Специально для Валерий

Перевод с английского:(http://www.evangelie.ru/forum/t24009-37.html)
1.Sanhedrin 59a: «Убийство гоя подобно убийству дикого животного». Это фикция.
На самом деле в Sanhedrin 59a: «Раввин Меир сказал, что не-еврей, который изучает (семь законов Ноя) из Торы достоин (уважения) как первосвященник»
2.Aboda Zara 26b: «Даже лучших из гоев следует убивать». Это фикция. Здесь говорится о евреях — о том, что еврея, ставшего гоем и приносящего неприятности своему близкому, можно оставить умирать — можно воздержаться от помощи ему, когда она ему потребуется.
3. Sanhedrin 59a: «Гой, сунувший нос в Закон (Талмуд) виновен и карается смертью».
(Это промежуточное мнение, которое опровергается в конце рассуждения. См. 1. 1.Sanhedrin 59a)
4. Libbre David 37: «Сообщать гоям, что-нибудь о наших религиозных отношениях равнозначно убийству всех евреев, так как если бы они узнали чему мы учим о них, они бы убивали нас открыто». Это фабрикация, нет такого источника. Вообще не существует ни такой книги, ни такой цитаты. Не существует даже такого слова «Libbre», что само по себе уже говорит за то, что это фабрикация, начиная с названия книги…
5. Libbre David 37: «Если еврею предоставят слово для объяснения какой либо части книги раввина, он должен давать только лживые объяснения. Тот, кто когда либо нарушит этот закон будет умерщвлён». Это фабрикация. Вообще не существует ни такой книги, ни такой цитаты.
6. Yebhamoth 11b: «Сексуальные сношения с девочкой разрешены если девочке есть 3 года».
(Kethuboth 11b?) Взято без контекста. Девочка должна быть девственницей при вступлении в брак… Половое сношение до наступления брачного возраста запрещено…
7. Schabouth Hag 6d: «Евреи могут давать лживые обещания для отговорок». В этой части обсуждается освобождение от невыполнимых обетов. Запрещается лживо клясться..
8. Hikkoth Akum X1: «Не спасайте гоев в случае опасности или смерти». Это взято из Maimonides Hilchot Akum (Laws of Idolators) 10:1. Относится в реале только к настоящим идолопоклонникам (т.e. не к современным монотеистам), только там, где у евреев власть над неевреями, т.е. в Мессианском государстве. Опирается на стих (Lev. 19:16), «Не стойте праздно, когда жизнь вашего единоверца в опасности». Этот закон, однако, по многим причинам не применяется в наше время.. Далее заметьте, что: a) абсолютно запрещается причинять смерть идолопоклонникам, и b) к тому, кто причастен к убийству евреев, перейдя на сторону врагов духовно или политически. Более суровое наказание для своего, чем для чужого. (Адаптировано из перевода R’ Eliyahu Touger с комментариями Hilchot Akum, Brooklyn: Moznaim, 1990.) J.J.B. …Причина сурового наказания идолопоклонников связана с тем, что они являлись опасностью для окружающего их общества из-за практикуемых ими ритуалов таких, как человеческое жертвоприношение, и сильной аморальности, такой как разврат…Эти законы не применяются в наше время…David S. Maddison (maddison@connexus.net.au)
9. HikkothAkumX1: «Не выказывайте милосердия гоям». ..Только в том случае, если невозможно убедить его отказаться от его идолопоклонства, не следует проявлять к нему милосердия..

10. Choschen Hamm 388,15: «Если может быть доказано, что некто отдал деньги Израильтян гоям, должен быть найден способ после благоразумного возмещения убытков стереть его с лица земли». Это относится к еврею, который причинил ущерб и опасность жизням его собратьев путём фиктивных заявлений в средневековом нееврейском суде…
11. Choschen Hamm 266,1: «Еврей может иметь всё что он найдёт если это принадлежит Акуму (гою). Тот, кто возвращает собственность (гоям) грешит против Закона, увеличивая силу правонарушителей. Однако заслуживает похвалы, если утерянная собственность возвращается во славу имени Бога, то есть когда христиане будут хвалить евреев и смотреть на них как на честных людей». Это утверждение относится к вещи, найденной на улице, которую в соответствии с нееврейским законодательством не надо возвращать, а в соответствии с еврейским законом, вещь должна быть возвращена. Закон говорит, что не надо возвращать нееврею, потому что по его закону этого не надо делать. Однако, в заключении добавляется, что вещь надо всё равно вернуть… E.S.
12. Szaaloth-Utszabot, The Book Of Jore Dia 17: «Еврей может и должен клясться во лжи, когда гои спрашивают о том, есть ли в наших книгах что либо против них». Это фикция. Слово «Sehelot Uteshubot» означает «талмудический ответ» – вообще не существует такой книги. Помимо этого, в Торе вообще не существует ничего, что могло бы вызвать беспокойство нееврея. Могло бы быть написано только то, что любой может поклясться, что в еврейском законе нет ничего против неевреев, так как это правдивая клятва.
13. Baba Necia 114,6: «Евреи — человеческие существа, а другие нации мира не люди но звери». Заметьте, нумерация фиктивна. В Талмуде не существует таких номеров, как 114, 6. Вероятно, это высказывание из 114b, которое дальше и рассмотрим. Это тоже фикция, очевидно, умышленно переведено неверно. Речь в этом отрывке идёт о технических правилах телесной нечистоты, которая в соответствии с автором текста относится только к евреям, а не к неевреям. В связи с этим Иезекииля 34:31 говорит: «И что Вы – овцы Мои , овцы паствы Моей, вы — человеки , а Я – Бог ваш, говорит Господь Бог.» Из тщательного мидрашского прочтения этого библейского стиха раввин Симеон бен Йохаи выводит «Только «вы» обозначено словом «адам,» в том смысле, что только еврейские тела и могилы создают нечистоту согласно Числам 19:14: «Вот закон: если человек умрёт в шатре, то всякий, кто придёт в шатёр…будет нечист семь дней…» Отрывок законодательный, не теологический. Даже кажется, ставит евреев ниже неевреев. Слова «но звери» были добавлены кем-то…их нет в оригинале.
14. Simeon Haddarsen, fol. 56-D: «Когда придёт Мессия каждый еврей будет иметь по 2800 рабов». 1) Нет такого источника. Однако, мы нашли талмудическое высказывание, относящееся к загробной жизни с аллегорией, согласно которой на том свете не будет тяжёлого труда, потому что, когда много рабов, тогда не надо трудиться, — это ангелы, которые будут выполнять наши поручения. Другое талмудическое утверждение, которое, вероятно, вызвало заблуждение, — в мессианские времена каждый еврей будет иметь 2800 учеников из других народов, которые захотят учиться у него путям Торы.
2) Гемара Shabbat 32b включает рассмотрение наказания за нарушение определённых заповедей и награду за следование им. Raish Lakish говорит, что человек который носит цици (четырёхугольное одеяние) во времена искупления получит 2800 слуг. Для этого он цитирует Захарию 8:23 «Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо слышали, что с вами – Бог». Rashi объясняет, почему 2800. Он считает, что всего 70 наций, из каждой по 10 человек – всего 700. А так как одеяние цици имеет четыре угла, то всего вмещает 2800 человек…
3) Книги под названием «Simeon Haddarsen» в Талмуде нет..
15. Nidrasch Talpioth, стр. 225-L: «Иегова создал неевреев в человеческом обличии, чтобы евреям не пришлось пользоваться услугами животных. Следовательно, неевреи — это животные в форме человека, которые приговорены служить евреям днём и ночью». …Использование термина «Иегова», в любом случае, является немедленным индикатором фальсификации, потому что евреи никогда не используют этот термин в своих книгах. Рассматриваемая книга не является частью Талмуда, а была написана турецким евреем, по имени Elijah ben Solomon Abraham, ha-Koen в 18 веке. David S. Maddison (maddison@connexus.net.au)
16. Aboda Sarah 37a: «Девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию».
Очевидно, умышленно искажённая цитата. Это техническое, физиологическое заключение, относящееся к нечистотам генитального истечения, как это выделено в Левите 15. Талмудический источник утверждает, что в случае разрыва девственной плевы в этом возрасте, разрыв был бы уже постоянным (в отличие от более молодой девочки, чья плева, как раввины считали, могла бы срастись опять), считается, что она достигла той степени физиологического развития, в котором её выделения могут быть включены в категорию нечистых истечений в соответствии с Библейскими законами чистоты. (Такой же закон, применялся бы и к еврейской девочке). Это, конечно, никакое не разрешение «насиловать» девочку, а просто законодательное определение её возраста.
17. Gad. Shas. 22: «Еврей может иметь нееврейскую девушку, но не может жениться на ней». Фикция. Источника вообще не существует. Как раз наоборот, секс с нееврейкой строго запрещён даже без женитьбы, см. Талмуд Sanhedrin 82a и Avoda Zarah 36b E.S.
18. Tosefta Aboda Zara B5: «Если гой убьёт гоя или еврея, он должен ответить за это, если же еврей убьёт гоя, на нём нет ответственности». Эта цитата появляется в разных вариантах в связи с разными источниками. Но не существует, на самом деле, нигде. Нет такого в Шульхане Арухе, и слово «убить» появляется в Tosefta только шесть раз – но ни разу в Avoda Zara. I.I.
19. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: «Разрешается убивать доносчика на евреев везде. Разрешается убивать его даже до того, как он начал доносить». …Доносчик – это тот, который принесёт еврею вред, которого он не заслуживает. Неевреи уже забыли, что менее века тому назад, если еврея хватали за нарушение незначительного закона, это могло вызвать зверства и бойню по всей стране, — это являлось причиной наличия запрета доносительства. Помимо того, этот закон на практике не применяется, см. Remah ibid 10. E.S.
20. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: «Вся собственность других наций принадлежит еврейской нации, которая таким образом имеет право пользоваться всем без стеснения». Правильное утверждение как раз противоположно: «Любой, кто крадёт, даже в мельчайшем количестве, преступает закон о воровстве и должен вернуть украденное, будь то одинаково деньги еврея или нееврея».
21. Tosefta Aboda Zara VIII, 5: «Как определить слово грабёж? Гою запрещено воровать, грабить, брать женщин и рабов у гоя или еврея. Но еврею не запрещено делать всё это по отношению к гою». Эта Tosefta рассматривает законы, когда они подвергаются давлению судов нееврейского закона в соответствии с законом Ноя. Здесь говорится только о том, что еврей не может быть осуждён и наказан нееврейским судом, а только еврейским, даже если его преступление было против нееврея. E.S. RESPONSE (2)
О запрете воровства также написано в Талмуде в Tosefta B. Kamma, 10, что «Если кто-то украдёт у нееврея, ложно поклянётся и умрёт, то его смерть не буде искуплением его греха, согласно Chillul Hashem (осквернение имени Б-га)». David S. Maddison (maddison@power.connexus.net.au)
22. Seph. Jp., 92, 1: «Бог дал евреям власть над имуществом и кровью всех наций». Такого источника вообще не существует, и сфабрикованный текст находится в разногласии с еврейским законом, сформулированным выше в (21). E.S. / David S. Maddison (maddison@connexus.net.au)
23. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 156: «Если еврею задолжал гой, другой еврей может пойти к гою и, пообещав ему денег, обмануть его. Таким образом, гой разорится и первый еврей завладеет его собственностью по закону.» Сформулированный сценарий действий происходит, когда нееврей преступает местное законодательство в отношении вторжения в бизнес и еврей хочет отвести бизнес неевреев в другую область, чтобы его друг не потерял свой бизнес. Высказанное правило с точностью противоположное, это строго запрещается, даже если делается способом, разрешённым местным нееврейским законодательством. E.S.
24. SchulchanAruch, JohreDeah, 122: «Еврею запрещено пить вино из бокала к которому прикасался гой, потому что его прикосновение могло сделать вино нечистым». Речь идёт здесь о том, что вино – это вещество, которое во времена Талмуда использовалось в ритуалах языческих культах идолопоклонников. Так как евреям запрещается пользоваться чем-либо, сделанным с целью службы идольскому культу, то запрет на вино не является чем-то специально введённым евреями. Специфической проблемой с вином было то, что явно кошерное вино могло быть использовано для идольской службы идолопоклонником просто вращением его в чаше и произнесением заклинаний. Поэтому мудрецы постановили, что евреям разрешено вино, изготовленное и используемое только евреями…….В наше время кошерное вино обычно производится так, что даже если вина касаются неевреи, вино используется евреями…….Нет подобных запретов относительно других алкогольных напитков таких как водка и пиво, потому что их никогда не использовали в идолопоклонстве. David S. Madddison (maddison@connexus.net.au)
25. Nedarim 23b: «Тот, кто хочет чтобы все его обещания, данные за год стали недействительными, пусть встанет в начале года и скажет: Все обещания, которые я могу дать в течение года аннулируются. Теперь его обещания недействительны». Это относится только к обещаниям, которые человек даёт себе самому (Я больше не буду есть яблок и т.д.), а не к обещаниям другому, еврею или нееврею без разницы E.S./Edited DSM

  • Почему люди добровольно жертвуют?

Апостол Павел писал, что мы должны предоставить свои тела в жертву живую, святую и благоугодную Богу (см. к Римлянам 12:1).

Если нам надлежит самим стать «жертвой живой», то мы должны быть готовы отдать все, что у нас есть, Церкви Иисуса Христа Святых последних дней для созидания Царства Божьего на Земле и созидания Сиона (см. 1 Нефий 13:37).

Богатый молодой правитель спросил Спасителя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «Знаешь заповеди: ‘не прелюбодействуй’; ‘не убивай’; ‘не кради’; ‘не лжесвидетельствуй’; ‘почитай отца твоего и матерь твою’». Богатый молодой человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей». Услышав это, Иисус сказал ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною». Услышав это, молодой человек опечалился. Он был очень богатым, и сердце его было сосредоточено на этом богатстве. (См. от Луки 18:18–23; см. также иллюстрацию в этой главе.)

Молодой правитель был хорошим человеком. Но когда его подвергли испытанию, он не пожелал пожертвовать своими земными благами. Напротив, Петр и Андрей, ученики Господа, охотно пожертвовали всем ради Царства Божьего. Когда Иисус сказал им: «Идите за Мною… они, оставивши сети, последовали за Ним» (от Матфея 4:19–20).

Подобно этим ученикам, и мы должны предложить свои ежедневные дела в жертву Господу. Мы можем говорить: «Да исполнится воля Твоя!» Так поступил Авраам. Он жил на Земле до рождения Христа, в те дни, когда жертвы еще приносили через пролитие крови и всесожжения. Чтобы испытать веру Авраама, Господь повелел ему принести в жертву своего сына Исаака. Исаак был единственным сыном Авраама и Сарры. Аврааму было невыносимо трудно принести его в жертву.

Тем не менее, они с Исааком совершили дальнее путешествие на гору Мориа, где надлежало принести жертву. Они шли туда три дня. Вообразите себе мысли и душевную муку Авраама. От него требовалось принести Господу в жертву своего сына! Когда они достигли горы Мориа, Исаак понес дрова, а Авраам – огонь и нож к тому месту, где им нужно было устроить жертвенник. Исаак сказал, «Отец мой!.. Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Затем Авраам устроил жертвенник и разложил дрова. Он связал Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Наконец, он взял нож, чтобы заколоть Исаака. В тот самый момент ангел Господень остановил его, сказав: «Авраам!.. Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (см. Бытие 22:1–14).

Конечно же, сердце Авраама переполнилось радостью, когда он узнал, что от него более не требуется приносить сына в жертву. Однако он так любил Господа, что был готов сделать все, о чем Он попросит.

  • Какие примеры жертвования вы наблюдали в жизни знакомых вам людей? Какие примеры жертвования вы видели в жизни своих предков? В жизни первых членов Церкви? В жизни персонажей Священных Писаний? Чему вы научились на этих примерах?

Игорь Савин
ОТ КОШЕРНОЙ ГОВЯДИНЫ –
К РИТУАЛЬНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ
ХРИСТИАНСКОЙ КРОВИ
Еврейские источники о кровавых жертвоприношениях в современном иудаизме
ЖЕРТВЕННЫЙ УБОЙ СКОТА У ИУДЕЕВ –
«ОТРАБОТКА” ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ
В последнее время – особенно после загадочного убийства пятерых мальчиков в Красноярске в 2005 году – внимание русской общественности вновь привлекла тема ритуальных человеческих жертвоприношений, совершаемых в иудейских сектах. Что это – правда или злой вымысел? Я предлагаю читателям «Руси Православной” самим разобраться в этом вопросе, прочитав небольшие вырезки из публикаций исключительно еврейских авторов.
Сами евреи признают в своей Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона (не путать с обыкновенной, «гойской” энциклопедией), что «Шаг вперед в развитии жертвенного культа отмечается в благодарственном жертвоприношении Ноя после спасения от потопа. Здесь замечается уже забота об обстановке жертвоприношения, о сооружении алтаря, о выборе чистых животных и отличии их от нечистых, т. е. негодных к употреблению в пищу. В истории патриархов многократно упоминается о сооружении ими алтарей, посвященных имени Бога, и хотя прямо о жертвоприношении упоминается только один раз, у Авраама, принесшего барана в жертву вместо сына, но из вопроса Исаака «Где же агнец для всесожжения?» видно, что кровавые жертвы были тогда обычным явлением….” (статья «Жертвоприношения”)
То есть в еврейской энциклопедии признается что кровавые жертвоприношения были обычным делом у древних иудеев .
И здесь же, в этой статье дается «Классификация Жертвоприношения. — Уже в древнейших сообщениях Библии о жертвах встречается два типа их: «Ола» (הלוע = всесожжение) и «Зебах» (חבז = букв. заклание). Ола предназначалась вся Богу и целиком сжигалась на алтаре, Зебах же шел в пищу жертвователю и его гостям, и только незначительная часть его (кровь и жир) доставалась алтарю. «Ола» служила не только выражением благодарности Богу (Быт., 8, 20), но и средством искупления содеянного греха (Иов, 1, 5; 4, 28), «Зебах» же, или жертвенное пиршество, устраивалось при радостных семейных событиях (Исх., 18, 12) или при примирении бывших врагов (Быт., 31, 54). Впоследствии это Жертвоприношение получило название «Шеламим», םימלש, т. е. жертва мира. Древнейшая часть Моисеева законодательства, так наз. Книга Завета, תירבה רפם (Исх., 20—23), упоминает только эти два типа Жертвоприношения (20, 24). Дальнейшее развитие и разветвление эти два типа получили в так назыв. Священническом Кодексе — םינהכ תרות (к которому современные экзегеты причисляют, кроме книги Левит, еще значительный ряд глав из книг Исхода и Числ, обозначая их вместе буквой P., т. е. Priestercodex).
Здесь же, в этой статье, описывается продцедура самого ритуала:
«В ритуале Жертвоприношения вообще различают 4 момента:
1) Зарезывание, הטיחש (для жертвенных птиц) и отщемление головки, ]הקילמ) и все их более ранние предшественники, пронесшие сквозь века эстафету кровавого навета, так этот того, что из колотых ран вытекает очень мало крови: это крайне неэффективный способ ее «добывания”.
Комментируя данную цитату из книги Семена Резника, хотелось бы обратить внимание читателя на то, что Резник все же не отрицает существование неких «ритуалистов” – членов тайных иудейских сект – но в деле Ющинского пытается «перевести стрелки” с них на некую «воровскую шайку”, якобы старавшуюся таким образом замести следы убийства Андрюши Ющинского. Также он сетует на то, что при нанесении колотых ран «вытекает мало крови”. Но во-первых, это не так – всё зависит от того, куда колоть. А во-вторых, в исследовании Владимира Даля довольно подробно описаны те специальные приёмы, которые используют жиды, чтобы полностью обескровить свою жертву именно с помощью колотых ран. Им ведь важна не «эффективность” добывания крови, о которой говорит Семён Резник, а строгое следование своему сатанинскому ритуалу!
Косвенное доказательства вины соплеменников Резника, по его собственному признанию и состоит в том, что «древние евреи, разработавшие эту технологию, хорошо знали сравнительную анатомию”. Но и современные евреи не забыли заветы предков. И технологии ритуального забоя как скота, так и людей не утратили.
Для чего же нужны все эти страшные ритуалы, какой смысл вкладывается в эти жестокие действа? Только разгадав эту загадку мы сможем поймём сущность иудаизма. Чтобы разобраться в этом придется уточнить, прихода какого «мессии” ждут современные иудеи.
Обратимся опять к Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
«Мессия חישׁמ, חישמה, Машиах, Га-Машиах, арамейский אהישמ; Мешиха (помазанник) – идеальный государь мессианских времен. В Библии этого выражения в специфическом его смысле нет; и только в апокалиптической и в раввинской литературе слово это обозначает мессианского царя.
По апокалипсису Баруха (70-100 гг. хр. эры) земной машиах объявится к концу четвертой (т. е. римской) всемирной монархии, чтобы разрушить её. Последний правитель её предстанет в цепях перед машиахом на горе Сионской, где ему нарисуют всю ужасную картину его беззаконного правления и машиах собственноручно предаст его смерти. Враждебные Израилю нации станут добычей меча, а остатки их покорятся.
Четвертая книга Эзры (ок. 100 г. хр. эры) рисует машиаха предвечного и машиаха земного. Первый является в виде человека, восходящего из моря (гл. 13), и «походит он на человека» и назван «ille homo» или «ipse homo» (ст. 3,12), а под влиянием кн. Даниила он «носится с тучами небесными» (Дан., 7, 3). Второй представлен (гл. 7, 28, 11; 37—46; 12, 31—34) «львом, который произойдет от семени Давида» и разрушит четвертую всемирную державу (Рим). Он будет царствовать 400 лет, до окончания мессианского междувременья, а затем умрет со всем родом человеческим…
Агадат га-Машиах утверждает, что мессия внезапно откроется Израилю в Риме (Jellinek, l. с., III, 142)…
Он соберет вокруг себя сынов Израиля, пойдет на Иерусалим и, разбив силы враждебных народов, восстановит служение в храме и начнет собственное царство. Но явятся грозные полчища Армилуса, или, по другим, Гога и Магога, они осадят Иерусалим, и царь падет в битве. Его тело будет лишено погребения, и будет оно валяться на улицах Иерусалима, по одним сказаниям, или предано земле вместе с патриархами, по другим, руками ангелов, и будет оно там скрыто до пришествия машиаха, сына Давида, который и воскресит его (ср. J. Е., I, 682, 684 ; Мидр. Wa-Joscha и Agadat ha-Maschiach, в et ha-Midrasch Jellinek’a, I, 55 и сл.; III, 141 и сл.)…
Эмблемой машиаха, сына Иосифа, является «пара рогов», которыми он будет «бодать все стороны» (ср. Pirke R. Eleazar, XIX; Ber. r., LXXV и др.)”
Так вот, оказывается, ради кого устраиваются жидами кровавые жертвоприношения – ради того, кто «с парой рогов, которыми он будет бодать во все стороны”. Имя ему – дьявол!
Жертвоприношения же ему будут приносится «на алтаре перед Скиниею (Hex. 27)”, который «был сооружен из дерева акации, облицованного медью. Он имел длину и ширину в пять локтей, вышину в три локтя. Внизу он был окружен медною решеткою высотою в 1½ локтя (ст. 4) и над нею выступом, בובדב (ст. 5), быть может для стояния на нем священнослужителей. На углах Алтарь был снабжен отростками из меди, поднимавшимися вверх в виде рогов, и четырьмя металлическими кольцами, прикрепленными к решетке; в них вкладывались шесты для перенесения Алтаря с места на место.
Составленный из досок, он внутри был полым, так что не представлял особенно большой тяжести. Принадлежности Алтаря также описаны; то были: горшки для высыпания пепла, лопатки, сосуды или чаши для крови, вилки и угольницы. Согласно кн. Лев. 6, 12, на алтаре беспрерывно горел огонь.
В кн. Hex., 30 описан жертвенник для совершения курений в Скинии. Он также был сделан из дерева акации, но покрыт золотом. Он тоже имел четырехугольную форму, причем ширина и длина его были в локоть, вышина же в два локтя. Кругом этого алтаря тянулся сверху венец (דז), на углах же находились четыре кольца для шестов, продевавшихся в них при переноске; все это было облицовано золотом. Скиния была снабжена, между прочим, столом для «хлебов предложения»; стол сооружен был из дерева акации и облицован чистым золотом, а вокруг доски его шла балюстрада, украшенная венцом из золота (Исх. 25, 23 и сл.; 37, 10 и сл.; Лев. 24, 6; Числ. 4, 7). Во Второз., 12 отменена свобода сооружения жертвенников более чем в одном месте, но точно не определена желательная форма их” (из статьи «Алтарь” Еврейской энциклопедии).
Почему же евреи, зная (или догадываясь) о столь зловещих сатанинских сектах в иудаизме, молчат об этом? Не все же они поголовно садисты-дьяволопоклонники!
Думаю, на то есть две главные причины:
1) Те, кто совершают эти кровавые жертвоприношения, прекрасно знают, какому наказанию они подвергнутся в случае разоблачения и, разумеется, идут на всё, чтобы не допустить огласки. Они убьют любого, кто посмеет раскрыть их преступления. Особенно предателя из своих, из евреев – ибо он для них наиболее опасен.
2) Молчать заставляет боязнь навлечь на еврейский народ гнев других народов, в среде которых живут современные евреи. А если существование ритуальных жертвоприношений будет доказано, гнев этот, без сомнения, будет страшен и приговор жидам-талмудистам – суров.
—————————-
Лютостанский, Неофит, Пикульский – наиболее известные обличители еврейских ритуальных убийств в XIX веке. Например, Неофит – бывший раввин, принявший христианство – подробно описывал этот сатанинский обряд в своей книге, впервые изданной в 1803 году, которая в русском переводе получила название «Христианская кровь в обрядах современной синагоги” (СПб., 1914).

13 марта 2017Антропология, История

Ритуальные крики, ячменная крупа, позолоченные рога и другие важные детали одной церемонии жертвоприношения

Автор Алена Чепель

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со­вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт­венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла­ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста­вался дым, участникам церемонии — мясо.

Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам по­чести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из воз­можных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древне­греческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертво­приношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетель­ствам. Неко­торые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социаль­ной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распреде­ление лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертво­приношение как бы закрепляет и оправдывает социально-эконо­мическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприно­шение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотно­шений как между людьми, так и с потусторонними силами.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво­приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при­носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

1 / 2 Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Remi Mathis / CC BY-SA 3.0 2 / 2 Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э.Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про­цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не­давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

Выберите жертву

Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410–400 годы до н. э. Кратер — сосуд для смешивания воды и вина.The Metropolitan Museum of Art

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи­вот­ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро­ви­тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро­вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги­ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони­че­ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален­даря­ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан­фесте­риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при­но­сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба­ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе­ре­менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт­ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше­ний в Гре­ции не засвидетельствовано.

Найдите профессионального музыканта

Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430–410 годов до н. э.© The Trustees of the British Museum

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы­ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис­ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме­ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе­ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме­ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив­шись с ним жертвенным мясом.

Помойтесь и нарядитесь

Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе­лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под­черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что­бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд­ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

Организуйте шествие

Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э. Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками.The Metropolitan Museum of Art

Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торже­ственная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократи­че­ского происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести ле­пешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале про­цессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться свя­щеннодей­ствие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что до­словно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол­нения риту­ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот­ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

Не забывайте о деталях

У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников яч­менной крупой  Вероятнее всего, использование ячменя в ритуалах связано с его психоделическими свойствами. и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, от­режьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглу­шить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас жен­щины долж­ны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В неко­торых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.

Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав­но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс­ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч­шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга­нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере­мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо­ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна­мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру­гих внутренних жидкостей.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

02:14 pm — Человеческие жертвоприношения в древнем и современном иудаизме

Принесение детей в жертву богам было древней и широко распространённой практикой в Ханаане. Имеется несколько египетских изображений времён Нового царства (XVI-XII вв.), на которых ханаанейские вожди, терпящие поражение от египтян, в качестве крайнего средства получения божественной помощи приносят в жертву своих сыновей. Описание подобного случая сохранила Еврейская Библия. В середине IX в. царь Моава Меша отказался признавать над собою верховную власть Израиля. В ответ на это цари Иорам Израильский и Иосафат Иудейский пошли войной на Моав и осадили Мешу в его городе: «И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во всесожжение на стене. И стал великий гнев на Израиле, и они отступили от него и возвратились в свою землю» (4 Цар. 3, 27). Отступление израильских и иудейских войск свидетельствует о вере евреев в действенность подобного жертвоприношения.
Ряд сообщений ЕБ о принесении в жертву детей связывает этот обряд с божеством, имя которого по-русски передаётся традиционно как Молох. Согласно альтернативной точке зрения, соответствующее еврейское слово mlk означало не имя божества, а название жертвоприношения. Доводом в пользу этой точки зрения служит то, что в Карфагене и областях пунической колонизации термином mlk действительно называли жертвоприношение детей, получателями которого были божества Ваал-Хаммон и Танит. Этот термин засвидетельствован надписями на стелах, обнаруженных на тофетах – обрядовых участках с многочисленными останками сожжённых детей в карфагенских колониях в Северной Африке, Испании и на островах Сицилия и Сардиния.
Однако в текстах ЕБ речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками. Ханаанский бог mlk (с вероятной вокализацией molek и значением «царь») упоминается в двух заклинаниях из Угарита. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием Аштарот в Заиорданье, которое в других угаритских текстах связывается с рефаимами, т.е. обитателями подземного мира. По-видимому, это же божество упоминается как Malik в списках богов из Эблы, Мари и Угарита. Дважды (в одном старовавилонском и одном ассирийском списке богов) оно отождествляется с Нергалом – месопотамским богом подземного мира. Вероятно, Молох ЕБ – это древний западносемитский бог подземного мира, связанный с культом предков (возможно, их царь), а превращение его имени в название жертвоприношения – это явление карфагенского культурного ареала.
Принесение в жертву детей было распространено повсеместно в Израиле и Иудее. О жителях Израильского царства в целом говорится, что они «проводили (ya‘aḇiru) сыновей своих и дочерей своих через огонь» (4 Цар. 17, 17). Из правителей Иудеи, прибегавших к этому обряду, упоминаются Ахаз (2-я пол. VIII в.), который «ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провёл (he‘eḇir) через огонь» (4 Цар. 16, 3), и Манассия (1-я пол. VII в.), который «провёл (he‘eḇir) сына своего через огонь» (4 Цар. 21, 6). Царю Иосии (кон. VII в.) приписывается реформа, в ходе которой он, якобы, «осквернил тофет, что в долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил (le-ha‘aḇir) сына своего и дочери своей через огонь Молоху (le-ha-moleḵ)» (4 Цар. 23, 10). Однако его сын царь Иоаким (кон. VII – нач. VI в.) «делал неугодное в очах Яхве во всём так, как делали отцы его» (4 Цар. 23, 37), что подразумевает и возобновление человеческих жертвоприношений.
И действительно, Иеремия, пророчествовавший в 620-580-х гг., неоднократно упоминает о человеческих жертвоприношениях, местом которых была «Долина сыновей (или сына) Еннома» (послужившая источником для слова Геенна), она же «Долина трупов и пепла» (Иер. 31, 40) у иерусалимских ворот Харшиф. Согласно Иеремии, иудеи «построили высоты тофета в долине сыновей Еннома, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер. 7, 31). В качестве адресата этого жертвоприношения Иеремия называет, помимо Молоха, Ваала: иудеи «построили высоты Ваалу, чтобы сжигать сыновей своих огнём во всесожжение (‘olot) Ваалу» (Иер. 19, 5), «они построили высоты Ваалу в долине сыновей Еннома, чтобы проводить (le-ha‘aḇir) через огонь сыновей своих и дочерей своих Молоху (le-ha-moleḵ)» (Иер. 32, 35).
Младший современник Иеремии Иезекииль (пророчествовал в 590-570-х гг.), обращаясь к иудеям, говорит: «Принося дары ваши и проводя (ha‘aḇir) сыновей ваших через огонь, вы оскверняете себя всеми идолами (gillulim) вашими до сего дня» (Иез. 20, 31). От имени Яхве он обвиняет Самарию и Иерусалим в том, что они «прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами (gillulim) своими прелюбодействовали, и даже сыновей своих, которых родили мне, через огонь проводили (he‘eḇiru) в пищу им» (Иез. 23, 37). Обращаясь к Иерусалиму, он говорит: «И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила мне, и приносила в жертву (tizbaḥ) на съедение им (идолам). Мало ли тебе было блудодействовать? Но ты и сыновей моих заколала (tišḥaṭ) и отдавала им, проводя (ha‘aḇir) их » (Иез. 16, 20-21).
Более поздний автор, писавший под именем Исайи («Третье-Исайя»), свидетельствует, что эта практика продолжалась у иудеев и в послепленную эпоху: «Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к богам (’elim) под каждым ветвистым деревом, заколающие (šoḥaṭim) детей при ручьях, под расселинами скал?» (Ис. 57, 5). Кроме того, он, по-видимому, прямо упоминает Молоха: «Ты ходила к Молоху (mlk) с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и нисходила до Шеола» (Ис. 57, 9). Масореты огласовали здесь слово mlk как meleḵ – «царь», но в контексте отправки послов в Шеол гораздо вероятнее, что автор этого текста имел в виду Молоха.
Послепленное священническое законодательство от имени Яхве строго запретило принесение детей в жертву Молоху: «Из детей твоих не проводи (le-ha‘aḇir) Молоху (le-ha-moleḵ)» (Лев. 18, 21); «Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху (le-ha-moleḵ), тот да будет предан смерти: народ земли да побьёт его камнями; и я обращу лицо моё на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху (le-ha-moleḵ), чтоб осквернить святилище моё и обесчестить святое имя моё; и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху (le-ha-moleḵ), и не умертвит его, то я обращу лицо моё на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудить вслед Молоха (ha-moleḵ)» (Лев. 20, 2-5).
Однако в данных законодательных положениях речь идёт лишь о жертвоприношениях Молоху, а в ЕБ имеются свидетельства о принесении людей в жертву и Яхве, причём в ряде случаев оно описывается без всякого осуждения, как приемлемая и сама собой разумеющаяся практика. Наиболее примечательным свидетельством такого рода является рассказ Книги Судей о дочери Иеффая: «И дал Иеффай обет Яхве и сказал: если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет принадлежать Яхве, и вознесу сие на всесожжение. И пришёл Иеффай к аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Яхве в руки его… И пришёл Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему… Когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! … я отверз уста мои пред Яхве и не могу отречься… И он совершил над нею обет свой, который дал» (Суд. 11, 30-32, 34, 35, 39).
Заметим, что Иеффай обещает принести в жертву то, что выйдет из ворот его дома, не уточняя при этом, что это будет, к примеру, животное, то есть с самого начала предполагается, что это вполне может быть человек. И Яхве принимает этот обет и выполняет просьбу Иеффая. Можно предположить также, что именно он посылает навстречу Иеффаю его дочь, показывая тем самым, что, а точнее кого, он хочет получить в жертву. Услышав о том, что её ожидает, дочь Иеффая не удивляется и не возражает, не говорит, что Яхве не принимает человеческих жертв, то есть принесение человека во всесожжение Яхве воспринимается всеми участниками события как нечто само собой разумеющееся. Дальнейшие подробности не сообщаются, но в соответствии с правилами принесения жертвы всесожжения Иеффай сначала должен был перерезать своей дочери горло, потом собрать её кровь в богослужебный сосуд, отрубить руки, ноги и голову, разрубить тело, вынуть и вымыть внутренности, возлить, разбрызгать и намазать кровь в определённых местах вокруг алтаря, после чего сжечь тело в «жертву, благоухание, приятное Яхве» (Лев. 1, 9).
Описание другого подобного случая мы находим во 2-й Книге Царств: «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Яхве. И сказал Яхве: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил гаваонитян. Тогда царь призвал гаваонитян и говорил с ними… И сказал Давид гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Яхве? И сказали ему гаваонитяне: … того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, – из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их для Яхве в Гиве Саула, избранного Яхве. И сказал царь: я выдам… И они повесили их на горе пред Яхве» (2 Цар. 21, 1-2, 3-4, 5-6, 8). В данном случае жертву приносят не евреи, а гаваонитяне, но она приносится во искупление греха, за который наказывает евреев Яхве, и именно Яхве является получателем этой жертвы.
В правление израильского царя Ахава Ахиил Вефилянин ради восстановления Иерихона приносит в жертву двух своих сыновей: «Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Яхве, которое он изрёк чрез Иисуса, сына Навина» (3 Цар. 16, 34). Жертва приносится согласно пророчеству Иисуса Навина: «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Яхве тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своём он положит основание его и на младшем своём поставит врата его» (Нав. 6, 26). Хотя прямо не говорится, кто является получателем жертвы, из контекста можно понять, что она приносится Яхве во искупление греха.
Из яхвистских пророков первым против человеческих жертвоприношений выступает Иеремия на рубеже VII и VI вв. У более ранних пророков их осуждение отсутствует. Так, Осия в конце VIII в. бичует жителей Израильского царства, сделавших изображения Яхве в виде тельца: «И ныне прибавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего… и говорят они приносящим в жертву людей (zoḇḥe ’adam): «целуйте тельцов!”» (Ос. 13, 2). Смысл еврейского оригинала не вполне понятен, поскольку выражение zoḇḥe ’adam может означать как «приносящие в жертву людей», так и «приносящие жертву люди». Если верен первый вариант, слова Осии могут быть поняты как осуждение призыва целовать тельцов, но не человеческих жертвоприношений.
Пророк Михей, проповедовавший в Иудейском царстве в конце VIII в., перечисляет по нарастающей возможные жертвы Яхве, из которых самая великая – жертвоприношение первенца: «С чем предстать мне пред Яхве, преклониться пред богом небесным? Предстать ли пред ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Яхве тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам ему первенца моего за преступление моё и плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих. 6, 6-7). Для Михея принесение в жертву ребёнка не более предосудительно, чем всесожжение тельца или овна.
В пророчестве его соотечественника и современника Исайи пламя, исходящее из уст Яхве, зажигает жертвенный костёр, приготовленный для ассирийского царя: «Вот, имя Яхве идёт издали, горит гнев (или лицо) его, и пламя его сильно, уста его исполнены негодования, и язык его, как огонь поедающий… Ибо тофет давно уже устроен; он приготовлен для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Яхве, как поток серы, зажжёт его» (Ис. 30, 27, 33). Вряд ли такой образ мог возникнуть у Исайи, если бы в его сознании Яхве и человеческие жертвоприношения были несовместимы.
Даже Иезекииль (нач. VI в.), осуждающий человеческие жертвоприношения, признаёт от имени Яхве, что они совершаются по его воле: «И я осквернил их дарами их, когда они стали проводить (ha‘aḇir) всё, открывающее утробу (peṭer raḥam), чтобы разорить их, дабы знали, что я – Яхве» (Иез. 20, 26).
Как было указано выше, послепленное законодательство запретило приносить людей в жертву Молоху. С человеческими жертвоприношениями Яхве дело обстоит несколько по-иному. Во-первых, по сей день остаётся в силе положение Книги Левит о случае, в котором принесение человека в жертву Яхве является не только возможным, но и обязательным: «Только всё заклятое, что под заклятием отдаёт человек Яхве из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продаётся и не выкупается. Всё заклятое есть великая святыня Яхве. Всё заклятое, что заклято от людей, не выкупается; оно должно быть предано смерти» (Лев. 27, 28-29).
Во-вторых, сохраняется формальное требование принесения евреями в жертву Яхве первенцев мужского пола от животных и от людей: «И сказал Яхве Моисею, говоря: посвяти мне каждого первенца, открывающего утробу (peṭer reḥem) всякую между сынами Израилевыми, от человека до скота: мои они» (Исх. 13, 2); «Отдавай мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею» (Исх. 22, 29-30).
Посвящённое Яхве приносится ему в жертву: «Всё первородное мужеского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего, посвящай Яхве, богу твоему: … пред Яхве, богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твоё, на месте, которое изберёт Яхве. Если же будет на нём порок, хромота или слепота или другой какой-нибудь порок, то не приноси его в жертву (tizbaḥ) Яхве, богу твоему» (Втор. 15, 19-22).
Однако детей от принесения в жертву теперь положено выкупать: «Всё, открывающее утробу (peṭer reḥem), – мне, как и весь скот твой мужеского пола, открывающий утробу… всех первенцев из сынов твоих выкупай» (Исх. 34, 19-20); «Проводи (ha‘aḇarta) для Яхве всё, открывающее утробу (peṭer reḥem); и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, – для Яхве … и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: … я приношу в жертву (zoḇeaḥ) Яхве всё, открывающее утробу (peṭer reḥem), мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю» (Исх. 13, 12-15).
Обратим внимание, что в последней из приведённых цитат принесение первородного в жертву Яхве передаётся тем же самым техническим термином h‘br, «проводить «, которым ЕБ описывает жертвоприношения Молоху. Этот же термин использует Иезекииль (20, 26) в заявлении от имени Яхве, что это по его извращённой воле евреи приносят в жертву всё, «открывающее утробу». Ясно, что положения священнического законодательства о посвящении всего первородного мужского пола Яхве следуют древней еврейской традиции принесения в жертву скота и людей. Если бы первенцы никогда не приносились в жертву Яхве, не было бы и никакой необходимости в их выкупе. Возможно, миф в Быт. 22 о несостоявшемся принесении Авраамом в жертву Исаака был придуман именно с целью обосновать замену фактического жертвоприношения ребёнка его символическим выкупом.
Подробности выкупа ЕБ излагает в виде наставления Яхве Аарону: «Всё, открывающее утробу (peṭer reḥem) у всякой плоти, которую приносят Яхве, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен… а выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра… но за первородное из волов, и за первородное из овец, и за первородное из коз, не бери выкупа: они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сожигай в жертву, в приятное благоухание Яхве» (Числ. 18, 15-17).
«Выкуп сына» (pidyon ha-ben), входящий в число 613 заповедей иудаизма, совершается на 31-й день после рождения еврейского первенца мужского пола. Отец ребёнка обязан отдать его Яхве в лице жреца (когена), после чего выкупить обратно за 5 шекелей (порядка 100 г серебра), что формально избавляет жреца от необходимости зарезать ребёнка и сжечь его «в приятное благоухание Яхве».
Как мы видим, вопреки утверждениям иудеев и иудействующих о том, что человеческие жертвоприношения чужды культу Яхве и их случаи в истории евреев были отступлениями от этого культа, вызванными внешними влияниями, в действительностью принесение людей в жертву было изначально органической и обязательной частью яхвизма и в определённом смысле остаётся ею по сей день.

Tags: Религиозная история, Яхвизм[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *