Юрьев день — отмечается 26 ноября по старому стилю, по новому стилю приходится на 9 декабря. В XVI-XVII веках приходился на 6 декабря.

День Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев (γεωργός, «георгос» по-гречески «земледелец»).

В этот день происходили расчеты помещиков с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая, то есть на селе заканчивался финансовый год. Слово «объегорить» пошло от Егорьева дня, как иначе называли Юрьев день, и означало обмануть при расчетах.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика

В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом — пожилое. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него.

В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право «выхода» сохранилось.

Режим заповедных лет

«Заповедь » означает «запрет». По инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Но у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году, в правление того же самого царя Фёдора Ивановича, вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — 5 лет. Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только тяглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Далее Борис Годунов то отменял, то вновь вводил этот срок.

Закрепощение крестьян

В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

Соборное Уложение укрепляло централизованное управление и самодержавную власть. Это новое законодательство упраздняло некоторые традиционные для феодальной знати права — все города, а также монастырские и боярские слободы передавались под управление царской администрации; учреждался монастрыский приказ, ставивший владения церкви под контроль государства; монастырям запрещалось приобретать земли. Изъятие привилегий царское правительство компенсировало за счет крестьян. Крепостное состояние теперь становилось наследственным, а сыск беглых крестьян — бессрочным. Частновладельческие крестьяне прикреплялись не к земле, а к личности её владельца.

В наибольшем выигрыше оказались дворяне, получившие право передавать поместья с крестьянами по наследству женам и детям.

С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра I) — сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты. За укрывательство беглого рекрута любого помещика ждало суровое наказание.

Государственные «черносотные» крестьяне прикреплялись к земле, подати платили непосредственно царю и в своей повседневной жизни, как и в организации своего труда, были более свободными.

В итоге большинство крестьян было лишено земли и права смены места жительства. Поскольку крепостные были только частично заинтересованы в результатах своего труда, сформировавшийся аграрный строй сильно уступал европейскому.

Крепостничество и горожане

Рядовые горожане, или «посадские люди», получили монопольное право торговли в городах, но их также непосредственно затронуло крепостное право. Теперь их переезд из города в город и даже из одной посадской слободы в другую в одном городе делался невозможным. Посадские люди, как и крестьяне, несли тягло (платили подати) общинно, на основе круговой поруки и долю ушедшего из слободы должны были выплачивать те, кто в ней оставался. Беглые посадские люди также подлежали бессрочному сыску.

Весенний Юрья, который отмечается 6 мая, является одним из центральных праздников белорусского народного календаря. Согласно народным поверьям в этот день можно избавиться от бесплодия и определить будущий урожай хлеба.

© Sputnik / Владимир Смирнов

«В этот день, на Юрью, первый раз после зимы выгоняли скот на пастбище. Поэтому с этим днем было связано большое количество ритуальных действий для сохранения домашнего хозяйства», — рассказали Sputnik этнографы.

По их словам, для защиты домашних животных хозяева совершали различные магические действия и произносили «специальные слова», которые по верованиям белорусов должны были сохранить коров, лошадей, другой домашний скот от падежа, «лихого глаза» и хищных животных.

Особенно много обрядовых действий на Юрью знали пастухи, которые считают 6 мая своим праздником. «В народной культуре существовало негласное правило — ни один пастух не возьмет новое животное после Юрья, иначе все стадо будет страдать от нападений волков», — рассказали этнографы.

Они также отметили, что с этим днем связаны поверья и приметы, касающиеся «благосостояния семьи, достатка и интимной сферы».

«На рассвете 6 мая, согласно народным традициям, нужно было совершать ритуальные действия для лечения бесплодия. Необходимо было рушником «собрать» юрьевскую росу и обтереть им мужа и жену», — рассказали собеседники агентства.

По их словам, рассветная юрьевская роса, вообще, считалась «целебной, дающей силу».

Согласно народной примете, если на Юрью дождь, то будет много хлеба. Также считалось, что в этот день нужно сажать картофель. По традиции на Юрью ходили «проведывать» поля с озимыми, несли туда испеченный накануне хлеб, клали его на землю и проверяли рост озимых. «Если каравай прятался в жите, то урожай должен быть хорошим», — рассказали этнографы.

© Sputnik / Егор Еремов Празднование Дня Святого Юрия в деревне Погост Гомельской области © Sputnik Альфред Микус В Беларуси и сейчас отмечают Юрьев день. Особенно зрелищно это происходит в тех регионах, где этнографы смогли возродить один из красивейших обрядов народного земледельческого календаря.

Православная церковь в этот день вспоминает Великомученика Георгия Победоносца, которому молятся за детей, о помощи при недугах, кроме этого, этот святой является небесным покровителем воинов.

В 1590 году царь Федор Иоаннович издал указ, который запрещал переходы крестьян от одного хозяина к другому.

Отмечавшийся 26 ноября (по старому стилю) Юрьев день (в память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, уплатившим прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом, за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина. Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет.

С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось.

Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова (26 ноября) 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Однако у крестьян ещё оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.

Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.

Юрьев день // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XLI (81). Эрдан — Яйценошение. — СПб., 1904.
Юрьев день (26 ноября) — определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем «порядную» крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) «крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода» (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли (см. Крестьяне). В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и «свозом» их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.).

День Георгия Победоносца — история и традиции / фото: dom-ikony.ru

Ежегодно 6 мая христиане всего мира чтят святого великомученика Юрия или Георгия Победоносца. В народе этот день еще называют Юрьев.

Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте у подножия Ливанских гор.

Что подарить на День матери: интересные и оригинальные идеи

Находясь на военной службе, он выделялся умом, мужеством и физической силой. Поэтому в итоге Георгий стал лучшим полководцем при дворе римского императора Диоклетиана.

После того, как в стране начались гонения на верующих, он не мог молчать и заявил вслух, что является христианином. Понимая, что впереди его ждут пытки, Георгий раздал беднякам все свое немалое имущество, полученное в наследство от родителей.

Он скончался, мужественно перенеся пытки и славя при этом Господа. Позже он был причислен к лику великомучеников как бесстрашно пострадавший за христианскую веру. А Победоносцем Георгия стали называть из-за того, что при пытках он проявил непобедимую волю, а впоследствии неоднократно помогал воинам-христианам.

Георгий-змееборец: почему святого изображают с копьем

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. По преданию, местные жители были вынуждены отдавать на растерзание этому змею своих детей. Георгий Победоносец спас их, появившись на коне и проткнув змея копьем. Такое явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Юрьев день: традиции и запреты

В народе считали, что в Юрьев день окончательно приходит весна и можно начинать полевые работы. Традиционно, христиане обращаются к святому Георгию с молитвами и просят его об урожае, о защите от бед и ненастья.

Что нельзя делать в Юрьев день / фото: plast.org

В этот день особо чествовали пастухов, которые считались главными помощниками святого Юрия – их угощали их сладостями, дарили подарки и деньги.

В народе верили, что роса на Юрьев день обладает целебной силой, поэтому ее нужно собрать и умыться, чтобы быть здоровым и красивым.

В день святого Георгия ни в коем случае нельзя обижать домашних животных, ведь он – их защитник и покровитель.

Нельзя на Юрия ругаться и кричать, а то грозой убьет. Также не разрешалось женщинам в этот день расчесывать и стричь волосы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *