10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия / Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с. Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

***

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

***

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

***

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

***

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

***

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

***

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

***

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

***

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

***

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. «Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: «Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

***

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

***

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

***

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

***

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

***

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. «Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

***

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

***

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

***

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод, — бурлят там воды (страсти)».

***

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

***

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

***

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — «Да как же так?” — «Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

***

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

***

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

***

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: «Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

***

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: «Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце, а не ноги”».

***

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

— Ну, жена, подавай обед.
— Обед? Какой обед?
— У тебя что, обеда?
— Нет, а как же я его могла приготовить? Ни продуктов, ни посуды. И соседка сказала — тревога, не жди…
— Верочка, ты молодая, неопытная, жила с мамой, я тебя не осуждаю. Но постарайся запомнить раз и навсегда что я тебе скажу: обязанность мужа — служить и приносить домой деньги, обязанность жены — вести дом. Не хватает чего-то, придумай где взять. У каждого из нас есть свои права. Моё право — придя со службы увидеть лицо жены без следов слёз. Признавайся, плакала сегодня?
— Да.
— Это твое дело. Можешь плакать сколько угодно и где угодно, но как только я вернулся домой, ты должна быть умыта, свежа и весела. Понимаешь?
— Шуничка, я больше не буду плакать. Никогда.
— Это не всё. Моё право мужа — вернуться домой, сесть и пообедать. Усвоила?
— Усвоила.
— И мне абсолютно всё равно из чего ты сделаешь обед. Но обед в этом доме должен быть каждый день. Независимо от тревог, учений и даже войны. Это мое право. Поняла?
— Поняла. Шуничка, я только одного понять не могу. Свои права ты перечислил. А где же мои права?
— У тебя одно право. Быть любимой. Или тебе этого мало?

Поделиться

Преподобный Амвросий, знаменитый старец из Оптиной пустыни, живший в 19 веке, с детства мечтал стать поэтом. Он часто рассказывал об этом своем желании: как однажды специально удалился для вдохновения в тихое местечко с прекрасным пейзажем, как долго сидел и думал, о чем бы написать – да так и не придумал ничего.
Зато в обыденной речи преподобный так и сыпал рифмами. Народа к нему съезжалось много, и для каждого у отца Амвросия находился шуточный, а на самом деле глубоко поучительный, стишок-наставление.
Сборник избранных изречений старца, а также его притчи, беседы и наставления под названием «Жить не тужить» выпустило в 2011 году издательство «Никея». Это издание идеально подходит для того, чтобы стать карманной книгой. Ее весьма полезно иметь под рукой, потом что слова преподобного Амвросия, хоть и произносились им двести лет назад, не перестают быть актуальными и по сей день и поддерживают в море житейских проблем.
Частенько бывает, например, что мы хотим всего и сразу, но не получаем, и в очередной раз сетуем на неуспех в делах, начинаем унывать и злиться на весь мир… И здесь очень кстати окажется совет преподобного: «Потерпи. Может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад, а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением».
Святой нередко формулировал свои советы с неподражаемым юмором и иронией. В частности, история сохранила вот такую, адресованную кому-то, «поэтическую миниатюру»: «На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать». Но самое главное, что в каждом, даже на первый взгляд вроде бы шуточном, наставлении преподобного Амвросия, содержится огромная духовная польза.
Помимо наставлений в стихотворной форме, в книгу «Жить не тужить» включены небольшие рассказы из жизни старца, его беседы с духовными чадами – тоже наполненные светлым настроением, радостью и выдержанные в ироничном ключе, хотя и открывают глаза на очень серьезные вещи.
Говорят, что веселость всегда была присуща Амвросию Оптинскому. Он даже рассказывал монахам, которых находил в унынии и дурном настроении, анекдоты, чтобы их развеселить. Он и нам оставил свою простую, но удивительную формулу счастья: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается…»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное…»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день…»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова…»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света…»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся…

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой…

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе…»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду…

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь…

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог… Наш на небеси…

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь…

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость…

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог…

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя…

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость — от единения с Господом, уныние — от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение — три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу — носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве… Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи — начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни — в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение — великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть — от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой — управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть — благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити… Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание — общая немощь

218. Печаль — тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов — читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби — псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов

Предисловие

Житие преподобного Амвросия Детство Жизнь Александра Гренкова до поступления в монастырь Причины, побудившие АЛександра Гренкова поступить в монастырь Начало монастырской жизни. Прохождение различных послушаний Жизнь в скиту Пострижение и служение в священном сане Начало старческого служения Внешний образ жизни старца Амвросия и его келейное правило Дары благодати Духовное окормление монашествующих и мирян Старец Амвросий и интеллигенция второй половины xix века Литературно-издательская деятельность оптиной пустыни при старце Амвросии Учреждение шамординской общины и заботы старца о ее благоустройстве Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия Наука о спасении Учение о спасении и достижении Царства Божия О покаянии О смирении О терпении в скорбях О молитве О страхе Божием О страстях и борьбе с ними О страсти блуда Страсть сребролюбия О монашестве Частные наставления мирянам Заключение Алфавит Духовный Богослужение Болезни Вера Гордость Грех Дерзость Добродетели Долги Жертва Богу Жизнь вечная Жизнь Духовная Жизнь. Как жить? Зависть Заповеди Искушения Келия Козни врага Крестное знамение Лицемерие Любовь Милостыня Мир душевный Молитва Молитва Иисусова Монашество Неверие Немощь человеческая Неосуждение Нечувствие Обещание Осуждение Пища Плач Правда Поведение внешнее Покаяние Поклоны Помощь Божия Помыслы Послушание Пост Похвала Правда Праздники Приметы Промысл Божий Простота Просфора Прощение обид Раздражительность Рассеянность Рассуждение Самолюбие Самомнение Самооправдание Самоукорение Сварливость Свобода в обращении Своеволие Скорби Св. Тайны Смирение Снисходительность Сны Совесть Спасение Страх Божий Терпение Тщеславие Уединение Уныние Царство небесное Чтение книг

Он твердо верил, что все страдания мира, как бы ни были они сильны, жестоки и изощренны, не могут победить Божественной любви, в лучах которой тает и исчезает всякое страдание и уныние.

Схиархимандрит Иоанн

Предисловие

Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского… Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени.

«Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений…

Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний – все знали смиренного прозорливого оптинского старца…

Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим – весь православный Восток», – эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского.

О преподобном написано множество книг – различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна – особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру «мужа совершенна» и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным – совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: «Так и надо писать!» Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества.

И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *