Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Глава 11.

1Будьте подражателями мне, как я Христу.

2Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

3Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

8Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и не муж создан для жены, но жена для мужа.

10Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

11Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

12Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.

13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

16А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

17Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

18Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.

19Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

20Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

22Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что’ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

23Ибо я от Самого Господа принял то’, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

33Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

В 11 главе с 1 по 17 стихи, Апостол Павел затрагивает несколько тем, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Из этого отрывка в 11 главе, можно выделить три основные темы:

а. Божественная иерархия в творении.

б. Устройство семьи в свете Божественной иерархии.

в. Значение покрытия головы для мужа и жены.

Давайте попробуем разобраться с этими вопросами, насколько они актуальны для нашего времени. Мы подробно остановится на каждой из этих тем.

Божественная иерархия в творении

Итак, первое на что Ап. Павел обращает внимание в этом отрывке – это на «иерархию” между Богом и людьми. Эта иерархия, по 2 стиху, следующая: жене глава – муж, мужу глава – Христос, а Христу глава – Бог. Можно сделать вывод исходя из некоторых мест Писания, что порядок подчинения «жена—> муж” был установлен от сотворения человека. Это видно из Ветхого Завета, из повествования об Адаме и Еве. Здесь мы видим, что даже до грехопадения, Ева, первая женщина, была сотворена помощницей для мужа. Поэтому, порядок подчинения жены мужу существует ещё с того времени.

Далее, мы видим следующую сторону иерархии: «муж—> Христос”, или как говорит Писание «всякому мужу глава Христос”. Тогда возникает вопрос, когда был установлен такой порядок подчинения? Мы знаем, что Христос не был явлен людям то Своего прихода на землю. До прихода Христа на землю, истина о Божьем Сыне практически не была открыта людям. Как, тогда, мужья могли подчинятся Христу не зная о Нём? Но из Писания видно, что Христос, до Своего прихода на землю, до Своего воплощения, существовал как истинный Бог, как одна из личностей Триединого Бога. В послании к Евреям 1:2 написано:

2. в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

(Послание к Евреям 1:2)

А в послании к Колоссянам 1:14-17 сказано:

14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16. ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;

17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

(Послание к Колоссянам 1:14-17)

То есть, мы видим, что Бог-Отец сотворил этот видимый мир через Христа и для Христа. Из прочитанного 15 стиха мы видим, что Христос был рождён прежде всякой твари. А в 109 Псалме царь Давид Духом Святым открывает истину о появлении Христа:

3. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.

4. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

(Псалтирь 109:3,4)

Из этого всего видно, что Христос, как одна из личностей Триединого Бога, уже был, когда сотворены были Адам и Ева. Ещё что мы видим из послания к Евреям 10:5 и Откровения 13:8, это то, что Отец от создания мира приготовил тело для Сына. Адам и Ева, же, были созданы по «образу и подобию” Божьему (Быт.1:26).

Когда говорится об образе или «созданы по образу” – это всегда означает: «созданы с такими же внешними признаками, как другой”. То есть, человек создан по своему физическому виду похожим на Бога. Но мы знаем, что Бог – есть Дух, у Него нет физического тела. По какому тогда внешнему образу был создан первый человек? Вполне возможно, что человек был создан по образу тела Христа, которое было уже «уготованно” для Него до сотворения человека. Что ещё можно заключить из этого, что хотя от начала сотворения человека, Христос не был ещё явлен, как Он был явлен после Своего прихода, но порядок подчинения Христу, вероятно, уже существовал, то есть порядок подчинения человека (мужа) Христу, как истинному Богу.

Далее мы видим следующую сторону иерархии: Христу глава Бог. Как это понять? Ведь Христос – одна из личностей Триединого Бога, и в Иоан. 10:30 написано: «Я и Отец – одно”. Но есть немало стихов из Писания которые говорят, что Христу – глава Бог. Мы знаем из Писания, что Христос имеет две природы – Божественную, от начала, и человеческую, с момента Своего воплощения. Он одновременно есть – истинный Бог и истинный человек. Христос по Своей Божественной природе – един со Своим Отцом. Это положение единства в Божестве. Но являясь одновременно истинным человеком, Христос подчинён Отцу, – это порядок подчинения установленный Богом в Творении. Что ещё важно отметить, это то, что Христос, ещё до Своего воплощения, сознательно занял позицию подчинения Отцу. Он добровольно пошёл на то, чтобы воплотиться и умереть за людей, тем самым исполнив волю Отца. Об этом написано в послании к Евреям 10:5-7:

5. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

(Послание к Евреям 10:5-7)

Также видно из Писания, что Бог-Отец является инициатором всего происходящего в видимом и невидимом мире, в том время как роль Христа была, как «осуществителя” этих замыслов (Кол. 1:14-17 и др.). И в этом тоже видится некоторый порядок подчинения Христа Богу-Отцу от начала.

Устройство семьи в свете Божественной иерархии

Второе, на что обращает внимание Апостол Павел – это положение мужа и жены в Божественном порядке, т.е. для чего, или с какими функциями, были созданы мужчина и женщина. В 8 и 9 стихе Апостол Павел говорит, что жена была сотворена для мужа. А в 7ом стихе говорится, что жена – слава мужа, и что муж – является славой Божьей. «Слава” – это то что украшает другого. Поэтому, человек Адам, был создан как «вершина Творения” Божьего, как образ Бога на земле, как то, что должно отображать Бога на земле. А о жене сказано в 7 стихе, что она является славой мужа, то есть то, что должно украшать мужа, что должно дополнять его. Если же муж или жена не выполняют своё Божественное предназначение, они перестают быть славой того, кому они подчинены.

Теперь я хотел бы подробнее поговорить о муже и жене и их ролях в Божественном порядке подчинения. Как я уже упоминал, Писание установило следующий порядок подчинения – мужу глава Христос, а жене глава – муж. Что очень важно заметить, этот порядок подчинения существует на добровольной основе. Как Христос не заставляет насильно никого подчиняться Ему, но муж сам должен подчинять свою волю и желания Христу для угождения Богу. Подобным образом и жена должна добровольно подчиниться мужу и быть его помощницей. В этом и заключается порядок Божественного подчинения – в непринуждённом, добровольном подчинении и выполнении тех ролей, которые требуются как от мужа, так и от жены.

Как муж, так и жена имеют свои особые функции или обязанности. Муж является славой Бога и он поэтому имеет определённые Богом функции. Он должен познавать Божью волю и осуществлять её в своей жизни и жизни своей семьи. Муж, как учит этому Писание, несёт ответственность за свою семью, и за её духовное состояние. Он является «лидером” в своей семье, тем, кто направляет свою семью. Муж должен учить своих детей истине и богобоязненности, как написано об этом в послании к Ефесянам 6:4: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.” В обязанности мужа также входит наставлять свою жену в духовных истинах. Об этом говорит Ап. Павел в 1 Кор.14:35: «Если же они (жёны) хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.” То есть, муж – это, как кто-то сказал, «священник своей семьи”, потому что он должен заботится о том, чтобы жизнь семьи была по Писанию.

Другие обязанности мужа, о которых говорит нам Писание – это материальная забота о семье, потому что Адаму и всем его потомкам сказано чтобы в поте лица ели свой хлеб. (Быт. 3 глава).

Мужьям также сказано, чтобы они любили своих жён, как самого себя, и относились к ним благоразумно. (1 Пет.3:5-6).

Жена, подобно мужу, имеет свои обязанности. Главная обязанность жены – это быть помощницей мужу. Помощница – это не слуга. Помощница – это та, у кого другие обязанности, но общие цели. Жена имеет роль попутчицы, которая идёт за лидером-мужем и добровольно подчиняется его авторитету. Жена должна быть помощницей мужу, содействовать ему в выполнении его ответственности. Например, если муж определил границы допустимого для детей, то теперь жена должна помогать мужу в выполнении его ответственности как духовного воспитателя в семье . Она сама должна учить детей так, как определил муж. Если же она не согласна так делать, то врядле они смогут воспитать правильно детей. Писание также приравнивает повиновение жены мужу – повиновению Господу. Если жена беспричинно не повинуется мужу – это равносильно неповиновению Господу.

Может ли что мешать мужу и жене в осуществлении Божественного порядка подчинения?

Могут быть разные причины, когда возникают препятствия для мужа в осуществлении его главенства в семье.

Одна из основных причин – это когда сам муж уходит от ответственности, потому что ему так удобнее, спокойнее и он так привык. Возможно, что муж не понимает своей ответственности и поэтому её не практикует. Также возможно, что он так воспитан, так поступал его отец, и он не знает как поступать по другому. Возможно, что ответственность в семье у мужа не является приоритетом, но для него важнее другие дела. Например, муж может быть чрезмерно увлечён работой, или долго отсутствовать дома вдали от семьи. Это тоже может быть препятствием для установления правильного порядка и отношения между мужем и женой.

Другой возможной причиной препятствия для главенства мужа в семье может быть непокорность самой жены. Это когда жена не хочет признавать мужа главою. Возможно, что причина такому поведению – крайности со стороны мужа, в ответ на которые жена проявляет непокорность. Но Писание нигде не говорит, что жена имеет право не подчиняться мужу, если он плохой муж. В 1 Кор. 7:16 говорится что жёны-христианки должны повиноваться даже неверующим мужьям. Причиной неповиновения жены мужу может быть неправильное воспитание жены в детстве или когда жена берёт неправильный пример с других христиан.

Третье возможное препятствие в осуществлении главенства мужа в семье – это внешние люди. Таковыми могут быть родители жены или мужа, родственники или друзья одной из сторон, которые могут негативно влиять на отношения между мужем и женой. Они могут давать неправильные советы, стараться «подчинить” жену себе, а не мужу.

Следующий вопрос «может ли главенство мужа над женой быть неправильным?” Да, и Писание предупреждает об этом, чтобы мужья так не поступали. Например в Кол.3:19 Писание предупреждает чтобы мужья не были суровы к жёнам и не применяли чрезмерной строгости. Поступая так, муж будет нести последствия, которые негативно отразятся на его отношениях с Богом, как написано в 1 Пет. 3:7 будут «препятствия в молитвах”.

Могут быть и другие вещи, которые делают главенство мужа неправильным. Это может быть злоупотребление своим положением в семье, когда муж, например, злоупотребляет финансами.

Тогда возникает следующий вопрос: если муж является главой жены, то как же с отношением жены с Богом? Не получается ли что муж становится в роли посредника между женой и Христом?

Писание говорит, что как мужу, так и жене, Христос является Господом. Жена, как и муж, должна строить свои личные отношения с Богом, и подчинение мужу – это её роль определённая Богом. Поэтому, подчинение мужу – как бы вытекает от осознанного послушания Богу. Правильное отношение жены ко Христу – это залог её добровольного подчинения мужу. То есть, если жена будет иметь правильное отношение с Богом, то она сможет добровольно подчиняться мужу. Далее, Апостол Павел в 11 стихе подчёркивает взаимосвязь между мужем и женой, что как жена дополняет мужа, так и муж дополняет жену. Таким образом, брак должен служить для взаимного духовного развития, где каждый выполняет свою роль и каждый нуждается в друг друге.

Можно заметить из 11 главы 1 послания Коринфянам, что участниками этой «Божественной иерархии» являются лишь мужья и жёны. Как же тогда этот Божественный порядок подчинения распространяется на всех остальных людей, например незамужних, неженатых, вдовиц и т.д.? Хотя из Ветхого Завета можно увидеть некоторые правила подчинения, например девицы подчинены были отцам до момента замужества, но в целом, этот порядок установлен только для людей состоящим в браке. Для остальных людей главой является Христос. Это видно из некоторых мест Писания, как например 1 Кор.7:34 «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу…а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу». Здесь Ап. Павел показывает преимущество безбрачия, и из этого также видно, что незамужняя женщина не связана никем и ничем для своего полного служения Господу.

Значение покрытия головы для мужа и жены

Следующая тема рассматриваемая в 11 главе – это тема покрытия головы. Эта тема, хотя и не совсем похожа на предыдущую тему о главенстве, однако тесно с ней связана. Именно тема о главенстве помогает понять причины, почему муж не должен покрываться во время молитвы, а жена, наоборот, должна. Писание в этом отрывке даёт нам чёткое обоснование покрытию головы для жён. Из этого отрывка мы видим, что покрывало – это знак власти мужа над женой и его нужно одевать жёнам во время «молитвы или пророчествования». Писание два раза, в 5 и 10 стихах, говорит о необходимости покрытия головы для замужних во время молитвы или пророчествования.

Мы также видим из этого отрывка, что муж не должен покрывать свою голову во время молитвы или пророчествования, так как он является «образом и славой» Божьей. Когда муж молится с покрытой головой или жена с открытой, то они, как говорит Писание, «постыжают свою голову» «Постыжать свою голову» здесь означает – ставить себя в положение, которое уничижает человека перед Богом и людьми. Врядле можно назвать такое положение удовлетворительным. Какие тогда могут быть последствия от невыполнения этого Божьего постановления? Я думаю, что пренебрегая этим, особенно осознано, человек может потерять благоволение Бога.

Как же насчёт покрытия головы для остальных людей, не состоящим в браке? Можно заключить из этой главы, что, так как покрывало является видимым знаком власти мужа над женой и дано для жены, то для других людей этот знак уже не применим. Другие люди, например вдовы и незамужние, не обязаны покрывать свою голову во время молитвы, потому что над ними нет власти мужа. Это значит что наличие «знака власти» во время молитвы для них бессмысленно, и возможно даже неуместно.

Сегодня, к сожалению, во многих церквах учат, что жёны не должны покрывать свою голову во время молитвы. Одним из аргументов которые приводятся людьми – это то, что жене «волосы даны вместо покрывала» и значит их не нужно покрывать (15 стих). Однако такая идея имеет явные противоречия с другими стихами Писания и с самим контекстом этого отрывка. Можно привести немало аргументов в противовес этой идеи.

Аргумент 1 – «Бессмысленность» повеления Ап. Павла

Если «жене волосы даны были бы вместо покрывала», то тогда не нужно было Ап. Павлу давать повеления (в 5 и 10 стихах), чтобы жена молилась с покрытой головой. Повеление даётся только тогда, когда человек имеет выбор послушаться или пренебречь повелением. Например, было бы бессмысленно давать повеление человеку «носи голову на своих плечах», потому что человек и так всегда её носит. Подобным образом бессмысленно было бы давать повеление жёнам о покрытии голов во время молитвы, если у них, согласно этой идеи, «волосы даны вместо покрывала».

Аргумент 2 – «Постыжать непостыжимое»

Второй сильный аргумент против этой идеи находится в 5 стихе. Тут написано, что если жена молится с открытой головой, то она:

• «постыжает свою голову»

• «подобно тому, как если бы она была обритой»

Если предположить, что жене волосы даны вместо покрывала , то почему тогда она постыжает свою голову когда она молится с открытой головой? Что тогда означает «с открытой головою», как не то, что одевается поверх волос. То есть, 5 стих показывает, что покрывало – это не волосы.

Аргумент 3 – «Противоречивое» повеление

Третий аргумент против этой идеи находится в 6 стихе. Здесь говорится, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся». Если предположить, что покрывало – это волосы женщины , то тогда 6 стих противоречил бы 5 стиху. Ведь 5 стих говорит, что молитва без покрывала, или без волос по этой идеи, постыжает жену, а шестой стих напротив, говорит что быть обритой или постриженной – единтвенная альтернатива для жены, которая не хочет покрываться. Иными словами, 5 стих, по этой идеи, запрещает молиться без волос, а 6 стих наоборот позволяет. Из этого видно, что покрывало о котором идёт речь – не волосы, а реальное покрывало для головы.

Аргумент 4 – «Муж без волос»

Четвёртый аргумент разрушающий эту идею – это пример молящегося мужа из 11 главы. Если предположить, что жене волосы даны вместо покрывала, то тогда муж, имея волосы на своей голове, также имеет покрывало. Это означало бы, что муж должен молится лысым, иначе он нарушал бы повеление из Писания записанное в 4 стихе.

Аргумент 5 – «Бессмысленность знака власти»

Пятый аргумент против этой идеи находится в 10 стихе. Здесь сказано, что покрывало – это знак власти мужа над женой (для Ангелов). Если предположить, что волосы даны жене вместо покрывала, то было бы бессмысленно говорить в Писании о каком-то видимом знаке власти мужа над женой, потому что все женщины, замужние и незамужние, имеют волосы на головах и в этом нет никакого отличия между ними. Поэтому единственным отличительным знаком замужества для Ангелов может быть, не волосы, а покрывало.

Что же тогда Ап. Павел имел ввиду, когда говорил: «волосы даны жене вместо покрывала?”. Если внимательно посмотреть на контекст этого высказывания, то видно, что Павел как бы в аргумент того, что жена должна иметь знак власти над собой на голове – приводит пример женской физиологии или заложенных Творцом в подсознании людей инстинктов. Когда женщина растит волосы – это для неё честь. Но что очень важно заметить, это то что здесь речь уже ведётся не о жёнах, а о всех женщинах. Греческое слово «гюне” имеет два значения – «женщина” и «жена”. В этом случае, это слово уместнее было перевести как «женщина”. То есть, Ап. Павел по этому стиху приводит пример из природы – когда женщина отращивает волосы, это для неё естественно, это для неё «честь”. И далее, этот стих говорит, что женщинам «волосы даны вместо покрывала”, конечно кроме замужних, которые ещё и должны иметь знак власти на своей голове. Смысл этого высказывания Павла – это показать, что длинные волосы у женщин являются прообразом покрывала для замужних. Как честь для женщины иметь длинные волосы, также и честь и Божье определение для жён – иметь покрывало на голове во время молитвы.

Даниела е фигура, която свети в пространството много преди да чуем термина «инфлуенсър». Тя е жена, която не може да не забележиш. Не защото е красива, будна и стряскащо откровена. Не защото е създала дома на мечтите и владее естетическите закони като един от техните откриватели. И не защото домашните гозби и сладкиши в нейния блог Cooks and Bakes конкурират образци от световното кулинарно изкуство. Дани е забележителна с начина, по който превръща личната си болка във вдъхновяващо откровение…

Преди 12 години тя и съпругът й започват да се борят за голямата си мечта – да имат дете. Всички възможни процедури, седем провалени опита инвитро. Нищо не праща надежда, че осмият ще е различен… Дани създава блог за вкусна и красива храна и по-късно го нарича «моето дете». Защото тя няма друга представа за себе си и за мисията си в този живот освен това да бъде майка. Да се грижи. Да обича. Да дава. Десетки жени започват да я следват, а между ценните рецепти и съвети Дани не спира да споделя за премеждията си. Без да премълчава раните, които идват заедно с борбата.

Осмият опит по чудо носи най-желаното. Синът й осмисля всичките тревоги и цялата болка. Дани продължава да мотивира другите жени с проблеми да не се отказват. Като доказателство, че отказът от битката не е опция, Дани ражда още едно дете.

Чудото й не спира дотук. След месец тя ще прегърне и третия си син, а през това време всички нейни последователи вече са научили урока. Вече са поели щафетата на възможното чудо.

Дани, 12 години чакаш и се бориш за своята мечта да бъдеш майка. Какво освен ясната цел те водеше и даваше сили толкова дълго време, за да не се откажеш?

— Това е наистина много дълъг период, през който човек минава през различни фази. Чисто емоционално е сериозно предизвикателство, но в същото време ти опознаваш себе си и порастваш. Знам, това е прекалено дълъг период дори за най-голямата мечта. В никакъв случай не ни е било лесно, но съпругът ми, благодарение на когото не спрях да се боря, беше непрестанно до мен. Познавам двойки, които за съжаление не останаха заедно, защото едно такова препятствие покосява всичко по пътя си, също и любовта. Ние се справихме с това и дори беше ценно за всеки от нас. Съхранихме се и останахме заедно като семейство, като в същото време се опознахме дълбоко. Което пък ни подкрепи като двойка и за в бъдеще. Така че проблемите ни помогнаха да бъдем по-сплотени, да вървим и мислим в една посока.

Какво конкретно се случи през тези 12 години?

— В началото бях доста вглъбена в проблема и все търсех отговори и съответното решение. Но жената е една необятна вселена и не за всеки проблем може да получиш конкретен отговор. Нещата започнаха през 2006 г., когато след две години безрезултатни опити нямахме и грам надежда. Тогава потърсих лекарска помощ, като се обърнах към най-добрите екипи в България. Лекувах се при доктор Стаменов. Моят проблем беше т.нар. Луф синдром, при който яйцеклетката не може да излезе от фоликула. Това по принцип се преодолява с различни медикаменти и процедури. Минах през какво ли не. Въпреки това нещата не се получаваха. Нямахме ясна и конкретна причина защо не се случва. Докторът казваше, че ембрионите са достатъчно добри, че се делят добре, че нарастват, но в момента, в който ги връщаха обратно, не настъпваше имплантация.

Колко опита направихте?

— През годините съм почивала, понякога и по една година, защото имах нужда от обновяване, от свежи глътки въздух. Гледах да не се фокусирам прекалено много върху проблема. Реших, че трябва да се оставя в ръцете на лекарите и да не мисля толкова. За тези 12 години сме направили 8 опита, като осмият беше успешен. Преди него се видях с д-р Стаменов и му казах, че повече не мога да понеса този емоционален товар, защото не са два, три или пет опита. Човек има някакъв лимит – изчерпва се. Тогава вече бяхме взели решение да си осиновим дете. Минахме и през тази процедура, защото в крайна сметка родителството и майчинството са един път, който ние трябва да минем и изживеем, за да дадем любовта си на едно дете, без значение дали е биологично родено или не.

През това време ти стартираш своя кулинарен блог, който приемаш като свое дете, и започваш да споделяш с последователите си за всички проблеми със забременяването. Какво ти даваше даването?

— Когато успееш да изминеш един трънлив път и да се съхраниш, без да падаш духом, си мотивиран да дадеш от тази сила и на другите. Аз имам нужда да давам обич и подкрепа на всички около мен и това направих чрез блога – започнах да предлагам безплатни рецепти и съвети на хората с надеждата да им помогна да бъдат по-здрави и щастливи, да са по-сплотени около масата. Всички знаем, че храната сближава. А по отношение на мечтите дори един човек да съм мотивирала със своите разкази и споделяне да не се откаже и да преследва най-бленуваното, за мен е невероятен успех. В България още трудно се говори на тези теми. Те не са «за пред хора» и будят притеснение, затова се премълчават. А всъщност проблемното забременяване и стерилитетът не са нещо различно от всеки друг здравословен проблем, нито са срамни. Ние трябва да се подкрепяме и да правим взаимно живота си по-цветен. Когато имаш възможност да помогнеш, на всяка цена го направи. Аз така съм възпитавана и така ще възпитам и своите синове.

Имаш ли обратна връзка? Има ли хора, които те припознават като човек, за когото да се хванат, докато се давят в същия проблем?

— Да, има такива момичета. Прочели моята история в някое списание или в инстаграм, където аз разказвам всички тези неща, и се вдъхновили да се борят. Всеки има някакъв проблем и нужда да поговори с някого. Всеки има нужда да си каже: «Ето, тя също е изминала този път и е успяла, ще успея и аз». Най-често са ме питали: «Ти как издържа, как не се отказа?» При мен мотивацията беше водеща – аз просто исках да бъда родител и не се виждах като самостоятелна единица, дори и в семейна обстановка. Да няма на кого да споделя чувствата си, да няма за кого да се грижа, да няма на кого да предложа храната, която приготвям. Аз просто исках да слагам повече прибори на масата.

Ти вече ми отговори как се воюва с отчаянието и страховете, но не ми каза нищо за вярата.

— Честно казано, аз не вярвах, че ще се случат нещата. Толкова химерно ми се струваше всичко. Цялото време, прекарано по клиниките, всички процедури, през които минавах… Вътрешно сигурно съм имала надежда, но аз съм здраво стъпил на земята човек и измервайки чисто процентно вероятността, тя беше вече много ниска. Всъщност повече не можех да се надявам и тогава докторът ми каза: «Хайде, един последен опит, искам аз да ти го подаря!» Беше сигурен, че ще стане. Това беше осмият опит, в който аз самата не вярвах заради натрупаната през годините болка, заради седемте отрицателни резултата. В един момент не виждаш светлина в тунела. И въпреки това нещо те бута, някаква невероятна сила те дърпа да продължиш. Съпругът ми никога не е настоявал, аз бях водещата в това да действаме и да не се отказваме.

Как влезе в живота ви новината?

— С гръм и трясък. Беше много емоционален момент. Спомням си всяка промяна в тялото ми след това. Бяхме минали през училище за бъдещи родители, но ти само си мислиш, че си подготвен. Влиза едно ново същество в живота ти и обръща целия ти свят. Но това е хубавото на хората, при които се е случило трудно – след това нямаме право да се оплакваме (смее се). Всички безсънни нощи и неудобства, които навлизат с малкото същество, се преглъщат лесно, защото ти си се борил точно за това.

Когато благодариш, на кого благодариш, какво казваш?

— Благодаря на Господ на първо място, защото вярвам, че има една по-висша сила от нас, която ни дърпа напред и ни движи. Тя ни подтиква за нашите действия и решения. Изключително съм благодарна и за това, че сбъднахме мечтата си, и за това, че се съхранихме и останахме заедно със съпруга ми, а не се разпаднахме на съставните си части. Имахме един такъв период, в който му бях казала, че нещата не се получават и вината е у мен, а той може да е с всяка една друга жена, която да му роди дете. Тогава той се обърна и ми каза: «Аз искам да остарея с теб, без значение дали ще имам дете или не…» Това беше начинът, по който ме задържа близо до себе си, аз се събрах и намерих сила да продължа.

Щедра е Силата към вас, защото ти очакваш третото ви дете. Как стана това, планирано ли беше?

— Истината е, че никога не сме планирали да имаме повече деца, защото те не се случваха. Господ е милостив обаче… Всичко дойде непланирано, но очевидно измолено много по-рано. Така че нещата се случват, въпросът е хората да вярват в тях.

За много жени ти си жената-чудо. Невъзможната жена – красива, талантлива, силна, вдъхновяваща. Поддържаш популярен блог, великолепна къща, чакаш трето дете. Но какъв е животът ти от твоя гледна точка? Уморяваш ли се да бъдеш перфектна понякога?

— Баща ми беше строг родител и с брат ми сме възпитани в дълбоки морални ценности. Израснах мъжко момиче. Била съм самостоятелна от малка и това, че съм мъжки характер в женска опаковка ме е съхранило по някакъв начин.
Като всяка жена и на мен ми се иска понякога да имам повече време за себе си, но сякаш съм чакала този живот толкова дълго време, че не ми тежи. Аз започнах тази борба на 24-25 години. Може би цял един съзнателен живот съм се подготвяла за едно дълго и продължително майчинство, без да го осъзнавам.

Четат те хора, които се борят с различни неща в момента. Какво искаш да им кажеш?

— Да запазят позитивния дух. Знам колко клиширано звучи и че някой ще си каже, че аз съм от другата страна и ми е много лесно да раздавам такива съвети. Но истината е, че ако не продължаваме да опитваме и да се борим, няма да успеем. Начин винаги има, просто не трябва човек да се отказва. Ако проблемът е като нашия, може да опитат да сменят специалиста. Ако трябва, да си направят дълга почивка и после да опитат пак, а ако трябва, да потърсят помощ от психолог… или да потърсят мен.

Може да се свържете с Даниела, да почерпите вдъхновение за весели моменти с децата си или просто да се насладите на невероятните й кулинарни умения и пъстровкусни идеи на нейната страница във фейсбук, в профила й в инстаграм, както и в самия й блог.

«Вдъхновителки» е кампания на «24 часа» и MILA.BG, която събира историите на обикновени жени с необикновения талант да мотивират и вдъхновяват другите. Жени, които умеят да променят средата. Жени, които умеят да движат напред други жени. Жени, които са мотор за подкрепа и мощно личностно израстване. Ще ви разказваме за тях на страниците на в. «24 часа», както и на двата ни сайта — 24chasa.bg и MILA.BG.

Кампанията «Вдъхновителки» се осъществява с подкрепата на «Филип Морис България» и Eucerin.

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1Кор.11:7)

Слава – это тот знак отличия от других, которым ты награждаешься или же приобретаешь по уделу наследства. Слава может быть различной, как и знаки отличия. У каждой славы – свой знак, свой символ, который говорит о твоем положении, о твоем назначении, о твоей награде. Еще в древности существовали знаки различия, такие как: обруч на предплечье и браслет означали рабство; ожерелье или же цепь с орнаментом, которые носили на шее, означали принадлежность к высшему обществу; корона или же венец символизировали царство. Все эти знаки отличия – слава человека. Какую славу он имел, кем был, так к нему и относились.

В духовном мире тоже есть знаки отличия, разная слава. Приводя в пример звезды, имея в виду силы небесные, Апостол Павел говорил о разнице в их славе: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:41). И если рассматривать стих: «…а жена есть слава мужа» (1Кор.11:7) духовно, и то, что Церковь является славой для нашего Господа, то можно видеть, что далеко не все церкви являются для Него венцом – короной.

Есть четыре основных типа церквей.

Первый – это церкви, познавшие Бога на уровне Господина, и все их учение основано на рабском отношении к Нему. Для таких церквей характерно бездумное подчинение в страхе и трепете, только из боязни наказания, при отсутствии любви. Такая церковь, такая жена является обручем на руке Господа. Это тоже Его слава, но слава как раба. (Если рассматривать выражение: «…а жена есть слава мужа», то слава Христа, в данном случае, – это слава хозяина рабы, не слава имеющего жену, а имеющего рабу. Господь наряжается в Свою славу, то есть в ту славу, какую дает Ему жена, потому что жена – слава мужа. И какую славу имеет сама Церковь, в такую славу она и облачает Христа. В данном случае, это – обруч).

Второй тип – это церкви, которые как камень на шее у Господа. Они тяжелы для Него и не приносят никакой радости. Люди там с сухими, окаменелыми сердцами, фанатично и извращенно соблюдающие свои установления и служения.

Третий тип – церкви, которые как бы блестящие ожерелья; они чрезмерно украшены и самодовольны, сверкают своей внешней красотой, привлекают к себе внешним видом и величием. К таким относятся слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3,4). Вот, что истинная драгоценность для Бога – внутренняя нетленная красота, а остальное все – бутафория, подверженная забвению. У них не настоящие духовные украшения, а искусственные и ничего не стоящие в глазах духовного мира и Бога.

Но есть венец, корона из драгоценных камней – четвертый вид церквей – Невеста Христа. Эти церкви – Его истинное украшение, слава Его как Царя и Священника. Эти церкви показывают свою веру делами, которые можно сравнить с золотом и драгоценными камнями, а они от огня испытаний не меркнут, а сияют.

По такому же принципу можно рассмотреть и отношения в семьях верующих, где муж является образом Господа и Его славой, а жена образом церкви и славой мужа.

Есть семьи, в которых отношения между мужем и женой на уровне рабства, и жена является обручем на предплечье мужа. Слава такого мужа заключена в этом символе господина. Отношения между такими супругами, как между господином и рабом, где нет любви, а есть подчинение из страха наказания.

Есть семьи, в которых каждый супруг ощущает другого камнем на шее; между ними только тяжесть и сухость отношений, и внутреннее желание освободиться от этой тяжести при первой возможности.

Есть и такие семьи, которые похожи на ожерелья, когда отношения между мужем и женой лицемерные. На людях, напоказ, они внимательны друг к другу, внутри же они остаются мертвыми. Такие люди создают только видимость благочестивой семьи.

Но есть семьи, которые похожи на корону или венец. В таких семьях каждый супруг соответствует своему духовному прообразу: жена является украшением мужа, венцом его славы, если ее красота основана не на внешнем, а на внутреннем совершенстве. Такие отношения между супругами не показные, а истинные: «Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его» (Прит.12:4).

Если жена является славой мужа, как муж должен относиться к своей жене? Как он стал бы относиться к своей славе, к награде, к венцу, если бы его почтили ими? Стал бы он относиться к ним небрежно, бросать, наступать на него, пачкать, трепать его? Думаю, что нет. Каждый, получивший венец, относился бы к нему бережно, следя за тем, чтобы он не сломался, не запачкался, не потускнел, чтобы его никто не взял и не растоптал, ведь это его слава, его знак отличия и почета пред другими. Апостол Петр учит так: «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7). Петр сравнивает жену с немощнейшим сосудом, доверенным мужу. Жена – это украшение мужа, его слава, это можно сопоставить и с хрустальным кубком, каким награждают победителей соревнований. Муж получает этот «немощнейший сосуд», жену, как знак отличия, это – его слава. Не алюминиевым ведром награждают, а хрустальным кубком. Алюминиевое ведро не бывает знаком славы, и с ним можно обращаться неосторожно, не задумываясь, потому что оно не сломается, если упадет, разве что слегка погнется. Но немощнейший сосуд из хрусталя, если упадет, разобьется, и поэтому с ним надо быть осторожным и бережным. На хрустальном сосуде останутся царапины даже, если его протереть грубо, пусть и с добрыми намерениями. Но украшением твоего дома является не ведро, а именно хрусталь, который на солнце играет всеми цветами радуги. Не случайно этот немощнейший сосуд является знаком славы. Если владелец этого хрустального кубка будет обращаться с ним, со своей славой, благоразумно и бережно, то она будет украшать и прославлять его всю жизнь. Не забывайте, что разумная жена – это дар от Господа, она – твоя слава, твой венец: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Прит.19:14).

Жена может быть бесчестием для своего мужа, а может быть его славой. Жена может опорочить мужа своим поведением, может быть ему терновым венцом, а не венцом из драгоценных камней. Это случилось с нашим Господом, когда Он пришел к Своей жене – к Израилю, а она венчала Его терновым венцом. Измена, предательство, непокорность обесчестили Его. И терновый венец, который надели на Него – это та слава, которую приготовила Ему Его жена, Израиль. «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние…» (Ос.2:2), – так пророчествует Осия.

Поэтому Господь избирает Себе другую жену, новый Израиль, испытывая ее на преданность и верность, готовя ее к венчанию на небе. Чем она украшает себя, во что наряжается, чтобы приготовиться к встрече с Мужем? Церковь наряжается в кротость, смирение, преданность, добродетель, мудрость, скромность и святость. Все эти украшения – внутренние, а не внешние. Не видимость благочестия будет сочетаться с Господом, а само благочестие, поэтому «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3,4). Внешняя красота хороша, когда она гармонично сочетается с внутренней. Если же украшается только внешность, то такая красота остается бутафорией. На небо берется то, что внутреннее, а внешнее остается на земле, оно подвержено тлению. Можно прийти под венец абсолютно нагим, если украшать себя только внешне и не стать славой своего мужа, а быть бесчестием.

Итак, жена должна помнить свое чудесное призвание – славить мужа своим поведением, жизнью, не пачкать, не бесчестить, не порочить. Так описывается в Притчах образ жены, достойный прославления: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздаст ему добром, а не злом, во все дни жизни своей» (Прит.31:10-12), «Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли… Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Прит.31:23,25,26), «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит.31:30,31).

А мужей предупреждаем, что относиться к своей жене надо бережно, заботливо, обращаться с ней как с «немощнейшим сосудом», сонаследницей, как со своей собственной славой. В ином случае, будешь иметь препятствие в молитвах. Они не будут услышаны, если ты своим поведением оскорбил, обидел, отнесся с пренебрежением к жене, которая является образом Церкви.

Иллюстрации: Диана Денгель

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *