Чего Пророк (ﷺ) опасался больше всего?

«Воистину, Аллах не смотрит на ваши тела и внешний вид. Он смотрит на ваши сердца и деяния» (хадис).

Лицемерие – одно из самых порицаемых качеств человека в исламе. Лицемерие бывает разных видов, самым страшным из которых является лицемерие в вере – внешнее благочестие, без внутренней богобоязненности, так как это подобно обману самого Аллаху Субхану ва Тагаля.

В хадисе Пророка говорится: «Поистине, самое большее, чего я боюсь в отношении вас, после того как меня не станет, это лицемерие».

В Коране во многих аятах лицемерие упоминается как худшее качество человека, уводящее его от веры и приводящее в преисподнюю. Лицемерие противоестественно для ислама. Ислам призывает лишь к благому, праведности и искренности во всех делах. Ведь наступит такой день, когда все тайное станет явным и каждый понесет ответ за намерения, которые скрывал. И лицемера, совершавшего благое с плохими намерениями, Аллах выведет на чистую воду, так как обманывать Аллаха невозможно, Он знает, что в душе каждого из нас.

Кто в исламе считается лицемером? О признаках лицемера сказано в хадисах посланника Аллаха (мир ему), согласно им, лицемер считается тот, предает, лжет, нарушает обещание и уклоняется от правды:

«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает о чем-нибудь, поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует с кем-либо».

В другом хадисе сказано: «Есть четыре (качества) и если все четыре (качества) есть в одном человеке, то он – чистой воды лицемер. Если же в ком-то есть одно из этих качеств, то значит, в нем есть черта лицемера, пока он от него этого качества не откажется. Эти качества: не сохранять отданное на сохранение, обманывать при разговоре, не следовать соглашениям и в состоянии вражды совершает низость. Он лицемер, даже если он держит пост, совершает намаз и утверждает, что он мусульманин».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Возьмите на себя соблюдение шести вещей, я возьму на себя обретение вами Рая. Когда рассказываете – не обманывайте, когда совершите договор – не нарушайте его, если же доверят вам что-либо – не предавайте».

Согласно хадису предательство и лживость – основные признака лицемерия. Самые праведные рабы Аллаха и сподвижники Пророка боялись оказаться среди лицемеров.

В хадисе сказано:

«Нет имана (веры) у того, кто предает доверие. Нет веры у того, кто не соблюдает обещанного».

У пророка (мир ему и благословение) спросили: может ли мумин быть трусливым? Он ответил: «Да». Вновь спросили: может ли мумин быть скупым? Он ответил: «Да». Его вновь спросили: может ли мусульманин быть лживым? Он ответил: «Нет».

Сайда Хайат

Опубликовано 06.02.2019

Если вы хотите узнать, как избавиться от лицемерия, как перестать лгать людям о себе и стать тем, кем вы являетесь на самом деле, то эта статья может помочь вам в этом. Многие думают, что лицемерие — это полезная вещь, помогающая скрывать нежелательные факты о себе, но это не так. Эми Квери, наш постоянный автор, делится личным опытом из своей жизни о том, как она проходила свою борьбу с лицемерием и притворством.

Я училась искусству притворяться с раннего детства. В четвертом классе я решила, что хочу играть на флейте. Я убедила мою маму поддержать мою новую страсть и с нетерпением принесла домой мой новый блестящий инструмент. Только после этого я узнала горькую правду: на флейте играть трудно. Я старалась и старалась, но не смогла извлечь ни одного звука из инструмента. Поняв, что это обучение намного труднее, чем я ожидала, и не желая упорно трудиться, я приняла новое решение: притвориться умеющей играть на флейте. Я полагала, что, затерявшаяся среди оркестра, я не буду разоблачена, что я на самом деле не играю. И затем пришло время для нашего первого концерта. Прекрасно понимая, что моя шарада рухнет, если родители увидят мою настоящую игру, я придумала «леса» обманов, чтобы скрыть свои следы.

  • «Концерт отменили», — сказала я своей маме.
  • «Мои родители на работе», — сказала я в оркестре.
  • «Классно! — подумала я, — я укрыта на всех уровнях».

День прошел без происшествий, я уже начала думать о том, чтобы рассказать, как все было. И потом зазвонил телефон. «О, — я услышала, как моя мама удивленно заметила в телефон, — я думала, что концерт отменили?» Ах… Ох… Я совершенно забыла, что у мамы много подружек! У меня как будто провалился живот, когда я услышала, как она повесила трубку и направилась в мою комнату. Я приготовилась. Я ожидала последствий. Но вместо этого, задав один простой вопрос, мама преподала мне важный урок о притворстве и обмане.

«Если ты не хочешь играть, — начала она немного озадаченно, — почему ты просто не сказала мне об этом?»

Впоследствии, как и в этот, первый раз, ко мне не раз приходила гениальная мысль: правда может гораздо меньше навредить, чем ложь. Я думала, моя ложь предотвратит конфликт, разоблачение, отказ и множество другого негативного опыта. Но в реальности ложь создает давление и одиночество, так как мне надо постоянно притворяться, чтобы быть такой, какой я не являюсь. Жизнь, которую хочет дать нам Бог, — это жизнь, свободная от давления притворства.

  • Чувствуете ли Вы, что это трудно — быть самим собой?
  • Насколько легко для Вас признавать свои неудачи, грехи и ошибки?

Давайте посмотрим Библию, чтобы узнать, как Бог может освободить Вас, чтобы Вы были самим собой.

Свобода быть самим собой

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалтирь 31:5).

Здесь виден особенный вид свободы: свободы, приходящей из того, чтобы быть самим собой. Вот почему многие из нас любят балдеть дома в любимых пижамах: мы чувствуем расслабление, когда являемся самими собой, с минимальным страхом быть отвергнутыми или осужденными.

Бог хочет, чтобы такую свободу мы чувствовали всегда. Он знает, что мы не идеальны, и Он не хочет, чтобы мы притворялись. Он хочет, чтобы мы были реальны и просили у Него помощи, чтобы иметь дело с вещами, которые мы так отчаянно пытаемся скрыть. Мой друг сказал мне однажды, что хороший духовный разговор — это когда мы можем рассказать о вине. Это навсегда врезалось в мою память, потому что обычно мне не хочется говорить о вине. Но правда в том, что у нас у всех есть вина и Бог хочет, чтобы у нас была возможность говорить о ней, и, вслед за этим, освободиться от вины, а не уклоняться от разговора.

  • В чем Вам труднее всего признаться?
  • Какую вину Вы бы больше всего хотели, чтобы Бог простил и удалил от Вас?

Лицемерие и ложь вызывает давление

«Пока я хранил молчание, тело мое изнемогло от стонов моих ежедневных. Весь день и ночь напролет тяготела надо мною Твоя рука; сила моя иссякла, как от летнего зноя. Тогда я открыл Тебе свой грех и не скрыл своего беззакония. Я сказал: «Признаюсь перед Господом в своих преступлениях», и Ты простил вину моего греха» (Псалтирь 31:3-5).

Этот отрывок учит нас о том, что чувство давления приходит от того, что мы не умеем справляться с чувством вины и неудачи. А не от обстоятельств, в которых мы оказались. Оказывается, большая часть душевного дискомфорта вызывается внутренними проблемами. Я, если честно, не люблю признавать это. Гораздо легче обвинять обстоятельства или других людей в том давлении, что я чувствую. Но правда в том, что давление обычно приходит тогда, когда я хочу произвести впечатление на людей, когда стараюсь делать свою работу хорошо и стараюсь не выпустить наружу мои истинные мысли, чувства и грехи. Или пытаюсь поступать как человек, которым на самом деле не являюсь.

  • Какие виды давления Вы чувствуете в вашей жизни?
  • Как, по Вашему мнению, это связано с притворством и лицемерием?

Как Бог относится к лицемерам и лжецам

Для религиозных людей лицемерие и притворство может стать образом жизни. Легче следовать правилам и стараться выглядеть хорошо, чем иметь дело со своими истинными мыслями, чувствами и сомнениями. Иисус так изображал фарисеев, одних из наиболее религиозных людей:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27-28).

Иисус сурово высказывался о религиозности и лицемерии. А Вы согласны с Ним? Я часто думаю, что притворство — это не что-то плохое. Мне хочется думать, что я хорошая христианка, постольку я делаю правильные внешние вещи и не совершаю серьезных грехов. Но у Иисуса другое мнение об этом. Пытаетесь ли Вы обойти неудобные разговоры о горьких корнях в сердце и подменить их просто хорошими внешними вещами?

Кем ты притворяешься?

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матфея 6:5).

Притворяетесь ли Вы праведником? Притворяетесь ли Вы молящимся, когда даже не верите, что Бог там, в той ситуации? Притворяетесь ли Вы радующимся с другими, когда сами в это время исполнены ревности и соперничества? Притворяетесь ли Вы доверяющим Богу, а сами в это время просто поглощены страхом? Притворяетесь ли Вы заботящимся о других людях только для того, чтобы понравиться им?

Я думаю, что первый способ остановить притворство заключается в признании факта, о котором говорит Библия: никто из нас не является достаточно хорошим. Так что Вы можете перестать это делать.

«Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марка 10:18).

Когда Вы согласитесь, что Вы не такой уж и хороший, тогда грех, который на самом деле не хорош, перестанет проникать в Ваше сердце и в Вашу жизнь. Отрывки, такие, как Галатам 5:19-20, 2 Тимофею 3:1-7 и Марка 7:20-21, очень полезно прочитать притворщикам, потому что они говорят о грехах, которые мы можем игнорировать или прятать.

От лицемерия к целеустремленности

У Вас изменится фокус, после того как Вы признаете свои грехи перед Богом и духовными друзьями. Вместо тревоги, когда Вы пытаетесь выглядеть хорошо, Вы можете расслабиться, принять милость Бога, а потом помочь и другим ощутить свободу.

Эту перемену мы видим в апостоле Павле, который проделал путь от строгого, живущего по правилам, фарисея, до одного из самых любящих, страстных и притягательных людей Библии!

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1-е Тимофею 1:15-16).

Павел чувствовал, что он один из самых худших грешников, однако Бог через Павла изменил тысячи жизней! Если Вы согласитесь с тем, кто Вы есть на самом деле, и примете это, то Бог и через Вас сможет сделать то же самое!

Эми Квери

Перевод: Алексей Ложечкин

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

Библейский курс для начинающих

Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.

Курсы для начинающих

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.

«Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок , то непременно запишите . Пусть писарь справедливо все распишет . И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) » (см. Св. Коран, 2:282).

В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.

В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь . И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду . все вы будете собраны пред Ним » (Св. Коран, 8:24).

Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.

Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».

См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман . В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.

См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.

См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.

Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.

Лицемерие — это плохо или хорошо? Обсудим тему с профессором МФЮА, доктором философских наук Людмилой Булавкой-Бузгалиной.

К лести я отношусь отрицательно

Вам часто льстят?

Людмила Булавка-Бузгалина: Нечасто. Потому что от меня мало кто зависит. Я занимаюсь наукой, и мои аспиранты прекрасно понимают, что моего доброго отношения к ним недостаточно, чтобы успешно защитить диссертацию. Лесть, с моей точки зрения, — это такой индикатор, который показывает меру отчуждения человека в обществе и меру его зависимости от других людей. Но чаще всего лесть — это инструмент, с помощью которого человек пытается реализовать какой-то свой именно частный интерес.

Как вы воспринимаете неумеренную похвалу в свой адрес?

Людмила Булавка-Бузгалина: Вы знаете, я давно уже перестала придавать большое значение словам и вовсе не потому, что человек преднамеренно пытается тебя в чем-то обмануть. Дело вовсе не в этом, а в том, что человек далеко не всегда точно осознает свой реальный интерес и потому часто обманывается. А вот когда для реализации своего частного интереса он сознательно прибегает к обману, который может даже услаждать твой слух, то к этому я отношусь отрицательно.

Нелицемер — это кто?

Людмила Булавка-Бузгалина: Правдоруб. Или даже хам. Ведь что такое хамство? Это когда человек говорит свою «правду», не соотнося ее с тем, во имя чего он ее вещает. Ты эту правду зачем говоришь? Ты хочешь ею раздавить человека? А если ты хочешь помочь ему, то ты всегда найдешь для своей правды слова, которые не оглушат человека, а подбодрят, вселят надежду.

Лицемерие — это корыстная ложь

Когда безнадежно больному говорят, что у него все будет хорошо, — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Здесь все определяется мерой. Если остается хоть какой-то шанс на выздоровление, то, видимо, есть смысл говорить так, чтобы человек внутренне мобилизовался. Это очень трудно — находить правильные слова, общаясь с больным человеком. Поэтому я никогда не смогла бы стать врачом.

\

Людмила Булавка-Бузгалина. Фото: Олеся Курпяева/РГ

Трудно определить меру правды и меру лакировки реального положения дел?

Людмила Булавка-Бузгалина: Да, именно так. Не бывает правды «вообще». Кроме того, нельзя путать два таких понятия, как «правда» и «информация». Правда — это больше, чем информация, это, прежде всего, позиция, исходя из которой, человек не только показывает противоречия объективной реальности, но и выражает свое понимание того, как их можно разрешить. Это, говоря словами Юрия Олеши, «когда двое, очень близко прижавшись друг к другу, обсуждают, как бы найти наилучший выход», причем выход конкретный для тех конкретных людей, кто эту правду ищет. А информация может быть и лакировкой реального положения дел, понимая под этим игнорирование или сознательное сокрытие реальных противоречий действительности, равно как и самой возможности их разрешения.

То есть, как ни крути, лицемерие — это ложь?

Людмила Булавка-Бузгалина: Не совсем. Лицемерие — это корыстная ложь. Ложь для достижения какой-то частной цели, например, для карьерного продвижения по службе или для завладения чужим имуществом.

Ну почему же — для личной? Для государственной — нет?

Людмила Булавка-Бузгалина: Вы думаете, чиновник, который лицемерит, делает это в государственных интересах? Как правило, он преследует свои корыстные цели и прежде всего — как сохранить свое место в системе власти. В лицемерии всегда есть некий потребительский момент.

А сокрытие информации, замалчивание проблемы — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Несомненно. Вспомним, как власть пыталась скрыть полную информацию о чернобыльской катастрофе.

Адвокатская речь на суде — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Мы живем в эпоху рыночного тоталитаризма, когда всюду господствуют отношения купли-продажи. В этих условиях адвокат будет говорить на суде только то, что ему обеспечит хороший гонорар.

Но в этом и состоит профессия адвоката.

Людмила Булавка-Бузгалина: Конечно, защищать — это объективный момент его профессии. Но имеет значение, ЧТО ты защищаешь. Адвокат может защищать кошелек своего клиента как источник своего высокого гонорара, может защищать его собственность, а может защищать в человеке то человеческое начало, которое силой объективных обстоятельств в нем оказалось придавленным.

Нынешняя мода на воцерковленность — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Я бы так не сказала. Это более сложное явление, которое имеет свои классовые корни. Распад СССР вызвал — и прежде всего у тех, кого в советские времена называли «человеком труда» — утрату своей самоидентификации, которая давала ему ощущение прочности бытия, наполняла гордостью за то, что он живет в стране, победившей фашизм и имеющей колоссальные достижения в науке и культуре. Человек идентифицировал себя либо с СССР как страной и государством, либо, например, с заводом, на котором работал. А когда не стало ни страны, ни завода, то этот человек труда оказался никому не нужен. Вот почему в ситуации социально-экономической несправедливости постсоветский человек, раздавленный собственной беспомощностью, обратился к идее Бога как последней инстанции. Но когда собственники и чиновники, которые как раз и закрывали эти самые заводы и разворовывали богатство страны, обрекая человека труда на нищенское существование, сегодня стоят со свечками в храмах — в этом есть определенное лицемерие.

Любая политика — это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Я не согласна с теми, кто считает, что политика — это априорно грязное дело. Политика политике рознь, т.к. все определяется тем, чьи интересы она отстаивает. Например, культурная политика 1920-х годов, решая задачи преодоления безграмотности широких масс, осуществлялась преимущественно местными органами, которые были представлены в лице тех же рабочих и крестьян. Да, в этом деле было допущено немало ошибок, но было сделано и много социальных прорывов, например ликвидация безграмотности в стране, в которой в 1917 году более 80 процентов населения царской России было неграмотным. Но если суть политики сводится лишь к воспроизводству тех или иных политических элит, то в этом случае лесть, и лицемерие всегда будут инструментами для отстаивания частных интересов под прикрытием интересов государственных.

В какой мере это неизбежно?

Людмила Булавка-Бузгалина: В той мере, в коей общество будет отчуждено от этой самой политики. В той мере, в какой проблемы общества будут решать не сами граждане, а чиновники и представители капитала.

Подчиниться правилам приличия

Есть приемлемые формы лицемерия?

Людмила Булавка-Бузгалина: Есть. Я бы даже не сказала, что это лицемерие. Например, выражение сострадания по отношению к тому, кто оказался в несчастье, даже если этот человек не всегда тебе был приятен. Я не считаю это лицемерием. Это лишь соблюдение неких культурных норм.

Можно ли тогда сказать, что лицемерие — это негласная внутриобщественная договоренность о правилах приличия?

Людмила Булавка-Бузгалина: Да, во многом так оно и есть. Люди в обществе договариваются о правилах взаимного поведения, чего бы эти правила ни касались. У вас плохое настроение, но вы приходите на работу и говорите коллеге, который вам, возможно, не очень приятен: «Добрый день!» А сказав такие слова, да еще и с посылом, вы тем самым хоть в какой-то степени, но все же снимаете напряжение отчуждения.

Не быть святошей

Отношение к лицемерию в разных религиях одинаково негативное. Вот что сказано, например, в Евангелие от Матфея: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди… Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». А в исламе лицемерие считается даже более тяжким грехом, чем неверие. Но так ли уж действенны эти религиозные предписания?

Людмила Булавка-Бузгалина: Любая религия содержит в себе правила поведения человека в обществе, построенного на законах отчуждения. И уже в силу этого оно нередко рождает формально-отчужденное отношение к этим нормам. Есть еще одно обстоятельство: сегодня мы живем в мире тотального отчуждения, где идея престижного потребления является едва ли не главным смыслом жизни. Это заставляет человека подчиняться знакам престижного образа жизни: иметь машину престижной марки, дружить с людьми определенного круга, смотреть модные спектакли и выставки… Человек не живет, а только тем и занят, что подтверждает, насколько он являет собой человека престижного образа жизни. И в этом случае человек лицемерит, уже не понимая, что он лицемерит. Классическое лицемерие — это когда человек надел маску, а потом снял. Сегодня же — по-другому: он ее надел, а снять уже не может, да и боится — она прикрывает отсутствие его собственного лица. Правда, со временем он уже и сам готов уверовать, что это и есть его лицо. Для мира отчуждения тотальное лицемерие является закономерностью. И здесь речь идет уже не о ситуативном, а скорее о тотальном лицемерии. Оно сегодня проникло в государственные органы, семью, общественные институты, церковную среду.

В церковной среде оно было распространено во все времена. Что такое святоша? Это богомольный лицемер, ханжа.

Людмила Булавка-Бузгалина: Согласна с вами. Я поверю такому священнику, который свои личные средства (а священники не бедные люди) будет тратить на поддержку малоимущих. Я встречала только один раз того, кого можно было назвать не столько священнослужителем, сколько человекослужителем. В прошлом комсомолец, для которого распад СССР стал личной трагедией, из которой он нашел единственный выход: стал священником, уехал в глухую деревню, где помогал старикам: кому дрова нарубить, кому крышу поправить…

Что для вас предпочтительней — лицемерие или та простота, которая хуже воровства?

Людмила Булавка-Бузгалина: Если мы понимаем лицемерие как некое принуждение к вежливости, то оно для меня предпочтительней правдорубства.

Лицемерие — это не плохо и не хорошо, а совершенно необходимо?

Людмила Булавка-Бузгалина: Мы живем в мире отчуждения человека от человека. Исчезла радость совместного переживания. Радость совместного созидания, открытия. А когда человек человеку лишь конкурент, лицемерие будет сопровождать нас везде. Преодолеть это можно только на пути освобождения человека и общества от господствующей власти любых сил отчуждения: капитала, бюрократии и симулякра культуры, которую мы сегодня имеем. Но это предмет уже другого разговора.

Визитная карточка

Людмила Булавка-Бузгалина — российский культуролог, доктор философских наук, автор многочисленных статей о становлении человека как субъекта культуры и истории. Является членом редколлегии теоретического журнала «Альтернативы», который выходит уже более 20 лет. Проживает в Москве. Основной темой ее исследовательской работы является советская культура, которая, по утверждению автора, явилась именно всемирной формой культуры. Более того, она стала тем феноменом культуры, который не только проявлял противоречия СССР, но и выражал диалектику их разрешения. В своих работах автор доказывает, что советская культура не только наследовала гуманистические идеалы европейского Ренессанса, но и качественно развила их, причем в условиях острейших противоречий XX века. Вот почему сегодня, когда культура превратилась в бизнес-индустрию, особенно остро встает вопрос — как связать все прежнее культурное наследие с историческими перспективами развития России и мира?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *