Как мы называем замкнутого ребенка? Неразговорчивым, угрюмым или даже застенчивым. Что-что, а вот застенчивость здесь уж никак не к месту, ведь застенчивый ребенок хочет общаться, но не совсем умеет это делать или стесняется и боится. А главным препятствием для замкнутого ребенка становится именно его собственное нежелание. Такой малыш если кого и допустит в свой мир, то только самых родных и близких – родителей. Для остальных людей он будет полностью закрытым. Такой ребенок – в некотором роде – «человечек в футляре». И хотя его родители достаточно часто объясняют нежелание ребенка общаться со сверстниками как слишком высокая одаренность, тогда как все остальные дети в его возрасте ему не ровня и не компания и самому ребенку не слишком интересно с ними. В реальности же мы имеем дело с очень глубоким заблуждением. Маленький «футлярчик» может вырасти очень несчастным человеком, которому будет очень нелегко угнаться за такими динамичными и интенсивными течениями жизни.

Если опираться на результаты множества исследований, врачами были сделаны выводы, что продолжительность беременности является первой и одной из главных причин, которые оказывают влияние на проявление замкнутости в ребенка. Чаще всего интровертом становится недоношенный ребенок, который родился до 33 недель. Объясняется это тем, что после рождения такой ребенок на протяжении слишком долгого времени находится без матери. Тем не менее, недоношенность не считается единственной причиной, в результате которой ребенок может стать замкнутым.

Усталость вместе с угрюмостью, вялостью также могут проявиться при болезни ребенка или же если его мысли не будут покидать какие-то неразрешенные проблемы. Тем не менее, в таком случае замкнутость проходит весьма быстро. Бывает также и масса более веских, серьезных и даже опасных причин, которые вынуждают ребенка запереться в своем мире. К примеру, издевательства в школе. Основная зацепка в школьном возрасте заключается в очках, заикании или полноте – именно такие дети зачастую и становятся объектами издевательств. В таком случае ребенку удается найти самостоятельный выходит – построить вокруг себя непробиваемую стену, ведь постоянно отвечать и отмахиваться от надоедливого сверстника как от мошкары надоедает.

Еще одним аспектом, который может толкнуть ребенка чтобы замкнуться в себе – сора между родителями. В такой ситуации ребенок думает, что любая семейная ссора происходит из-за него и видит решение данной проблемы в собственной незаметности. Может также проявляться нехватка общения со сверстниками – к примеру, ребенок часто болеет или же если родители решили, что их чаду не стоит идти в садик. Получается, что ребенок не успевает адаптироваться и в те редкие дни когда он оказывается на улице, он не дает отпора более шустрому и пронырливому другу, который может игрушку и отобрать, и поломать. Вот и приходят дети к выводу, что лучше быть самому по себе.

Крайне важно чтобы вы разобрались, когда ваш ребенок и правда нуждается в помощи. Если, к примеру, ваше чадо не слишком сильно любит ходить в гости и просто нравится играть в одиночестве, но при этом у него есть масса друзей – это не будет поводом для беспокойства. Ведь каждый человек имеет свой характер, темперамент и если родители являются «тусовщиками» и очень общительными людьми, то не нужно требовать, чтобы ребенок был таким же, ведь лучше если каждый человек будет развиваться по-своему. То же самое, если ваш ребенок решил посетить детский сад или школу, но при этом он дружит далеко не со всеми – это прекрасное качество – ребенок уже в самом детском возрасте учится определять, что именно ему нужно. А вот если ребенок и правда уходит в себя и становится нелюдимым, то эта проблема должна решаться как можно скорее, чтобы в будущем он имел возможность построить дружеские отношения, влюбиться и построить карьеру.

Как помочь «маленькому футлярчику»? Конечно, такие вопросы должны решаться вместе с психологами в первую очередь, но кое что родители могут сделать самостоятельно. В первую очередь уделять своему ребенку больше внимания независимо от его возраста и насколько самостоятельным он является. Дети в любом возрасте очень сильно требуют заботы и внимания со стороны родителей. При помощи объятий и поцелуев избаловать ребенка нереально, главное чтобы вы не потакали любому его желанию и не велись у него на поводу.

Не стоит скупиться на похвалу – достаточно часто ребенку очень нелегко оценивать собственные успели, соответственно, кто как не родители поднимут уровень самооценки ребенка и зададут ему стимул к новым достижениям.

Стоит приглашать в гости друзей и таким образом ваше чадо будет привыкать к обществу разных людей. Конечно же, огромный плюс будет состоять в том, если ваши друзья приведут и своих детей. Деткам будет легче адаптироваться к новой обстановке, если они находятся в родном доме – таким образом, ребенок очень быстро раскрепостится и найдет общий язык со сверстниками.

Организуйте совместный праздник. Убедите ребенка, чтобы он выступил публично и хвалите его за любое достижение. Ведь есть настолько большое количество способов проявлять себя – загадать загадку, станцевать, спеть караоке, придумать ребусы, рассказывать стишки, устроить домашний спектакль, принять участие в соревновании – вкус победы очень сильно поможет вашему чаду.

Замкнутый ребенок чаще всего привыкает к определенным режимам еды, сна, игр и живут строго в соответствии с расписанием. Кардинальное изменение порядка дня вводить не стоит, но несколько новых идей и событий для вашего ребенка будут очень полезны. Не стоит также наседать на малыша, говорить с ним в приказном виде, никогда не сдавайтесь. Если ребенок будет раздражаться в ответ на ваши попытки растормошить его, значит, определенные сдвиги есть – уж лучше пусть он начинает проявлять хоть какие-то эмоции, чем подавлять их в себе. Опускать руки и бросать начатое не нужно – ведь кто тогда поможет вашему малышу?

Место работы — г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37.

Занятость — работа на полную ставку на постоянной основе.

Режим работы — пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями

(суббота и воскресенье). Продолжительность рабочего дня 7 часов

48 минут, с 08.00 час. до 16.18 час. Обеденный перерыв 30 минут.

Заработная плата — по результатам собеседования.

Должностные обязанности:

1. Врач — детский хирург должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.

Врач – детский хирург обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.

2. Врач — детский хирург должен:

2.1. При получении информации о заболевании, применять объективные методы обследования больного, выявлять общие и специфические признаки хирургического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии.

2.2. Оценивать тяжесть состояния больного и принимать необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определять объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказывать необходимую срочную помощь.

2.3. Определять необходимость проведения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты.

2.4. Определять показания к госпитализации, организовать ее.

2.5. Проводить дифференциальную диагностику основных хирургических заболеваний в различных возрастных группах, обосновывать клинический диагноз.

2.6. Обосновывать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к операции.

2.7. Разрабатывать план подготовки больного к экстренной или плановой операции, определять степень нарушения гомеостаза, осуществлять подготовку всех функциональных систем организма больного к операции.

2.8. Обосновывать наиболее целесообразную технику операции при данной хирургической патологии и выполнять ее в необходимом объеме.

2.10. Обосновывать и выполнять методику обезболивания.

2.11. Разрабатывать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений; проводить реабилитацию.

2.12. Оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

2.13. Проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.

2.14. Проводить санитарно-просветительную работу среди населения.

3. Врач — детский хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих заболеваниях и состояниях:

  • травматический шок;
  • острая кровопотеря;
  • острая сердечная и дыхательная недостаточность;
  • острый токсикоз, включая синдром длительного раздавливания.

4. Врач — детский хирург должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

4.1. Неотложная хирургия:

  • острый аппендицит и его осложнения (аппендикулярный инфильтрат, аппендикулярный абсцесс, перитонит);
  • ущемленная паховая, пупочная, бедренная и диафрагмальная грыжи;
  • острая кишечная непроходимость;
  • острые кровотечения из желудочно-кишечного тракта;
  • почечнокаменная болезнь, острая задержка мочи;
  • острый холецистит;
  • Меккелев дивертикул;
  • мезаденит.

4.2. Плановая и пластическая хирургия:

  • патология эпителиальных ходов шеи;
  • патология вагинального отростка брюшины;
  • грыжи брюшной стенки;
  • опухоли и опухолевидные заболевания мягких тканей;
  • ранула;
  • синдром Пьера-Робена;
  • фунгус пупка;
  • хористома;
  • тератома крестцово-копчиковой области.

4.3. Гнойная хирургия:

  • гнойная рана;
  • гнойные заболевания мягких тканей (фурункул, карбункул, флегмона, аденофлегмона, лимфаденит, лимфангоит, абсцесс мягких тканей, паротит, рожистое воспаление, панариций, паронихий, флегмона кисти);
  • остеомиелит (острый гематогенный, хронический, посттравматический, изолированный абсцесс кости);
  • гнойный артрит;
  • вросший ноготь.

4.4. Хирургия органов грудной клетки:

  • пороки развития бронхов и легких;
  • нагноительные заболевания легких;
  • нагноительные заболевания плевры (пиоторакс, пиопневмоторакс, хроническая эмпиема плевры);
  • кисты легких и поликистоз;
  • инородные тела трахеи и бронхов;
  • опухоли легких;
  • опухоли и кисты средостения;
  • врожденные заболевания пищевода;
  • инородные тела пищевода;
  • травмы пищевода;
  • диафрагмальные грыжи;
  • травма грудной клетки и ее содержимого;
  • врожденные деформации грудной клетки.

4.5. Урология:

  • аномалии почек и мочеточников (аномалии почек, нефроптоз, магауретер, аномалии устья мочеточников, пузырно-мочеточниковый рефлюкс);
  • пороки развития мочевого пузыря и уретры (экстрофия мочевого пузыря, эписпадия, гипоспадия);
  • гнойно-воспалительные заболевания органов мочеполовой системы (пиелонефрит, цистит, паранефрит);
  • мочекаменная болезнь;
  • крипторхизм;
  • варикоцеле;
  • меатостеноз;
  • гидрокольпос;
  • фимоз, парафимоз;
  • опухоль Вильмса;
  • опухоли мочевого пузыря;
  • травма органов мочеполовой системы.

4.6. Абдоминальная область:

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • холецистит и холелитиаз;
  • синдром портальной гипертензии;
  • кисты и опухоли брюшной полости;
  • кишечные свищи;
  • болезнь Крона;
  • удвоение желудочно-кишечного тракта;

4.7. Проктология детского возраста:

  • атрезия прямой кишки и анального отверстия;
  • врожденные сужения анального отверстия;
  • эпителиальные копчиковые ходы;
  • врожденная клоака;
  • болезнь Гиршпрунга;
  • -мегаколон;
  • острый и хронический парапроктит;
  • трещины заднего прохода;
  • геморрой;
  • выпадение прямой кишки;
  • недостаточность анального отверстия.

4.8. Хирургия новорожденных:

  • атрезия пищевода;
  • врожденный трахеопищеводный свищ;
  • врожденный пилоростеноз;
  • атрезия кишечника;
  • мекониевый илеус;
  • атрезия желчных путей;
  • эмбриональные грыжи пупочного канатика;
  • синдром асфиксии;
  • флегмона новорожденных;
  • острый эпифизарный гематогенный остеомиелит;
  • свищи пупка;
  • мокнущий пупок;
  • кальциноз новорожденных;
  • геморрагический синдром;
  • сепсис новорожденных.

4.9. Травматология, ортопедия и костная патология:

  • острые посттравматические реакции (травматический шок);
  • родовые повреждения у детей;
  • черепно-мозговая травма;
  • повреждения верхних конечностей;
  • повреждения нижних конечностей;
  • повреждения позвоночника;
  • повреждения таза;
  • отрывы и размозжения конечностей;
  • множественные и сочетанные повреждения;
  • травматическая отслойка кожи;
  • врожденный вывих бедра;
  • врожденная косолапость;
  • врожденная мышечная кривошея;
  • врожденные плосковальгусные стопы;
  • посттравматические деформации;
  • постостеомиелитические и др. приобретенные деформации;
  • дисплазии костей и суставов;
  • дистрофические заболевания костей;
  • опухоли костей.

5. Врач — детский хирург должен знать: клинику, диагностику, профилактику и лечение основных заболеваний:

5.1. Сердечно-сосудистой системы (нарушение ритма сердца, сердечная недостаточность при пороках сердца и миокардиопатии).

5.2. Легких (отек, острый бронхит, пневмония, хронический плеврит, бронхиальная астма, инфаркт легкого, хроническая дыхательная недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии).

5.3. Желудочно-кишечного тракта (эзофагит, гастрит, хронический энтерит и колит, гепатит, панкреатит и холецистит).

5.4. Мочевыделительной системы (гломерулонефрит, пиелонефрит, острая и хроническая почечная недостаточность, почечнокаменная болезнь).

5.5. Эндокринной системы и нарушений обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение).

5.6. Система кроветворения (лейкозы, железодефицитная, В-фолиодефицитная анемия, геморрагический васкулит, тромбоцитопеническая пурпура).

5.7. Костно-мышечной системы и соединительной ткани (ревматизм и ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилит, остеоартроз, склеродермия, узелковый периартериит).

5.8. Клинику, диагностику, лечение и профилактику лекарственной патологии, вызывающей анафилактический шок, отек Квинке, сывороточную и лекарственную болезнь, кандидамикоз и дисбактериозы кишечника.

6 Врач — детский хирург должен уметь проводить следующие манипуляции:

  • местная анестезия (инфильтрационная, проводниковая, различные виды новокаиновых блокад);
  • пункция и катетеризация центральных и периферических вен;
  • люмбальная пункция;
  • пукции суставов;
  • экскреторная урография;
  • эхоэнцефалография;
  • наложение гипсовых повязок;
  • наложение кожного и скелетного вытяжения;
  • плевральная пункция;
  • пункция живота;
  • катетеризация мочевого пузыря;
  • пункционная цистостомия;
  • транспортная иммобилизация;
  • репозиция переломов костей;
  • вправление вывихов суставов.

7. Врач — детский хирург должен уметь проводить следующие операции:

  • аппендэктомия;
  • грыжесечение;
  • трахеотомия, трахеостомия;
  • вскрытие гнойников;
  • резекция ногтя;
  • первичная хирургическая обработка поверхностных ран;
  • перевязка сосудов;
  • торакоцентез;
  • остеоперфорация;
  • удаление поверхностно расположенных инородных тел;
  • удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей мягких тканей;
  • обработка термических ожогов.

Требования

Образование — высшее медицинское образование, послевузовская подготовка

(интернатура, ординатура, аспирантура) или специализация

по специальности «Детская хирургия» в государственных

образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право

ведения образовательной деятельности, владение теоретическими

знаниями и практическими навыками в области детской хирургии

в соответствии с требованиями квалификационной характеристики

и наличие сертификата по специальности – «Детская хирургия».

Опыт работы — от 1 года.

Отсутствие судимости, подтвержденное справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования

(в соответствии с требованиями статей 65, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Несмотря на то, что диагноз Расстройство аутистического спектра (РАС) официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать их людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же из себя представляет аутизм?

Все довольно просто: практически круглосуточно головной мозг получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. И только после обработки этих данных, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У детей с расстройством аутистического спектра в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, они воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» дети, реагируют на проявления окружающего мира и как следствие иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, число которых прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Тревожная динамика, не так ли?

Косвенные симптомы аутизма у детей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако:

  • во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы),
  • во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  1. Социальные симптомы;
  2. Проблемы коммуникации;
  3. Монотонность (стереотипность) поведения.

Социальные симптомы аутизма у детей

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Трудности коммуникации

  • Ребенок развивается с задержкой речевого развития, может быть регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Монотонность поведения

  • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  • Как правило, такие дети демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с раннего возраста (примерно 1-1,5-2 года). Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма еще до года.

Лечение аутизма у детей: где взять «волшебную» таблетку?

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может иметь тяжелую задержку психического развития и быть не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п.

Успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы. Это значит, что никакого универсального метода лечения аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода пазл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике конкретного ребенка.

Родителям ребятишек с РАС необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная специализированная помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, но узнать окружающий мир и «подружиться» с ним.

Детей с расстройством аутистического спектра нужно не лечить, а вытягивать из «своего» мира!!!

На этот счет сейчас есть много теорий и версий, но среди наиболее популярных причин замкнутости ребенка дошкольного возраста называют следующие:
1.Недоношенность сразу после рождения. Многие психологи сходятся во мнении что состояние замкнутости может быть вызвано тем, что дети, рожденные на три-четыре недели раньше срока обычно помещаются в кувез. Это отдельный бокс с оптимальными для жизни и физического развития недоношенных детей условиями. Но их подсознание запоминает отсутствие постоянного внимания мамы, ее теплых рук и голоса.
2.Другая причина замкнутости ребенка – болезнь. Когда малышу плохо или больно, он уходит в себя. К счастью, обычно, сразу после выздоровления он перестает замыкаться в себе, как по мановению волшебной палочки.
3.Иногда родители искусственно, или по состоянию здоровья, изолируют детей от общения со сверстниками. Например, не отпускают его в детский сад, мотивируя тем, что «бабушка посидит». Ребенку не с кем общаться на равных, на своем уровне, поэтому состояние одиночества быстро перерастает в замкнутость. А когда малыш выходит во двор для общения с ровесниками, те не воспринимают его всерьез. Причина в том, ваш ребенок не обладает необходимыми навыками для полноценного общения и от этого состояние замкнутости лишь усиливается.
4.Если у малыша какой-то видимый недостаток, отличающий его от других, есть большая вероятность, что он станет «белой вороной». Дети жестоки и обращают особое внимание на заикание, полноту или очки у вашего ребенка, а он, в ответ, уходит в себя.
5.Когда родители ссорятся на глазах детей, те чувствуют себя виноватыми и стараются «убежать», спрятаться. А такое поведение – катализатор состояния замкнутости.

Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга об­щения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с ок­ружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального обще­ния (например, длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, роди­тели не проявляют любви к нему, и пр. ), индивидуальные патоло­гические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т. п. ).

Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможнос­тью установления и поддержания контакта, не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиноче­стве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от пере­напряжения.

Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются:»!! чем он недо­волен, мы ему создали все условия». В таком случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на «заслуженную благо­дарность» лишь ухудшают состояние ребенка, а их вопросы к нему, подобно таким:» Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?» не только не позволяют установить с ним кон­такт, но будут расцениваться ребенком как вторжение в его мир, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от стес­нительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Ее коррекция, следовательно, зак­лючается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека и пр. Для замкнутости подобные действия — заключительный этап коррекционной работы. Иногда повышение социальной компетентнос­ти проводится параллельно другим видам коррекции (на завершающих стадиях), но оно никогда не должно опережать основные, необходимые при наличии замкнутости, коррекционные действия.

В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выра­жающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью (Психология. . . , 1990), замкнутость не является патологическим яв­лением и может быть устранена психологом, а не психиатром. Зам­кнутость оставляет некоторую возможность «разбиения скорлупы», в которую попал ребенок. Коррекция здесь может занять большее количество времени, чем при устранении других нарушений.

3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком

Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддер­жания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого используется имеющаяся эмоциональная связь ребенка с одним из родителей, а также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутый ребенок похож на закрытую комнату, в которой открытым осталось лишь одно маленькое окно (контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту возмож­ность, но, главное, даже если она не принесет положительных результатов — в силу каких-либо причин — психолог должен, по крайней мере, не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления контакта. Эти принципы коррекции определяют основные направления работы с замкнутым ребенком:

1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;

2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;

3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверст­ников (т. е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);

4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.

Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью.

Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими:

1. На первых встречах психолога с ребенком необходимо избе­гать прямых вопросов («Как тебя зовут?» и пр. ), заглядываний ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задум­чивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в кон­тактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.

2. Действия, которые может совершить психолог, не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Нужно понаблю­дать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры. Первый контакт организуется на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он зани­мает себя сам.

3. Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катит­ся по полу и пр. ), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребе­нок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил психолог. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку. Это даст возможность психологу вызвать у ребенка приятные впечатления и создать осно­ву для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребен­ка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т. п.

4. Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффек­тивным заражением собственной радости — доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем. одному.

5. На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей и они будут считать, что завер­шение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по вос­становлению потребности ребенка в аффективном контакте с окру­жающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.

6. Только после закрепления у ребенка потребности в кон­такте, когда взрослый становится для него положительным аф­фективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аф­фективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаи­модействия и игры.

7. «Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок дол­жен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.

8. Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых ДЕТАЛЕЙ в структуру существующих форм.

9. Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического

ПРЕСЫЩЕНИЯ, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.

10. Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он. становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.

11. При установлении аффективного контакта необходимо учи­тывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на психологе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает посте­пенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой»(там же, с. 86-87).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *