Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)

Новый закон о трансплантации: спасти жизни людей и защитить права доноров

Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом недееспособным.

4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

5. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, — при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.

10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона.

12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

14. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией и ведением учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

15. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом.

16. финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 16 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

Статья введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

Еще в 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была одобрена Декларация

по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому

осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения

и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация

здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам

трансплантологии. В 1991 г. 44-я сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам

руководствоваться ими при выработке политики в данной области.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или)

тканей человека" последние не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и

(или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом же Законе в ст. 15 устанавливается

запрет медицинским учреждениям, которые вправе проводить операции по забору и заготовке

органов и (или) тканей на их продажу. Однако в настоящее время УК РФ не содержит ни одной

статьи, в которой бы устанавливалась ответственность за подобного рода деяния. Конечно, при

желании можно было бы использовать ст. 175 УК РФ "Приобретение или сбыт имущества, заведомо

добытого преступным путем". Но, во-первых, органы и ткани человека вряд ли подпадают под

термин "имущество"; во-вторых, при подобной квалификации из круга преступлений будут выпадать

случаи купли-продажи законно добытых анатомических сегментов тела человека (что недопустимо);

и, в-третьих, в настоящее время к предметам преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, не

относятся радиоактивные материалы, оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые,

сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества, наркотические средства, незаконный

оборот которых наказывается по ст.ст. 220, 222, 228, 234 УК РФ. Это связано с тем, что данные

предметы относятся к категории ограниченных в гражданском обороте или изъятых из него.

Представляется, что органы и ткани человека также относятся к таким предметам, и, следовательно,

общественные отношения в сфере их оборота должны иметь специальное уголовно-правовое

регулирование. Поэтому логично было бы дополнить действующий УК РФ статьей "Незаконный

оборот органов и тканей человека". При этом диспозицию данной статьи можно было бы

сформулировать так: "Незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка в целях

сбыта, сбыт органов или тканей человека, а равно реклама данных действий ".

———————————
Тихонова С.С. Указ. соч. С. 128.
Соблюдение очередности согласно листу ожидания приобретает повышенную актуальность в

связи с растущим расслоением населения по уровню доходов и, соответственно, по уровню

доступности медицинской помощи. Необходимо при разработке нормативных актов предусмотреть

потенциально равные возможности для операций по пересадке трансплантатов вне зависимости от

материального благосостояния пациента. Это может считаться отличительной особенностью
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
трансплантации органов и тканей от других медицинских мероприятий. "В свете принципов

справедливого и равноправного распределения органов — трансплантатов следует обеспечить их

доступность для пациентов только по медицинским показаниям, а не по финансовым и прочим

соображениям" — один из руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения о

трансплантации человеческих органов свидетельствует о важности данной проблемы.

Существующая сейчас практика лечения так называемых коммерческих больных, когда последние,

путем внесения денежных сумм за предоставление медицинских услуг в виде трансплантации,

получают необходимый трансплантат, минуя официальную очередность, не должна быть

распространена. По всей видимости, резонно выглядят аргументы в защиту частичной

коммерциализации трансплантологии, мотивируя такой подход последующей возможностью

безвозмездного лечения других, не имеющих возможности оплатить трансплантацию больных.

Однако повсеместное внедрение такой практики в перспективе может подорвать доверие к

провозглашаемым принципам гуманности и одинаковой доступности квалифицированной

медицинской помощи для всех .

———————————
Трансплантология: Руководство / Под ред. акад. В.И.Шумакова. М., 1995. С. 11.
Сальников В.П., Стеценко С.Г. Общие принципы правового регулирования

трансплантации органов и тканей человека: Научное издание. Серия: "Право и медицина". СПб.:

Фонд "Университет", 2000.
Создание общефедеральной системы донорских органов типа трансплантационной системы

"Евротрансплант" облегчило бы проблему дефицита органов. Данная система возникла в 1967 г.,

когда многие трансплантологи Европы пришли к выводу, что подбор пар донора и реципиента с

наилучшей гистосовместимостью может быть осуществлен быстро и точно при наличии большого

пула реципиентов, ожидающих трансплантацию почки, находясь на лечении диализом и

зарегистрированных в специальном листе ожидания . Очевидно, что при комплексном подходе

(в том числе с использованием международных банков) в решении задач поиска и подбора

необходимых донорских органов успешный исход трансплантации более очевиден. Реальная картина

с подбором подходящих донорских органов выглядит по медицинским канонам не как механический

выбор, а как сложная, многоступенчатая система.

———————————
Цит. по: Юдин А.А., Савицкая А.П., Кузнецова Л.А. Организационные аспекты системы

"Евротрансплант" // Вопросы трансплантологии и искусственных органов. М., 1989.

Проект федерального закона "О донорстве органов человека и их трансплантации"

С. 8.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наше общество еще не готово

принимать такие решения. Ведь мы, пока живем, не задумываемся о том, что кому-то может

понадобиться почка или печень. Во многих европейских странах эту проблему давно уже во многом

решили при активном участии телевидения и печатных изданий. В дорожно-транспортных авариях

каждый год в России погибают десятки тысяч людей, часть из них — потенциальные доноры. И в то

же время существует большое количество заболеваний, которые могут быть излечены единственным

путем: с помощью трансплантации органов. И если предположить, что в будущем появится такая

служба, скажем, на территории Российской Федерации и стран СНГ, это позволило бы спасти

значительное количество жизней людей, мучительно ждущих донорский орган на нескончаемых

листах ожидания и умирающих, так и не дождавшись. На сегодняшний день за создание такой

службы борются только сами трансплантологи и их пациенты.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Соискатель кафедры
международного и европейского права
Казанского государственного
университета им. В.И.Ульянова-Ленина
Г.Р.ГАЛЕЕВА
Подписано в печать
17.08.2009
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *