Молога

Молога — русская Атлантида. Город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. Место, где был город, находится в южной части водохранилища, в пяти километрах на восток от острова Святовский Мох, в трёх километрах севернее от створа Бабьи Горы — щитов на бетонных основаниях, обозначающих судоходный фарватер, идущий над старым руслом Волги.

История этого города просто потрясает и заставляет задуматься о жестокости и недальновидности человека. Город-рай с домами, куполами церквей и многовековой историей ушел под воду по воле людей. Теперь, во время отлива, из воды выступают останки города-призрака.

Осенью 1935 года было положено начало строительству Рыбинского и Угличского гидроузлов. Создавать ГЭС — значит создавать плотины и затоплять гектары земли. В стране хотели создать одно из самых больших рукотворных морей, перекрыв плотинами реки Шексну и Волгу. К переселению готовить людей начали задолго до начала строительства, но никто не верил, что такое возможно. Коренное население продолжало жить своей обычной жизнью.

Началась вырубка лесов, старые храмы взрывали. По словам очевидцев, эти молчаливые свидетели истории по-своему сопротивлялись такому варварству. После взрыва некоторые из них, взмыв ввысь, становились на прежнее место. Люди были вынуждены покидать свои дома.

Затопленная колокольня в Калязине (10 фото + видео)

Некоторые разбирали их по бревнышку, пронумеровав каждое, чтобы легче было собрать, и перевозили на подводах. Те, кто не успели, сплавляли бревна уже по воде.

После наполнения гигантской чащи Рыбинского водохранилища ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов.

Но самые тяжелые потери связаны с переселением, а правильнее сказать, выселением десятков тысяч людей. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов.

Под воду ушла вся его историческая часть с тремя старинными храмами. Перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб — бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке.

Ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. В комплекс входило 4 храма. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.

Однако подлинная трагедия социалистической реконструкции Верхней Волги — это изломанные судьбы людей, изгнанных с веками обжитой территории. Из Молого-Шекснинского междуречья принудительно выселены 130 тысяч жителей и 20 тысяч — из долины Верхней Волги. Они оставляли обжитые дома и созданные многолетним тяжким трудом хозяйства, могилы родных и близких. На дно Рыбинского водохранилища ушло почти 27 тысяч хозяйств и более 4 тысяч попали в зону подтопления.

В музее истории города Рыбинска, в архивах был найден рапорт начальника Мологского отделения Волголага лейтенанта госбезопасности Склярова начальнику Волгостроя – Волголага НКВД СССР майору Журину. Это первый документ, подтверждающий наличие людей на территориях, которые через короткое время стали дном крупнейшего в мире водохранилища.

13 апреля 1941 года на стройке в Переборах, под Рыбинском, был перекрыт последний проём плотины, и паводковые воды Волги, Шескны и Мологи, встретив на своем пути непреодолимую преграду, стали выходить из берегов, разливаться на пойму, с каждым днем все ближе и ближе подступая к городу Мологе и затопляя Молого-Шекснинское междуречье. Вместе с Мологой уходило под воду около 700 сел и деревень, сотни тысяч гектаров плодороднейшей пашни, знаменитые заливные луга, выпасы, зеленые дубравы, леса, памятники старины, культуры, уклада жизни наших далеких предков.

14 апреля воды Шексны, Волги и Мологи столкнулись на своем пути с преградой, и вышли из берегов, затопив Молого–Кижинское междуречье. 294 человека, не захотев покидать жилье, приковали себя к домам и ушли под воду вместе со своим городом. Еще несколько десятков были силой вывезены с затопляемой территории. Так ушел под воду большой и красивый город-рай Молога с почти восьмивековой историей, а вместе с ним несколько десятков сел и деревень, пашни, луга, леса, шесть монастырей, 50 храмов и почти три сотни живых людей. Город Молога стал городом–призраком.

Калязинская колокольня

В тоже время была затоплена и Калязинская колокольня. Колокольня построена в 1800 году при Никольском соборе (воздвигнут в 1694 году) бывшего Николо-Жабенского монастыря в стиле классицизма; имела пять ярусов, купол с главой и шпилем. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.

К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено ещё в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.

В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что её целесообразно разобрать, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок с причалом для лодок. 22 мая 2007 года в колокольне была совершена божественная литургия.

В апреле 2014 года оказалась окружена сушей из-за падения уровня воды в водохранилище, что обусловлено малоснежной зимой и сбоем в работе плотин. В настоящее время затопленная колокольня является, пожалуй, главным символом Калязина и привлекает множество туристов. В летнее время у колокольни проводятся регулярные молебны. В зимнее — подобраться к ней не всегда возможно, а летом во время Верхневолжского крестного хода именно там заканчивается Верхневолжский крестный ход, который начинается у истока Волги в Осташкове. Здесь он останавливается для совершения молебна.

Затопленная Церковь Рождества Христова

Затопленная Церковь Рождества Христова постройки 1780 года. Единственная сохранившаяся постройка затопленного в 1962 году села Крохино. Энтузиасты пытаются сохранить и восстановить эту уникальную церковь. Неравнодушные могут оказать посильную помощь.

Деревня Крохинская впервые упоминается в 1426 году в писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря. Она располагалась на месте бывшего города Белоозеро и повторяла его топографию. Принадлежала она некому боярскому сыну Гавриле Лаптеву. После смерти Гаврилы, не оставившего наследников, в 1434 году Крохинская была пожалована можайским князем Иваном Андреевичем Ферапонтовому монастырю. За счёт своего расположения село стало важным торговым центром. Вероятно, ещё в XV веке в Крохино была своя церковь.

Кирпичная побелённая двухэтажная церковь в 1788 г. и выдержана в стиле позднего регионального барокко. Композиция «кораблём» составлена из одноглавого храма типа «восьмерик на четверике», четырёхярусной колокольни и соединяющей их трапезной. Церковь являлась архитектурной доминантой всего окружающего ландшафта.

Затопленные достопримечательности, Молога, Калязинская колокольня, Церковь Рождества Христова интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Затопленный храм

Людмила Векшина

***

Затопленный Ставрополь – Город Святого Креста,
присутствует в жизни моей сокровенно — незримо:
щемящею памятью сердца, видать, — неспроста,
из прошлого тени явились, прошествовав мимо.

Искала девчонкой больницу, куда отвезли,
без ведома близких, случайно, смятенную маму.
И не было бОльшего горя в пределах земли
тогда для меня, перелеском шагавшей упрямо…

Лет тридцать прошло.  Я на службу иду в монастырь,
что славится ныне строжайшим старинным уставом.
Полна благолепия чудного русская ширь-
оазисом Духа любви называют по праву.

Но сердце волнуется: здание церкви внутри,
а  внешние контуры – прежние: давней больницы…
Святою водой прихожан окропляют…, — смотри,
какие духовные и просветленные лица…

Мечтается: мамы  лицо дорогое мелькнёт
средь многих, молящихся здесь, где бывала когда-то…
— Очнись, наконец, —  год шестнадцатый ныне идёт,
а мама болела ведь в веке ушедшем, двадцатом.

Вдруг звон колокольный почудился – тихий, —  с реки.
Звонарь монастырский "на Воды"  крестился степенно.
Затопленный храм, как укор, сколь грехи велики,
Простит ли Господь по молитвам людей современных…

***
Толья;тти (до 1964 года Ста;врополь, от греч. ;;;;;;;;;;; — букв. «город креста», встречается неофициальное название Ста;врополь-на-Во;лге или Ста;врополь-Во;лжский) — город в Самарской области России.
Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты российских земель от кочевников, а также с целью переселения крещёных калмыков. В XIX и начале XX веков был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница.
 
В 1953-1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен.
Ставропольскую церковь  не удалось ни разобрать на части, ни взорвать перед затоплением. Поэтому она  осталась в зоне нового водохранилища.

С 1964  года Ставрополь  носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
17.05.2016г. Векшина Л.А.

© Copyright: Людмила Векшина, 2016
Свидетельство о публикации №116052109618

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Людмила Векшина

Рецензии

Написать рецензию

Вот прочитал ваше стихотворение, и возникли ассоциации. Мой город ныне Буденновск, в царское время назывался Святой Крест. И там, был Мамай — Маджарский монастырь,построенный на месте, где лежало тело князя Тверского (убитого в Золотой орде по приказу хана Узбека) и над сараем в котором он лежал, стоял огненный столб.От монастыря осталось три здания в которых сейчас расположены отделения больницы. Остальное все было уничтожено атеистами. Получается у церквей и монастырей по всей России судьба всегда одна.А про колокольный звон из под воды давно слышал. Стихотворение мне понравилось. Спасибо.

Юрий Бородин 2   12.06.2016 16:19   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

При строительстве ГЭС — дела, вроде бы благого, полезного, — столько храмов, не поддавшихся разборке или взрыву, по своей удивительной крепости,- оказалось под водой… Во многих местах бытуют такие легенды… Или не легенды, а невероятные проявления присутствия Высших Сил…

Атеизм — та же вера в отсутствие Высшего Разума. По мне, куда проще воспринять, что Бог всё Создал и Устроил, чем верить в то, что мириады случайных частиц, невесть откуда и почему образовавшихся и неизвестно почему где-то в Галактике при невероятных скоростях (так же какой-то силой приведённые в действие!) вдруг столкнулись, образовав знаменитый "взрыв"… А потом, через миллионы лет появились сначала "простейшие в мировом океане"… и т.д. Брезгую обезьян, даже самых симпатичных и беззлобных, и до смерти не захочу считать, что мой род прошёл от этих животных!!!

Благодарю за внимание к моей писанине и отклик, Юрий.
Всего доброго Вам.
Очень интересно рассказали о Будённовске и его прошлом. Я не знала его истории, Юрий.
Спасибо.

Людмила Векшина   12.06.2016 19:12   Заявить о нарушении

Город Буденновск построен на месте древнейшего города который назывался Маджары, это было перекрестие шелкового пути с торговым путем с Юга на север, С востока на Запад в Приазовье. город был торговым центром Золотой орды.наивысший рассвет получил при хане Узбеке.

Была ли Калязинская колокольня?

Чеканили свою монету. если хотите узнать побольше посмотрите это стихотворение.
http://www.stihi.ru/2014/05/22/8722

Юрий Бородин 2   13.06.2016 21:13   Заявить о нарушении

Про Маджары что-то слышала, что раскопки были, и о чеканке монет…
Если найду в списке произведений, то прочту с удовольствием. По ссылке лучше не искать, — комп начинает "беситься…".

Людмила Векшина   14.06.2016 18:04   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Людмила Векшина

«Пять церквей Калязина».

Во время экскурсии Вы побываете на древней Тверской земле, в удивительных сельских храмах, с сохранившимися православными традициями, чудотворными иконами и мощами святых. Посетите целебный источник Николая Чудотворца в селе Спасское. Беседа с православным батюшкой тронет душу каждого человека, пробудит в ней все светлое, доброе, чистое.

Программа тура:  ( время прибытия оговаривается индивидуально)

      Встреча группы в Калязине у памятника Преподобного Макария игумена Калязинского, чудотворца, основателя города.

  • Пешеходная прогулка по старинной, купеческой улице уездного города к колокольне затопленного Николаевского собора.
  • Удивительная история – «Чуде проявления Николая чудотворца» на фото.
  • Вы сможете войти вовнутрь  Колокольни, приложиться к святыням, поставить свечу,  помолиться  святому Николаю чудотворцу и попросить помощи в своих нуждах. Послушать звон колоколов, а когда звучит колокольный звон, происходит очищение воздуха, воды и наших сердец. (в зимние время).
  • История и судьба затопленного Калязинского Троицкого первоклассного мужского монастыря.
  • Посещение Вознесенской церкви, где находятся мощи преподобного Макария Калязинского.
  • Знакомство с памятником полководцу, освободителю Михаилу-Скопину-Шуйскому.
  • Посещение Богоявленской церкви-музея. Введенского храма, где находятся чтимые святыни: иконы с частицами моей Преподобного Макария Калязинкого и Святой Благоверной княгини Анны Кашинской, покровительницы семьи.
  • Знакомство и посещение храма иконы Казанской Божьей матери в селе Красное.Знакомство и посещение храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Красное, построенного в   1794г. в нем имеется 3 алтаря: Божией Матери «Казанская», преподобного Макария Калязинского, и «Всех Святых». Посетите могилку –Блаженной  Александры, великой подвижницы благочестия ХХ-ХХI веков,  духовная дочь Великого Старца – Павла Груздева.

    Затопленная колокольня в Калязине «вышла» из воды

    При жизни часто бывало, что Александра Петровна предсказывала события, которые впоследствии в точности сбывались, иногда скоро, а иногда много лет спустя. Все, кто общался с Александрой, отмечали удивительный дар прозорливости, которым она обладала.

  • Заезд в Рябовскую слободу, где находился Свято-Троицкий мужской монастырь Преподобного Вассиана Рябовсого.
  • Село Спасское. Посещение церкви Спаса Преображения с пределом великомученицы Екатерины и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
  • Целебный источник Николая чудотворца.

Стоимость

Стоимость тура:

От 20 до 30 человек

1 сопровождающий (бесплатно)

От 31 до 40 человек

2 сопровождающих (бесплатно)

От 41 до 60 человек

2 сопровождающих (бесплатно)

              350 руб./человек

              300 руб./человек

         250 руб./человек

  • В стоимость тура входит: экскурсионное обслуживание и сопровождение. При бронирование тура возможно заказать обед от 250.
  • Полезная информация: Одевайтесь в удобную для прогулок одежду и обувь, женщинам иметь с собой платок и юбку, возьмите фотоаппарат и емкость для воды со Святого источника.

Турфирма «Никольская Слобода» оставляет за собой право менять порядок программ, сохраняя объем тура.

Фотогалерея

История Калязина

    Начало истории. Макарьев Троицкий монастырь.
   
На впадении реки Жабни в Волгу примерно с XI-XII веков существовало поселение Никола-на-Жабне, здесь же стоял и Никольский монастырь, после упразднения которого остался Никольский собор – его колокольню мы теперь можем видеть посреди водохранилища на крошечном островке. Так получилось, что символом города теперь стало именно то место, откуда начиналось первое поселение в устье Жабни…
    По некоторым сведениям, в 1134 году князь Юрий Долгорукий основал неподалеку от Николы-на-Жабне небольшой пограничный городок Кснятин или Скнятин (от имени Константин), однако просуществовал он недолго – его полностью разорили во время княжеских междоусобиц.
    В XV веке к реке Жабне, на земли, находившиеся во владении боярина Коляги, пришел монах Кашинского Клобукова монастыря Макарий (в миру – боярин Матвей Кожин) и поселился здесь; чуть позже за ним потянулось еще семеро человек из Кашинского монастыря. Так начала складываться новая обитель, названная во имя Святой Троицы.
    Боярин Коляга, потерявший всю свою семью, пожертвовал новому монастырю все свои земли и сам принял здесь постриг, а монастырь с того времени стал называться Колязиным, как утверждает «Житие преподобного Макария»: «Пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его».

Калязин. Маленькие дома и затопленная церковь

Другая версия названия Калязина – от финно-угорского слова «кола» — «рыба», так как еще в IV-V веках здешние земли населяли финно-угорские племена меря и весь.
    Троицкий Макарьев монастырь усилиями самого его основателя, преподобного Макария, приобрел большое влияние и стал стремительно расти. Немало этому поспособствовал и его старший брат, Геннадий, ставший в 1457 году архимандритом Отроча монастыря в Твери. Макарьев Калязинский монастырь получил от великого князя Тверского Михаила «жалованную льготную и несудимую слободскую грамоту» на устройство монастырской Никольской слободы, которая впоследствии стала центром города Калязина. Известно, что в 1466 году путешественник Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, получил благословение от Макария Калязинского, остановившись в его монастыре. В его «Хожении за три моря» об этом сказано так: «…поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной… и у игумена благословив у Макария…»
    Макарьев монастырь в Калязине быстро стал очень влиятельной и богатой обителью, он пользовался особым покровительством у московских великих князей и царей. Известно, что бывали здесь и Иван Грозный, и Борис Годунов; каждый их визит не оставался без богатого дара обители. Посещали позднее монастырь и Романовы – Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II.

    XVII век. Смутное время.
   
В 1609 году Калязину выпало стать временным центром освободительного движения русских войск против польско-литовских интервентов. В монастыре расположился стан князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, и летом 1609 года русские войска одержали победу над поляками. Три пушки русских войск, принимавших участие в этой битве, сохранились и стоят у входа в Калязинский краеведческий музей.
    Однако в 1610 году поляки возвратились под стены Троицкого монастыря, сожгли его и разграбили. Богатые пожертвования позволили довольно быстро отстроить обитель заново. Постепенно ожили и монастырские слободы – левобережные Троицкая и Рождественская (к тому времени объединенные в Калязинскую, или Подмонастырскую слободы), правобережная Никольская.

    XVIII-XIX вв. Уездный город.
   
В 1777 году, в рамках губернской реформы, разросшиеся слободы было решено объединить в уездный город Калязин. В 1780 году Калязин получил свой герб – с тверским гербом в верхней части и изображением деревянных монастырских врат в нижней. В 1786 году был утвержден новый регулярный план города: вдоль Волги должны были идти прямые длинные улицы, пересекаемые более короткими улицами, спускающимися к Волге. Во времена правления Павла I Калязин на время лишился статуса города: Павел, ненавидевший мать, отменил многие ее указы, в том числе и указ о статусе Калязина. Только в 1803 году Александр I возвратил ему городской статус.
    В Калязине бывали многие известные русские писатели, а некоторые и жили в городе или поблизости: Д.И.Фонвизин, отец которого владел землями в Калязинском уезде, И.А.Крылов, служивший в ранней юности в канцелярии Калязинского земского суда, М.Е.Салтыков-Щедрин, родное имение которого, Спас-Угол, также находилось в Калязинском уезде. Проездом здесь был драматург А.Н.Островский, сохранивший о городе самые неприятные впечатления и сломавший здесь ногу, проезжали также В.А. Жуковский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и даже знаменитый француз – Александр Дюма-отец.
    В XIX веке богатые калязинские купцы начали активно застраивать центральные и даже окраинные улицы города каменными домами. Именно благодаря этому мы сейчас можем видеть немало уцелевших каменных старинных купеческих особняков, несмотря на то, что многие из них ушли под воду. Можно только по старым фотографиям представлять, как внушительно смотрелся центр Калязина с ровными улицами, застроенными двух- и даже трехэтажными каменными особняками.
    Много путешествовавшие купцы строили свои дома в самых современных архитектурных стилях: здесь есть не только классицизм, но и эклектика, и модерн, и модный в Москве неорусский стиль… В XIX веке в Калязине была сооружена набережная, действовало несколько учебных заведений… Город жил достаточно благополучной для уездного центра жизнью, развивалось производство.
    Еще с конца XVII века появилось плетение кружев на коклюшках. Калязинские кружева, которые были ниже качеством и дешевле вологодских, зато славились своей прочностью и потому охотно раскупались по всей России. В XIX веке эти кружева плели сотни женщин мещанского сословия, в городе появились крахмальные фабрики для обеспечения этого промысла.

    ХХ век. Революция. Затопление Калязина.
   
В начале ХХ века в Калязине началось оживление культурной жизни, появилось любительское театральное общество, стали устраиваться концерты, спектакли, в которых участвовали преподаватели училищ, чиновники, учителя.
    Одновременно, в особенности после революции 1905 года, в городе стали возникать и революционные кружки, в особенности в среде рабочих.
    После революции в Калязине установилась советская власть, 10 (23) января 1918 года в здании городской управы состоялся 1-й учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Калязинского уезда. Однако в мае 1918 произошло контрреволюционное выступление, подавленное чекистами и войсками Красной гвардии, прибывшими из Твери; после этого начались массовые аресты и расстрелы, в том числе погибло множество калязинцев духовного звания.
    Постепенно после окончания гражданской войны в городе снова начала возрождаться промышленность, была открыта новая железнодорожная ветка на Кашин.
    Роковым для Калязина стали 1930-е годы, когда на Волге начал строиться каскад плотин с тремя грандиозными гидроэлектростанциями. Калязин должен был всей своей центральной частью уйти под воду нового Угличского моря… К концу 1940 года каскад плотин был введен в строй. В 1939 году всем жителям, чьи дома должны были затопить, было предписано переселиться в остающиеся над водой районы города. Выдавали в среднем по 150 рублей за дом, и люди, не доверяя государственному строительству, сами строились на новых местах.
    Самая красивая и старинная часть Калязина – центральная площадь с прилегающими улицами и Макарьев Троицкий монастырь – была разрушена и затоплена. Необходимости в сносе древнего монастыря не было – план гидростроителей оставлял его территорию практически не затронутой, при условии минимальной обваловки. Однако для советского, тем более сталинского времени монастырь не являлся большой ценностью, напротив – появился законный повод для его сноса, что и было сделано. Исчезли уникальные храмы, в том числе трапезная церковь XVI века, исчез древний ансамбль, от которого сохранились только старинные фотографии, снятые для музея фрески и спасенные жителями из воды иконы.
    Снос Никольского собора на торговой площади не был завершен – то ли по халатности, то ли специально взрывотехники не успели уничтожить соборную колокольню, когда на город пошла вода. Так Калязин обрел свой новый символ – символ исчезнувшего под водой города…
    При строительстве каскада ГЭС Калязин лишился почти 60% зданий, Монастырская слобода оказалась полностью затопленной (она находилась там, где сейчас остались только Монастырские острова), а Заречье оказалось полностью оторванным от центральной части. Сегодняшний Калязин ведет тихую, скромную жизнь маленького районного центра, его минуют большие туристические теплоходы, проходящие мимо затопленной колокольни – и мимо всего города, большая часть истории которого бесследно канула под водой.
 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *