Ж. В. Савельева

ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Ключевые слова: здоровье, болезнь, социология здоровья и болезни, социальная проблема.

В статье рассматриваются здоровье и болезнь как объект исследования неклассической социологии. Показываются принципиальные различия между социологией медицины и социологией здоровья и болезни.

Keywords: health and illness, medicine, sociology of health and illness, social problem.

В последнее десятилетие обострился интерес к социологии здоровья и болезни как самостоятельной области знания, имеющей принципиальные отличия от социологи медицины. Данный интерес обусловлен отказом от понимания здоровья исключительно в медицинском ключе с акцентом на патологии и медицинских способах лечения. Новая социальная парадигма здоровья является актуальной в условиях перехода модели болезни от инфекционной к хронической, от экзогенной к эндогенной, где важнейшую роль играют вопросы профилактики, образа жизни и превентивной политики по охране здоровья.

В представленной работе приведены результаты теоретического исследования специфики интерпретаций концептов «здоровье» и «болезнь» с позиции неклассического направления в социологической теории.

Здоровье и болезнь как социальная проблема имеет не столь длинную историю по сравнению с тысячелетней историей здоровья как индивидуальной ценности. Различия индивидуальной и социальной составляющей проблемы здоровья имеют в данном исследовании принципиальное значение не только по причине социологичности предмета исследования, но и в связи с усилившимися процессами радикальной либерализации, провозглашаемой теоретиками постмодернизма, когда происходит возврат к домодерной системе ценностей и ответственность за здоровье вновь переходит в статус личной, а не социальной проблемы. Поэтому необходимо четко определить понятие «социальная проблема» в том смысле, который мы вкладываем в него в последующих рассуждениях.

Социальные проблемы как вопросы, за решение которых общество берет на себя ответственность, существовали не всегда. В западно-европейской культуре до середины XIX в. «социальные проблемы» как устойчивое словосочетание не использовалось . Исторически первой социальной проблемой для науки об обществе является неравное распределение богатства, бедность или (в более узком значении) вопрос об отношениях между рабочей силой и капиталом. Постепенно круг вопросов, стоящих перед обществом и социологией и требующих решения, расширяется; размышления о проблемах всеобщего значения характеризуются тенденцией определять и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, принимать решения изменить эти условия.

Э.Этциони, анализируя данный процесс, предлагает в качестве ключевого термина «социальное руководство» (стратегии социального изобретения проблемы), подчеркивая, что социальные проблемы -это прежде всего идеи, которые рассматриваются людьми как условие или ситуация, которую можно улучшить .

Долгое время разные несчастья, в том числе и болезни, рассматривались в теологическом контексте. Лишь общество Модерна с идеей управляемо -сти, рационализации социального создало веру в то, что социум может мобилизовать свои ресурсы на борьбу с этими несчастьями. Этциони показывает, как в зависимости от исторической эпохи различались определение масштаба проблемы, степень необходимости действий по ее разрешению, способы социального руководства. Таким образом, Этциони выявляет в феномене «социальные проблемы» не только объективную сущность, но и субъективную составляющую, объясняя, что он порождаются определенной эпохой, и для того, чтобы решаться, сначала должен сформироваться в представлениях людей, в их определениях того, какие ситуации, условия, состояния считать опасным для общества. Схожие замечания о наличии субъективной составляющей (в форме осознания угрозы) встречаем у социологов А.Грина и Р.Нисбета. Историк социологии Грин считает, что социология и ее главный предмет исследования — социальные проблемы — не могли появиться до формирования совокупности идей равенства, природного совершенствования человека, изменяемости социальных условий и гуманизма. Нисбет объясняет появление социальных проблем расширением и институционализацией чувства сострадания, а также сменой теологического мировоззрения светским, рационалистическим с преобладанием представлений о потенциальной подконтрольности процессов жизнедеятельности общества .

Общество модерна, капитализм рационализируют и ситуации, связанные со здоровьем человека, которое в условиях логики рынка становится важным фактором производительности труда; население рассматривается как ресурс для экономического роста: «здоровье цивилизации стало одной из экономических норм индустриального общества» . Этому сопутствует бурное развитие медицины в

качестве научного знания, которая с конца XVII в. начинает переистолковывать неработоспособные отклонения с медицинской точки зрения: например, уныние, стыд, страх, ужас, гнев, самоубийство, убийство, воровство стали объясняться формами душевной болезни. Душевное здоровье в XVIII в. начинает совпадать с социальным конформизмом, болезнь — с отклоняющимся поведением, что Т.Сас называет процессом «медицинской концептуализации социальных проблем» . Медицина дисциплинирует (М.Фуко) здоровье и болезни, отодвинув традиционную заботу семьи, религии, знахарей-врачевателей. Выражаясь терминологией конструкциониста Дж.Беста, медицина приватизирует социальную проблему здоровья и болезни и становится ее собственником .

«Медицинская модель — это классическая модель медицинской деятельности, в рамках которой самоидентичность врачей (в качестве субъектов действия) и пациентов (в качестве объектов врачевания) достаточно полно раскрывается в свете монодисцип-линарного медицинского знания. В основе влиятельности медицинской модели лежит фундаментальное для современной культуры пред-понимание… которое наделяет врачебное сословие особого рода полномочиями по защите от болезней и оказанию помощи страдающим людям» . Медицинское знание концентрируется на факторах внешней среды, внешних причинах болезни, что соответствует биомедицинской модели болезни, основанной на теории возбудителя (инфекция, бактерия), эпидемиологической теории (битва агента и окружения) и ряде др. Биомедицинская трактовка определяет здоровье механистически, физи-калистски — через отсутствие патологии, опираясь на три аксиомы: 1) болезнь — это поломка тела и отклонение от нормы, которые необходимо исправить; 2) болеет тело, а не разум, поэтому пациент рассматривается не как целостная личность, а как больное тело, которое надо лечить, пациент не ведает, что происходит с его телом; 3) единственные специалисты в области здоровья и болезни — это медики. Специфика биомедицины по Гидденсу — в использовании двух методов лечения: медикаментозного и хирургического (зачастую излишнего, согласно П. Лоуренсу), в рассмотрении тела как механизма, консервации асимметричной модели взаимоотношения врача и пациента . Подход с медицинским уклоном называют биомедицинским, нормо-, патоцентристским или эволюционно-биологическим.

Примерно за два века биомедицинская система стала доминирующей. Авторитету медицины, вере в ее безграничные возможности способствовала успешная и низкозатратная борьба с острыми инфекционными заболеваниями (изобретение вакцин и антибиотиков), позволившая значительно увеличить продолжительности жизни трудоспособного населения. Этот процесс сопровождался становлением науки в целом как главной характеристики общества современности, а также институциональным оформлением здравоохранения. Государство в этот период берет на себя ответственность за улучшение условий жизни индивидов и ставит под контроль широкий спектр вопросов, влияющих на здоровье (канализация, дороги, процедура деторождения, похороны, производство скота и т.п.).

«Эйфория от достижений медицины в XIX — первой половине XX в. способствовала во многом необоснованному перераспределению средств в пользу высоких технологий в ущерб «нетехнологичным” и «примитивным”, с точки зрения профессионалов, профилактическим мероприятиям»; последние же, по мнению Л.А.Дартау, являются сегодня единственным действенным средством при решении проблемы хронических неинфекционных заболеваний

С социально-критических позиций можно анализировать системы наук, предметный фокус которых интересовал нас с точки зрения классического подхода к исследованию здоровья (эпидемиология, гигиена, социальная медицина, психология, демография, биология, психология, педагогика, экономика, социология медицины). Данный анализ позволяет нам выразить критику в адрес социологии медицины.

Социология медицины и смежные с ней отрасли концентрируют внимание на институциональном уровне охраны здоровья и отталкиваются от биомедицинской модели, что сказывается в акценте на внешних факторах в развитии заболеваний, в постановке целей, задач, языке науки (который является более медицинским, нежели социологическим). Например, социология медицины оперирует категорией «заболевание», а не «болезнь», «населе-ние»/»популяция», а не общество, «пациент», а не «человек» (в отличие, например, от антипозитивист-ской антропологии здоровья и болезни). Социология медицины в большей степени отражает интересы медицины и даже определяется А.М.Анохиным как отрасль здравоохранения . Пресс биомедицинской модели выхолащивает социологическое из социологии медицины, в ее лоне не находится места собственно социологическим объяснениям болезни и картин мира больного.

По справедливому замечанию

Е.В.Дмитриевой, «социология медицины в своем анализе проблемы ограничена сферой интересов медицины и выполняет социальный заказ здравоохранения, в котором доминируют методы медицинской статистики и социальной гигиены, а язык науки и методы интерпретации материала, как правило, рассчитаны на врачей» . На недостаток социолого-медицинского подхода указывает и апологет отечественной социологии медицины А.В.Решетников, говоря о проблеме коренных изменений стереотипов и представлений о болезни, которые уже не укладываются в прежние теоретические концепции. По мнению Л.В.Карцевой и С.С.Кашуркиной социальная проблема здоровья исследуется именно социологической наукой, а не медициной, делающей объектом внимания его отсутствие .

Специалисты в области социологии здоровья (в частности, Е.В.Дмитриева) замечают, что исторически социология здоровья на раннем этапе, идя в одном русле с социологией медицины, определяла здоровье через заболеваемость и смертность. Показательно, что в главе «Становление социологии здоровья» коллективной монографии о социологии в

России, подготовленной и изданной в Институте социологии РАН, дается объективистская трактовка специфики социологического изучения здоровья. Здесь оно выступает «комплексным социально-

гигиеническим и экономическим показателем, который интегрирует демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояния медицинской помощи. » . Приведем другой пример медикализации научного дискурса социальной проблемы здоровья: из 123 докладов на Всероссийской конференции «Здоровье человека в XXI веке» вопросам организации здравоохранения была посвящена 1 статья, проблемам питания — 5, исследованиям социальных аспектов — 3, а медицинским вопросам — 114 публикаций .

Итак, в целом классическая, объективистская модель социологического прочтения здоровья находит свое воплощение в традиционных отраслях социологии, где здоровье и болезни исследуются с позитивистских позиций: медицина и здравоохранение рассматриваются как социальные институты, выполняющие определенные функции (социология медицины), анализируется социальная обусловленность некоторых болезней, их протекания и лечения (медицинская социология), обеспечивается социологическая методическая «подковка» медицинских кадров (социология в медицине). Такие социологии находятся на службе у медицины и дисциплинарной власти (М.Фуко) общества модерна для предупреждения эпидемий, легитимации мягких (по сравнению с домодерным периодом развития общества) технологий нормализации и контроля посредством дисциплины, карантина, карцера и т.п. С точки зрения классического взгляда социологии на медицину последнее определяется как естественная наука, которая производит объективное знание, базирующееся на выявлении закономерностей функционирования человеческого организма. Такое знание призвано выявлять патологии, средства лечения, методы профилактики заболеваний и поддержания здоровья человека. Болезнь в рамках позитивизма есть своеобразная дисфункция, мешающая индивиду выполнять социальные роли и осуществлять социальное взаимодействие в обществе. Ее устранением должен заниматься социальный институт здравоохранения. Именно в нем медицина получает институциональное оформление. Здравоохранение сегодня представляет собой сложную, многоуровневую систему, включающую амбулаторное, специальное обслуживание, больничные отделения, а также (с разной долей присутствия) государственные, муниципальные, частные учреждения, страховые компании.

Выражая неудовлетворенность медицикализа-цией социологии, Э. Гидденс указывает: «. здесь игнорируется важная роль, которое играют влияние общества и окружающей среды на характер здоровья и болезни» . Отечественные ученые, в частности Л.В.Фесенкова, А.Т.Шаталов также отмечают, что «проблема здоровья выходит за рамки собственно медицинского подхода и захватывает социокультурную проблематику и что только системный подход к здоровью человека соответствует требованиям современного менталитета» . Ю.М.Резник пишет, что позити-

вистский подход «с его удручающей логикой цифр и фактов имеет известные ограничения: игнорирование целостности природы человека; рассмотрение объекта в изоляции от субъекта познания; преобладание «объясняющей” модели познания; преимущественное использование количественных методов исследования и др.» . Согласимся с мнением Е.В.Дмитриевой о том, что «термин «социология медицины». ограничивает проблемное поле рамками медицины, в лучшем случае — здравоохранением. Индивид, его здоровье, представления, национальные и культурные традиции отношения к здоровью, образу жизни, социальному окружению упоминаются, но не являются фокусом исследований. Поэтому … использование терминов «социология медицины» и «социология здоровья» как равнозначных не только вносит некорректности в изучаемый предмет, но и сужает его» . Еще один аргумент не в пользу социологии медицины — трактовка ВОЗ по своей сущности не содержит медицинских категорий и не определяет здоровье через биологические функции организма.

Социология здоровья является неклассическим направлением в социологии. Она как форма его немедикализированных исследований обнаруживает себя в конце 80-х гг. XX в.: социология здоровья заявляет, что нельзя рассматривать здоровье в медицинских трактовках, пациента — как пассивного индивида, здоровье сводить к патологии, отклонениям в органах тела, а потребность в здоровье приравнивать к освобождению от болезни. Развитие социологии здоровья как нового, неклассического подхода к здоровью в социологии было сопряжено с развитием идей в философии, антропологии, социологии инвалидности, социологии тела и направлений символического интеракционизма, постмодернизма.

Социология здоровья отказывается от биомедицинской модели. Последняя критикуется за оправдание жертв ради науки. Процесс медицинского лечения рассматривается с позиции пациента, замечается, что «история медицины XX в. насыщена примерами недобровольного использования пациентов и здоровых лиц. в биомедицинских экспериментах и клинических испытаниях» . Новая гуманистическая модель, на которую опирается социология здоровья, настаивает на факте социальной обусловленности болезни, важности для лечения опыта болезни, немедицинского взгляда пациента, целостного подхода к болезни без отождествления больного тела с личностью. Признается, что альтернативная медицина имеет определенную ценность, лечение не обязательно должно предполагать лечение в больнице с использованием медикаментозных и хирургических процедур.

В новых условиях, по замечанию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.Д.Тищенко, конструкты биомедицинской, социальной, экзистенциональной модели здоровья и болезни становятся подвижны, не имеют метафизической устойчивости, происходит когнитивный сдвиг. Индивид идентифицирует себя, через коммуникации воспринимает образ здоровья и выбирает те или иные практики, предпринимая действия по заботе о

нем в подвижном контексте рыночной и государственной медицины, в широком спектре альтернативных медицин. Разнообразные модели «формируют своеобразную сеть. самоидентификаций. Поэтому событие врачевания в современную эпоху не может быть сведено к классическому представлению о врачующем действии, предполагающему точечную самоидентичность активного и знающего врача (субъекта) и объективированную в механизме тела самоидентичность страдающего пациента. Скорее, оно предстает как уникальная для каждого случая серия метаморфоз самоидентичностей страдающего и оказывающего помощь, их совместный дрейф в сети возможных самоидентификаций, которая наброшена эпохой как общее для них пространство жизненного мира» . Н.Фэркло отмечает, что медицина становится интердискурсивной, что проявляется в восприятии и использовании практик, которые до недавнего времени считались ненаучными, донаучными. Решетников указывает, что система ценностей и правил медицины попрана, их нарушение уже не считается девиацией . Ю.М. Резник настаивает на гуманитарном изучении здоровья, что означает «выявление смыслового содержания и символических форм обобщения, используемых людьми. в процессах дискурса и практического взаимодействия в сферах здоровья» .

Критическое осмысление роли медицины позволяет некоторым теоретикам заключить, что монополия медицины осталась в прошлом. В условиях позднего (Другого) модерна индивид становится ги-перлиберальным, гибким, дискретным и сам выбирает систему координат-ценностей, отказываясь от жестких стандартов. Государство в большей или меньшей степени снимает с себя ответственность (надзорно-нормализирующие властные функции) за здоровье индивида. Теперь пациент должен соучаствовать в процессе выбора методов лечения. Государство возлагает ответственность на человека, который должен сам беспокоиться о собственном здоровье, о профилактике своих заболеваний, о качестве потребляемых продуктов. Таким образом, здоровье во многом становится фактом личного выбора. В идеологические рамки данной позиции хорошо укладывается концепция самосо-хранительного поведения.

Новая модель указывает, что биомедицина не способна решать проблемы в условиях новой парадигмы болезней — хронических, неэкзогенных. По мнению

Э.Гидденса, новые психологические (прежде всего стресс, депрессия) и соматические (рак, артрит и др.) болезни промышленных стран приносят не меньше, а может быть, и больше страданий человеку, чем старые болезни в предшествующие эпохи и требуют особого подхода. Практически все исследователи сходятся во мнении об изменении структуры заболеваемости западной цивилизации, что проявляется в росте болезней онкологических, сердечно-сосудистых, внешних

(травмы, отравления). Это обстоятельство вызвало к жизни развитие теории факторов риска.

Если позитивистски ориентированный социоло-го-медицинский подход продолжает трактовать хроническое заболевание как временное состояние неспособности организма нормально функционировать, которое обусловлено несовершенством разума и науки,

то неклассический подход социологии здоровья способен уловить, что патология уже не временное препятствие, а долгие страдания тела от хронических заболеваний. В таких условиях, по мнению Тищенко, логика войны должна смениться логикой мирного сосуществования с болезнью, от успешности «переговоров» с которой, настроя и активности пациента зависит выздоровление, что перемещает акцент на пациента: медик не в состоянии изменить образ жизни пациента, он может лишь дать рекомендации по нормализации состояния.

Однако оговоримся, что радикальная форма новой модели имеет, на наш взгляд, ряд недостатков, в силу чего не принимается нами полностью. Во-первых, точка зрения постмодернистов и неолибералов спорна в вопросе, становится ли индивид более свободным в условиях ухода государства из системы здравоохранения в свете развития бизнеса и неизбежного навязывания болезней для продвижения медицинских товаров и услуг (в форме избыточной диагностики, преувеличения значимости патологии, убеждения в необходимости лечения какого-либо естественного состояния, например синдрома беспокойных ног и т.п.) Во-вторых, постмодернистская позиция, несмотря на критику идеологии модерна и метанарративов (науки, прогресса, медицины), сама оперирует идеологемами. Ярким примером тому статистический конструкт, тиражируемый СМИ и многими учеными о том, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от экологии и наследственности, 10% — от медицины. Баланс ответственности, заключенный в данных процентах, несет весьма четкое коннотатив-ное значение: человек преимущественно сам виноват в своих болезнях, он должен сам себя сохранять. В-третьих, идея, заложенная в постмодернизме о множественности истин, дискурсов, дискретных реальностей, содержит, с одной стороны, латентную реакционную составляющую, которая выражается в росте индивидуализации, обособления, клановости и даже фашизма, с другой — снимает вопрос о манипуляторах и ответственности государства, экономических структур в сфере охраны здоровья. Таким образом, постмодернистский взгляд на здоровье идеологичен, так же как и на другие сферы общества , он легитимирует невмешательство государства в сферу здоровья, которое превращается в поле по рентабельному производству рисков. В структуре индустрии здоровья отчетливо виден рост таких сегментов рынка, как медицинские услуги и фармацевтика: количество аптек и частных клиник за последние годы многократно возросло. Однако данный рост не влечет за собой повышения культуры здоровья населения, социологи, напротив, констатируют ее снижение, указывают на ухудшение показателей и негативные тенденции в области качества здоровья.

Итак, классический взгляд социологии на медицину определяет ее как естественную науку, которая производит объективное знание, базирующееся на выявлении закономерностей функционирования человеческого организма. Такое знание призвано выявлять патологии, средства лечения, методы

профилактики заболеваний и поддержания здоровья человека. В позиции объективистской школы социологии медицины присутствует сциентистская уверенность в возможности устранения всех болезней. Классический для социологии подход сосредоточивает внимание на обусловленности общественного здоровья факторами социально-экономического, образовательного, экологического порядка. Болезнь есть своеобразная дисфункция, мешающая индивиду выполнять социальные роли и осуществлять социальное взаимодействие в обществе. Ее устранением должен заниматься социальный институт здравоохранения.

Неклассическое направление в форме социологии здоровья в меньшей степени выражает интересы медицины и наиболее близко подходит к здоровью и болезни как к феномену, имеющему социальную обусловленность. Социология здоровья призвана исследовать модели, стратегии поведения, коммуникации индивида в сфере здоровья. Здесь медицина рассматривается как субполе социального пространства, имеющее внутреннюю логику, а здоровье и болезни -как элементы явлений социокультурного порядка, вкрапленные в гендерные, религиозные, политические, экономические, масс-медийные (а не только медицинские) представления, отношения, дискурсы, как «состояния, оцениваемые и реально закрепляемые в культурах и социальных структурах различных обществ. То, что люди вкладывают в слова «невыносимые условия”, «непереносимая боль”, «безграничное удовольствие” и т. д., является не столько индивидуальным, сколько санкционированным коллективным одобрением или порицанием, т. е. социально-духовными характеристиками» . Эта сторона социологического изучения здоровья и болезни предметно не схватывается социологией медицины. В связи с этим очевидно, что более адекватной методологической рамкой изучения социального конструирования болезни и здоровья средствами массовой коммуникации является не социология медицины, а социология болезни и здоровья.

Вместе с тем, мы должны учитывать факт возрастающей роли в формировании представлений о здоровье СМК, повышения потребления продуктов о здоровье медиа-индустрии. Массовые коммуникации по поводу здоровья остаются белым пятном в теории и практике социологии здоровья: механизмы медиатизации, формирования масс-медийной картины здоровья и болезней не изучены, если не считать несколько еди-

ничных исследований, для которых конструирование здоровья и болезни СМК не являлось объектом специального анализа, а затрагивалось вскользь. В связи с этим, перспектива исследования СМК в контексте здоровья является актуальной и перспективной.

Литература

1. H. Schwartz, Social Problems, 44, 2, 277-288 (1997).

2. A. Etzioni Social Problems. Prentice-Hall, Englewood Cliffs (N. J.), 1976, 35-37.

3. И.Г. Ясавеев, Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Изд-во Казан. унта, Казань, 2004, С. 9.

4. М. Фуко, Археология знания. Ника-центр, Киев, 1996, С. 52.

5. Т. Сас, Фабрика безумия. Ультра, культура, Екатеринбург, 2008, С. 244.

6. Дж. Бест, Социальные проблемы, 2 (2008). URL: http://socprob.ru/2008/sotsialnyie-problemyi-best-dzh.html

8. Э. Гидденс, Социология. Эдиториал УРСС, Москва, 2005. С. 132-143.

9. Л.А. Дартау, В сб. Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности. Маска, Москва, 2008. С.101.

10. А.В. Решетников, Социология медицины. ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2006, С. 66, 113.

11. Е.В. Дмитриева, Социс, 11 (2003). URL:

http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-11/ dmitrieva.pdf

12. Л.В. Карцева, С.С.Кашуркина, Медицина для бедных: «pro” и «kontra”. Школа, Казань, 2008. С. 104.

13. В.А.Ядов и др., В сб. Социология в России. ИС РАН, Москва, 1998. С. 484.

14. Здоровье человека в ХХІ веке (Казань, 3 апреля 2010 г.). Казань, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. А.Р. Тузиков, Вестник Казанского технологического университета, 17, С. 222-229 (2011).

18. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. Социологический словарь, Экономика, Москва, 2004. С. 246.

Любая боль в правом боку — повод посетить врача: слишком много серьёзных заболеваний может быть с ней связано. Во время приступа догадаться об источнике боли можно по расположению органов. Но точную причину вы самостоятельно не узнаете: иногда болит в одном месте, а отдаёт в другом.

Вера Сережина

Старший врач, медицинский эксперт лаборатории персонифицированной медицины «ЛабКвест».

Только доктор может определить, чем вызвана боль в правом боку. Там находятся желчный пузырь, поджелудочная железа, восходящий отдел толстого кишечника, печень. Так что провериться в любом случае нужно, даже если думаете, что ничего серьёзного у вас нет.

Когда вызывать скорую

Немедленно обращайтесь за медицинской помощью, если почувствовали внезапную и очень сильную боль. Не ждите появления других опасных симптомов, в некоторых случаях это может закончиться смертью.

Также звоните в скорую, если боль не сильная, но есть эти признаки Causes of Pain in the Right Side :

  • поднимается температура;
  • в стуле появилась кровь;
  • боль усиливается;
  • вас тошнит или рвёт.

Почему болит правый бок

Аппендицит

Так называется воспаление Appendicitis аппендикса — маленького отростка толстой кишки. Первый признак аппендицита — тупая боль около пупка или в верхней части живота, которая опускается вдоль его правой боковой поверхности и становится острой.

Боль может сопровождаться потерей аппетита и повышением температуры тела до 37–39 °C, тошнотой и рвотой, вздутием.

Что делать

Тут нужна неотложная медицинская помощь и операция. Поэтому немедленно поезжайте в больницу к хирургу или вызывайте скорую.

Аппендикс вам вырежут, скорее всего, лапароскопически — сквозь маленькие надрезы на брюшной стенке.

Анна Юркевич

Гастроэнтеролог. Автор блога о правильном питании и здоровье пищеварительной системы.

У учёных нет убедительных доказательств негативного воздействия аппендэктомии (удаления аппендикса) на здоровье человека. Гораздо хуже не сделать операцию, потому что аппендикс может лопнуть. Тогда начнётся перитонит — воспаление ткани, которая покрывает большинство органов брюшной полости.

Камни в желчном пузыре

Когда в желчном пузыре есть камни, мы можем чувствовать внезапную и быстро усиливающуюся боль в верхней правой части живота, под грудью, в спине между лопатками и даже в правом плече. А ещё может начаться тошнота или рвота.

Длительность боли варьируется от пары минут до нескольких часов.

При появлении этих симптомов нужно либо немедленно отправляться к терапевту, либо звонить в скорую. Камни могут вызывать Gallstones воспаление желчного пузыря — холецистит, закупорку протока поджелудочной железы и, как следствие, панкреатит.

Частые приступы коликов — показание для удаления желчного пузыря. Эта операция называется холецистэктомией. Обычно её проводят через маленькие надрезы на брюшной стенке.

Анна Юркевич

На ранней стадии, когда камни ещё небольшие, вам могут назначить лекарства для их растворения.

Камни в почках

Они вызывают внезапную мучительную боль внизу и сбоку живота, но чаще со стороны спины. Она то усиливается, то ослабевает.

Разобраться с проблемой поможет нефролог, поэтому сразу идите к нему. От маленьких камней он выпишет вам лекарства.

При сильной боли и больших камнях в почках может потребоваться Kidney stones госпитализация и операция.

Запомните 🧐

  • 12 признаков того, что у вас больные почки

Синдром раздражённого кишечника (СРК)

Собирающиеся в кишечнике газы растягивают его стенки и вызывают боль в разных отделах живота, в том числе и в правом боку.

Обычно ничего серьёзного в этом нет. Но это хроническая Irritable bowel syndrome болезнь, а значит, она будет то пропадать, то проявляться снова.

Для облегчения симптомов нужно попить пребиотики, возможно, слабительные или антибиотики. Назначать их должен гастроэнтеролог.

Воспалительные заболевания кишечника

Самые распространённые — болезнь Крона и язвенный колит.

Если кишечник воспалился, вы почувствуете боль, судороги и отёк в области живота. Другие симптомы — кровавая диарея, потеря веса и слабость.

Причины воспалений точно не известны, но эксперты предполагают Inflammatory bowel disease , что это генетика и проблемы с иммунной системой.

Посетить гастроэнтеролога. Для диагностики он направит вас на анализ кала или колоноскопию. А в качестве лечения выпишет что-то из этого списка: аминосалицилаты или месалазины, антибиотики, иммунодепрессанты, биопрепараты.

Запор

Если у вас не получается сходить в туалет, вы ощущаете дискомфорт и тяжесть в животе, это запор.

Тут поможет слабительное средство. При постоянных запорах проконсультируйтесь с терапевтом или гастроэнтерологом.

Язва двенадцатиперстной кишки

Язва — это глубокий дефект слизистой оболочки. В большинстве случаев он возникает, когда в двенадцатиперстную кишку попадает Duodenal Ulcer: Symptoms and Treatment бактерия Helicobacter pylori. Помимо боли в правом боку, может появиться вздутие, чувство тяжести, изжога, отрыжка, тошнота.

Сперва диагностировать язву. Как можно быстрее обращайтесь к гастроэнтерологу, чтобы тот провёл эзофагогастродуоденоскопию — осмотр стенок кишки. В народе это называется «глотать зонд».

Чаще всего лечение включает только лекарства, операция требуется редко.

Месячные

Тянущая боль может ощущаться в правом боку снизу перед месячными и во время них. Обычно это не опасно, но очень неприятно.

Потерпеть или выпить нестероидный противовоспалительный препарат. Если боли очень сильные, нужно пройти обследование у гинеколога. Он выпишет вам гормональные оральные контрацептивы или сильные обезболивающие.

Попробуйте 🧐

  • Как справиться с болью во время месячных

Киста яичника

Скручивание или разрыв кисты вызывает Ovarian cyst боль в области таза — от тупой и умеренной до острой и внезапной. Специфические симптомы — болезненные ощущения во время секса, нерегулярные и тяжёлые месячные, частое мочеиспускание.

Киста может быть злокачественной или доброкачественной. В первом случае придётся провести Ovarian Cyst операцию и удалить образование. Во втором — наблюдаться у гинеколога. Если киста будет рассасываться сама по себе, доктор не станет назначать лечение.

Инфекция мочевыводящих путей

Бактериальное воспаление может спровоцировать жжения во время мочеиспускания, судороги и боль в нижней части живота.

Не вздумайте пускать болезнь на самотёк. Если не лечить инфекцию, это может привести Urinary Tract Infection: Bladder Infection к необратимому повреждению мочевого пузыря и почек. Как только ощутили симптомы, описанные выше, идите к нефрологу или урологу. Вам назначат антибиотики, чтобы снять воспаление.

Внематочная беременность

Так называют патологию, при которой оплодотворение происходит Ectopic Pregnancy не в матке, а в маточной трубе, шейке матки, яичнике или другом месте брюшной полости.

Плод растёт, ему становится тесно, он давит на стенки органа, к которому прикрепился, и может разорвать его. Это вызывает острую или колющую боль и внутреннее кровотечение.

Если не обратиться за медицинской помощью немедленно, можно умереть. Вариантов тут нет — вызывайте скорую.

Сверьте симптомы 🧐

  • 10 признаков внематочной беременности, которые нельзя пропустить

В самой печени болевых рецепторов нет. Поэтому боль может появиться только в запущенных случаях, когда орган сильно увеличивается в размерах, а его капсула растягивается.

Заболевания печени могут быть либо наследственными, либо приобретёнными. Последние вызваны Liver disease воздействием вредных факторов на организм. Например, вирусов, алкоголя, ожирения.

Анна Юркевич говорит, что увеличение органа можно обнаружить при пальпации (когда врач прощупывает живот пациента) или во время УЗИ органов брюшной полости. Поэтому первым делом идите на осмотр к терапевту. А чтобы поставить точный диагноз, доктор назначит вам биохимический анализ крови.

Чтобы избавиться от дискомфорта, нужно лечить основное заболевание, которое доктор диагностирует после осмотра и сдачи анализов.

Болезни лёгких

Если вы чувствуете боль в боку, когда дышите или кашляете, нужно исключить патологию лёгких. Например, осложнения после пневмонии, плеврит, опухоль.

Не оставлять боль без внимания. Пусть вас послушает терапевт и, если есть необходимость, направит на рентгенограмму грудной клетки.

Повреждение мышц или рёбер

Если боль не очень сильная, вы могли просто потянуть мышцу или ушибиться. Менее вероятно, но возможно, что у вас миозит — воспаление myositis мышечных тканей. Причиной нестерпимой боли может быть перелом рёбер.

Если вы точно знаете, что потянули мышцу или ушиблись, постарайтесь больше отдыхать и приложите холод к повреждённому месту. При переломе немедленно звоните в скорую и не двигайтесь. Если вы не понимаете, чем вызвана боль, сходите к терапевту: вдруг это воспаление.

В религиозных и мировоззренческих системах особая роль отводится болезням. Представители разных религий рассматривают болезнь либо как наказание за грехи, милость, чистую случайность, посланное Богом испытание или предопределённая неизбежная судьба. Исходя из этого, болезнь может приниматься, от неё могут бежать или искать в ней исцеление. Человек трактует своё здоровье и свою болезнь в зависимости от вероисповедания, расовой принадлежности, места проживания. Различные степени свободы в понятиях здоровья и болезни и возможности выбора, имеющиеся в распоряжении, обусловлены отдельными усвоенными человеком правилами, ритуалами, нормами, законами и запретами мировоззрения, жизненной философии и религии. Вера, религия и мировоззрение, которые могут считаться общей системой отношений для установок и поведения, влияют на проявление способностей. Религиозно-мировоззренческие установки могут рассматриваться как дополнительная информация об отношении к сексуальности (сексуальные потребности и запреты, ритуалы сексуального поведения), о воспитании (роли родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о профессии (пределы профессиональных возможностей, мотивация в профессиональной деятельности, например, служение человечеству, самовыражение, цель жизни, общественное поручение, освобождение и уклонение от истинных задач), о партнёрских отношениях (равноправие в отношениях мужчины и женщины, мировоззренческая ценность партнёрства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как единства удовольствия, как объединяющего предписания), о социальных контактах (установившиеся социальные отношения, например, в индийских кастах или в поведении социальных групп, слоёв и классов по отношению друг к другу).

Таким образом, результат развития мировоззрения формирует видение человека, которое становится регулятором поведения, этической нормой, помощью в ориентировке, прототипом самовосприятия и восприятия окружающих. Видение человека определяет не только наши ожидания от себя и других, но и те способности и качества, которым готовы следовать мы и другие.

Надёжность и ориентировку человек находит обычно только в своей конкретной, ощутимой среде. Так, он ищет самоутверждения при помощи физического удовлетворения в пище, питье, сексуальности, сне, спорте, эстетике и т. д., посредством «бегства» в работу, углубления отношения к партнёру, который в таком случае должен гарантировать безопасность, которую до этого могла предоставить целая культура. Он находит самоутверждение в контактах обычно с маленькими группами, которые утверждаются в своей сути, выступая против других групп. Характерно стремление к дополнительным религиям, к которым относятся так называемые молодёжные религии, а также односторонняя склонность к астрологии, парапсихологии и экзотике и «малым дополнительным религиям», которыми могут стать любые односторонне высокостилизованные убеждения, любые абсолютизированные ценности.

Полный физических сил и здоровья, человек более или менее увлекается самонадеянностью, всё приписывает своим силам и способностям. Болезнь же обнажает всю немощь и бессилие. Тогда человек чувствует, что не только все успехи и неудачи, но и сама жизнь ему не подвластны. Цветущие жизнью менее всего помышляют о конце жизни и вечной участи, ожидающей каждого после смерти. Но когда болезнь поражает человека, когда после многих его усилий освободиться от неё, она укореняется в его теле, ослабляет все силы, отравляет все чувственные наслаждения, тогда всё представляется в своём истинном свете. Возникает убеждение, что не сам человек виновник своего счастья, что есть невидимая Сила, которая может превратить в ничто все его предприятия, усилия и планы.

С другой стороны, наслаждаясь здоровьем, человек находится большею частью как бы вне себя. Болезнь обращает его взор на себя. Повседневные заботы и тревоги охватывают человека со всех сторон и не оставляют ему времени для того, чтобы углубиться в себя для внутреннего собеседования со своим сердцем и совестью. Но когда болезнь заставляет оставить излишние развлечения, а также обычные дела и занятия, уединиться от всех и всего, быть только с самим собою, тогда рассеянность мыслей исчезает, вся прошедшая жизнь восстаёт и оживает в сознании, и все нравственные пятна, которые бывают не видны самому человеку, тревожат совесть, вызывают стыд и отвращение. Такое самосознание приводит к тому, что человек начинает обращаться к Богу с сердечным раскаянием, старается загладить перед ним свои грехи, считая, что они стали причиной его недуга.

Поиск человеком новой приемлемой ориентации порождает новые взаимоотношения причины и действия. Разочарованный в культурном, общественном, политическом или религиозном отношении индивид, ищущий убежища и помощи в своём личном мире, отражает таким поведением опять же коллективные проблемы.

Исцеление слепого

Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 38: 33–34). И вообще «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие».

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению».

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном (см.: Ин. 9: 1–7). Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре». «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин».

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).

«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа». Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной».

Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа» «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский. «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов»..

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив». И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.

Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть».

Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения».

Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)».

Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик».

Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов».

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»

Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел. В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить».

Лечение

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога».

Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа. Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу». И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой».

Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет».

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом – это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией».

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху».

Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье». Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь».

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).

И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества».

«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это – насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя» .

Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 477.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.

См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.

См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I. 42.

См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 54.

См.: Василий Великий, святитель. Беседа о том, что Бог не виновник зла. 14.

См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 21.

См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56.

Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к родным и друзьям. 570.

См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против иудеев. 1. 7.

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218.

См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 517.

Петр Дамаскин, преподобный. О том, что не должно отчаиваться // См.: Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I.

См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 165.

См.: Иоанн Кронштадтский, святой. Моя жизнь во Христе. II. 8.

Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636.

См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам. 225.

См.: Григорий Богослов, святитель. Молитва в болезни. 1.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174.

См.: Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 543.

Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236.

См.: Арсений (Жадановский), епископ. Духовный дневник. М., 1998.

См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 505.

См.: Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6.

См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чудесах и знамениях. II. 3.

См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. VI. 1018.

См.: Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион. М., 2003.

См.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово о болезни и врачах.

См.: Он же. Против иудеев. 1. 7.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *