В отличие от католиков, которые начинают причащаться с определенного возраста (например, в соседней Польше приблизительно с 9 лет), у православных такие ограничения отсутствуют. Даже младенцу, если он крещен в православии, Святая Церковь дарует возможность принять благодать Господню. Но чтобы причастие ребенка совершалось канонически правильно и на пользу, родителям необходимо четко усвоить очень важные, хотя и простые истины.

Прежде всего, уважаемые папы и мамы должны относиться к причащению своего ребенка со всей возможной мерой ответственности. Они должны осознавать, что причастие — это не ритуал и не обряд, и совершается оно не символически. Все эти обывательские и безграмотные суждения не имеют никакого отношения ни к Церкви, ни к христианству. Причастие — это не спектакль, в причастие не играют. И уж тем более это не модное мероприятие, на которое ходят в подражание друзьям и соседям.

А с другой стороны, причастие нельзя воспринимать, как некое волшебное действие, сродни колдовству или «церковной магии». Нет такого понятия «церковная магия» — оно абсурдно и нелепо, потому что Церковь и магия, равно как Церковь и колдовство, абсолютно несовместимы. Причащаясь, мы соединяемся не с безликой потусторонней силой, которой надеемся управлять по своему разумению и желанию, но с Господом Богом, Который Сам управляет нами и по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили.

Именно эта возможность внутреннего преображения, ведущая человека к единению с Богом, и составляет непостижимую тайну совершаемого причастия. Отсюда и объяснение, почему причастие является не ритуалом, не обрядом, а именно таинством.

Теперь же обратите внимание на указанное выше: Господь по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили. Но можно ли говорить о полноте осознанной веры, если речь заходит о детях? И какая может быть вера у несмышленого карапуза, у грудного младенца? Неужели из этого следует, что причастие малолетних чад содержит в себе иную сакральную природу?

Нет, причастие неизменно — и по своей природе, и по своему значению. Оно одинаково для всех невзирая на возраст. Причастию сопутствуют одни и те же непреложные требования. Но те из требований, которые не в состоянии выполнить дети,естественным образом переносятся на их родителей.

Пока ребенок слишком мал, он представляет собой единое целое с теми, кто его растит и воспитывает. И то, что недостает ему, восполняется верой отца и матери. Восполняется и верой, и личным примером, и обязательным участием в церковных таинствах. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно причащался, а родители не молились, не постились и грешили, когда им вздумается. И совершенно немыслимо, если причащается только ребенок, а родители каждый раз приходят для «галочки» — всего лишь присутствуют.

Но, к сожалению, такая ситуация не редкость. А все потому, что отдельные взрослые и вправду не понимают, что творят. Они действительно играют и в веру, и в православие. До них не доходит, что это насмешка над христианством. Они забывают, что подобные игры не остаются без последствий. Потому что Господь не зритель. Он — Судия. И с таких «артистов» спрашивает без снисхождения.

*  *  *
Итак, чтобы полноценно причастить ребенка, надо подготовиться и родителям.Взрослые люди готовят себя к причастию молитвой, постом и таинством исповеди.
Человек, который желает достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен 2-3 дня усердно молиться как дома (утром и вечером), так и в храме. Дома читаются следующие каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому причащению. Перед днем, который выбран для причастия, надо обязательно побывать на вечерней службе.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если эти 2-3 дня совпадают с периодом строгого поста — и от рыбы тоже.

Человек, готовящий себя к причастию, обязан исповедаться. Желательно это сделать накануне — до или после вечернего богослужения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать все, что есть на совести. При этом нельзя оправдываться или перекладывать вину на других. Также нельзя кого-либо осуждать или рассказывать о чужих грехах.

Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Имейте в виду, чтобез исповеди никто, кроме детей до 7 лет, не может быть допущен к причастию.

По обычаю в отрезок времени между исповедью и святым причащением православные христиане полностью воздерживаются от пищи и воды, а также от курения. Обычай еще не означает категорическое предписание, но после полуночи, накануне причастия, эти запреты становятся строго обязательными. А наутро желающий причаститься отправляется в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот.

Как видим, подготовка взрослого человека к причастию предполагает, говоря доступным языком, самодисциплину и предельную собранность. Именно поэтому некоторые родители выбирают простейший вариант: подводят или подносят к батюшке ребенка, дескать, вот, причастите, окажите милость, а сами мы — не сейчас, как-нибудь потом, когда нам будет удобно. Мол, извините, мы не готовились. Мы не успели. Мы были заняты…

Если младенца причащают каждый день (а в отношении самых маленьких такое не возбраняется — наоборот, приветствуется!), ежедневное причастие для его родителей необязательно. Однако надолго откладывать причастие нельзя! И уж ничто не мешает родителям причащаться вместе с ребенком, если они приводят его в храм (или приносят) один раз в неделю, а то и реже. В этом случае отказы от причастия будут означать не столько лень и не столько слабость характера, сколько откровенное небрежение к вере и Церкви, а заодно — и к собственному дитяти. При таких обстоятельствах ребенок не получит полноценную силу Божией благодати, потому что будет причащаться  без поддержки и духовного соучастия родителей.

*  *  *
Подготовка к причастию детей имеет свои особенности. Повторяю: ребенок до 7 лет допускается к причастию без исповеди. А в отношении пищи соблюдаются определенные условия.

Грудничков кормят как обычно, но не слишком плотно, чтобы во время причастия (или после) не случилось неприятностей. Такое же правило распространяется и на детей до 3-4 лет.

Приблизительно с 3-летнего возраста детей начинают приучать к тому, чтобы они причащались натощак. Но это не должно происходить ускоренными темпами. Объяснить 3-летнему ребенку значение церковных правил довольно сложно, поэтому и не следует принуждать его к голоданию. Здесь необходима постепенная подготовка. Например, в 3-4 года — легкий завтрак. В 5 лет — сладкий чай и кусочек хлеба. В 6 лет — уже осознанное воздержание от еды и питья накануне причастия.

Впрочем, это приблизительные сроки, ибо дети бывают разные. Кто-то сможет потерпеть и в три года, а кто-то будет мучиться и в семь. Однако ребенок не должен мучиться. Постепенную подготовку нельзя сводить только к выработке привычки. От родителей потребуются и мудрые наставления, и доброта, и ласка. А цель будет достигнута лишь тогда, когда ребенок обретет понимание и внутреннюю твердость. Если ради причастия он по собственному решению откажется от завтрака, то уже поступит, как настоящий православный христианин.

Но имейте в виду: участие в церковных таинствах еще не гарантия того, что ребенок действительно станет настоящим христианином. И возрастающая строгость поста, и само причастие — это лишь одна из сторон христианской жизни. Задача родителей разъяснять и воспитывать — буквально учить своих детей православию. Конечно, с учетом их возраста и общего развития.

Так, например, уже 3-летний ребенок сможет запомнить короткую молитву, чтобы читать ее вместе со взрослыми. Впоследствии он освоит вторую молитву, третью и т.д. Но это не должна быть механическая зубрежка. Если ребенок не будет понимать значения произносимых слов, а главное — не осознает и самый смысл молитвенных обращений к Богу, то подобное обучение пользы не принесет.

В равной степени это касается и таинства причастия. Примерно с того же возраста, с 3-4 лет, необходимо рассказывать ребенку про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных и кормил голодных. А также про то, как Он узнал, что скоро умрет, и собрал Своих учеников на последний совместный ужин. Этот рассказ о том, как наш Спаситель впервые причастил людей, разумеется, будет неполон и упрощен. Но всему свое время. По мере взросления ребенка родители смогут его ознакомить уже непосредственно с текстом Евангелия.

Важно при этом помнить, что вынужденное упрощение сообщаемых ребенку сведений не означает их искажение. Лучше что-то недосказать, чем солгать! Точно так же и во время причастия. Нельзя говорить ребенку: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст». Подобные формулировки кощунственны. Называйте вещи своими именами: «Батюшка тебе причастие даст. Оно святое и очень хорошее»…

С 7-летнего возраста дети начинают причащаться только после предварительной исповеди. Но, опять же, если у ребенка появится желание и для этого не будет серьезных препятствий, то к таинству исповеди он может приступить и раньше — например, в 6 лет.

Первая исповедь также требует подготовки. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать. Нужно объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Обязательно следует подчеркнуть, что любой из грехов, прежде всего, вредит согрешившему: то недоброе, что мы делаем людям, к нам же и возвращается.

Если ребенок испытывает страх перед исповедью, такое чувство необходимо развеять. Предупредите ребенка, что мы исповедуемся Самому Господу Богу, а священник лишь помогает нам в этом. И для батюшки эта помощь чрезвычайно ответственна: обо всем, что говорится во время исповеди, он не расскажет никому и никогда.

Кстати, тот факт, что православные начинают исповедоваться в 7 лет, позволяет многим родителям думать, что дети до этого возраста не грешат. Такое представление в корне неверно. Общеизвестны и детские шалости, порой приводящие к трагическим последствиям, и детская жестокость, и даже преступления, совершаемые детьми. Конечно, дети грешат, и сомневаться в этом не приходится. Греховность, подверженность греху заложены в нас от рождения. Однако ребенок совершает скверные поступки, как правило, непредумышленно или без должного осознания, насколько это плохо. Поэтому он не может в полной мере отвечать за свои грехи. И граница в 7 лет, по большому счету, выбрана условно. Тем не менее, с этого возраста ребенок обязан принять как данность, что за содеянное зло он будет держать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.

*  *  *
К посещению храма ребенка следует приучать с такой же постепенностью.Совсем еще маленьких детей желательно приводить (или приносить) минут за 10-15 перед причастием. А в дальнейшем время пребывания в храме должно увеличиваться. Так, дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, уже могут присутствовать почти на всей литургии.

Родителям грудных младенцев необходимо заранее настроить, успокоить ребенка, чтобы он своим плачем и криком не беспокоил остальных прихожан.

Это не всегда достижимо, но прилагать старания нужно.

Нужно ли причащать детей? И как часто надо это делать?

К слову, чем чаще причащают младенцев, тем быстрее они привыкают к церковной обстановке.

Около Святой Чаши грудных младенцев необходимо держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки младенца следует придерживать, чтобы он случайно не толкнул Чашу или не схватил лжицу (ложку).

Если младенец причащается впервые, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Пусть он лучше посмотрит, как это делают другие дети. А еще можно дать ему частицу просфоры, поднести его к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что причастят не сегодня, а в следующий раз.

Заслуживают серьезного упрека те из родителей, чьи дети, уже пребывающие в сознательном возрасте, ведут себя в храме, как на игровой площадке: бегают, шумят, веселятся, и тем самым отвлекают верующих. Это совершенно недопустимо! Элементарные правила поведения в общественных местах должны быть привиты сызмальства. Тем паче, если речь идет о храме! Стыдно таким родителям демонстрировать всем и вся свою несостоятельность как воспитателей.

Помимо прочего, родители призваны научить подрастающих детей, как принимать причастие: складывать руки на груди крестообразно (правая рука сверху); возле Чаши не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее; называть священнику свое имя; широко открывать уста и т.д.

Что же касается периодичности, то младенцев обычно причащают чаще (в среднем, 1 раз в неделю), а дети 6-7 лет могут причащаться реже. Насколько реже? Этот вопрос желательно согласовать или с духовником, если таковой имеется, или с любым священником, который сможет помочь советом.

*  *  *
Церковная практика причащения детей имеет под собой каноническую основу.Она возникла в соответствии с уроком, который преподал Своим ученикам Господь наш Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея об этом рассказывается так: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 13, 14).

Это событие описывает и святой апостол Лука: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 15, 16).

Святой апостол Марк свидетельствует о том же: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 13, 14, 16).

Все это еще раз подтверждает не только важность и прямую необходимость причащения детей, но также и высочайшую ответственность, которая лежит на их родителях.

Игнатий СКОРОДОМСКИЙ.

Январь 15, 2009. Автор admin

Думаю, Вы не раз замечали, как к концу Литургии в храме становится все больше и больше маленьких детей. Воздух наполняется движением, звуками и необъяснимым ощущением важности предстоящего детям Таинства — причащения Святых Христовых Таин. Вспомните, еще десять лет назад увидев на богослужении 3-4-х летнего ребенка, бабушки, ухаживающими за подсвечниками, с умилением говорили: «Какой маленький, а уже в храме». Сейчас мы с Вами живем в удивительное время — время возрождения христианства в России. Сейчас все больше молодых людей, решив создать семью, проходят через Таинство Венчания, крестят своих детей в младенчестве, приносят их в храмы на Елеопомазывание и Причастие. Если задать вопрос: «Как часто нужно приносить ребенка в храм и причащать»? Думаю, не возникнет споров с ответом: «Как можно чаще»! Но все ли молодые родители понимают, а зачем нужно причащать младенцев?

Зачем нужно причащать младенцев?

Согласно учению Православной Церкви младенец – это ребенок до семи лет. В этот период у ребенка, как правило, еще не сформировано «осознанное» понятие греха, соответственно, нет и осознанной исповеди. Так зачем же нужно причащать, по сути, не имеющего еще грехов младенца?

Святитель Феофан Затворник писал, что Святое причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает непреступным для темных сил». На основании слов Святителя попробую раскрыть в статье два основных положения: во-первых и главных, через причастие ребенок соединяется с Богом, во-вторых, получает от Бога защиту.

В современном мире родители много сил и внимания отдают заботе о материальной составляющей жизни ребенка, он должен быть сыт, здоров, обут и одет, но, к сожалению, часто упускают необходимость становления и развития у младенца духовной жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств». Из всех перечисленным духовных благ доступным для крещеного младенца является причащение Святых Таин. Ведь ребенок в любом возрасте открыт благодати Божьей, в том числе и в не сознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то неведомыми нам, сокровенными сторонами человеческой души.

Повторюсь, причастие защищает маленького человека. От чего? Также как и у взрослых, душа младенца не питаемая причащением, постоянно подвергается нападением падших ангелов. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то причин. Ребенок не может еще объяснить, что с ним происходит. Поэтому родители должны уделять особое внимание регулярности причащения.

Хочу обратить Ваше внимание на еще один не менее важный аспект в вопросе причащения младенцев. Мало только принести ребенка в храм и причастить его, необходимо сохранить полученную благодать. Постарайтесь день после причащения провести спокойно, не раздражаясь и не ссорясь, на пример: не включая в этот день телевизор. Пусть ребенок почувствует особое настроение дня, когда он ходит в храм и принимает в себя Тело и Кровь Христовы. Именно примером родителей, семейным укладом, общей атмосферой в доме и можно воспитать в своем ребенке религиозное чувство.

Как я уже говорила, сейчас новое время для России. Все больше и больше в храмах детей – маленьких христиан. А это значит, через 15-20 лет из них вырастет новое поколение россиян, которые с младенчества будут связаны с Богом через причащение Христовых Таин, и которые с младенчества будут знать, защита от козней и напастей лукавого в Таинстве Причащения.

Закончить статью я бы хотела словами Архимандрита Рафаила (из его «Проповедей и бесед»). «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст – самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей»

Материал подготовлен Татьяной Лопуховой

Самая лучшая проповедь для ребенка — это присутствие в Храме Божием. Если родители сумеют воспитать в ребенке любовь к Храму Божиему, и ребенок будет чувствовать себя в церкви, как в своем доме, то в будущем это будет хранить ребенка от всяких жизненных нестроений. Тем более это важно в отношении к Причастию Тела и Крови Христовой. Сами Святые Тайны освящают младенца, делают его спокойным, но кроме этого, научившись в детстве приступать к Святым Тайнам, он и в отрочестве, и в юности, и в зрелых годах, и в старости будет видеть в них твердую опору. Поэтому младенца надо стараться причащать чаще. Если ребенок плачет и мешает криком Богослужению, то мама должна на время вынести ребенка из храма, успокоить и приласкать, а потом опять внести его в Церковь Божию. Категорически запрещается лгать ребенку, называя Причастие Тела и Крови Христовой другими именами, ассоциируя их с какой-то домашней пищей. Иногда ребенок плачет, подходя к Святой Чаше, — этим не надо смущаться, скорее всего, ребенок просто ассоциирует церковь с больницей, где ему когда-то делали укол. В этом случае я советую подходить с младенцем не первыми, а в конце, после всех детей, чтобы ребенок мог видеть других деточек, подходящих к Святым Тайнам. Бывают и такие случаи, когда ребенка долго водят к какому-нибудь колдуну или к «бабке» и тогда явно чувствуется, что ребенка не пускает какая-то диавольская сила к Святым Тайнам. В этом случае необходимо чаще приносить его ко Причастию, усилить родительские молитвы, заказать неусыпаемую Псалтирь, сорокоуст или молебен за его здравие. Часто спрашивают родители, стоит ли причащать ребенка, если он плачет и противится Причастию. Психологи обычно констатируют, что плач ребенка — это не всегда протест, плач у ребенка бывает сигналом самовыражения, подчеркивания своего характера, утверждения своего эго, поэтому вопреки плачу можно приносить ребенка ко Причастию.

Зачем причащать детей?

Тем более, как говорят многие родители, пережившие это, ребенок после Причастия становится спокойным, и с каждым разом рецидивы плача становятся все реже. Периодичность причастия ребенка определяется родителями, но существует одно общее правило — чем чаще, тем лучше: в воцерковленных семьях — раз в неделю, но если ребенок заболевает  ребенка приводят чаще, несколько раз в неделю. В случаях, когда храм находится далеко, или график работы родителей не позволяет быть каждое воскресенье в храме, ребенка стараются причащать раз в месяц или два раза в месяц, или  в выходные дни родителей.

Правила подготовки детей к Причастию разнятся. Например, младенцев первых 1,5 лет можно приносить без всякой подготовки, а далее можно накладывать какие-то определенные условия, чтобы ребенок чувствовал свою ответственность перед тем, к чему он приступает. Например, если в младенчестве ребенка кормили (утром) перед Причастием досыта, то ближе к двум годам можно заменить сытную пищу более легкой. А дальше, например, к четырем годам, перед Причастием давать только водичку. Естественно, все это является не правилом, а средством для того, чтобы приучить ребенка хоть к малой ответственности перед Святыми Тайнами Христовыми. Это тот самый средний путь, который с одной стороны не дает бездумно и без подготовки подходить к Святым Тайнам, с другой стороны — дает возможность даже самому маленькому ребенку что-то принести в дар Христу. Что касается молитвенной подготовки, то здесь все зависит и от степени воцерковленности семьи, и от психологических особенностей ребенка. Для кого-то это молитва Господня («Отче наш»), для кого-то может еще две-три молитвы. В любом случае при определении такого небольшого правила необходимо индивидуально подходить к психологической зрелости ребенка, степени его осознания принятия Святых Христовых Таин и подготовки к этому Таинству.

Протоиерей Димитрий Соловьев

ноябрь 2012 г.

Обновлено (08.09.2014 01:27)

 

Причастие после крещения ребенка

Крещение — это первый шаг на пути воспитания христианина. А после крещения для ребенка важнейшим таинством является Причастие. Причащение необходимо для того, чтобы ваш малыш был ближе к Богу и Ангел-хранитель оберегал его от разных неприятностей.

Первое Причастие ребенка после крещения

К причащению допускают деток с момента крещения. Многие взрослые приводят ребенка на Причастие в церкви далеко не сразу.

Предложения по товарам и услугам:

Объясняют это тем, что младенцу или малышу до трех лет сложно рассказать о том, что именно будет происходить. Но наша принадлежность ко Христу совершенно не зависит от возраста или жизненного опыта. Малыш душой может знать гораздо больше, чем его родители.

Первое Причастие ребенка после крещения может следовать сразу на второй день. Если вы решили крестить малыша на сорокой день после рождения, то на сорок первый можете смело отправляться на Причастие.

Как проходит Причастие ребенка?

В процессе богослужения выносится Чаша с хлебом и разбавленным вином. Над ней читают молитвы и тем самым призывают святого духа Христа. Перед тем, как идти к Чаше, нужно взять у батюшки Благословение.

Детки более старшего возраста складывают руки на груди (правую поверх левой). Малыша взрослый должен посадить на правую руку. Объясните ребенку, что Частичку обязательно нужно проглотить и проследите за этим. Если капля причастия попала на одежду или младенец срыгнул, поставьте в известность батюшку.

Сначала причащают деток, называя при этом их церковное имя. После Причастия ни ребенок, ни вы сами не должны разговаривать. Подведите малыша к столику и дайте запить причастие, а также взять кусочек просфоры. После этого можно приложить ребенка в Распятию.

Как детям готовиться к Причастию ?

Причастие в церкви ребенка — это важный шаг и подготовиться к нему нужно обязательно. Понятно, что для взрослых есть определенные правила. Но ребенку в силу возраста соблюдать их довольно сложно. Вот некоторые рекомендации, как подготовить ребенка к Причастию.

  1. Грудничка нужно покормить за час-полтора до Причастия. Деток от трех лет следует удержать от пищи вовсе. Но приучать нужно к этому постепенно, внимательно отслеживая самочувствие малыша.
  2. Самое главное, что нужно для Причастия ребенка, это объяснить ему о простых правилах поведения. Стоять спокойно и не разговаривать, скрестить руки на груди перед Чашей, назвать свое имя и проглотить Дары. Затем подойти к столику с просфорами. Все это вполне по плечу деткам с трех лет.
  3. Когда вы отправитесь на Причастие после крещения ребенка, не забудьте надеть себе и крохе крестик.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *