«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

Монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 г., вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители послужило обретение чудотворного образа Нерукотворного Спас в 1612 г.

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что «еще до воцарения Михаила Федоровича без мала за год» в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, «и вот сия-то часовня, как киот прославленной святыни и чудотворений, послужила впоследствии к устроению монастыря». В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской Богоматери. Во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в забвении в часовне близ церкви святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, то не увидел на ней ни пылинки. Засомневался священник, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем Минину, Пожарскому и всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время Крестного хода произошло первое чудо — исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход на обратном пути поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом крестоходцы решили поставить на этом месте в честь иконы Спаса церковь, срубив и освятив ее в один день, – «обыденную». На освящении церкви Мининым и Пожарским был приглашен Ростовский митрополит Кирилл (Завидов). После этого события моровое поветрие в городе прекратилось, а воодушевленное ополчение совершило свой беспримерный поход на Москву для спасения нашего Отечества.

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился все к тому же митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Митрополит, видя желание их и прозревая на то Божию волю, благословил создание иноческой обители, дабы на месте сем в трудах, постах и молитвах прославлялось святое имя Господне в благодарность и память о Его великом благодеянии для Руси бывшим.

Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 г., значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено».

Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды».

По второй грамоте, от 7 мая 1623 г., обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 г. царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея — строителя Афанасиевской обители — о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Служба целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели». Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII в. выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 г. «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 г. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 г. обитель вновь пострадала. В 1676 г. к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его святителю Алексию, митрополиту Московскому.

Территория монастыря была небольшой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII в. соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. В 1764 г. в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773-м — игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 г. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей».

25 июня 1768 г. в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 г. была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным.

В 1820-1830-х г.г. в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 г. для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 183-м — теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 г. император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 г. Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии.

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX в., когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Вновь Афанасиевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX в.: в 1897 г. были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 г.г. — на средства Ф.Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912-м — на пожертвования А.И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М.И. Дикарев.

Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна среди православных христиан, поэтому ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Драгоценным сокровищем обители, достойным «благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 г. Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 г.

Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре и Знаменской церкви, приписанной к монастырю, была зарегистрирована приходская община. В эти годы лихолетья Господь явил подвиги исповедничества и святости среди насельников обители. Русской церковью канонизированы священномученик Вениамин (Воскресенский) епископ Романовский, бывший настоятелем обители в 1921-1922 г.г, скончавшийся в ссылке в 1932 г., преподобномученик иеромонах Алексий (Задворнов), бывший насельником монастыря с 1912 г. до закрытия, расстрелянный в 1937 г., священномученик иерей Михаил Зеленцовский, служивший в монастыре псаломщиком, расстрелянный в 1937 г. Пока не прославлен во святых священномученик Кирилл (Соколов), епископ Любимский, бывший настоятелем в 1922 г., расстрелянный в 1937 г. В феврале 1925 г. монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов, территорию монастыря отдали обществу слепых и инвалидов.

Из разграбленного большевиками Спасо-Пробоинского Храма чудотворный образ Нерукотворенного Спаса был перемещён в Ярославские реставрационные мастерские в 1930 г. Тогда же он был идентифицирован и описан известным художником реставратором Н.И. Брягиным, и почти на 90 лет беззвестно канул в музейных хранилищах.

В 1930-х г.г. городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилось щеточное производство, делались веревки и корзины. В бывших кельях проживали семьи слепых вплоть до 90-х г.г. XX в. Впоследствии слепых переселили в другие места, в храмах было организованно производство мебели, для нужд учреждений культуры, а бывшие монастырские постройки отдали под жилье горожанам, которые их вскоре приватизировали.

Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось. С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом. В мае 2007 г. два храма и некоторые другие постройки были переданы Ярославской епархии. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского, Кирилла храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда в храмы пришли верующие, они нашли их в ужасающем состоянии: окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора. Под руководством администрации Семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митрополита Московского, стал пригоден для богослужения.

Первая служба в возрожденном храме состоялась 31 января 2008 г. и проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители. В 2009 г. было принято решение Святейшего Синода, о воссоздании мужского монастыря с названием «Кирилло-Афанасиевский». Богослужения ведутся здесь по монастырскому уставу.

Теперь можно увидеть и церковь Афанасия и Кирилла. Много лет она стояла закрытой. На стенах проглядывают фрагменты фресок 17 в., в основном, плотно закрытые слоями штукатурки. В 2010 г. удалось частично отремонтировать кровлю и укрепить фасад храма. Закончено строительство ограды с башнями. Еще летом 2010 г., после того как упала «Спасская» башня, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

29 января 2011 г. в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса (список с древнего чудотворного образа), возвращенной из Троицкого храма поселка Смоленское. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители. Для встречи иконы в Святых вратах монастыря собралось большое количество ярославцев. В святую обитель вновь вернулась икона Спасителя — чудотворный список с древней святыни. Знаменательно что, что событие это произошло накануне Престольного праздника — св. святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских. Это явный знак милости Божией не только к монастырю, но и к древнему городу Ярославлю.

28 января 2012 г., накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители. Вскоре обители была дарована частица святых мощей патриарха Кирилла Александрийского. В 2012–2014 г.г. силами потомков рода Вахромеевых: протоиерея Георгия и его сыновей был воссоздан иконостас придела преподобного Серафима Саровского.

В 2016 г. к монастырю приписана часовня св. благоверного великого князя Александра Невского (место служения прмч. Алексия (Задворнова) после закрытия обители). 30 марта 2017 г. в Кирилло-Афанасиевском монастыре был совершен первый за последнее столетие монашеский постриг в братию.

В 2017 г. началась масштабная реставрация обители. Удалось воссоздать ранее утраченные купола Спасо-Пробоинского храма, колокольню церкви Афанасия и Кирилла, были проведены работы по гидроизоляции и укреплению фундаментов, капитальный ремонт и вычинка внешних стен. Были воссозданы южные (Воскресенские) ворота.

В конце марта 2018 г. были освящены и подняты на колокольню храма Афанасия и Кирилла новые колокола.

Поиск пропавшей в годы лихолетия чудотворной иконы занял около полугода. За это время была исследована огромная масса архивной и музейной информации. В результате были обнаружены протоколы Н.И. Брягина 1930 г., информация из которых была сопоставлена с имевшимся описанием икон из каталогов Ярославских музеев. Внимание исследователей привлекла одна икона из описи Ярославского художественного музея, данные которой весьма точно соответствовали найденным документам 1930 г. Последовало обращение к руководству Художественного музея. В результате выяснилось полное совпадение описания с музейной иконой. За 88 лет чудотворная икона Нерукотворенного Спаса ни разу не была показана ни на одной выставке, не была в экспозиции и не реставрировалась. Икона была отправлена на экспертизу, которая подтвердила ее «возраст» — вторая половина 16 в. В настоящее время икона находится в ГосНИИР на реставрации, после чего возвратится в Ярославль.

В 2018 г. были обретены честные останки настоятеля монастыря епископа Сергия (Воскресенского +1906), могила которого была вскрыта и разграблена в 1981 г. После панихиды в храме они были с честью захоронены на прежнем месте в присутствии его правнучки Елены Воскресенской.

В 2019 г. была написана и освящена икона Собора Новомучеников Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря.

В 2019 г. завершены работы по воссозданию колокольни Спасо-Пробоинского храма и реставрации живописи в Алексеевском приделе храма Афанасия и Кирилла.

Сайт Кирилло-Афанасиевского монастыря, http://www.ubrus76.ru/новости/историямонастыря

Монастырь в Ярославле, основанный в конце XII в. В 1787 г. монастырь был закрыт, а с 1959 г. на его месте находится Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Ярославля.

XII-XVI века

Время закладки Преображенского монастыря доподлинно неизвестно. Он упоминается под 1186 г., также под 1216 г. но уже как каменная обитель. Перестройка из дерева в камень действительно имела место в 1216-1224 гг.

В это время Преображенский монастырь становится важным звеном оборонительной системы Ярославля. Он защищает западные подступы к кремлю.

Кроме того, в период с 1216 по 1218 гг. в обители действовало духовное училище. Затем оно переехало в Ростов, однако Преображенский монастырь сохранил большую библиотеку, содержащую немало греческих текстов и отечественных рукописей.

В 1218 г. из Ростовского выделилось Ярославское княжество, в честь чего была выстроена Входоиерусалимская церковь монастыря.

С XIV в. Спасо-Преображенский собор был местом погребения князей.

После пожара 1501 г. встала необходимость реконструкции Спасо-Преображенского собора. В 1516 г. он был восстановлен, образцом для этого служил московский Благовещенский собор. Позднее, в 1563-1564 гг. храм был расписан. Данная стенопись – древнейшая в Ярославле. Тогда же были созданы Святые ворота — мощнейшая башня Спасского монастыря, через нее производился въезд в обитель. Также, в XVI в. на территории монастыря была выстроена звонница, в нижней части которой была церковка.

В начале следующего века появилась трапезная палата. Рядом с ней стояла древняя церковь Рождества Христова, которая в 1550-1580 гг. была перестроена в камне.

Обители покровительствовали московские цари, например, Иван Грозный. Он одарил ее множеством жалованных грамот, провозглашавших различные льготы, даривших земли и промыслы.

XVII-XX века

В 1609 г. в Смуту монастырь и Ярославский кремль подверглись польской осаде, которую удалось выдержать в течение месяца. От стен монастыря в 1612 г. второе ополчение Минина и Пожарского двинулось на Москву.

В 1621-1646 гг. восстанавливались стены обители. Возникли каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. Позднее был возведен Келейный корпус.

В 1747 г. в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария. В 1787 г., из-за переноса кафедры митрополита из Ростова в Ярославль, Спасская обитель стала Ярославским архиерейским домом.

В 1918-1923 гг. в монастыре производилась реставрация. Следующие работы велись в 1957-1958 гг. перед передачей территории Ярославскому музею.

С момента основания Ярославля христианские обители играли в нем очень большую роль. Когда город был еще полностью деревянным, подступы к нему охраняли Спасо-Преображенский и Петровский монастыри, выстроенные как настоящие крепости. У ярославских монастырей была разная судьба, но каждый из них вписал в историю города немало ярких и памятных страниц. Сегодня в древнем городе сохранилось четыре обители. Три из них действующие — одна мужская и две женских.

Спасо-Преображенский монастырь

Вид на Спасо-Преображенский монастырь со стороны реки Которосль

В конце XII века монастырь основали как центр духовной жизни и крепость, призванную защищать Ярославль на западных рубежах. Он стал значимой частью тщательно спланированной системы обороны древнего города. Монастыри-крепости были очень важны, прежде всего, для ярославского кремля. Ведь он всегда имел только деревянные стены и без подобных укреплений становился очень уязвимым.

В истории монастыря насчитывается немало славных страниц. С XIII века здесь открылось первое на северо-западе русского государства духовное училище. От стен этого монастыря 1612 году ушло к Москве народное ополчение под предводительством К. Минина и Д. Пожарского. В XVIII веке в обители создали одну из первых в России духовных семинарий — латинско-славянскую. И, наконец, именно здесь среди старинных рукописных книг обнаружили «Слово о полку Игореве».

Христианская обитель сохранила до наших дней самый древний в городе каменный храм — Спасо-Преображенский собор. Величественный храм возвели в начале XIII века в честь образования Ярославского княжества. А в начале XVI века, после большого пожара, собор пришлось перестраивать и освящать заново. Это один из двух российских храмов, в котором сегодня можно увидеть фрески, выполненные еще во времена правления русского царя Иоанна IV Грозного.

Кроме живописного трехглавого собора, на монастырской территории стоят Воскресенский храм и храм Ярославских чудотворцев, келейный и трапезные корпуса. А выше всех над обителью поднимается стройная звонница, построенная в XVI веке. На ней существует смотровая площадка, с которой отлично видны устье реки Которосль, волжские берега и кварталы города.

Вся монастырская территория обнесена мощной стеной, на которой расположены каменные башни и Святые ворота. В наши дни внутри нее находятся несколько интересных музейных экспозиций. Здесь можно увидеть старинные иконы, декоративно-прикладные изделия, экспонаты, рассказывающие о флоре и фауне Ярославской области, а также о том, как было найдено «Слово о полку Игореве».

Обитель расположена в центре города, неподалеку от Московского моста через р. Которосль, на Богоявленской площади, 25, в 2,5 км от Московского железнодорожного вокзала.

Толгский Свято-Введенский монастырь

Вид на Толгский Свято-Введенский монастырь с противоположной с стороны реки Волги

Обитель появилась на волжском берегу в XIII веке и свое название получила по левому притоку Волги. В середине XVI века в этот монастырь за исцелением приехал Иоанн IV Грозный, и монахи помогли ему вылечиться. С тех пор обитель постоянно находилась под царским покровительством. В память о приезде государя на территории монастыря посадили рощу сибирского кедра, и она сохранилась до наших дней. Теперь в этом кедровнике стоит маленькая часовня.

Когда наступили Смутные времена, обитель разграбили войска неприятеля, а 46 монахов и послушников, пытавшихся спрятаться в одном из храмов, были убиты. В память о них в конце XIX века в монастыре поставили часовню.

В наши дни в древней обители находится действующий женский монастырь, где проживает 120 насельниц. У всех, побывавших здесь, монастырская территория вызывает чувство восхищения. Храмы и здания хорошо отремонтированы, и повсюду высажено много цветов. Из старых строений, возведенных в монастыре в XVII-XVIII веках, сохранились Кресто-Воздвиженская и Спасская церкви, а также Введенский собор. Кроме того, в обители можно увидеть очень красивый надвратный храм святителя Николая, построенный во второй половине XVII века.

Древняя Толгская Свято-Введенская обитель находится на левом берегу Волги, в 6 км севернее центральных кварталов города.

Кирилло-Афанасьевский монастырь

Вид на Кирилло-Афанасьевский монастырь с улицы Челюскинцев

Небольшой по размерам ярославский монастырь имеет 400-летнюю историю. Считается, что его основали в начале XVII века. В первое время все постройки здесь были деревянными, и первые каменные церкви появились только в конце XVII века. Обитель пережила несколько сильных пожаров, после которых вновь отстраивалась. В ней никогда не жило много иноков, но верующие почитали монастырь, и для молитвы сюда всегда приходило множество паломников.

В годы борьбы советской власти с религией старинный монастырь пережил долгий период разорения и запустения. Его закрыли, разрушили две колокольни и построенную в XVII веке пятиглавую Вознесенскую церковь. На территории размещали различные производства и конторы, а также использовали помещения под жилье для горожан. К началу XXI века обитель находилась в большом упадке и запустении, а между старых храмов валялся мусор. С 2008 года здесь стали жить слушатели Духовной Семинарии Ярославля, и монастырь стал шаг за шагом возрождаться.

В древнем монастыре сохранились несколько храмов. Самая старая церковь, посвященная святым Архиепископам Александрийским Кириллу и Афанасию, была построена во второй половине XVII века. Другой храм, который часто именуют Спасо-Пробоинской церковью, возвели в конце XVII — начале XVIII века.

В наши дни монастырь имеет статус действующей православной мужской обители, и на его территории продолжаются реставрационные работы. Сюда могут свободно попасть все желающие – и паломники, и интересующиеся русской архитектурой и монашескими традициями туристы. Двери старого монастыря открыты для всех. Он находится в городском центре, на ул. Челюскинцев, 17.

Казанский монастырь

Вид на Казанский монастырь с улицы Трефолева

Женская православная обитель появилась в городе в начале XVII века. Ярославские земли были так разорены Смутными временами, что о каменном строительстве речь не шла, и первые монастырские постройки возводили только из дерева. Самая первая церковь из кирпича появилась здесь только в 1649 году. И освятили ее в честь почитаемой иконы Божией Матери Казанская, которая, по мнению ярославцев, помогла городу выстоять против польско-литовских войск.

Казанский монастырь пользовался покровительством в Москве и у богатых ярославских семей, поэтому здесь всегда хватало денег, чтобы вести ремонт, покупать утварь для проведения церковных служб и облачения для священников. В 70-е годы XVIII века на средств, выделенные Екатериной II, на территории началось большое каменное строительство. За несколько десятилетий все старые постройки из дерева заменили каменными, а также возвели новые церкви и корпуса для инокинь.

Проживавшие здесь монахини не только молились, они завели в монастыре иконописную мастерскую и работали, как золотошвеи. Качество изготовляемых ими изделий было так высоко, что работы монахинь выставлялись на Всемирной выставке и получали там почетные награды.

После 1917 года обитель ждали непростые испытания. Ее закрыли, и несколько лет использовали территорию под концентрационный лагерь, где содержали всех, кто был не согласен в новыми политическими реалиями. Потом в монастыре размещались казармы, конторы, склады и даже планетарий. Передача храмов верующим началась в 1997 году.

В наши дни на восстановленной территории существует женская православная обитель. Здесь можно увидеть три храма, построенные в XIX веке. Это – возведенный в традициях позднего классицизма массивный Казанский собор, теплая церковь Покрова Богородицы и Сретенский храм, который настоятельницы монастыря раньше использовали, как домовую церковь. Старинный монастырь стал в Ярославле центром духовного образования. В нем существуют православная гимназия и регентская школа.

Обитель находится в историческом центре города, между улицами Первомайская и Трефолева.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Казань

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

«Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгскою, и чудесах, от нее бывших» называет датой основания церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 августа 1314 года. В этот день к месту явления иконы Божией Матери пришли ярославцы, узнавшие о чудесном событии на берегу Волги. К вечеру общими силами был сложен храм, и епископ Прохор внес в него икону Божией Матери, названную по месту явления Толгской, Этот первый, деревянный Введенский храм сгорел в начале XV века и был восстановлен на деньги благотворителей.

В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».

В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.

Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.

По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его «подняли» на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.

В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.

К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.

Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и — в составе артели Гурия Никитина — церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.

Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.

Среди других известных имен — Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные — молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это «новаторство» с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что «… власть духовная преболе светской есть».

В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 — алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей.

Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из «Сказания…».

В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы — «по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде». Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.

В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются «по тем же чертам». Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.

«Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции», — к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.

Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.

В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.

В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: «Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости…»

Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.

Специалисты «Ярреставрации» в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.

В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.

7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.

В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.

Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.

В 1996 году между трестом «Ярреставрация» и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.

В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача — максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.

В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.

25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *