В статье «Отношение христианина к страстям его» святитель Игнатий формулирует закон духовной жизни, указывающий на последовательность борьбы со страстями: «Некоторые страсти служат началом и причиною для других страстей; таковы: объядение, нега, развлечение, роскошь, сребролюбие, славолюбие, неверие. Последствия их: сладострастие, печаль, гнев, памятозлобие, зависть, гордость, забвение Бога, оставление добродетельного жительства. В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой» . Как видим, достижение духовной чистоты и святости требует знания основ и законов духовной жизни, в противном случае неопытный подвижник может легко заблудиться и впасть в мечтательность, в прелесть.

Проф. А.И. Осипов. Законы духовной жизни. Часть 1. ВИДЕО

Последний термин, часто употребляемый отцами, замечателен тем, что он точно вскрывает само существо ложной духовности: тончайшая лесть себе, самообман, мнение о своем достоинстве и совершенстве, гордость. Поэтому чрезвычайно важно знание того, как отличать лжедуховность от истинной святости. Прелесть обычно «закладывается» в изначально ложной цели, которую аскет ставит перед собой: он может искать откровений, благодатных даров, высших наслаждений, экстаза, или стремиться к познанию тайн того мира, или жаждать славы человеческой. В православии искание всего этого решительно воспрещается, поскольку подобное стремление без очищения души от страстей приводит человека к самомнению, духовному сладострастию, гордости и, в конечном счете, к гибели. Святитель Игнатий предлагает такой святоотеческий критерий для различения святости от прелести: «Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении. Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовскую прелесть» . Преподобный Симеон Новый Богослов, рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых», прямо утверждает, что «это есть знак прелести» . Подобных высказываний отцов Вселенской Церкви можно привести сколь угодно много. Все они едины в том, о чем предупреждал еще апостол Иоанн Богослов: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1).

alexeyosipov1938 · 15-Ноя-14 10:26(3 года 10 месяцев назад)

Осипов А.И. Спецкурс. Законы духовной жизни часть1, 2014
Дата/Год выпуска: 2014.01.28
Страна: Россия
Жанр: Православная лекция
Продолжительность: 00.34.44
Перевод: Не требуется
Русские субтитры: нет
Оригинальная аудиодорожка: русский
Описание: Лекция профессора МДА Осипова А.И
Доп. информация: Алексей Ильич Осипов — крупный православный катехизатор и апологет современности, педагог и публицист. Заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия. Член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Академик РАЕН.
Из обращения А. И. Осипова к посетителям его официального сайта:
"Основная задача публикуемых здесь материалов – обратить внимание современного человека, как верующего, так и неверующего, на вопрос о смысле жизни, и прежде всего на главный вопрос: есть ли Бог и бессмертие человеческой личности или вечная смерть ожидает ее? Наибольшее внимание при этом отводится вопросам духовной жизни, поскольку лишь она способна спасти современного человека от катастрофически нарастающего потока бездуховности в мире.
Сейчас особую остроту приобретает борьба между двумя взаимоисключающими процессами: воцерковлением мира и омiрщением Церкви. Силы омiрщения, как всегда, сплочены, и в связи с небывалым развитием информационных технологий получили особенно широкие возможности эффективно использовать своё мощное оружие поражения: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие (авва Дорофей). Мечи и стрелы их не щадят никого, не взирая ни на ученые степени и звания, ни на священный сан, ни на положение в Церкви. Поэтому омiрщение с большой силой проникает в сознание, деятельность и духовную жизнь самих верующих.
Оружие Церкви иное. Как писал в середине 19-го века святитель Игнатий (Брянчанинов): «Для овец оружие волков неестественно. Овцы покоряли волков любовью и кротостью, а если в дело пошли зубы, то овцам не устоять, особенно при нынешнем охлаждении мирян к религии, а паче к духовенству».

А.И. Осипов. Законы духовной жизни. Часть 2

Эта мысль насколько верна, настолько и трудно исполнима. Ибо для воцерковления мира она требует от верующего не обычного оружия внешней деятельности, но прежде всего внутреннего подвига борьбы со своими страстями, жизни по Евангелию. Лишь такой „деятельностью“ приобретаются любовь и кротость – это непобедимое оружие Христа. Только им можно противостоять омiрщению и воцерковлять мир. Но кто кого в этот раз победит?
качество: HDRip
формат: MPG
Видео: MPEG 2, 1920×1080 (16:9), 25.000 fps, 11.9 Mbps (0.230 bit/pixel)
Аудио: MP2, 44.1 KHz, 2 ch, 128 Kbps, CBR Полное имя : I:\Видео лекции Осипова АИ\Академия и семинария 2013-14 спецкурс\2014.01.28 Спецкурс Законы духовной жизни 1.mpg
Формат : MPEG-PS
Размер файла : 2,98 Гбайт
Продолжительность : 34 м.
Режим общего битрейта : Переменный
Общий поток : 12,3 Мбит/сек
Видео
Идентификатор : 224 (0xE0)
Формат : MPEG Video
Версия формата : Version 2
Профиль формата : Main@High
Параметр BVOP формата : Нет
Параметр матрицы формата : По умолчанию
Параметр GOP формата : Variable
Продолжительность : 34 м.
Вид битрейта : Переменный
Битрейт : 11,9 Мбит/сек
Ширина : 1920 пикселей
Высота : 1080 пикселей
Соотношение сторон : 16:9
Частота кадров : 25,000 кадров/сек
Цветовое пространство : YUV
Субдискретизация насыщенности : 4:2:0
Битовая глубина : 8 бит
Тип развёртки : Прогрессивная
Метод сжатия : С потерями
Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.230
Временной код первого кадра : 00:00:00:00
Оригинал временного кода : Group of pictures header
Размер потока : 2,89 Гбайт (97%)
Аудио
Идентификатор : 192 (0xC0)
Формат : MPEG Audio
Версия формата : Version 1
Профиль формата : Layer 2
Продолжительность : 34 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 128 Кбит/сек
Каналы : 2 канала
Частота : 44,1 КГц
Метод сжатия : С потерями
Размер потока : 31,8 Мбайт (1%)

Законы ДУХОВНОЙ Жизни. Осипов Алексей

Страница 1 из 2

Жизнь любого человека на земле регламентируют физические и духовные законы. Поэтому вы обязаны соблюдать законы как материального (физического) мира, так и духовные законы. Они установлены Богом. Но многие люди не обращают внимания на духовные законы, поскольку духовная жизнь человека по большей части скрыта. Эта скрытая жизнь идет не только в духовной сфере, но и во внутреннем человеке (духе). Немало людей не придают значения внутренней духовной жизни, а некоторые путают духовную жизнь с душевной жизнью, своими возвышенными увлечениями. Последняя важна для человека, однако она сохранится лишь в той части, которая не противоречит духовным законам.

«Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лук.9:25)

Нам ясно сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Постоянно держите в центре внимания, что ваш дух в свое время, отсоединившись от тела, уйдет к Богу! И ваша жизнь будет оценена по содержимому внутреннего человека. Поэтому пользуйтесь тем, что Бог позволяет человеку очищать свое духовное сердце от греховной части жизни. Да, вы можете стараться поступать достойно, не делая грехов. Но здесь вам надо знать, что ваша оценка слов, поступков, любой части жизни отличается от Божьей оценки, и порой весьма существенно! Это связано с тем, что человек часто оправдывает свои действия какими-то причинами, да еще при этом обвиняет других людей. И верующие люди поступают также, не видя своих просчетов. Постепенно эти погрешности накапливаются в духовном сердце, становясь тем грузом для христианина, который либо мешает ему двигаться вверх, либо даже тянет его на дно жизни.

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14)

Духовные законы – это Божественные законы! Они установлены Богом и даны нам в различных заповедях и указаниях Господних. Также Бог, перед отправкой духа в конкретное тело, эти законы занес на скрижали сердца любого человека! «Они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:15). Эти законы проявляются через совесть, которая имеется у любого из нас. Да, некоторые люди либо отвергают совесть, либо она у них становится черной, сожженной. Совесть – это функция духа! Она помогает нам идти по жизни. Добавьте к этому свидетельства Святого Духа, звучащие внутри вас, и вы поймете, почему так важно жить по духу.

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

Духовные законы – самые важные! При всем том если вы, став христианином, начнете думать, что естественные законы (материальные) к вам не относятся, то быстро разочаруетесь. Вас касаются и законы регулирующие, например, финансовую сферу жизни. Если вы их не будете учитывать в своей деятельности, то понесете ущерб. Некоторые христиане буквально и прямолинейно воспринимают ряд Божьих обетований. Они не видят, что со своей стороны должны выполнять некоторые условия, чтобы их получить. Также они не понимают, что рождаются от Бога, обладая конкретными обстоятельствами жизни. Эти обстоятельства либо помогают им, либо в чем-то ограничивают. Да, последние вы можете улучшить! Однако для того, чтобы их изменить, вам надо двигаться вместе с Господом, получая от Него советы и силу для изменения свой жизни и характера. Здесь духовные законы играют решающую роль. Вы должны понять, что преимущества любого христианина состоят в том, что он, во-первых, освободился от груза грехов. Во-вторых, приобрел нового человека, готового для вечности! В-третьих, получил залог Святого Духа, Который является его Помощником, Утешителем и Руководителем! Пользуйтесь этим. Ваше преимущество не в беспечности или безнаказанности, думая что вы уже все получили: «Я уже на небесах», а в духовных знаниях и в том, что вы получили от Бога. Я говорю и о привилегиях христианина, его правах, а также и об обязанностях.

Духовные знания важны для христианина, но только если они помогают ему шагать по жизни! Если вы имеете духовные знания, но не соблюдаете духовные законы, то сами себе приносите ущерб своими непродуманными деяниями. Я говорю о ваших плохих словах и делах. Вы должны следить за тем, что вы говорите: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Поэтому нам сказано: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит.10:19). Но самое главное – это ваши дела! Они – главный критерий на суде Божьем: «И судим был каждый по делам своим…» (Откр.20:13). Хотите вы или нет, но «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:13). Прочтите далее еще несколько стихов, чтобы понять свою ответственность.

Многих христиан подводит то, что они не понимают своих преимуществ. Посмотрите на них:

1. Грешник спасен не от дел, а по Благодати, даром! (Еф.2:8)

Далее вам надо сохранять веру и укреплять ее! «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14).

2. В духе христианина обретается новый человек – человек вечности. Он уже готов к жизни на третьем небе, где живет Господь (Кор.12:2,4).

Правда, его худая часть сердца – скверная часть внутреннего человека к этому не готова. Она, попав на небо, сгорит в огне (1Кор.3:13-15). И только благодаря новому человеку и залогу Святого Духа, христианин будет спасен. «И если праведник едва спасается , то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18).

3. В духе христианина живет Святой Дух – его Утешитель и Помощник! (Ин.14:26).

Если вы христианин, то не забывайте своих преимуществ! В вашем духе имеется новый человек – праведный и святой, так как создан по Богу (Еф.4:24)! Вы не должны оценивать себя только лишь по своему поведению! Разумеется, ваши слова и поступки важны. Однако внутри вас имеется сокровище, небесная жемчужина. Познавайте это сокровище и питайтесь им! Двигайтесь согласно указаниям живого Слова, проверяя их Писанием. Главный критерий — заповеди Любви! Постарайтесь жить так, чтобы ваш новый человек рос, а Святой Дух получал простор. Вы будете побеждать, когда ваша внутренность изменится в лучшую сторону.

Итак, христианин имеет Инструкцию – Писание, и Святого Духа. Последний не только может укреплять его, но и растолковывать Писание. Поэтому и написано: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1:17)

Увидьте, эту цель и просите Бога об этом. Например, говоря: «Господи, Боже сил, дай мне Духа премудрости и откровения к познанию Тебя при чтении Писания, духовных книг и поиске воли Твоей». Разумеется, вам надо начать систематически читать Писание, исследуя его. Если вы не будете питать свой дух Словом Божьим то, как вы будет познавать советы Божьи для собственной жизни? Как вы будете укреплять своего нового человека? Как вы будете держаться за Слово в тяжелой обстановке?

В нашей жизни ничего не происходит случайно или спонтанно. Любой человек, шагая по жизни, запускает своими словами или делами духовный механизм благословения или проклятия. Я говорю о том, что вы, произнося слова или совершая поступки, опираетесь только на два источника:

На Бога, прибегая к помощи Его Святого Духа или Ангелов, если говорите хорошие слова или делаете достойные дела.

На сатану, если допускаете плохие слова или скверные дела. Этим самым вы даете возможность сатане, его слугам вести вас, по крайней мере, в отдельных вопросах. (1кор.12:2)

Да, у вас есть возможность опираться на своего внешнего человека, свою плоть. Однако, во-первых, плоть уже научена кое-чему сатаной, который имеет к ней доступ (Иак. 3:6). Оттого и написано: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Прит.21:23). Во-вторых, внешний человек, конечно, может опираться и на Слово Божье, прибегая к Божьей помощи. Однако вам важно, двигаясь по Слову, одновременно учиться черпать силы из Господа! Увидьте цель — подчиняться духу, где живет Господь, и Им же упрочиваться. Иначе ваша плоть будет укрепляться, толкая вас на религиозный путь. Вам важно увидеть разницу и делать свой выбор ежедневно! Его вы делаете не столько тогда, когда лихорадочно что-то обдумываете, а тогда, когда произносите слова и совершаете поступки. Христианин обязан все эти моменты учитывать! Иначе он будет либо слушать Господа, либо время от времени опираться на сатанинские советы, подчиняясь ему. «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая ?» (Иак.3:10,11).

Учение святителя Игнатия о духовной жизни

Любое ваше отрицательное реагирование – это ваши деяния с учетом либо сатанинских подсказок, либо ваша опора на плоть, обученную сатаной.

Итак, любой христианин обязан соблюдать духовные законы. Они затрагивают и всех верующих людей. Для того чтобы понять почему лично у вас или в жизни окружающих вас христиан встречаются проблемы вам надо увидеть, как действуют духовные законы. Они отражены в Писании! Там нам даны многочисленные указания и советы, например, никого из людей не судить, не причинять никому ущерба и всех прощать. Поступая иначе, вы нарушаете духовные законы и сеете плохие семена в свою жизнь. Далее вам придется отвечать за свои промахи, поскольку ваша жизнь фиксируется не только на небе, но и в собственном сердце. Что бы вы ни думали, настанет день, и вы свои ошибки увидите, если вовремя не покаетесь в них перед Господом!

Да, христианину прощены старые грехи, однако он также должен признавать свои новые ошибки и неправоту, каясь перед Господом в конкретных новоиспеченных грехах. Хотите вы или нет, но вокруг нас немало свидетелей – Ангелов, которые также фиксируют промахи каждого человека! Настанет день, и любой из нас будет отвечать за свою жизнь. Поэтому обратите внимание на духовные законы:

1. закон свободной воли

2. закон памяти сердца

3. закон борьбы плоти с духом

4. закон ответственности

5. закон сеяния и жатвы

6. закон адекватности

7. закон прощения

8. закон веры

9. закон обновления духа

10. закон исповедания

11. закон терпения

12. закон страдания

13. царский закон

14. закон свободы

15. закон духа жизни

Вы можете найти и другие духовные законы Они действуют как по одиночке, так и друг за другом. Временами духовные законы даже объединяются, например, закон свободной воли и закон сеяния и жатвы. Также закон обновления духа может включать закон памяти и прощения, но только при определенных условиях. Однако чаще всего ваши действия запускают один духовный закон за другим!

Рассмотрим поподробней несколько законов.

Основы духовной жизни в Православии

Постановка проблемы

Много причин побуждает сегодня говорить на данную тему. Одна из первых — это убеждение значительного числа верующих в том, что добрые дела, исполнение церковных обрядов и участие в литургической жизни является вполне достаточным условием нормальной духовной жизни. Упускается при этом самое важное — что "воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны" (св. Исаак Сирин).

Другая причина — это распространенная, преимущественно в интеллигентских кругах, теософская идея равноценности духовного опыта православных и неправославных и нехристианских подвижников и аскетов. Хотя эта идея, по существу, отрицает безусловную значимость Жертвы Христовой в деле спасения и духовного совершенства человека.

Есть сегодня целый ряд и других факторов, обуславливающих постановку вопроса о духовной жизни в качестве одного из самых насущных для Церкви. Из них в первую, может быть, очередь следует назвать проблему духовничества.

Законы духовной жизни

Верная мысль о необходимости для христианина иметь духовного руководителя подвергается в настоящее время большим искажениям на практике, приводя многих, как пастырей, так и пасомых, не имеющих должного знания святоотеческих указаний по данному вопросу, к тяжелым ошибкам и трагедиям не только в религиозной, но и в семейной, и в общественной жизни. Также одним из серьезных, болезненных фактов в области духовной жизни, обусловленным не в последнюю очередь ложным духовничеством, является развитие в церковной среде нетерпимости и фанатизма.

Эти, как и многие другие ненормальные явления, имеют, без сомнения, своим источником прежде всего незнание учения Священного Предания Православной Церкви об основах духовной жизни.

Догматические предпосылки понимания духовности

Хотя единый Триипостасный Бог есть Дух, Его третья ипостась тоже именуется Духом Святым, тем самым свидетельствуя человеческому сознанию об особенных ее свойствах по сравнению с другими ипостасями. Человек, будучи образом Божиим, отражает в себе эту тайну Бога. Он в своем единстве также имеет три "ипостаси": ум, слово (мысль) и дух, и каждая из них обладает своими особенностями. Святые Отцы духом называют нравственную силу человека, содержание которой обусловливается умом, и, прежде всего, пониманием конечной, высшей цели жизни. Этой целью может быть Бог и вечная жизнь в Нем; но может — богатство, власть, слава; могут — различные наслаждения и интересы: телесные (сравните: "их бог — чрево". Фил. 3:19), эстетические (например, музыка, живопись), интеллектуальные (например, философия, наука). Однако каков бог у человека, такова и его духовность.

Православное осмысление духовности исходит прежде всего из факта святой Пятидесятницы. "Стяжание" христианином Духа Святого, или обожение, и составляет цель духовной жизни. Эта цель достигается только при правильной (праведной) жизни. Поэтому необходимо знание ее основных законов.

Основной вопрос

Духовная жизнь, как известно, предполагает не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но также знание и неукоснительное соблюдение особых законов, определяющих развитие "нового человека" (Еф. 4:24). Иначе говоря, правильное теоретическое понимание духовной жизни во многом предопределяет успех сложного процесса реального перерождения страстного, "плотского" (Рим. 8:5), "ветхого человека" (Еф. 4:22) в нового.

Но и теоретическое понимание этого вопроса оказывается не столь простым, как может показаться на первый взгляд. Многообразие так называемых духовных путей, которые предлагают сейчас в целях "спасения" нашему человеку со всех сторон света непрошеные "просветители" разных религий и христианских конфессий, являются одной из иллюстраций сложности данной проблемы.

В связи с этим возникает задача исключительной важности: найти наиболее существенные признаки и свойства истинной духовности, ее критерии, которые позволили бы отличить истинную духовность от всевозможных видов лжедуховности, мистицизма, прелести. И первым, что возникает при разрешении этой задачи, является вопрос:

Что значит вера во Христа?

Интересно и необычно пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): "Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных. <…> Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния"  .

~ 1 ~

Следующая страница

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *