Вся же благообразно и по чину да бывают

(1Кор. 14,40)

В православной публицистике и научно-популярной литературе много говорится о необходимости возврата к простоте, понятности и открытости богослужения, свойственных еще древнехристианской Церкви.

Конечно, необходимо признать, что полностью реконструировать древнехристианское богослужение сегодня не получится. Во-первых, слишком мало источников; во-вторых, даже если бы источники имелись в нужном количестве, в этом не было бы необходимости. Богослужение развивается во времени, и тот факт, что Литургия апостолов отличается от той, которую сегодня служат на приходах Русской Церкви и по продолжительности, и по составу, и по форме организации священнодействий, не является ни сенсацией, ни скандалом. Однако неоспоримо и то, что как в древнехристианские времена, так и сегодня ядром Литургии остается одно и то же – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, причастие членов общины, полноценное участие клириков и мирян в благодарении Богу и приобщении. И когда главный смысл начинает отходить на второй план, община вполне может внести необходимые коррективы, которые позволили бы ей интенсивнее и осознаннее участвовать в важнейшем Таинстве Церкви.

Ряд таких корректив в качестве эксперимента был предложен инициативной группой клириков и мирян. Эта группа, официально никак не оформленная, не претендует на то, чтобы реформировать современное православное богослужение. Скорее, деятельность кружка обусловлена потребностью более полного участия в жизни Церкви. В то же время, полученный в результате обновления чина Литургии опыт кажется нам весьма ценным и достойным того, чтобы поведать о нем «urbi et orbi».

В православной среде консервативной направленности бытует мнение, что такого рода богослужение является облегченной версией общепринятой Литургии и создано для того, чтобы доставить клирикам и мирянам больше удобства при молитве. Однако наш опыт свидетельствует об обратном. Во-первых, чтение молитв после ектений делает службу немного длиннее, но никак не короче (даже при сокращении некоторых прошений в ектениях). Во-вторых, богослужение, совершаемое при открытых Царских вратах, не позволяет священнослужителям, как это часто бывает, вести праздные разговоры в алтаре. А ведь об этом – о благоговении перед Святилищем – учат нас отцы. В-третьих, чтение всех молитв вслух не позволяет молящимся отвлекаться от происходящего на разные мелкие и ненужные действия. Можно сказать, что сакральное пространство алтаря расширяется до всего храма, захватывая всех участников службы, не ограничиваясь узким кругом «посвященных».

Поэтому в целом можно обоснованно свидетельствовать, что внимание всех присутствующих, как клириков, так и мирян, максимально сконцентрировано на бескровной Жертве. При этом молитва совершается не столько своими словами (на что обречены в наши дни лаики и что в контексте «общего дела» не очень верно), но словами отцов, освященными многовековым Преданием Церкви. Все действия, прошения и молитвы Литургии становятся осмысленными, находятся на своем месте, соответствуют моменту и настраивают молящихся на нужный лад.

Ниже описывается сам чин богослужения, которое было совершено в одном из храмов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Поскольку оно, как уже говорилось, носило экспериментальный характер и не является постоянной практикой, мы опускаем точное указание прихода, в котором оно было совершено. Скажем только, что на службу было получено благословение настоятеля и архиерея. Богослужение совершалось полностью на церковнославянском языке.

1. Проскомидия

Протесис в целом был совершен по Служебнику, с одним небольшим отличием. Первая частица девятичинной просфоры, по греческой традиции, была вынута «В честь и память превеликих чиноначальник Михаила и Гавриила и всех небесных сил бесплотных». В этом случае молитва совершается за всю полноту Церкви, в которую включены и ангелы.

Вторая частица была вынута в честь и память «честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа, святых триех отроков и Даниила Пророка, и всех святых пророков». Таким образом, «последний ветхозаветный пророк» обрел свое законное место во главе пророков богоизбранного народа.

2. Литургия Слова

По завершении чтения часов все священнослужители встают перед престолом. Диаконы отверзают Царские врата, и предстоятель громко читает предначинательные молитвы. Ектеньи произносятся по служебнику, с тем важным отличием, что священнические молитвы читаются громко после последнего прошения (часто встречающаяся практика читать молитвы во время ектений кажется нам не вполне корректной, возвращающей общину во времена дониконовского многогласья). В этом случае возгласы необязательно как-то особенно выделять голосом, ведь они являются органичным завершением прочитанных молитв.

2.1. Малый вход

Особенности совершения малого входа тоже вытекают из практики гласного чтения молитв. При исполнении третьего антифона клирики исходят северными дверьми и встают по обычаю на амвоне. После завершения пения диакон возглашает «Господу, помолимся! – Господи, помилуй!», и предстоятель громко читает молитву входа «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесах чины и воинства…». После этого диакон говорит: «Благослови, Владыко, святый вход» и священник читает громко молитву «Благословен вход святых Твоих…», диакон по обычаю возглашает «Премудрость, прости!». Хор исполняет тропари.

На «И ныне» диакон испрашивает благословение предстоятеля, выходит на амвон и, по окончании пения, возглашает привычное «Господу, помолимся!». Настоятель вслух читает молитву Трисвятого пения, заканчивая ее на словах «Всегда, ныне и присно…». Диакон, наводя орарь, возглашает «и во веки веков».

Прошение о «благочестивых» было удалено из службы, во-первых, из-за того, что оно разрывало молитву Трисвятого; во-вторых, по той причине, что «благочестивых царей», которым изначально это прошение посвящалось, уже нет, и молиться, по сути, не за кого. Хор поет Трисвятое, священнослужители в алтаре восходят на горнее место.

2.2. Чтение Писаний

При составлении чина подробно был исследован вопрос о чтении Священного Писания за Литургией. Согласно данным литургической науки, Писание в древности читалось с середины храма, лицом к алтарю. Об этом свидетельствуют археологические находки – древние амвоны (возвышения) в середине базилик, откуда происходило чтение. Остатки этой практики мы наблюдаем по сей день при служении архиерейской службы. Таким образом, чтение и Апостола, и Евангелия происходит с середины храма, лицом на Восток.

Каждение на Апостоле не совершается, так как все внимание общины в этот момент сконцентрировано на словах Священного Писания. Благословение фимиама следует при возглашении «Аллилуиа». Эта уставная по своему происхождению практика, которой следуют сегодня, кстати, во многих монастырях Русской Православной Церкви, имеющих духовную связь с Афоном, более соответствует самому смыслу каждения. Фимиам, который восходит к Небу, символизирует нашу молитву и хвалу Господу. Традиционное для России каждение на Апостоле возникло, на наш взгляд, как средство сокращения богослужения, ведь при каждении на «Аллилуиа» исполнять ее надо более протяжно (на греческий манер), что немного удлиняет службу.

После каждения священник перед престолом громко читает молитву «Возсияй в сердцах наших…» и передает Евангелие диакону, который исходит на середину храма через Царские врата (как и при чтении Апостола). Далее чтение совершается по обычаю.

После евангельского отрывка предстоятель обращается к участникам богослужения с проповедью.

Затем следует ектенья «Рцем вси», на прошении «…о милости, жизни, мире, здравии…» поминаются все присутствующие.

Заупокойная ектенья опускается. Прошения об оглашенных тоже не возглашаются, так как по традиции ектенья об оглашенных и соответствующая молитва читались для конкретных людей, присутствовавших на богослужении и проходящих предкрещальную катехизацию. Оставлять ектенью и молитву ради абстрактных «оглашенных всего мира» показалось нецелесообразным.

3. Литургия верных

Согласно современному Служебнику (который восходит к Диатаксису свт. Филофея Коккина), литургия верных начинается после удаления из храма всех готовящихся ко крещению. В качестве начала литургии верных в современном чинопоследовании сохранилась т.н. «великая синапта» – мирная ектенья, которая изначально находилась именно на этом месте (литургия слова начиналась с чтения Писаний), но со временем была дублирована в начале Литургии, перед антифонами. Но поскольку современное богослужение уже имеет великую ектенью – в начале, повторять ее в середине показалось составителям неорганично для полноты восприятия богослужения.

Таким образом, по греческой традиции возглашаются две малые ектеньи («Паки, паки…», «Заступи…», «Премудрость») и читаются громко две молитвы верных.

Каждение на Херувимской песни выполняется по обычаю, молитва «Никтоже достоин…» (как молитва священника о себе) читается им в полголоса. Особенностью Великого входа на этой службе стало поминовение. Обычай поминать правящего епископа, «настоятеля, братию, прихожан, благотворителей, благоукрасителей, труждающихся, поющих и пр.» является довольно поздней вставкой. Поэтому, по примеру древней Церкви, было оставлено только поминовение «Всех вас, православных христиан…», которое произносит Предстоятель без остановки на амвоне и без большого разрыва в пении Херувимской (диакон совершает Великий вход молча).

Ектенья «Исполним молитву нашу Господеви…» возглашается по Служебнику. По окончании ектении священник громко читает молитву «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе…»

Следующей особенностью, отличающей данное богослужение от общепринятого, является лобзание мира. После слов «Возлюбим друг друга» Предстоятель выходит на амвон и говорит «Христос посреди нас!», народ ответствует «И есть, и будет!», после чего молящиеся приветствуют друг друга «целованием святым». Символ веры по обычаю поется.

3.1. Анафора и Причащение

Утверждение, что чтение молитв анафоры должно происходить велегласно, пожалуй, уже нельзя назвать инновационным – столько было написано и сказано на эту тему. Мы не будем здесь повторять очевидные вещи об участии всей общины в молитве Церкви, тем более что в данном случае они действительны для всего богослужения.

Все молитвы анафоры читаются священником после пения хора. Тропарь третьего часа опускается.

Благодаря велегласному чтению не было спешки, которая случается при чтении «тайных» молитв анафоры. Действительно, весьма прискорбно наблюдать, как собратья по служению стремительно шепчут молитвословия, начинают читать молитвы на Символе веры или просто зачитывают вслух первые строки.

После анафоры, по обычаю, следует ектенья «Вся святыя…», из которой были удалены прошения, повторявшие аналогичные из ектеньи «Исполним…». Оставлены были только первые три и последнее прошения, как имеющие непосредственное отношение к Причащению. Таким образом, ектенья имеет следующие составные части: «Вся святыя помянувше…» – «О принесенных и освященных…» – «Яко да человеколюбец Бог наш…» – «Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше…». Молитва «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду…» читается вслух. Особо следует сказать о возгласе этой молитвы, который полностью теряет свой смысл для человека, незнакомого с синтаксисом древнегреческого и церковнославянского языков. Напомним, что смысл этого возгласа («И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца и глаголати») не только в том, что мы просим у Бога дерзновения призывать Его, но в том, что мы просим сподобить нас дерзновенно, но при этом неосужденно, называть Его – Небесного Бога – своим Отцом. Ввиду этого адаптированный текст возгласа выглядит таким образом: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, смети называти Тебя – Небесного Бога – Отцем, и глаголати». После возгласа поется молитва «Отче наш».

После молитвы Господней диакон возглашает «Главы наша Господеви преклоним». Это связано с тем, что возглас, помещенный в современном Служебнике, равно как и молитва после него, ориентированы на тех, кто уходит со службы, не приобщившись (отсюда такие выражения в молитве как «плавающым сплавай, путешествующым спутешествуй, недугующыя исцели»). Поскольку было известно, что все присутствовавшие будут причащаться, возглас был изменен, а молитва была взята из Литургии Василия Великого: «Владыко Господи, Отче щедрот и Боже всякого утешения, приклоншыя Тебе своя главы благослови, освяти, соблюди, укрепи, утверди, от всякаго дела лукава отстави, всякому же делу благому сочетай, и сподоби неосужденно причаститися пречистых сих и животворящих Твоих Таин, во оставление грехов, в Духа Святаго причастие. Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…».

После возглашения «Аминь» священник читает громко молитву «Вонми Господи Иисусе Христе…», диакон возглашает «Вонмем», священник – «Святая святым». Хор поет «Един свят…» и запричастен.

Причащение духовенства проходит при отверстом алтаре. После раздробления частицы ХС священник громко читает молитвы перед Причащением «Верую Господи и исповедую» и «Вечери Твоея Тайныя…». Во время причастия духовенства поется запричастный стих. Сразу после причащения клира и раздробления частиц НИ и КА священник и диакон (возгласивший «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите») выходят причащать мирян.

3.4. Перенесение Даров и отпуст

После причащения мирян и перенесения Даров на жертвенник диакон возглашает ектенью «Прости приимше», после которой священник громко, для всех читает молитву «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, благодетелю душ наших…». Напомним, в современной практике эта молитва читается после причащения духовенства, в алтаре. О ней напоминает только возглас «Яко Ты Еси освящение наше…», который оказывается оторван от самого молитвословия. Затем священник выходит для чтения заамвонной молитвы. Отпуст совершается по обычаю, мирянам раздается антидор.

Выводы

За основу описанной выше службы был взят принцип понятности службы, молитвенного участия в ней мирян, открытости Литургии для всех присутствующих, органичности всех ее частей. Составители не стремились во всем повторить древнехристианское богослужение, или богослужение любой другой эпохи, осознавая нарочитость и своего рода театрализованность таких попыток. Верим, что наш опыт может быть полезен для многих.

На самом деле, продолжительность службы во многом зависит от хора и от манеры исполнения песнопений.

При ее возглашении можно следовать нескольким традициям: либо полностью убрать прошение «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии…», либо сохранить его, но без подробного чтения записок, либо оставить поминовение имен только тех, кто собрался в храме, что может быть оправданно при небольшом количестве молящихся.

ЖАТВА (декламация для детей) Ведущий. Кто людей сюда собрал В этот с…ветлый, теплый зал? Пригласил со всех дорог? Это сделал только Бог! В этот светлый, ранний час, Праздник радостный у нас. Богу мы несем хваленье, За плоды благодаренье! ⠀ ОРЕХ. Рад приветствовать я всех Мы знакомы, я — орех. Бог меня создал для всех. Меня любят белочки, Мальчики и девочки, Я для памяти полезный, Свойством этим всем известный. Я орешек крепкий очень Скорлупой своею прочен, Вера пусть у вас у всех Будет крепкой как орех. ⠀ ОГУРЕЦ И меня создал Творец, Я — зелёный огурец. От меня, ведь, пользы много Я дарован вам от Бога. Нужен тем, кто на диете, Пригожусь при диабете, Ешь меня и не болей И забудешь про врачей. ⠀ ПЕТРУШКА. Я — укропчика подружка Все зовут меня петрушка. И признаюсь вам я честно Очень для людей полезна. Меня ложат в суп, салат, Издаю я аромат, Солят огурцы со мной Как же чуден Бог благой. ⠀ СВЕКЛА Я полезная свекла Можно в борщь ложить меня. От сердца я желаю вам, Добро дарить своим друзьям! ⠀ МОРКОВЬ. Я — морковка сладкая, Спелая и гладкая. Во мне важный витамин Под названьем каротин. Я тебе улучшу зренье, Только лишь имей терпенье Пусть тебе не будет лень Есть морковку каждый день. Можешь начинать сейчас Бог меня создал для вас, Чтоб здоровы люди были Милость Божью не забыли. ⠀ ВИНОГРАД. А я — спелый виноград И присутствовать здесь рад. Я полезен своим соком Сотворён премудрым Богом, Содержу в себе глюкозу, Минералы и фруктозу, Витаминов во мне много За меня прославьте Бога. ⠀ ПОМИДОР. Я — полезный, я — томатный И на вкус очень приятный. Меня знают с давних пор, Ведь я — красный помидор. Очень вкусны те салаты Где присутствуют томаты, Вы меня употребляйте И Творца благословляйте. ⠀ ХЛЕБ. А я — хлеб, и всем я нужен И на завтрак, и на ужин. Если съешь кусочек хоть Напитаешь свою плоть. Утолю я быстро голод Тем кто стар, и тем кто молод, Только, все ж, куда важней Хлеб Небесный для людей. Жизни Хлеб сошёл с небес Умер в муках и воскрес, Дар спасения принёс Хлеб живой — Иисус Христос. ⠀ Ведущий В дар за наши все труды Бог нам эти дал плоды. Так давайте с вами люди Благодарны Ему будем. И теперь наоборот Принесём мы Богу плод. Станем чуточку добрей, ПРОДОЛЖЕНИЕ 👉🏼 Lihat Lagi

11 Февраль 2011

Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов, изобразительных и вечерней, с которой непосредственно соединяется, и состоит из священнодействий и молитв

: 1) вечерних, так как в древности причащались вечером, а в св. Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи; 2) молитв, возносимых на литургии, кроме молитв освящения Даров, так как Дары уже освещены; 3) некоторых особенных молитв, ектений и песнопений (как, например, песнь «Ныне силы небесныя» (в Александрийской хронике под 615 годом находим известие о введении в литургию Преждеосвященных Даров пения «Ныне силы небесныя» при патриархе Константинопольском Сергии), молитвы и ектений об оглашенных, о просвещаемых или готовящихся ко св. Крещению, о верных пред причащением Св. Даров и молитва заамвонная).

Молитвы на облачение священнических одежд не читаются: иерей лишь благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней крест и произносит тихо: «Господу помолимся».

Иерей творит отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, силою честнаго и Животворящаго Креста (святых храма, дня), святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» (В. Розанов. Богослужебный устав Православной Церкви, М., 1902, стр. 515-516. См. также: Служба на каждый день первой седмицы святой Четыредесятницы (среда), стр. 40).

Певцы медленно поют (трижды) «Господи, помилуй», чтобы пауза перед началом литургии была меньше.

Служащий иерей с диаконом совершают три поклона перед св. Престолом и молятся: 1) «Боже, милостив буди мне грешному», 2) «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», 3) «Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя». Затем прикладываются к Престолу. Диакон испрашивает благословение у иерея, исходит северными дверями на солею (но если служит архиерей, то после отпуста священнослужители выходят на середину храма: архиерей — через царские врата, а духовенство — боковыми. Помолившись: «Боже, милостив буди мне грешному», первенствующий священник и диакон берут благословение у архиерея, затем священник идет в алтарь, а диакон — на амвон. Открываются царские врата, священник молится, целует Престол и вместе с диаконам кланяются архиерею. Диакон возглашает: «Благослови, владыко». Священник, взяв Евангелие и начертывая им крест над антиминсом, произносит возглас: «Благословенно Царство…». Положив Евангелие на свое место, священник крестится, целует Престол и снова кланяется архиерею; царские врата закрываются. Архиерей читает «Приидите, поклонимся…» (3) и 103-й псалом. В церковной практике после возгласа мирной ектении все священнослужители уходят в алтарь боковыми дверями. На всех ектениях при архиерейской службе царские врата открываются) и, помолившись? возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед Престолом и изображая Крест Евангелием, возглашает: «Благословенно Царство…». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103-й псалом. В это время священник читает (с откровенною главою») перед царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми…», так как первые три прочитываются после, на ектениях.

По прочтении 103-го псалма диакон произносит великую ектению. Хор поет: «Господи, помилуй» постовым распевом. Сразу после возгласа священника — 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы положена малая ектения. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону Престола Евангелие, лежащее на св. Антиминсе, раскрывает Антиминс и поставляет на него Дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Св. Агнец на Дискос и делает еще один земной поклон. Диакон произносит малую ектению. Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектении, по первом антифоне — возглас иерея: «Яко Твоя держава…». Чтец — второй антифон. Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг Престола. Далее диакон — малую ектению. Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона. Возглас: «Яко благ и Человеколюбец…». Чтец — третий антифон. Иерей, сотворив три земных поклона перед Св. Дарами, полагает Дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке в кадилом в правой, переносит Дискос с лежащим на нем Св. Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону Престола, через Горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив Дискос на жертвенник, иерей вливает в Чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на Дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и Дискос, и Чашу; потом, окадив «воздух», покрывает им Дискос и Чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: «Господу помолимся. Господи, помилуй». Иерей, окадив (трижды) покрытые им Св. Дары, произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к Престолу, складывает Антиминс и снова полагает на него Евангелие. Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектению.

Во время пения стихир совершается обычное каждение. На «Слава, и ныне» — Богородичен из Минеи. Вход с кадилом (когда служит архиерей или случится праздник: Обретения главы св. Иоанна Крестителя, 40 мучеников или храмовой (кроме 1-й седмицы Великого поста, так как служба им в это время переносится или на Неделю сыропустную или на субботу, когда совершается память вмч. Феодора Тирона), тогда бывает вход с Евангелием).

По окончании паремии отверзаются царские врата. Иерей — тихо чтецу: «Мир ти». Чтец тихо отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». И поются стихи 140-го псалма (По словам св. Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера -не потому только, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов, в поэтому в дни поста и покаяния положено для усугубления молитв петь этот псалом дважды и с коленопреклонением (см.: Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава, стр. 416). Эти стихи псалма начали петь на литургии Преждеосвященных Даров при Константинопольском патриархе Сергии (в 612 г.)):

«Да исправится молитва моя…»,

«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…»,

«Положи, Господи, хранение…»,

«Не уклони сердце мое…».

После каждого стиха хор поет: «Да исправится молитва моя…». Молящиеся опускаются на колени. Иерей стоит перед Престолом в головном уборе и кадит. Во время пения: «Не уклони сердце мое…» иерей переходит к жертвеннику и кадит Св. Дары. Перед пением в последний раз стиха: «Да исправится молитва моя…» иерей отдает кадило диакону, который продолжает каждение перед жертвенником, и, сняв головной убор, преклоняет колени перед св. Престолом. Когда чтец (или певцы) пропоют последний раз слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают, а хор допевает остальные слова этого стиха: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя».

Иерей, стоя перед Престолом, произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта, и в день храмового праздника) (в первые три дня Страстной седмицы читается только Евангелие). Если же нет Апостола в и Евангелия, то диакон выходит на солею и произносит сугубую ектению: «Рцем вси…». В это время убирается на горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрывается (см.: Служебник и Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: «По Дару Христа…». На пение: «Ныне силы небесные…» открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится».

Диакон доканчивает: «Верой и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа» (трижды). После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой рукой берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой — кадило, и кадит им часто (если служит архиерей, то Дискос со Св. Агнцем он дает старшему священнику, который перед этим становится на оба колена (так же это он делает и перед царскими вратами), а Чаша дается другому священнику, но с Чашей он не становится на колени и перед ней архиерей не совершает каждения, но священник вносит ее в алтарь и отдает архиерею). При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим…». Молящиеся поднимаются, хор поет: «Верою и любовию приступим , да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По поставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его (Неаполитанский, стр. 64) и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину (это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению «Исполним вечернюю молитву нашу…». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому.

Иерей снимает «воздух» и звездицу, раздробляет Св. Агнец, как на полной литургии, и влагает частицу «ИС» в Потир, не произнося никаких слов. Теплота вливается в Потир тоже в молчании. Затем иерей и диакон причащается по чину, указанному в службе литургии Преждеосвященных Даров (особенность причащения: если литургия совершается священником с диаконом, то диакон, приняв частицу Св. Тайн, не пьет от Чаши и не вкушает антидора до потребления Св. Даров; так же поступает и священник, если служит без диакона).

Примечание. Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается.

← Первая седмица и Неделя Великого поста

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *