Почему Бог велел уничтожить хананеев?

«Истреби полностью хеттеев, аморреев, хананеев, ферезеев, еввеев и иевусеев, ибо Господь, Бог твой, повелел тебе сделать это» (ВТОРОЗАКОНИЕ 20:17, СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВОД).

«Будьте в мире со всеми людьми» (РИМЛЯНАМ 12:18).

НЕ КАЖУТСЯ ли вам противоречивыми эти библейские стихи? Многим трудно совместить повеление Бога уничтожить хананеев с его советом проявлять миролюбие (Исаия 2:4; 2 Коринфянам 13:11). Эти указания, по их мнению, непоследовательны с точки зрения нравственности.

Если бы вам представилась возможность поговорить об этом с Богом, о чем бы вы его спросили? Давайте обсудим пять наиболее распространенных вопросов и посмотрим, как на них отвечает Библия.

1. Почему Бог решил прогнать хананеев? В каком-то смысле хананеи занимали землю, которая им не принадлежала. Почему так можно сказать? Около 400 лет до того Бог пообещал своему верному служителю Аврааму, что отдаст землю Ханаан во владение его потомкам (Бытие 15:18). Бог исполнил свое обещание, когда по его воле народ Израиль, который произошел от Авраама, занял эту землю. Кто-то может возразить, что хананеи уже жили в этой земле и потому имели на нее полное право. Но разве Бог, будучи Владыкой Вселенной, не обладает абсолютным правом решать, кто и где будет жить? (Деяния 17:26; 1 Коринфянам 10:26).

2. Почему Бог не позволил хананеям жить с израильтянами? Обращаясь к своему народу, Бог сказал: «Они не должны жить в твоей земле, чтобы из-за них ты не стал грешить против меня. Если ты будешь служить их богам, это станет для тебя западней» (Исход 23:33). Позднее пророк Моисей сказал Израилю: «Твой Бог Иегова прогоняет от тебя эти народы за их нечестие» (Второзаконие 9:5). Как далеко зашли ханаанские народы в своем нечестии?

Хананеи вели себя крайне безнравственно, поклонялись мерзким языческим божествам и приносили в жертву младенцев. Историк-библеист Генри Геллей отметил, что при раскопках одного из мест древнего культа археологи обнаружили «множество горшков с останками детей, которые приносились в жертву Ваалу «. Геллей добавляет: «Место это представляло собой детское кладбище. Так хананеи своими аморальными обычаями проводили свои религиозные богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам. Из этого видно, что большая часть Ханаана представляла собой Содом и Гоморру в большом национальном масштабе. …Археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше».

3. Разве в то время не было других нечестивых народов помимо хананеев? Почему же выбор пал именно на них? Бог не раз выборочно наказывал грешников. Когда в дни Ноя «земля… наполнилась насилием», он навел Потоп, который уничтожил всех людей, кроме семьи Ноя (Бытие 6:11; 2 Петра 2:5). Бог уничтожил города Содом и Гоморру, когда грех их жителей стал «очень тяжел» (Бытие 18:20; 2 Петра 2:6). Кроме того, Бог вынес приговор ассирийской столице Ниневии, «городу, проливающему кровь», но пожалел ниневитян, когда те раскаялись в своих злых путях (Наум 3:1; Иона 1:1, 2; 3:2, 5—10). Бог уничтожил хананеев, чтобы защитить народ Израиль, из которого должен был произойти Мессия (Псалом 132:11, 12).

4. Разве уничтожение хананеев не противоречит Божьей любви? На первый взгляд, уничтожение хананеев несовместимо с Божьей любовью (1 Иоанна 4:8). Но что, если посмотреть на эту ситуацию по-другому?

Бог уже давно видел, что жители Ханаана избрали путь нечестия. Однако он не истребил их сразу, а терпеливо ждал 400 лет, пока их грех «не достиг полноты» (Бытие 15:16).

Когда беззаконие хананеев достигло предела, Иегова велел их уничтожить. И даже тогда он не уничтожил всех без разбора. Почему? Потому что не все хананеи закоснели в грехе. К тем, кто хотел измениться, например к Раав и гаваонитянам, было проявлено милосердие (Иисус Навин 9:3—11, 16—27; Евреям 11:31).

5. Как вообще Бог любви может кого-то убить? Этот вопрос понятен, ведь мысль о том, что кого-то лишили жизни, сама по себе неприятна. И все же именно любовь побудила Бога пойти на такие меры против злых людей. Для примера. Когда у человека развивается гангрена, врачу ничего не остается, как ампутировать пораженную конечность. Не каждому нравится делать такую операцию, но хороший врач знает, что без нее заражение распространится, и будет еще хуже. Поэтому он берется за эту неприятную процедуру ради блага своего пациента.

Иегова тоже не испытывал удовольствия от смерти хананеев. Он сам сказал: «Я не хочу видеть людей умирающими, даже злых людей» (Иезекииль 33:11, СоП). В то же время у Бога был замысел произвести через народ Израиль Мессию, который откроет путь спасения для всех, кто проявит в него веру (Иоанна 3:16). По этой причине Бог не мог допустить, чтобы Израиль осквернился мерзкими обычаями ханаанских народов. Лишив хананеев права жить в той земле, Бог проявил величайшую любовь, которая побудила его пойти на неприятные меры ради благополучия своих верных служителей.

Польза для нас

Полезен ли нам сегодня рассказ об уничтожении хананеев? Безусловно, ведь в Римлянам 15:4 говорится, что «все написанное прежде было написано для нашего наставления, чтобы благодаря нашей стойкости и утешению из Писаний мы имели надежду». Каким образом произошедшее с хананеями служит нам наставлением и дает надежду?

Из этой древней истории можно извлечь много уроков. К примеру, когда Раав и гаваонитяне проявили веру в истинного Бога, им было оказано милосердие. Это заверяет нас в том, что любой человек может радовать Бога, независимо от своего происхождения и прошлых грехов,— если только захочет (Деяния 17:30).

Уничтожение нечестивых ханаанских народов также дает надежду, позволяя представить, что́ совершит Бог в скором будущем. Мы можем быть уверены, что он не позволит, чтобы зло восторжествовало над добром. Наоборот, в Библии говорится, что вскоре Бог уничтожит всех злых, а любящим его он дарует праведный новый мир (2 Петра 2:9; Откровение 21:3, 4). Тогда исполнятся следующие обнадеживающие слова: «Надейся на Иегову и храни его путь — он возвысит тебя, и ты наследуешь землю. И когда будут истребляться нечестивые, ты увидишь» (Псалом 37:34).

В этой статье под хананеями подразумеваются все народы, которые Бог велел уничтожить Израилю.

Оправдывает ли Библия войны?

Служит ли Божье повеление уничтожить хананеев оправданием войн в наши дни? Нет. По крайней мере по трем причинам.

▪ Ни один из народов не имеет сегодня особой благосклонности Бога. Когда израильтяне не признали Иисуса Мессией, они перестали служить представителями Бога, в том числе и как исполнители его приговоров (Матфея 21:42, 43). Иегова стал относиться к израильтянам, как ко всем остальным народам (Левит 18:24—28). С тех пор ни один народ не может претендовать на то, что Бог поддерживает его в войнах.

▪ Иегова больше не определяет, где будут жить его служители. Более того, его служители — это люди из всех наций и племен (Откровение 7:9; Деяния 10:34, 35).

▪ Иисус Христос четко показал, что его последователи не будут участвовать в войнах. Предупреждая о приближающемся нападении на Иерусалим, он велел своим ученикам спасаться бегством, что те и сделали, а не остаться, чтобы защищать свой город (Матфея 24:15, 16). Истинные христиане не берут в руки оружие, но полностью полагаются на Царство Бога, которое вскоре удалит с земли все беззаконие (Даниил 2:44; Иоанна 18:36).

На примере Раав видно, что любой человек может радовать Бога,— если только захочет

«Ханаанеи» и «Земля Ханаана» перенаправляются сюда. Для израильского движения 1940-х см. Ханаанизм . Чтобы увидеть фильм, см. Земля Ханаана (фильм) . Для использования в других целях, см. Ханаан (значения) .

Canaan
𐤊𐤍𐤏𐤍 ( финикийский )
כְּנַעַן ( иврит )
Χανααν ( Библейская греческий )
كنعان ( Arabic )

область

Крупнейшие ханаанские города-государства в бронзовом веке

Государства и народы

Ханаанские языки

Древняя история

Предшествовало предыстории

Ближний Восток

Шумер · Египет · Элам · Аккад · Ассирия · Вавилония · Митанни · Хетты · Морские народы · Анатолия · Израиль и Иуда · Аравия · Берберы · Финикия · Персия

Европа

Минойцев · Греция · иллирийцев · Argaric · Nuragic · Tartessos · Iberia · Кельты · Германцы · этруски · Рим · Славяне · Daco-фракийцы

Евразийская степь

Праиндоевропейцы · Афанасьево · индо-иранцы · Скифия · Тохары · гунны · хиониты · Турки

Восточная Азия

Китай · Япония · Корея · Монголия

Южная Азия

Цивилизация долины Инда · Ведический период · Махаджанападас · Империя Нанда · Империя Маурья · Период Сангама · Средние царства · Империя Гупта

Миссисипи и Оазисамерика

Адена · Хоупвелл · Миссисипи · Пуэблоанс

Мезоамерика

Ольмеки · Эпи-Ольмеки · Сапотеки · Микстеки · Майя · Теотиуакан · Империя тольтеков

Анды

Норте-Чико · Сечин · Чавин · Паракас · Наска · Моче · Лима · Тиуанако · Вари

Западная Африка

Дхар Тичитт · Уалата · Нок · Сенегамбия · Дженне-Дженно · Банту · Империя Гана

Юго-Восточная Азия и Океания

Вьетнам · Австронезийцы · Австралия · Полинезия · Фунан · Таруманагара

История мира · Древняя морская история
Протоистория · Осевой век · Историография железного века · Древняя литература Древние войны · Колыбель цивилизации

Затем следует постклассическая история

Изображение Ханаана в 1692 году Филиппа Ли

Ханаан ( / к eɪ п ən / ; Northwest семитский : kna’n ; финикийский : 𐤊𐤍𐤏𐤍 — Kenā’an ; иврит : כְּנַעַן — Kəná’an , в Pausa כְּנָעַן — Kənā’an ; библейском греческий : Χανααν — Khanaan ; арабский : كنعان — Kan’ān ) была семитоязычной цивилизацией и регионом на Древнем Ближнем Востоке в конце 2 — го тысячелетия до нашей эры . Название Ханаан встречается на протяжении всей Библии , где оно соответствует Леванту , в частности, областям Южного Леванта, которые составляют основу повествования Библии: Финикии , Филистимии , Израилю и другим народам.

Слово ханааниты служит универсальным этническим термином, охватывающим различные коренные народы — как оседлые, так и кочевые скотоводческие группы — в регионах южного Леванта или Ханаана. Это, безусловно, наиболее часто используемый этнический термин в Библии. В Книге Иисуса Навина хананеи включены в список народов, подлежащих истреблению , а затем описаны как группа, которую израильтяне уничтожили. Библеист Марк Смит отмечает, что археологические данные свидетельствуют о том, что «израильская культура в значительной степени пересекалась с ханаанской культурой и происходила от нее … Короче говоря, израильская культура была в значительной степени ханаанской по природе». Имя «Хананеи» засвидетельствовано много веков спустя как эндоним людей, позже известных древним грекам с ок. 500 г. до н.э. как финикийцы и после эмиграции ханаанцев в Карфаген (основанный в 9 веке до нашей эры), также использовался в качестве самоназвания пуниками ( чанани ) Северной Африки во время поздней античности .

Ханаан имел существенное геополитическое значение в позднем бронзовом веке периода Амарны (14 век до н.э.) в районе , где сферы интересов из египтянина , хеттские , Митанни и ассирийская Empires сходились. Большая часть современных знаний о Ханаане происходит из археологических раскопок в этой области в таких местах, как Тель-Хацор , Тель-Мегиддо , Эн-Эсур и Гезер .

Территория распространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Идёт от культуры первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, до княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины.

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях храниться очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Квигли относит Ханаанскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически

Борьба с ханаанскими народами приводит евреев к государственному устройству, разделение царств и противодействие культурным началам Ассирии, Вавилона и Финикии — возбуждают развитие пророческой цивилизации Израиля. (Данилевский)

Слово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила страна, простирающаяся на запад от Иордана.

Территория расространения Ханаанской цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

Название Ханаан, часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. В аккадских текстах для обозначения Ханаана (Кинаххи) использовалось хурритское слово kinakhny-красный. Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (ХIV в. до н.э.).

После спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться. По пути к реке Египетской один из четырёх сыновей Хама Ханаан увидел землю Ливана, которая ему понравилась. И тогда Ханаан не пошёл в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана».

Ханаана предостерегали от этого шага дед его Ной и отец его Хам (Ной даже проклял его)

Но Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан. У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, — как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племён.

Среди ханаанейских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, — мореходы, купцы, кораблестроители. Но уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам). Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели 1-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

Археологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.

До завоевания Ханаана еврейскими племенами был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи. Из-за неудобного расположения — между Междуречьем и территорией Древнего Египта, которые были больше по площади и плодородней — на территории Ханаана ни разу не сформировалось государство достаточно сильное, чтобы вести активную завоевательную политику.

По преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родную Месопотамию и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

В Ханаане находился «культурный круг» пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.

Хаибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, «землю обетованную»; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н.э.). Во времена Веспасиана и его сына Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство.

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. За пределами Ханаана (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городе, находившемся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А в другом, по соседству, мог господствовать сирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями. туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся.

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими.

По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвященные. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.

Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы

Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

++++++++++++++++++++

Ханаан (финикийск. kĕnaʿan‎‎) — западная часть Плодородного полумесяца. Это имя в древности носила собственно Финикия, а в библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. Ханаан является родиной алфавита, легшего в основу греческой и латинской систем письма.
Ханаан был завоеван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н. э.. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (около 1029—928 гг. до н. э.).
По одной из версий, слово Ханаан означает низменность; вначале так называлась низменная полоса вдоль Средиземного моря, где жили хананеи в узком значении этого слова. По другой версии слово «Ханаан» означает «страна пурпура». В ср. аккад. kinaḥḥu «пурпур». Название «финикиец» встречается уже в древнеегипетских папирусах середины III тысячелетия до н. э. в форме «фенех»; это название древние греки превратили в слово «фойникес» (φοῖνιξ — красный, багряный). Отсюда произошло название страны.
Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам, жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Пурпур — краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских брюхоногих моллюсков — иглянок. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков.
Изготовление пурпура являлось самым прибыльным промыслом Финикии и велось с большим размахом, о чём свидетельствуют сохранившиеся отходы производства. Так, в окрестностях Сайды в 1864 году была найдена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. По подсчётам исследователей, здесь содержалось свыше 200 тысяч кубометров раковин. Главными центрами пурпурной промышленности стали Тир и Сидон, но самыми красивыми считались ткани из Тира. Они же были и самыми качественными — их можно было стирать и подолгу носить, краска не линяла и не выгорала на солнце.
Тирский пурпур ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости и дефицита красителя. Из 1 килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 граммов красящего вещества. А для окраски 1 килограмма шерсти требовалось примерно 200 граммов пурпурной краски, то есть более 3 килограммов красителя-сырца. Чтобы получить такое количество красителя, нужно было добыть не менее 30 тысяч моллюсков. Поэтому пурпурные ткани всегда оставались предметами роскоши. Так, в Риме, во времена правления императора Августа, килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тысячи денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена поднялась до 50 тысяч денариев. Пурпурный шёлк стоил ещё дороже — 150 тысяч денариев за 1 фунт, или, в пересчёте на современную валюту, 28 тысяч долларов . В начале нашей эры ткани, окрашенные чистым пурпуром были объявлены в Риме исключительной привилегией императоров. Остальным одежду из таких тканей носить запрещалось под страхом смерти.
Легенда гласит, что когда-то на берегу Средиземного моря одна собака разгрызла раковину моллюска мурекса. Тотчас её пасть окрасилась в пурпурный цвет. Её хозяин заметил это, и с тех пор пурпуром (выделением особых желёз мурекса, краснеющим на свету) стали окрашивать дорогие ткани. Тысячам рабов приходилось изо дня в день нырять за молюсками в море. Другие рабы выдавливали их, растирали с солью и подвергали дальнейшей переработке, состоявшей из многих операций. Добытое вещество вначале было белым или бледно-желтым, но под действием воздуха и солнечного света постепенно становилось лимонно-желтым, затем зеленым и, наконец, приобретало великолепную фиолетово-красную окраску.
В аккадском языке слово kinnatu означает «опущение, наклон(ение), углубление, погружение; сгибание, нагибание»; др.-греч. γνάμπτω — «сгибать, склонять, заставлять», κάμπτω — «гнуть, сгибать», γόνῠ — «колено»; в русском — гнуть.
Трудно отдать предпочтение одной из версий образования слова Ханаан. Это может быть и прибрежная низменная полоса вдоль Средиземного моря (kinnatu «опущение, углубление»), так и «страна пурпура» (ср. аккад. kinaḥḥu «пурпур» < kinnatu «опущение, погружение» — ныряние за молюсками). Легенда с собакой тоже имеет под собой основание, у этой легенды явно греческий след. Греч. κῠνός «собака» (аккадск. kalbu «собака»). Не будем забывать и об оттенке некоторых красок из молюска (греч. κυανός (сyan) «голубой, небесный»). Секрет выделки античного пурпура был утрачен при падении Константинополя в 1453 году. Примерно через двести лет после этого произошла серия переоткрытий искусства античного пурпура. Первооткрывателем нового времени стал, по-видимому, англичанин Уильям Коул (William Cole) из Бристоля уже в 1684 году, затем секрет был вновь открыт итальянцем Бартоломео Бизио (1791—1862) из Венеции в 1832 году и французом Феликсом Жозеф Анри Лаказ-Дютье (1821—1901) в 1858 году. Между двумя последними завязалась дискуссия на тему о библейском голубом. Бизио, видимо, получил пурпур из одного вида моллюсков и пурпурно-голубой оттенок из другого и счёл этот второй библейским голубым, в то время как Лаказ-Дутье настаивал, что это получается только пурпур. Некоторые авторы поддерживали Бизио, но господствующими стали взгляды Лаказ-Дутье.
© TrueView

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *