ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

В. В. ЛАВРОВ

Историко-культурное наследие России, будучи составной частью общечеловеческой культуры, участвует в формировании и развитии интеллекта человека, общества, этноса, является хранилищем исторической памяти. Оно включает в себя ту часть многогранного исторического опыта общества, которая позволяет проследить неразрывную связь времен, от глубокой древности до наших дней.

«Культура любого народа — это живой организм со своими родовыми особенностями, организм, хранящий память и традиции предков. Культура продолжает жить независимо от того, заботятся о ней или пренебрегают. У нее самостоятельная жизнь. Только в одном случае, когда о ней заботятся, она расцветает и приносит благие плоды, в другом — загнивает, порождает уродства, приводит к моральному кризису общества, подменяется антикультурой, перерождается, как здоровая ткань организма перерождается в нежизнеспособную раковую опухоль»(1).

Для успешного построения социального государства культурные права человека так же важны, как и другие виды прав. Под культурными правами в широком значение этого термина можно понимать «участие человека в создании материальной и духовной среды обитания, распространении и воспроизводстве норм и ценностей, способствующих гуманизации общества, взаимному уважению людей, солидарности общества, основанных на нравственности и достоинстве человека»(2).

Отдельными исследователями культурные права предлагается рассматривать либо как личные права человека и гражданина, либо как социально-экономические. В то же время следует признать, что права граждан в области культуры носят комплексный характер, что обусловлено их значимостью, так как приходится говорить о сохранении культурного наследия, культурной самобытности и о культурном развитии страны в целом. Культурные права тесно связаны с другими правами и свободами граждан. Однако, как видно из анализа теоретических исследований о правах человека, вопросы культурных прав не достаточно освещены в российской юридической литературе(3).

Одной из важнейших составляющих культуры является историко-культурное наследие, представляющее собой форму закрепления и способ передачи совокупного духовного опыта человечества(4). Далеко не все, что сохранилось от прошлого, является положительным, но существуют вещи, которые необходимо сохранять, потому что, если они не сохранятся, разрушится наша национальная, культурная, духовная идентичность.

Стр.109

Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери историко-культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации(1).

Сохранение историко-культурного наследия нашей страны — важнейшая задача российского общества и государства. Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Но при этом в соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Как следует из Конституции Российской Федерации, охрана памятников истории и культуры является не только обязанностью граждан, но и задачей органов государственной власти и местного самоуправления(2).

В связи с охраной объектов культурного наследия Российская Федерации взяла на себя выполнение многих обязательств, основанных на международных договорах.

К числу основополагающих актов международного права относится Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на семнадцатой сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившей в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. Конвенция вступила в силу 17 декабря 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI.

Согласно ст. 1 указанной Конвенции культурное наследие включает в себя:
памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Кроме того, в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия содержатся положения, регулирующие вопросы национальной и международной охраны объектов культурного наследия, деятельности межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия, фонда охраны всемирного культурного и природного наследия, а также условия и порядок предоставления странам, в том числе странам-участницам Конвенции, международной помощи.

Почти ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

К числу локальных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, относятся европейские конвенции.

Базовым документом для Европы по вопросам охраны объектов культурного наследия является Европейская культурная конвенция, заключенная в Париже 19 декабря 1954 г. Для СССР Конвенция вступила в силу с 21 февраля 1991 г.

Среди других документов Совета Европы можно назвать Европейскую конвенцию об охране

Стр.110

археологического наследия от 20 ноября 1970 г. СССР присоединился к данной Конвенции с 14 февраля 1991 г. Однако в 1992 году Конвенция была пересмотрена Советом Европы, и только в 2011 году был принят Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)» от 27 июня 2011 г. № 163-ФЗ. Таким образом, Россия становится участницей пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия.

В указанной Конвенции дается уточненное определение элементов археологического наследия, которыми считаются все остатки и предметы, любые другие следы человечества прошлых эпох. Это сооружения, строения, группы зданий, освоенные участки, движимые объекты, иные памятники, а также окружающая их обстановка, находящиеся на суше или под водой.

Основные положения Европейской конвенции об охране археологического наследия сводятся к следующему. Каждая сторона обязуется создать правовую систему защиты археологического наследия. Обеспечивать, чтобы потенциально разрушающие методы применялись только квалифицированными и специально уполномоченными лицами. Принимать меры для физической защиты археологического наследия. Содействовать обмену его элементами в научных целях. Организовать государственную финансовую поддержку археологических изысканий. Содействовать международным и исследовательским программам. Оказывать техническую и научную помощь путем обмена опытом и экспертами.

Другим важным документом является Конвенция об охране архитектурного наследия Европы, вступившая в силу 1 декабря 1987 г. Для СССР Конвенция вступила в силу с 1 января 1991 г. В данной Конвенции содержится понятие «архитектурное наследие», которое включает в себя такие объекты недвижимости, как памятники (все строения и конструкции, представляющие явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный или технический интерес, включая приспособления и принадлежности для них), комплексы строений (однородные группы городских или сельских строений, представляющих явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный и технический интерес, которые достаточно связаны между собой, чтобы их можно было определить топографически), достопримечательности (совместные творения человека и природы, являющие собой места, частично застроенные и достаточно отличительные и однородные, чтобы их можно было определить топографически, и представляющие явный исторический, археологический, художественный, научный, социальный или технический интерес).

Стороны—участницы Конвенции об охране архитектурного наследия Европы берут на себя обязательства осуществлять соответствующий надзор и процедуры выдачи разрешения на производство работ, как того требует законная охрана данной недвижимости. Предотвращать порчу, обветшание или уничтожение находящейся под охраной недвижимости.

Центральное место среди федеральных законов в сфере охраны объектов культурного наследия Российской Федерации занимает Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.

Данный Федеральный закон, как следует из его преамбулы, регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В законе выделяются три вида объектов культурного наследия:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями;
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения;

Стр.111

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения.

В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплены права граждан Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Закреплено право каждого на доступ к объектам культурного наследия.

В настоящее время продолжают действовать отдельные положения законодательства об охране памятников истории и культуры советского периода. Это связано прежде всего с тем, что признание многих памятников истории и культуры объектами культурного наследия имело место еще в советское время в соответствии с действующим в тот период законодательством(1). Кроме того, многие положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требуют принятия нормативно-правовых актов органами исполнительной власти, обладающими необходимой компетенцией.

В советские времена для осуществления охраны памятников истории и культуры было достаточно двух документов. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» необходимо 12 документов. Кроме того, внесение изменений в гражданское, земельное, градостроительное законодательство привело к тому, что законодательство об охране памятников стало не способным решать поставленные задачи(2).

В 2001—2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность: укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства.

Общество и государство обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие в 2005 году федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)»(3).

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал».

Выбор приоритетных целей программы «Культура России (2006—2011 годы)» опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

Стр.112

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(1). Согласно п. 3 указанного документа «стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу». Данный документ является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений с целью защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основная задача Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года(2).

Силы и средства обеспечения национальной безопасности должны быть сосредоточены на обеспечении национальной безопасности и в духовной сфере.

Российская Федерация для обеспечения национальной безопасности сосредоточивает свои усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются противоправные посягательства на объекты культуры.

Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры достигается за счет признания первостепенной роли культуры в возрождении и сохранении культурно-нравственных ценностей народов Российского государства.

Схожие положения относительно роли культуры и культурного наследия во внутренней политике государства можно найти в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В данной Концепции определены пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Одним из важнейших направлений долгосрочного социально-экономического развития Российского государства является повышение человеческого потенциала, которое включает системные преобразования, направленные на улучшение качества социальной среды и условий жизни людей. Последние в числе других приоритетов охватывают развитие культуры.

Одним из целевых ориентиров развития сферы культуры к 2020 году намечено обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году должна обеспечить равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, а также активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Реализация поставленных задач — это совместная ответственность всех уровней власти.

Стр.113

Положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должны быть реализованы за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

В 2009 году была решена проблема выделения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, а также определен перечень памятников, государственная охрана которых остается за федеральными органами исполнительной власти. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ предусмотрены соответствующие субвенции.

Особо следует отметить, что на сегодняшний день созданы финансовые условия для реализации региональными властями делегированных им федеральных полномочий по охране объектов культурного наследия. При этом была разработана соответствующая нормативно-правовая база(1).

В результате изменения отношения в обществе к культурному достоянию, что наблюдается в последние два—три года, можно констатировать активизацию нормотворческой деятельности в данной сфере. Так, по состоянию на 1 января 2009 г. действовало шесть нормативно-правовых актов федерального уровня, регулирующих вопросы охраны объектов культурного наследия, на сегодняшний день количество нормативно-правовых актов в данной сфере увеличилось до 21.

Таким образом, изменение государственной политики в области охраны объектов культурного наследия привело к тому, что устранены многие пробелы действующего законодательства, и сегодня можно говорить о необходимости разработки действенных средств контроля и надзора за его исполнением.

Стр.114

Вчера 24.09.202022:25 Евгений Никора встретился жильцами дома на улице Невского Сегодня глава администрации побывал во дворе дома №73 на улице Невского и обсудил с его жильцами план благоустройства придомовой территории. «Здесь живут инициативные мурманчане, они … 24.09.202022:05 Следственный комитет заинтересовался педофилом из Мурманской области Напомним, северянин Ярослав Логусов сообщил шокирующую новость. Мужчина рассказал, что в автобусе маршрута № 127 «Кандалакша — Полярные зори» пассажир приставал к девятилетнему … 24.09.202021:57 Погода в Мурманске на 25 сентября Завтра в столице Заполярья ожидается облачная с прояснениями погода и дождь. Уровень влажности будет варьироваться от 77 до 90 процентов. Ветер южный и юго-восточный, до 4,8 метров в секунду. … 24.09.202021:43 Военные Северного Флота вывезли металлический мусор с острова Кильдин На большой десантный корабль «Александр Отраковский» было загружено 14 КамАЗов с металлоломом, который собрал личный состав экологического взвода. Общий вес мусора составил более 70 тонн. … 24.09.202021:29 Мурманские пожарные ликвидировали возгорание на рыболовном судне Напомним, огонь вспыхнул на нижней палубе траулера «Несь». В момент происшествия судно находилось на Мурманской судоверфи. Как сообщает ГУ МЧС по Мурманской области, возгорание … 24.09.202021:15 Мурманчане не могут заснуть из-за бездомных собак Как сообщили жители дома №32, который находится на улице Капитана Орликовой, во дворе поселились около восьми бездомных собак. Животные постоянно лают, дерутся и ведут себя крайне агрессивно. … 24.09.202021:01 Мурманчан снова ждет отключение воды В целях поддержания стабильного функционирования систем тепло: — и водоснабжения, администрация Мурманска и ММБУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» сообщают о … 24.09.202020:45 Власти Финляндии снова ввели ограничения на поездки в другие страны Согласно решению правительства, в стране был заново введен пограничный контроль между Финляндией и Исландией, Норвегией, Швецией, Германией, Словакией и Эстонией. Как сообщает портал … 24.09.202020:29 Упавший «метеорит» разбил автомобиль мурманчанина Очевидцы сообщили о пострадавшей иномарке в социальных сетях. Транспортное средство с разбитым задним стеклом находилось около дома на улице Карла Либкнехта. Участники обсуждения гадают, что же … 24.09.202020:13 В Североморске появилась современная спортивная площадка Новый стадион располагается около улицы Гаджиева. В ближайшее время по его периметру будут установлены опоры освещения, а также скамейки для отдыха и урны. «Надеюсь, что и стадион, и … 24.09.202019:57 В Мурманске горит рыболовное судно Информация о возгорании поступила на пульт дежурной службы «01» сегодня вечером. Пожарным сообщили, что огонь вспыхнул на нижней палубе судна «Несь», которое находится на … 24.09.202019:41 На территории Ковдорского ГОКа поселилось птичье семейство Как рассказала орнитолог Кандалакшского заповедника Елена Васильевна Шутова, пернатые новоселы являются стаей гуменников. Также в водоеме плавают две белощекие казарки. «Оба вида … 24.09.202019:25 Мурманские вандалы разбили легковые автомобили Жители областного центра разыскивают свидетелей противоправных действий, совершенных хулиганами. На этот раз вандалы совершили налет на гаражи, которые располагаются на улице Седова. Молодые … 24.09.202019:09 Ветеринары побывали в поселке Туманный Временный ветеринарный пункт был организован в здании администрации. За выходные врачи провели 20 вакцинаций: привиты были 17 собак и три кошки. В ходе клинического осмотра у четырех животных были … 24.09.202018:53 Косплей по-мурмански: подросток превратился в героя игры «Mайнкрафт» #Видео Юноша, облачившийся в коробки, сразу привлек внимание жителей одного из домов, располагающихся на улице Достоевского. Автор видеозаписи предположил, что дети испытывают новые маски от коронавируса, … 24.09.202018:37 В Мурманской области прошли учения по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов #Видео 23 сентября сотрудники Мурманского АКАСЦ — филиала СЗРПСО МЧС России приняли участие в командно-штабных учениях. Спасатели отработали навыки устранения последствий аварии, в результате которой … 24.09.202018:21 В Оленегорске на озере Банное обнаружили утенка со сломанным крылом #Видео Видео с утенка северяне опубликовали в группе «Видео Оленегорск» в социальной сети «ВКонтакте». «На Банном озере утенок со сломанным крылом. Сейчас шустрит, но что … 24.09.202018:05 В субботу в Титане снова будут искать пропавшую северянку В субботу, 26 сентября, состоятся очередные поиски пропавшей пенсионерки. Искать северянку начнут в 11 часов в Титане. Начнутся происки у дома № Б-2 на улице Советская. Необходима помощь волонтеров. … 24.09.202017:49 В Кандалакше гаражи тушили двенадцать человек Сегодня в половину шестого утра кандалакшским пожарным поступил тревожный вызов с улицы Восточной. В 700 метрах от дома №12 полыхали сразу несколько гаражей. Двенадцать пожарных с помощью … 24.09.202017:32 В Мурманске ищут донора для прооперированного кота 21 сентября котику по имени Черныш ампутировали лапу. Операция прошла успешно, однако животному срочно потребовалось повторное переливание крови. Донором может стать любой кот или кошка … 24.09.202017:15 11 мурманских медиков провакцинировались от COVID-19 #Видео Заместитель главного врача мурманской областной больницы по эпидемиологическим вопросам Елена Иванова рассказала об условиях вакцинации. Например, если человек сделал прививку от гриппа, то … 24.09.202016:58 Участники экспедиции Северного флота обследовали затонувший в Чукотском море пароход Участники отряда комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества обследовали пароход «Челюскин», раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море. … 24.09.202016:41 В России изменились правила поверки счетчиков В России изменились правила поверки счетчиков, о чем сообщает «Российскеая газета». Сегодня соответствующие поправки вступили в силу. Теперь единственным юридически значимым … 24.09.202016:30 СберБизнес, СберИнвестиции, СберСпасибо и другие новые бренды Сбера Сбер представил новые бренды ряда своих сервисов для частных и корпоративных клиентов. Презентация состоялась на Сбер Конф, в ходе которой также были представлены новые продукты и сервисы экосистемы … 24.09.202016:24 Житель Московской области покусился на мурманские морепродукты В Мурманске северянин попытался вынести мимо кассы три банки с морепродуктами. Но его заметили сотрудники и вызвали экипаж вневедомственной охраны. Росгвардейцы задержали подозреваемого. Им оказался … 24.09.202016:17 Народный памятник в Мурманске откроется в начале октября Мурманчане ждали этого знакового события несколько лет. И, наконец, стала известна дата открытия народного памятника воинам Полярной дивизии. Торжественная церемония пройдет второго октября в 12 … 24.09.202016:07 На жителей Кандалакши нападают бездомные собаки Об этом северяне сообщили в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Кандалакша Онлайн». Собака, которая изображена на фотографии, накинулась на человека на улице Заводская у … 24.09.202015:52 В Мурманске началась вакцинация врачей от коронавируса Сегодня в Мурманске началась вакцинация медиков против коронавирусной инфекции. Первым участникам сделали прививку в мурманской областной клинической больнице имени Баяндина. Введение … 24.09.202015:51 Мурманский Викодин выпущен на волю здоровым и сильным #Видео Мурманчанка Наталья Раевская сегодня сообщила о том, что сегодня она вместе с Анастасией Тимофеевой выпустила на волю сокола-дербника Викодина. «Его подобрали в Ревде в конце июля. Почти … 24.09.202015:34 Мурманчанка обогатилась за счет доброго проводника Летом проводник поезда «Мурманск – Санкт-Петербург» увидел, как одна из провожавших засиделась в вагоне и устремилась к выходу, сообщает «Арктический обозреватель». Он … 24.09.202015:17 Под Апатитами на поле появились гигантские смайлики В ночь со среды на четверг неизвестные раскрасили рулоны сена, сложенные на полях агрофирмы «Индустрия» у дороги Апатиты — Кировск, сообщает «Хибинформбюро». Теперь на … 24.09.202014:55 В Мурманске почти отремонтировали взорвавшийся дом #Видео В Мурманске завершаются аварийно-восстановительные работы первого подъезда дома № 6 корпус 1 по улице Свердлова. Эта часть здания была разрушена в результате взрыва бытового газа 20 марта 2018 года. … 24.09.202014:51 Сегодня в Никеле и Киркенесе откроется кинофестиваль «Северный Характер: green screen» #Видео Сегодня в 16.00 состоится открытие МКФ «Северный Характер: green screen». Впереди четыре дня просмотров конкурсных работ, онлайн встречи с творческими людьми, мастер-классы, телемост и … 24.09.202014:35 Полиция проверит информацию о пристававшем к ребенку жителе Мурманской области Полиция Мурманской области проводит проверку по информации, размещенной в соцсетях, о мужчине, который якобы приставал к маленькому ребенку. Напомним, северянин Ярослав Логусов в социальной сети … 24.09.202014:28 Оленегорца осудят за грабеж и хранение боеприпасов В Оленегорске в полицию за помощью обратился северянин. Мужчина рассказал, что ночью к нему в квартиру на улице Капитана Иванова ворвался человек, ударил его по голове и лицу и потребовал дать … 24.09.202014:24 «Ростелеком» проведет серию открытых обучающих мероприятий по информационной безопасности в 60 городах России «Ростелеком» запускает «КиберДрайв» – одно из самых масштабных Road Show по информационной безопасности в России. С сентября по ноябрь ведущие эксперты компании проведут … 24.09.202014:11 Соцсети: житель поселка Зашеек приставал к девятилетнему ребенку? Северянин Ярослав Логусов в социальной сети «ВКонтакте» в группе «Кандалакша Вкурсе» сообщил шокирующую новость. Он написал, что 22 сентября в 16.50 в автобусе маршрута № 127 … 24.09.202014:04 В Мурманской области спасать пациентов с коронавирусом помогают аппараты ЭКМО Аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) насыщает кровь кислородом при развитии тяжёлой острой дыхательной недостаточности. Он заменяет функцию легких и сердца. Его применяют при … 24.09.202013:54 В Экотехнопарке Заполярья поселился краснокнижный белый аист. У сотрудников Мурманского филиала АО «Управление отходами» появился необычный сосед — белый аист. О появлении этого краснокнижного вида на территории нашего региона ни в одной из научных … 24.09.202013:37 В Мурманской области из-за взрывных работ движение ограничат на двух участках Завтра, 25 сентября, на двух участках дорог в Мурманской области будет ограничено движение автотранспорта из-за проведения взрывных работ. Движение будет ограничено с 13 до 14 часов на участке с …

В самом деле, для чего? Казалось бы, на такой вопрос ответить легко. С детства нас учили, что литература и искусство помогают понимать смысл жизни, делают нас умнее, восприимчивее, духовно богаче. Все это верно, конечно. Но бывает, что даже правильная мысль, став привычной, перестает тревожить и волновать человека, превращается в расхожую фразу. Поэтому прежде чем ответить на вопрос «Для чего?», и ответить на него по-взрослому, серьезно, надо о многом подумать и многое понять заново.

На берегу реки Нерль близ города Владимира стоит церковь Покрова. Совсем маленькая, легкая, одинокая на широкой зеленой равнине. Она входит в число тех зданий, которыми гордится страна и которые называют обычно «памятники архитектуры». В любой, даже самой краткой книге по истории русского искусства вы найдете упоминание о ней. Узнаете, что эта церковь была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в честь победы над волжскими болгарами и в память погибшего в бою княжича Изяслава; что поставлена была она у слияния двух рек — Клязьмы и Нерли, у «ворот» владимиро-суздальской земли; что на фасадах здания — причудливая и великолепная каменная резьба.

Прекрасна и природа: древние темные дубы чаруют наш взгляд порой не меньше, чем произведения искусства. Пушкин не уставал любоваться «свободной стихией» моря. Но красота природы едва ли зависит от человека, она вечно обновляется, на смену умирающим деревьям растет новая веселая поросль, выпадает и сохнет роса, гаснут закаты. Мы любуемся природой и стараемся беречь ее по мере сил.

Однако столетний дуб, помнящий давно ушедшие времена, не создан человеком. В нем нет тепла его рук и трепета его мыслей, как в статуе, картине или каменном здании. А вот красота церкви Покрова — рукотворна, все это сделали люди, чьи имена давно забыты, люди, наверное, очень разные, знавшие горе, радость, тоску и веселье. Десятки рук, сильных, бережных и искусных, сложили, повинуясь мысли неведомого строителя, белокаменное стройное чудо. Между нами — восемь столетий. Войны и революции, гениальные открытия ученых, исторические потрясения, великие перемены в судьбах народов.

Но вот стоит маленький, хрупкий храм, чуть колышется его светлое отражение в спокойной воде Нерли, нежные тени обрисовывают очертания каменных зверей и птиц над узкими окнами — и исчезает время. Как и восемьсот лет назад, в человеческом сердце рождается волнение, радость — то, ради чего и работали люди.

На такое способно только искусство. Можно отлично знать сотни дат и фактов, понимать причины и следствия событий. Но ничто не может заменить живой встречи с историей. Разумеется, каменный наконечник стрелы — тоже реальность, но в нем нет главного — представления человека о добре, зле, гармонии и справедливости — о духовном мире человека. А в искусстве есть все это, и время не способно ему помешать.

Искусство — память сердца народа. Искусство не только не теряет своей красоты, оно хранит свидетельство того, как предки наши смотрели на мир. Птицы и львы, чуть угловатые человеческие головы на стенах церкви — это те образы, что жили в сказках, а потом и в воображении людей.

Нет, храм Покрова на Нерли, как и сотни других зданий, не просто памятник архитектуры, но сгусток чувств и мыслей, образов и идей, роднящих прошлое и настоящее. Именно роднящих в самом прямом смысле слова, ведь белокаменная церквушка под Владимиром вобрала в себя черты культуры русской, национальной, во всей ее неповторимости. Люди хотят понимать друг друга, стремятся постичь главное, самое существенное в духовной жизни каждой страны.

О многом может заставить задуматься одна — единственная церковь, выстроенная много веков назад, она может всколыхнуть тысячи мыслей, о которых человек и не подозревал прежде, может заставить каждого из нас ощутить свою нерасторжимую связь с историей и культурой Родины. В искусстве поколения передают Друг другу самое ценное, сокровенное и святое — жар души, волнение, веру в прекрасное.

Как же можно не беречь бесценное наследие прошлого! Тем более что среди всех видов искусств именно изобразительное искусство и архитектура уникальны и неповторимы. В самом деле, даже если из миллиона экземпляров «Войны и мира» уцелеет один, то роман останется жить, его напечатают снова. Единственную партитуру бетховенской симфонии перепишут и снова сыграют, стихи, поэмы и песни люди помнят наизусть. А картины, дворцы, соборы и статуи, увы, смертны. Их можно восстановить, и то не всегда, но повторить их такими же невозможно.

Отчасти поэтому они вызывают трепетное волнение, ощущение единственности. Работники музеев внимательно вглядываются в показания приборов — не сух ли воздух, не понизилась ли на градус температура; подводятся под древние здания новые фундаменты, заботливо расчищаются старинные фрески, обновляются статуи.

Читая книгу, вы имеете дело не с рукописью автора, да и не так важно, какими чернилами написан «Евгений Онегин». А перед холстом мы помним — его касалась кисть Леонардо. И для живописи или архитектуры не нужен перевод, мы всегда «читаем» картину в подлиннике. Более того — современному итальянцу язык Данте может показаться архаичным и не всегда понятным, для нас же он просто чужой язык, и мы должны пользоваться переводом. А вот улыбка «Мадонны Бенуа» трогает и нас, и соотечественников Леонардо, она дорога человеку любой нации. И все же мадонна, несомненно, итальянка — неуловимой легкостью жеста, золотистой кожей, веселой простотой. Она современница своего создателя, женщина эпохи Возрождения, с ясным взглядом, словно старающимся разглядеть таинственную суть вещей.

Эти удивительные качества делают живопись особенно драгоценным искусством. Народы и эпохи с ее помощью говорят друг с другом дружелюбно и просто, становятся ближе века и страны. Но это не значит, что искусство легко и без труда открывает свои тайны. Нередко старина оставляет зрителя равнодушным, взгляд его бесстрастно скользит по каменным лицам египетских фараонов, таким одинаково неподвижным, почти мертвым. И, быть может, у кого — то мелькнет мысль, что не так уж интересны шеренги темных изваяний, что вряд ли стоит увлекаться ими.

Может возникнуть и другая мысль — да, исторические ценности нужны науке, но зачем они мне? Почтительное равнодушие обедняет человека, он не поймет, во имя чего люди иногда спасают произведения искусства ценой жизни.

Нет, не проходите спокойно! Вглядитесь в гранитные лица жестоких, забытых деспотов, пусть не смущает вас их внешнее однообразие.

Подумайте о том, почему такими близнецами, словно спящими наяву людьми, изображали скульпторы древности своих царей. Ведь это интересно — люди, наверное, не так уж сильно изменились внешне с тех пор, что же заставляло скульпторов делать статуи именно такими: безучастные плоские глаза, налитое тяжелой силой тело, обреченное на вечную неподвижность.

Как удивительно сочетание совершенно конкретных, неповторимых черт лица, разреза глаз, рисунка губ с отрешенностью, с отсутствием всякого выражения, чувства, волнения. Вглядитесь в эти портреты, полистайте книги. И даже небольшие крупицы знания бросят новый свет на показавшиеся сначала скучными каменные изваяния. Оказывается, культ мертвых заставлял древних египтян видеть в статуях не просто изображения человека, но обитель его духовной сущности, его жизненной силы, того, что в Древнем Египте называли «ка» и что по их представлениям продолжало жить после физической смерти людей.

А если представить себе, что эти скульптуры существовали уже тогда, когда даже Древняя Греция была еще в будущем, что им не одна тысяча лет, а каменные их глаза видели Фивы, разливы Нила у подножия совсем еще новых пирамид, колесницы фараонов, солдат Наполеона… Тогда уже не станешь спрашивать себя, что интересного в этих гранитных фигурах.

Статуи, даже самые древние, далеко не всегда хранятся в музеях. Они «живут» на городских улицах и площадях, и тогда их судьбы тесно и навсегда сплетаются с судьбами города, с событиями, происходившими у их пьедесталов.

Вспомним памятник Петру I в Ленинграде, знаменитого «Медного всадника», созданного скульптором Фальконе. Разве слава этого монумента, одного из лучших памятников мира, только в художественных достоинствах? Для всех нас «гигант на скачущем коне»источник сложных и волнующих ассоциаций, мыслей, воспоминаний. Это и образ далекого прошлого, когда родина наша «мужала с гением Петра», и великолепный памятник политическому деятелю, который «поднял на дыбы» Россию. Этот монумент стал олицетворением старого Санкт-Петербурга, застроенного низкими домами, еще не имевшего гранитных набережных, не обретшего полного своего величия. Лишь один мост, временный, понтонный, соединял тогда берега Невы, как раз напротив «Медного всадника». И памятник стоял в самом центре города, наиболее оживленном его месте, где Адмиралтейская сторона соединялась с Васильевским островом. Мимо него текла толпа, с грохотом проносились кареты, вечерами бледный свет фонарей едва освещал грозный лик царя «ужасен он в окрестной мгле…». Скульптура стала единым целым с пушкинской поэмой и вместе с ней — символом города. Воспетое поэтом наводнение, грозный гул декабря 1825 года и многое, чем знаменита история Петербурга, происходило здесь — у Гром — камня, постамента статуи. И знаменитые белые ночи, когда туманные прозрачные облака медленно тянутся по светлому небу, словно повинуясь жесту властно простертой руки Петра,разве можно, думая о них, не вспоминать «Медного всадника», около которого много поколений прозрело столько поэтических и незабываемых часов!

Искусство аккумулирует в себе чувства сотен поколений, становится вместилищем и источником человеческих переживаний. В маленьком зале, что в первом этаже парижского Лувра, где благоговейная тишина царит у статуи Венеры Милосской, невольно думаешь о том, скольким людям дарило счастье созерцание совершенной красоты этого смуглого мрамора.

Кроме того, искусство, будь то статуя, собор или картина,это окно в незнакомый мир, отделенный от нас сотнями лет, сквозь которое можно разглядеть не только зримый облик эпохи, но и ее суть. То, как ощущали свое время люди.

Но можно заглянуть глубже: в тщательности мазка голландских живописцев, в их чуткости к прелести материального мира, к обаянию и красоте «неприметных» вещей — любовь к устоявшемуся быту. И это не мелкая обывательская любовь, а глубоко осмысленное, высокое чувство, и поэтическое и философское. Голландцам нелегко давалась жизнь, им приходилось отвоевывать у моря земли, а у испанских завоевателей — свободу. И потому солнечный квадратик на вощеном паркете, бархатистая кожица яблока, тонкая чеканка серебряного бокала в их картинах становятся свидетелями и выразителями этой любви.

Взгляните хотя бы на картины Яна ван Эйка, первого великого мастера нидерландского Возрождения, на то, как пишет он вещи, микроскопические подробности бытия. В каждом движении кисти — наивное и мудрое восхищение тем, что изображает художник; он показывает вещи в их изначальной и удивительно привлекательной сути, мы чувствуем ароматную упругость плодов, скользкую прохладу сухо шуршащего шелка, литую тяжесть бронзового шандала.

Так в искусстве проходит перед нами духовная история человечества, история открытия мира, его смысла, еще не полностью познанной красоты. Ведь каждое поколение отражает ее заново и по-своему.

На нашей планете существует множество вещей, не имеющих утилитарной ценности, не способных ни накормить, ни согреть людей, ни вылечить от болезни,это произведения искусства.

Люди, как могут, защищают их от беспощадного времени. И не только потому, что «бесполезные» произведения стоят миллионы. Дело не в этом.

Люди понимают: памятники культуры — общее достояние поколений, которое позволяет нам ощущать историю планеты как свое личное и дорогое.

Искусство прошлого — юность цивилизации, юность культуры. Не зная его или пренебрегая им, можно прожить жизнь, так и не став настоящим человеком, сознающим ответственность за прошлое и будущее Земли. Поэтому нас не удивляет, что тратят силы, время и средства на восстановление древних зданий, что картины, как людей, лечат, делают им уколы и просвечивают на рентгене.

Музей, старая церковь, потемневшая от времени картина — для нас это прошлое. Только ли прошлое?

Пройдут многие годы. Будут построены новые города; современные реактивные самолеты станут смешными и тихоходными, а поездка на поезде будет казаться столь же удивительной, как нам — путешествие в почтовой карете.

А вот церковь Покрова на Нерли останется такой же, как восемь веков назад. И картины в Эрмитаже. И статуя Венеры Милосской. Все это уже сегодня принадлежит будущему. Внукам наших внуков. Вот об этом и нельзя забывать. О том, что памятники культуры далеких эпох — это вечный факел, который передают друг другу разные поколения. И от нас зависит, чтобы пламя в нем не поколебалось ни на минуту.

Как ни парадоксально это звучит, но, именно встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего. Того будущего, когда для всех будет ясным и несомненным ценность искусства и человечности. Римляне говорили, что искусство вечно, а жизнь коротка. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших с вами силах хранить бессмертие человечества.

• Гадания, предсказания, магия на «Divinatio.ru»

  • Источник творческого вдохновения Марка Шагала

Понятие «культурное наследие»

Под термином культурное наследие понимается совокупность культурных достижений общества, культурно-исторический опыт, имеющий какое-либо значение для общества и сохраняющийся в социальной памяти. Культурное наследие – это непреходящая совокупность ценностей, которые сохраняют свою актуальность вне времени и пространства. Культурное наследие переходит от поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Материальные и духовные ценности, созданные предыдущими поколениями, несут в себе важность не только для сохранения культурно-исторической памяти, но и культурного и природного генофонда страны. Так, для каждой культуры чрезвычайно важны народные традиции и преемственность, без которых не будет культурного многообразия мира.

Замечание 1

Каждая культура характеризуется традиционностью и новаторством. Традиции сохраняют уникальное лицо культуры, а новации позволяют культуре развиваться.

Понятие культурного наследия включает в себя также и выработку традиций, направленных на сохранение культурной памяти.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Почему важно сохранять культурное наследие 440 руб.
  • Реферат Почему важно сохранять культурное наследие 250 руб.
  • Контрольная работа Почему важно сохранять культурное наследие 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Классификация памятников культурного наследия

Сегодня благодаря научной разработке проблемы культурного наследия выведена классификация памятников культурного наследия. Среди памятников культурного наследия выделяются:

  • материальные памятники;
  • духовные памятники.

К материальным памятникам относятся объекты архитектуры, истории, градостроительства, археологии, монументального искусства, природы и так далее, которые несут в себе культурно-историческую ценность.

К духовным памятникам относятся верования, обычаи и обряды, формы народного художественного искусства, народные ремесла, различные формы хозяйственной деятельности, традиции, технологии и другое.

Культурное наследие как проблема государственного уровня

Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении. Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды.

В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.

Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное. Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто.

Значение сохранения культурного наследия

Ценности и смыслы прошлого должны сохраняться и постоянно транслироваться, чтобы каждое новое поколение могло жить и культурно развиваться.

Сегодня необходимо не только сохранять культурное наследие, но и восстанавливать. Это касается тех форм традиционного народного творчества, которые либо полностью утрачены, либо полузабыты. Такая проблема наблюдается в странах (Россия не является исключением), где социокультурная политика ориентирована на новаторство и нововведения. Ярким примером тому может служить западная культура, где каждая культурная эпоха строилась на сломе и забвении культурных достижений прошлого. Россия в этом смысле не является исключением. Для нашей страны это характерно в меньшей степени, но резкая смена политических режимов также способствовала нарушению культурной преемственности. Менее подвержены этому страны с восточным типом культуры, так как на Востоке особое внимание уделяется традициям.

Культурные традиции – это фундамент, на котором может существовать и развиваться общество. Культурное наследие, которое непрерывно переходит из поколения в поколение и сохраняется в течении длительного времени составляет основу культуры нации, ее самобытность и уникальность.

Замечание 2

Но культурное наследие – это не только определенное национальное достояние. Значение культурного наследия намного шире и мыслится как общечеловеческая память, хранилище накопленного поколениями и упорядоченного опыта.

В заключении следует сказать, что культурное наследие это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую долю от всего объема культурного достояния планеты. После него культурное наследие остается для других поколений, откуда они также черпают смыслы, идеи, ценности, необходимые им для полноценной жизни. Поэтому культурное наследие – это достояние всех людей, всего человеческого рода, которое необходимо сохранить. Сохранение культурного наследия – это естественно и необходимо, как сохранение природы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *