Что означает сказать «будь ты проклят»? Совершить великий грех, тяжесть которого не вызывает сомнений и у одного из учителей Ислама, или просто оговориться, образно выразиться, «выпустить пар»? В этом вопросе мы солидарны с учителями Ислама. Давайте посмотрим, почему?

Хадисы в один голос осуждают проклятие. «Несвойственно верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное, ни сквернословить». (Сахих ат-Тирмизи, 1977) «Не должен правдивейший быть проклинающим. Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День Воскресения. Не проклинайте друг друга и не призывайте на других ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни Огонь.» (Рияд-ас-Салихин, Книга о запретных делах, 1552-1554) Именно так призывание проклятий последовательно осуждается как плохая идея. И это абсолютно правильно. Призывание проклятий – это не просто произнесение слов скверны, это лишение как проклинающего, так и проклинаемого им благословения Аллаха.

Призывание проклятий на самом деле вызывает отвращение в наших умах и сердцах, оно нарушает красоту мироустройства, созданную Аллахом, и отдает дань уважения адским обычаям дьявола. Это работа самого дьявола! Он притупляет сердца, превращает произносимые тобой проклятия в обычное, рядовое дело, заставляет тебя уверовать в их безобидность. Дьявол говорит тебе, что слова – это просто слова, он затуманивает твой взор и ты перестаешь видеть разницу. В то время как слова, из которых состоит проклятие, – это не обычные слова, они имеют последствия, которые не сразу можно понять при беглом взгляде.

Это не просто пожелание зла кому-то, кто разозлил тебя, это беспардонный акт игнорирования предписаний Господа и в конечном итоге акт проклятия Самого Аллаха! А уж что это означает, вам, надеюсь, ясно самим. Аллах не станет терпеть такое поведение. Он сурово накажет совершившего это деяние.

«Чтоб тебя», «да будь ты проклят»… Слова вылетают из наших уст налево и направо, по любому малейшему поводу. Опоздала электричка, в столовой подали невкусный суп, накричал начальник, родители заставляют делать то, что тебе не хочется делать, жена сверлит целыми днями, дети отбиваются от рук – ну как же, прекрасные поводы, просто предостаточно прекрасных поводов. Но могут ли все эти вещи служить оправданием проклятью? Нет, нет и еще раз нет. Это не оправдания, это подсказки дьявола, который хочет, чтобы вы грешили регулярно, незаметно для себя, грешили и не каялись. Разве так должен выглядеть мир мусульманина? Разве может мусульманин до такой степени забыть заповеди своего Господа и Творца? Думаю, ответ вы теперь знаете сами.

Наш язык – наш самый худший враг. Проклятия, которые с него слетают, приводят к умножению всеобщего осуждения на адские муки, потому что каждое посланное проклятие вернется отправителю: раз произнести проклятие так легко тебе, то и другому это будет несложно, и существует очень большая вероятность, что кто-нибудь, когда-нибудь проклянет также и тебя за какой-нибудь ничтожный пустяк, пуская под откос твою судьбу, когда ты этого совсем не ждешь. А как прекрасен мог бы быть мир гармонии и любви Аллаха, если бы проклятиям мог быть положен конец. Для этого нужно всего лишь удержать себя. Сдержать свой язык, когда он приготовиться произнести очередное проклятие. Да, неприятности будут случаться, и люди вокруг не перестанут тебя то и дело бесить, но ни то, ни другое не заслуживает вечных адских мук, на которые ты будешь обречен, если пошлешь в их адрес проклятия. Не стоит идти против Аллаха, потому что Он считает призывание проклятий очень плохой идеей.

Вопрос: Моя жена говорит, что ее кто-то проклинает, и поэтому у нее неприятности в жизни. Я ей говорю, что, если даже и так, все равно на все воля Всевышнего, и неприятности и неудачи в жизни восе не от проклятий. Рассудите нас, пожалуйста.

Ответ: Безусловно, все в руках Всевышнего. И Всевышний пожелал, чтобы мир был устроен так, чтобы отношение людей друг к другу и в частности, благословения и проклятия, имели силу. Какую именно – это уже отдельный вопрос. Понятно, что чем больше заслуг у человек в глазах Небес, тем весомее его слово. С другой стороны, наши мудрецы предостерегают не пренебрегать благословениями и проклятиями рядовых людей (см., например, Брахот, 7а и Мегила, 15а). Так что проклятия – это всегда нехорошо и желательно их избегать.

Впрочем, рассказывать об этом человеку, который и так уже боится проклятий необязательно.

Наверное, стоит сказать ему (и это чистая правда), что Всевышний, в бесконечной милости своей устроил мир так, что сила благословения бесконечно больше силы проклятия. Так что одно благословение нейтрализует сразу несколько проклятий. И еще остается на позитивное воздействие! Так что если человека проклинают, ему нужно напрашиваться на благословения: здороваться с людьми, помогать нуждающимся в помощи, заниматься благотворительностью, совершать прочие богоугодные поступки. И от влияния проклятий, с Б-жьей помощью, ничего не останется.

Что делать верующему человеку, если ему желают зла, проклинают, наводят порчу? Как быть, если в жизни все плохо ? Как жить, если окружают только плохие люди?

В чьи руки себя вручаем?

Как интересно получается: мы постоянно ищем, на кого бы переложить ответственность за свою жизнь. Готовы переложить ее на кого угодно: на Бога, дьявола, злых людей — всех, кроме самих себя. Почему-то неизменно забываем, что Бог создал нас свободными, и каждый поступок так или иначе отражается на нашей жизни.

Преподобный Марк Подвижник говорит, что Бог никого не наказывает. Утверждать обратное – богохульство. Бог положил духовные законы, следуя которым, мы соединяемся с ангелами света, нарушая – с ангелами тьмы. Мы сами вручаем себя в руки Богу или сатане. Как те или иные злые люди могут мистически повлиять на мою жизнь? Никак. С другой стороны – безусловно, грех каждого отдельного человека влияет на общее состояние человечества и всей планеты. Однако всевозможные порчи, наговоры, проклятия на жизнь конкретного человека повлиять не могут.

Все плохо – или не так, как хочется?

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Если в моем сердце нет света, нет добра – о каком благе для себя или других я могу говорить? Другой аспект вопроса: очень часто то, что мы воспринимаем как зло или скорби, на самом деле – то, что мы получили не таким, как хотели. Ожидали одного, а получилось иначе, в итоге думаем, что все не так. А ведь мы получили что-то, это обретение. Читая молитву «Отче наш», каждый день произносим: «Да будет воля Твоя!» – но не обращаем на эти слова внимания. Получаем, но воспринимаем полученное как зло или как не-благо. То же и со скорбями: скорбим не потому, что приходят скорби, а от негативного отношения к тем или иным ситуациям в нашей жизни.

Святые отцы скорбели не когда у них случались какие-то искушения или болезни, а когда их не было. Они мыслили примерно так: «Господи, Ты что, меня оставил? Я что, в Твоих глазах духовно умер? Разве в моем сердце не осталось заноз? Господи, помилуй мя, попробуй меня реанимировать!» Они благодарили Бога за все, что происходило в их жизни: «Господи, благодарю, что меня лечишь!» Мы ведь не ропщем на врача, что назначает нам горькие пилюли или укладывает в стационар на пару недель. Так почему на Милостивого Бога ропщем?

Привычка жаловаться

Я не верю, что люди плохие. С каждым годом все больше убеждаюсь, что все хорошие. Люди могут быть озлобленными на жизнь, обиженными кем-то, но они не злые. Большинство просто ничего не хочет. Работа плохая, платят мало, денег нет, дети не слушаются… Зачастую все жалуются. Рабочий на начальника: жадный, не ценит, мало платит. Начальник – на рабочих: ленивые, безразличные, только денег хотят. Мы все привыкаем плохо думать о том, что имеем, начиная с работы и заканчивая миром. Поддаемся этой привычке, начинаем не своей головой думать, а ориентироваться на мнение окружающих. Потому и кажется, что наша жизнь плохая. Я в глубине души нормально отношусь к начальнику, и зарплата устраивает – иначе бы не работал, – но вслух буду жаловаться. Что хорошего может выйти из такого отношения к жизни?

У нас люди часто предпочитают жаловаться, потому что, когда все хорошо, им страшно: а вдруг сглазят? А вдруг утратится имеющееся? Когда в жизни все отлично, мы забываем о самом главном: поблагодарить.

Что ставим в центр своей жизни?

Благодарить надо за все, во всем видеть мудрость Божию – и жизнь постепенно изменится. На нее ведь можно смотреть по-разному, главное – изменить себя. Все в нашей голове. Если мы верим, что Бог есть любовь, то понимаем: Он нам вообще никакого зла сделать не может. Господь – Миродержитель, Он управляет миром, а не дьявол, тайные общества, масоны или кто-то еще. Просто некоторые люди сознательно ищут зло, сатанинские козни, признаки конца света и прочее подобное. Называют себя христианами, но в центре их жизни не Христос, а Его противник. К преподобному Паисию Святогорцу приходили и говорили: «Геронда, давайте поговорим об антихристе», – на что он отвечал: «Давайте лучше поговорим о Христе!» Почему секты так легко наполняются людьми? – потому что там говорят: «Приходи к нам, мы дадим тебе тайное знание!» А что еще может привлечь человека, если не возможность быть причастным к тайне? Наш благочинный, протоиерей Леонид Доценко, рассказывал: перед крещением проводил беседу, сказал, что крещение – это таинство, а ему один из крестных отвечает: «Что вы такое говорите? Какое таинство, если о нем все знают?»

Жизнь человеку портят не люди, а его страхи и гордыня, из-за которой он стремится к тайным знаниям. И получается: чтобы ребенок не писался, надо его причастить, а потом «пронести три раза через ярмо». Все пройдет. Думаете, где можно услышать такой совет? – в храме православном. Одна бабушка верующая давала такой совет молодым родителям. Представляете, до чего порой доходит?

Хочется верить, что скоро все околоцерковные предрассудки и выдумки будут искоренены, потому что в храм приходят люди, которые интересуются своей верой, хотят узнать о ней новое, разобраться в непонятном. Суеверия типа «нельзя есть яблоки до Спаса» постепенно уйдут в небытие, и вера будет жить у людей не только в сердце, но и в уме.

Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Вопрос:

Считается ли грехом, если во время семейной ссоры один из супругов скажет другому «Будь ты проклят»?

Ответ:

Человек в пылу ярости, находящийся под воздействием дьявола и своего гнева, конечно, может произнести что попало и сделать что угодно. Поэтому следует первым делом стараться не попасть в такое положение, чтобы над вами возобладал гнев. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих наставлениях часто остерегал сподвижников от гнева. Поэтому каждый мусульманин должен руководствоваться завещаниями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Какое деяние введёт меня в Рай?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

لا تَغْضَبْ، وَلَكَ الْجَنَّةُ

«Не гневайся, и для тебя будет Рай». (Табрани)

А если вдруг человеком овладел гнев, он не должен терять самообладания и показывать свою слабость. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ

«Силён не тот, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто совладает с собой во время сильного гнева». (Бухари, Муслим)

А для того, чтобы гнев не возобладал над человеком, ему надо бороться со своим нафсом (эго) и облагораживаться по примеру нрава Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не гневался не ругался, не оскорблял и не проклинал людей.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не был ругающим, поносящим других и проклинающим». (Бухари)

Что же касается проклятия, то люди, считающие себя соблюдающими мусульманами, несмотря ни на что, часто произносят слова проклятия, не обращая при этом внимания на то, кого проклинают и за что. И, как обычно, это проклятие падает на членов семьи – детей, жену и так далее. Зачастую даже мать проклинает своих детей. Однако это очень скверное деяние, за которое человеку запишется большой грех, и его ждет огромное сожаление в день Суда.

А что есть само проклятие?

Проклятие (ла’на) – это отдаление от милости (рахмат) Аллаха. Получается, что человек, который проклинает кого-то (что-то), просит Всевышнего Аллаха отдалить от Своей милости того человека, которого проклинает. Как видите, слова проклятия – это очень страшные слова, и мусульманин с благим нравом никогда не станет их произносить, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорил:

لا يَنْبَغِي لصديقٍ أنْ يكونَ لَعَّاناً

«Не следует правдивому (мусульманину) быть проклинающим». (Муслим 2597)

Как же должен ненавидеть человек того, которого проклинает, чтобы просить Аллаха отдалить его от Своей милости, учитывая тот факт, что он при этом проклинает близкого себе человека, которого он сам должен, наоборот, защищать от всего негативного и просить для него как можно больше милости у Всевышнего Аллаха. Посланник Аллах уподобил проклятие человека его убийству.

От Сабита ибн Даххака (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَعْنُ المؤمنِ كَقَتْلِهِ

«Проклятие верующего (муъмина) подобно его убийству». (Бухари, 6044; Муслим, 110).

То есть человек, проклявший мусульманина, совершил грех, подобный его убийству.

Более того, проклятие может вернуться обратно к человеку, если тот, кого он проклял, не заслуживает этого.

Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда раб Аллаха проклинает что-то (или кого-то), то проклятие восходит на небо, но небесные врата закрываются, не пропуская его. Тогда проклятье нисходит на землю, и закрываются земные врата. Затем оно мечется по сторонам и, когда не находит места, направляется к тому, что (или кого) прокляли, и если то (или тот) заслуживает проклятия, оно поражает его, а если нет – проклятие оборачивается против того, кто произнёс проклятие». (Абу Дауд, 4905)

Поэтому использовать слова проклятий во время семейных ссор или конфликтов с родными и близкими, а также с другими мусульманами даже в пылу гнева категорически запрещено и недопустимо. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда старался избегать проклятий в чей-либо адрес, говоря, что он является Пророком милости, а не проклятия. Мы же, являясь последователями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не должны отступать от его пути и обязаны во всём следовать его заветам.

Рашид Саидов

Злые слова и проклятия могут быть сказаны в гневе, в ссоре. Это бывает, к сожалению. Иногда люди выкрикивают ужасное. «Будь ты проклята», «чтоб ты сдох», «лучше бы тебя не было», «ты ещё наплачешься!», — и это не самые страшные слова, бывают и хуже пожелания и проклятия. Люди иногда невоздержанны на язык. И в гневе их искушают темные силы, так раньше считалось. Войдёт в сердце гнев, а темная сила тут как тут; подталкивает к оскорблениям и злым пожеланиям.

Обычно так поступают люди, у которых в семье друг другу кричали проклятия. Это семейная модель поведения. Римляне говорили так: «тот, кого проклинали, потом проклинает других».

Потом ссора прекращается, наступает примирение. И мать снова общается с дочерью, сын — с отцом, муж — с женой. Все плохое вроде забыто и все снова любят друг друга. Словно ничего и не было… Но слова никуда не делись. Они остались в пространстве и в мозге, вот в чем дело. Вторая сигнальная система реагирует на слова, так человек устроен. Память сказанных слов осталась, плохие пожелания запечатлелись в подсознании накрепко. А слова родителей вообще воспринимаются ребёнком, даже взрослым уже, как приказ. Как руководство к действию.

Что же делать? Извинения принести, конечно. Но этого мало. Извинения могут не помочь. Потому что извиняются за вспышку гнева, но это никак не относится к злым пожеланиям, вот в чем дело. Это как человеку ухо отрезать, например, или отравить, а потом попросить прощенья. Простить могут. Но нанесённый ущерб останется.

Надо найти в себе силы, если вы говорили дурное в гневе, искренне сказать близкому человеку: «все, что я говорил — это ложь. Неправда. Я забираю обратно свои слова. Все плохое, что я сказал, я забираю обратно!». Если же вам такое говорили, надо попросить близкого человека, который проклинал и оскорблял, забрать сказанное обратно и признать, что это — ложь. Неправда.

Так «лечится» проклятие. А если тот, кто желал плохого, отказывается забирать обратно свои слова — не так уж он вас и любит. Не такой он и близкий. И надо хорошенько обдумать свои отношения с таким человеком. Нет любви в его сердце.

Если отказывается человек забрать проклятие обратно и признать его ложью, или, скажем, нет отношений уже с таким человеком, или нет его на свете, — сами скажите: «это ложь и неправда. Это незаслуженные слова. Я отдаю их обратно — туда, откуда они пришли». Ведь эти слова пришли из тёмной бездны зла. Пусть туда и отправляются. Но сказать вслух это необходимо — последствия слов можно уничтожить только словами. Добрыми и энергичными.

Главное, не пускать ситуацию на самотёк. Не делать вид, что ничего не случилось. Надо действовать. И никогда не произносить вслух злые пожелания близким людям — они могут сбыться…

Анна Кирьянова

Реклама

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *