Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние
  • допол­не­ние
  • обсто­я­тель­ство

Таблица с вопросами и примерами

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та Какой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства Существительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое чис­ли­тель­ное
Причастие
Дополнение Предмет Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­го Существительное
Местоимение
Количественное чис­ли­тель­ное
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­го Наречие
Существительное с пред­ло­гом
Глагол
Деепричастие

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, его лицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух, напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал, стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния и син­так­си­че­ской свя­зи, суще­ству­ю­щей меж­ду опре­де­ля­е­мым и зави­си­мым сло­вом, все опре­де­ле­ния быва­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные.

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два соста­ва:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + опре­де­ле­ния);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обсто­я­тель­ство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей.

Дополнение — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное ска­зу­е­мым, и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от цело­го.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу. Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком, (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье, вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из под­ва­ла;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха;
  • вышел с какой целью? встре­тить;
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком усло­вии?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния обсто­я­тель­ства делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • обсто­я­тель­ства места (пошел куда? в лес);
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (решим когда? сего­дня);
  • обсто­я­тель­ства при­чи­ны (осла­бел поче­му? из-за болез­ни);
  • обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия (идти как? бес­шум­но);
  • обсто­я­тель­ство усло­вия (при жела­нии при каком усло­вии? мож­но встре­тить­ся);
  • обсто­я­тель­ство цели (доку­мент необ­хо­дим с какой целью? для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та);
  • обсто­я­тель­ство срав­не­ния (лег­кий, как пух, снег);
  • обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни (быст­рый в какой сте­пе­ни? очень);
  • обсто­я­тель­ства уступ­ки (несмот­ря на голов­ную боль).

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­ния Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­ния Он дол­го выби­рал кни­гу.
4. Причины Почему? На каком осно­ва­нии? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствия Из-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния дей­ствия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком усло­вии? Условие совер­ше­ния дей­ствия При жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие Несмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ни Насколько? В какой сте­пе­ни? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствия Он купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • наре­чи­я­ми;
  • суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей;
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом);
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли, взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми;
  • и срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • предложно-именными кон­струк­ци­я­ми,

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет, как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

» Назад

ДЕЙСТВИЕ 20.02.2019 23:35

ДЕЙСТВИЕ – от древнего корня *dheh- «помещать, вкладывать» — это мнение, принятое в современном научном сообществе этимологов. По-моему, ближе к первообразу, скрытому в корне *dheh-, иное: «вдохновлять». Любое действие – это плод вдохновения, то есть влияния неделимого единого Духа Божия, проникающего внутрь материи и разделяющего ее на отдельные части — вещи: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил (в греческом тексте διεχώρισεν /диехоризен/ — восходит к тому же корню *dheh-) Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, 1: 1-3). Небо и земля, свет и тьма, день и ночь, вечер и утро, — все эти вещи сотворены Богом путем воздействия единосущного и нераздельного Духа Божия, разделяющего единую материальную субстанцию на две части. Латинское слово субстанция буквально называет ту бездну и воду, которая в начале творения была под Духом Божиим: суб- «под» + -станция «стоять, делаться твердым». Любое ДЕЙСТВИЕ в природе и в действительности имеет духовное начало и представляет собой разделение на «да» и «нет», производимое вдохновением. Слово ДА в русском языке родственно праиндоевропейскому *īḍḗ «повелевает, благоговеет, прославляет». В сочетаниях «Да будет свет!» и просто «Да!» присутствует одно и то же слово, называемое ныне то частицей, то словом-предложением. Любое согласие представляет собой особое ДЕЙСТВИЕ духа, которое изменяет действительность – делит ее иначе, чем было до произнесения слова «ДА!». Действительность остается единой и продолжает жить именно потому, что все многообразие ее вещей и действий находится в согласии с Богом в Его единосущном Духе и Слове, которым все мы вдохновляемся и воспитываемся — дышим. Согласно Книге Бытия, вторым после нисхождения Духа Божьего в воду и отделения света от тьмы ДЕЙСТВИЕМ было разделение воды силой Духа в Слове: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет (διαχωρίζον) она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил (διεχώρισεν) воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Бытие, 1:6-8). Отметим, кстати, что наш привычный ГОРИЗОНТ – это древнегреческое χωρίζον /хоризон/ «линия разделения Земли и Неба – «воды от воды», или иначе – хорда (χορδή — «струна»), прямая линия, которая соединяет две крайних точки кривой. Действительность, сотворенная действием отделения «воды от воды», представляет собой постоянно длящееся ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ неба и земли, Духа и материи. В основе этого взаимодействия лежит нисхождение Духа в воду, вызывающее ее течение — непрерывный переход между тремя агрегатными состояниями: пар, жидкость и твердое вещество. Родившись второй раз от воды и Духа, каждый христианин становится участником взаимодействия Неба и Земли – ДЕЛАТЕЛЕМ, призванным согревать и смягчать окаменевшие холодные сердца, увлажнять благодарением скорблую обезвоженную почву жаждущих истины душ; твердо и хладнокровно переносить нападки духов злобы поднебесных. Таким образом, истинное ДЕЙСТВИЕ становится тройственным и единосущным воплощением Воли Божьей. Мягкая, теплая и парящая вода растворяет любое вещество, в том числе, точит камень, но ни один, даже самый твердый и тяжелый камень не может раздавить и разрушить воду, которую постоянно делит, очищает и воссоединяет Дух Божий. В этом заключается суть любого ДЕЙСТВИЯ, представляющего собой непрерывное деление неподвижной массы, вдохновение ее частей к движению и новое воссоединение ранее разделенного.

См. вода, дух, делать.

Всего найдено: 25

Вопрос № 305257

Добрый день, как правильно писать: выстелим или выстелем?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: выстелем. Глагол стелить и образованные от него приставочные глаголы относятся к I спряжению. Убедиться в этом можно, обратившись к орфографическому словарю, в котором приводятся контрольные формы (или их финали). По контрольным формам можно узнать спряжение глагола.

Вопрос № 300710

Добрый день ! мы расстелИм или мы расстеЛем постель. Для меня это первый вариант, но некоторые сайты дают второй !

Ответ справочной службы русского языка

Верно: расстелем. Глагол стелить и его производные относятся к I спряжению.

Вопрос № 291824

В стихотворении Гумилева «Мои читатели» есть строки: …А когда придет их последний час, Ровный, красный туман застелит взоры… А как все-таки правильно: застелит или застелет?

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке ради унификации орфографии признаются допустимыми только формы глагола стлать и производных от него: стелешь, стелет, застелешь, застелет. Формы глагола стелить (и производных от него), т. е. формы стелишь, стелит, застелишь, застелит, в современном русском языке не допускаются. Подробнее см. ответ на вопрос № 252194.

Вопрос № 285061

Здравствуйте. Какое причастие образовывается от слова «стелить»: стелящий или стелющий? Викисловарь (а также огромное количество словарей, основанных на словаре Зализняка) указывает на «стелящий», но стелить — глагол I спряжения, поэтому логичнее было бы «стелющий».

Ответ справочной службы русского языка

Нормативно только стелющий. О глаголе стелить см. ответ на вопрос № 252194.

Вопрос № 284928

Как правильно написать: «стелятся» или «стелются» (туманы), инфинитив глагола «стлаться»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: стелются. О глаголах стелить(ся) и стлать(ся) см. ответ на вопрос № 252194.

Вопрос № 283076

В ответах вашего справочного бюро неоднократно говорится, что правильное написание глагола: стелЮт. Но это же не так! Это глагол второго спряжения, от стелИть. Стелю-стелИшь-стелИт-стелИте-стелЯт.
Получается, что вы даете неверные ответы?..

Ответ справочной службы русского языка

Стелить – глагол первого спряжения (хоть и оканчивается на -ить). Это исключение. Правильно: стелешь, стелет, стелют.

Вопрос № 279336

В словах брить стелить говорить . ть это суффикс или окончание

Ответ справочной службы русского языка

Формообразующий суффикс. Но в школьной программе иногда рассматривается как окончание.

Вопрос № 274338

Добрый день!
Совершенно запуталась со спряжением, и удивляет, что в школе и институте никаких вопросов по этому поводу не возникало. А теперь с сыном (6 класс) никак не разберусь.
Глагол ЖИТЬ по правилу из учебника должен относиться ко 2 спряжению (все глаголы на ить, кроме брить, стелить), а он явно 1 спряжения!
Тоже самое бить, лить, выть и прочее.
Похоже правило сильно урезано и непонятно, как же тогда определять спряжения.
Я советую сыну теперь спрягать глагол во множественном числе ОНИ ЖИВУТ и по окончанию определять, что это 1 спряжение.
В википедии я нашла более полное правило, и там как раз все эти глаголы перечислены — и оказывается, что совсем не 11 глаголов исключений, а гораздо больше — учить их просто невозможно. Так зачем детей заставляют учить урезанное правило, которое не выдерживает критики. А как попадается глагол ЖИТЬ, СПАТЬ (по правилу 1, по жизни 2), ЗВУЧАТЬ, ДРОЖАТЬ и т.д. — что ребенку делать на контрольной работе, как определять спряжение?
А еще ужас возникает при разноспрягаемых глаголах — где их список, кроме бежать и хотеть. Бедные дети — полная каша в голове! Подскажите, пожалуйста, как эту кашу упорядочить?

Ответ справочной службы русского языка

У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям, и совершенно не имеет значения, какой гласный в инфинитиве. Вы правы: в школе обычно говорят только о глаголах с безударными личными окончаниями и опускают вторую часть правила – о том, что у глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. Это связано с тем, что определять тип спряжения надо только для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, больше никакого практического смысла в определении типа спряжения нет. А если личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол. См. также рубрику «Горячие вопросы».

Вопрос № 271918

Можно ли говорить о приготовлении постели «делать постель»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: стелить постель. Делать постель — неудачная калька с английского языка.

Вопрос № 264778

Является ли глагол стелить глаголом 2 спряжения? или же он рассматривается как форма глагола стлать?

Ответ справочной службы русского языка

Стелить — это глагол первого спряжения.

Вопрос № 260230

Помогите разобраться в корректности употребления слова стелиться в следующей фразе:
«лениво стелется клубами
дым сигарет под потолком.»

Ответ справочной службы русского языка

На наш взгляд, ошибки нет.

Вопрос № 259634

Можно объяснить, почему расскажЕшь? ведь Н.ф.рассказАть — 2 спряжение, соответственно, надо писать расскажИшь. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 255285

стелить глагол 1спряжения(исключ) почему при спряжении окончания 2спряжения(стелишь,стелите,стелят)

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 252194.

Вопрос № 254887

Добрый день!
Я смотрела правила правописания неударяемых гласных в личных глагольных окончаниях и с удивлением обнаружила, что исключениями для первого спряжения являются «брить» и «зиждиться». А нас учили, что «брить» и «стелить». Изменились нормы?

Ответ справочной службы русского языка

Нормы не менялись. В школе обычно предлагают запомнить как исключения либо 3 глагола, которые оканчиваются на -ить, но относятся к 1 спряжению, – брить, стелить и зиждиться, либо только 2 – брить и стелить (чтобы не перегружать учащихся лишней информацией, поскольку слово зиждиться употребляется редко). В действительности же к исключениям относятся только глаголы брить и зиждиться (и еще совсем уж редко встречающийся глагол зыбиться: они зыблются, не зыблятся). У глагола стелить особая история, об этом слове см. подробно в ответе на вопрос № 252194.

Вопрос № 252194

Подскажите пожалуста, относится ли глагол «стелить» однозначно к 1 спряжению? В различных источиках он либо является исключением(вместе с «брить»), либо не является.

Ответ справочной службы русского языка

Особенность глагола стелить в том, что он выступает как вариант к глаголу стлать. При этом ради унификации орфографии признаются допустимыми только формы стелю, стелешь, стелет и т. д. (фактически являющиеся формами глагола стлать) и недопустимыми формы стелишь, стелит и т. д. (т. е. формы от глагола стелить). Но при обучении орфографии эти тонкости обычно опускают и просто предлагают запомнить, что глагол стелить является исключением и относится к первому спряжению.

Страницы: 2 последняя

Разумеется, в современном русском языке корни у этих слов разные. Но у них исторически общее происхождение, так что о родстве тут можно говорить в этимологическом плане.

Теперь слова конец и начало являются противоположными по смыслу. Но при этом восходят они к общему «предку» — праиндоевропейскому корню *ken- в значении ‘заново возникать, начинаться’.

И в праиндоевропейском, и в праславянском языках имели место чередования гласных в корнях; сохранилось это явление и в настоящее время. Например, распространенной меной гласных звуков было чередование e//o. Оно встречается и сейчас во многих русских словах: беру — сбор, несу — ноша. Не был исключением и древний корень *ken-, имевший вариант с другим гласным: *kon- (от первого варианта произошло слово начало, от второго — конец).

В современном русском языке есть слово кон, которое имеет значения: ‘партия в игре’, ‘место, куда кладется ставка в азартных играх’, ‘очерченное место в некоторых играх’. Последнее значение ближе всего к первоначальному. Оно связано с древнерусским словом конъ ‘предел, граница’, ‘конец’, ‘начало’. От конъ еще в праславянскую эпоху было образовано слово конець. В древнерусском языке оно имело несколько значений: ‘конец, край’, ‘предел, граница’, ‘отдаленное место, страна’, ‘часть города’, ‘кончина, смерть’, ‘основа, сущность, конечный смысл’.

Значение ‘край, граница’ — смысловой элемент, который стал общим для слов конец и начало. Ведь начало — это тоже граница, определенный рубеж, только не заключительный, а первый.

Если учесть, что реконструированное значение индоевропейского корня *ken- — ‘заново возникать, начинаться’, можно предположить, что слово начало по своему значению ближе «к истокам», нежели конец. По значению — да, но не по форме. Не видно в словах начало, начать никакого -кен-. Как это объяснить?

Вариант индоевропейского корня *ken- в праславянском языке несколько изменился. Здесь в нем развился другой гласный звук переднего ряда: корень, судя по всему, приобрел форму *kĭn- или *kьn-.

Праславянского «предка» слова начало лингвисты реконструируют как *nakьndlo. В этом слове за его долгую историю произошло несколько серьезных изменений.

В корне там был гласный переднего ряда (то есть при его произнесении «работала» передняя часть языка), и стоящий перед ним заднеязычный согласный *k стал претерпевать изменения в русле первого смягчения заднеязычных (об этом говорилось в статье по теме). В результате смягчения звук *k превратился в *č ().

В соответствии с законом открытого слога сочетание -ьn- между двумя согласными преобразовалось в носовой звук (краткую информацию о происхождении праславянских носовых гласных можно найти ). Впоследствии в древнерусском языке носовые гласные довольно рано утратились, и перешел в после мягкого согласного. А изначальное, идущее еще из праславянского языка сочетание гласного с носовым согласным сохранилось, например, в однокоренном глаголе начинать (*načĭnati): там за -ин- (*-ĭn-) следовал другой гласный, и все сочетание сохранилось без больших изменений, поскольку не противоречило закону открытого слога.

Еще раньше произошло упрощение группы согласных в суффиксе: *dl > l.

*nakьndlo > načьnlo > načęlo > др.-русск. начѧло > совр. русск. начало

Вот такие многоэтапные преобразования привели к появлению слова начало в том виде, в котором мы его теперь используем, и «затемнили» его связь со словом конец.

Но семейство индоевропейского корня *ken-/*kon- в русском языке не ограничивается приведенными выше примерами. Этимологически родственными словами в рассматриваемом случае являются также доконать (т. е. ‘довести до конца’), искони, покон (древнерусское слово, означавшее ‘начало, обычай’), закон.

Интересно, что к этой же группе родственных по происхождению слов относится, скорее всего, и щенок. Это название детеныша собаки, волка или лисицы происходит от древнерусского щенѧ, а то, в свою очередь, — от праславянского *ščenę. Сложный шипящий звук в начале слова развился из начального сочетания *sk- перед гласным переднего ряда *e в праиндоевропейской основе *sken- (корень *ken- иногда мог выступать с начальным *s). Таким образом, изначальное значение слова щенок — ‘молодой, недавно появившийся’ (иначе говоря, детеныш — существо, у которого жизнь только начинается).

Этимологические «родственники» перечисленным русским словам в других языках: латинское recens ‘свежий, молодой, новый’, среднеирландское cinim ‘происхожу, возникаю’, древнеиндийское kanina ‘молодой’ и другие.

Литература:

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. 2. — Вып. 8. — М., 1982.

Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х томах. — М., 1999.

Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — М., 1964.

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — Т. 1. — СПб., 1893.

Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.) /Гл. ред. Р. И. Аванесов. — Т. 4. — М., 1991.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *