Святыни:

  • Животворящий Крест XIV века
  • Образ Спасителя
  • Образ Благовещения Божией Матери
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
  • Икона «София, Премудрость Божия»
  • Мощи священномученика Николая (Любомудрова)

История прихода

В 2019 году приход Яковлевско-Благовещенского храма города Ярославля отметил 700-летие своей истории и обретения главной святыни – чудотворного Яковлевского Креста, а также 250-летие нынешнего каменного храма. К юбилейным датам приход был удостоен высокой Патриаршей награды – правом совершения Божественной Литургии в храме с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…».

Своё начало история прихода берет в глубокой древности. Согласно преданию, на месте Яковлевско-Благовещенского храма в XIV веке располагался монастырь в честь святого апостола Иакова, брата Господня. Об этом свидетельствуют Святые Врата с южной стороны церковной ограды, характерные для монастырей.

Сведения о двух приходских деревянных храмах Яковлевской слободы (веси Яковлевской) относятся к первой половине XVI века. Из них узнаем, что в храме, носящем имя святого апостола Иакова, брата Божия, служил священник Харитон, отец будущего святителя Феодосия Астраханского.

Из архивных документов следует, что каменный Яковлевско-Благовещенский храм построен в 1769 году на средства прихожан. Летний храм с высоким сводом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен в 1778 году по благословению архиепископа Самуила (эта часть храма на зиму закрывалась). Зимний храм во имя апостола Иакова, соединенный аркой с летним, и колокольню освятили в 1783 году.

В конце ХIХ века храм был украшен настенной живописью; в начале следующего века — вызолочен иконостас, высеребрены ризы, подсвечники и вся церковная утварь.

Приход храма к тому времени включал более десятка деревень. В Яковлевской слободе и в трех дальних деревнях прихода работали церковно-приходские школы.

Яковлевско-Благовещенский храм в советские времена не закрывался, и до сего дня в нём непрерывно совершается служба Божия.

Важными задачами пастырского служения являются: развитие приходской общины, миссионерской и просветительской деятельности, социального служения и работы с молодежью, а также сохранение исторического наследия и облика храма для будущих поколений.

В 2011 году настоятелем храма стал протоиерей Алексий Кириллов.

За последние годы в храме проведены значительные ремонтно-реставрационные работы (заменены купола, выполнен ремонт фасада храма, осуществлена реставрация монументальной настенной живописи), реконструировано здание Центра духовного просвещения и социальной деятельности.

Приходская Жизнь

Сегодня Яковлевско-Благовещенский храм по праву считается центром не только духовной, но и общественной жизни города. Приход организует праздничные мероприятия и творческие конкурсы, поддерживает общественные инициативы. Особенно полюбились жителями района «Пасхальный Победный концерт» и «Праздник Прощеного воскресения».

При храме создан Центр духовного просвещения и социальной деятельности; проводятся Православный лекторий, огласительные беседы, молодежные встречи, занятия оздоровительной гимнастикой, уроки хорового духовного пения и рукодельные мастер-классы для прихожан. На базе Центра работают «Школа доброго творчества» и Воскресная школа «Пчёлки».

Учебно-воспитательный процесс в Воскресной школе ведется в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви». Всего в школе обучаются более 100 детей в возрасте от 5 до 16 лет.

На базе школы активно проводятся занятия хоровых групп, театральной студии, кружков декоративно-прикладного и изобразительного творчества, швейного мастерства, философского кружка и курсов подготовки к начальной школе; действует детско-юношеское экологическое объединение. Во время летних каникул при школе работает православный детский лагерь.

«Пчёлки» частые гости в детских домах и интернатах, больницах, домах престарелых; они устраивают концерты, представления и мастер-классы, участвуют в праздничных мероприятиях, литературных вечерах и творческих встречах на разных культурных площадках Ярославской области.

Воспитанники Воскресной школы «Пчёлки» не только получают здесь разносторонние знания и навыки, но и учатся воплощать в жизнь нравственные принципы православного христианина.

Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1625 году, но по косвенным свидетельствам известно, что он существовал и ранее. В это время здесь располагалась Государева Казённая слобода, ведавшая хранением царской казны и другого имущества. В 1676 году на средства купца Даниила Пивоварова построена каменная церковь, главный престол которой был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, а в трапезной устроены два придела, Никольский и Яковлевский – по последнему стал именоваться и весь храм. Окончательно облик церкви сформировался во 2-й четверти XIX века, когда она была серьёзно перестроена.

Изначально каменный храм XVII века имел традиционный для своей эпохи вид: пятиглавая церковь с горкой кокошников и фасадами, декорированными фигурным кирпичом. Шатровая колокольня с западной стороны была заменена в середине XVIII века трёхъярусной барочной. В 1831–1833 году церковь вместо пятиглавия получила широкий купол на барабане, прорезанном большими окнами, три алтарные апсиды были заменены одной широкой, кирпичный декор с фасадов убран – в целом здание получило сдержанный ампирный облик, в котором от XVII века осталась только основа. Заказчиком работ по перестройке церкви выступил купец Иван Матвеевич Ярцев, бывший в то время московским городским головой. А в 1841 – 1844 году на средства купчихи Татьяны Ивановны Тумаковой обновлены в стиле ампир трапезная и приделы.

В начале ХХ века при Яковлевской церкви существовало приходское попечительство о бедных и небольшая богадельня. В 1932 году богослужения в церкви прекратились, а её облик был сильно искажён: появились трубы, пристройки, лестницы – внутри располагались гараж и механическая мастерская. Со временем рухнул купол, крыша поросла деревьями, в стенах появились серьезные трещины – церковь превратилась практически в руины. Лишь в 1995 году были возобновлены богослужения, ещё через некоторое время храм отреставрировали. Тогда же появилось и современное название переулка: первоначально Яковлевский, в 1961 году он был переименован в улицу Елизаровой, а в 1990-х годах стал Яковоапостольским.

Самые ранние упоминания о храме села Яковлевского (веси Яковлевской), отстоящего от самого града Ярославля, за рекой Волгой, в трех поприщах, известны из различных редакций жития местночтимого Астраханского святителя Феодосия. Из них следует, что в церкви, носящей имя святого апостола Иакова, брата Божия, служил священник Харитон, сыном которого и был будущий владыка. Более того, иереем был и отец Харитона (и можно полагать, в этом же храме). Известна дата поставления Феодосия Толгским игуменом (1578), а поскольку до вдовства и пострига он священствовал, то можно утверждать: Иаковлевский храм в первой половине XVI в. уже существовал.

Надпись на западной стене трапезы сообщает, что в 1906 г. при настоятеле о. Павле Восторгове церковь была украшена стенным письмом мастером Н.И. Баженовым, а в 1909 г. при священнике Александре Федотове был вызолочен иконостас, высеребрены ризы, подсвечники и вся церковная утварь; перечисленные работы выполнены при церковном старосте Константине Александровиче Андрееве. Иконы XVIII в. из центрального иконостаса в 1988-1989 г.г. реставрировались под руководством известного московского искусствоведа Владимира Дмитриевича Сарабьянова.

Приход храма, в начале ХХ в. включавший более десятка деревень, насчитывал 2500 человек. В Яковлевской слободе и в трех дальних деревнях прихода устроили церковно-приходские школы. Интересно заметить, что на его территории фиксировалось значительное число раскольников — членов, как тогда писали, «Австрийской секты».

Яковлевский сельский Благовещенский храм в советские времена не закрывался и до сего дня находится в ведении Русской Православной Церкви. К счастью, в нем сохранились главные священные реликвии. Как и раньше, прихожане почитают чудотворный Животворящий Крест — массивный, деревянный, с резным изображением Распятия Христа. Крест в 1856 г., о чем свидетельствует надпись у его подножия, был обложен окладом. Кроме того, он помещен в живописную раму со сценами Страстей Господних, которую полностью закрывает чеканная риза.

В конце XX в. Благовещенская церковь обрела и новую святыню: мощи новомученика Николая Любомудрова. Николай Иванович родился в 1862 г., окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1887 г. был рукоположен во священники к церкви Вознесения Господня села Лацкое Мологского уезда, где и прожил почти 32 года. Отдавая себя всецело пастырскому служению, руководствуясь словами Святого Писания «Несть власти, аще не от Бога», отец Николай был далек от политики. Но после летних восстаний 1918 г. в стране советским правительством был объявлен «красный террор». В октябре в Ярославской губернии произошел ряд крестьянских восстаний, одно из которых коснулось и села Лацкое. Активисты-комбедовцы оклеветали пастыря, утверждая, что он служил молебен «о даровании победы над советской властью». 20 октября 1918 г., отец Николай был расстрелян без допроса, без объявления приговора. О его последних словах рассказали очевидцы: солдаты потребовали повернуться к ним спиной, но отец Николай перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» — поднял руку и благословил их… На архиерейском соборе 13-16 августа 2000 г. новомученик Николай Любомудров был прославлен, вскоре по благословению викарного епископа Иосифа мощи святого были обретены и перенесены в Благовещенский храм.

Весьма почитается в церкви и другая новая святыня – образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Неупиваемая Чаша», приобретенный протоиереем Михаилом Старком по благословению епископа Иосифа. Икона находится в киоте на северной стене летнего храма.

Надпись на западной стене трапезы сообщает, что храм был обновлен в 1965, 1983 и 1991 г.г.; продолжая заботу о своей церкви, клир и прихожане в 2000 г. начали реставрацию ее стенописи. Работы были продолжены в 2012 г.

27 сентября 2008 г. в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие Заволжского района и все приехавшие в этот день в Яковлевско – Благовещенский храм поклониться главной святыни храма — Чудотворному Животворящему Кресту Господню, впервые за долгие годы совершили Крестный ход. Так была возрождена многовековая, но с революцией погубленная и в годы безбожной власти запрещенная, традиция совершения Крестного хода в праздник Крестовоздвижения. 27 сентября 2012 г. возрожденный Крестный ход по Заволжскому району был совершен в 5-ый раз. Маршрут Крестного хода прошел по Заволжскому району с остановкой у здания почты на проспекте Авиаторов, на месте обретения животворящего образа Креста Господня во второй половине 14 в., где до сноса в 30-х г.г. прошлого столетия стояла часовня в память об этом событии. Участники Крестного хода не миновали и Ярославскую областную клиническую больницу, призывая благодать Божию на врачующих и врачуемых.

Достопримечательности Ярославля, http://www.hobbysalon.ru/

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *