Крестное знамение. Нательный крестик. Суеверия

Рассуждая о крещении, стоит упомянуть о крестном знамении и нательном крестике. Многие христиане утверждают, что крестное знамение уходит корнями в апостольское учение. Однако это не так. В распоряжении богословов нет ни одного исторического свидетельства, подтверждающего факт осенения себя крестным знамением апостолами и их учениками. Впервые подобие знамения упоминается в III веке раннехристианским теологом Тертуллианом в труде «О венке воина»:

«При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе… приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».

Миланский епископ Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397) так писал об этом знаке:

«Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями».

Ему вторил Августин Блаженный (354 – 430 гг.):

«Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова».

В руках современных богословов много свидетельств о существовавшей с III века практике наложения крестного знамения на чело (лоб) человека. Однако ни один древний источник не говорит об обязательности данного действа для всех христиан. Для верующих этот жест был скорее проявлением верности Спасителю, открытая демонстрация своей принадлежности к христианству — не стыдясь креста Христова (см. Мар. 8:38) и не боясь гонений за Него (см. Ин. 15:20). Возможно также, христиане накладывали на лоб знак креста Христова, чтобы показать, что на нем не будет места начертанию диавола, о котором предсказывал апостол Иоанн в книге Откровение (см.

Откр. 13:16). Знак на челе, свидетельствующий о принадлежности к Богу, упоминается и в книге пророка Иезекиилия (см. Иез. 9:4). По мнению многих богословов, эти пророчества относятся непосредственно ко времени перед Великим судом и говорят о верном остатке – людях, которые будут помнить и исполнять заповеди Божьи (см. Втор. 6:6,8, Втор. 11:13,18). В любом случае христиане первых веков знак на лоб накладывали по собственной инициативе, а не стремясь следовать указаниям апостолов.

Впоследствии же крестное знамение из практики отдельных верующих прочно вошло в канон церкви. При этом оно переместилось с лица на тело, стало различаться в конфессиях и даже приобрело ореол чудодейственности. Теперь налагать на себя крест оцерквленные христиане некоторых конфессий просто обязаны, причем когда и как научит их церковь.

Согласно ряду исторических свидетельств, примерно по IX век многие христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, затем – двумя, тремя и ладошкой. Сегодня православные христиане крестятся тремя пальцами, вышедшие из них старообрядцы – двумя, накладывая знамение на лоб – живот – правое плечо – левое плечо.

Нательный крест

Как мы уже говорили, крупный раскол в русской православной церкви в XVII веке в значительной части был вызван нежеланием некоторых христиан (впоследствии названных старообрядцами) принять новации патриарха Никона. Одним из нововведений Никона было изменение крестного знамения с двух перстов на три. Католики же преимущественно крестятся ладошкой и в другом направлении: лоб – живот – левое плечо — правое плечо.

Что касается нательного крестика, то доподлинно неизвестно, когда и откуда появилась традиция его ношения. Впервые его подобие упоминает богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в труде «Против аномеев» (часть 3, п. 10):

«Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение».

Здесь речь идет об энколпионе – пустотелом медальоне, кресте или коробочке для ношения на груди какой-либо святыни. В данном случае Иоанн рассуждает о щепочках от якобы Голгофского креста, которые помещали в энколпионы и носили на теле некоторые христиане. Напомним, что Голгофский крест в виде святыни вошел в христианство благодаря Елене – матери императора Константина, о чем мы говорили в главе «Святые места и святые предметы».

Помимо крестов-энколпионов, то есть вместилищей для реликвий (мощей, щепок Голгофского дерева, списков священных книг и иных святынь), непосредственно нательные крестики по разным данным появились в IX — XI веках. Среди историков существует версия, основанная на Иокимовской летописи, что на Руси обычай носить крестики берет свое начало со времен крещения новгородцев «огнем и мечом». Воеводы князя Владимира Добрыня и Путята надевали маленькие крестики на шеи тех, кого они уже окрестили, чтобы не спутать с некрещеными.

Как обязательная часть процедуры крещения, крестики начали упоминаться на Руси лишь в требниках («инструкциях» для священников) XVII века. А наперсный крест (большой нагрудный крест) как отличительный признак священнического сана был введен в России только в XVIII веке.

Нет ничего плохого в самом кресте, который символизирует смерть за нас на Голгофе Спасителя, как нет ничего предосудительного в оформлении молитвенных домов изображениями библейских сцен. Однако плохо, что изображения обрели ореол святости и чудодейственности, а крест превратился в своего рода культ. Из проявления личного благочестия, ношение крестика превратилось в обязанность. Сейчас отсутствие креста на груди ряд верующих могут расценить как грех, и даже предательство христианской веры.

Канон о нательном кресте некоторые представители популярных церквей пытаются связать с призывом Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24, Мар. 8:34). Хотя если прочитать это высказывание Иисуса без отрыва от контекста, будет абсолютно понятно, что там не может идти речи о кресте как знаке принадлежности к церкви. Нет ничего общего между крестом – игом, то есть выбором пути христианина, о котором здесь говорит Иисус (об этом мы будем рассуждать позже), и носимом на теле символом:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Несложно увидеть негативные последствия от чрезмерного уделения внимания кресту как святыне. С одной стороны, трогательно выглядят нежелание верующих расстаться с нательным крестиком хоть ненадолго, переживания по поводу его потери или поломки. Но, с другой стороны, это ужасно — ведь многие люди становятся рабами языческих суеверий. Олицетворяя присутствие Бога в их жизни с нательным крестиком или иными святынями, они забывают, что Бог Живой и Он всегда рядом с ними: «Он … недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27, см. также Пс. 32:13,15, Пс. 138:3,5, Пс. 15:8, 1 Пар. 28:9).

Крестики стали освящать в церкви, хотя согласно даже простой логике символ креста Христова уже свят по определению. Им стали приписывать силу исцеления, защиту от сатаны и бесов. Задумайтесь — не Богу, а знаку. Поэтому многие верующие, надеясь на крестик, крестное знамение и святыни, не видят необходимости каяться в грехах, менять образ жизни, изучать Библию, исполнять закон Божий… Ведь на уровне понимания ими христианства достаточно поцеловать крест и сотворить крестное знамение. Такие верующие думают, что Бога вполне устроит немногое со стороны человека – нужно лишь носить крестик, поздравлять друг друга с религиозными праздниками, а в честь особо важных дат устраивать трапезы с определенными кушаниями и посещать храм… А если все же придет беда, можно будет заказать в церкви мессу, требу, поставить свечки перед иконами или совершить паломничество к чудотворной святыне…

К сожалению, большая часть верующих исторически распространенных конфессий слишком много внимания, вплоть до поклонения и суеверия, уделяют знакам, символам и образам. Настоящей же истине о Голгофском Кресте – ветхозаветней и новозаветней истории, учению Бога Отца и Сына уделяется недостаточно внимания или же не уделяется вовсе.

Стоит отметить, что несмотря на крайне отрицательное отношение официального православия к суеверию (суеверие – суетная вера, вера в суетное – пустое), сами его представители признают, что большинство их прихожан суеверны. По данным православного журнала «Фома» (№ 5/49, 2007 г.), среди активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) лишь около 40% верующих отвергают суеверия.

Богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) во «Втором огласительном слове» (п. 5) о приметах и суевериях говорил:

«Иногда кто-нибудь, вышедши из своего дома, видит человека одноглазого или хромого, и принимает это за дурное предзнаменование. Это — сатанинская гордость, так как не встреча с человеком делает день дурным, но греховная жизнь».

Богослов Блаженный Августин Аврелий, епископ Гиппонский (354—430 гг.) в своем труде «Христианская наука или основания герменевтики и церковного красноречия» (кн. 2/35) писал:

«На … мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, в некотором отношении не иначе надобно смотреть, как на некоторого рода договор и условие со злыми духами».

Безусловно, к суеверию предрасполагают почитание различных святынь, многочисленность и многосложность религиозных обрядов.

«Душа по природе — христианка», — когда-то сказал Тертуллиан, на что спустя много веков В.В.

С каких пор и почему христиане носят крестик

Розанов произнес: «Ничего подобного. Душа по природе — язычница». Так и борется в нашем человеке язычник с христианином, и эта борьба рождает порой многочисленные дилеммы. Так, многие задаются вопросом можно ли носить чужой нательный крестик. Не переходит ли вместе с чужим крестом и чужая судьба или чужие грехи?

Можно ли носить чужой нательный крестик

Протоиерей Александр Лебедев считает, что бояться найденного нательного крестика из-за того, что грехи человека, потерявшего символ веры, передадутся другому — бред, который легче выдумать, чем комментировать.

На вопрос: «Можно ли носить крестик другого человека?», — достаточно также спросить самого себя: «Как собственные страсти, которые принадлежат исключительно конкретной личности и дают только ей исключительное право бороться со своими грехами, могут перейти к ни в чем не повинному лицу, у которого, конечно, своих ошибок достаточно».

Кроме того, каждый получает свои жизненные тяготы, которые необходимо нести с терпением и благодарностью, потому что Господь посылает испытания для исцеления души. Каждый просит в молитвах: «Господи, помилуй», что по-гречески звучит как «Кириэ элэйсон». Элэйсон переводится как «масло», а оливковое масло — это первое лекарство человека в мире.

Невозможно, чтобы нательный крестик, который нашли и одели, влиял сам по себе на характер человека, на прибавление грехов или на избавление от оных, а также каким-то магическим образом вычерчивал линию жизненного пути.

Бояться найденного креста не стоит, так как крест — это святыня, а не языческий амулет. С тех самых пор, как Христа ради нашего спасения распяли, нательный крест оберегает человека от нечистой силы так же, как и крестное знамение. Другой человек, носивший его и потерявший, не в силах изменить его назначение как защитной силы против зла.

Поэтому все приметы, связанные с ним — суеверие.

Какой крест признано считать православным

Для христианина важны основные ключевые аспекты. Крест должен быть:

  • четырех- , шести-, восьми- конечной формы;
  • с надписью «Спаси и сохрани» с двух сторон, а не с декоративными камнями (желательно, как рекомендация от батюшек), детям рекомендуются простые, не инкрустированными драгоценными камнями;
  • приобретен в церкви, тогда он уже освященный, если куплен в ювелирном магазине или найден — его необходимо освятить у любого православного священника;
  • материал изготовления не имеет значения. А также как не важен и размер, за исключением того, что малышам лучше носить маленькие крестики без острых углов.

Что делать с найденным крестом. Ответы священников

Если человек сам нашел православный крест на улице, священники рекомендуют обязательно его освятить, так как неизвестно, был ли он ранее освящен.

Если все же есть сомнения относительно найденного крестика, священники советуют, в первую очередь, освятить его, а затем:

  • подарить крестнику или бедному христианину, у которого нет материальной возможности купить его;
  • носить самому;
  • пожертвовать в храм.

Таким образом, православие однозначно в вопросе найденного или потерянного креста, как и в вопросе «куда читать Евангелие», «какой рукой ставить свечку в храме».

Протоиерей Александр Лебедев предлагает свести к абсурду суеверия, связанные с найденными крестами. Если грехи могут передаться через вещи, то почему бы тогда и добродетелям не передаваться таким же способом? Тогда стоило бы только приобрести вещь, принадлежащую праведному человеку, как у человека невольно появлялся нимб над головой. Тогда можно было бы специально терять крестики, чтобы собственные грехи можно было скинуть, как ненужный груз, на других.

Администратор

Зачем человеку носить крестик?

Крест для верующих – это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.

Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Как выбрать нательный крестик

Нательный крест – это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.

При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям.

Православный нательный крестик

Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

Можно ли носить кресты с католическим распятием

Главное условие в православной иконографии – фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя.

Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.

Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни:

Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках.

Глава, увенчанная терновым венцом.

Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем.

Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.

Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.

Как освятить нательный крест

Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Что делать с найденным нательным крестом

Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается.

Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить.

Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.

Можно ли дарить нательный крест

Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.

Рекомендуем ознакомится: http://fito-center.ru

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *