Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий. Однако для того, чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить достойно­го человека, который оправдает надежды и чаяния родите­лей, потребуется немало сил, умений и терпения. Очень важ­но, изучив накопленный человечеством опыт в этой области, внести необходимые коррективы в свою жизнь, чтобы в бу­дущем стать счастливыми родителями здоровых детей.

Здоровье будущего ребенка, его нормальное развитие и сча­стье родителей во многом зависят от того, будет ли малыш же­ланным, а его появление на свет — заранее продуманным и запланированным. Нет ни одной женщины, которая не меч­тала бы о счастье материнства, и каждая из них хотела бы, чтобы этот период в ее жизни — таинство сотворения будуще­го человека — был самым светлым и праздничным (рис. 47).

Главное условие рождения полноценного ребенка — здоро­вье родителей перед зачатием, во время него, а женщины — и при вынашивании плода. Следует знать, что любые болезни родителей и, прежде всего, матери, оказывают влияние на внутриутробное развитие ребенка. Крайне неблагоприятно для развития плода, если родители злоупотребляют алкоголем или принимают наркотики. Так же отрицательно на здоровье ре­бенка может сказаться курение будущей матери.

Готовясь к беременности, необходимо выявить и устранить возможные очаги инфекции. Например, внутриутробное

Рис. 47. Здоровье родителей — главное условие рождения здорового ребенка

заражение ребенка возможно из-за больных зубов, синусита, гайморита, тонзиллита, бронхита, цистита, воспалительных заболеваний половых органов.

Особого внимания требуют женщины, страдающие одним из следующих заболеваний:

тяжелый врожденный или приобретенный п0р0К серд­ца с явными признаками нарушения кровообращения; тяжелое течение гипертонической болезни;

  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью; хроническая почечная недостаточность и другие забо­левания почек;

тяжелые заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, надпочечников);

  • онкологические заболевания;

  • сильная близорукость, осложненная отслойкой сетчат­ки;

  • некоторые вирусные и паразитарные инфекции (крас­нуха, корь, токсоплазмоз и др.).

Следует заметить, что в настоящее время ученъ1ми разра­ботаны комплексные методы лечения беременных, страдаю­щих пороками сердца, сахарным диабетом, туберкулезом и другими заболеваниями, что позволяет уменьшить или устра­нить неблагоприятное влияние болезни матери на плод. В спе­циализированных родильных домах (или отделениях) боль­ные женщины при соответствующей подготовке к беремен­ности и лечении во время нее рожают здоровых детей.

Особая миссия каждого человека связана с продолжением рода человеческого. Вопрос грамотного планирования семьи в настоящее время достаточно актуален. Одним из неблагопри­ятных факторов, разрушающих здоровье женщины, является аборт — искусственное прерывание беременности. Каждая про­цедура такого рода отрицательно сказывается на здоровье жен­щины и на будущей беременности. Самыми распространенны­ми последствиями прерывания беременности являются воспа­ление детородных органов и бесплодие женщины.

Одним из средств грамотного планирования семьи являет­ся контрацепция (от новолат.contraceptio— противозачатие) — предупреждение беременности механическими, хими­ческими, гормональными и др. противозачаточными сред­ствами и способами. Контрацепция — это не только защита от нежелательной беременности, но и путь к сохранению ва­шего здоровья и рождению здорового ребенка тогда, когда вы этого захотите.

Одной из самых популярных является механическая кон­трацепция с помощью презерватива, которая позволяет в большинстве случаев не только избежать нежелательной бе­ременности, но и предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией, передающейся половым путем.

Спермицидная активность химических средств контрацеп­ции (мазей, кремов, вагинальных таблеток, вагинальных суп­позиторий) заключается в угнетении подвижности спермато­зоидов, тем самым, создавая препятствие для их проникно­вения в яйцеклетку. Однако применение спермицидов требу­ет соблюдения определенных правил, в частности, необходи­мости учитывать время действия препарата, активность ко­торого постепенно снижается, вплоть до полного исчезновения, что требует повторного использования препарата.

Гормональные препараты действуют по-разному, в зависи­мости от их состава. Комбинированные оральные контрацеп­тивы (КОК) подавляют овуляцию (т.е. препятствуют созре­ванию и выходу яйцеклетки). Кроме того, они сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходи­мой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую обо­лочку матки, и оплодотворенная яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблеток, со­держащих только прогестин в небольших количествах) дру­гой. Они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодот­воренной яйцеклетки в матке.

Однако гормональная контрацепция требует внимательного подхода к применению. Подбор препаратов для гормональной контрацепции осуществляет только врач, который обязатель­но учитывает все показания, противопоказания и ограничения к использованию гормонов у данной женщины. Таблетки при­нимаются по специальной схеме, которой нужно строго при­держиваться, что и обеспечит надежный контрацептивный эффект. Непосредственно после родов гормональная контра­цепция не назначается, поскольку нежелательно присутствие высокой концентрации гормонов в грудном молоке, да и есте­ственный уровень гормонов после родов изменяется.

Отдельного внимания заслуживает внутриматочная кон­трацепция, которая заключается во введении в полость мат­ки спиралей. Спираль выполняет роль инородного тела в по­лости матки, препятствуя имплантации в ней яйцеклетки. У данного метода контрацепции, несмотря на его достаточно высокую эффективность, существует ряд ограничений к при­менению. В частности, не рекомендуется внутриматочная контрацепция нерожавшим женщинам, а также женщинам, страдающим бактериальным вагинозом и кольпитом. Кроме того, внутриматочная контрацепция требует регулярного кон­троля со стороны лечащего врача и своевременного удаления спирали из полости матки.

Одним из факторов, влияющих на здоровье ребенка, явля­ется возраст будущих родителей. Данный фактор включает в себя два аспекта: физиологический и социальный. Первый аспект связан с тем, что организм будущих родителей окон­чательно формируется в среднем к 20 — 25 годам. Более мо­лодые родители рискуют здоровьем своих будущих детей, т.к. возрастает процент рождения недоношенных детей и воз­никает угроза смертности в первый год жизни.

Второй аспект связан с социальным положением родите­лей. Более зрелый возраст родителей — гарантия того, что условия жизни ребенка будут лучше, чем у родителей, толь­ко что вышедших из подросткового периода и не добивших­ся финансовой и социальной самостоятельности. Лучше, ко­нечно, если ребенок родится, когда семья достигнет опреде­ленной материальной независимости и стабильности.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково главное условие рождения здорового ребенка?

2. Назовите факторы негативного воздействия на внутриутробное развитие ребенка.

3. Какие заболевания женщины представляют угрозу для буду­щего ребенка?

4. В чем опасность искусственного прерывания беременности?

5. Что является средством грамотного планирования семьи?

6. Как возраст родителей влияет на здоровье будущих детей?

Дружная и крепкая семья, члены которой всегда поддерживают друг друга, – это обязательное условие для гармоничного развития личности ребенка. Если же взаимоотношения между детьми и родителями становятся натянутыми или полностью нарушаются, увеличивается риск возникновения психических и психосоматических расстройств. Ребенок становится тревожным и беспокойным, у него замедляется физическое и интеллектуальное развитие. Таким образом, от атмосферы в семье здоровье детей зависит напрямую.

Что может негативно повлиять на здоровье детей

Конфликты между родителями. Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых детских страхов. Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека. Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение. Также страдает и физическое здоровье малыша: у него могут появиться любые психосоматические расстройства.

Гипоопека. Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать нарушениями сна и заиканием. У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.

Двигательные нарушения. У детей, растущих в неблагополучных семьях, часто наблюдаются нервные тики, нарушения походки, псведоэпилептические реакции, торсионная дистония. Все названные расстройства наносят значительный вред здоровью.

Кожные реакции. Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ. Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции. При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии и здоровье важнейших органов.

Нарушения речи. У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем. Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком. Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку. Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения. Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями. Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей

Физическое воспитание ребенка в семье

Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т. п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

Физические упражнения

Задания и объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо бодрым голосом» и тут же показывать все движения.

Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например: «птичка», «кошка», «паровоз».

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами,— изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка.

Количество повторений движений для дошкольников обычно колеблется от 2—3 до 10.

После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30—60 с).

Средние значения показателей двигательной активности детей за полный день — объем 17 000 движений; интенсивность 55-65 движений в минуту

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка.

Режим дня дошкольника

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.

Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера.

Питание. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — на ужин.

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее.

В летнее время дети могут находится более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

Компьютер:»за» и «против»

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

«+» — Достоинства компьютера:

· Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация;

· В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей;

· При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления (мышления без опоры на внешние предметы);

· Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций;

Детям 3-4 лет не стоит сидеть у компьютера больше 20 минут, а к 6-7 годам это время ежедневной игры можно увеличить до получаса.

«-» — Недостатки компьютера:

· Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а так же отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей.

· И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми и живя в реальном мире.

Как сохранить зрение ребенка?

Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп.

Правило 3. Следите за его осанкой — при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое и провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.

Правило 4. Не допускайте, чтобы ребенок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив и не ближе трех метров.

Правило 5. Не читать лежа и как можно меньше при искусственном освещении.

Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в темной комнате нежелательно.

Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет — 1 час в день или два подхода по 40 минут.

Правило 8. Про игры на сотовом телефоне лучше забыть.

Правило 9. Ежедневно делайте вместе Гимнастику глаз – превратите эту процедуру в увлекательную игру!

Комплекс упражнений для глаз

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любимыми игрушками ребенка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой движения глаз.

· Жмурки. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

· Близко-далеко. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет1 — 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

· Лево-право. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

· Диагонали. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево — вверх — направо — вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.

Следите за своими глазами. Мир так прекрасен, особенно если мы его видим..

Подготовила воспитатель по физическому воспитанию — Куксина Л.А.

500-ГРАММОВЫЙ МАЛЫШ

Все наследственные болезни подразделяются на хромосомные и генетические. Ген — это составляющая хромосомы. Соответственно, когда у человека повреждены хромосомы, страдает сразу много генов. В этом случае заболевание называется хромосомным. Генетические повреждения, в некотором смысле, более мелкие, ведь поломка происходит в отдельно взятом гене (их 23 тысячи). Но в целом наследственные заболевания составляют всего один процент от всех человеческих болезней.

За последние годы наследственные заболевания не стали встречаться чаще. Но и реже, что печально, тоже. Хотя по пренатальной (дородовой) диагностике ведется большая работа.

Кстати, в России она была начата именно в Петербурге в 1987 году, когда была создана наша лаборатория. До этого момента пренатальной диагностики в стране просто не существовало.

Сначала мы проводили исследования плода, начиная лишь с 12–13 недель беременности. А современные технологии позволяют изучать его уже в первом триместре беременности (он длится до 13-й недели: в этот период зародыш стремительно развивается. — Ред.). Более того, при зачатии в пробирке мы уже на третий-четвертый день развития зародыша можем изучить его генетические и хромосомные особенности и дать рекомендации: можно подсаживать этот эмбрион женщине или нет. Но это касается только зачатия через ЭКО. При естественном зачатии закончить диагностику основных заболеваний мы должны к 22 неделям беременности. К этому сроку плод уже весит примерно 500 граммов и считается жизнеспособным.

70 ПРОЦЕНТОВ ВЫКИДЫШЕЙ — «ДАУНЯТА»

Бывает, что беременность самопроизвольно прерывается в первом триместре. В 70 процентах таких случаев потерянный плод был с генетическими нарушениями. Обычно с болезнью Дауна.

Вообще это заболевание встречается чаще всего. Из каждых 800 рожденных малышей — один с синдромом Дауна. Поэтому в первом триместре беременности женщины делают специальный скрининг, чтобы выявить риски рождения такого малыша на ранних сроках. Помимо синдрома Дауна, в 12 недель беременности проверяют ребенка на синдром Патау (при этом заболевании наличие лишней хромосомы приводит к множественным дефектам нервной системы и головного мозга) и синдром Эдвардса (для него характерны пороки развития, несовместимые с жизнью).

БОЛЕЗНИ НЕ РЕГИОНОВ, А НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Нельзя сказать, что в Петербурге какие-то заболевания встречаются чаще остальных. Картина по стране в целом одинакова. Нет генетических отклонений, связанных с конкретным регионом проживания. Но есть заболевания, связанные с национальностью. К примеру, существует армянская болезнь (при ней нарушается метаболизм и часты отеки). Есть генетические заболевания, к которым склонны евреи: синдром Канавана (такие дети примерно в два года начинают забывать навыки, которым научились ранее, а потом умирают), синдром Блума (больные особенно подвержены заболеваниям дыхательных путей), кистозный фиброз (заболевание, при котором вырабатывается густая слизь, и она накапливается в основном в пищеварительном тракте и в легких; это способствует развитию хронических легочных инфекций, а также является причиной задержки роста). А вот, например, у русских национальных генетических заболеваний нет (потому что они избегали близкородственных браков. — Ред.).

ЗАГАДКА АУТИЗМА

К заболеваниям, которые возникают из-за повреждения единственного гена, относятся, например, болезнь Хорея Гентингтона, миодистрофия Дюшенна, гемофилия и синдром умственной отсталости (эти болезни еще называют моногенными).

С некоторыми из них можно бороться. Другое дело, что не для каждого заболевания ученые разрабатывают лекарство — это зачастую просто невыгодно. Например, есть редкие болезни, от которых страдает один человек на 100 тысяч населения. Другое дело — болезни, которые встречаются чаще. Возьмем, к примеру, фенилкетонурию (это нарушение обмена веществ, при котором ребенок начинает сильно отставать в развитии. — Ред.). Если диагностировать ее сразу после родов (а у наших новорожденных берут кровь на анализ прямо в роддомах), то ребенку сразу назначают строгую диету, чтобы убрать из питания аминокислоту фенилаланин. У детей с фенилкетонурией ее непереносимость. Из-за этого фенилаланин буквально травит мозг малыша и, конечно, он начинает сильно отставать в умственном развитии. А если мы уберем из питания ребенка эту аминокислоту, он вырастает совершенно полноценным. Но начинать диету надо сразу же после рождения. Если в первый год жизни ребенку с фенилкетонурией не скорректировать питание, его мозг погибнет. При этом, с годами можно делать некоторые послабления в питании, но лет до 10 придерживаться диеты нужно очень строго. Например, нельзя есть пищу с высоким содержанием белка, яйца, орехи, колбасы и шоколад.

Еще одно заболевание, которое можно остановить, если узнать о нем вовремя — это муковисцидоз. Он относится к самым часто встречающимся моногенным нарушениям. Каждый 60 человек в России — носитель муковисцидоза (это означает, что сам он не болеет, но его ребенок может родиться больным. — Ред.). Это тяжелая болезнь, для которой характерны поражения тканей, расстройство пищеварительной и, нередко, дыхательной систем. Больные муковисцидозом дети умирают от непрекращающихся заболеваний легких. Универсального лечения в мире пока не существует, но мы лечим симптомы. Например, изобретены мощные препараты, которые не дают развиться сильной легочной патологии. Если муковисцидоз проявится не в первые годы жизни ребенка (такое тоже бывает), родители могут успеть укрепить его иммунитет и дыхательные пути. Главное, узнать вовремя.

Кроме перечисленных мною заболеваний, генетическую основу имеют алкоголизм, наркомания и игромания. Зато аутизм не имеет отношения к генетике, хотя раньше считалось иначе. Многочисленные исследования не выявили гена, ответственного за развитие аутизма. Он просто почему-то однажды возникает. У меня есть знакомый, который до 10 класса был обычным, очень развитым мальчишкой. А потом в одночасье начал бояться выходить из дома и общаться с людьми. Сейчас ему 47 лет, и он разговаривает только с матерью.

КАК ПРОВЕРИТЬСЯ?

Сегодня технологии позволяют будущим родителям заранее подумать о здоровье своего малыша. Еще до зачатия ребенка можно сделать анализы, чтобы выявить свои скрытые генетические нарушения. Ведь люди, даже не подозревая, могут быть носителями поломанного гена, который находится в рецессивном состоянии. Но когда женщина с таким нарушенным геном встречается с мужчиной, у которого проблемы с этим же геном, их ребенок с большой вероятностью получит соответствующее наследственное заболевание.

Также можно проверить свой набор хромосом. В зависимости от возможностей лаборатории сдается кровь, соскоб с внутренней поверхности щеки или слюна. Если есть скрытые хромосомные нарушения, то зачинать ребенка опасно — высок риск, что он будет больным.

Кроме этого, до зачатия ребенка потенциальные родители могут провериться на носительство мутантных генов муковисцидоза, фенилкетонурии, дистрофии Дюшенна (при ней развивается мышечная слабость, человек перестает двигаться; болезнь деформирует скелет и поражает сердце), болезни Верднига-Гоффмана (она приводит к атрофии мышц ног, спины, диафрагмы).

Помимо этого, генетические корни имеет эндометриоз, дефекты заращения нервной трубки плода, склонность к гестозу, сахарному диабету, тромбофилии, остеопорозу и бронхиальной астме. Если вовремя выявить риски этих заболеваний у ребенка, их можно минимизировать образом жизни или препаратами. К примеру, склонного к диабету малыша нельзя закармливать сладким и нужно беречь от стрессов, особенно в подростковом возрасте. Сильное потрясение может стать «спусковым крючком» для заболевания.

И, конечно, не следует пренебрегать возможностями пренатальной диагностики во время беременности. Сейчас технологии позволяют выявить генетические нарушения на ранних сроках. Многие врожденные болезни вполне операбельны — перинатальная хирургия у нас на высоте. К примеру, незаращение передней брюшной стенки, многие аномалии сердца, почек и скелета сейчас успешно лечат. Беременную направляют рожать в роддом, специализирующийся на хирургии плода и новорожденного. Там ее ждут не только акушеры, но и хирурги. Новорожденного сразу же оперируют, и затем он живет совершенно полноценно. Такая же история с заячьей губой. Ее легко исправляют, хотя и до сих пор некоторые женщины избавляются от плода с таким заболеванием (но совершенно здорового в остальном). Пороки сердца тоже оперируют очень успешно. Повторюсь, главное — выявить болезни вовремя.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *