Басня «Петух и Жемчужное зерно» – одна из самых маленьких басен Ивана Андреевича. Она является трансформированным (из прозы в стихи) переводом басни Эзопа «Петух и Жемчужина». Однако это отнюдь не мешает читателю рассмотреть в ней один из главных пороков человечества – невежество. Скорее наоборот, даже помогает, ведь так легко и доступно преподносить «уроки жизни» умел только Крылов.

Басня «Петух и Жемчужное зерно»

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит:
«Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

Мораль басни Крылова «Петух и Жемчужное

Мораль басни «Петух и Жемчужное зерно» традиционно четко выражена в последних строках произведения, структурно отделена от остального текста и заключается в том, что не стоит отрицатель пользу чего-то только из-за того, что оно вам неполезно, неинтересно или просто неизвестно.

Анализ басни «Петух и Жемчужное зерно»

При простом сюжете: Петух, копаясь в навозной куче, находит Жемчужное зерно, но не радуется этому, а признает находку бесполезной, так как искал он не драгоценность, а что-нибудь съестное, – басня «Петух и Жемчужное зерно» является глубоко философским произведением. Ведь главный герой, Петух, прекрасно знает, что найденное им зерно очень высоко ценится другими, только вот за что, невежда не знает и знать не хочет. Его больше интересует вопрос, как побыстрее найти то, чем можно набить свое брюхо, а поскольку Жемчужное зерно в данную категорию не входит, Петух называет его «пустой» вещью.

В нашем обществе тоже хватает таких «Петухов», которые, не понимая или не зная истинную ценность чего-то, считают это что-то бесполезным, причем не просто считают, а открыто заявляют, преподнося как свое мнение. Только «свое мнение» может сложиться лишь у мудрецов и высоко образованных людей, знающих все об оцениваем предмете/явлении, а такие заявления, как делает Петух в басне, – не мнение, а невежество, попытка прикрыть свою глупость.

Крылатые выражения из басни «Петух и Жемчужное зерно»

В настоящее время ни одна из фраз басни «Петух и Жемчужное зерно» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича Крылова.

Читать все басни Крылова

ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное Зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
Примечания
Впервые напечатана в издании басен 1809 г., написана не позднее конца 1808 г.
читает А.Папанов
Анато́лий Дми́триевич Папа́нов (30 октября 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — советский актёр театра и кино]. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

У дедушки Крылова, так часто его называют за универсальный педагогический подход ко всем возрастам и уровням развития людей, есть удивительная способность — безболезненно изобличать человеческие пороки.

Он, как добрый дедушка, даёт нам назидательные уроки жизни, не обидев собеседников своей сатирой, а, наоборот, приглашая нас с улыбкой «высмеять» свои же недостатки.

Читали басню петух и жемчужное зерно?

Суть этого коротенького произведения может понять даже подросток, ведь недаром же, эта басня считается детской.

Но, несмотря на доступность понимания смысла сего творения, в жизни не становится меньше людей, поступающих точно так, как и главный герой этой басни.

Они, не понимая истинной полезности той или иной вещи, спешат причислить её к никчёмной безделушке, а значение обычного предмета возносят до первостепенной важности.

«Бесполезность» или «бессмысленность» каких-то вещей или явлений такие люди «определяют» ввиду собственного незнания.

Они не знали, не знают и не желают знать того, что находится за кругом их интересов. И вместе с этим прикладывают особые усилия, чтобы своё невежество выдать за «особое мнение». Пожалуй, это и есть ключевой момент сути и морали басни «Петух и жемчужное зерно».

Параллелей этой басне можно найти множество!

«Крыловские Петухи» — люди недалёкие или, проще говоря, глупые, но горделиво хвастающиеся своими «жизненными познаниями».

По этому поводу вспоминается другая басня Крылова, но очень похожая по смыслу – о невежественной Мартышке, не знавшей предназначение Очков, и не пожелавшей узнать их ценность. Она разбила их о камень.

Параллелей нашей басне можно найти много! Да, их столько много, насколько многообразны проявления невежества в жизни человека.

Вспомним, как часто случается, когда мы не знаем, что делать с ценным советом друга или с подвернувшейся возможностью изменить свою жизнь в лучшую сторону, а это всё – найденные нами «Жемчужины»…

Вот так! Получается, что эта басня Ивана Андреевича не совсем, уж, и детское произведение.

Справедливо сказать, что все басни Крылова имеют глубокий философский смысл.

С улыбкой хочется добавить от себя банально-обывательскую мораль басни петух и жемчужное зерно – знал бы Петух истинную цену жемчуга, он мог бы обменять его на несколько мешков зерна!..

Но, не дано ему, не дано знать сей тайны.

Эта басня кричит нам – «Будьте мудры и любознательны, люди!»

Поистине, проницательность произведений Крылова, на которых воспитывались поколения людей, удивляет и делает жизнь понятней.

Но вразумительным наше бытие может стать, если будем вникать в суть и мораль басен дедушки Крылова, цитаты из которых народ растащил на поговорки и пословицы.

А теперь послушаем басню «Петух и жемчужное зерно» и попробуем вспомнить, не встречали ли мы таких «Петухов» в своей жизни?

А, может, этот образ живёт и в нас? ))

Скачать эту и другие басни Крылова

Игорь Смирнов

Предыдущая статья: Гоголь «Нос» краткое содержание и смысл Следующая статья: Евангелие от Матфея. Еврейский Новый Завет[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *