодосий проучил келаря иным способом: ступай в кладовую и найдёшь мёд в сосуде том. Келарь клялся, что сам же его и перевернул; а, придя вторично, нашёл его полным-таки мёдом. Должно быть, это был сюрприз, подстроенный Феодосием из привезённого князем же, чтобы покончить с «неверствием» келаря. Но характерно заключение: меду оказалось столько, что по отбытии гостей и братии «на многы дни довольным им тем быти». Мёд держали в монастыре, значит, не только для знатных посетителей» . Общее мнение, если взять рядового печерского инока, твёрдо стояло на мысли, что всему есть своя мера и всякому иноку положено своё — по званию и состоянию, и осуждало отступление от этой мерки. Фёдор и Василий – «Патерик» сообщает о подвиге Фёдора состоит в предложении «сребролюбия», чего он достиг при помощи Василия, отличавшегося непреклонным аскетизмом. «Однажды Фёдор нашёл в пещере сокровища, но устоял перед соблазном ими воспользоваться и закрыл их. Об этом прослышал князь Мстислав, сын киевского Святополка Изяславича. Он потребовал от Фёдора и Василия выдать клад, приказав пытать их. Оба принял мученическую смерть» . Эти события могли происходить в 90-х годах ХI в., так как Мстислав погиб в 1099г. Киево-Печерский патерик ярко отражает борьбу, которая происходила между монастырём и князьями и в основе которой были и соперничество на почве материальных интересов и столкновения из-за вмешательства монастыря в междукняжеские отношения. Киево-Печерский монастырь на первых порах пытался отстаивать свою самостоятельность и к князьям относился положительно лишь постольку, поскольку они благоприятствовали его росту. В противном случае он с ними враждовал. Если Всеволод и его сын Владимир Мономах, покровительствовавшие монастырю, в патерике изображаются сочувственно, то иное отношение в нём сказывается, например, к Изяславу Ярославичу, его сыну Святополку Изяславичу и внуку Мстиславу Святополковичу. И так мы видим, что в «Киево-Печерском Патерике» неизбежно отражаются жизнь окружающего мирского общества. Феодальное общество довольно чётко отобразилось в повествованиях о внутренней жизни Печерского монастыря.

Глава 2. Житие, написанное Епифанием Премудрым, как исторический источник.

В этой главе мы попытаемся найти в источнике содержащиеся исторические сведения. Мы не будем рассматривать жизнь Сергия. Жития святых последовательно рассказывают о жизни подвижников. Жизнь и деятельность преподобного Сергия Радонежского связана с Москвой. Он основал не только знаменитый Троице-Сергиев монастырь (Приложение 4), но показал себя пастырем многих монастырей и отцом их настоятелей, так как через учеников своих устроены были многие подмосковные и московские обители. Княжеские междоусобицы, начало возвышения Москвы, постоянный сбор дани для выплаты в Орду — вот основные черты исторического времени, в которое было суждено начинать свой путь мальчику Варфоломею, будущему святому Сергию Радонежскому. Епифаний Премудрый упоминает исторические события, случившиеся при жизни святого. Среди них Ахмылова рать (1322 год), приведённая на Русь Иваном Калитой, когда был разорён город Ярославль и окрестные земли. Именно во время княжения Ивана Даниловича Калиты (1325 — 1340) после подавления тверского восстания 1327 года Москва подчинила себе и Ростовское княжество. Вотчины местных владельцев были конфискованы в пользу служащих Москве бояр. Монгольское владычество оставляло свои следы на жизни всей русской земли. Иго Золотой Орды просуществовало с XIII-XV века и надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило её сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Именно в XIV веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице (Приложение 5). Преподобный Сергий нес идею основанную на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн. Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Жизнь в монастыре не всегда была гладкой. Сергий не один раз тайно уходит из монастыря в пустынное место. Долго странствовали ученики Сергия по пустынным местам, пока не нашли святого в уединённом месте на реке Киржач. Лишь митрополит Алексий сумел уговорить Преподобного вернуться в Троицкий монастырь. Сам митрополит часто приезжал в святую обитель отдохнуть и посоветоваться с мудрым старцем. Порой он возлагает на Сергия труднейшие политические поручения — словом и делом усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского. Не случайно Алексий, чувствуя близкую смерть, хочет назначить Сергия своим преемником, но святой отказывается от этой чести. Алексий не стал настаивать, убоявшись, что Сергий вновь удалиться в пустыню. Алексий умирает в 1378 году, за два года до великой битвы на Куликовом поле. В стране, на некоторое время лишённой митрополита, Сергий остаётся самым авторитетным церковным деятелем. Вот еще один любопытный факт, согласно житию, он благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем (Приложение 6). «Пришло известие о походе на Русь из Крыма темника Мамая, грозившегося уже не просто разорением городов, но и мстительными преследованиями Православия, Великий князь Дмитрий, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию»,- сказал святой старец и дал ему в сподвижники иноков своей обители: скимонаха Андрея (Ослябю) и скимонаха Александра (Пересвета), которые пали героями в Куликовской битве (Приложение 7). С точки зрения человека нашего времени совершенно естественно воспринимается благословение православных на битву с Мамаем, данное Сергием Радонежским князю Дмитрию Ивановичу. Историки спорят, когда именно состоялась встреча великого князя и преподобного Сергия: непосредственно перед битвой или за два года до неё, перед сражением на реке Воже. Историки так объясняют невозможность данного события. В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий, обязан был подчиняться царю. Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу. Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия. В пользу данной версии свидетельствует другой источник. Мы соотнесли житие с достоверными историческими источниками, такими как «Сказании о Мамаевом побоище», где говориться, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович, чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму. Как известно, именно Пересвету выпала участь принять участие в поединке перед битвой на Куликовом поле (Приложение 8). Победа в Куликовской битве, освящённая именем Сергия Радонежского, укрепила веру русских в помощь Божию и повысила значение Москвы как центра русских земель. Отслужили благодарственный молебен, но между княжествами вновь вспыхивает старая вражда. В 1385 году Сергий едет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князем московским и грозным и неукротимым князем Олегом Рязанским. Через четыре года, 1389 году Сергий присутствует при кончине великого князя Дмитрия Ивановича, потомками названного Донским. Сергий скрепляет своей подписью его духовную грамоту, в которой впервые за время ордынского господства Великий князь завещает свой престол детям, не спрашивая на то позволения Орды. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним из ее стен, бывал в Москве, крестил сыновей Дмитрия Донского, брал на себя выполнение политических поручений. Нет сомнения, что в своих политических шагах преподобный Сергий руководился волей митрополита Алексия, совмещавшего сан святителя с властью правителя государства. Это Алексий посылает Сергия в Нижний Новгород к рассорившимся братьям-князьям, чтобы заставить покориться младшего, противника Москвы. По приказанию митрополита Сергий «затворил» все церкви в Н.Новгороде, чтобы вынудить князя к подчинению. Эта небывалая на Руси мера не имела успеха, но ответственность за нее, и за ее неудачу, ложится всецело на митрополита. В другой раз преподобный Сергий ездил послом к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с великим князем Дмитрием. На этот раз его миссия увенчалась успехом. Всякий помнит благословление преподобным Сергием Донского на его битву с Мамаем. Уже перед самым боем подоспел скороход с посланием от святого: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог». Мы пришли к выводу, что Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.
Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины. Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции

Заключение

В ходе написания исследовательской работы мы выполнили поставленные в начале цели и задачи. Пришли к изложенным ниже выводам. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в. Сергий Радонежский был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г., усмирял сепаратистские стремления удельных суздальских и рязанских князей (Бориса Константиновича и Олега Ивановича) и был связан с кругом митрополита Алексея (однако стать его преемником отказался) и константинопольского патриарха Филофея, а затем Киприана. Ему были близки такие выдающиеся писатели и культурно-политические деятели Руси, как Епифаний Премудрый, Андрей Рублев, Феодор Ростовский (Симоновский). Целый ряд его учеников и сподвижников стали основателями многочисленных «общежительных» монастырей: Андроникова, Симоновского, Саввино-Сторожевского, Голутвинского, Высокого, Киржачского и др. Основанная Сергием Троицкая обитель осталась до сих пор первенствующею среди всех других, построенных как им и его учениками, так и последующими основателями монастырей. Это исторический факт. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом, нередко пешком, и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Это тоже факт, так как князья всегда искали поддержки у церкви. Великие события смутного времени в особенности возвысили историческое значение Троицкой Лавры. Сам Преподобный Сергий сыграл значительную роль в русской истории XIV века. Он не только благословил Куликовскую битву, он сделал гораздо большее – он поднял дух измученных татаро-монгольским игом людей. Это не менее важно, чем правильная тактика полководца или хорошо вышколенное войско. К этому добавляется вклад Преподобного Сергия в развитие церкви – создание нового типа монастырей и множество его конкретных проявлений. В конце своей работы мы бы хотели привести слова патриарха Московского и всея Руси Алексия I: «Преподобный Сергий, явившийся началом монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденном венцом, великим делателем на стезях спасения. Он, основавший малую обитель, стал чрез своих учеников, близких и дальних, устроителем всей русской монашеской жизни; его, искренне избегавшего руководства малой братией, Господь уготовал быть игуменом всей земли Русской. Верим, что и поныне предстоит он Престолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатай за всю Русскую землю и за каждого из нас, с верою к нему обращающегося». Нам остается лишь согласится с ним и добавить, что нам было очень интересно узнать о жизни и деятельности Преподобного Сергия Радонежского. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей. Мы убедились в том, что жития – интереснейший исторический источник, но к фактам, приведенным в них, надо относиться весьма осторожно, подвергая их тщательному анализу. Мы не совсем согласны с утверждением известного историка и исследователя В. Ключевского. В своих работах он пишет, что разница между житием святого и биографией примерно такова же, как между иконой и портретом. «Качество исторического материала, представляемого житием, зависело главным образом от обстоятельств, при которых писалось последнее, и от литературных целей, которые ставил себе его автор».
Таким образом, жития не могут быть использованы, как основной источник исторических фактов. Составители житий не гнались за достоверностью и всеохватностью описания личности, которой это житие посвящено, и связанных с ней исторических событий. Составителей жития интересовали только строго определенные качества героя, которые, по их мысли, приближали его к идеальному образу святого. Именно эти факты из жизни и эти черты характера святого описываются в житиях. Все остальное составителям жития было неважно.
Жития – не биографические описания жизни святых. Это образец для тех, кто стремится к праведной жизни. Это яркий пример церковной назидательной литературы. И потому составители жития зачастую поступались исторической правдой – в куда большей степени, чем авторы летописных сводов.
В житиях мы находим отношение церковников к окружавшему их миру, те идеалы, к которым они призывали стремиться.
Однако мы должны признать и то, что люди, про которых писались жития, были незаурядными, выдающимися личностями. И порой, кроме житийной литературы, почерпнуть подробности о жизни таких людей, как, например, Сергий Радонежский, нам просто негде. В этих-то случаях жития служат нам существенным подспорьем к сухим фактам, изложенным в летописных хронологических записях.

Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с ученым‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Мы считаем, что памятники древнерусской литературы, можно считать историческими источниками.

Примечания.

Глава 1.

Глава 2.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исторический с источник:

Жизнь и житие Сергея Радонежского/ сост. В. В. Колесов. — М.: Сов. Россия, 1991.

Интернет — ресурсы:

2. http://ru.wikipedia.org

3. Кириллин В. М. http://www.portal-slovo.ru/philology/37338.php

5. Елена Рерих «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» http://www.obretenie.info/txt/sergij/znamja.htm

7. В.О.Ключевский о Сергии. http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

8. Л.Н.Гумилев. из книги «От Руси до России» — http://www.obretenie.info/author/sergij.htm

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение 1.

«Киево-Печерский Патерик» Копия.

Приложение 2.

Киево-Печерский монастырь. Фотокопия.

Приложение 3.

Кельи монахов. Киево-Печерского монастыря. Фотокопия

Приложение 4.

Троице-Сергиев монастырь. Фотокопия.

Приложение 5.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона. Копия.

Приложение 6.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Копия.

Приложение 7.

Скимонах Андрей (Ослябя) и скимонах Александр (Пересвет). Копия.

Приложение 8.

Поединке перед битвой на Куликовом поле скимонаха Александра (Пересвета) и Кочубея.

Литературное чтение 4 класс.

Урок 5. Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Дать обучающимся представление о житие;
  2. Продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа;
  3. Познакомить с Преподобным Сергием Радонежским.

Глоссарий по теме:

Преподобный – Святой монах.

Житие- повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу.

Угодник — 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Праведный — у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Обет — торжественное обещание, обязательство.

Черноризец — монах.

Панихида и литургия – церковные богослужения.

Псалом – религиозное песнопение.

Ключевые слова:

Летопись, житие, Сергий, Радонежский, Епифаний, Премудрый, монах, святой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, назовите литературный жанр, зашифрованный здесь, который, является однокоренным словом, к слову живёт:

Е Т Ж И И

Пауза.

Верно, это житие.

-Как вы понимаете это слово?

Пауза.

Житие – произведение древнерусской литературы, которое повествует о жизни святых, признанных христианской церковью.

Оно повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек.

Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Главная добродетель героя — вера в Бога, она даёт блага при жизни и после смерти.

В текст жития могут входить молитвы. Житие поучительно, оно учит христианской морали.

-С каким жанром современной литературы вы бы сравнили житие?

Пауза.

Правильно, оно похоже на биографию.

-А чем же отличаются житие и биография?

Пауза.

Тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины.

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и узнаем о житие святого.

Илья Муромец

Сказка

Сергий Радонежский

былина

Иванушка дурачок

-Какой из приведённых здесь героев относится к сказке? А к былине?

Кто из героев остался?

Пауза.

Сергий Радонежский.

-Как думаете, к какому жанру относится герой Сергий Радонежский?

Пауза.

Правильно, к жанру житие.

-Давайте же узнаем о житие Сергия Радонежского

Посмотрите, пожалуйста, на портрет человека. Что вы можете сказать о нем?

Пауза.

-В те далёкие времена так одевались монахи.

Перед нами Епифаний Премудрый, который в 1417–1418 годах написал » Житие Преподобного Сергия Радонежского».

-Почему же он премудрый?

Пауза.

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами

-Чтобы более подробно узнать о житие Сергия Радонежского прочитайте летопись «Житие Сергия Радонежского».

Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных; от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божьи угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит.

Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей… И советовалась Мария с мужем своим, говоря так: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать благодетелю всех Богу»; что и сбылось.

Когда настал срок родов, родила она своего младенца.

И пришёл день исполнения обета его матери: после шести недель , то есть когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребёнка в церковь Божью. Иерей же с радостью духовной и старанием окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого духа — именем Варфоломей в святом крещении назвав его.

Потом, через некоторое время, по прошествии немногих дней, другое некое знамение чудодейственное было младенцу, нечто странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.

-Почему Бог выбрал в отцы и матери Сергия Кирилла и Марию?

Пауза.

Правильно, не мог Он допустить того, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправильных родителей…

-Что обещала Мария своему мужу?

Пауза.

Правильно, что отдаст его в церковь благодетелю всех Богу.

-Когда Сергия отдали в церковь?

Пауза.

Правильно, на сороковой день после рождения.

-Как назвали его?

Правильно, Варфоломеем.

-Какое знамение было младенцу?

Пауза.

Правильно, » В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение всего дня.»

У раба Божьего Кирилла, о котором шла речь, было три сына: первый Стефан, второй – этот Варфоломей, третий- Пётр; их воспитал он со всякими наставлениями в благочестии и чистоте. Стефан и Пётр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не быстро учился читать, но как-то медленно и не прилежно. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не слушал его и не мог научиться, не похож он был на товарищей, учащихся с ним. За это часто бранили его родители, учитель же ещё строже наказывал, а товарищи укоряли. Отрок втайне часто со слезами молился Богу, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня».

-Сколько братьев было у Варфоломея?

Правильно, два брата.

-Чем они отличались от него?

Правильно, быстро изучили

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: К какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергии Радонежском?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: 1. Былина; 2. Житие; 3. Слово; Летопись.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 2. Житие

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Соберите мозаику.

Подсказка: собирайте мозаику как пазлы.

Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.

«Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – «особым нашего Российского царствия хранителем и помощником», как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России».

«Троице-Сергиева лавра и Россия»

Священник Павел Флоренский

У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно?

Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше.

Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?

Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Так говорится об этом в Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце – православное. Это значит такое, которое верит в Бога единственно правильной, заповеданной самим Богом верой. Она потому так и зовется – православная вера. Вера, которая правильно славит Бога.

Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь, положишь медь – медь и возьмешь, – как-то сказал наш святитель Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.

Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва – это голова. Там находится наш президент и наше правительство. Они целыми днями сидят и думают, как бы нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и добрые. И только сердце может распознать, какие слушать, а какие нет. А то порой подумается что-нибудь с виду хорошее, а на деле оказывается – полная ерунда.

Например, пришла в голову мысль вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. С виду мысль хорошая. И друзьям, безусловно, понравится. Но сердце тебе скажет: нет, брат, конфеты для друзей – это, конечно, хорошо, но картошка папе на ужин все-таки лучше.

Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается. А кому захочется считаться со слабаками, которые и толком-то постоять за себя не могут? С ними что хочешь, делай – хочешь, забирай велосипед, а хочешь мяч.

В те древние неспокойные времена слабые княжества сразу же захватывали враги и устанавливали там свои порядки. Заставляли местных жителей на себя работать и все у них отбирали. А сами жили в отобранных домах, и только на пол поплевывали. А чего такого? Убирать-то все равно не им.

Так и с Русью враги хотели поступить – русские князья жили каждый сам по себе, и их легко было захватить. Но был среди них один князь московский Димитрий, который не хотел, чтобы Русь захватывали. Наоборот, он хотел, чтобы все в нашей стороне жили свободными. Но соседние князья его не слушали, а только ругались и спорили. И не было никого, кто бы мог их вразумить. Они же князья.

Этим воспользовались монголы и захватили русские княжества. В отличие от русских, они жили дружно и если что, сразу объединялись. А когда они собирались вместе, против них не то, что княжества, никакое царство не могло устоять – такие они были организованные и жестокие. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Полмира захватили.

Почти триста лет хозяйничали жестокие монголы на русской земле. И так бы эти безобразия и дальше продолжалось, если бы не родился на русской земле святой Сергий Радонежский. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу.

Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Людей, которые жили в монастыре называли братия, потому что они были ради друг друга готовы на что угодно и жили, как родные братья в согласии. А преподобный Сергий, которого за его святую жизнь братия выбрали своим наместником, работал и молился больше всех. Это в миру те, которые начальники, только командуют. Христиане наоборот – кто хочет быть первым, служат другим и помогают, как служил и помогал всем наш Господь Иисус Христос.

Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовском поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию просить о помощи.

Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь.

В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу.

Святой Сергий благословляет Ослябю и Пересвета

Соперники столкнулись прямо посередине поля. Удар копьями был такой силы, что щиты треснули, и они поразили друг друга насмерть. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь принес его к русскому войску. Инок Пересвет погиб за свою Родину, и душу его ангелы взяли на Небо. Нет пред лицом Божиим выше подвига, чем того, где душу свою человек положит за други своя.

Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.

И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться.

О конкурсе

Рассказы присылать с 10 по 18 июля на адрес info@pravmir.ru с пометкой КОНКУРС

Подведение итогов 25 июля.

ПРИЗ за лучший рассказ 1 место — 3000 рублей, 2 место — 2000 рублей.

Лучшие рассказы будут также опубликованы на сайте.

Дорогие читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие”». К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке». Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа»2.

«Политическая крепость» прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

«Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым». Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

«Житие Сергия Радонежского» носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем»3.

Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном «начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую». Уделом отшельника стал «труд пустынный», «жилье скорбное, суровое», полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. «Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня»4.

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего «пустыннолюбца и пустыннослужителя». В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, «ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том».

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: «если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение»5.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. «Я думаю, что это не тот», — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: «О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того».

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься».

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: «»Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары…»5.

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен.

Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти…»6.

Так Сергий Радонежский «просиял» добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания»7.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского «Год Сергия» и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является «светочем», гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

►Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

  • «Слово о полку Игореве»
    • «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы
    • Вопросы и задания по теме «Слово о полку Игореве»
  • «Слово Даниила Заточника»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Житие Александра Невского»
  • Повести о Куликовской битве
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина»
  • «Житие Сергия Радонежского»

►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *