— Когда человек тяжело заболевает, когда он впервые узнаёт свой диагноз, главный вопрос, который у него возникает: «Как? Почему? За что это со мной случилось? Все вокруг ходят по улицам, у них всё нормально, они будут ещё жить и жить, а со мной случилось такое». Как человеку понять, почему с ним такое случилось, как примириться с этим событием?

— Действительно, на первый взгляд, болезнь бессмысленна. Человек страдает, ему плохо, он отрывается от общества, от дел, от семьи. Ему тяжко. Он ищет объяснения этому, и не видит никакого смысла. Когда человек не находит смысла, вслед за первой волной болезней. Это ещё больше усугубляет болезненное состояние человека…

Смысл болезни надо всегда выводить из причины этой болезни. Причиной болезни является грех. А грех — это нарушение того и иного жизненного процесса. Христиане его называют законом Божьим или заповедями Божьими. То есть, жизнь в грехе это жизнь, не совместимая с жизнью. Болезнь не возникает ни с того, ни с сего, это следствие нашей жизни.

Дорогой мой, если ты не будешь соблюдать элементарные правила гигиены, рано или поздно заразишься чем-нибудь. Как можно пренебрегать этим? Так есть и Заповеди Божьи, которые никто не отменял, а ты их не знаешь. Я, например, не знаю, как себя вести, ныряя с аквалангом под водой. И если я полезу туда, я могу погубить себя, утонуть просто. Прости, если ты не знаешь заповеди, это не значит, что они не существуют. Это гигиена твоей души, гигиена духовного пространства, которую тебе лучше бы знать.

Заболев, многие приходят к батюшке и просят: «Я хочу исцелиться! Непременно хочу исцелиться». Заказывают молебен. Они уверены, что выздороветь – это очень хорошо для них. А на самом деле, полезно ли такому человеку исцелиться?

Ведь болезнь дается не как наказание, а как средство стать лучше. Оно оказалось необходимым даже для очень многих святых людей.

Например, преподобный Амвросий Оптинский болел всю жизнь. А скольких людей Господь исцелял по его молитвам, скольких утешал! А апостол Павел, как много добра творил людям, исцелял, а сам болел. Серафим Саровский. Его побили, сломали позвоночник. Ну, неужели преподобный Серафим Саровский не мог помолиться так, чтобы у него позвоночник исцелился? Но вот это его сгорбленное смиренное состояние помогло тому, что мы имеем удивительного святого. Пимен Многоболезненный всю жизнь болел. Почему, зачем?

Смысл болезни я вижу в том, что это инструмент для делания чего-то. Отвёрткой закручивают шуруп, гаечным ключом гайки заворачивают, наждачка шлифует металл, чтобы он блестел. А болезнь шлифует душу своими «абразивными камнями»: боль в суставах, боль в печёнке, боль в голове.

И тут такой ропот восстаёт, такой гнев, такое уныние: «Что же вы, батюшка, такое говорите? Шлифует душу! Как же так, батюшка, не могу уже, ну не могу! Так болит, так больно, ну сколько можно?»

Вы знаете, наждачной бумагой можно аккуратно шлифовать, а можно ею же грубые зазубрины делать. Так и болезнь может украшать, а может разрушать, в зависимости от того как мы ее используем. Каким образом?

Если человек осознает, что болезнь появилась вследствие греха, нашей неправильной жизни, он может перенаправить болезнь в полезное русло. «Ну как же, батюшка, ну печёнка болит?» Да, но эту боль ты можешь направить так, чтобы она помогла твоему сердцу смириться. До сих пор, например, ты пил литрами вино и таким гордым был: «Смотри, сколько я могу выпить!» А теперь возьми эту болезнь, которая пришла от твоего винопития, направь её в смирение. Покайся перед Господом, что безрассудно своё здоровье загубил…

— Если говорить об образах инструментов, то человеку до этого давалась их масса: он проходил мимо храмов, мимо книг, мимо людей, которые могли ему дать какие-то инструменты, которыми он сам мог бы управлять, такие, которые предлагает нам церковная жизнь. А болезнь отличается, наверно, тем, что человек, который сам не хочет что-то делать, тут буквально за него она почти всё делает. Ему нужно немножко своих усилий добавить и тогда работа, которую он не делал по своей воле, она будет совершаться.

— Любая болезнь не то, чтобы посылается Богом, Он её попускает, когда видит, что человек уже по своей воле никак не исправится. Болезнь приходит как бы спонтанно. Я каждый воскресный день посещаю больных в травматологической больнице. Там лежат больные со сломанными спинами, конечностями. Чаще всего после этих травм люди не только меняются, но и начинают делать то, что они никогда бы не стали делать здоровыми. Меняются в лучшую сторону, именно душой. Иногда бывает, что люди не могут восстановиться полностью, остаются калеками на всю жизнь, но душа приобретает иные, лучшие качества. В травматологию попадают те люди, которые в духовном отношении были безнадёжны, уже не могли бы сами прийти к такому качеству своей жизни. И тогда Господь им попускает. Не ломает в прямом смысле руки, ноги, просто в виду того, что человек нарушил те или иные заповеди, от него отходит благодать Божия. И тогда человек становится беззащитным, с ним случаются несчастья на «голом месте». Почему отступает благодать? Чтобы эта самая болезнь тебя вернула к тому качеству жизни, которое подобает человеку.

— Но вы же говорите, что святые тоже болели, а ведь благодать не отходила ни от Серафима Саровского, ни от Амвросия Оптинского. Как известно, святые отцы говорили, что болезнь бывает от греха, а бывает для совершенствования души.

— Как раз, у святых болезни были для совершенствования души. Чтобы получить полноту смирения, кротости, воздержания. Монах залезал в болото по пояс, чтобы его комары закусали. Сумасшедший, скажут, ну кому это надо? Тем не менее, он знал, что это поможет ему преодолеть те или иные страсти, в том числе плотскую, блудную. Потому что человек, не зная страдания, не сможет преодолеть те или иные привычки, греховные наклонности. Болезнь начинает собирать человека, делает его более стойким к преодолению греха.

— Допустим, я болею и ощущаю пока только уныние. Каким образом мне увидеть что-то положительное и начать приобретать вот эту пользу, о которой вы говорите?

— Состояние печали и уныния с любым человеком может быть. Конечно, я тоже человек, я немощен, и у меня такое бывает. Скажем, заболела поджелудочная или ещё что-то. Так, стоп, сразу начинаешь вспоминать пример святых отцов…

В скорбях и болезнях необходимо вспоминать Господа. Просто довериться Богу. Что это значит? Ребёнок заболел, он жалостливо смотрит на родителей. Ему плохо, он не знает, как справиться, он не знает, как колоть себе уколы, какие нужны таблетки. Он жалуется родителям. Так же и нам можно обратиться к Отцу Небесному. И Господь быстро поможет. В лице людей как-то подскажет, через них таблеточку, в конце концов, даст. Когда сразу вспоминаем о Творце, Господь тут же как-то посылает и разум, и мудрость, и просто даёт тебе мысль какую-то: «Ну, ляжь, поспи, отдохни, сейчас пройдёт всё».

— Так в чём смысл? Я заболел, потом я вспомнил Бога, и мне стало легче, а дальше?

— Смысл в том, что ты понимаешь, что ты нуждаешься в Спасителе, в том, кто поможет тебе выкарабкаться из этих болезней. Значит, мы признаем: «Господи, не можем мы без Тебя, помилуй нас». Признаем в Нём Отца, признаем в Нём источник жизни. И это открывает для нас источник благ, более ценных, чем телесное здоровье.

Хуже всего, когда люди при этом идут к целителям, бабкам, экстрасенсам. Ведь смысл болезни в том, чтобы мы обратились к Богу, а не в том, чтобы мы обратились к сатане.

— Если человек никогда не думал о своих грехах, то он не сможет в одночасье их увидеть. Если мы говорим человеку, что причина его болезни – его грехи, а он не может их увидеть, не возникнет ли у него вместо покаяния чувство вины, которое разрушительно?

— Не надо себя винить. И не надо думать, что вас наказал Господь. Лучше признать, как есть: «Я болен». «Я не знаю заповедей Божьих, что я там нарушил. Самое главное, что я поражён болезнью и, видимо, из-за грехов. Я нуждаюсь в исцелителе».

Когда человек признает всё-таки, что он болеет из-за того, что-то сделал неправильно, на самом деле, этого достаточно. В Евангелии есть такой случай, когда отец просил за своего бесноватого сына. Верует ли он, спрашивал его Иисус, а тот отвечал: «верую, Господи! помоги моему неверию». То есть он признавал, что ничего не понимает в этом. Он видел, что Иисус чудотворец, что он поможет, но что от него самого требовалось, он не понимал. Я тебе полностью доверяюсь, только помоги. Так человек этот просил Христа. Так и нам следует признать: «Я болен. Господи, помоги!» Признать в Спасителе своего Бога, который о тебе печётся. Не наказывает тебя, а заботится о тебе. Когда мы это осознаем, должно возникать не чувство вины, а чувство нашей ценности для Бога.

— Давайте попробуем перевести наш разговор в более практическую плоскость. Что именно в человеке может стать лучше в результате болезни?

— Характер меняется. Человек более спокойным становится. Например, мальчик-забияка попал в больницу, аппендицит вырезали.

почему Господь посылает неизлечимые болезни людям с самого рождения

Ему сказали беречь себя, не драться. И это вынужденно его тормозит, он становится более умеренным. Или девочка у нас была просто неуправляемая. Упала и ушибла позвоночник. Три месяца ей сказали лежать. И лежала, поменялся человек. Всё-таки смиряются люди, останавливаются, задумываются.

Или у женщины постоянные проблемы в гинекологии. Ходит по гинекологам. И рано или поздно какой-нибудь врач предложит ей подумать, может, она ведёт неправильный образ жизни, может в браке у нее что-то неладно. И рано или поздно она начнёт задумываться о высоких материях и наладит свою жизнь, личную или семейную…

Болезни нам необходимы как воздух. Они являются средством, чтобы мы становились лучше. Когда человек узнает хотя бы в самых общих чертах, зачем эта болезнь и что с ней делать, печаль и уныние тут же отходят, ему становится легче.

© boleem.com

 ( 12голосов: 4 из 5 )

Через болезнь мы обретаем подлинность жизни
Болезнь как возможность духовного роста
Истинные причины болезней
Нравственная ценность болезни (Ирина Силуянова, доктор философских наук )
О наказаниях Божиих (Святитель Игнатий (Брянчанинов) )
Болезнь помогает нам увидеть свою глубину
Болезнь — повод задуматься о вечности
О страданиях невинных или За что страдают дети (Осипов Алексей Ильич, профессор богословия )

Почему Бог сводит нас с людьми, а затем отпускает их

Вы согласны, что иногда трудно объяснить, почему вы что-то к кому-то чувствуете? Почему с одними людьми что-то «щелкает», почему вы вдруг чувствуете некую связь с незнакомцем? Такое ощущение, что сам Бог сводит нас с определенными людьми, потому что в данный момент они нужны в нашей жизни.

Это люди, которые научат нас важным урокам о жизни и о нас самих. И есть причина, почему нас притягивает к определенным людям. Оглядываясь назад, я понимаю, что нет ни одного человека, с которым я чувствовала связь, который бы не научил меня чему-то, который бы не сыграл в моей жизни важную роль.

Ирония в том, что большинство этих людей были временными, потому что их цель была в том, чтобы показать мне другой путь, а потом освободить меня. Иногда сцена вашей жизни определяет, какой тип людей вы притягиваете, и думаю, в этом и есть красота веры, когда Бог посылает вам именно того, кто нужен вам в определенное время.

Он дает вам ответы, которые вы искали, через этих людей. Он просвещает вас, сближая с людьми, которые открывают в вас лучшее. Просто иногда мы пытаемся сделать этих временных людей постоянными, но это не их роль. Они не должны оставаться в нашей жизни навсегда.

Бог определил их временную роль. Бог определил, чтобы они сделали нас лучше для тех, кто должны остаться с нами навсегда. Проблема в том, что мы начинаем переживать, когда эти люди уходят, потому что мы не умеем отпускать.

Зачем нам нужны болезни?

Мы не понимаем, почему у нас забирают того, кто настолько прекрасен, того, кто исцелил нас.

Но если подумать, что оставшись в вашей жизни, красота этих людей развеется, а их любовь умрет, то эта история будет уже не такой вдохновляющей, и они станут обузой, которую мы не должны нести.

Чтобы отпустить, нужна вера. Вера в том, что эту историю лучше оставить такой, какая она есть. Такой, какой она и должна быть. Что если переписать ее, то все только испортится. Что если что-то изменить, хэппи-энда не будет.

Может эти люди — ангелы, посланные вам, чтобы преподать какой-то урок, чтобы исцелить вас, чтобы сделать вас лучше, а когда придет время, они улетят обратно. Они должны быть еще в чьей-то жизни.

Может эти люди как раз учат вас отпускать, осознавать, что какая-то часть вашей жизни окончена, и верить, что следующий человек, которого вы встретите, будет именно тем, кто вам нужен, даже если вы пока этого не знаете.

Потому что я знаю, что когда мы встретим человека, который должен остаться с нами навсегда, мы сразу это поймем, мы узнаем его из толпы, потому что наконец поймем разницу между тем, кто трогает нас за руку, и тем, кто трогает нас за душу.

Источник

Один мой хороший знакомый ровно накануне своего юбилея (40 лет!) заболел гриппом. Разумеется, все торжества отменились, и вместо того, чтобы сидеть за праздничным столом, пришлось бедолаге лежать в постели и пить лекарства. «А я ведь так просил Господа дать мне здоровья! – грустно посетовал мне знакомый, когда я позвонила его поздравить. – Чувствовал себя неважно и просил, чтобы только не к юбилею болезнь разыгралась… У меня банкетный зал был уже оплачен в ресторане, 50 человек гостей приглашено, вся семья месяц к этой дате готовилась, и вот – все насмарку. В чем я виноват?! За что Он со мной уж так-то строго?!»

Вопрос «За что мне Бог болезнь послал?» – едва ли не самый распространенный среди тех, кто недавно пришел к вере. Вероятно, людям Господь представляется этаким судьей в мантии, который с утра до вечера взвешивает меру вины каждого и определяет наказания. Поступил плохо? Вот тебе болезнь! Поступил очень плохо? Будет тебе болезнь долгая и тяжелая! В следующий раз подумаешь, прежде чем что-то нехорошее сделать.

Если бы у Бога все было так просто, нам здесь, на Земле, жилось бы намного легче!

Болезнь — средство стать лучше

Достаточно было бы не совершать плохих поступков, и каждый из нас был бы всегда здоров и благополучен. Но вы ведь, наверное, и сами замечали: очень часто добрые, хорошие, умные люди живут трудно, тяжело болеют, на протяжении всей жизни преодолевают невзгоды, а люди не слишком порядочные живут шикарно и в ус не дуют. Все у них есть – и здоровье, и деньги, и в делах везение. Отчего так получается? Да оттого, что Господь, действительно будучи Высшим Судией, на самом-то деле не судит нас при жизни. И не наказывает. Бывают, конечно, исключения, но для этого нужно совершить что-то уж совсем ужасное. В остальных случаях Господь предоставляет нам свободу выбора: поступить так или этак, пойти той, или иной дорогой. Мы сами строим свою жизнь. А отвечать за то, КАК построили, придется значительно позже – когда этот процесс уже будет завершен окончательно. Поверьте мне, Господь вовсе не озабочен тем, чтобы за каждый наш грех наказать нас болезнью. Более того, очень часто болезнь не является наказанием для человека, она посылается ему, как ни странно, для его же блага. В это трудно поверить, но это – так.

У меня есть одна хорошая подруга. Анна (так ее зовут) никогда не болела. Наделил Бог человека отменным здоровьем: до 30 лет она даже что такое головная боль не знала, ни одной таблетки не выпила! Но однажды запас здоровья кончился, и у Анны после тяжелейшего гриппа началось воспаление легких. А болеть ей в то время было никак нельзя: муж работает, дома трое детей, ни бабушек, ни дедушек, чтобы помочь, нету… Но болезнь все-таки взяла верх, Анна оказалась в больнице. Сперва состояние у нее было очень тяжелое. Но, как только она чуть-чуть пришла в себя, сразу стала требовать, чтобы ее выписали: дескать, семья без нее пропадет! Но врачи наотрез отказались ее выписывать, а муж решительно сказал, что домой ее не заберет, пока она окончательно не вылечится. И постепенно Анна успокоилась. Привыкла к мысли, что дети и муж вполне могут обходиться без нее. Когда ее выписали, она мне сказала: «Знаешь, я только в больнице поняла, что вот уже 15 лет несусь по жизни с высунутым языком! Я всегда была уверена, что без меня все в доме разрушится, все пропадут… Сама бы я никогда в этой гонке не остановилась, так бы и бежала до глубокой старости… Но Господь управил иначе, и теперь я стану жить немного по-другому. Многое я успела пересмотреть в своей жизни, пока в больнице лежала. Многое поняла…»

Когда я собирала материал для своих книг, я обратилась к знакомому священнику отцу Георгию и попросила его разъяснить мне точку зрения Православной Церкви на болезни и на то, как должен православный человек к своим недугам относиться.

И состоялся у нас с отцом Георгием долгий разговор. Привожу его здесь целиком.

– Многие люди уверены, что болезнь – наказание Божие за грехи. Так ли это?

– Нет, конечно. Вообще Господь – милостив, Он крайне редко наказывает людей. И болезни наши – это вовсе не наказание, как почему-то принято думать в народе. Иногда болезни подаются человеку как вразумление, чтобы он перестал грешить. Чувствуете разницу? Не как наказание, а как вразумление. Сам человек не может остановиться на неправильном жизненном пути, и Господь помогает ему. Нередко болезнь может послужить предохранением от еще не совершенного зла. Праведному человеку она может быть послана для испытания его веры. Болезни могут посылаться нам, чтобы, исцелившись, человек сам осознал и до других донес через свое исцеление величие Божие. Бывает еще один вид болезней, они посылаются для того, чтобы человек искупил те грехи, которые совершены им по неведению или о которых он забыл. Как видите, причин болезни может быть много. Каждый болящий должен сам хорошенько задуматься, что значит его болезнь, для чего она была ему послана. Только поняв это, можно с молитвой обращаться к Господу, к Божией Матери, к святым с просьбой об исцелении.

– Мы часто слышим: «Бог милостив и справедлив! Почему же Он позволяет, чтобы люди – часто очень хорошие люди! – болели и страдали? Где же здесь милость и справедливость?

– Святые отцы говорят: болезнь – это не просто страдание, это время посещения человека Богом. Происходит это невидимо и не всегда ощутимо, но непреложно. Господь приносит человеку болезнь телесную как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Святой Тихон Задонский учил так: „Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет. Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который тотчас засыхает, как скоро он распускается“.

А святитель Феофан Затворник писал: „Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье… Иногда Господь отнимает силы, чтобы хоть этим остепенить человека. Он уже не знает, как по-другому его исправить“. От себя могу только добавить, что нет такой болезни, которую по молитвам нашим нельзя бы было излечить. Ведь нет греха человеческого, который превысил бы милосердие Божие.

– Почему одни и те же страдания одним людям идут на пользу, а другим во вред?

– А вы вспомните распятых около Господа на двух крестах разбойников. Один, страдая, и благодарил Господа, и просил, чтобы Он помог ему и ввел его в Свое Царство, а другой Бога хулил. Так и все люди относятся к посланному им кресту болезней: одни просят Бога, а другие хулят Его. Благоразумный разбойник унаследовал рай, а злой разбойник унаследовал ад, хотя оба были при кресте Господнем.

– Что нужно делать, если ты заболел?

– Если началась серьезная болезнь, сначала надо прибегнуть к молитве, как этому учил преподобный Нил Синайский: „И прежде всякого лекарства и врача прибегай к молитве“. Затем хорошо попросить, чтобы Господь послал врача, который бы разобрался в вашей болезни и помог вам исцелиться.

Во время болезни каждому человеку необходимо прибегать к святыням: вкушать святую просфору, помазываться святым елеем, принимать внутрь и кропиться святой водой, читать молитвы перед иконами Божией Матери, святым угодникам Божиим, помогающим в болезни, особенно святому великомученику Пантелеимону.

– Нередко, заболев, православные люди не обращаются к врачу, говорят: „На все воля Божия!“ Как Церковь относится к этому вопросу?

– Господь создал врачей для того, чтобы они исцеляли больных людей. Поэтому, когда мы лечимся сами или вовсе не лечимся, мы совершаем грех против своего здоровья. Лечиться надо обязательно!» Но и о молитве забывать не надо, ведь молитва – лучший наш помощник и верный целитель в болезни. Очень полезно пить во время болезни Крещенскую (Богоявленскую) воду, которая обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда всего несколько капель, влитых в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Воду малого освящения (ее можно в любой день взять в любом храме) пьют по мере необходимости, произнося ту же молитву. Кроме того, святой водой смазывают, смачивают больные места, кропятся сами и окропляют свои вещи, палату и больничную койку, пищу. При головных или иных болях помогает компресс с Богоявленской водой.

Страдания заболевшего человека облегчает и святой елей. Для больного важен елей, который освящен во время соборования, литии. Им помазываются и добавляют в пищу. Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Еще большей, чудодейственной, силой обладает святое миро. Миром можно только помазываться, причем крестообразно лоб и больные места.

Искренняя, с верой произнесенная молитва, святая вода, помазание елеем от мощей угодников Божиих или от чудотворных икон способствуют скорейшему выздоровлению при любой, даже самой тяжелой, болезни.

– Как быть, если не помогают ни лекарства, ни доктора, и человек страдает?

– Надо стараться благодушно переносить болезнь, терпеть приходящие страдания и помнить о том, что Господь не возложит на человека креста, который тот не сможет понести. Поэтому следует терпеть и просить у Господа укрепления души для перенесения недуга. И, конечно, продолжать молиться!

– Как надо молиться за ближних, когда они болеют?

– Есть несколько очень простых молитв, их надо читать каждый день. Вот эти молитвы:

Молитва первая об исцелении болящего

Владыко, Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не справляй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби справляй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таяющуюся, буди Врач раба Твоего (имярек), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою. Твоё бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во векы веков. Аминь.

Молитва вторая об исцелении болящего

О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему изцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

– Как вы относитесь к фитотерапии, лечению травами, гомеопатии, рефлексотерапии, иглоукалыванию?

– К профессиональному лечению травами я отношусь положительно. Гомеопатия широко использовалась священниками до революции. Святой Иоанн Кронштадтский, святой Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский и другие отцы с одобрением высказывались об этой науке и благословляли использовать ее методы. Если иглорефлексотерапия проводится врачами-иглорефлексотерапевтами, которые не являются одновременно биоэнергетиками или экстрасенсами, на основании знаний меридианов и амплитуды потенциалов каждой биологически активной точки, это никак не противоречит православной вероучительной истине.

В принципе, многие методы лечения можно совмещать друг с другом. И, конечно, надо не забывать молиться во время болезни. А когда наступит выздоровление, обязательно следует поблагодарить Господа за исцеление! Я своим прихожанам всегда советую читать такую молитву:

Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского, читаемая после исцеления от болезни

Слава Тебе, Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Отца, едине изцеляяй всяк недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моей, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моея окаянныя и во славу Твою со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Газета «Православный Санкт-Петербург», 2007.

9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона

Господь Бог посылает нам, грешным, болезни, но дарует и исцеления, которые мы получаем чаще всего от врачей, являющихся инструментами в руках Божиих. Недаром среди святых было немало целителей и врачевателей, в том числе почитаемый народом св. вмч. Пантелеимон. Но как, порой, изматывает болезнь! Кажется, как было бы хорошо, если бы болезней вовсе не было. Почему мы болеем? Что это — наказание или милость Божия? Наконец, почему болеют даже праведники и святые угодники Божии? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук, кандидат богословия, руководитель Общества православных врачей СПб, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

— Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникно-вения болезней несколько. И главная из них — греховная природа человека и совершение человеком греха. 

— То есть, кара Божия не заставит себя ждать.

— Не Бог — человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни. Вторая причина возникновения болезни, — это когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать, или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и, следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе — он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте — разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений. 

— А бывают болезни, поданные наоборот, — во очищение грехов?

— У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет, и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь — наказание. И сам он говорит: «Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной». А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры — многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь и сами получили от Бога благодать исцелять других людей. 

— Но, батюшка, возникает вопрос: а почему Господь не послал вашему прихожанину болезнь до его воцерковления?

— А, по-вашему, справедливо, вразумляя, наказывать человека, если он не понимает, за что? Представьте себе малого ребёнка, которого вы ругаете, а он ещё знать не знает, ведать не ведает о тех понятиях, которые вы хотите до него донести. Он не представляет глубины и греховности своего проступка. Так и человеку невоцерковлённому не всегда имеет смысл подавать болезнь, ибо она не будет носить для него спасительного характе-ра. Верующий же принимает болезнь не как обузу и незаслуженное наказание, но как спасительное, очистительное лекарство для души. Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек — сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть, Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться. 

Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета — житие св.Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: «…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.3,5-6). «И возвратил Господь потерю Иова… И благосло-вил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42.10,12).

— А возможно ли через болезнь полное изменение участи человека?

— Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: «За что он страдает? Чем согрешил?» Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека. И последнее — болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком. 

— Святые и праведники тоже болеют. Но они-то почему?

— С этим вопросом мы подошли к рассмотрению последнего аспекта христианского учения о болезни. Святые и праведники болеют, по свидетельству св.Отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадально-му. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? — Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято — дети, богатство, семья, здоровье… Св.Иов выдержал искушение: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!» (Иов.1.21; 10.15).

Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями — начинаются ропот и хула на Бога.

За что Господь посылает нам болезни

Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать.

Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот забо-лел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века — воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками.

Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую — множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие. 

— Господь может послать чудо исцеления. А что могут врач и священник?

— Задача врача — исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника — научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него, и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт.Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь — венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни.

Вопросы задавала Ирина НИКОЛАЕВА

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *