Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

При действии различных факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Многие дошкольники часто страдают простудными заболеваниями. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

В способах предупреждения простудных заболеваний ребенка имеются две противоположные тенденции. Одна — предупреждение заболеваний ребенка путем обеспечения ему постоянства условий. Ребенок не страдает простудными заболеваниями лишь потому, что всегда находится в тепличных условиях: его кутают, не разрешают энергично двигаться, чтобы не вспотел, оберегают от малейшего дуновения ветерка. Если по возвращении с прогулки ноги оказываются холодными, делается горячая ножная ванна. Защитные средства организма при этом никак не используются и не тренируются. Такой ребенок, попав в более жесткие условия, мгновенно простужается.

Другим способом предупреждения простудных заболеваний является закаливание, которое помогает повысить иммунную защиту организма.

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности, ультрафиолетовым лучам.

Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям окружающей среды.

Опыт семейного воспитания убедительно свидетельствует: там, где закаливание ребенка проводится методично и систематически, наступает резкое снижение частоты простудных заболеваний.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Закаливание — это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

При охлаждении тела или частей тела желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них — побеление, связано с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждения вызывает появление третьей стадии — вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья — переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Растирание кожи и выполнение физических упражнений после воздействия холодной водой повышает температуру кожи, сокращает время действия охлаждения и растягивает процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления и использование физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, а при наличии устойчивости к холоду — при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное и резкое действие холода, а медленное и слабое охлаждение части кожной поверхности. Короткие, но резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка.

Для выработки оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить с возможно более широким диапазоном перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека.

В настоящее время наука — физиология, гигиена, медицина, педагогика — располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей. Однако нужно сказать, что закаливание — не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, можно выделить ряд правил, без соблюдения которых закаливающие процедуры не только не принесут пользы, но и могут навредить.

Перечислим основные принципы закаливания:

  1. Регулярность. Без регулярности проведения любое закаливание неэффективно, а достигнутые результаты снижаются. Лучше всего проводить ежедневные занятия в одно и то же время суток;
  2. Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка;
  3. Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма;
  4. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Например, при обливании стоп, тело остается не закаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма возникает при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница);
  5. Комплексность. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно. Это означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Ведение здорового образа жизни увеличивает эффективность закаливающих процедур;
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции. Ощущения должны оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья;
  7. Закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста

По выбору природного фактора можно выделить следующие средства закаливания: воздух, солнце, вода.

В закаливании можно выделить неспециальные и специальные методы. Неспециальные методы обозначают создание соответствующих условий для закаливания детей дошкольного возраста — одежда по погоде, чистый свежий воздух и его температура. Специальные методы — это непосредственно закаливающие мероприятия.

  1. Закаливание воздухом

Закаливание воздухом — самый простой и доступный способ закаливания. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

  • переодевание ребёнка;
  • утренняя гимнастика, ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки);
  • сквозное проветривание помещения до 5 раз в день;
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении (18-22°С);
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в зимнее время и весь день — в летнее время.

Утреннюю гимнастику можно проводить при температуре воздуха +18°С с постепенным ее снижением в течение нескольких дней до 14°С, а затем и до 12°С.

Маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы, а из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом на природу, где есть чистая трава, песок, земля, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить ребенку ходить босиком.

Закаливание воздухом наиболее интенсивно осуществляется во время прогулок. Прогулки тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха. Во время прогулок важно следить за состоянием ребёнка, регулировать его двигательную активность. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетают с подвижными играми.

Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений. В случае если ребенок вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду, т.к. одежда, высыхая на ребенке, вызывает его переохлаждение. Весной, когда ребенок играет на улице, с него можно ненадолго (на 5-7 минут) снять пальто.

Эффективность воздействия воздушных ванн зависит не только от снижения температуры, но и возрастает с увеличением площади открытой поверхности тела.

  1. Закаливание солнцем

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи — довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции — от слабости и недомогания до солнечного удара.

Начинают закаливание солнцем в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног), постепенно увеличивая длительность солнечных ванн. Самое благоприятное время для солнечных ванн — с 8 до 11 часов утра. После образования загара длительность пребывания на солнце увеличивается до 8-10 минут 2-3 раза за прогулку.

Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой, одежда из натуральных материалов светлых тонов. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё (вода).

Умеренное, гигиенически правильное солнечное облучение улучшает деятельность внутренних органов и всех систем организма.

  1. Закаливание водой

Вода является самым мощным фактором закаливания. Водные процедуры помогают детскому организму хорошо приспосабливаться к условиям внешней среды, особенно к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), т. е. удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от переохлаждения.

Для детей дошкольного возраста в режим дня обязательно вводят мытье рук — утром, до и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой — попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. В осенне-зимний период в качестве местных закаливающих процедур можно использовать утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.

Одним из вариантов местного закаливания ротоглотки является полоскание горла прохладной водой после еды. Полоскание горла проводится кипячёной водой с постепенным снижением её температуры с 36 до 16-18°С на 1°С каждые 5 дней.

Полоскание особенно полезно ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше полоскать горло водой более теплой, на один градус выше, чем до заболевания.

По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

  1. Обтирание

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Обтирают сперва руки (от пальцев к туловищу), затем шею, грудь, живот, ноги, спину. После этого ребенка сразу насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

Влажные обтирания — самая легкая из всех водных процедур. Начальная температура при обтирании 34-35°С. В течение 10-15 дней ее снижают до 24°С — зимой и 22°С — летом. Продолжительность процедуры — до 3 минут. В конце следует сухое обтирание.

Обтирание ног полотенцем, смоченным прохладной водой — рекомендуемая для ослабленных детей ежедневная процедура.

После обтирания можно переходить к обливаниям.

  1. Обливание

При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, особенно важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Специалисты считают: «Сеть кровеносных сосудов, расположенных под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голени) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. По-видимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк».

Используем эту рефлекторную связь для предупреждения простудных заболеваний.

При обливании ног начальная температура воды 30-28°С. Через каждые 4-6 дней, а для ослабленных детей — каждые 7 дней, температура снижается на 1°С и доводится до 16-14°С.

Необходимо следить за тем, чтобы перед началом обливания ноги у ребенка были теплыми. Если же ноги холодные, обливание проводить бесполезно — не будет ответной реакции. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.

Можно применять и контрастные обливания. Детям ослабленным, часто болеющим ОРЗ рекомендуется щадящий режим обливания, когда обливают ноги сначала тёплой водой (38-36°С), затем 28°С и заканчивают снова тёплой водой. Детям здоровым рекомендуется больший контраст (38 — 18°С).

Можно использовать контрастные обливания для кистей рук. Температурный режим такой же, как и при обливании стоп.

Контрастные обливания можно заменить ножными ваннами. В один таз наливается теплая вода (38-36°С), а другой — прохладная (в начале закаливания 28°С). Каждые 4-6 дней температура воды во втором тазу снижается на 1°С и постепенно доводится до 22-20°С.

Общие обливания тела проводятся водой с начальной температурой 36°С, длительность первого обливания 15 секунд. В дальнейшем температура воды постепенно снижается на 1°С в 7 дней, а длительность увеличивается до 35 секунд. Температуру воды постепенно доводят до 22-20°С.

Сперва обливают в основном спину, затем грудь, живот, правый и левый бок. Обливаться холодной водой нужно 2 раза в день.

Водные процедуры надо проводить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, нравились им. Зависит это от многого: от температуры воды, от силы, с которой она падает, но в очень большой мере и от того, умеет ли взрослый превратить процедуру в подобие веселой игры.

Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года — в помещении. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Кроме обливания, закаливающие водные процедуры включают купание в природных водоемах.

  1. Купание

Купание в реке, озере, море, благодаря одновременному действию на организм воды, воздуха и солнечных лучей, а так же гармоничному сочетанию приятного и полезного, в большой мере способствует закаливанию организма.

Сезон купания рекомендуется начинать при температуре воздуха 24-26°С, воды не менее 21°С. Средняя длительность купания детей до 5 лет — 5-8 минут, 6-7 лет — 10-15 минут. В течение лета эту длительность можно увеличить. Когда ребенок привыкнет к воде такой температуры, он может купаться и в более холодной (до 18°С) в прохладные, дождливые дни. Пусть всего 2-3 раза окунется, затем насухо вытрется, но всё же не лишается купания.

Как определить, не «перекупался» ли ребенок? Существенный показатель — реакция ребенка на пребывание в воде. Если он побледнел, губы посинели, кожа «гусиная», то он должен немедленно выйти из воды и хорошо растереться полотенцем, разогреться движениями.

В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребенка.

Если закаливание ребенка проводится не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной, и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется. Начинать закаливание с этой процедуры нельзя.

Терморегуляторные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, но более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта.

Если схематично представить последовательность закаливающих процедур, то получится следующая схема:

  • воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья» и умывание холодной водой;
  • обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер;
  • обливание всего тела холодной водой;
  • подготовка к выходу на морозный воздух, топтание на замерзшем полотенце, выход на снег.

Вот так, не спеша, постепенно можно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания?» Ответ заключен в принципе интенсивности. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Если ребенок по причине болезни пропустил закаливающие процедуры, то он в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после полного выздоровления с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

Проводить закаливание необходимо на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Заключение

Задача оздоровительных мероприятий — поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, совершенствовать систему терморегуляции.

Закаливание повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

Важно, чтобы закаливание проводилось круглый год. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание надо постепенно. Искусственно ускорять его опасно — эффект может оказаться прямо противоположным. Начинать нужно всегда с более простых процедур (воздушные и солнечные ванны), постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой).

Начинать закаливать детей следует только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

Программа закаливания должна быть построена для каждого ребенка индивидуально. Интенсивность, частота и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

Все закаливающие процедуры выполняются в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Родителям нужно ознакомиться с медицинской карточкой своего ребенка, посоветоваться с врачом, и на основе этого продумать и разработать методику той системы закаливания, которой решили придерживаться, сроком не менее чем на полгода.

Ставить эксперименты на собственном ребенке недопустимо. Нельзя, просто услышать по радио, телевизору или посмотреть, как закаливают соседского ребенка, и начинать проделывать те же процедуры со своим малышом.

Закаливание, как часть здорового образа жизни, благотворно влияет не только на физическое, но и на психическое и нравственное здоровье. Недаром говорится «в здоровом теле — здоровый дух». Стараясь ежедневно выполнять закаливающие процедуры, развиваются волевые качества ребенка и осознание того, что его здоровье во многом зависит от него самого.

В ведении здорового образа жизни важнейшую роль играет семья, которая должна подавать пример ребенку. Закаливание не должно стать целью, оно должно быть частью большой работы по формированию у ребенка желания вести здоровый образ жизни.

Педиатр Гусакова Н.А.

О центре — Учимся быть здоровыми

15.04.2019 Manager

Всем известно, что закаливание полезно для здоровья. И начинать проводить подобные процедуры можно с самых первых дней пребывания малыша дома. Закаливание не только снижает риск развития простудных заболеваний у ребенка, но и повышает его выносливость. Закаливающие процедуры способствуют правильному обмену веществ, оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни.

Правила закаливания

Чтобы закаливание организма малыша имело положительный результат, необходимо придерживаться определенных правил:

— регулярность;

— постепенность и индивидуальный подход;

— начинать закалять следует здорового ребенка;

— следует ограничить или вовсе прекратить закаливающие процедуры в случае болезни;

— закаливание должно стать частью здорового образа жизни.

Порядок закаливания

Один из основных принципов закаливания — это постепенность. Малышу пока и так сложно адаптироваться в новой для него среде, и создавать стрессовые для его организма условия лучше последовательно.

Воздух

Воздух — первое средство закаливания, которое можно применять малышу с первых дней жизни.

Прогулки на свежем воздухе — это первая закаливающая процедура, которой не должен пренебрегать ни один родитель. Это необременительно и может стать частью ежедневного ритуала.

Частые проветривания. В холодный период их необходимо осуществлять 4-5 раз в сутки. Можно провести обычное проветривание, приоткрыв окно, пока малыш на прогулке, или сквозное в течение 10-15 минут, пока ребенок находится в другой комнате. В зимний и осенний период температура воздуха в детской после проветривания снижается на 1-2оC, что уже производит закаливающий эффект. В летнее время можно сначала оставлять малыша в комнате с открытой форточкой на несколько минут днем. Позже оставлять проветривание на весь день, затем на часть ночи и, наконец, на всю ночь.

Воздушные ванны. Начинать их принимать можно с самого раннего возраста, с 7-10 дней, с продолжительностью в 1-2 минуты. Такие воздушные ванны можно проводить непосредственно в процессе переодевания ребенка. С 3 недель продолжительность воздушных ванн можно увеличить до 4-5 минут в день, после месячного возраста — постепенно довести время пребывания малыша раздетым до 10 минут дважды в день, с полугода — до 15 минут. Температура воздуха в комнате при проведении воздушных ванн должна быть комфортной для грудничка — 20-22оC, постепенно ее также можно снижать до 18-20оC. Главное — не допустить переохлаждения. Можно совмещать воздушные ванны с проведением поглаживающего массажа и гимнастическими упражнениями, гимнастика помогает малышу согреться. Также можно совместить воздушную ванну и кормление малыша. Сосание требует от ребенка усилий, кроме того, он согревается у материнской груди.

Водные процедуры

Можно приступать с первого месяца жизни ребенка. Начать стоит с умывания. Сначала температура воды для утреннего туалета должна быть 28-26оC, затем она постепенно снижается до 20оC.

Обтирания. Чтобы малыш привык к новым ощущениям, первые обтирания можно проводить сухой мягкой тканью. Как только процедура станет привычной, можно перейти непосредственно к обтираниям водой. Сначала используется вода температурой 35-34оC. Привыкание происходит постепенно следующим образом: сначала обтирают ручки и ножки ребенка на протяжении 3-4 дней; затем неделю обтирается только верхняя часть тела ребенка; начиная со второй недели, переходят к полным обтираниям. Через 3-5 дней можно начинать снижать температуру воды на 0,5-1оC в день до 26-23оC.
После обтирание промокните кожу малыша, но не растирайте ее, оденьте ребенка в привычную одежду.

Закаливание стоп. С 2-3 месяцев можно начать закаливать стопы малыша. Для этого используется махровое полотенце, смоченное подсоленной водой (лучше морской солью). Придерживая ребенка, нужно дать ему «постоять» и «попрыгать» на полотенце 1-2 секунды. Сначала используется вода 25-26оC, затем ее температура постепенно снижается на 1оC в день. Через 2 месяца занятий полотенце перед процедурой уже можно поместить в холодильник до охлаждения, а время упражнения увеличить до 5-6 секунд.

Обливание ног. С 9-12 месяцев можно приступить к еще одной процедуре — обливанию ног, сначала теплой водой 30-28оC, снижая температуру на 1оC в день до 20оC. Можно проводить контрастное обливание ног. Каждый день необходимо уменьшать температуру холодной воды на 1оC, пока не снизите ее до 18-20оC. Процедура контрастного обливания ножек особенно полезна детям, склонным к аллергиям и частым простудам.

Полное обливание. К полным обливаниям малыша можно переходить, когда он уже освоился с процедурой обливания ног. В первые дни обливание следует проводить водой с температурой 35-36оC, постепенно снижая до 28оC для детей до года, и до 25-23оC после года. Воду на голову в этом случае лить не надо, сначала обливают ножки ребенка, затем ягодицы, живот и плечи. Такую процедуру лучше всего проводить утром после гимнастики.

Свето-воздушные ванны

В летний период можно проводить закаливание не только воздухом, но и светом. Для процедуры лучше подобрать спокойное место с кружевной тенью, например, парк. До года малышу не стоит находиться под прямыми солнечными лучами. Оптимальная температура воздуха для закаливающих процедур — 22-24оC. Подходящее время — до 10-11 часов утра и после 16-17 вечера. Постепенно время солнечно-воздушных ванн увеличивается до 7-10 минут, к полутора годам время подобной процедуры уже может составлять 30-60 минут. После года, если малыш хорошо переносит пребывание в тени, можно погулять полминуты на солнце. Постепенно время пребывания на солнце можно увеличить до 5 минут. На малыше всегда должен быть головной убор, а у мамы вода, чтобы напоить ребенка в случае перегрева.

Любые процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если он капризничает и ему некомфортно, стоит пересмотреть свой подход к закаливанию и подобрать другие методы. Наряду с закаливающими процедурами ребенок должен получать физические нагрузки, достаточное и полноценное питание, продолжительный и здоровый сон.

Заведующая педиатрическим отделением КДП для детей
Татьяна Александровна Меньшова

Как закаливать ребёнка дома

Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма – улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле – необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук – от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день ( лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

Основные принципы закаливания детей

дошкольного возраста

Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:

  • регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
  • постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
  • чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
  • использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
  • комплексность процедур ( это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
  • процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции

Общие правила закаливания

  • одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
  • укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
  • ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
  • после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
  • ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
  • в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.

Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.

Закаливание является сильным оздоровительным средством. С помощью него можно избежать многих заболеваний и продлить жизнь на несколько десяток лет и даже омолодить организм.

Одна из главных ролей процедуры закаливания это предупредить болезнь. Человек, который проводит такие процедуры каждый день легко переносит внезапные смены погоды и перепады температуры воздуха.

Закаливание может проводить человек разного возраста, начиная с детских лет.

Заниматься закаливанием можно любым способом, например:

1) Принимать воздушные ванны. Полезно проводить больше времени на свежем воздухе. Чистый воздух обогащает организм кислородом. Человек, проводящий ежедневно такие методы закаливания, меньше мерзнет, следовательно, реже болеет.

2) Обтирания. Один из самых простых способов закалки. Представляет из себя, обтирание тела влажным полотенцем.

3) Обливание. Такой метод обычно следует вслед за обтиранием. Обливаться нужно начинать водой комнатой температуры. С каждый последующим разом, температуру воды нужно понижать и в конце достигнуть ледяной

4) Контрастный душ. Включает в себя чередование холодной и горячей воды. Такой душ очень бодрит и тонизирует.

5) Купание зимой и плавание. Такой вид процедуры оказывает хорошее влияние на организм. Положительно сказывается на системе кровообращения. Но пробовать такой вид оздоровительного средства следует после предварительной подготовки. Обычно начинают с маленькой разминки, которая включает себя бег и занятия гимнастикой. Но, используя подобный вид закаливания стоит учесть противопоказания, такие как сердечно-сосудистые заболевания. Также такой метод противопоказан при заболеваниях щитовидки.

6) Хождение босиком. Такой метод хорошо подходит детям, а также это хорошая профилактика плоскостопия. Начинать нужно с хождения босиком дома, а потом на улице.

Все вышеперечисленное окажет пользу в том случае, если деятельность действия способов закаливания будут со временем нарастать. Не рекомендуется начинать закаливание с купания в проруби. Ни к чему хорошему это не приведет, а наоборот такой метод может нанести вред организму.

Польза закаливания

Закаливание приносит большую пользу организму человека. А именно:

• Способствует укреплению иммунитета

• После процедур закаливания человек хорошо переносит как жару, так и холодные температуры воздуха

• Повышается выносливость и увеличивается трудоспособность

• Улучшает эмоциональный настрой и укрепляет нервную систему, способствует улучшению стрессоустойчивости

• Способен укрепить дух человека(так как, проходя процессы закаливания приходится испытать не очень приятные ощущения)

Также, стоит взять во внимание, особенности организма каждого человека. Перед тем, как приступить к закаливанию, рекомендуется обратиться к специалисту. Он верно подберет и даст рекомендации проведения процедур. Это поможет выявить, насколько эффективны и полезны процедуры и поможет найти отклонения в здоровье.

Закаливание организма — доклад сообщение

Интересные ответы

  • Страна Швеция — сообщение доклад (3, 7 класс география, окружающий мир)

    Королевство Швеция – независимое государство с монархической формой правления, ограниченной конституцией. Столицей Швеции является город Стокгольм.

  • Драматические произведения Пушкина

    Великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин является автором не только романов, пьес и стихов, известных по всему миру, но и создателем семи прекрасных драматических произведений, занимающих особое место в его творчестве.

  • Жизнь и творчество Герберта Уэллса

    Герберт Джордж Уэллс (1866-1946 гг.) является одним из известных английских литераторов, основной тематикой произведений которого становится научная фантастика, представленная в жанре критического реализма.

  • Жизнь и творчество Сергея Михалкова

    Каждый маленький ребенок знают стихотворения «Дядя Степа», «Про мимозу». Эти и другие творческие работы для детей написал Сергей Михалков. Благодаря ребятам эти стихи стали известны и нашим взрослым.

  • Город Тольятти — сообщение доклад

    20 июня 1737 года Василий Николаевич Татищев организовал крепость под названием Ставрополь-на-Волге, чтобы защититься от набегов кочевников и переселить калмыков

Основные принципы закаливания

Разберем основные принципы закаливания, без которых эффект от закаливания не может быть достигнут.

1. Первый принцип. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития, типологические особенности нервной системы, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей их можно разделить на группы, которым назначается разная закаливающая нагрузка (данные Г. П. Юрко и др.):

I группа — абсолютно здоровые дети, которых раньше уже закаливали;

II группа — дети, ранее не закаливаемые, находящиеся в периоде реконвалесценции (выздоровления) после острых заболеваний, а также относящиеся к группе риска;

III группа — дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие.

Сразу следует сказать, что в раннем возрасте большая часть детей может быть отнесена к III группе закаливания, поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Для усиления тренирующего эффекта можно либо увеличивать время действия закаливающего фактора, либо снижать (очень постепенно) температуру закаливающего фактора.

Если дети отнесены к I или II группе закаливания, то специальные процедуры могут проводиться для них индивидуально. Вообще следует помнить и неукоснительно придерживаться того правила, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача.

2. Другой важный принцип закаливания — систематичность, т. е. регулярное повторение всех процедур и воздействий. Закаливать человека нужно с рождения и на протяжении всей жизни (необходимо, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку, так же как и чистка зубов). Раз и навсегда закалить, к сожалению, невозможно. Даже у взрослого после
прекращения закаливающих процедур снижается устойчивость к холоду через две-три недели, а у ребенка это происходит еще раньше.

Закаливание организма — это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде или сне. В одном из детских садов в ответ на предложение идти одеваться после дневного сна трехлетний малыш ответил: «Я еще не бегал и не мыл ножки». Для этого ребенка зарядка и закаливающие процедуры стали системой.

3. Очень важен принцип многофакторности закаливания. Система ежедневного закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло, механическое действие воздуха (сквозняк), действие воды и др.

Сила закаливающих воздействий увеличивается постепенно. В раннем возрасте это особенно важно, так как дети разные и при интенсивном, слишком энергичном воздействии могут пострадать самые слабые.

4. Не менее важен принцип сочетания действия местных и общих закаливающих факторов. Если мы считаем, что закаливаем ребенка, когда ежедневно обливаем ему ножки, то это глубокое заблуждение: тело ребенка остается чувствительным к холоду. Оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на наиболее чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

5. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности — периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

6. Еще один важный принцип — все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности.

7. Эффективность закаливающих процедур возможна только при положительной эмоциональной реакции ребенка. О каком тренирующем эффекте можно говорить, если ребенок недоволен, плачет, испытывает дискомфорт? Он скорее заболеет от действия (даже кратковременного) холодового фактора, чем закалится. Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру — хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Переход на другие статьи здесь

1.Закаливание. Введение

2.Основные принципы закаливания

3.Методы закаливания. Средства и методики закаливания

4.Интенсивный метод закаливания высокими температурами. Противопоказания

5.Закаливание воздухом

6.Закаливание водой

7.Закаливание солнцем

8.Особенности закаливания недоношенных детей

9.Дети и баня. Определение степени закаленности организма

С любезного согласия авторов Л.Г. Голубевой и И.А. Прилепиной, кафедра поликлинической педиатрии РМАПО, использовано пособие для родителей «Закаливание малыша»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *