В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» – это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить через огонь» – означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.

От читателей:

«Книгу за книгой, главу за главой, стих за стихом, я продолжаю усердно изучать библию и прихожу все к новым и новым выводам: более человеконенавистнической литературы я в жизни не читала. Практически каждая книга библии на 60 процентов состоит из призывов к насилию. Я выбрала стихи в случайном порядке. Все доказательства на стихи указаны после комментариев. Ознакомиться с книгами библии можно в интернете.»

Согласно Богу, когда вы захватываете город, его необходимо сжечь. Иисус Навин 8:8

Если вы разозлите Бога, он отрубит вам руку, вырвет глаза и сердце и убьёт ваших сыновей и дедов. 1 Царств 2:31-34

Если вы попросите Бога, он даст тебе народы в рабство и поможет «сокрушить их, как сосуд горшечника». Псалтирь 2:8-9

Если вы разозлите Бога, он сожжёт вас и ваших детей заживо. Псалтирь 21:9-10

Псалмист с вожделение вспоминает, что Бог сделал с Египтянами: «И поразил всякого первенца в земле их». Полное изложение Божьих подвигов можно найти в Исход 12:29-30. Псалтирь 104:29-36

Бог выльет свою злобу на людей и зверей. Он не пощадит даже деревья. Сама земля будет гореть вечно. Иеремия 7:20

Бог пошлёт на землю такое зло, от которого люди не смогут уйти. И когда они позовут Господа в своих молитвах, Он не будет им помогать. Иеремия 11:11

Бог планирует сделать с людьми три вещи:
убить их мечом,
разорвать их тела собаками,
позволить птицам и зверям жрать их тела.
За что все эти наказания? Один бывший царь когда-то сделал что-то не так. Иеремия 15:2-4

Бог шлёт на землю стандартный набор подарков: «меч, голод и моровую язву». Иеремия 29:17-18

Бог не находит никого, кто мог бы сопротивляться ему, почему он уничтожит всех. Иезекииль 22:30-31

Иисус проклинает целые города, суля им ужасную смерть и муки Ада, потому что их жители не приняли его учения. От Матфея 11:20-24

Любой город, которые не примет последователей Иисуса, будет уничтожен еще более жестоким способом, чем были уничтожены Содом и Гоморра. От Марка 6:11

Если кто-то ляжет со скотиной, то нужно убить и человека, и скотину. Скотину-то за что?! Левит 20:15-16

Если священники неправильно будут вести себя в скинии, обнажив головы или уйдя, не смыв елея, то их Бог сожжёт заживо, а свой гнев распространит «на всё общество». Левит 10:6-9

Приняв у себя гостя, хозяин дома предлагает свою дочь-девственницу, а затем наложницу толпе извращенцев, которые хотели заняться сексом с гостем. Толпа отказывается от дочери, но соглашается забрать наложницу, и «ругается на деню всю ночь до утра». На следующее утро она возвращается на крыльцо дома, где и умирает. Гость кладёт её мертвое тело на осла и увозить домой. Там он разрубает её тело на 12 кусков и отсылает каждый кусок отдельному племени Израиля. Судьи 19:22-30

Иисус говорит своим военачальникам наступить ногами на шеи побеждённых царей. Затем их убивают и трупы развешивают на деревьях. Иисус Навин 10:24-26

По повелению Господа Иисус убивает «всё дышащее», включая новорождённых. Иисус Навин 10:28-32

Если кто-то придёт и начнёт уговаривать вас перейти в другую веру, то это сам Господь проверяет крепость вашей веры. Тем не менее человека, через которого говорит Господь, следует убить. Второзаконие 13:1-5

Даже если уговаривать перейти в другую веру вас будут сами близкие родственники или друзья, то убивайте и их без сожаления. Второзаконие 13:6-10

Если в каком-то городе появились люди, верующие в других богов, уничтожьте в этом городе всех жителей и даже их скот. Второзаконие 13:12-16

Убивайте всех, чья вера отличается от вашей. Второзаконие 17:2-7

Если вы будете поклоняться другим богам, то Господь вас уничтожит. Второзаконие 8:19-20

Любой, кто не слушается священника, должен быть убит. Второзаконие 17:12-13

Если вы проявите доброту по отношению к жителям чужих стран, например, взяв кого нибудь в жены или отдав дочь в жены другому, то Бог разозлится и истребит вас. Второзаконие 7:4

Жестокость в Ветхом Завете

(23 голоса: 4.3 из 5)

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»»убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

>Ненависть и жестокость в Новом Завете

Ненависть и жестокость в Новом Завете

Новый Завет, конечно же, «помягче» Ветхого. Некоторые христиане думают, что жестокость хотя и есть в Ветхом Завете, но полностью отсутствует в Новом. Тем не менее, призывов к ненависти и жестокости в нём тоже хватает. Смотрите сами:

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26).

«Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Евангелие от Матфея, 10/21; Евангелие от Марка, 13/12).

«От дней же Иоанна Крестителя доныне царство небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его…» (От Матфея; 11:12).

«Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч, ибо я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её…» (Евангелие от Матфея, 10, 34-35).

«Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.» (Лк, 95 зач., 19, 12—28).

«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (От Луки, 22:38).

«Иисус приказывает одному из своих последователей не участвовать в похоронах своего отца, чтобы сопровождать его» (Евангелий от Луки, 9/59-60).

Согласно Библии, Иисус, которого христиане считают Богом, не знает есть ли плоды на смоковнице, а увидев что нет, словом “убивает” эту ни в чём не повинную смоковницу.
«Поутру же, возвращаясь в город, Иисус взалкал (сильно захотел есть); и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» Матфей 21.18. Марк 11.12-14.

Апостол Пётр также словами убивает Ананию и Сапфиру.
«Муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это». (Деяния 5.1-11).

> Миф: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога

А на самом деле

Отношения Ветхого и Нового Завета — это отношения преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.

Мы действительно можем заметить разницу в образе Бога у различных библейских авторов, и это не должно нас смущать. Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге (не всегда прямая речь Бога), и это свидетельство меняется по мере того, как люди возрастают в богопознании. Откровение постепенно разворачивается в истории — по мере того, как развивается способность людей его вместить. Люди узнают все больше и больше о Боге, их представления о Нем становятся все более точными, но это всегда один и тот же Бог.

Вся ветхозаветная история ведет к одной цели и завершению, когда сам Бог приходит на землю в лице Иисуса Христа. Конечно, это неслыханный, радикальный поворот в истории спасения — люди узнают то, что о чем не могли и догадываться, — но в Иисусе Христе открывается не какой-то другой Бог, а тот же самый Бог ветхозаветных патриархов и пророков.

Господь Иисус Христос постоянно указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5:39), Он постоянно обращается к этим Писаниям как к авторитетному источнику, например, в споре с фарисеями (Мф 22:29) и открывает апостолам ум к уразумению Писаний (Лк 24:45).

В Ветхом Завете часто говорится о любви Божией, и многие слова пророков предвосхищают Новый Завет. Бог заключил Завет с людьми, со Своим избранным и возлюбленным народом: Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер 31:3). Его любовь вечна и неизменна: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис 49:15).

Но люди, увы, отвергают любовь Божию, попирают Его закон, отвергают Его заповеди, пренебрегают Им ради бездушных идолов. У пророка Осии Бог сравнивает себя с оскорбленным, осмеянным, преданным, но все равно любящим мужем гулящей жены, которая возвращается к нему с раскаянием, и он принимает ее, как позднее, в евангельской притче о блудном сыне, отец принимает непутевого сына.

Священное писание Ветхого Завета оплакивает греховное упорство людей, по которому они навлекают на себя тяжкие беды: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем” (Иер 6:16).

Но если люди приходят к Богу с покаянием, Он охотно и радостно прощает их:

Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22). О Божием прощении ветхозаветные пророки говорят в самых теплых и утешительных словах: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9,10).

Бог Ветхого Завета — тот же, что и Бог Нового, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх 34:6).

Но Писание — и Ветхого, и Нового Заветов — не только утешает и успокаивает. Оно еще тревожит и беспокоит. Как это сформулировал один проповедник, Бог «тревожит упокоившихся и успокаивает встревоженных». Человек, отпавший от Бога в грех, ищет счастья там, где можно обрести только несчастье — временное и вечное, человеческий род — и каждый из нас по отдельности — тяжело заблудился, мы ожесточенно упорствуем на путях разрушения и погибели. И в этой ситуации, порожденной человеческим грехом, любовь Божия приобретает другой оттенок — суда и гнева, который приходит на человеческое (и бесовское) зло.

Гнев Божий — это не что-то противное Божией любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Как говорит Бог через пророка, Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей (Ис 13:11).

И в Новом Завете, в том числе, в словах Господа Иисуса, содержатся суровые предостережения против греха: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:30).

Любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности и призывает покинуть путь погибели. Так любящие родители могут увещевать сына-наркомана. Он может возмущаться тем, что ему кажется «угрозами» и видеть в них недостаток любви, но на самом деле они продиктованы именно любовью.

И любовь Божия, которая предостерегает, милует и спасает, сияет и в Ветхом, и в Новом Заветах. Но в Новом — несравненно ярче, потому что в нем мы встречаем Бога, ставшего ради нас Человеком.

Откуда берется этот миф?

Ветхий Завет — время когда Бог взаимодействует с людьми чрезвычайно грубых нравов, медленно и постепенно, через многие испытания приводя их к истинному богопознанию. Поэтому в Ветхом Завете мы видим много человеческой дикости и жестокости, которая нам, живущим в третьем тысячелетии христианской эры, обоснованно кажется отталкивающей.

Нецерковный читатель Библии часто открывает ее с рядом ошибочных предпосылок: например, люди полагают, что все действия ветхозаветных героев отражают волю Божию или даны нам для подражания. Это, конечно, не так —

Библия описывает реальную историю спасения, в которой Божия благодать пробивается через толщу человеческого греха.

Ключом к правильному пониманию Библии является Господь наш Иисус Христос, именно в Нем мы встречаем Бога, и именно Он научает нас правильному пониманию Ветхого Завета. И хотя люди, как и их представления о Боге, менялись, сам Бог — Бог Авраама, Моисея, пророков, Господа Иисуса, апостолов, святых отцов, святых — оставался и остается неизменным.

В Христианских храмах Бог Отец изображается в виде Ветхого днями, Сын Божий — в человеческом виде, как младенец, отрок или муж зрелого возраста, Дух Святой живописуется в виде голубя, а духовные дары Его в виде огненных языков. По-видимому, эти изображения воспрещены второю заповедию закона Божия, данного через Моисея; но если глубже вникнуть в Св. Писание, то окажется, что изображения Божества в христианских храмах не только не противоречат Св. Писанию, но само Писание еще Ветхого Завета подготовляло людей к введению в храмы Божии изображений Божества.

Уже из тех глав Писания, в которых говорится о законодательстве Божием на Горе Синае, ясно видим, что слава Божия явилась в это время еврейскому народу в чувственных знаках: гора Синай, говорит Моисей, вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне, и выходил от ней дым, как дым из печи, и гора горела огнем до самых небес и сильно колебалась, и звук трубный (с нее) становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом из среды огня (Исх. гл. 19. Второз. гл. 4). Эта картина явления Божества могла быть изображена, по возможности, художником, как христианские живописцы изображают сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков, во всяком случае эта картина глубоко и надолго напечатлелась в душах созерцавших ее евреев.

Но нам известны другие явления Божества в Ветхом Завете в образах более определенных и по преимуществу в виде человека. За 1972 года до Р. X. Аврааму Господь явился под образом трех странников и в то же время как всемогущий Бог и Владыка (Быт. гл. 18). Внук Авраама патриарх Иаков, по собственному его выражению, видел Бога лицом к лицу (Быт. 32, 25-30). О Моисее сам Господь Бог сказал евреям: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним. Но не так с рабом Моим Моисеем; устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа оно видит (Числ. 12, 6-8). Очевидно, Бог являлся Моисею наяву, в определенном образе или виде, и конечно этот образ не мог соответствовать бесконечному существу Божию.

Являлся Господь лучшим ветхозаветным людям и в виде ангела в человеческом образе, а между тем из слов и действий его видно было, что это сам Господь Бог; таковы, например, явления Господа Гедеону (за 1300 лет до Р. X.), родителям Сампсона (за 1150 л. до Р. X.) описанные в книге Судей (гл. 6 и 13).

Явился Господь Бог пророку Исаии, и вот что пророк написал об этом: в год смерти царя Озии (741 год до Р. X.) видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое и двумя закрывал ноги свои и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. И услышал я голос Господа говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? и я сказал: вот я, пошли меня (Исаии 6, 108). Итак ясно пророк Исаия своими глазами видел Царя, Господа Саваофа.

Пророк Иезекииль в пятый год по пленении Иоакима, царя иудейского (за 590 лет до Р. X.), видел также Господа, носимого четырьмя херувимами. Описав подробно этих херувимов, пророк говорит, что над головами херувимов был свод, а над сводом подобие престола, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. Увидев видение подобия славы Господней, пророк пал на лицо свое; но вошел в него дух и поставил его на ноги, и он услышал от Господа определение о посольстве его пророком к народу еврейскому и принял от руки Господа свиток, который он и съел по повелению Господа (Иезек. гл. 1 и 2).

В первый год Валтассара, царя Вавилонского (за 550 лет до Р. X.), св. пророк Даниил имел такое видение: видел я, пишет он, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его, как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила перед Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрыли книги. Вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему, и Ему дана власть и слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. гл. 7). Несомненно, Ветхий днями, виденный Даниилом, есть Бог Отец, а Сын человеческий есть Единородный Сын Божий, а судьи — это высшие созданные существа.

Итак нет ли противоречия в действиях Божества-по писаниям Ветхого Завета? В книге Второзакония (гл. 4) Моисей говорит, что Господь не явился еврейскому народу во время законодательства на Синае в определенном образе, дабы евреи не сделали изображения Его, а по другим книгам Св. Писания Бог являлся и в определенных образах: Аврааму, Иакову, самому Моисею, Гедеону, родителям Сампсона, Исаии, Иезекиилю, Даниилу. Чем примирить такое, повидимому, разногласие в действиях Божества?

1) Во-первых тем, что Господь Бог во времена ветхозаветные являлся различно по различному состоянию людей; иначе являлся несовершенным в духовной жизни, иначе совершенными иначе более совершенным. Сам Он говорит, как мы видели выше, что пророкам во дни Моисея Он являлся во сне и в видении, а Моисею наяву, и Моисей образ Его видел (Числ. 12, 6-8).

Еще в раю до падения первых людей Господь являлся им в определенном образе, а по падении прародители сами стали скрываться от Него, ибо у них затмилось понятие о Боге. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8). Не явился Господь еврейскому народу во время законодательства на Синае в определенном образе, например, в образе человека, дабы народ не стал представлять Его подобным человеку. Этот народ, у которого понятия о Божестве были еще несовершенны, вскоре после явления Господа на Синае, в громах и молниях, в огне и облаке, сделал себе золотого тельца и сказал: вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх. гл. 33).

2) Являясь людям совершенным в определенных образах и показуя им Свою славу, Господь Бог, как мы видели из Его слов о Моисее, являл им через то особенное благоволение.

3) В-третьих, являя славу Свою избранным из людей в определенных образах, Господь возбуждал их тем к исполнению трудных обязанностей, какие возлагались на них, например, при поставлении пророков Исаии и Иезекииля, которым предстояли великие скорби и гонения.

4) В-четвертых, являясь ветхозаветным людям в человеческом образе, Господь приготовлял род человеческий к принятию Сына Божия, имевшего явиться в образе человека на земле, а через то и к введению в Новом Завете, как несравненно в более совершенном в сравнении с Ветхим, св. икон как Сына Божия, так и других Лиц Пресвятыя Троицы.

Мало того, в Ветхом Завете, по Божественному повелению, Моисеем был сделан вещественный образ или прообраз Сына Божия Господа Иисуса Христа, имевшего висеть на дереве крестном. Когда евреи, во время странствования в пустыне, стали роптать на Бога и Моисея, Господь послал на них ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество евреев. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе и сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и поставь его на знамя (на шест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и когда змей ужаливал человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ. 21, 4-9).

В книге Премудрости Соломоновой изъясняется, что человек, обращавшийся с покаянием, исцелялся не тем, на что взирал (то есть, не самим змеем), но Спасителем всех Богом (Премудр. Солом. 16, 17).

Это изображение медного змея, сделанное Моисеем, сохранялось долго в целости. Иудеи, впоследствии часто уклонявшиеся в идолопоклонство, стали чтить и это изображение змея в таком смысле, как чтили языческих истуканов. Они возжигали перед змеем курения и кадили тому, что видели глаза их, то есть, самому змею, не имея при этом в разуме Бога, которого отверглись и который спасал угрызаемых змеями в пустыне праотцов их, взиравших на то же изображение с верою в Бога истинного. Потому царь Езекия, вступивший на престол иудейского царства после нечестивого отца своего Ахаза, уничтожил этого змея, равно как и статуи языческих богов (4 Цар. 18, 4).

Медный змей, поставленный Моисеем в пустыне на знамени, был образом распятого Господа Иисуса Христа. Об этом говорит сам ИИсус Христос: как Моисей вознес змею в пустыне; так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 14-15).

Св. апостол Варнава, сотрудник св. апостола Павла, пишет в своем послании христианам: «в то время, как Израиль пал, Моисей делает образ Иисуса, что именно он пострадает, и дарует жизнь Тот Самый, Которого думали погубить на знамени (на кресте). Так как преступление Евы произошло посредством змея, то Бог попустил всякому змею угрызать израильтян и они умирали для того, чтобы вразумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби. Наконец Моисей, который дал заповедь: да не будет вам богом ни изваяние, ни слияние, сам вот что делает, чтобы показать образ Иисуса. Он делает медного змея и поставляет его торжественно, и через глашатая созывает народ. Собравшись, они (евреи) просили Моисея принести за них жертву и молиться об исцелении их. А Моисей сказал им: когда кто-нибудь из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на древе, и с верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас исцелится. Так они и делали. Видишь и здесь славу Иисуса, ибо все в Нем и для Него» (гл. XII). Это послание св. апостола Варнавы в древности читалось в церквах во время Богослужения для назидания верующих.

Почему Господь Бог избрал изображение змея, повешенного на знамени, за образ имевшего воплотиться Сына Божия?

1) Змей, первый виновник всех грехов в роде человеческом, был проклят Богом в раю (Быт. 3, 14). Господь Иисус Христос взял на Себя грехи всего рода человеческого и сделался, как говорит апостол, клятвою за нас (Гал. 3, 13).

2) Живой змей имеет яд, а медный змей не имеет яда; Иисус Христос, хотя сделался клятвою за всех, но Сам не имел в себе яда греха.

3) Спасал от смерти евреев не живой змей, но мертвый; так и Христос спасает людей смертию своею.

4) Медный змей высоко поднимается на шесте, дабы все видели его издали. Господь Иисус Христос вознесен на крест, дабы все уверовали в Него, ибо Сам говорит: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Иоан. 12, 32).

5) Евреи спасались от смерти не одним простым воззрением на медного змея, но вместе и верою, что Бог может спасти их от смерти через воззрение и на змея; но внешнее и внутреннее равно было необходимо; не спасало одно воззрение на змея без веры, не спасала и вера без действенного воззрения телесными очами на изображение змея; так и христиан спасает не одно воззрение на изображение Распятого на кресте, но вместе и вера в Него, как Сына Божия, крестною смертию спасшего людей от смерти; равно не освобождаются от духовной смерти те, которые, хвалясь внутреннею верою во Христа, отделяются от Церкви, не желая почитать креста и образа Господа Иисуса.

Но на евреев послана была казнь временная — угрызение от змеев и потому и образ медного змея имел значение временное. Христианам же всегда грозит опасностью угрызение от змеев адских, злых духов, которые хотя и бестелесны, но весьма боятся и вещественного креста, как показали многие опыты, ибо Христос поразил их страданиями плоти Своей на кресте (Колос. 2, 14-15); Он сказал, что злые духи изгоняются не только молитвою, но и постом, то есть, подвигом и плоти; потому и воззрение на видимый крест для христиан постоянно необходимо; потому и изображения Распятого на кресте всегда необходимы для возбуждения веры в Сына Божия — Спасителя нашего и для засвидетельствования веры в Него и для поражения адских змеев.

Итак, в Ветхом Завете 1) был образ Господа нашего Иисуса Христа, 2) и этот образ был сделан вследствие повеления самого Бога и 3) он был чудотворный, — исцелял взиравших на него с верою в Бога. Если штундисты смеются над этим прообразом, то износят тем хулу на самого Бога, повелевшего сделать его и исцелявшего через него, износят хулу на самого Господа Иисуса, который этот образ отнес к Себе (Иоан. 3, 14-15).

Чем же объяснить то, что Богом через Моисея запрещено было евреям делать изображения Божества и чтить их, и через того же Моисея поведено сделать изображение медного змея, который был образом Сына Божия распятого и воззрение на которого с верою в Бога исцеляло от яда змеиного? Тем, что вторая заповедь евреям — о неделании изображения Божества имела значение не безусловное и для евреев и подлежала применению (Евр. 7, 12), и это применение сделано было самим Богом еще в Ветхом Завете вскоре по даровании этой заповеди ради грядущего Завета Нового; тем более она подлежала применению в понимании ее в Новом Завете.

Мы видели также, что Соломон и современные ему евреи не рабски относились даже к скинии свидения Моисеевой, но при построении храма сделали значительные изменения, например: в величине и количестве херувимов и в месте поставления изображений их; изображения их сделаны были и во дворе храма на жертвенных умывальницах; равно здесь же сделаны были изображения волов и львов, чего не было в скинии свидения. Самые строители храма наиболее искусные — были язычники. И однако слава Божия наполнила храм Соломонов при освящении его. Тем более христианская церковь, в обилии имеющая дары Святого Духа, не относилась и не относится рабски к Ветхому Завету.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *