Память 9 октября

После смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского6456, люди, рассеявшись по земле и разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам, ими же самими сделанным, животным, солнцу и луне и другим явлениям природы. Тогда, для обновления Ветхозаветной Церкви и для сохранения в ней истинного Богопознания, Господь избрал одного благочестивого мужа, по имени Авраама. Авраам первоначально назывался Аврамом и был младшим сыном Фарры6457, который имел, кроме того, еще двух сыновей: Аррана и Нахора; первый из них умер в молодости, оставив после себя сына Лота, которого Аврам и взял себе на воспитание. Фарра жил со своими сыновьями в Уре Халдейском6458; но Господь благоволил отделить благочестивого Аврама, избранника Своего, из развращенной среды идолопоклонников. И вот Аврам получил от Бога повеление:

– Выйди из земли твоей, от родства твоего и из дому отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое, и ты будешь виновником и образцом благословения для многих. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные6459.

Аврам с верою и покорностью принял повеление Божие, и вышел из Ура Халдейского с женою своею Сарою, отцом своим Фаррою и племянником Лотом. Остановившись на время в Харране6460, где отец его умер6461, он продолжал потом путь свой один с семейством своим и Лотом. Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема, до дубравы Море6462. Здесь явился ему Господь и обещал эту землю отдать потомству его. В память сего Богоявления и в благодарность Богу за обетование, Аврам соорудил на том месте жертвенник. После сего Аврам прошел всю ту землю в длину, по направлению к югу, создав между Вефилем и Гаем другой жертвенник Господу6463.

Аврам вместе со своим семейством и Лотом поселился в долине Сихемской. Оба они сначала жили вместе и были богаты скотом, серебром и золотом; но потом, во избежание раздора между их домашними и слугами, Аврам отпустил от себя Лота, предоставив ему выбор земли. Лот избрал себе цветущую равнину, орошаемую водами Иордана6464.

После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился избраннику Своему и сказал:

– Возведи очи свои, и с сего места, на котором ты теперь находишься, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу: всю землю, которую ты видишь с горы, дам Я тебе и потомству твоему на веки6465. И дам тебе потомство, как песок земной. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дам ее и потомству твоему на веки.

Послушный повелению Божию, Аврам двинулся к югу и поселился у дубравы Мамре6466, создав там жертвенник Господу.

Между тем на равнине Иорданской, которую выбрал для своего жилища Лот, было пять городов6467, управляемых особыми царями, но уже 12 лет находившихся в порабощении у царя Еламского6468. На тринадцатый год они возмутились против царя, но были побеждены им, причем многие жители той страны, и в том числе Лот, были взяты в плен. Узнав об этом, Аврам вооружил рабов своих, разбил неприятелей, освободил Лота и всех пленных и отнял всю добычу, унесенную неприятелем, которую и возвратил царям по принадлежности. Когда Аврам возвращался с победою, навстречу ему вышли цари. Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго6469, вынес хлеб и вино и благословил Аврама, говоря:

– Благословен Аврам от Бога Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов твоих в руки твои.

Аврам поднес Мельхиседеку десятую часть всей военной добычи; сам же, когда царь Содомский предлагал ему удержать за собою имущество, возвращенное от неприятелей, отказался взять что-либо.

После сего Аврам сделался весьма известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудили зависть и опасение в ее обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму:

– Не бойся, Аврам, Я – твой щит; тебе готовится величайшая награда.

Аврам сказал:

– Господи! чем Тебе наградить меня? Детей у меня нет: Ты не дал мне их. За домом моим смотрит Елиезер из Дамаска: он и будет моим наследником.

– Не он, – сказал Господь, – а твой родной сын будет твоим наследником.

После сего Господь вывел Аврама на двор и сказал:

– Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь: столько и у тебя будет потомков6470.

Аврам поверил обетованию, и сия вера вменилась ему в праведность6471 и послужила основанием праведной и Богоугодной жизни.

В наступивший после сего день, Аврам, по повелению Божию, рассек пополам трехлетних телицу, козу и овна, и положил одну часть против другой; к ним присоединены были горлица и молодой голубь6472. Аврам стерег трупы от хищных птиц6473. При захождении солнца, на него нашел сон и объял его ужас и густой мрак. Тогда Господь приблизился к нему и сказал:

– Знай, что потомки твои в продолжение четырехсот лет будут пришельцами в земле чужой и будут в порабощении и в угнетении6474. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении, и после того они выйдут сюда с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам своим в мире, и будешь погребен в старости доброй. Возвратятся же сюда потомки твои не прежде, как сменятся у них четыре поколения6475, ибо мера беззаконий аморреев еще не наполнилась6476.

Когда зашло солнце и наступила тьма, между рассеченными животными прошли дым, как бы из печи, и пламя огня6477. И в этот день таким образом Господь заключил завет Свой с Аврамом, сказав:

– Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до реки Евфрата6478.

Прошло уже много лет с того времени, как Аврам переселился в землю Ханаанскую. После откровения, бывшего ему в Уре Халдейском, Бог еще три раза повторял ему обетование о многочисленном потомстве, которое должно было произойти от него; но Сара, жена его, не рождала, а между тем оба они были уже преклонных лет. Бездетство было для Аврама великим испытанием6479.

Тогда Сара, думая, что препятствие к исполнению обетования Божия заключается в ней, предложила Авраму взять еще в супружество служанку свою, Египтянку Агарь, которая и родила ему сына Измаила6480.

Когда Авраму исполнилось уже 99 лет, Господь явился ему и сказал:

– Я – Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим, и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленнейшее потомство.

Аврам в чувстве благоговения и преданности пал на лице свое. Бог сказал ему:

– Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да будет тебе имя: Авраам6481; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И народы и цари произойдут от тебя; и Я поставлю вечный завет Мой с тобою и потомками твоими6482 в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя, и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство6483. Видимым же знаком завета между Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Осьми дней от рождения надобно обрезывать всякого младенца мужеского пола, не только из ваших детей, но и из рабов, купленных за серебро у иноплеменников. Необрезанный, как нарушитель завета Моего, лишается общения со своим народом6484. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей – Сарра6485. Я благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.

Авраам возрадовался и засмеялся, но в то же время с недоумением спрашивал про себя:

– Неужели от столетнего будут дети? и неужели Сарра в девяносто лет родит?

Но Господь повторил Свое обетование и предрек самое имя их будущему сыну – Исаак.

Вскоре после сего, Господь опять явился Аврааму у дубравы Мамре – следующим образом. Однажды в полдень Авраам сидел у шатра своего. Подняв глаза свои, он увидел пред собою трех странников. Он тотчас же поспешил к ним навстречу и, поклонясь до земли, сказал первому из них:

– Государь мой! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши6486; потом отдохните под этим деревом6487. А я принесу хлеба, чтобы подкрепиться вам на дорогу.

Странники6488 согласились на его просьбу. Тогда Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал ей, чтобы она замесила поскорее пшеничной муки и испекла пресные хлебы; потом побежал к стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и велел своему рабу приготовить его. Когда приготовлены были и пресные хлебы и теленок, Авраам взял еще сыру и молока, и все это поставил пред гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял под деревом, прислуживая им. Во время обеда странники спросили Авраама:

– Где Сарра, жена твоя?

– Она здесь, в шатре, – ответил Авраам.

Тогда один из них, – это был Сам Господь, – сказал: – На следующий год, когда Я опять в это же время буду у тебя, у жены твоей Сарры будет сын.

Сарра стояла у входа в шатер. Услыхав предсказание, она рассмеялась, подумавши про себя:

– Мне ли в старости иметь сие утешение? Да и господин мой стар.

Но Господь сказал Аврааму.

– Зачем рассмеялась Сарра? Разве есть что невозможное у Бога? В назначенный срок буду Я у тебя, и у Сарры будет сын.

Тогда Сарра пришла в страх. Она почувствовала, что находится пред высшею Божественною Силою, провидящею ее внутренние чувствования, и в смятении стала уверять, что она не смеялась. Но Господь обличил ее и еще раз повторил, что она смеялась. Таким образом, Он показал Себя Сердцеведцем, а Сарру научил быть внимательнее к собственным помыслам и быть более покорною Божественным обетованиям.

После сего странники встали, и направились оттуда к Содому. Авраам же, по слову Апостола, «сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим.4:18–22)6489. Веруя в благодатное обетование об имеющем произойти от него многочисленном потомстве, Авраам с живейшим чувством радости, благодарности и благоговения к своим Божественным посетителям, сопровождал их.

На пути Господь открыл Аврааму о Своем намерении погубить жителей Содома и Гоморры за их бесчисленные беззакония. Авраам стал умолять Бога пощадить нечестивые города, ради того, что в них найдется хотя пятьдесят праведников. Но такового числа их не нашлось в городах сих. После сего Господь обещал Аврааму, по молитве его, пощадить нечестивые города, если в них найдется хотя сорок, потом тридцать, двадцать и, наконец, хотя бы десять праведников. Но и такого числа праведных не нашлось в Содоме и Гоморре. Тогда участь нечестивых городов была решена. Однако же, ходатайство Авраама не осталось напрасным и совершенно бесплодным; ибо племянник его Лот был спасен от общей погибели.

Вечером два ангела, посетившие Авраама, пришли в образе странников в Содом, когда Лот сидел у ворот города. Увидев странников, Лот, поклонившись им до земли, сказал:

– Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, а поутру пойдете в путь свой.

Когда же странники стали отказываться, испытывая Лота, и отклонять его гостеприимство, – он стал сильно упрашивать их, и они вошли в дом. Лот приготовил пресные хлебы, и предложил им угощение, и они ели. Еще не легли они спать, как содомляне, с разных концов города, окружили дом Лота и стали требовать выдачи странников. Лот вышел успокоить их и уговорить, чтобы они не причиняли зла странникам, пользующимся его гостеприимством; но они оскорбляли его и грозили выломать двери. Тогда Ангелы, явившиеся под видом странников, поразили содомлян слепотою, а Лота ввели в дом и велели взять родственников своих и уходить из города, осужденного за беззакония на погибель; при сем ангелы открылись Лоту, кто они, объявив прямо, что они посланы к нему Господом. Занималась уже заря, а Лот еще медлил. Тогда ангелы, взяв за руки его, жену его и дочерей, вывели их вон. Один из ангелов сказал Лоту:

– Спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся на равнине сей; спасайся на гору6490, чтобы тебе не погибнуть.

Но Лот сказал:

– Нет, Владыка! Вот раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сотворил со мною, спасши жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигло меня бедствие, и мне не умереть. Вот ближе город сей, – он же и мал; благоволи мне бежать в него, дабы сохранилась в нем жизнь моя.

Ангел отвечал:

– В угодность тебе я сделаю и это и не истреблю сего города; спасайся в него, но нимало не медли: потому что я не могу исполнить своего дела, пока ты не уйдешь туда.

Так велика милость Божия к праведным! Ради слабого волею, но чистого душою Лота, и ради родства его с избранником Божиим Авраамом, Господь не только дарует спасение городу, но и по милосердию Своему замедляет совершить правосудную кару Свою над нечестивыми городами, до тех пор, пока Лот успеет спастись.

Когда Лот достиг сего города, солнце уже зашло. Тогда Господь пролил с неба на Содом, Гоморру, Адаму и Севоим в виде дождя серу и огонь, и истребил эти города и всю эту равнину со всем их населением, – и вся страна та обратилась в соленое озеро6491.

Жена Лотова не исполнила повеления ангела: на пути из Содома она оглянулась назад; но тотчас же обратилась в соляной столб. Сам же Лот, страшась остаться в Сигоре, удалился в гору с двумя дочерями своими и стал жить там в пещере.

Между тем Бог посетил, наконец, Сарру Своею милостью. Когда Аврааму исполнилось сто лет, она родила ему сына, которому он, согласно предвещанию о том Самого Бога, нарек имя Исаак. На восьмой день Авраам обрезал его, как заповедал ему Бог. И девятидесятилетняя Сарра говорила:

– Смех радости6492 сотворил мне Бог; кто ни услышит обо мне, обрадуется. Кто бы мог сказать Аврааму: «Сарра будет кормить детей грудью?» Ибо в старости его я родила сына.

Когда дитя выросло и было отнято от груди, Авраам устроил по сему случаю большой пир. Сарра, увидев, что Измаил, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, насмехается над ее сыном Исааком, сказала Аврааму:

– Прогони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.

Аврааму было прискорбно слышать эти слова; он, как отец, любил и жалел Измаила. Но Бог сказал ему:

– Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что ни скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке наречется тебе семя. Впрочем, и от сына рабыни Я произведу народ, потому что и он – семя твое6493.

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ6494.

В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища.

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал:

– Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе.

Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь6495. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и пошли оба вместе на гору.

И сказал Исаак Аврааму:

– Отец мой! вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения?

Авраам отвечал:

– Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе.

Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но в это время с неба раздался Божественный голос:

– Авраам! Авраам!

Авраам остановился, чтобы выслушать повеление Божие.

– Не поднимай руки своей на отрока, – продолжал Господь, – и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего единственного для Меня.

Тогда Авраам, в чувстве глубокой радости и благодарности к Богу, возвел очи свои от земли и увидел позади себя овна, запутавшегося в чаще рогами. Тогда он развязал Исаака и, взяв овна, принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего6496.

После сего Господь снова воззвал к Аврааму с неба:

– Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и песок на берегу моря, и овладеет семя твое городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Получив сие великое, благодатное обетование, Авраам и Исаак в страхе и радости спустились с горы и возвратились в Вирсаву6497, где жил тогда Авраам.

Спустя лет двенадцать после сего, скончалась Сарра, жена Авраамова и была погребена в пещере Махпеле6498 против Мамре, впоследствии – Хеврона земли Ханаанской.

Через три года, когда Исааку исполнилось сорок лет, а Аврааму было сто сорок лет, святой праведный праотец имел утешение женить сына своего на добродетельной Ревекке, внучке Нахора, брата Авраамова. Впоследствии Авраам и сам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шесть сыновей. Авраам прожил сто семьдесят пять лет, и потом с миром предал дух свой Господу Богу, Которому так верно служил и благоугодил в жизни своей, будучи сосудом и образцом веры в истинного Бога, сохранившим ее для потомства из рода в род. За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу (Быт. 17:7, 26:24, 28:13), а Св. Писание называет его другом Божиим (2Пар.20:7; Ис.41:8; Иак.2:23). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама (Рим.6:7–8; Гал.3:7, 26–29). И в будущей участи нашей за гробом – только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном (Мф.8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Авраам.

Авраам — прародитель еврейского народа (Израиля), старший из израильских патриархов, который из веры в Бога согласился принести Ему в жертву своего сына Исаака.

Библия повествует подробно об Аврааме в Книге Бытия (Быт. 12-25), затем Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Второй книге Паралипоменон, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иезекииля, Михея, в евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.

Авраам родился в Уре Халдейском (в Месопотамии). Изначально его звали Аврам (что значит «отец великолепный»).

Однажды Бог призвал его переселиться в Ханаан (в Палестину) вместе с отцом, женой Сарой и племянником Лотом. Господь обещал: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя» (Быт. 12:2).

Когда Аврааму было 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить обещанное. Аврам изменил имя на Авраам («отец множества»), Сара стала Саррой, и в знак завета все мужчины были обрезаны (Быт. 17:10-11).

Однажды к Аврааму пришли три путника. Он приготовил им обед под деревом в дубраве Мамре, и один из гостей сказал: «в следующем году будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:10). Путники были ангелами, а само их появление в христианстве получило название Ветхозаветной Троицы. Ее самое известное изображение принадлежит кисти преподобного Андрея Рублева.

Хотя Аврааму и Сарру было много лет, у них и правда родился первенец – Исаак. Испытывая Авраама, Бог велел ему принести Исаака в Жертву на горе Мориа. Авраам послушно отвел сына на гору, взял нож, чтобы заколоть, но ангел остановил его и вместо Исаака появился жертвенный барашек. (22:10-12).

Пройдя испытание, Авраам получил новое благословение Господа.

Он умер в 175 лет и был похоронен в Хевроне рядом с Саррой.

В своей работе «Еврейство и христианский вопрос» Владимир Соловьев пишет: «Союзный договор или завет Бога с Израилем составляет средоточие еврейской религии. Явление единственное во всемирной истории, ибо ни у какого другого народа религия не принимала этой формы союза или завета между Богом и человеком как двумя существами, хотя и неравносильными, но нравственно однородными… Сильный Бог избирает себе сильного человека, который мог бы бороться с Ним; самосущий Бог открывается только самосознательной личности. Бог святой соединяется только с человеком, ищущим святости и способным к деятельному нравственному подвигу».

Таким именно человеком и был праотец Авраам. И Библия, и последующая еврейская традиция выделяют как основное в его личности праведность. Мудрецы говорят: Десять поколений прошли от Ноя до Авраама, и ни к одному человеку не обратился Господь благословенный напрямую. Словно сказал Он Аврааму: десять поколений искал Я такого праведника, как ты!

Существуют легенды об испытаниях Авраама, которым подверглась его вера в единого Бога, прежде чем Господь заключил с ним завет. Это произошло в родном городе Авраама Уре Халдейском в Месопотамии, где, по преданию, Авраам был едва ли не единственным, отрицавшим идолопоклонство. Даже отец его, Фарра (Терах), не составлял исключения. Поэтому первые слова Бога, обращенные к Аврааму, таковы: «…Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Библия не приводит ответа Авраама, там лишь говорится: «И пошёл Авраам, как сказал ему Господь». А ведь к тому времени ему было уже 75 лет.

Авраам ведет с собой группу единомышленников: жену Сарру, племянника Лота и нескольких людей, убежденных Авраамом и Саррой в истинности единобожия. Земля, которую Господь указал странникам, оказалась Ханааном, впоследствии ставшим Землей Израиля. Впоследствии — и вследствие, так как обещание Господа Аврааму в заключенном с ним завете — это именно обещание земли: «Потомству твоему даю я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». Потомство же Аврааму, бездетному к моменту выхода из Ура, обещано бессчетное, как песок морской или звезды на небе. И хотя, по словам Господа, потомкам Авраама предстоит 400 лет порабощения в чужом краю, они, в конце концов, должны возвратиться в землю, обещанную им через Авраама.

Однако каждый союз, в том числе и завет, предусматривает обязательства для обеих сторон. Поэтому к Аврааму и его будущим потомкам выдвинуто требование: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол… и сие будет знамением завета между Мною и вами». Господь требует не столько телесного отличия потомков Авраама от других народов, сколько памяти самого народа о Завете, о передаваемом из поколения в поколение обещании хранить верность единому Богу, «ибо Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». В этом и заключается суть избранничества Авраама, а символом этого избранничества является Завет. Тут можно вспомнить, что великий еврейский мудрец 2 века рабби Акива рассматривал «Песнь песней» как аллегорию любви между общиной Израилевой и Господом.

99-летний Авраам, у которого по-прежнему нет наследника от Сарры, не сомневается в том, что Господь выполнит своё обещание. Со своей стороны, он выполняет поставленное условие и совершает обряд обрезания себя и всех мужчин в доме. При чтении Библии создаётся впечатление, что Авраам полностью покорен воле Бога и что лишь в этой безропотности и состоит его заслуга: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Но уже из следующего эпизода видно, что, если речь идет о других людях, праведность Авраама перестает быть пассивной.

Авраама посещают три гостя. (Еврейские комментаторы Писания склонны видеть в них ангелов). Через них Авраам узнает, что города Содом и Гоморра, населенные грешниками, должны быть разрушены, так как чаша Господнего терпения переполнилась. В этот момент Авраам обращается к Богу сам, и слова его напоминают вызов: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?.. .Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Бог обещает Аврааму не уничтожать Содом и Гоморру, если в них действительно найдется 50 праведников. Аврааму удается уговорить Господа пощадить Содом и Гоморру даже ради десяти праведников. Характерно, что в разговоре с Богом он вовсе не упоминает своего племянника Лота, живущего в Содоме, то есть не добивается ничего ни для себя, ни для своих близких. Надо думать, что печальная слава Содома и Гоморры, чей «грех тяжел весьма», известна и Аврааму, и просит он, по сути, не за праведников (мало вероятно, что они там есть), а просто за людей, которым грозит гибель.

В хасидском фольклоре есть притча о «праведнике в шубе», то есть человеке, который ни разу не нарушил заповеди Торы, но и ничем иным, кроме личного нравственного совершенствования, не занимался. Иное дело праведник, который в холод не надевает шубу, а разводит огонь, у которого вместе с ним могут греться другие. Поэтому в Ное, которого Библия прямо называет праведником, традиция усматривает пример «праведника в шубе»: предупрежденный о потопе и получивший указания построить ковчег, Ной не пытается выйти за рамки предписаний и попробовать спасти кого-нибудь, кроме собственной семьи. Авраам же — человек, к которому приложимо понятие «украшение заповеди»: он не просто буквально выполняет предписания, но и выходит за рамки собственного, пусть и прекрасного, морального мира, выходит навстречу другим людям. И хотя в Содоме и Гоморре не нашлось и пяти праведников, ангел Господень спасает Лота и его семью, потому что, видимо, даже для Господа послужили уроком слова Авраама о том, что божественная справедливость должна быть абсолютной. Часть комментаторов даже считает, что извещение Авраама о готовящейся гибели Содома и Гоморры было испытанием преданности Авраама не только Богу, но и людям.

Однако на этом испытания Авраама не закончились. В возрасте ста лет он, наконец, дождался наследника — Исаака, о котором Господь говорил, что он станет первым звеном воплощения Завета, дав начало бесконечной цепочке потомков Авраама. «И было, после сих происшествий Бог испытывал Авраама и сказал ему: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». И вновь, как когда-то, Авраам отвечает не словом, а действием.

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог». Боровшийся за жизнь грешников Содома, Авраам на сей раз не спорит с Богом, который словно решил отнять у него не просто сына, но и надежду на осуществление Завета в поколениях. Призывавший ранее Бога быть справедливым судией, теперь Авраам не напоминает Ему об обещании многочисленного, как звезды, потомства. Это столь же трудно поддаётся объяснению, как и настойчивость Бога в испытывании Авраама. В Мидраше — древнем комментарии на Писание — приводятся слова рабби Йонатана: Горшечник не проверяет надтреснутые горшки, по которым достаточно раз ударить, и они сломаются. А проверяет он прочные горшки, которые не сломаются и после нескольких ударов. Так же и Господь, да будет Он благословен, испытывает не грешников, но праведников. К этому можно добавить высказывание Нахманида, также считавшего, что испытания предназначены для праведников: «Все описанные в Торе испытания предназначались к пользе испытуемого».

Однако Авраам, направлявшийся с Исааком к месту жертвоприношения, вряд ли мог ощущатъ, что всё происходящее — к его же пользе, особенно в минуту, когда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Читая Библию, мы можем лишь догадываться, надежда ли, ужас ли признания страшной правды или просто жалость к сыну двигали отцом, когда вместо прямого ответа он сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И в самом деле, когда Исаак уже лежит связанным на жертвеннике и Авраам заносит над ним нож, ангел останавливает его руку, и Авраам видит запутавшегося рогами в кустарнике барана, который и был принесён в жертву вместо Исаака.

В бараний рог, шофар, трубят в синагоге в период между новолетьем и Днем искупления, и тогда же читают историю испытания Авраама. Народ Израиля надеется, что за заслуги праведника и родоначальника Авраама всей общине Израилевой будут отпущены грехи, и она сможет вступить обновленной в новый годовой цикл, как обновленными спустились с горы Мориа Авраам и Исаак. В еврейской традиции испытание на горе Мориа получило название акедат Ицхак, то есть связывание, а не жертвоприношение Исаака. И если Исаак был оставлен в живых, то у народа Израиля остается надежда, что продолжение его существования входит в замысел Всевышнего, заключившего с Авраамом завет, касающийся и его потомков

Каково же вознаграждение за безграничную преданность Авраама Богу? «Теперь я знаю», — говорит Господь, — «что боишься ты Бога и не пожалел сына своего, единственного своего, для Меня».

Комментаторы спрашивают: неужто Господь всеведущий не знал, как поведет себя Авраам? Дело в том, что награда за добродетельный поступок больше, чем за добродетельность как таковую. Награда Авраама состоит в том, что, как пишет Исаак Арама, рассказ о его испытании записан в Торе и таким образом делает крепость веры Аараама известной всему человечеству, а не только Господу. В глазах каждого читателя этого рассказа Авраам становится таким, каким он с самого начала был для Всевышнего, обещавшего: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты благословением; Я благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *