Хендрик Тербрюгген. Исав продает свое первородство. Ок. 1627 г.

Мы говорили в прошлый раз об одном странном и даже скандальном эпизоде в книге Бытия – о несостоявшемся жертвоприношении, когда Авраам был готов по велению Бога убить собственного сына Исаака. Но если посмотреть на внука Авраама по имени Иаков – вся его жизнь состоит из скандальных эпизодов.

Он был одним из двух близнецов, его брата звали Исав и тот считался старшим – ведь даже из близнецов кто-то появляется первым. Шли годы, дети росли, и вот однажды охотник Исав вернулся домой голодным и увидел, что его брат-домосед сварил чечевичную похлебку. Но хитрый Иаков предложил необычную плату за миску похлебки: права первородства. Исава это не слишком-то заботило, он легко отказался от будущих прав ради вкусного обеда.

Впрочем, сделка сделкой, а реальные права на это первородство еще следовало получить от отца – Исаака. К тому времени он уже состарился и ослеп. Однажды он решил передать старшему сыну, Исаву, свое благословение (тогда это было не просто благопожелание, а введение в наследство, включая и особое избранничество).

Отец приказал Исаву отправиться на охоту и приготовить ему любимое кушанье из дичи. В те времена люди не стыдились признавать, насколько они зависят от пищеварения: вот поест он вкусного, и тогда благословит сына от души.

В ход событий вмешалась мать близнецов Ревекка, которая благоволила младшему сыну. Она сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды Исава и обернула его руки козлиной шкурой – ведь у Иакова, в отличие от Исава, кожа была без волос. Старик Исаак от души поел козлятины и охотно поверил, что перед ним – старший сын, и передал ему всё, в том числе и главенство над братом. Когда обман раскрылся, Исааку только оставалось пожелать Исаву «жить мечом своим» и добывать пропитание «от росы небесной». От Исава, согласно Библии, произошел народ, родственный евреям – эдомитяне или идумеи, которые жили в основном на территории нынешней Иордании.

Видение Иакова. Икона. Последняя четверть XVIII в.

Но это лишь самое начало истории: купленному и подтвержденному праву первородства еще предстояло воплотиться в жизнь. Наступили последние дни Исаака, отца близнецов. Иакову нужно бежать, ведь обиженный брат не оставит его в живых после смерти отца! Но, с другой стороны, сам Исаак перед смертью послал его в далекий путь, чтобы он нашел себе невесту в родной земле своего деда Авраама. Кровь местных жителей, погрязших в пороках и суевериях, не должна течь в жилах его потомков. Еще не раз в истории Иакова проявится это «двойное объяснение»: он действует, с одной стороны, по человеческим расчетам, а с другой – по воле Божьей.

Иаков прибыл в Месопотамию, в край, откуда происходила его мать Ревекка: раб Авраама некогда встретил ее у колодца и после сватовства увез к своему господину. Точно так же нашел свою будущую жену и Иаков, когда прекрасная Рахиль пригнала на водопой свое стадо. Но на сей раз всё оказалось намного сложнее. Лавану, отцу Рахили, совершенно не хотелось отдавать дочку нищему беглецу, и он заставил Иакова поработать пастухом. Библия говорит об этом так: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее».

Когда настал день свадьбы, лицо молчаливой невесты было по обычаю скрыто покрывалом, а в шатре у новобрачных темно… Следующим утром изумленный Иаков обнаружил рядом с собой вовсе не Рахиль, а ее старшую сестру Лию! Лаван не захотел выдавать младшую дочь вперед старшей. Так хитрец Иаков, занявший место брата, сам стал жертвой подобного обмана. Интересно, вспомнил ли он тогда об отце и брате? А за любимую Рахиль предстояло ему отработать еще семь лет.

Но и после этих лет Иаков не расстался с Лаваном. Он стал работать у него за часть скота: пестрые и крапчатые животные в стаде отныне считались его собственностью в уплату за труд. Доля Иакова росла, в ней были самые лучшие козы и овцы… И вновь мы видим двойное объяснение: Иакова благословил Господь, а с другой стороны, он применял какие-то особые приемы селекции. Библия описывает это очень наивно: когда спаривался хороший скот, Иаков клал перед его глазами пестрые прутья, и приплод тоже получался пестрым. О генетике люди тогда еще ничего не знали.

Становилось ясно: с Лаваном им теперь будет трудно поладить. И вновь Иаков решил бежать от более сильного родственника, а с другой стороны – он услышал призыв Господа вернуться в родную землю. Теперь Иаков со всей своей семьей приближался к Ханаану, земле, которую Бог обещал ему и его потомкам. Он бежал оттуда с пустыми руками, теперь возвращается с женами, детьми, слугами и множеством скота – но не отомстит ли ему обиженный брат? Иаков в смятении. Восточной границей обетованной земли, Ханаана, тогда служил небольшой ручей. Иаков переправил людей и скот, наступала ночь, он был на берегу один…

Гюстав Доре. Иаков борется с ангелом. 1885 г.

«И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его и повредил состав бедра у Иакова». И тут между ними разыгрался удивительный диалог. Таинственный Незнакомец сказал: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» – ответил Иаков. Незнакомец спросил у Иакова его имя, а потом сказал: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Имя Израиль действительно созвучно словам «бороться с Богом» на древнееврейском.

Но неужели Иаков действительно боролся с Богом? Думать так, казалось бы, значит низводить Бога до уровня простого человека. Праведник боролся с ангелом, считают некоторые, наверное – с ангелом-хранителем Исава, который не хотел впускать его в Ханаан (хотя и такая версия не слишком почтительна по отношению к ангелам). А может быть, этими словами изображена борьба двух начал в душе самого Иакова…

Наверное, мы вполне можем доверять слову Писания: Иаков действительно боролся с Богом. Так что же, Бог признал себя побежденным? Но ведь и родители, играя с детьми, могут поддаться им. Странно было бы видеть отца-тяжеловеса, который всерьез сражается со своим малышом…

Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит – с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.

Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился. Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?

Как человек сопротивляется греху и сражается с бесом — ясно. А вот сражение с ангелом…
Видимо, они как-то по разному дерутся, люди-то — с бесом одним образом, с ангелом иным. Иаков бился за благословление, с бесом, надо полагать, дерутся за иное — но это цель борьбы. А само сражение?
Говорят, что это хранитель Исава. Ну или ангел самого Иакова. Личный ангел в бою со своим человеком. Причем можно понять, что это не удержание от греха, например, это не бой против зла — это именно бой с ангелом, оба противника сражаются не со злом. Иаков не считает, обманувшись, что его противник — зло, ангел не считает, что должен удержать человека от зла. Бой с кулачным добром в чистом виде. За что же они сражаются и как?
Похоже, с бесами борьба мыслится дистанционно, их изгоняют, а не в пыли борются, а та редкая битва с ангелом была именно физическая. Бесы соблазняют душу, а ангел действует в физическом теле?
Поскольку по результате Иаков меняет имя, можно понять этот бой как посвящение. Новое рождение и вот это всё. Но почему дерется-то? Если бы просто имелись в виду испытания, то так бы и было — бедовал бы в пустыне, голодал-холодал, или, как это принято у них, не спал бы три ночи. А тут — дерутся, еще и ногу повредили. Нехорошая травма, символическая.
Причем толкователи, разбирая, что это там за бедро и его мышца, нашли, что имеется в виду Nervus ischiadicus седалищный нерв, то есть крестцовое сплетение «седалищный нерв расположен латеральнее всех нервов и сосудов, проходящих через это отверстие, и ложится между большой ягодичной мышцей с одной стороны и близнецовыми, внутренней запирательной мышцами и квадратной мышцей бедра — с другой, практически по середине линии, проведённой между седалищным бугром и большим вертелом бедренной кости. Ещё до выхода через щель от седалищного нерва отходит суставная ветвь к капсуле тазобедренного сустава. Выйдя из-под нижнего края большой ягодичной мышцы, седалищный нерв располагается в области ягодичной складки близко к широкой фасции бедра, располагаясь между нею и большой приводящей мышцей. В нижней половине бедра он располагается между полуперепончатой мышцей медиально и двуглавой мышцей бедра латерально. Достигнув подколенной ямки в верхнем её углу он разделяется на две ветви: более толстую медиальную — большеберцовый нерв и более тонкую латеральную — общий малоберцовый нерв»
Повреждения этого нерва — ишиас, может возникнуть в любом возрасте, и не разогнешься — поясница болит. На русский чаще переводят проще, мол — вывихнул бедро, да и все.
Как только рассвело, с зарей, ангел должен был уйти — такая странная манера, оказывается, что ангелы не при свете, а только ночью, и Иаков выбил свое благословение.
Очень странная борьба с ангелом.

«…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом…» (Бытие 32:28)
И корень в языке есть подходящий «сра», означающий «противостоять», «бороться». И история есть в Ветхом Завете про то, как Иаков ночью боролся с Богом (Быт. 32:24), после чего, ему, собственно, и было дано это имя.
Чего бы ещё, спрашивается? Нет. Прогрессивные учёные не видят Бога в истории борьбы Иакова с Богом, а видят какого-то ангела. Зато в имени, которое было дано Иакову по результатам этого эпизода борьбы с Богом, они видят «Бога», но в упор не видят «Борьбы».
Выходит нескладушка. Вместо:
Боролся с Богом, и потому получил имя «Борющийся с Богом»
Получается:
Боролся с ангелом, и потому получил имя «Да правит Бог» (к примеру).
Основных линий учёной мысли я вижу тут две:
1)Закомуфлировать «неудобную» ветхозаветную сцену телесной боорьбы Иакова с Богом. 2)Закомуфлировать некрасивый смысл названия всего еврейского народа «Богоборец».
Ну и действовали бы последовательно и логично, например: Иаков боролся не с Богом, а с каким-то ангелом. За это ему дали имя «борющийся с ангелами». Не нравится борющийся? Ну тогда: «Да правит ангел»
Так нет же. Жадность губит исследователей. Надо, чтобы боролся с ангелом, а в имени был неприменно «Бог», причём ещё в величественном контексте («Семья Бога», например).
Подобный подход обладает одним недостатком: отсутствием логики и отсутствием доказательств. Кто-то нашёл похожее слово со слогом «ра» и «оказалось» что «Израиль» означает на самом деле…
Между тем этими мыльными пузырями можно замаскировать целый «рояль» — изначальный неприглядный смысл этого слова. Как? Пузыри лопаются, они разные, но их много, и они мельтешат прямо перед глазами. А рояль большой и чёрный, но его не заметно за пузырями.
Однако, понаблюдать за генерацией этих мыльных пузырей любопытно. Ниже будут цитаты из совершенно разнообразных сайтов, где объясняется всамделишный смысл имени «Израиль». Ну евреи, иудеи — с ними то всё понятно. А вот «русские патриоты», проливающие пот на ниве облагораживания этого трудного для понимания слова — это вообще красавчики!
Итак:

Александр Мень «Магизм и единобожие»

Более неясной является этимология имени Израиль. Современные исследователи предлагают как наиболее вероятную этимологию: «Да правит Бог» или «Да воссияет Бог»

Лео Таксиль «Забавная Бибилия»

Критики отмечают, что имя Израиль, данное богом Иакову, было именем одного из ангелов халдейской мифологии. Еврейская легенда говорит, что оно означает «сильный против бога».

еврейский писатель Филон утверждает, что это имя халдейское, а не еврейское и означает оно «видящий бога».

(справочник имен)

имя, по-разному употребляемое в Ветхом Завете. Означает «Бог борется» (или «борющийся с Богом») и было получено Иаковом после того, как тот боролся с ангелом Господним и победил (Быт 32:28).

(сайт РНЕ)

(Иудейский какой-то сайт)

ИСРАЭЛЬ
«Исраэль» означает «боролся с Б-гом» или «будет властвовать Б-г». «Исраэль» в Торе – новое имя, данное Яакову, отцу родоначальников 12 колен (Берешит 32:28). Варианты: Йисроель, Израиль.

(еврейская история, имена)

Йисраэль Йисраэль i — Танах — очень распространенное — будет властвовать Бог — второе имя Яакова, праотца еврейского народа

КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ИСТИННЫМ ЕВРЕЕМ?

Впервые Яаков был назван Израилем, когда он вступил в борьбу с ангелом зла. Как утверждает Тора, имя «Израиль» означает «тот, кто вступил в борьбу с посланцами Б-га и человеком и победил»24

Земная воинствующая церковь Христова

Израиль имеет самое непосредственное отношение к именованию Земной Церкви – Церковью ВОИНСТВУЮЩЕЙ. Ибо этимология слова «Израиль» дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется»

Новая хронология (!!!)

Значение, происхождение и этимология названия Израиль

КИЕВСКАЯ РУСЬ

В дальнейшем Иаков получил новое имя, Израиль, и это имя стало названием проиcшедшего от него народа. Его лингвистическая этимология до сих пор неясна, однако в библейском тексте мы находим то, что современный ученый назовет наивной «народной этимологией». В Книге Бытие рассказывается о борьбе Иакова с таинственным незнакомцем, который под конец поединка дает Иакову новое имя:
«Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и людьми и превозмог».
Автор недвусмысленно связывает здесь имя «Израиль» (Йисраэль) с глаголом «сара», «бороться» (для чего современные лингвисты не усматривают надежных оснований), и с существительным «эль», «Бог» (а вот эта связь как раз совершенно бесспорна).

Конец цитат.
Итак, из последнего фрагмента мы видим блестящую мысль ученых: Тот, кто давал Иакову имя Израиль, был приверженцем «народной наивной этимологии». Эти доисторические «валенки» вообще вряд ли там понимали, что и зачем они называют. Истинный смысл имени Израиль могут узреть только продвинутые передовые учёные-лингвисты. Добавим, что они очень продуктивно этим занимаются. Слишком продуктивно…

О картине С.Н. Рериха «Иаков с Ангелом»

Спросят — кто дал вам право дерзать?

Скажите — дерзаем по праву эволюции. (…)

Нельзя указать сейчас другой путь.

Явите дерзания .

Агни Йога

В живописном творчестве выдающегося художника XX века Святослава Николаевича Рериха (1904−1993) особое место занимают произведения символические. В основе многих из них — библейские сюжеты, но в современном прочтении они открывают нам новые грани вечной жизни человеческого духа — его устремлений, исканий, борьбы и побед.

Одна из таких картин — «Иаков с Ангелом», — находится в Болгарии, она написана в 1943 году, в разгар Второй мировой войны.

Вспомним библейский сюжет. У Ветхозаветного патриарха Иакова был старший брат-близнец Исав. Ещё до рождения братьев было предсказано, что потомки старшего будут править страной. Будучи любимцем матери Иаков, по её подсказке, хитростью добился от престарелого слепого отца благословения на первородство . Так он стал родоначальником народа Израилева. Но всю дальнейшую жизнь был вынужден расплачиваться за свой обман. Возмездие неизбежно. Ему пришлось покинуть свой дом и много лет жить в изгнании.

Но Иаков был высоко духовным и добродетельным человеком, как-то во сне он увидел: «…Вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» . Эта Лестница — символ Небесной Иерархии — стала называться «Лестницей Иакова».

Но вскоре у него случилась встреча с Ангелом наяву.

Когда Иаков уже готовился вступить во владение Святой землёй на правах первородства, его брат Исав, уже обещавший ранее его убить , направился к нему навстречу с войском. Устрашился Иаков и стал молиться. Ночью перед ним появился Некто — таинственный Ангел — Вестник Бога.

Библия повествует: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? оно чудно. И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце…»

Это загадочное место в Библии толковалось множество раз. Считается, что виновному в обмане Иакову перед битвой с братом была дана возможность искупить свою вину, и Ангел — Посланник Бога — вышел бороться с ним. Но поскольку Иаков имел чистое сердце, не испугался, но нашёл в себе мужество и силы духа противостать судьбе, Бог Помог ему одолеть Ангела. И тот благословил его. Таким образом, Бог Простил ему обман, Признал его права на первородство и на Святую землю.

На картине Святослава Рериха «Иаков с Ангелом» (1943) — две слившиеся фигуры в яром накале борьбы, которая носит вселенский характер. Всё пространство наполнено движением… И земля, и небо, и дальние горы сливаются и кружатся в мощном порыве. Напряжение борьбы нарастает, вспыхивают серебряные, лиловые, тёмно-синие, розовые пространственные вихри, мерцают золотые всполохи могучих крыл Ангела, и в эпицентре боя — скорбное лицо Иакова… Он знает свою вину, но не сдаётся. В могучем обхвате человек держит Посланника Неба — и совершает невозможное — побеждает его!

Выдающийся рериховед Павел Фёдорович Беликов отмечал на картине «Вихрь света и тьмы, который способен перевернуть всё до основания и в самом человеке, и в окружающем его мире. Глядя на это полотно, невольно задаёшь вопрос: всегда ли мы правильно определяем границу между добром и злом в нас самих и в окружающем нас мире? Способны ли различить правду от лжи? Готовы ли к тому, чтобы не ошибиться на крутых поворотах истории и встать на правую сторону?»

Языком вечных символов Святослав Рерих напоминает, что самая опасная борьба идёт в нас самих. И несмотря ни на что, нельзя сдаваться под ударами судьбы, ибо мощь пробуждённого духа преодолеет всё…

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…Путь всё тот же — путь преодоления и господства. Препятствия, трудности и борьба, вызывая сознательное напряжение огненных энергий микрокосма, усиливают их по степени сил противодействующих. С ростом препятствий растут и силы. По врагу и меч. Осознание силы растущей правильно. Как бы ни было сильно нападение тёмное или натиск стихийных условий, надо именно ополчиться духом, вызывая из бездонной глубины своей к жизни и действию беспредельный неисчерпаемый потенциал могущества человеческого духа. Спящую мощь пробудить надо. (…) Можно, можно, можно черпать от силы внутреннего огня осознанного. В минуту особой трудности скажите себе: «Восстань, беспредельная сила, из глубины моей, могучая, всепреодолевающая, непобедимая, огненная». Молния духа от внутреннего огня рождается. Меч духа глубинным огнём сверкает. Микрокосм есть мир беспредельных, неисчерпаемых огненных возможностей. Но нужен волшебный огонь духа, чтобы осветить скрытые сокровища. (…) Я, Владыка Огня, на заре Огненной Эпохи сынов огня к овладению огнём Призываю» .

* * *

Но в 1970-е годы художник вновь обращается к этому сюжету и создаёт прекрасный лаконичный графический эскиз, на котором только две фигуры. Могучий Ангел с суровым ликом и взметнувшимися крыльями стальной хваткой держит Иакова и грозно наступает на него — тот, ослабевший, изнемогая, склоняется и падает на колено. Судьба неумолима… Удастся ли на этот раз удержать её?

Наталия СПИРИНА

Всегда борьба. Всегда победа.

Иначе плен. Иначе смерть.

И должно трудности и беды

Своим огнём преодолеть.

Идти вперёд и не сдаваться,

И зная, что за нами Братство,

Мир новый строить и беречь .

Примечания:

1. Агни Йога, 49.

Быт.32:1–2. А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии.

Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим.

«Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил страх пред братом, то человеколюбец Господь, желая ободрить праведника и рассеять всю его боязнь, даровал ему узреть полк Ангелов» (Святой Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 625).

Основываясь на свидетельстве кн. Яшар о том, что в противовес 400 мужам Исава, высланным им по наущению Лавана, Ревекка выслала на защиту Иакова семьдесят два человека, некоторые еврейские толкователи видели в «Ангелах Божиих» или «ополчении Божием» просто путников, караван которых ободрил Иакова в его страхе.

Иосиф Флавий (Antiqu. 1:20, 81) говорит о некоторых «видениях» (φαντάσματα), бывших Иакову при приближении к Ханаану и предвещавших ему «благие надежды» в будущем. Но оба толкования явно извращают прямой смысл библейского текста: «Ангелы Божии» суть те же небесные охранители избранника Божия, каких он видел во сне на пути в Месопотамию (гл. 28). Название их «ополчением Божиим» (machoneh Elohim) соответствует совершенно обычному в Ветхом Завете названию мира ангельского «воинство небесное» (Нав. 5:14, Пс. 102:21). Что нередко назывался сонм Ангелов «ополчением Божиим» видно из (1Пар. 12:22). Двойственная форма имени «Маханаим» объясняется так, что Иаков разом видит два стана: земной (собственный) и небесный (Ангелов), или же – два сонма Ангелов; последнее толкование предложил, между другими, р. Ярхи: по нему, один сонм был Ангелы-хранители страны Халдейской, сопровождавшие его невредимым до пределов Ханаана, а другой сонм – Ангелы-хранители земли Ханаанской теперь принимавшие Иакова от первых на хранение (ср. толков. на Быт. 28:12–13). Верование в охранение Ангелами отдельных лиц (Пс. 33:8 и др.) и целых народов и царств (Дан. 10:13, 21, 12:1) – учение библейское.

Маханаим – впоследствии город убежища (Нав. 21:36) упоминается не раз в истории Давида и Соломона (2Цар. 2:8, 17:24, 27, 19:32).

Быт.32:3. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, Быт. 25:25), др. прозвание его – Едом (Быт. 36:1), вероятно, ввиду случая с чечевицею (Быт. 25:30), здесь употреблено пролептически (как в Быт. 14:6) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава (Втор. 2:12, 4–5, 8). Исав с семьею переселился туда позже (Быт. 36:6), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты.

Быт.32:4. и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;

Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. Быт. 23:6; 1Цар. 24:9), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae.

Быт.32:6. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился (Быт. 28:9).

Быт.32:7–8. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

И сказал : если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (Быт. 28:13–15, 31:13), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама Быт. 15:6). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

Быт.32:9–11. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи , сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!

Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня матери с детьми.

В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии, молитва, если не считать ходатайства Авраама за содомлян (Быт 18:23–32), имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного.

В начале молитвы – исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление (Быт. 31:13) Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием – быть с ним (ст. 9). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо – осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи – «чтобы Исав не убил его и матери с детьми (ст. 11). Последнее выражение – ходячая фраза (Ос. 10:14; Втор. 22:6), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.

Быт.32:12. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.

Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его (Быт. 28:13, 22:17).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *