А.Г. Долженко

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди…»
Лк.6,31 Мф.7,12 Тов.4,15

Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). Как нужно понимать эти слова?

Слово «итак» говорит о том, что в этих словах содержится вывод из всего вышесказанного ранее. В 11-м стихе слово «итак» указывает на вывод, который делается из содержания стихов с 7-го по 10-й. В 12-м стихе слово «итак» указывает на то, что содержащийся в этом стихе вывод относится не только к 11-му стиху, но и ко всей предыдущей речи Спасителя, в которой говорилось об отношении людей друг к другу. Поэтому 12-й стих содержит в себе одну из главных мыслей Нагорной проповеди, призывающую людей жить в мире, любви и взаимном согласии друг с другом. Эта мысль являлась основным содержанием в проповедях Ветхозаветных пророков. Эта мысль является главным руководящим принципом для всех людей, готовых жить в святом общении с Богом. Эта мысль выражает основополагающие принципы чисто христианских взаимоотношений между людьми, проиллюстрированная яркими примерами из жизни Самого Иисуса Христа. Эта мысль, ставшая фундаментальным правилом взаимного общения людей, характеризует основы добропорядочности, вежливости и этики во многих странах мира. Поэтому в этих емких по смыслу и кратких по словесному выражению разбираемых словах 12-го стиха удачно отразились многие сходные суждения Библии.

Например, в Ветхом Завете подобная мысль была выражена словами «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). В Новом Завете говорится о милосердном отношении к ближним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матф.6:14). О добродетельном и заботливом отношении между людьми сказано так. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Матф.5:44–45). О благоприятной мере и суде, и отказе от злословия в отношении ближнего сказано так. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Матф.7:2).

Во всех приведенных текстах указывается конкретная причина доброго отношения к ближнему. Любить ближнего нужно, потому что так заповедал Бог. Прощать ближнему нужно для того, чтобы человек сам имел прощение от Бога и людей. Любить врагов нужно потому, чтобы быть сынами Отца Небесного, то есть Бога. Не злословить ближнего и мерить благоприятной мерой ближнему нужно потому, чтобы суд людской и Божий для человека был благоприятен, и та мера, которой будут мерить человеку, также была благоприятной.

В разбираемых словах 12-го стиха содержится обобщающий философский смысл доброго отношения к людям, так как в этих словах ясно указано на то, что во всех предыдущих высказываниях говорилось о возвращении к человеку его же поступков, то есть говорилось о Божьем законе воздаяния за дела людей. «Я воздам им по их поступкам и по делам рук их» (Иер.25:14). Подтверждением этой мысли служат все вышеприведенные примеры, в которых и отражена суть закона воздаяния Божьего. Прощать надо для того, чтобы самому быть прощенным, мерить доброй мерой надо для того, чтобы и тебе такой мерой мерили и т.д. Говоря о любви Бога к людям, и основываясь на этой заповеди, Иисус Христос в виде всеобщей человеческой обязанности (которая должна стать правилом взаимных отношений между людьми) дает нам закон всеобщей взаимной любви, основанной на принципе воздаяния Божьего.

Древние евреи неправильно понимали и исполняли заповедь Божию о любви к ближнему. Всех людей, не евреев, они ближними не считали. Но даже в своей среде они вместо любви к ближнему, от ближнего старались, как можно больше получить выгоды, и стремились к власти и почестям, в большинстве случаев недоброжелательно относясь друг к другу.

Осуждая такое поведение евреев, Иисус Христос говорит о том,

чтобы люди не заботились о богатствах земных, не собирали сокровища земные, но, прежде всего, заботились о том, чтобы люди делали друг другу добро. При общении с окружающими людьми Иисус Христос советует войти нам в положение других людей, встать с ними на один уровень, почувствовать их трудности и потребности как свои собственные и поступать с этими людьми так же, как бы мы желали чтобы поступили с нами, если бы мы оказались на их месте.

В чем же могут состоять, и как могут проявляться наши обязанности в отношении к окружающим людям, с которыми мы должны поступать так, как бы хотели, чтобы и с нами поступали? Прежде всего, мы должны в отношении других людей совершать добрые поступки, всячески посильно помогать другим людям. Согласно христианской морали, каждый человек, обладая материальными благами, становится должником тех людей, которые не обладают в необходимой степени жизненными благами или лишенных их. Поэтому если христианин, имеет возможность помочь нуждающемуся ближнему, то его святой обязанностью перед Богом и людьми является оказание этой помощи неимущим и нуждающимся людям. По одному из образных выражений он должен нагого одеть, голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить. «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). То есть люди должны заботиться о ближних, совершая им добрые дела и помогая им в жизни. Но в первую очередь они должны заботиться о больных, вдовах, сиротах и нищих, как остро нуждающихся и неимущих. Причем должны заботиться так, как сами желали бы, чтобы заботились о них, если бы сами оказались в таком или подобном положении.

Наряду с бытовыми и мирскими заботами, забота о ближнем должна проявляться в просвещении разума ближнего светом знания и мудростью христианского учения. Это нужно делать для того, чтобы ближний не ходил по жизни как уставший, спотыкающийся путник во тьме незнания и невежества, а, зная законы бытия, и имея разум, просвещенный Божественным учением Христа, смог осознанно строить свою жизнь, творя добро и совершая разумные правильные дела и поступки во имя Божье. Поэтому мы должны поделиться своими знаниями с ближним и осветить его разум мудростью знаний. В этом смысле, если мы больше знаем, чем наш ближний, мы становимся должниками нашего ближнего и должны научить его как жить, убедить его в том, что добро творить целесообразнее и полезнее чем зло. Потому что, согласно закону воздаяния Божьего, добро, успех и помощь возвращаются к тому человеку, который их создает своими добрыми делами, помогая окружающим людям.

Просвещение людей словом Божьим и распространение этого слова также являются добрыми поступками, признанными в христианстве религиозным подвигом. Об этой ситуации, связанной с тем чтобы вывести ближнего из тьмы неведения, Апостол Павел говорил так: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1:14). Как видим, разбираемые слова Спасителя в 12-м стихе призывают нас оказывать окружающим нас людям помощь не только в удовлетворении мирских бытовых потребностей, но оказывать духовную помощь в деле просвещения людей словом Божиим.

В 12-м стихе также указана причина того, по которой мы должны помогать людям. Согласно Божьему закону воздаяния к человеку всегда возвращается то, что он делает другим людям, в виде добра или зла, в виде помощи или вреда. Потому что по закону воздаяния Божьего мы, люди, получаем то, что даем людям и Богу. Наши благодеяния или козни, благословения или проклятия рано или поздно обязательно вернутся к нам. Во время острой нужды по соизволению Божьему они могут вернуться даже в двукратном размере. «И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов.42:10). За добрые поступки, как за преданное служение Богу, Господь вознаграждает людей дарами добрыми уже в этой земной жизни, распространяя свою награду и на жизнь небесную. «Добрый приобретает благоволение от Господа» (Притч.12:2). И каждый человек, легкомысленно обидевший другого, или причинивший ему вред, пройдет той же дорогой, которой вел другого человека. То есть испытает те переживания, которые почувствовали другие люди, лишенные помощи и участия такого человека. Таким образом, учитывая закон воздаяния Божьего в своем поведении и в построении своей жизни, человеку целесообразнее делать добро, полезней помогать ближнему. Потому что согласно воздаянию Божьему, к самому человеку вернутся его же добрые поступки. Если в восточных религиях (буддизме, брахманизме) добро другим людям делается корыстно, из эгоистических побуждений, чтобы оно вернулось назад к тому, кто его делает, то в христианстве рекомендуется делать добро ближнему бескорыстно, из любви и сострадания к ближнему. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Матф.6:3–4).

Таким образом, христианская любовь к ближнему, связанная с законом воздаяния Божьего, лишена эгоизма и стоит на более высокой нравственной основе бескорыстия. Это и есть требование одного из главных законов Божиих, великого и справедливого закона воздаяния Божия, согласно которому Бог желает, чтобы люди сознательно отказались от совершения зла, сменили свое жестокосердие на милосердие к ближнему, и открыли свое сердце Богу. И тогда в сердцах таких людей поселится Христос, а в поступках таких людей проявится Его учение. Потому что каждый такой человек в своей жизни будет проявлять доброту, сострадание, кротость и милосердие Иисуса Христа.

Именно в обстановке взаимной помощи, сочувствия и милосердия и жили первые христиане. «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян.2:46–47). Так и мы, современные люди, должны сохранить в своем поведении лучшие черты жизни первых христиан и относиться к окружающим нас людям с доброжелательностью и любовью, милосердием и помощью. То есть поступать с людьми как хотелось, чтобы поступали с тобой. И не делать другим людям того, чего сам себе не желаешь.

Как видим, закон воздаяния Божия осознавался людьми с незапамятных времен. И в подтверждение этого закона люди вывели формулу взаимоотношений о том, что с другим человеком нужно поступать так, как бы люди хотели, чтобы поступили с ними, потому что на основе закона воздаяния Божия к человеку обязательно вернутся его поступки и причиненные этим человеком в адрес других людей переживания. Если закон воздаяния Божия люди, анализирующие жизнь, установили задолго до пришествия Иисуса Христа, то это говорит о том, что этот закон был дан Богом изначально, ещё при сотворении мира и вписан в мироздание, как один из главных законов Божиих, определяющих развитие бытия и взаимоотношение людей. И когда люди, предаваясь греху, забыли об этом вечном законе Божьем, то Сам Господь в лице Иисуса Христа, пришел на землю и напомнил им о нем.

Споры вокруг слов «как хотите чтобы с вами поступали»

Вот уже почти две тысячи лет существует христианство в мире как стройная религиозно-философская система, а вокруг него, не умолкая, продолжаются споры, вызванные не только желанием познать сущность этой системы, но и стремлением унизить, исказить сущность христианства. Такие споры возникли с появлением христианства и не прекращаются по сегодняшний день. Таким спорам подвергаются не только отдельные притчи и заповеди Иисуса Христа, но и отдельные стихи Нового Завета. Много споров вызвали и разбираемые слова Спасителя, помещенные в 12-м стихе.

Так противники христианства говорили о том, что слова из 12-го стиха не содержат в себе ничего нового. Философ Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается и у Сократа за четыреста лет до Рождества Христова в таком виде: «Чем прогневляют тебя другие, того не делай сам» («Толковая Библия» под редакцией А.П.Лопухина, бесплатное приложение к журналу «Странник», Петербург, 1911, том 9, стр.154). Противники христианства приводят и нижеследующие примеры. Философ античности Диоген Лаэрций говорил о том, что Аристотель на вопрос, как следует вести себя с друзьями, ответил «так, как мы желаем, чтобы они вели себя по отношению к нам». Конфуций на вопрос о том, существует ли слово, которым бы можно характеризовать удовлетворительное поведение людей друг с другом, ответил, что такое слово называется взаимность. Широко известное изречение древности «что ты не хочешь делать себе, того не делай другим» приписывали Сенеке и Будде. У древних евреев подобного выражения не встречалось. Зато в Ветхом Завете высказывалась сходная мысль о любви к ближнему, запечатленная в законе Божьем, данном евреям через пророка Моисея.

До Христа древние евреи никогда не выражали мысль об отношении к другим людям с такой силой, красотой и доступностью для понимания, как это сделал Спаситель. В отличие от еврейского понимания любви к ближнему, Иисус Христос обогатил эту мысль новым смыслом. Древние евреи закон о любви к ближнему применяли только к евреям, не считая ближними людей не еврейской национальности. Иисус Христос на примере притчи о добром самарянине указал не только евреям, но и всему миру на то, что ближним может быть любой человек, независимо от национальности и вероисповедания.

Самаряне представляли собой небольшую народность, которая была презираема евреями и считалась полуязыческой. Но именно самарянин в притче Спасителя, в отличие от евреев, сделал пострадавшему человеку благо. Помимо этого, евреи, даже в своей среде, часто искажали закон о любви к ближнему. Недаром Сам Господь, в лице Иисуса Христа, пришел на землю, чтобы евреев призвать к исполнению этого закона Божьего.

Прогрессивные языческие философы хотя и говорили о том, что не нужно делать вреда другим людям (то есть рекомендовали жалеть ближних), но о бескорыстной любви к ближнему они не создали стройного учения. И ничем не обосновали своих отрывочных, однобоких высказываний. Аристотель говорил не обо всех людях, а только о том, как должен вести себя человек с друзьями. Иисус Христос, в отличие от Аристотеля, не только высказал эту мысль по-новому, применительно ко всем людям на свете, но и обосновал необходимость её применения в Своем учении действием закона воздаяния Божьего. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). «Я воздам им по их поступкам и по делам рук их» (Иер. 25,14).

Чтимый евреями раввин Гилей высказывал мысль из 12-го стиха об отношении к людям в отрицательной форме. Иисус Христос высказывал эту мысль в положительной форме, преподнеся её как правило, помогающее людям жить, как положительный способ поведения. Более того, произнеся слова о том, как люди должны поступать друг с другом, Спаситель не претендовал на положение первооткрывателя этой мысли. Тем, что после высказывания этой мысли Он добавил «в этом закон и пророки». Он указал на то, что эта мысль не нова. Но справедливости ради надо заметить, что пророки были на подступах к этой мысли, а Иисус Христос её высказал наиболее емко и выразительно. Это подтверждается сравнением того, как данная мысль высказывается в Ветхом и Новом Заветах.

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь » (Лев.19:18). «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37–40).

Тот факт, что сходная мысль из 12-го стиха приписывалась Будде, Конфуцию, а также языческим философам Аристотелю, Сенеке, Филону, говорит о том, что чувство братского сострадания и любви к ближнему глубоко присуще человеческой природе и изначально вписано Богом в сердца людей. Мысль о законе воздаяния Божьего, согласно которому следует милосердно и доброжелательно относиться к окружающим людям, для того чтобы получить такое же отношение к себе, высказывалась языческими мудрецами и иными религиями потому, что люди всегда анализировали жизнь в поисках её закономерностей, и убеждались в существовании закона воздаяния Божьего за свои поступки.

Однако в высказываниях Иисуса Христа закон воздаяния, в отличие от буддизма и других восточных религий, лишен эгоцентрического начала, согласно которому добро другим людям нужно делать не из эгоистических побуждений. Иисус Христос провозгласил бескорыстное деланье добра, возведя доброделание на более высокую морально-нравственную ступень тем, что лишил деланье добра корыстной эгоцентрической основы. Таким образом, ещё задолго до прихода Иисуса Христа, люди уже осознавали необходимость добротворения ближнему, и путем наблюдений вывели из всей жизненной практики наличие закона воздаяния Божьего. Иисус Христос внес новый смысл в этот закон, впервые в мире сказав о том, что добродетель должна быть бескорыстна, и что человек, безвозмездно творящий добро, получает большее благоволение от Бога.

Споры вокруг 12-го стиха велись не только по поводу его смыслового толкования, по поводу того, нова эта мысль или нет, но и по поводу точности перевода с греческого. А неточность перевода также подвергалась критике. Дословный перевод с греческого 12-го стиха звучит так: «Итак все сколько пожелаете чтобы делали (а не поступали) вам люди, так и вы делайте им, ибо таков закон и пророки». Из дословного перевода яснее проступает та мысль, согласно которой человек выступает активным первоначалом того, как бы он хотел, чтобы с ним поступали люди. То есть, сначала сам человек должен совершить добрые дела, а затем уже в ответ на это люди будут делать ему свои добрые действия. Причем в дословном переводе ясно говорится о том, что количество добра, которое человек сможет получить от людей, прямо пропорционально его собственному добру, предварительно сделанному самим человеком в адрес этих людей. Об этом ясно сказано в таких словах. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31). «И какою мерою мерите, такой и вам будут мерить» (Матф.7:2).

В русском переводе произведено редактирование 12-го стиха, которое, не изменив содержания, делает этот стих благозвучнее. В результате редактирования произошла замена слова «дела» (которое фигурирует в греческом тексте первоисточника) на слово «поступки». Эта замена способствовала усилению смысла слова «дела» и сделала его масштабнее и значительней. Человек в своей жизни совершает много больших и мелких дел. Со словом «поступок» люди обычно связывали крупное дело, за совершение которого человек несет особую ответственность, и на совершение которого человек решается не сразу, а многократно подумав о последствиях, которые повлияют на других людей.

Согласно словарю С.И.Ожегова (издание 22-е, стр. 162) слово «дело» в первом смысловом значении обозначает «работа, занятие, деятельность». Согласно тому же словарю (стр. 569) слово «поступок» во втором смысловом значении обозначает «решительное активное действие в сложных обстоятельствах».

Оценивая перевод 12-го стиха из подлинника на другие языки, многие экзегеты спорили о том, уместно ли в этом стихе слово «итак». Например, Святой Иоанн Златоуст признавал подлинность слова «итак», но считал это слово «загадочным». Святой Иоанн Златоуст о 12-м стихе писал так: «В этих кратких словах Спаситель заключил всё и показал, что добродетель и кратка и удобна и всем известна. И не просто сказал «во всем как хотите», но «итак во всем как хотите». Слово «итак» не без намеренья употребил, но с особой мыслью. Если хотите,– говорит Он – быть услышаны, то, кроме того, сказанного Мною, и это делайте». Экзегет Толюк считал связь в виде слова «итак» между 11-м и 12-м стихом «неестественной», хотя и говорил о том, что иначе эту связь, чем понимает Святой Иоанн Златоуст, её нельзя и понимать.

Вокруг смыслового значения 12-го стиха также происходили споры о том, как правильно его нужно понимать. Многие предлагали понимать этот стих буквально, упрощенно, сводя смысловое значение этого стиха к примитивному пониманию типа «что делают люди вам, то же самое и делайте им». Такое понимание этого стиха неверно, потому что в силу определенной ситуации и обстоятельств не всегда человек может сделать все то другим людям, что делают ему они. Например, начальник может снять с должности подчиненного, а подчиненный это сделать с начальником не может. Но и по заповедям Божиим, если человеку причинили зло, то он должен ответить не тем же злом, а добром. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим.12:17).

Поэтому слова 12-го стиха следует понимать не так упрощенно, а в общем, глобальном смысле. За любовь, помощь и внимание мы должны платить людям тем же. Согласно одному из толкований 12-го стиха, мы должны поставить себя на место людей. То есть представить себя в той ситуации, в которой данные люди находятся, и сделать этим людям то, что желаем себе, если бы оказались в этих обстоятельствах. Однако можно возразить против такого толкования тем аргументом, что не всегда всё то, что было бы удобно для нас в какой-либо определенной ситуации, нравилось бы, и было бы приятно другим людям. Например, человек, оказавшись в положении жениха, выбирает себе в жены одну женщину, так как именно она ему мила и приятна. Другой человек, в той же ситуации став женихом, выбирает себе в жены совершенно иную женщину, не похожую на избранницу своего друга.

С учетом этих тонкостей, слова 12-го стиха мы должны понимать следующим образом. Мы не только должны себя представить в определенной ситуации, в которой находятся люди, в отношении которых мы хотим сделать добро. Но мы также должны определить то, что нравится не нам, а именно этим людям, оказавшимся в конкретной ситуации, и делать такое добродетельное дело для этих людей, которое бы для себя желали бы они, а не мы. Вот тогда мы в точности сумеем осуществить совет Иисуса Христа и поступить с людьми так, как бы мы хотели, чтобы эти люди поступали с нами.

Иными словами, мы должны людям сделать благо с учетом их, а не своих потребностей и желаний. В результате чего и люди, облагодетельствованные нами, и к нам отнесутся с заботой и пониманием, и сделают то, что для нас (а не для них) в определенной, сложившейся ситуации будет являться добром.

МБОУ Одинцовская СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов

урок по ОРКСЭ

«Нагорная проповедь. Учение Иисуса Христа.».

Подготовила :

учитель начальных классов

Левандовская А.В.

Тема: Нагорная проповедь. Учение Иисуса Христа.

Цель урока: Целостное духовно-нравственное развитие личности.

Задачи урока.

  • Обучающая: иметь представление об Иисусе Христе, знакомство с Нагорной проповедью, понятие смысла «духовные сокровища».

  • Развивающая: развить понимание того, что большее мужество проявляет тот, кто терпит причиненное ему зло, чем тот, кто отвечает злом на зло.

  • Воспитывающая: наглядно на конкретных примерах показать, что счастье мало зависит от наличия богатства у человека.

Виды деятельности.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия.

Иисус Христос, учение Христа, Нагорная проповедь, духовные сокровища.

Словарик к уроку

  • Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

Средства наглядности.

Символы веры, картина Карла Генриха Блоха «Нагорная проповедь».

Основные вопросы урока

  • Чему учил Иисус Христос?

  • Что такое проповедь?

  • Как христиане должны относиться к своим врагам?

  • Какое сокровище невозможно украсть?

Ход урока

1. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания»

Тебя обидели, ударили, обозвали – такое встречается часто. Слёзы застилают глаза, сердце рвётся от обиды. Как поступить? Дать сдачи, отомстить, дождавшись удобного случая?..

2.Чтение статьи учебника

Перед чтением статьи учебника, учащиеся выполняют следующее задание: предположи, чему учил Христос?

Чтение статьи учебника.

Перечитывание статьи с целью найти тезис, главное утверждение каждой части статьи (о мести, о богатстве, Нагорная проповедь).

Обсуждение вопросов.

  • В чём обвинили Христа люди?

  • Почему Христос не стал уклоняться суда тех, кто объявил Его преступником и требовал казни?

3. Работа с дополнительным материалом. Чтение и обсуждение содержания врезки «Как исцеляла людей любовь Христа»

Какую любовь можно назвать христианской? Как на этот вопрос помогает ответить отрывок из Нового Завета, Первого послания к коринфянам апостола Павла: Если я любви не имею, то я – медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви.

4. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам учебника. Дополнительные вопросы.

  • Подумай и ответь: месть за причиненное зло умножает количество добра или зла в мире? Почему есть такие люди, которые стремятся отомстить?

  • Перечитай ещё раз то место статьи учебника, где говорится о Нагорной проповеди? В чём её смысл? Что человек должен делать, чтобы следовать Нагорной проповеди?

  • Какое богатство – истинное и вечное? Как ты думаешь, почему люди стремятся иметь богатство сиюминутное, которое легко утратить, и с трудом понимают, как важно стремиться иметь вечное богатство?

  • Перечитай «гимн любви» апостола Павла и скажи, в чем проявляется любовь? Почему апостол Павел призывает «достигать любви» (стремиться любить)?

Творческие задания для учеников

Тренажер

Разделите слова на 2 группы

  1. Заполни пропуск подходящим по смыслу выражением

Нагорном обращении, Нагорной молитве, Нагорной проповеди

В __________________________даны человеку правила, по которым надо жить.

  1. Заполни пропуск подходящим по смыслу выражением

десять заповедей, заповеди блаженства, государственные законы

В Нагорной проповеди людям даны ___________________________________.

Вопросы и задания (закрепление темы).

  • Почему Нагорная проповедь так называлась?

  • Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое истинное богатство стоит собирать?

  • Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

  • На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём?

  • Подобрать свои вопросы по статье учебника.

  • Видеоматериалы:

  • Аудиозапись «Иисус открывает тайны». Читает Иннокентий Смоктуновский:

Право на самовыражение

Минюст России рассказал Европейскому суду по правам человека, почему картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» — образчик экстремизма и оскорбления чувств верующих. Оказалось, все дело в религиозных символах, которые нельзя использовать неканонически. Картина — копия гравюры лютеранина Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, на которой место Иисуса Христа занял Микки Маус.

Российские власти в ответе ЕСПЧ отметили, что внесение картины в федеральный список экстремистских материалов не нарушает право художника на свободу выражения мнения. В Минюсте также считают, что «государству надо обеспечивать взаимную терпимость оппозиционных групп», а так как в РФ православие широко распространено, то запрет картины весьма уместен.

Минюст в качестве доказательства своей позиции также ссылается на экспертизу, проведенную во время расследования уголовного дела по выставке «Запретное искусство-2006», на которой была представлена картина. Экспертом выступила сотрудник Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Наталья Энеева, которая сочла, что «любое сознательное искажение религиозной символики носит оскорбительный характер», а «само по себе обращение со священными символами — это насилие по отношению к сознанию и чувствам верующих».

Адвокат художника Дамир Гайнутдинов считает, что таким образом криминализируется любое неканоническое использование религиозных символов. Об этом он сказал в интервью газете «Коммерсант».

Получается, что российские власти криминализуют любое неканоническое изображение, упоминание, описание религиозных символов. Что с учетом весьма расплывчатых формулировок статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» весьма опасно

— Дамир Гайнутдинов.

Гайнутдинов выразил надежду, что Европейский суд по правам человека проанализирует сложившуюся ситуацию и разберется, было ли справедливым решение запрещать картину «Нагорная проповедь» Александра Савко.

Кого оскорбила картина

Предыстория такова: в марте 2007 года в Москве проходила выставка «Запретное искусство-2006». Среди экспонатов там была и картина Савко «Нагорная проповедь». Выставку раскритиковали религиозные и националистические организации, а в отношении ее организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова возбудили уголовное дело за разжигание религиозной розни. В 2010 году был озвучен приговор — организаторов признали виновными и обязали выплатить крупный штраф.

Отдельно досталось картине Александра Савко — жительница Тарусы, просматривая работы с выставки «Запретное искусство-2006» в интернете, увидела полотно «Нагорная проповедь». Она обратилась в прокуратуру и подала исковое заявление в суд. Там работу Савко без лишних разбирательств признали экстремистской.

Тем самым евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии

— прокуратура.

Дальше были апелляции и походы по судам в России. Но все осталось без изменений. Художник решил обратиться в ЕСПЧ.

Что хотел показать художник

Художник Александр Савко рассказал «360», что его работа на выставке «Запретное искусство» была не самой дерзкой и противоречивой. Однако нацелились защитники чувств верующих почему-то именно на нее. «На этой выставке были работы и более дерзкие, более хулиганские. Но была выбрана моя работа. Никто не стал разбираться в смысле этой картины», — отметил он.

Савко подчеркнул, что никому не было дело, какой смысл вложил в нее лично художник. И зря — потому что картина не является карикатурой на Иисуса Христа или попранием религиозных символов. Речь идет как раз об обратном — о лжепророках и сектах, которые заполонили Россию после развала СССР. И люди, вдруг лишенные коммунистической идеологии, потянулись ко всем этим «проповедникам» в надежде обрести новый смысл и твердую почву под ногами.

Речь шла не о религиозных символах. Это абсолютно не карикатура на Христа. Эта работа была создана в самом начале 90-х, когда был абсолютных хаос и любой скороспелый проповедник собирал целые стадионы. И кругом были всевозможные секты, и люди были готовы поверить во что угодно

— Александр Савко.

Микки Маус в картине стал символом этих выдуманных религий и проповедников. Художник настаивает, что в этой работе не было никакой издевки и желания оскорбить чьи-либо чувства. На протяжении нескольких лет Савко пытается объяснить это, обращаясь в суды и подавая апелляции. Но его никто не хочет услышать.

«Сейчас дело рассматривается в Страсбургском суде. Посмотрим, какой вывод они сделают. Сейчас все находится в стадии изучения и рассмотрения», — добавил он.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *