Брак мусульманина с христианкой или иудейкой

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена — как в период миссии Пророка, так и в наши дни — мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных призывал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, сразу развелись. Тот же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что прямого запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.

Приказ ‘Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели.

Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) категоричное желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные и национально-культурные основы семьи.

Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками — с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господом заложена сокровенная мудрость и польза. Человек, вставший на путь истины, постарается помочь и ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не способствуют.

Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует). И все это должно быть в контексте веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.

Да убережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!

Ответы на вопросы по теме

Я — православная, а он — мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?

Если ваши чувства полны, искренни и взаимны, то попытайтесь увидеть мир через призму того мироощущения, которым живет ваш любимый человек и, возможно, вы сами ответите на возникшие вопросы.

Я крещеная христианка, очень люблю мусульманина. Любовь взаимна уже почти пять лет, но не получается нам создать семью, так как мой молодой человек никак не может решиться на никях из-за того, что я не принимаю Ислам. Его мама не против меня. Недавно он обратился за советом к своему родственнику-мулле, который сказал, что я обязательно должна принять Ислам.

К Исламу я отношусь очень хорошо, зная, что Бог Един. Хочу, чтобы будущие наши дети были мусульманами. Да и я, возможно, приму Ислам, если приду к этому сама. Считаю неправильным делать такой ответственный шаг, как принятие иной веры, практически ничего не зная о ней. Дайте, пожалуйста, совет. И греховно ли, если я приму Ислам из-за того, что очень люблю мужчину, а он хочет жениться на мусульманке? Татьяна, 27 лет.

Вы говорите, что чувства вот уже 5 лет взаимны, но если ваши намерения серьезны, почему же за столь продолжительный срок вы не определились, нужны ли вам в вашей жизни мусульманские духовные ценности или нет?! И еще: если ваш знакомый сожительствует с вами (живет как с женой) все эти годы, то непонятно, какими ценностями руководствуется и чему следует он. Получается, что Ислам — это некий формальный статус, а в остальном — живи как тебе угодно, главное, чтобы на языке временами прокручивались такие слова, как «жить по Корану и Сунне», «а как это по шариату» и т. п. Странно, не правда ли?

Моя жена-христианка хочет обвенчаться. Могу ли я с ней обвенчаться, а потом совершить аналогичный ритуал по мусульманским традициям? Если это возможно, то что и как нужно сделать? Наиль, 21 год.

Нет необходимости венчаться, вам не следует этого делать, достаточно будет регистрации в загсе и мусульманского бракосочетания.

Мой жених мусульманин, я — христианка. Его родители настаивают на том, чтобы я поменяла вероисповедание, иначе меня не примут в семью. Но я не готова к этому, точнее сказать, мне эта религия абсолютно неизвестна, правду говоря, даже страшно, так как, я думаю, это большой грех. Что я должна делать? Я боюсь потерять своего молодого человека. Вероника, 27 лет.

Да, смена вероубеждения с точки зрения любой конфессии расценивается как грех, вероотступничество. Но «нет принуждения в религии!» (Св. Коран, 2:256). Только ваше сердце может подсказать, как быть. Для ознакомления с Исламом прочитайте мои книги «Путь к вере и совершенству» и «Мир души».

Я христианка, встречаюсь с мусульманином. У нас замечательные отношения, но я была замужем и боюсь сказать ему об этом. Думаю, что, если скажу, он решит расстаться. Устала молчать и общаться из-за этого все труднее. Ведь для него это позор, с моей же стороны обман. Ирина, 22 года.

Лучшим будет сказать правду.

Я имею мусульманские корни, сама наполовину армянка. Свою жизнь я бы хотела связать с мусульманином. Меня тянет к Исламу. Но только у меня начинаются отношения с каким-то молодым человеком из этой среды, как через время все прекращается только потому, что я иноверка. Ответьте, почему родители бывают порой против счастья своих детей? Я из приличной семьи, скромна и воспитана, но смотрят, как кажется, не на это.

У них, родителей, свое понимание счастья. Для каждого человека оно имеет свои формы, оттенки, цвета.

Я женился на русской девушке. После женитьбы узнал, что она не девушка, у нее были до меня отношения с другим. Могу ли я дальше жить с ней? Разрешено это или запрещено? Сейчас она изучает Ислам и собирается стать мусульманкой.

Ваша ситуация — это печальная и распространенная реальность нашего времени. В данном случае канонически вы имеете право развестись, но и можете жить с ней дальше, если считаете, что она покаялась в содеянном и не собирается больше повторять такого рода греховные и пагубные действия.

Надеюсь, у вас самого ни с кем не было интимных отношений до женитьбы на ней.

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мусульманин, женатый на немусульманке, которая не принимает Ислам, хотя на словах говорит, что хочет стать мусульманкой, а фактически ничего не делает?

Будьте полноценным мусульманином, то есть таким человеком, от которого исходит только благо, позитив, созидательная энергия как в отношении других, так и в отношении самого себя (стремление успешно реализовать свои возможности и постоянно интеллектуально, физически, духовно самосовершенствоваться). Это потребует от вас серьезного настроя и многочисленных затрат энергии и сил, но все быстро окупится результатом. Не грубите, не принуждайте, и вы увидите, как преобразятся окружающие в итоге вашего личного преображения. «Пример воздействует сильнее, чем проповедь» (С. Джонсон).

Как вы думаете, могу ли я, мусульманин, жениться на девушке-христианке, которая желает принять Ислам, как мне кажется, ради меня, ради брака (не по убеждению пока)? Джимми.

Теоретически — можете, а практически — очень ответственно и имеет опасные для вас и ваших будущих детей перспективы.

Разрешается ли мужчине-мусульманину жить с женой-немусульманкой, хотя он многократно призывал и увещевал ее? Я знаю, что мусульманину можно жить с женой-христианкой, иудейкой. А если она вообще не относится ни к первым, ни ко вторым?

Вопрос о том, можно ли жить с женой-немусульманкой (тем более не относящейся ни к христианам, ни к иудеям) был бы актуален, если бы задавался до бракосочетания, а не сейчас, когда отношения уже реализованы.

Для мусульманина, как человека покорного, преданного Богу, в подобной ситуации терпение является единственным ключиком к сохранению семьи, тем более той, в которой есть ребенок, нуждающийся как в отцовской, так и в материнской заботе. К тому же человеку, сформировавшемуся как личность в обществе, в котором духовность явно в упадке, бывает очень сложно изменить свой внутренний мир, наполнить его верой и тем более понять и принять заключительное Писание, ниспосланное всему человечеству, особенно когда нет живого примера мусульманской добродетели, например в лице любимого мужа. Кстати, некоторым супружеским парам потребовались годы, чтобы прийти к Божественной Истине.

Муж татарин, мусульманин, я — православная, причем очень верующая, соблюдающая все посты и каноны, из непьющей и некурящей семьи. Муж до свадьбы уверял, что с ребенком вопросов в религии быть не должно, что я смогу воспитывать детей в своих традициях. Но сейчас, когда я в положении, он ходит грустный, понурый, я догадываюсь из-за чего. Он боится, что я дам ребенку христианское имя, что ребенок не будет знать мусульманских традиций. Что делать? Я очень люблю мужа и не хочу, чтобы он расстраивался. Он говорит, что, даже если я сделаю по-своему, он меня никогда не бросит, но будет всю жизнь жить в тоске и печали, как бы уйдет в себя. Он меня таким образом как бы шантажирует. Можно ли сделать ребенку обрезание, читать азан и икамат, а потом крестить в церкви? Возможно ли ребенку привить сразу две веры и не считается ли страшным грехом, если ребенок будет посещать мечеть и церковь? Мне, как человеку образованному и городскому, кажется это возможным, учитывая, в каком веке мы живем, чтобы избежать семейных конфликтов и упреков.

Ислам — этап религиозного развития человечества, следующий за Иудаизмом и Христианством. Прививать сразу несколько вероисповеданий нереально, тем более когда между ними есть серьезные отличия. Для человека же верующего, если он действительно осознает смысл и значение своей религии, это абсурдно, это, что называется, и ни туда и ни сюда. Реакция вашего мужа ясна, поймите, что ему, как главе семьи, отвечать пред Богом в Судный День за праведность, правильность вероубеждения своих жены и детей.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.

Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.

«Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им свадебный подарок , желая жениться на них , а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг» (см. Св. Коран, 5:5).

Никах между мусульманином и христианкой

Никах – это бракосочетание по правилам ислама между мусульманином и мусульманкой. Он также будет действителен, если мусульманин берет в жены девушку христианской веры. В этом случае, женщина входит в мусульманскую семью и будет чтить традиции этого дома.

При этом, ей необязательно принимать ислам, об этом говорится в Коране.

Другое дело, что женщина будет держать ответ за свою связь с иноверцем перед своей верой. Если женщина неверующая, такая проблема даже не возникнет.

Никах будет действителен между мусульманином и христианкой, так как Коран делает исключение для женщин, которые относятся, по вероисповеданию, к приверженцам Писания или Ахлюль-Китаб (на арабском языке). Христианки и иудейки входят в эту перечень.

Стоит отметить: развод (талак) женщина также получит по исламским обычаям, стоит мужу прилюдно произнести это слово три раза, брак будет считаться расторгнутым. В некоторых общинах достаточно произнести два раза и без свидетелей.

Женщина же не имеет права на развод. В Коране прописаны случаи, когда талак возможен для жены, но их очень мало и практически неосуществимо сделать. Например, чтобы обвинить в неверности супруга, нужно найти несколько свидетелей, словам самой женщины никто не поверит.

Надо помнить, что дети от этого брака, в случае развода, останутся с отцом, у матери прав на них не будет. Также мужчина должен будет содержать свою бывшую жену, платить что-то наподобие алиментов, если она досталась ему девственницей.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья с ответом священника о том, к чему падает икона.

Брак между людьми разной веры: pro и contra

Возможно, это покажется удивительным, но многие мусульмане видят некоторые плюсы в браках с женщинами другого вероисповедания: женившись на немусульманке, мужчина может обратить ее в свою веру. Любая религия для продолжения своего существования нуждается в последователях, поэтому рост их количества посредством обращения иноверцев весьма желателен. Но стоит учесть, что в данном случае запрещается навязывать веру, заставлять человека принять ислам насильно, манипулировать им. Муж должен стать для жены примером благочестия, доброты и справедливости, чтобы она сама захотела узнать больше о его вере, а в последствии и принять ее.

Однако гораздо больше мусульман видят в таком браке опасность, особенно если семья живет не в мусульманском обществе. В странах, в которых большинство верующих составляют христиане, и так сложно следовать всем мусульманским традициям (например, далеко не всегда и не у всех есть возможность вовремя совершить молитву). Если же мусульманин берет в жены христианку, возрастает риск ее нежелательного с точки зрения ислама влияния на супруга, мужчина может сбиться с истинного пути, предать свою веру (особенно если его окружает немусульманское общество).

В семье, в которой отец и мать исповедуют разные религии, кардинально отличающиеся друг от друга, рано или поздно может возникнуть проблема с воспитанием детей. Нельзя прививать ребенку сразу две веры, придется выбирать. В данном случае все зависит от того, как супруги уладят эту проблему между собой. Чаще все же приходится следовать вере мужа.

Совершенно иначе обстоит ситуация с браком мусульманки и христианина. Несмотря на то, что в Коране нет прямого запрета на такой союз, в священных текстах находятся косвенные доказательства его недопустимости. Причина состоит в том, что, согласно мусульманскому мировоззрению, главным в отношениях выступает мужчина, а женщина лишь следует за ним. Поэтому мусульмане считают, что жене-мусульманке рано или поздно все равно придется отказаться от своих религиозных убеждений и ценностей, переняв убеждения и ценности мужа. Однако если мужчина перед вступлением в брак согласится принять ислам, то такой союз будет вполне допустим и положительно воспринят мусульманским обществом.

Ислам и атеизм

Если брак с иудейкой или христианкой еще считается допустимым, то отношения мусульманина с атеисткой крайне нежелательны с точки зрения ислама. Дело в том, что как христианство, так и иудаизм предписывают женщине быть скромной, покорной и оставаться невинной до брака. Атеистка же сама вольна выбирать для себя образ жизни, принципы и ценности. Естественно, большинство женщин живут так, как нравится им самим, а человек, руководствующийся лишь собственными убеждениями, не вписывается ни в какие религиозные каноны. Соответственно, женщине, не исповедующей никакую религию, вовсе не обязательно сохранять целомудрие до брака, а для незамужней мусульманки утрата невинности – позор для всей семьи.

Однако мусульманин может жениться на женщине, которая лишилась невинности (например, она уже состояла в браке). Если он предупрежден об этом, то волен сам принимать решение, устраивает ли его такой брак. Если же уже после бракосочетания выясняется, что невеста утратила девственность, муж имеет право немедленно расторгнуть брак.

Можно сказать, что однозначного ответа на вопрос, можно ли мусульманину жениться на христианке, нет. Коран этого не запрещает, но есть много нюансов, которые стоит учитывать для каждого человека индивидуально.

Вопрос: Можно ли мусульманину взять в жены немусульманку (христианку или иудейку)?

Ответ: По существу, не разрешено мусульманину жениться на немусульманке и не разрешено мусульманке выходить замуж за немусульманина, такой брак не будет иметь законной силы по шариату, и Священный Коран строго запрещает это:

لا هن حل لهم و لا هم يحلون

Смысл: «Они (неверующие женщины) им (мусульманам) не дозволены и те (неверующие мужчины) не дозволяются им (мусульманкам)» (Коран, Сура 60, аят 10).

Единственное исключение из данного правила – брак с женщинами, являющимися людьми Писания (Ахлюль-Китаб). Однако и это крайне нежелательно.

В действительности со времен сахабов никях с Ахлюль-Китаб (иудейками и христианками) крайне не поощрялся.

حدثنا عبد الله ابن ادريس عن الصلت ابن بهرام عن شقيق قال : تزوج حذيفة يهودية فكتب اليه عمر أن خل سبيلها.

Шакик (رحمه الله) передает, что Хузайфа (رضي الله عنه) женился на иудейке. Когда Умар (رضي الله عنه) узнал об этом, он написал Хузайфе (رضي الله عنه): «Приказываю ему развестись с ней». (Мусаннаф, Ибн Абу Шейба, том 9, стр. 85).

حدثنا أبو خالد الاحمر عن عبد الملك قال: سألت عطاء عن نكاح اليهوديات والنصرانيات فكرهه وقال : كان ذلك و المسلمات قليل.

Абдуль-Малик говорил: «Я спросил имама Ата’ о браках с иудейками и христианками. Он не одобрил этого. И это было во времена, когда мусульманок было мало» (Мусаннаф, Ибн Абу Шейба, т. 9, стр. 85).

Отрывок из книги «Современные фетвы», муфтий Сухайл Тармохамед.

Некоторые алимы, в частности, Ибн Хумам (رحمه الله), разрешили никях с Ахлю-Китаб, но со следующими условиями:

  1. Мужчина продолжает вести исламский образ жизни и не теряет исламскую идентичность.

  2. После рождения детей он мог их обучить исламу.

  3. Его ребенок в случае развода не остается у жены.

  4. Мужчина должен продолжать употреблять халяльную еду и воздерживаться от харама.

  5. При отсутствии мусульманок, а иначе макрух.

По вышеуказанным причинам Пророк (صلي الله عليه و سلم) побуждал мусульман жениться на мусульманках. Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:

«Женщину берут в жены по четырем причинам: из-за ее богатства, происхождения, красоты и религии; добивайся же той, которая привержена религии, и будешь благословен!»

(Сахих Аль-Бухари, хадис 5090, передал Абу Хурайра (رضي الله عنه) )

Никах

Столпы ислама

Столпы веры

История и представители

Основные течения

Богословие

Культура и общество

См. также

Ника́х (араб. النكاح‎ — бракосочетание‎), джава́з, зава́дж, урс — в исламском семейном праве брак, заключаемый между мужчиной и женщиной. Для того, чтобы брак был действительным, необходимо выполнить ряд условий. Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином и не подпадать под категорию махрам. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба); передача невесты в дом жениха (зифаф); свадебное торжество (урс, валима); фактическое вступление в брачные отношения (никах). Обязательными условиями бракосочетания считаются согласие на бракосочетание, наличие свидетелей, уплата махра, содержание жены и хорошее обращение с ней, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя. Временный брак запрещён у суннитов, но признаётся полностью законным у шиитов. Заключение фиктивных браков с целью вернуться к мужу после третьего развода является запрещённым.

Требования к брачующимся

Брак считается богоугодным делом и как таковой дозволен каждому мусульманину. В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. При заключении любого брака согласие невесты требуется, но оглашает решение невесты отец или опекун. Вдова или разведенная женщина даёт согласие сама через доверенного. Наличие телесных недостатков не является препятствием для заключения брака. Что касается слабоумия, то ханафиты и ханбалиты считают законным брак, который умственно неполноценный человек заключил сам, однако джафаритский и шафиитский мазхабы настаивают на получении разрешения опекуна такого человека в качестве необходимого условия.

Однако существуют некоторые ограничения. Супруга не должна подпадать под категорию махрам. К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка. Кроме того на период женитьбы запрещён брак с сестрой жены, её тётей и племянницей. Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено (харам) жениться на язычнице или неверующей женщине (атеистке, агностике) и разрешено, но нежелательно (макрух танзих) жениться на христианках или иудейках. Нежелательность брака с женщинами из категории «людей Писания» в немусульманской стране вообще граничит с полным запретом (макрух тахрим).

Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).

За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники. Браки со своими рабами или рабынями (джариями) запрещены. В далекие времена: сожительство господина с рабыней допускалось; разрешался брак с чужими рабами и брак между рабами. Для заключения брака раб должен был получить разрешение хозяина. Раб имел право жить одновременно только с двумя жёнами.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жёны ещё одну, должен развестись с одной из прежних. Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», который в зависимости от мазхаба составляет от 4 до 20 недель.

При выборе невесты мужчинам рекомендуется обращать внимание на её религиозность, нрав, красоту, способность рожать и происхождение, но самое главное религиозность — этому нет сравнения с другими требованиями. Предпочтительней всего жениться на дальней, а не близкой родственнице.

Развод самое нежелательное для Всевышнего.

Совершеннолетие

Все мазхабы сходятся на том, что произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми (балиг), если только брак не заключается их попечителями. Девственница не может выйти замуж без согласия попечителя, даже если она совершеннолетняя. Существует консенсус (иджма) учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия при отсутствии менструаций у девочек и выхода семени или поллюции у мальчиков. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому — в семнадцать лет, по ханафитскому — в восемнадцать, а по джафаритскому — в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные — такие, например, как Макарем Ширази — в своих фетвах не рекомендуют девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.

Этапы бракосочетания

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

  • Первый этап — сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).
  • Второй и третий этапы — передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13—15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).
  • Четвёртый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся.

Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом (ма’зуном). Несмотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения.

Вдова или разведённая женщина может выйти замуж за другого мужчину после истечения срока идда.

Смотрины

Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на её лицо и кисти рук. По мнению имам Ахмада и аль-Аузаи, помимо лица и кистей рук, мужчине дозволяется увидеть её шею, руки и ступни.

Согласие на брак

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) обязательно, если девушка раньше не была замужем и является девственницей, согласно хадисам: «Брак женщины, которая вышла замуж без разрешения её опекуна, недействителен», а также: «Брак не должен происходить без опекуна». либо, если женщина уже взрослая или разведена, тогда, согласно хадису, «Бывшая ранее замужем женщина должна иметь право решить сама за себя, тогда как у девственницы нужно спросить согласия на замужество, и знак её согласия — молчание».

Серьёзность намерений

Согласно четырём суннитским мазхабам, если мужчина или женщина произнесут формулу брака или развода в шутку, брак или развод, тем не менее, считаются действительными. Аналогичным образом они допускают заключение брака на языке жестов. Однако в соответствии с джафаритским фикхом во всех этих случаях брак или развод не имеет силы.

Сговор

Формула брачного договора должна содержать в себе предложение (иджаб), сделанное невестой или её представителем (опекуном или попечителем), и соответствующим ответом жениха или его представителя (кабуль). Без произнесения данной формулы брак считается недействительным. Согласно маликитскому, ханбалитскому и джафаритскому мазхабам, она должна включать слова «завваджту» или «анкахту» («я вышла замуж»), произнесённые невестой, и фразу «кабильту» («согласен») со стороны жениха. Кроме того, данные мазхабы требуют, чтобы ответ на предложение был дан немедленно. В противном случае в данных правовых толках брак расценивается как недействительный. Впрочем, ханафиты разрешают использовать не только эти, но и любые слова и выражения, подразумевающие акт женитьбы, и не ставят условие, что ответ должен быть незамедлительным. Шафииты считают обязательным (ваджиб), чтобы слова, употребляемые в формуле, с грамматической точки зрения были производными от основ «заваджа» или «накаха».

Согласно всем мазхабам, разрешается читать формулу на родном языке вступающих в брак, если нет возможности прочесть её на арабском. Однако исламские правовые школы расходятся в этом вопросе в случае, если есть возможность произнести формулу брачного договора на арабском. В таком случае шафииты и джафариты считают недействительным брачный договор, формула которого читалась на ином языке, в то время как ханафиты, маликиты и ханбалиты признают его законность.

Брачный контракт

Согласно ханбалитскому мазхабу, если муж при заключении брака обязуется не заставлять жену покидать её город или страну, или не забирать её с собой в командировки, или не брать вторую (третью, четвёртую) жену, то и это условие, и брачный контракт имеют силу. В соответствии с ханафитским, шафиитским и маликитским фикхом такое условие силы не имеет, однако сам брак считают действительным.

По ханафитскому мазхабу, если муж поставит условие, что жена будет иметь право на развод по собственной инициативе, такое условие не может быть принято. Однако если она сама оговорит само своё право на развод, тогда и данное условие, и сам брак имеют силу.

По джафаритскому же мазхабу, если при заключении брака жена поставит условие, что её муж не должен брать ещё одну жену, или что он не может развестись с ней, или не может запрещать ей идти куда бы то ни было, или что в её ведении будут находиться вопросы развода, или что он не будет наследовать от неё и прочие условия, противоречащие нормам Шариата, эти условия не будут иметь силы, однако сам брак будет считаться законным. Однако она может поставить многие другие условия — например, что муж не будет заставлять её покидать родину, или что он должен предоставить ей особое жильё, или что он разрешает ей заниматься определённой дозволенной деятельностью (преподаванием и т. д.) и т. д. Если муж согласился, но не исполняет этих условий, жена имеет право подать на развод, однако если он отклонил эти условия при заключении брака, она не имеет права требовать развода. Тем не менее, если жена откажется покидать свою родину вместе с ним и т. п., она имеет полное право на материальное обеспечение со стороны мужа и иные гарантии, которыми женщина пользуется в постоянном браке.

Свидетели

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль). Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

Махр

Основная статья: Махр

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.

В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если супруги не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра. Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.

Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты.

Свадебные торжества

Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В некоторых странах во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.

Первая брачная ночь

См. также: Сексуальные предписания в исламе

В первую брачную ночь для жениха желательно (мустахабб) угостить невесту сладостями (например, мёдом), дозволенными напитками (молоко) и пряностями.

Перед вступлением в интимную связь, жениху желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу (дуа): «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п.. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте.

У некоторых народов, исповедующих ислам, принято после первой брачной ночи демонстрировать «доказательство» девственности супруги. Этот процесс является пережитком местных обычаев, не имеет ничего общего с исламским этикетом и более того, запрещается шариатом.

Виды брака

Заваджем (синонимы джаваз, никах, урс) в исламе называется брак, в котором выплачивается махр, при этом жёны, которым выплачен махр, равны между собой.

Временный брак

Основная статья: Временный брак

Согласно четырём суннитским мазхабам, брак, заключаемый не пожизненно, а на определённый срок, недействителен. Однако джафаритский мазхаб признаёт временный брак полностью законным и основанным на предписаниях Корана (аят 24 суры 4), считая его запрет инициативой халифа Умара ибн аль-Хаттаба, а не пророка Мухаммада.

Полигамный брак

Основная статья: Многожёнство в исламе

Все учёные единодушны в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жён, максимум — четыре. Они основываются на 3 аяте суры ан-Ниса.

При этом, если мужчина разводится с одной из своих четырёх жён, он не имеет право жениться на новой женщине в период идды бывшей супруги, если у них есть право на возобновление брака (то есть развод не был трёхкратным). Однако если имел место троекратный развод, то мужчине разрешено жениться на новой женщине, в том числе и на родной или сводной сестре своей бывшей жены, ещё в тот период, когда она выжидает срок идда.

Фиктивный брак

Если мужчина развёлся с женщиной три раза, то для того, чтобы жениться на ней в четвёртый раз, женщине необходимо выйти замуж за другого мужчину, вступить с ним в интимные отношения. После смерти второго мужа или развода с ним она вновь может выйти замуж за первого. Некоторые мусульмане, попавшие в такую ситуацию и желающие вновь воссоединиться, вступают в фиктивный брак (никах тахлиль) с целью последующего развода. Данный вид брака в исламе запрещён.

Сватовство

Как и у многих народностей, свадьба у мусульман начинается со сватовства. Чаще всего, современные парни сами знакомятся с девушками, выбирая себе пару, а его семья уже одобряет или не одобряет данный союз. Однако есть и такие семьи, в которых поисками невесты занимается мать или сестра молодого человека. Когда выбор будет сделан, жених с членами своей семьи приходит знакомиться с невестой, поднося ей подарки. Через 7 дней после такого визита девушка должна дать согласие на брак или отказать парню, вернув ему все подарки.

Если невеста дает положительный ответ, к ней снова приходят с визитом родственники жениха. В этот день ей на безымянный палец надевает кольцо замужняя родственница парня, показывая тем самым, что теперь эта девушка станет в скором времени женой. Семья невесты готовит праздничный обед, главным блюдом которого является национальная шурпа.

После сватовства происходит сбор представителей от каждого рода для обсуждения деталей свадьбы: от даты и места ее проведения до количества гостей и меню. Согласно традициям и обычаям мусульман за все платит сторона жениха, как и в случае турецкой свадьбы. Обычно такое мероприятие обходится от 5 000$, не включая подарки невесте и ее родственникам. Поэтому, хоть в мусульманских странах разрешено многоженство, не все мужчины решаются на него, ведь надо не только заплатить за свадьбу, но и достойно содержать свою жену и общих детей.

Молодожены могут видеться перед свадьбой только в присутствии других людей. Им нельзя держаться за руки и прикасаться друг к другу, они могут общаться, но только на важные темы. Девушка должна быть надета в закрытое платье, чтобы жених мог видеть только ее лицо и кисти рук, судя по которым парень и его родственники складывают свое мнение о ее внешности и здоровье.

Ночь хны: мусульманские традиции за день до свадьбы

Перед свадьбой по мусульманским обычаям проводится девичник, который носит название «Ночь хны», во время которого на ноги и руки невесты наносят красивые узоры хной, каждый из которых имеет символическое значение. Делать это может только женщина, счастливая в браке. Правильно нанесенный рисунок сулит молодоженам счастье, мир и благополучие. Причем, чем дольше продержатся узоры на руках невесты, тем лучше, ведь на это время она освобождается от любой домашней работы.

Невесту наряжают в мусульманское свадебное платье, украшенное многочисленными орнаментами и узорами, а лицо прикрывают вуалью или надевают на голову традиционный платок – хиджаб. По традиции свадебный мусульманский наряд должен прикрывать силуэт, плечи, уши и предплечья девушки. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета, а даже наоборот: в мусульманских странах подвенечные платья чаще всего цветные.

Подружки невесты поют грустные исламские песни, оплакивая ее уход из родного гнезда. Жених тоже в ночь перед свадьбой проводит со своими друзьями мальчишник, прощаясь с холостой жизнью.

Обряд никах – венчание у мусульман

Обязательным этапом свадебного торжества является церемония заключения брака в мечети. Венчание у мусульман называется никах. Проводит его имам или мулла, читая молитвы, во время которых молодые и все присутствующие сидят молча, потупив взор. Важно, что венчание по-мусульмански может быть совершено только при соблюдении следующих условий:

  • Молодожены не являются близкими родственниками.
  • Брак не ограничен во времени.
  • Необходимо согласие жениха и невесты на заключение брака.
  • Происходит публичное оглашение брачного союза.
  • Жених выплачивает махр невесте.
  • Венчание в исламе невозможно без присутствия как минимум двух свидетелей из ряда благочестивых мусульман (двух мужчин либо мужчины и двух женщин).
  • В мечети во время церемонии обязательно должен присутствовать опекун невесты (отец, дядя по отцовской линии, брат), а также родители обоих семейств. Если у них не получается, они должны заранее до свадьбы уведомить об этом мулла и дать свое согласие на брак.

Длится никах около часа. В завершение молодожены обмениваются кольцами, чаще всего, не золотыми, а серебряными. Почему именно такой металл используют для изготовления обручальных колец у мусульман? Мужчине согласно исламским законам нельзя носить золото, тем самым украшая себя, это считается грехом. Он должен иначе показывать свою состоятельность, поэтому его обручальное кольцо может быть сделано только из серебра или платины. А вот мусульманская женщина может носить украшения из золота, которые ей в изобилии дарит ее муж во время семейной жизни.

Одной из самых необычных свадебных традиций является то, что во время венчания у мусульман жених должен озвучить величину дара невесте – махра (драгоценности, недвижимость и др.), который он должен будет выплатить ей в течение жизни или в случае развода. Тем самым он показывает, что его намерения серьезные.

По окончании никах молодым выдают свидетельство, в которое записывают имена жениха и невесты, а также размер брачного махра.

Кроме традиционного венчания, которое проводят в мечети, современные молодожены еще регистрируют брак у чиновников и даже заключают брачный договор, регулирующий финансовые стороны семейного союза в случае развода.

Свадебный банкет

Как проходят свадьбы у мусульман? С большим размахом! Традиционно банкет начинается с обряда под названием «валим» – накрытие праздничного стола, на котором присутствуют только продукты «халяль», разрешенные нормами ислама. От изобилия угощений просто глаза разбегаются! Единственное, что запрещено на торжествах – это алкоголь и блюда из свинины. А вот восточных сладостей на свадьбе хоть отбавляй! Да и сам декор мероприятия поражает роскошью и эффектностью!

На застолье приглашаются все родственники, соседи и друзья из числа богоугодных. Кроме того, в отличие от венчания на праздник можно позвать и друзей другой веры. По мусульманским обычаям мужчины и женщины на свадьбе должны сидеть в отдельных залах, но современные пары не всегда придерживаются этого правила. Гости много поют и танцуют, поэтому торжество у мусульман проходит весело и шумно!

Портал www.svadebka.ws рассказал вам о традициях и обычаях мусульманской свадьбы, в частности, как называется венчание у мусульман и как оно проводится. Хоть сейчас многие молодожены играют торжества на современный лад, но основные обряды проводят неукоснительно, ведь они имеют огромный смысл для большинства мусульманских пар! Поэтому при подготовке свадьбы в восточном стиле, если кто-то из молодоженов является приверженцем исламской религии, обязательно стоит учесть эти моменты!

  • 30229 просмотров
  • 14 фото
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *