Скачать в формате Microsoft Word

В православной иконографии жесты, цвета, предметы в символическом значении не носят безусловный характер.
Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования:  буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.

Пространство Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы.
Время Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство.
Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах.
Композиция Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и  её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе  отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму.
Фон Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.
Свет Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом.
Луч с небесных сфер – символ божественной благодати.
Три луча – указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц.
Символика цвета В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Символы святости Сияние в форме круга вокруг головы —  нимб.
Нимб – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.
Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) –  указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы.
Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов).
Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.
Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Символика предметов Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб.
Дом – символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, райские обители.
Гора – символ духовно-нравственного восхождения.
Золотой венец – символ духовной победы.
Красный крест – символ мученичества, царского достоинства.
Цветок анемона – знак скорби Богородицы (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Юноша с трубой – ветер (на иконах Страшного суда).
Копье в руках святого – победа над темными силами.
Указующий перст (десница) нисходящая с неба – Божественный промысл.
Лестница – духовное возвышение и стремление к Богу.
Пещера часто является аллегорией преисподней.
Лоза – Христос и Его Церковь.
Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии.
Посох у ангела – символ небесного посланничества.
Жезл в руках ангела – это символ власти и достоинства.
Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом (часто светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера) или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание или щит.
Трубы в руках ангелов – символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.
Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.
Образы из Священного Писания Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь.
Книга – Евангелие, Книга Жизни, дух премудрости.
Золотой подсвечник – Святой Дух (семь свечей – семь даров Св. Духа).
Рог – символ крепости.
Громовые стрелы – дух гнева Божия.
Голубица, держащая во рту ветвь – символ мира и милости Божией.
Символы местонахождения Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес.
Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Правая и левая сторона Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда.
Символ приснодевства Богородицы Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова.
Складки на одежде Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение.
Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Положение фигур на иконе Святые повернуты к нам прямо или на три четверти.
Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов.
Животные Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия.
Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Символика церковных Таинств Сосуд с водой – Таинство Крещения.
Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – Таинство Миропомазания.
Чаша и дискос – Таинство Причащения.
Сосуд с елеем – Таинство Елеоосвящения (соборования).
Символика небесных тел Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца.
В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны.
Движение Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одеяния Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.
Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь, праведный Ной держит в руке ковчег, пророк Моисей – скрижали Завета, целитель и великомученик Пантелеймон традиционно изображается с коробочкой лекарств, прп.

Символика православных икон

Андрей Рублев – с иконой Святой Троицы, а прп. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

См. также:

фПЛЙС 12 УЕОФСВТС 2014 ЗПДБ  

рПЮЕНХ ЛБФПМЙЛЙ Й РТБЧПУМБЧОЩЕ ЛТЕУФСФУС РП-ТБЪОПНХ?

рПЮЕНХ Х РТБЧПУМБЧОПЗП ЛТЕУФБ ДЧЕ РЕТЕЛМБДЙОЩ, Б Х ЛБФПМЙЮЕУЛПЗП ПДОБ, С ЪОБА: РТБЧПУМБЧОЩЕ УЮЙФБАФ, ЮФП ОПЗЙ йЙУХУБ ВЩМЙ РТЙВЙФЩ Л РЕТЕЛМБДЙОЕ ДЧХНС ЗЧПЪДСНЙ, Б ЛБФПМЙЛЙ УЮЙФБАФ, ЮФП ПДОЙН, ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Л УФПМВХ.
б ЧПФ РПЮЕНХ ЛБФПМЙЛЙ ЛТЕУФСФУС УМЕЧБ-ОБ-РТБЧП, Б РТБЧПУМБЧОЩЕ УРТБЧБ-ОБ-МЕЧП? ьФПНХ ФПЦЕ ЕУФШ ЛБЛПЕ ОЙВХДШ ПВЯСУОЕОЙЕ?

Христианские православные символы: их значение и смысл

лТЕУФОПЕ ЪОБНЕОЙЕ — ЬФП ЪОБЛ ЙУРПЧЕДБОЙС ИТЙУФЙБОУФЧБ.
фБЛ ЧПФ, РТБЧПУМБЧОЩЕ УЮЙФБАФ, ЮФП ЧПЪМПЦЕОЙЕ РБМШГЕЧ ТХЛЙ ОБ МПВ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ОЕВП ЛБЛ ФТПО вПЗБ пФГБ; ОБ ЦЙЧПФ — ТПЦДЕОЙЕ Й ЪЕНОХА ЦЙЪОШ вПЗБ уЩОБ; РППЮЕТЈДОПЕ ЧПЪМПЦЕОЙЕ РЕТУФПЧ УРЕТЧБ ОБ РТБЧПЕ, Б ЪБФЕН ОБ МЕЧПЕ РМЕЮП — ЬФП ЧПЪЪЧБОЙЕ РТБЧЕДОЙЛПЧ, УФПСЭЙИ УРТБЧБ ПФ вПЦЕУФЧЕООПЗП рТЕУФПМБ Л ОЕЮЕУФЙЧЩН Й ЗТЕЫОЩН, ЪБОЙНБАЭЙН ОЕРПЮЈФОПЕ НЕУФП РП МЕЧХА УФПТПОХ ПФ уХДЙЙ. оХ, ЙМЙ ЬФП ЪОБЛ ФПЗП, ЮФП РТБЧПУМБЧОЩК РТПУЙФ РТЙЮЙУМЙФШ ЕЗП Л ХЮБУФЙ УРБУЈООЩИ (РТБЧПЕ РМЕЮП) Й ЙЪВБЧЙФШ ПФ ХЮБУФЙ РПЗЙВБАЭЙИ мЕЧПЕ).
б ЧПФ ЛБФПМЙЛЙ , ЛПФПТЩЕ УРЕТЧБ ЛТЕУФЙМЙУШ "РТБЧЙМШОП", УЕКЮБУ УЮЙФБАФ ЮФП ДЧЙЦЕОЙЕ ТХЛЙ УМЕЧБ ОБРТБЧП УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ФПФ ЖБЛФ, ЮФП иТЙУФПУ РЕТЕЧЈМ ЧЕТХАЭЙИ ПФ УНЕТФЙ Й ПУХЦДЕОЙС (ЛПФПТЩЕ РП-РТЕЦОЕНХ ПВПЪОБЮБАФУС МЕЧПК УФПТПОПК) Л РТБЧПК ЮБУФЙ УРБУБЕНЩИ.

йОФЕТЕУЕО ФБЛЦЕ УРПУПВ УЛМБДЩЧБОЙС РБМШГЕЧ.
уРЕТЧБ РТБЧПУМБЧОЩЕ ЛТЕУФЙМЙУШ ДЧПЕРЕТУФЙЕН. рТЙ ЬФПН ХЛБЪБФЕМШОЩК Й УТЕДОЙК РБМЕГ УЛМБДЩЧБМЙУШ ЧНЕУФЕ Й УТЕДОЙК ЕЭЈ Й РТЙЗЙВБМУС, ХТБЧОЙЧБСУШ РП ДМЙОЕ У ХЛБЪБФЕМШОЩН, ЮФП ПЪОБЮБМП ДЧЕ РТЙТПДЩ йЙУХУБ иТЙУФБ Й еЗП ВПЦЕУФЧЕООПЕ УОЙУИПЦДЕОЙЕ, Б ВПМШЫПК, ВЕЪЩНСООЩК Й НЙЪЙОЕГ УПЕДЙОСМЙУШ, УЙНЧПМЙЪЙТХС рТЕУЧСФХА фТПЙГХ.
ъБФЕН, РПУМЕ ГЕТЛПЧОПК ТЕЖПТНЩ оЙЛПОБ, "ОПЧППВТСДГЩ" УФБМЙ РТЙНЕОСФШ ФТПЕРЕТУФЙЕ. вПМШЫПК, ХЛБЪБФЕМШОЩК Й УТЕДОЙК РБМШГЩ УФБМЙ УЙНЧПМЙЪЙТПЧБФШ рТЕУЧСФХА фТПЙГХ, Б У ДЧХНС ПУФБЧЫЙНЙУС, РТЙЦБФЩНЙ Л МБДПОЙ, РПМХЮЙМБУШ ОЕТБЪВЕТЙИБ: Х ЗТЕЛПЧ ПОЙ ОЕ ПВПЪОБЮБАФ ОЙЮЕЗП, ТХНЩОЩ РПМБЗБАФ, ЮФП ЬФП, НПМ, бДБН Й еЧБ, РПЛМПОСАЭЙЕУС фТПЙГЕ. б ТХУУЛЙЕ УРЕТЧБ, ЛБЛ Й ЗТЕЛЙ, ОЕ РТЙДБЧБМЙ ВЕЪЩНСООПНХ Й НЙЪЙОГХ ОЙЛБЛПЗП ЪОБЮЕОЙС, ЪБ ЮФП УФБТППВТСДГЩ РЕОСМЙ ЙН, ЮФП ПОЙ ХРТБЪДОЙМЙ иТЙУФБ ЙЪ иТЙУФПЧБ ЛТЕУФБ. фПЗДБ ОЙЛПОЙБОГЩ РТЙДХНБМЙ, ЮФП ЬФП УЙНЧПМ ДЧХИ РТЙТПД иТЙУФБ: вПЦЕУФЧЕООПК Й ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК. й ЧЕДШ УЛПМШЛП ОБТПДХ ОБЛТПЫЙМЙ Ч ВПТШВЕ ДЧХРЕТУФЙС У ФТПЕРЕТУФЙЕН!
лБФПМЙЛЙ ЦЕ ЛТЕУФСФУС ЙМЙ ДЧХРЕТУФЙЕН, ЙМЙ ФТПЕРЕТУФЙЕН, ЙМЙ Й ЧПЧУЕ ПФЛТЩФПК МБДПОША, УЙНЧПМЙЪЙТХАЭЕК РСФШ ТБО иТЙУФБ.

с ВЩ ЕЭЕ ПФНЕФЙМ, ЮФП ЙЪ ЧУЕЗП ЬФПЗП НПЦОП УДЕМБФШ ДПЧПМШОП ПЮЕЧЙДОЩК ЧЩЧПД — ЙУФПТЙС РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП РТЙДБОЙЕ УЙНЧПМБН УМЙЫЛПН ВПМШЫПЗП ЪОБЮЕОЙС НПЦЕФ РТЙЧЕУФЙ Л ТБЪДПТБН Й ТБУЛПМБН, ЛПФПТЩЕ, ПЮЕЧЙДОП, ОЕ ЕУФШ ДПВТП. — зЕОБ
дБ Й УБНБ ФТБЛФПЧЛБ УЙНЧПМПЧ ЧЕЭШ ОЕПДОПЪОБЮОБС.
нЩ РТЕЛТБУОП РПОСМЙ ДТХЗ ДТХЗБ. с ЕНХ РПЛБЪБМ РБМЕГ, УРТБЫЙЧБС «рТЙЪОБЕЫШ МЙ бММБИБ, ЕДЙОУФЧЕООПЗП ФЧПТГБ ОБЫЕЗП?» , Б ПО, РПЛБЪБЧ ДЧБ РБМШГБ, ПФЧЕФЙМ «Й ЕЗП Й рТПТПЛБ ЕЗП, нХИБННЕДБ ФПЦЕ» . дБМЕЕ РПЛБЪБЧ РСФШ РБМШГЕЧ, С УРТПУЙМ «б УПВМАДБЕЫШ МЙ ФТЕВПЧБОЙЕ РСФШ ТБЪ ОБ ДОА ЮЙФБФШ ОБНБЪ?» , Б ПО, РПЛБЪБЧ ЛХМБЛ, ПФЧЕФЙМ «с ЛТЕРЛП РТЙДЕТЦЙЧБАУШ ЛБОПОПЧ йУМБНБ» .
уРХФОЙЛЙ ТЕЫЙМЙ ХЪОБФШ, ФБЛ МЙ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧУЕ РПОСМ РБУФХИ. рБУФХИ ПФЧЕЮБМ:
— пО НОЕ РПЛБЪБМ РБМЕГ Й С РПДХНБМ, ЮФП ПО ИПЮЕФ ЧЩЛПМПФШ НОЕ ЗМБЪ. оБ ЮФП С ЕНХ ПФЧЕФЙМ, ЮФП ЧЩЛПМА ЕНХ ПВБ ЗМБЪБ. рПФПН ПО РПЛБЪБМ МБДПОШ, ЧЙДЙНП ЗПЧПТС, ЮФП ХДБТЙФ НЕОС РП МЙГХ. б С ПФЧЕФЙМ, ЮФП ФПЦЕ ДБН ЕНХ ЛХМБЛПН РП ЗПМПЧЕ. с ЕЗП РТЕЛТБУОП РПОСМ.
чБУЙМЙК нБЛУЙНПЧ

Библиотека | Искусство

Символика иконы

Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.

Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания:

— вывести сознание человека в мир духовный,

— изменить сознание,

— возбудить ощущение реальности идеального мира,

— помочь человеку найти свой путь преображения.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени.

Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.

Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.

Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Каждый предмет в иконе — символ:

Дуб – древо жизни.

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.

Юноша с трубой – ветер.

Пеликан – символ чадолюбия.

Золотой венец – символ духовной победы.

Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

Два-три дерева — символизируют лес.

Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце — означают веру, надежду и любовь.

Книга – дух премудрости.

Золотой подсвечник – дух разума.

Евангелие – дух совета.

Семь золотых рогов – дух крепости.

Семь золотых звезд – дух ведения.

Громовые стрелы – дух страха Божия.

Лавровый венок – дух радости.

Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.

На иконах могут быть изображены церковные таинства:

Сосуд с водой – таинство крещения.

Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.

Чаша и дискос – таинство причащения.

Два глаза – таинство покаяния (исповеди).

Рука благословляющая – таинство священства.

Рука, держащая руку – таинство венчания.

Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.

Цвет в иконе:

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Серый — цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией.

Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно-синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.

Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий (плащ, накидка). И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).

У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы.

Темно-красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.

Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении.

ИКОНОПИСНЫЙ ОБРАЗ, ЕГО СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА

Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.

Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист — графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение.

До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир.

Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан.

Обратная перспектива

Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте.

В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.

В иконописи это называется обратной перспективой.

Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний».

Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы.

Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.

Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.

Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.

Небо и земля в иконе

Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.

Круг в иконописи

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Типы изображения Богородицы

Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.

Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность.

Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.

Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа.

Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.

Использованы материалы: http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/7164886/

№38 (887) 

Друзья мои, мы с вами снова в церкви. Как вы знаете, здесь любой жест, любое действие имеют смысл, значение. И нам, людям верующим, церковным, очень важно уметь читать эти жесты, уметь их понимать, знать их происхождение и соответствующим образом воспринимать, а чтобы воспринимать, нужно знать, что значит тот или иной жест.

Мы подходим к священнику и просим благословения, и батюшка для благословения складывает пальцы правой руки определенным образом. Это называется именословное перстосложение – каждый из пальцев правой руки обозначает определенную букву; в данном случае это первые буквы имени Иисус Христос. Четыре буквы, которые образуют пять пальцев правой руки.

И вот, батюшка вас благословляет, дает руку целовать (это тоже древний жест почтения и уважения к священнику, который совершенно не унижает человека). Но в древности было не так. В древности благословляли иначе: со времен апостольских благословение заключалось в простирании рук, и рукой священник, епископ, апостол или пророк просто касался головы человека, который просил благословения. Это самый древний простой жест. Но начиная уже с раннего Средневековья появляется жест благословения, который предусматривает изображение креста. Странным образом, надо сказать, что благословляли в виде креста именно то, чего опасались. Если бы человек из V или VI века увидел, как сейчас священник благословляет, он бы подумал, что батюшка опасается прихожанина, берущего благословение: крест всегда был символом и знаком защиты от кого-то. Только в следующем тысячелетии появляется традиция благословения крестом не как знак опаски какой-то, защиты, а как благоволения к человеку, доброй расположенности по отношению к нему.

Чаще всего, когда говорят об истории жеста благословения, апеллируют к иконам: на древних иконах мы видим благословляющие руки Спасителя или святых угодников, как, например, на иконе святого Николая Чудотворца или других святителей, – мы с вами видим благословляющий жест и считаем, что икона святителя нас благословляет. На самом деле в древности грамотные люди, христиане, церковные люди этот жест читали иначе: это было не благословение – жест благословения на иконе, в котором поднимает руку Спаситель или святой угодник Божий, обозначает «с вами начнут разговаривать». Только в XV веке, когда уже христиане забыли этот древний знак, перестали его правильно расшифровывать и понимать, стало считаться, что икона благословляет.

Христос с воздетой рукой – это говорящий Христос, святитель с воздетой рукой – это говорящий святитель. Конечно, есть и другие жесты, которые мы видим на иконах – например, поднятие рук, как на иконе Божией Матери самых древних изображений, жест, который читается как знак адорации, знак почитания и поклонения Божеству. Это высший знак почитаний, который существовал в древности сейчас забытый. Но вы его можете видеть, когда наблюдаете, как епископ или священник читает молитвы перед началом службы: он тоже воздевает руки, показывая всем молящимся, что сейчас мы предстоим Тому, выше Кого ничего нет.

Мы сейчас воздаем почести Богу, и вот этот знак воздевания рук очень-очень древний, его сейчас в нашей практике богослужебной используют только священники – молящиеся стоят ли прямо, складывая руки вдоль тела, или складывают руки на груди, как мы с вами, когда подходим к Причастию (это тоже знак почтения), или же крестимся – крестное знамение, которое в древности считалось знаком защиты, освящения, стало теперь знаком почтения перед тем как молиться или после молитвы.

Что значит жест на иконе, когда мы видим, например, угодника Божия святителя Николая, благословляющего нас определенным образом – именословным перстосложением?

Я вам еще раз напомню, что на иконе в древности это был знак начала речи – это не было знаком благословения. Только потом некоторые богословы, монахи, пытающиеся осмыслить и вложить некоторый смысл в утраченное значение жеста, нашли в нем изображение четырех букв. В древности этот жест изображался складыванием большого пальца с малым средним, остальные просто опускались – это был знак начала речи.

Если мы видим вот этот жест, который мы теперь считываем, как именословное перстосложение, мы с вами пытаемся понять, что хочет нам сказать Господь. Сейчас часто Спаситель изображается на иконе с книгой, с Евангелием, в котором пишется какая-то фраза, некоторое наставление. Неслучайно икону и назвали Евангелием в красках: каждая икона что-то нам говорила.

Сейчас, на современных иконах, если изображается угодник Божий или Спаситель с благословляющей рукой – это именно благословение. Хотя этот жест мы и заимствовали из другой культуры, но внесли в него такой смысл. И каждый христианин имеет право благословлять – но определенным образом: мы с вами крестим пищу, мы крестимся сами, родители имеют право благословлять своих детей. Как?

О чем говорят жесты на иконах?

Форма очень простая. Как вы сами креститесь, точно так же вы можете крестить своих детей. И это будет ваше родительское благословение. Вы можете благословить их иконой.

Я бы хотел подчеркнуть этот важный момент: мы живем в мире жестов, знаков, символов. Особенно дети – они очень ритуальные существа, они очень восприимчивы к этому. Если вы хотите пробиться к душе ребенка, хотите зародить в нем жажду веры или благоговения перед верой, не злоупотребляйте словом, просто приучите их к определенным жестам. Приучите их к тому, чтобы они на ночь брали у вас благословения, перед поездкой куда-то чтобы вы их крестили, давали им святую водичку, благословляли иконой. В семье должны быть вот эти благословляющие ритуалы. И тогда дети становятся восприимчивы к слову Божиему – это, может быть, звучит странно, но это так, друзья мои. Поэтому в конце своей краткой речи я вас тоже благословлю. Дай Бог вам помощи Божией, сил и здоровья.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

АЗ ВЕДИ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

     Из глубокой древности пришла к нам традиция благословения. Еще в первой библейской книге Бытия говорится, что Господь Бог, создав человека, благословил так: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Господь Иисус Христос перед чудесным насыщением народа в пустыне, воззрев на небо, благословил хлеба и рыбу. Благословение было последним действием Спасителя в минуты Его вознесения. Есть предание, что благословил он крестообразным движением рук – это и стало образцом того благословения, которое существует ныне в нашей Церкви.

     Источник всякого благословения у христиан – Бог, но во имя Божие благословлять может человек. «Не человек благословляет, – пишет Иоанн Златоуст, – а Бог его рукою и языком». Благословляя духовных чад своих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого знамением креста, призывает на него благодать Божию и крестную силу.

     Благочестивые христиане при встрече с батюшкой говорят обычно: «Благословите, батюшка», и при этом крестообразно – правую поверх левой – складывают руки ладонями вверх перед собой и, наклонив слегка голову, подносят их священнику под благословение.

     Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку священника. Также священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.

     В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос Воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе». Благословляющий жест пои этом остается обычным.

     Распространенная ошибка людей малоцерковных – накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя («креститься на священника»).

     Священник благословляет верующих именем господа Иисуса Христа, поэтому пальцы правой руки складывает именословно, то есть так, что они изображают первый буквы IC – Иисус (указательный и средний пальцы) и ХС – Христос (безымянный и большой пальцы). Обычай этот перешел к нам в древности из Греческой церкви. Епископы также по традиции благословляют двумя руками, а также двусвещником и трисвещником на богослужениях.

     Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Общее правило таково, что берут благословение в первую очередь у протоиереев, затем у иереев (вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы? Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением – обязательно протоиерей, позолоченный – или протоиерей, или иерей, серебряный – иерей). Если вы видите, что взять благословение у всех почему-либо затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться «святой отец», как у католиков, но говорят «честный (с ударением на последнем слоге) отче».

     Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника.

Войти на сайт

В этом случае вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее».

     Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной учреждения, магазине и т. п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

     При прощании, как и при встрече, миряне вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».

     Слово Божие учит, что большую силу имеет и благословение, которое преподается мирянами, например, родителями. По древней библейской традиции, берется благословение у родителей при вступлении в брак (оно предшествует благословению церковному), а также перед длительной разлукой. Существует традиция предсмертного благословения. Если родителей нет в живых, благословение на брак можно брать у людей, заменяющих их, любимых родственников.

     В церкви так же как знамения благословения используются кресты, иконы и другие священные вещи, – эти вещи на Руси называли благословленными и давались они на молитвенную память.

     В родительском благословении при вступлении детей в брак в России к благословению иконой добавлялось благословение хлебом-солью как символами домашнего счастья и благополучия.

(При подготовке использованы издания,
благословленныеСвятейшим Патриархом)

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *