«Горе имеем сердца!» — звучит в алтаре возглас священника, и верующие понимают: скоро царский выход с чашей Причастия. Господь наш Иисус Христос в храме. И в сердцах людей жаркий прилив любви к Богу, очищается душа той Любовью.
Горе-горняя-горское-гора-горелки — это все однокоренные слова. А второй смысл у корня: горн, гори. Доказательства происхождения названия поселка Горелки скрыты в прошлом, но устойчивой легендой дошли до нас несколько версий.
Известно, что на этом месте в 16-ом веке стояло село Горское. Наши давние предки когда-то шли этой извилистой дорогой. На крутом повороте перед ними раскрылся простор долины, в которой били ключи. Они поняли, что на холмистой возвышенности на краю леса прямо под голубыми небесами — место для храма.
В словаре Даля есть объяснение, что горелками называется возвышенное место в кругу болот.
Когда и как образовался приход села Горелки, достоверно неизвестно. Первый деревянный храм этого села обветшал к 16-му веку, значит, лет сто уже стоял. В писцовой книге 1587-1589гг значится: «А в селе место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, на царя и великого князя земле…»

Старинные надгробия, найденные на месте захоронений прихожан храма
Существование села тесно связанно с родом Ивашкиных, постоянных его владельцев до 1917 года. Все Ивашкины были воинами, защитниками Отечества. Некоторые из них оставили свой след в истории Росси. Например, в 8 поколении это рода был Максим Денисьев, который упоминается в а Истории России СМ Соловьева и в справочнике Брокгауза и Эфрона. Он был замучен сторонниками Лжедмитрия II в 1613 году, будучи воеводою в городе Крапивне. А в Отечественной войне 1812 года ротмистр Петр Алексеевич «отличился в делах против неприятеля при Тарутине, под Ярославцем и пол Красным», был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени.
Алексей Иванович Ивашкин построил на свои средства каменную церковь, строительство началось в 1781 году, а 1783 году Епископ Коломенский Феодосий освятил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с придельным алтарем во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Деревянную же церковь, которая была на этом месте, перевезли в село Глухие Поляны, другое имение Ивашкиных.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы имел в штате священника и псаломщика, на их содержание поступали проценты с причтового капитала в 600 рублей. Церковь имела 36 десятин церковной земли, из которых три — усадебной и тридцать три — поливой и луговой.
Почва земли глинистая, требующая постоянного и обильного удобрения. Приход располагался на довольно возвышенном месте. С северной и восточной сторон был окружен большими лесами и обильными фруктовыми садами.
П.И Малицкий в своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» отмечает: «К приходу церкви Рождества Пресвятой Богородицы относились село Горелки и деревни: Горельские выселки, Ивановка, Алешня и Клеково. Климат благоприятствует здоровью, и пользоваться им весной и летом приезжают многие Тульские городские жители, нанимая у местных владельцев дачи. Земледелие составляет только придаточный промысел прихожан, главное занятие которых слесарное мастерство: изготовление замков, печных, дверных и оконных приборов, самоварных принадлежностей, равно оружейное и патронное мастерство».
В 1888 году при храме была построена церковно-приходская школа, в которой преподавал священник.
Предпоследним настоятелем был иерей Алексий Аболенский (1860-1914 годы). Он имел шестерых детей. Его супруга умерла от рака груди, когда ей было 36 лет.
Иерей Алексий Аболенский. Фото нач. XX века
Младшей дочери Серафиме тогда не исполнилось ещё и двух лет. Отец Алексей вырастил детей один. Старший сын Николай, 1880 года рождения, стал врачом, Пётр, 1882 года, — священником , Мария, 1889 года рождения, вышла замуж за священника. Антонина, 1893 года, и Елизавета, 1894 года, работали учителями в сельской школе .
Младшая Серафима, 1896 года рождения, работала сначала учительницей в земской школе, потом вышла замуж за Дмитрия Владимировича Глаголева, 1894 года рождения, ставшего последним, до закрытия церкви в советские голы, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы. В документах духовной консистории города Тулы (фонд номер три опись четыре дробь восемнадцать дело за 1915 гол стр. 433) сохранились следующие сведения:

«Богородицкая церковь в селе Горелки.
Церковь построена в 1781 году на средства лейб — гвардии поручика Алексея Ивановича Ивашкина. В 1915 году священником был Дмитрий Владимирович Глаголев, 21 года.
Награждён не был, от казны жалованья не получает, а получает проценты с капитала 20 рублей 43 копейки, купеческого дохода 390 рублей 43 копейки, доход с земли 75 рублей, и всего 485 рубля 88 копеек.
Звание из духовных, имений не имеет . Окончил Тульскую духовную семинарию 31 мая 1915 года. Определён псаломщиком в село Можайское Тульского уезда в июне 1915 года . 10 сентября определён священником села Горелки, законоучителем церковно-приходской школы в селе Горелки и Земской школы, 35 мальчиков и 25 девочек. Женат на Серафиме Алексеевне, 20 лет. В родстве с членами причта не состоит».

Протоиерей Дмитрий Глаголев и матушка Серафима
У отца Дмитрия и мотушки Серафимы было восемь детей . Двое умерли во младенчестве, двое погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Храм был закрыт в конце 30-х годов 20 века. Священник с семьёй по совету прихожан, наслышанных о репрессиях, уехал в Тулу, где некоторое время служил в действующем храме в честь 12-ти апостолов. Но вскоре его арестовали прямо после службы во дворе храма. Он успел отдать ключи от церкви служительнице, которая поспешила сообщить домашним о судьбе их отца. В это время дома была только 13-летняя дочь Нина.
Семья священника ютилась в комнатке два на два квадратных метра, где все спали прямо на полу. Нина побежала на вокзал. Отца она увидела сидящим вместе с другими заключёнными на земле. Сапоги, по-видимому, сняли уголовники, ноги были обмотаны каким-то тряпьём. Вокруг стояли охранники с собаками. Отец Дмитрий был одет уже в арестантскую одежду. Девочку не подпустили к отцу проститься. Он снял арестантскую шапочку, помахал ею дочери и крикнул, чтобы она слушалась маму. О судьбе отца Дмитрия его домашним долго ничего не было известно. Как-то раз в окошко их лома постучал плохо одетый, истощённый человек. Матушка Серафима побоялась впустить его в дом, время было неспокойное. Разговаривала она с ним через окно. Незнакомец сообщил, что вместе с отцом Дмитрием сидел в тюрьме в городе Пензе. Когда во время войны стали освобождать из заключения духовенство, выпустили и их. Но отец Дмитрий был настолько слаб и истощён, что умер на вокзале. Это произошло 21 декабря 1942 года. Осталось неизвестным место его погребения. Матушка Серафима отпела супруга и похоронила землю и разрешительную молитву в могилу своего родителя, отца Алексия Аболенского, похороненного около храма. Теперь могилка эта почитается как захоронение двух последних настоятелей храма.
На фото слева могила последних настоятелей храма — Аболенского и Глаголева
Судьба же храма сложилась следующим образом. Вскоре после ареста отца Дмитрия церковь Рождества Пресвятой Богородицы закрыли. Затем сорвали иконы со стен и сгрудили их на полу посреди церкви. Ночью две благочестивые женщины, Екатерина и Мария Савельевы, пробрались в храм и вынесли Тихвинскую икону Божьей Матери и образ Святителя Николая. Икона Николая Чудотворца не сохранилась, она истлела от старости и плохих условий хранения, а Тихвинскую женщины сберегли. Остальные иконы на следующий день перевезли к мосту, что ведет к источнику, и прибили их ликом вверх к доскам моста, который долго так и назывался — Святой мост . Стороной обходили православные Святой мост, дальний крюк делали, чтобы не попирать святые образа ногами. Со временем доски икон обветшали, их покрывали другими досками. Так иконы и истлели на месте своего мученичества.
В советское время храм был закрыт. Одно время в нём хранили ёмкости с киноплёнкой. Здание церкви без надлежащего присмотра разрушалось. Тогда решили на месте храма построить клуб. Молодежь, жители поселка белили стены, красили полы, вставляли стекла в рамы окон, оставалось лишь сделать кровлю. Но ночью, по свидетельству местных жителей, разразилась страшная гроза, и строение сгорело дотла.
К 1988 году, когда было принято решение вернуть православные церкви верующим, храм Рождества Пресвятой Богородицы был в самом плохом состоянии. От него оставался только остов. Здание церкви было разобрано до половины нижнего окна, то есть почти до фундамента. Руководил стройкой и реконструкцией храма настоятель протоиерей Василий Гаджега.
Сразу открыть храм было невозможно. Протекала кровля, были разрушены стены и алтарная перегородка, здание было без окон и дверей. Поэтому сначала построили небольшой дом, в котором отвели место для алтаря и собственно трапезной (средняя часть храма). Здесь служили Божественную литургию, все службы суточного и годового круга. Пожертвования стекались со всех сторон, многие частные лица и организации хотели принять участие в восстановлении Православной святыни. Исполком Пролетарского района, совхоз Ново-Медвенский, Хомяковский механический завод, другие организации и предприятия . Завод «Штамп» подарил партию ручек для ящиков, из которых в ломе сделали паркет. Соседний пионерлагерь «Оружейник» отдал списанные кровати и одеяла. Воинская часть Тульского гарнизона — списанный шкаф. А это промыслительно. Ведь в клировой ведомости за 1916 год указано, что левый придел храма был освящён в честь Георгия Победоносца. Дом построили быстро. Вскоре открылся и храм, до 2000 года он считался приходским. Позже настоятелем был назначен иеромонах Андроник. Вокруг него стали собираться на житьё люди-монахи, послушники.
Современный вид монастыря. На фото справа дом насельниц монастыря
Было их около десяти человек: четыре иеромонаха, один иеродиакон, послушники, — составивших основу Богородицерождественского мужского монастыря, основанного здесь по благословению владыки Кирилла, Епископа Тульского и Белевского.
Несколькими годами ранее в Туле начали восстанавливать Богородичный Щегловский женский монастырь. Хотя всем было известно, что до революции на этом месте был мужской монастырь. И вот в 2001 году братия была переведена на своё законное место, в Богородичный мужской монастырь. А монашествующие женского монастыря стали насельницами двух обителей Богородицерождественской в Горелках и Свято-Казанской в селе Папоротка Богородицкого района. Переехали они в июле 2001 года. А 6 октября 2001 года на заседании Священного Синода слушали рапорт епископа Тульского и Белевского Кирилла о преобразовании Богородицерождественского мужского монастыря в посёлке Горелки в Туле в женский монастырь и о назначении настоятельницей обители монахини Амвросии (Соломатиной) с возложением наперсного креста по должности.
Современная история монастыря начинается с обретения святынь — чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери и восстановления святого источника, называемого в народе Казанским. Вскоре после восстановления источника исцелился в его волах один человек. Он был страшно искалечен, но не хотел умирать, его организм активно боролся за жизнь. И вдруг он узнал, что кому-то из его родных, кто с особенной силой молился о нем, приснится голос: «Поли, намочи ткань водой источника, что возле Тулы, где бьют ключи, и будет жив».

Так и сделали. И не сомневались, что для этого надо ехать в Горелки. Намочили ткань в воле святого источника, привезли его больному, обернули его этой тканью. Человек пошел на поправку.

Святой источник
Монахини рады такому зримому доказательству присутствия Бога, но они и так знают, что Бог с нами. И все свои силы полагают, чтобы служить Ему.
Каждое раннее утро начинают с монашеского правила: длинный ряд молитв, три канона с акафистом, помянник. Каждый день совершается в храме монастыря Божественная литургия. Днем монахини, не занятые по хозяйству, читают псалтирь. Это единственное место в Туле, где читается неусыпная псалтирь за спасение душ православных людей.
Сейчас в монастыре 10 человек. Среди них одна схимонахиня, матушка Серафима, мать настоятельницы Амвросии; одна послушница, Светлана 25-ти лет, восемь монахинь. Матушке Амвросии 37 лет, она из благочинной семьи. Ее прабабушка Анна Федоровна Чернова почитала Тульского старца Сергия Феодоровича Борисова за своего духовного отца. Она всегда прибегала за его советами. Это чувство благоговения перед Богом и его святыми угодниками передалось настоятельнице Амвросии, ее матери Серафиме и брату Амвросии священнику Николаю. Он, инвалид первой группы, пользуется особым уважением прихожан.
Матушка Амвросия школьницей ходила в церковь, пела на ранних службах. Лет с шестнадцати просилась в монастырь, но мама ее считала, что не может человек в ее годы делать ответственный выбор. И не давала родительского благословения. Матушка Амвросия выучилась на оператора ЭВМ, но позже все-таки избрала церковное поприще, стала псаломщицей. В 23 года она получила благословение на пострижение в монахини.
Сегодня она преподает Устав в Тульской духовной семинарии. Верная помощница Амвросии, казначей матушка Пиама, ей 35 лет, она закончила Московский педагогический институт. До пострига работала учителем начальных классов в Москве. К Богу пришла через участие в церковном хоре. Было это 1993 году. Еще одна монахиня, матушка Февронья, в иночестве Лампадия, приехала в Тулу из Удмуртии, из города Можги, где раньше работала экономистом в банке. Сейчас ее обязанность — внутреннее устройство монастыря. Исаакия, 55-ти лет, окончила музыкальное училище, затем орловский филиал Московского института культуры. Она регент монастырского хора, посещает православные выставки.
Многое связывает сестер монастыря с Оптиной пустынью. Как добрый знак восприняли монахини сообщение о видении, бывшем одной благочестивой прихожанке. Еще до приезда в обитель сестер приснился той старец Амвросий, который показал рукой на просторы вокруг монастыря и на сам монастырь и сказал:
— Я все время здесь хожу.
Первая служба, совершенная по приезду сестер, была отслужена ими здесь в лень памяти Преподобного Амвросия Оптинского. Ему и молятся сестры об устроении обители. Кстати, именно в женском монастыре в Горелках находятся святые частицы мощей великих Оптинских старцев.
Дел в монастыре много. Храм восстановлен, но нужны средства на поддержание его в хорошем состоянии, на веление монастырского хозяйства (заложены две теплицы), иконописную мастерскую. Придел святителя Алексия реконструирован, не хватает лишь нескольких образов в иконостасе. Их пишет монахиня Феврония.

На монастырском кладбище нашли упокоение священники, служившие в различных храмах Тулы.

Захоронения Тульских священнослужителей (конец XX века)
На монастырском кладбище похоронены прихожане, много сделавшие для людей (например, главврач Центрального родильного дома г.Тулы), для восстановления храма (директор Тульского хлебокомбината). Покоятся на нем и монахини, послушницы монастыря.
Монастырь возродился, а значит есть надежда, что достойное место в нашей жизни займет христианская мораль, Православная культура. Нам надо восстановить утраченные духовные ценности, научиться любить Россию, Отечество, почувствовать духовную близости со своими предками.
В наше непростое время весьма полезным может стать огромный духовный опыт, который бережно сберегла Русская Православная Церковь. Ведь нам так нужно восстановить подлинную связь с великой русской культурой — целомудренной, возвышенной и человеколюбивой, полной душевного тепла.
Русский народ нуждается ныне, как никогда прежде, в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, утешение и надежду каждому человеческому сердцу.
Храм возродился, люди возродили его, дали новую жизнь. Значит, мы на правильном пути. Именно сегодня закладывается будущее страны, и без обращения к живым образам святости нам не сохраниться.
Поделиться

На северной окраине современной Тулы в поселке Горе́лки стоит Богородице-Рождественский монастырь. Эта тихая обитель была образована при Рождественском храме относительно недавно — в 2000 году. Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь в честь Святителя Николая. Известно, что в 1783 году на ее месте построили новый каменный храм с главным престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Южный придел посвятили Святителю Алекси́ю, митрополиту Московскому. Несколько позже возвели боковой Георгиевскй придел.

С приходом к власти большевиков, храм постигла участь многих церквей того времени. Его закрыли. Настоятеля, протоиерея Дмитрия Глаго́лева, отправили в ссылку. Он считается пропавшим без вести. Его символическая могила сегодня находится на монастырском кладбище. В здании церкви долгое время хранили кинопленки, а прихожанам вернули храм только в 1988 году. Храм шаг за шагом восстановили. Протоиерей Василий Гадже́га своими руками делал кровлю, двери и оконные рамы. Нашлись разбросанные по всему поселку колокола для колокольни. Какое-то время церковь действовала как приходская. А затем его настоятелем назначили иеромонаха Андрони́ка (Поляко́ва). Вокруг храма стали собираться на житьё монахи и послушники. И в 2000 году приход церкви в поселке Горе́лки преобразовали в мужскую обитель. Незадолго до этого в Туле начали восстанавливать Богородичный Щегло́вский монастырь, исторически мужской, но вновь открытый как женский. И в 2001 году было принято решение мужской монастырь из Горелок перевести в Щегловскую засе́ку, а монахинь поселить в Горелках. Так и поступили. В наши дни в обители поселка Горе́лки проживают 10 насельниц. Здесь также действует приют для девочек.

Наиболее известная святыня монастыря — местночтимая икона Божией Матери «Тихвинская». Она сохранилась с дореволюционных времен. Тихвинскую икону тайно вынесли из храма и сберегли прихожане. Остальные святыни спасти не удалось. В 1939-ом безбожники построили из икон разоренной церкви мост через ручей. Но жители поселка старались предпочитали переходить ручей вброд.

В настоящее время Тихвинской иконе Божией Матери можно поклониться в Богородице-Рождественском монастыре Тулы.

Основан на площади в «деревянном городе» Тулы, рядом с Тульским кремлём. Точная дата основания неизвестна. Можно предположить, что монастырь построен между 1645 и 1649 годами. Первые упоминания относятся к 1649 1685 годам.
В XVII веке монастырь был обнесён каменной оградой с четырьмя каменными башнями. В юго-восточной башне находилась Успенская часовня, в советское время снесена. Древнейший деревянный Успенский храм был уже в XVII веке заменён каменным.
Во второй половине XVIII века Успенская церковь была разобрана. В 1792 году за счёт государственной казны попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина на её месте построен новый Успенский храм. В 1791 году в монастыре была построена колокольня.
Примерно в 1830—1845 годах на месте обветшавшего храма святителя Николая Чудотворца построен двухэтажный пятикупольный храм Преображения Господня с шестью престолами по проекту архитектора В. Ф. Федосеева.
В 1856 году в монастыре была построена новая колокольня — над северными вратами. На колокольне было семь колоколов, самый большой весил 77 пудов 9 фунтов. Во втором ярусе колокольни была устроена небольшая Знаменская церковь, освящена в 1856 году, которая имела вход из дома настоятельницы.
В 1857 году Успенский храм перестроен. В 1884 году выстроена каменная Никольская часовня в северной стене ограды (не сохранилась), вместо прежней деревянной.
В 1899—1902 годах на месте прежнего Успенского храма по проекту губернского инженера Э. В. Скавронского возведён сохранившийся до нашего времени Успенский собор. В нижнем этаже располагалась трапезная церковь с престолом во имя Марии Магдалины и св. Пантелеимона, в верхнем — три престола во имя Успения Богородицы, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и преп. Александра Свирского. Храм освящён митрополитом Питирим 24 октября 1902 года.
В 1909 году верхний этаж Успенского собора был расписан художниками школы В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Часть росписей представляет собой повторение фресок Владимирского собора в Киеве. Слева от входа в храм помещена табличка: «Сей святый Соборный храм благоукрасися стенным писанием во едино 1909-е лето, с благословения Преосвященейшаго Парфения епископа Тульскаго и Белевскаго тщанием настоятельницы сего монастыря игумении Магдалины и благотворителей».
В 1910-е годы в монастыре было до 400 насельниц. В 1894 году при монастыре открылась приходская школа.
В конце 1921 года Успенский монастырь закрыт. Были уничтожены Знаменская церковь, колокольня, стены и башни, большинство монастырских корпусов, некрополь. Спасо-Преображенский храм в советское время использовался как склад, потом как здание морской школы, Успенский собор — как хранилище Государственного архива Тульской области.
В 1974 году Спасо-Преображенский храм получил статус архитектурного памятника федерального значения. В 1980-е годы отреставрированы отдельные части фасада Успенского собора. В 1991 году он также получил статус архитектурного памятника федерального значения.
После 1991 года обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Храмы Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня переданы церкви.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *