Спасо-Преображенский женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Чувашская митрополия, Чебоксарская епархия
Настоятельница — игумения Сергия (Рузавина)

Богослужения:
6:00 — начало полунощницы;
7:00 — часы; исповедь
7:30 — Литургия;
16:00 — Вечернее богослужение

Святыни:
— Нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в ХIХ в.
— Икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.

Проезд:
В монастырь можно доехать от ж/д вокзала на маршрутном такси № 331

Храмы монастыря:
— Храм в честь Преображения Господня;
— Домовой храм преподобного Сергия, игумена Радонежского;
— Часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери;
— Часовня на месте бывшего монастырского кладбища.

monastir21@yandex.ru г.Чебоксары, ул.1-я Комунальная слобода, 32, http://www.wix.com/cheboksarymon/ru Адрес: г.Чебоксары, ул.1-я Комунальная слобода, 32,Идет
История:
Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой.
Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах.
Но, в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спасо-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем.
Свою новую страницу Спасо-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская увенчивает святую обитель до сего дня.
В том же году 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря, обитель получила статус Спасо-Преображенского монастыря.

Фото из научного архива ЧГИГН

Владимирская пустынь, Владимирская церковь, Владимирская женская община.
Ни пустыни, ни церкви (стала церковью Преображения Господня), ни общины сегодня нет. Осталось название местности – Владимирская горка.

Так она выглядела в начале 1930-х годов. Ни крестов, ни куполов на полуразрушенной церкви, по погосту бродят козы и куры. В начале 1920-х годов эта местность в долине рек Сугутка и Трусиха получила еще одно название — Коммунальная слобода, и там, на базе плодоовощного совхоза и плодового питомника Наркомзема, начала работать Чебоксарская садово-огородническая школа, затем — техникум. Так что явно не деревенского вида одинокий прохожий — это, скорее всего, преподаватель техникума добирается до работы. А идти было неблизко, и транспорта никакого.

В эту глушь можно было добраться по улице с дореволюционным названием Нижнебасурманская, последовательно переименованной затем в улицу Каменева, Ворошилова и Баумана. Ни Кировского, ни Чапаевского поселков еще не было, нынешняя улица Богдана Хмельницкого если и была, то называлась Совхозной. И также из прошлого осталось здесь название Коммунальная слобода, но уже в виде улиц 1-й и 2-й, которые огибают Владимирскую горку.

В дальнейшем судьба церкви была предсказуема — каких только организаций в ней не побывало, но в 1991 году бывшая Владимирская церковь стала главным храмом Спасо-Преображенского женского монастыря. Кстати, в начале XX века в Чебоксарах насчитывалось тринадцать колоколен, и пять из них были шатровыми — это колокольни Введенского собора, Троицкого монастыря, Рождественской (зимней), Воскресенской и Владимирской церквей. Одна (Рождественская) утрачена безвозвратно, монастырская и Воскресенская восстановлены.

В общем, сейчас из них сохранилось только четыре, и все они шатровые.

ИНТЕРЕСНО

Почему-то считается, что в давние времена торговые и прочие суда поднимались по полноводной Чебоксарке аж до Владимирской горки. В 1926 году вода в Волге поднялась на 15 метров, но судоходным стало лишь устье речки. Выходит, когда-то уровень Волги был еще выше? Верится с трудом. Да, на всем протяжении Чебоксарка была местами полноводной, но это благодаря плотинам водяных мельниц, которых на речке было от шести до семи, – какое судоходство? Ладно, легенда на то и легенда – пусть будет. Надпись же на оборотной стороне первой фотографии вообще оставляем без комментариев: «Общий вид церкви Владимирской женской общины (женского монастыря), построенной на холме, натасканном в шапках солдатами татарского ханства».

Текст и обработка фотографии Владимира Трофимова

Владимирская горка

Любой человек, впервые прибывший в Че­боксары по Волге, наверняка обратит внимание на живописный ансамбль храмов, рас­положившихся на холме в южной части Чебоксар­ского залива. Да и чебоксарцы, спешащие по делам через Московский мост, задержат иной раз свой взгляд на сверкающих белизной в лучах утреннего солнца или окрашенных в розовые закатные тона уходящего дня стенах этих храмов. Сквозь городской шум нет — нет да пробьются оттуда удары колокола, отмеряющего бег времени…

Имя этому удивительному уголку — Влади­мирская горка. Но это не просто географическое понятие на карте города, а скорее образ жизни, отстраненной не только от городской сутолоки, но и как бы от всего земного. С тех пор, как здесь вновь возродилась монашеская обитель, уже с трудом вос­принимается другое ее название — Коммунальная слобода, закрепившееся за ней немногим более 70 лет назад. Унылой и безликой слободой на окраине города она и выглядела еще совсем недавно.

Среди памятных мест Чебоксар Владимир­ская горка по праву может считаться одним из главных. Богатством исторических событий и своеобразием архитектурных памятников она не уступит любому другому уголку города. В последние годы многим чебоксарцам она стала дорога и как место обретения душевного покоя. Уединенность здешней обители, особая, как бы дарованная свыше, атмосфера добра, притягивают сюда людей.

Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная исто­рия.

Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоми­нающего скорее искусственный курган, чем естествен­ное природное образование. До сих пор у проживаю­щих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха который слышал от своих дедов, что холм насыпан солда­тами. Очевидно, подобные легенды, а также пытли­вое изучение хранившихся при церквях архивов, по­зволили в начале XX в. церковному историку и зна­току местного края, священнику Иоанну Барсову пред­положить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила”, встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепис­копа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место буду­щего строительства городского поселения и его главного храма.

Думать, что Св. Гурий, — писал историк, — пристал к городу в том месте, где теперь находятся пароходные пристани, было бы ошибочно. Волга в то время держалась левого берега; а против Чебоксар, где долина Волги суживается до 2-3 верст, такое положение удержалось даже в памяти старожилов. Для того, чтобы пристать к селе­нию, именуемому Чебоксарами, нужно войти в устье Чебоксарки и подняться по реке, чтобы из судов высадиться на удобном месте. Таким удобным мес­том оказался небольшой холм, где впоследствии основался Сретенский монастырь и на его развали­нах Владимирская пустынь. Отсюда Св. Гурий и отправился со своими спутниками на гору, где и заложил соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. А на месте высадки и встречи Св. Гурия вскоре появившиеся русские на­сельники и основали монастырь, назвав его Сретенским, в благодарное воспоминание встречи св. иконы Владимирския Божией Матери.

Дли­тельное время в память об этом событии в Чебок­сарах ежегодно 6 июля (н.ст.) проводился крестный ход из Введенского собора во Владимирскую церковь. Отметим, кстати, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится с левой стороны от царских врат, в иконостасе Введенского собора г.Чебоксары.

В 2015 году 3 июня, так же в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, по решению игумении Сергии и по благословению митрополита Чебоксарского Варнавы, было положено начало того святого обычая. Духовенство монастыря, Игумения Сергия с сестрами и прихожане крестным ходом прошли до Введенского собора, где был отслужен молебен перед стариной чудотворной иконой святителя Гурия — Владимирской иконой Божией Матери. А 6 июля кресный ход пришел с Введенского собора. Перед этим событием, в обители была отслужена литургия, молебен, крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, была встреча митраполита Варнавы и самого крестного хода. По благословению игумении Сергии, были приглашены к праздничной трапезе все жилающие богомольцы.

Таким образом, предположение, что именно с этого холма ведет свое начало история русского города-крепости Чебоксары не лишено основания. Действительно, возвышенное место, обнесенное деревянным частоколом, окруженное густым лесом и естественными водными преградами — тогда еще полноводными и достаточно широкими реками Чебоксаркой и Сугуткой, реально могли обеспечить вполне надежную защиту для военного лагеря, который, в свою очередь, сам прикрывал город со стороны важного стратегического направления — Курмышской дороги.

В 1899 г. этому тихому и уединенному месту, столь почитаемому чебоксарцами, было вновь суждено стать колыбелью монашеской обители, на этот раз женской. Стараниями обретших здесь уединение от мирской суеты женщин облик холма совершенно изменился. Разбитый ими фруктовый сад стал самым крупным и одним из лучших в городе. В памяти старожилов остался и богатый рыбой сооруженный здесь же пруд.

До закрытия монастыря, игуменией его была, ныне прославленая в лике святых — преподобномученица игумения Тамара

Стих найденый при аресте прпмуч. игумении Тамары:

Востребованный нашим нелегким и противо­речивым временем возврат к духовным началам оп­ределил дальнейшую судьбу этого места. Начавший восстанавливаться в 1990 г. стараниями протоиерея отца Григория бывший Владимирский храм уже через год стал главным храмом Спасо-Преображен­ского женского монастыря, который раскинулся по юго-западному склону холма.

В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь».

Трудами и заботами матушки игумении Сергии, монахинь и послушниц вновь воссозданной обители облик этого древнего Чебоксарского уголка буквально преобразился.

Подробности Просмотров: 1095

Время не сохранило для нас более ранних документальных свидетельств о том, когда это место стало впервые обживаться людьми, но ряд преданий и косвенных данных свидетельствуют, что у него богатая и не во всем еще до конца изученная история.

Подъезжая сегодня к Владимирской горке, расположенной в пологой местности междуречья Чебоксарки, Сугутки и Трусихи, невольно обращаешь внимание на необычность этого возвышения, напоминающего скорее искусственный курган, чем естественное природное образование. До сих пор у проживающих здесь старожилов бытует предание, что холм этот насыпной. Утверждал это на рубеже 19-20 вв. и один из жителей д. Протопопиха, который слышал от своих дедов, что холм насыпан солдатами. Очевидно, подобные легенды, а также пытливое изучение хранившихся при церквях архивов позволили в начале XX в. церковному историку и знатоку местного края, священнику Иоанну Барсову, предположить, что еще до основания города-крепости Чебоксары на этом месте «уже была воинская сила», встретившая здесь летом 1555 г. первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, которому было поручено Иваном Грозным освятить место будущего строительства городского поселения и его главного храма.

Думать, что Св. Гурий, — писал историк, — пристал к городу в том месте, где теперь находятся пароходные пристани, было бы ошибочно. Волга в то время держалась левого берега; а против Чебоксар, где долина Волги суживается до 2-3 верст, такое положение удержалось даже в памяти старожилов. Для того, чтобы пристать к селению, именуемому Чебоксарами, нужно войти в устье Чебоксарки и подняться по реке, чтобы из судов высадиться на удобном месте. Таким удобным местом оказался небольшой холм, где впоследствии основался Сретенский монастырь и на его развалинах Владимирская пустынь. Отсюда Св. Гурий и отправился со своими спутниками на гору, где и заложил соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы. А на месте высадки и встречи Св. Гурия вскоре появившиеся русские насельники и основали монастырь, назвав его Сретенским, в благодарное воспоминание встречи св. иконы Владимирской Божией Матери.

Длительное время в память об этом событии в Чебоксарах ежегодно 6 июля (н.ст.) проводился крестный ход из Введенского собора во Владимирскую церковь. Отметим, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится с левой стороны от царских врат, в иконостасе Введенского собора г. Чебоксары.

В 2015 году 3 июня, также в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, по решению игумении Сергии и по благословению митрополита Чебоксарского Варнавы, было положено начало того святого обычая. Духовенство монастыря, Игумения Сергия с сестрами и прихожане крестным ходом прошли до Введенского собора, где был отслужен молебен перед стариной чудотворной иконой святителя Гурия — Владимирской иконой Божией Матери. А 6 июля крестный ход пришел с Введенского собора. Перед этим событием в обители была отслужена литургия, молебен, крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия, была встреча митрополита Варнавы и самого крестного хода. По благословению игумении Сергии, были приглашены к праздничной трапезе все желающие богомольцы.

Таким образом, предположение, что именно с этого холма ведет свое начало история русского города-крепости Чебоксары, не лишено основания. Действительно, возвышенное место, обнесенное деревянным частоколом, окруженное густым лесом и естественными водными преградами — тогда еще полноводными и достаточно широкими реками Чебоксаркой и Сугуткой, реально могли обеспечить вполне надежную защиту для военного лагеря, который, в свою очередь, сам прикрывал город со стороны важного стратегического направления — Курмышской дороги.

В 1899 г. этому тихому и уединенному месту, столь почитаемому чебоксарцами, было вновь суждено стать колыбелью монашеской обители, на этот раз женской. Стараниями обретших здесь уединение от мирской суеты женщин облик холма совершенно изменился. Разбитый ими фруктовый сад стал самым крупным и одним из лучших в городе. В памяти старожилов остался и богатый рыбой сооруженный здесь же пруд.

До закрытия монастыря игуменией его была ныне прославленная в лике святых — преподобномученица игумения Тамара.

Начавший восстанавливаться в 1990 г. стараниями протоиерея отца Григория, бывший Владимирский храм уже через год стал главным храмом Спасо-Преображенского женского монастыря, который раскинулся по юго-западному склону холма.

В июле 1991г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению Архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы на основании постановления Священного Синода состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Трудами и заботами матушки игумении Сергии, монахинь и послушниц вновь воссозданной обители облик этого древнего Чебоксарского уголка буквально преобразился.

Информация с официального сайта, http://vladimirskaya-gorka.ru/

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *