Дни памяти: 2 апреля (Воспоминание уверения апостола Фомы), 20 июня, 30 июня (12 ап.), 6 октября
Святой апостол Фома

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Структура

Изучение житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, характерным для разных христианских традиций. Например, в таком агиографическом жанре, как «похвала святому», соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Стиль

Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царство Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей, прежде всего, святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т. д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

См. также

В Викисловаре есть статья «агиография»

  • Агиология
  • Агиографы

Литература

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX527329 · BNF: 11948106z · GND: 4022930-0 · LCCN: sh85058266

Форма жития

Тип жития

Сборники

Апокрифические жанры

Связанные статьи

Священник Фома Диц

Фома Диц (Thomas Diez; род. 1963), священник, клирик Берлинской епархии РПЦЗ

Родился 8 ноября 1963 года , вырос в Германии в лютеранской семье. По его словам «отец очень верующий, а мама приняла христианство по примеру отца». Приняв римо-католицизм, он был в течение 18-и лет членом общин римо-католического движения Неокатехумената.

В 1985 году начал учёбу на архитектурном факультете в Мюнхене, а также углубился в жизнь Римо-католической церкви, стал катехизатором, участвовал во многих паломничествах в Италию. Участвовал в работе с многодетными семьями из Германии и Австрии.

В 1988 году, участвуя в миссии Неокатехумената в Западном Берлине, впервые познакомился с Православием в его русском «облачении» в связи с широко освещаемым в прессе празднованием тысячелетия Крещения Руси. Начал интенсивнее учить язык, читать богословскую литературу.

Закончив архитектурный факультет, в 1992 году поступил в Международную католическую семинарию города Берлина и окончил её в 1998 году.

Проучился год в римо-католической семинарии в Риме на бакалавра богословия, но решив, что путь римо-католического священника ему не подходит, вернулся в Германию. Работал архитектором.

Стал ходить на службы в храм Русской Зарубежной Церкви, «сначала время от времени, затем чаще и с каждым разом всё регулярнее».

В 2000 году присоединился к Православной Церкви, приняв крещение в Мюнхенском кафедральном храме новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая Мирликийского Русской Зарубежной Церкви. Сразу начал нести послушание на клиросе.

Поступил в Московскую духовную семинарию по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндт).

Во время обучения в семинарии на клиросе познакомился с будущей супругой, Иоанной, из Польши, с которой вскоре обвенчался. По окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию на церковно-практическое отделение.

12 марта 2006 года был рукоположен в сан диакона ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым) в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры . Стал первым клириком Русской Православной Церкви Заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата, что стало возможным в контексте диалога между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по преодолению их разделения. Охарактеризовал свою диаконскую хиротонию как «большое событие, послужившее сигналом для непосредственно предстоящего объединения двух Церквей» .

После рукоположения был назначен на временное служение в храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря города Москвы .

5 июля 2007 года рукоположен в сан иерея архиепископом Верейским Евгением в академическом храме Московской духовной академии и семинарии .

В июне 2010 года окончил Московскую духовную академию .

На начало 2015 года являлся редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» () и проводил беседы по Священному Писанию по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря.

25 июля 2016 года был освобождён от временного служения в Московском храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря согласно поданному прошению . Летом того же года вместе с семьёй уехал из Москвы на родину, в Германию.

У отца Фомы и матушки Иоанны — один сын и четыре дочери (в том числе — Ника).

Видео

«Мой путь к Богу», передача телеканала «Спас» от 16.11.2014

Использованные материалы

  • «Духовенство», официальный сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:
  • «Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие», портал Православие и мир, 12 декабря 2006:
  • Публикации на сайте Православие.Ru:

«Священник Фома Диц: А это не я. Это Христос (+Фото)», Интернет-издание «Православие и Мир», 8 ноября 2013, —

Торжество Православия, 12 марта 2006 г. —

«…Вот уже больше года отец Фома служит в Москве, в храме Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, живет в России… «Диакон Фома Диц: любовь сильнее политических разделений»», интернет-издание Православие и Мир, 21 мая 2007,

Аксиос! Рукоположение отца Фомы Дица во иереи Фотоальбом Денис Матвеев Fri, 6 Jul 2007,

«Выпускной день в МДА», официальный сайт МДА,

«Распоряжение № 02/1834 от 25 июля 2016 года», официальный сайт Московской епархии города Москвы, 25 июля 2016,

Святой Фома

болг. Свети Тома

Вид на остров Святой Фома с материка

Характеристики

Площадь

0,012 км²

Население

0 чел. (2011)

Расположение

42°20′29″ с. ш. 27°44′02″ в. д.HGЯO

Акватория

Чёрное море

Страна

  • Болгария Болгария

Область

Бургасская область

Святой Фома

Святой Фома

Аудио, фото и видео на Викискладе

Святой Фома, или Змеиный остров (болг. Змийскы остров), — болгарский остров в Чёрном море на расстоянии 15 км к югу от Созополя и на расстоянии 36 км от Бургаса. Его площадь — 0,012 км².

Остров получил название Святой Фома от часовни Святого Фомы, которая здесь некогда была расположена. Другое название, Змеиный, происходит от многочисленных серых ужей, которые его населяют и питаются рыбой. С 1962 года остров является частью природного заповедника Ропотамо, Приморско. Он находится на расстоянии 0,2 морской мили к юго-востоку от мыса Хумата в заливе Аркутино.

Это единственное место в Болгарии, где растут кактусы рода опунция, привезённые из Братиславы и посаженные здесь по приказу царя Бориса III в 1933 году. С тех пор они покрывают большую часть острова, делая его труднопроходимым. Особенно красивы они в июне, когда цветут большими жёлтыми цветами, а их съедобные плоды размером со сливу созревают в августе-сентябре.

Ссылки

  • ranica.eu — Змийски остров Свети Тома

Каждый верующий человек знает имена всех 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Но даже люди далёкие от Церкви знают имя апостола Фомы, ставшее нарицательным выражением. Им называют людей, сомневающихся даже в общеизвестных истинах. Но история этого человека намного глубже и насыщенней, чем видится простым обывателям.

Биография апостола Фомы

В основном источнике библейской истории — Священном Писании — имя Фомы упоминается несколько раз. Основная часть сведений о его жизни представлена в апокрифическом сочинении «Деяния Фомы».

Святой апостол Фома

Фома родился в городе Пенеады, расположенном на берегу Галилейского моря. В Евангелие говорится, что он был рыбаком, а по другим источникам — плотником и строителем. Впечатлившись проповедью Иисуса молодой мужчина оставил своё занятие и последовал за Учителем, который призвал его ряды своих учеников.

Еще об апостолах:

  • Святой первоверховный апостол Петр
  • Икона апостола Иоанна Богослова
  • Молитва святому апостолу Филиппу

Почему Фому называли «близнец»

В евангельском тексте его называют Дидим, что в переводе с древнееврейского означает «близнец». Происхождение этого прозвища объясняется по-разному:

  1. В некоторых апокрифах говорится, что внешне апостол Фома был очень похож на Спасителя.
  2. Возможно, прозвище отражало двойственность его натуры, которая проявилась в описанном в Евангелие событии уверения в воскресении Христовом.
  3. Филологи отмечают, что имя Фома на древнееврейском означает «близнец».

Происхождение фразы «Фома неверующий»

Основным эпизодом с участием апостола Фомы является история его уверения в воскрешении Иисуса Христа.

Дидим был одним из самых преданных учеников Христа. Он твёрдо верил, что Учитель приведёт их в Царство Божие. При этом он не избавился от страха перед физической смертью. Поэтому он тяжело переживал смерть Иисуса на кресте. Возможно, с этим связано его отсутствие во время первого явления Спасителя ученикам после воскрешения.

В ответ на благую весть он ответил, что поверит в радостное событие, только когда увидит раны от гвоздей и вложит в них пальцы. Через 8 дней Иисус явился к нему и предложил прикоснуться к его ранам. После этого Дидим воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Сын Божий укорил его за неверие. Это событие сделало фразу «Фома неверующий» нарицательным выражением.

Икона «Уверование Фомы»

Проповедничество Фомы

После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.

В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.

Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.

Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.

Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.

Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.

Икона апостола Фомы

В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.

Казнь Фомы

Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.

Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.

После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.

Почитание

Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.

Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.

Реликварий с частицей мощей апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия)

Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.

Мощи

После окончания земного пути мощи святого мужа совершили обратное путешествие из Индии на Запад. Останки его были перевезены в Эдессу, где хранились до XI столетия. Перед завоеванием города османами мощи спрятали, чтобы уберечь их от поругания. Долгое время их считали утраченными, но в начале XIII в. их обнаружили на острове на острове Хиос.

В 1258 г. они были перенесены в монастырь, находящийся в итальянском городе Ортона, где они покоятся до настоящего времени. Также малые частицы святых мощей находятся в следующих местах:

  • в церкви Святого Креста в Риме;
  • в гробнице апостола Фомы в Ченнае;
  • в Сионском монастыре в Грузии;
  • в монастыре в Венгрии;
  • на Афоне.

Сегодня к мощам апостола Фомы приходят сотни верующих, чтобы попросить о помощи в укреплении духа и веры. Его духовный путь показывает, что Господь всегда стоит рядом с искренне поверившими в Его Силу и открывшему для Слова Его сердце. Как апостол преодолел далекую и трудную дорогу ради проповеди учения Христа, так и современные люди могут пройти тернистый путь единения С Богом.

Святой апостол Фома[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *