7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Ювеналий возглавил праздничные торжества по случаю 400-летия со дня основания Благовещенского храма города Зарайска.

История этой церкви является поистине героической — Благовещенский храм был построен в память о состоявшейся здесь 30 марта 1608 г. битве русских войск с силами самозванца Лже-дмитрия II. И хотя то далекое уже по времени сражение окончилось не в пользу русского оружия, место кровавой сечи навеки было прославлено в исторической памяти нашего народа. Уже в 1614 г. здесь был построен деревянный храм, освященный в честь праздника Благовещения, поскольку первой святыней этой церкви стала икона Благовещения Пресвятой Богородицы, перед которой молились идущие на смертный бой с врагами Отечества русские воины. В конце XVIII — начале XIX вв. на месте обветшавшего деревянного храма была сооружена каменная Благовещенская церковь, в которой было два боковых придела: Архангела Михаила и прп. Сергия Радонежского, который, по преданию, бывал в этих краях и молился перед чудотворным образом Николы Зарайского.

По милости Божией храм не претерпел поругания безбожников и никогда не закрывался. Важно отметить, что Благовещенская церковь также является знаковой в жизни Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Именно здесь, в ее святых стенах, уже почти пятьдесят лет тому назад Его Высокопреосвященство совершал богослужения, будучи епископом Зарайским.

В начале своего визита Владыка митрополит посетил Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля, чтобы помолиться перед чудотворным образом Николы Зарайского, который в прошлом году был торжественно возвращен на свое историческое место.

За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили: ректор Коломенской православной духовной семинарии епископ Зарайский Константин; благочинный церквей Зарайского округа протоиерей Петр Спиридонов; почетный настоятель Благовещенского храма протоиерей Валерий Романов; настоятель храма священник Дионисий Утенков; духовенство Зарайского благочиния. На богослужении присутствовали глава города В. Н. Павлов, и.о. главы района Н. В. Корольков, советник губернатора Московской области по культуре Н. О. Ширалиева и гости из Рязани и Арзамаса — городов, откуда, по преданию, происходили погибшие здесь некогда воины.

На малом входе Владыка митрополит передал почетному настоятелю Благовещенского храма протоиерею Валерию Романову Патриаршую награду — к празднику Святой Пасхи во внимание ко многолетнему жертвенному и беспорочному служению Святой Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил отца Валерия права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Настоятель храма священник Дионисий Утенков был удостоен митрополитом Ювеналием права ношения наперсного креста.

По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход, за которым помимо прочих святых икон впервые несли освященную в этот же день икону сщмч. Василия (Мирожина) — бывшего настоятеля храма, служившего здесь с 1918 по 1937 гг. Молитвенное шествие проследовало от храма к месту захоронения павших воинов, где была совершена заупокойная лития.

По окончании крестного хода митрополита Ювеналия приветствовал благочинный протоиерей Петр Спиридонов, отметивший в своем слове важность празднуемого события и посвященного ему архипастырского визита.

В ответном слове Его Высокопреосвященство поздравил всех с отмечаемым торжеством и отметил особенную важность сохранения и благоукрашения святых храмов Божиих, хранящих память как о радостных, так и о скорбных временах, столь тесно переплетенных в исторической судьбе России. «Сегодня мы вспоминаем трагические события и в то же время героические — борьбу с нашествием иноплеменных, которые погубили здесь четыреста арзамасских и рязанских воинов — защитников Зарайска. И с тех пор, и еще раньше памятники ставили не людям, а вместо этого воздвигали храмы, потому что верили, что Божией помощью совершается и защита Отечества, и все героическое на земле, что делается людьми, вдохновляемыми православной верой. И, слава Богу, стоит непоколебимо Благовещенский храм, где постоянно, уже четыреста лет, возносятся молитвы об этих воинах. И здесь возгревается молитва жителей богоспасаемого града Зарайска», — отметил в своем архипастырском слове Владыка митрополит.

На память о великом торжестве и совместной молитве митрополит Ювеналий передал в дар храму икону Благовещения Пресвятой Богородицы, а по выходе из церкви, по древнему обычаю, вместе с учащимися воскресной школы храма выпустил голубей на волю. Владыка также посетил знакомый и памятный ему с давних времен родовой дом семьи протоиерея Георгия Щеглова, где пообщался с его детьми и родственниками.

В заключение митрополит Ювеналий посетил устроенный руководством Зарайского района праздничный прием, а также торжественный акт во Дворце культуры им. В. Н. Леонова.

С. Бильдино, церковь Благовещенская (Зарайского уезда).

Село Бильдино находится при речке Пилюзе в 35 версте от Рязани и в 22 — от Зарайска. В старину оно принадлежало Солотчинскому монастырю. Вместе с них в состав прихода входят: деревни Клин, Городище, Волохово, Лучконцы и Филипповичи. Последние 4 также принадлежали Солотчинскому монастырю. В XVII веке Благовещенская церковь в селе Бильдино называется строением мирских приходных людей . В 1730 году после пожара была выстроена новая деревянная церковь, существовавшая до конца XVIII века. В 1795 году построена нынешняя, деревянная же, церковь, которая в 1830 году она подвергалась переделке: тесная трапеза заменена более пространной. В 1864 и 1867 годах в ней устроены приделы во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николая Чудотворца на доброхотные даяния. Существующая церковь — одноэтажная с колокольней, соединенной с церковью. Внутри церковь расписана живописными изображениями. Иконостас возобновлен в 1865 году. Замечательных древностей в церкви нет. Церковная ризница достаточна, библиотека скудна.

Церковный причт до конца XVIII века состоял из 2 священников, диакона и 2 причетников, в конце XVIII или начале XIX века была закрыта вакансия второго священника. По штату 1873 года положены 1 священник и 2 псаломщика; в настоящее время состоят: священник, диакон и псаломщик.

Содержание причта составляет доход от прихожан и от церковной земли. По плану, имеющемуся при церкви (1881 год), значится церковной земли 42 десятины и 800 саженей; но в действительности причт пользуется меньше, чем 30 десятинами, остальной же землей завладели крестьяне.

Прихожан при церкви села Бильдино значится 1185 душ мужского и 1281 женского пола. К 1883 году грамотных считалось до 200 человек мужского и 50 женского пола. С открытием церковноприходской школы в Бильдино (1885 год) и школы грамотности в деревне Волоховой (1888 год), количество их увеличилось. Земледелие в приходе поставлено слабо и земли у прихожан мало, зато много лесов. Многие из прихожан проживают в С.-Петербурге, некоторые идут в степи и занимаются выгоном рогатого скота оттуда, женщины отправляются или на огороды, или на торфяные болота в Московскую губернию.

Из памятников старины в районе прихода может обратить на себя внимание археолога насыпь на горе в деревне Городище.

Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)

Никольский собор г. Зарайска, 7 июня 2009 года

Собор во имя святителя Николая Чудотворца в г. Зарайске Московской епархии

Самое древнее церковное здание на Зарайской земле.

Первая Никольская церковь была бревенчатой. Ее сложили для иконы святителя Николая, принесенной из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1225 году.

В начале XVI века был возведен каменный Никольский храм, и началось сооружение кремля. Через полтора столетия церковное здание пришло в ветхость, и на смену ему, по Указу Государя Федора Алексеевича, в 1681 году воздвигли каменный пятиглавый Никольский собор.

За правым клиросом, в древнем киоте, стояла главная святыня собора — чудотворная икона Николы Зарайского.

В XVIII столетии в соборе появился великолепный барочный иконостас с мотивами рокайля и круглой скульптурой. Во второй половине XIX века в храме обновили живопись и устроили новую кровлю.

В 1928 году собор был закрыт . Настоятель протоиерей о. Иоанн (Смирнов) стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. После его ареста в 1930 году, власти сначала разместили в соборе музейную экспозицию, но затем бесценная церковная утварь и древние рукописи были вывезены и в храме разместился архив НКВД. Чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска.

В январе 1992 года в соборе были возобновлены богослужения. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность.

Святыни

  • святой источник «Белый колодец»

Настоятели

Священники

Приписные храмы

  • Ионна Предтечи, в Зарайском кремле
  • Луки Симферопольского, домовый храм
  • Николая Чудотворца, 3 часовни
  • Святой Троицы, часовня
  • Серафима Саровского

Использованные материалы

  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных //Сост. свящ. Иоанн Добролюбов, Том 1, Зарайск, 1884, стр. 167-168
  • Страница официального сайта Московской епархии
  • Страница официального сайта Зарайского благочиния

См. ст. Смирнов Иван Алексеевич, по данным официального сайта Зарайского благочиния — в 1919 году.

«Указ № 1148 от 13 мая 2002 г.», официальный сайт Московской епархии,

Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.

Село Чернево Зарайского района Московской области исторически относилось к Каширскому уезду Тульской губернии, поэтому историю храма Смоленской Божией Матери нужно искать в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» П.И. Малицкого, изданной в 1895 году. В краткой справке о церкви в этой книге приводится давнее предание о происхождении названия села Чернево. Считалось, что некогда владелец села Прохор Ширин подарил свою вотчину Соловецкому монастырю, поэтому, став монастырским селом, оно и получило название Чернево, то есть принадлежащего чернецам.

На фото Одигитриевская церковь в 2016 году

В книге А.А. Савича «Соловецкая вотчина XV-XVII вв.» предание о принадлежности Чернева знаменитому монастырю на Белом море подтверждается. Сохранилась запись 1688 года, сделанная архимандритом Иннокентием, келарем Игнатием и казначеем Фирсом, о том, что Семен Прович Ширин подарил монастырю «свою вотчину в Каширском уезде, в Ростовском стану, в селе Архангельском (оно же Чернева) 209 четвертей с осминою, да в пустошах: Кононово – 40 четвертей, Руднево Рязанского уезда 50 четвертей, Сухотино 40 четвертей, Новоселки 50 четвертей, а всего 419 четвертей, с осминою со всеми угодьями по писцовым и переписным книгам, и с крестьянами, которые проживали в селе Архангельском». От предания, записанного П.И. Малицким, это свидетельство отличается лишь именем владельца Ширина – здесь он не Прохор, а Семен Прович. Возможно, имя Пров могло употребляться и как сокращенный вариант имени Прохор.

Семен Прович Ширин, по-видимому, не имел наследников. Косвенно это подтверждает замечательная находка, сделанная осенью 2017 года рабочими реставрационной компании «Коэнергия»: в цоколе храма была обнаружена хорошо сохранившаяся надгробная белокаменная плита младенца Митрофана Семеновича Ширина, скончавшегося в 1662 году. К слову, находка стала поводом для большого и подробного исследования истории семьи Шириных, представленного на сайте реставраторов. После кончины наследника бездетная супружеская чета завещала свои вотчины Соловецкому монастырю. Со своей стороны монастырь обязывался вечно поминать супругов Шириных и их родителей. Считается, что в 1711 году незадолго до смерти владелец Чернева Семен Прович принял монашеский постриг. Не исключено, что инок был погребен на Соловках.

А.А. Савич видел в этой передаче Чернево и других владений Ширина Соловецкому монастырю в 1688 году свидетельство живучести «вотчинных традиций». Закон неоднократно запрещал передавать земли монастырям «на помин души», потому что эта практика приводила к неограниченному разрастанию церковных земель. Еще в 1580 году появился запрет на дарение вотчин монастырям, а в 1584 году были запрещены и другие способы приобретения земель духовенством. Наконец, в 1649 году Соборное уложение вновь подтвердило правило: «в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупать и в заклад не имать, и за собою не держать. И по душам в вечный поминок не имать никоторыми делы…» Однако Семен Прович Ширин в 1688 году, то есть через сорок лет после строго запрета подобных завещаний в Соборном уложении, подарил вотчины соловецким монахам.

Во второй половине XVII века Соловецкий монастырь вопреки царским указам расширил свои владения в окрестностях Москвы, причем не только за счет Чернево, но и за счет создания Новосоловецкой пустыни в Марчугах на реке Москве. Строителем подмосковной пустыни стал протопоп Благовещенского собора в Москве Стефан Нифонтов. В 1653 году к пустыни были отведены земли и угодья в Марчугах, а после опустошительного половодья, Стефан перенес обитель в другое место – «выморную» (обезлюдевшую после мора) деревню Фаустово нынешнего Воскресенского района. Впоследствии там был выстроен Новосоловецкий монастырь, который сохранился до нашего времени. В правление Екатерины II обитель была упразднена, а храмы обращены в приходские, но в наше время пустынь в Фаустово вновь стала подворьем Соловецкого монастыря.

Передача Семеном Провичем Шириным своей вотчины Чернево Соловкам произошло на фоне важного исторического события – всего через двенадцать лет после «Соловецкого сидения» 1668-1674 годов. В 1657 году из Москвы в северную обитель были присланы новые богослужебные книги, исправленные в ходе реформ патриарха Никона. Соловецкие монахи не приняли книг, и продолжали служить по старому обряду. В 1668 году после Большого Московского Собора, осудившего противников церковных реформ, монастырь осадили царские войска, но мощная крепость с большим запасом еды и воды, оснащенная пушками, могла долго сопротивляться стрельцам. Лишь измена одного из иноков решила исход многолетнего «сидения». Царские войска тайно проникли в монастырь, и сопротивление было подавлено. Сложно сказать, руководствовался ли С.П. Ширин симпатией к старому обряду, завещая вотчину именно Соловецкому монастырю – разгромленной твердыне дореформенного церковного строя. Примечательно, что в XIX веке исследователь раскола в Тульской губернии Григорий Иванович Панов нашел в селе Чернево Каширского уезда странное религиозное сообщество, уклад жизни которого напоминал некоторые толки староверов-беспоповцев.

В XIX веке Чернево находилось на границе трех губерний: Тульской, Рязанской и Московской. Примерно на одинаковом расстоянии от Чернево стоят Кашира, Зарайск и Озеры, поэтому неудивительно, что в церковном строительстве и обновлении храма в это время участвовали купцы соседних губерний и уездов. В 1871 году сгорела старая деревянная церковь Архангела Михаила, по которой село имело второе название Архангельского, а уже в 1875 году крестьянин Московской губернии Иван Прокофьевич Карякин построил в Чернево кирпичный храм с новым посвящением Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Иван Прокофьевич был жителем села Горы нынешнего Озерского района, которое с середины XIX века стало одним из местных фабричных центров. В селе было две церкви и три бумажные фабрики богатых крестьян: ктитора черневской церкви Карякина, а также Саламатина и Крюкова. На деньги другого озерского фабриканта купца М.В. Моргунова были построены церковные дома для причта храма в Чернево. Недавно общине храма передали старинное двухэтажное здание причта, восстановить которое еще предстоит.

Никольский собор

Церкви в центре Зарайска

До церкви Благовещения Пресвятой Богородицы от кремля можно дойти пешком. У этого храма тоже трагическая и боевая история. Рядом с церковью располагается «курган Лисовского» – памятник воинам Смутного времени. Поляк Лисовский в 1608 году единственный раз в истории города с боем взял зарайский кремль. В кургане погребены защитники Зарайска – местные жители и бойцы из Арзамаса. После изгнания интервентов курган был сохранен, на нем установили памятный крест.

Благовещенская церковь, тогда еще деревянная, была воздвигнута тоже в память воинов. Ее построили в 1614 году по прошению «тяглых людей» – так в ту пору назывались простые налогоплательщики. Новый храм с голубым куполом появился в XVIII-XIX веках и являет собой образчик провинциального барокко. Одна из местных реликвий – хоругвь, которую более ста лет назад подарили зарайцам арзамасцы в память о сражении с польскими интервентами.

А вот церковь Илии Пророка, которая также находится рядом с кремлем, имеет совершенно иную судьбу. Она была построена в камне в 1835 году в стиле зрелого классицизма с веяниями московской школы. Финансировали проект местные купцы Шолоховы (предки знаменитого писателя, автора «Тихого Дона»). Благодаря их стараниям церковь была одной из самых богато украшенных в городе. Все закончилось в конце 1930-х, когда в здании храма соорудили литейный цех. Он был там несколько десятков лет и исправно производил продукцию.

Ильинский храм

Белый колодец

Удаляемся от центра: одним из мест притяжения паломников является источник Белый колодец. Он находится недалеко от площади Урицкого, на берегу реки Осетр. По преданию, именно тут была явлена чудотворная икона Николы Зарайского, что хранится в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля. Историки даже называют точную дату – это было в 1225 году, когда священник Евстафий передал святой образ, привезенный из Корсуни (Херсонеса), местному князю Федору Юрьевичу. На месте передачи иконы и забил святой источник.

Белый колодец

Храмы на рязанском направлении

Еще несколько интересных и туристу, и паломнику мест находятся вне Зарайска. Каменный Никольский храм в деревне Мишино построен на средства помещика Павла Меженинова в 1856-1865 годах. Семья эта снискала себе изрядную славу: один из Межениновых стал создателем российских железных дорог, другой был генералом, героем русско-турецкой войны. Церковь получилась небольшая, очень уютная. В 1941 году храм закрыли. Теперь он возвращен верующим, можно прийти на службу.

Оригинальное здание относится к стилю романтизма: храм красного кирпича с отделкой из белого камня похож на дворец из рыцарской истории. Торжество романтизма было недолгим: в советское время в церкви располагалось картофелехранилище, богатый мозаичный декор был утрачен. Сейчас зданию вернули кровлю, поставили новые окна. Если хочется помочь церкви трудами, можно задержаться тут.

Помещик из деревни Карино провожал сына на войну с Наполеоном и поклялся – коль парень живым вернется, построит он каменную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Строительство началось в 1824 и закончилось в 1839 году. Кирпичное здание в классическом стиле получилось необычным, с большой купольной ротондой. Оно также активно восстанавливается. Село расположено в низине, рядом – пруды, благолепие, да и только. Сначала тут была деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери. Каменную церковь заложили в 1876 году на средства местных прихожан – и помещиков, и простого люда. Она получилась большая, красивая, из красного кирпича. Сейчас церковь находится в великолепном состоянии. В ней хранятся уникальные богослужебные предметы, но самое интересное, что в Успенском храме практикуют православное ориентирование на местности – пешие маршруты для всех желающих по местам памяти Зарайских новомучеников, служивших в храмах соседних сел. Маршрут проходит по красивым местам, рядом с отреставрированными и заброшенными церквями.

Вид на Зарайск с водонапорной башни[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *