Часть книги: «Предостережения Нового Завета».

Матфея 25 не заканчивается притчей о талантах, но продолжается неаллегорическим отрывком, напрямую связанным с тремя предыдущими притчами.

Матфея 25:31-46:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Порой христиане спешат заявить, что этот отрывок относится к другим людям, а не к ним, потому что они спасены по благодати через веру, а не по делам. Я много лет придерживался этой точки зрения и сейчас с радостью бы согласился с таким рассуждением, если бы не серьезные недостатки этого взгляда:

1. Кому были адресованы эти слова, как и три притчи из Матфея 24 и 25? Из контекста видно, что учение Христа было ответом на вопрос учеников:

Матфея 24:3:
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Рассказав им о лжехристах, лжепророках и мерзости запустения, Он говорит:

Матфея 24:36-39, 42-44:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого…. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий».

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Кто же те, которые должны бодрствовать и быть бдительными? Его ученики. Господь продолжает говорить, приводя примеры, иллюстрирующие одну и ту же ситуацию: как человек, ожидающий пришествия Господа, должен поступать во время Его отсутствия. Не мы ли эти люди? Если не мы, тогда кто? Другими словами, если мы исключаем себя из слов Христа, сказанных Его ученикам, тогда эти слова вообще ни к кому не относятся. Это основная причина, почему я верю, что слова Господа относятся лично ко мне, а не кому-то другому. Обратите внимание на время, когда они были сказаны. Матфея 26:1-2 ясно определяет:

Матфея 26:1-2:
«Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

Эти учения были произнесены Христом за два дня до распятия. Он даровал их не для того, чтобы просто осведомить нас, но чтобы мы применяли их в своей жизни! Слова, сказанные Иисусом, отражаются апостолом Иоанном в его послании:

1 Иоанна 3:16-18:
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».

Иаков продолжает тему 1 Иоанна 3:16-18, говоря:

Иакова 2:14-17:
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Божье Слово говорит, что истинность нашего следования за Иисусом Христом определяется нашим исполнением (пусть с ошибками и неудачами; повторюсь, мы еще не достигли совершенства, мы только стремимся к нему (Флп. 3:12)) или неисполнением Его Слова. Господь сказал, что не всякий, говорящий: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю Небесного Отца. Истинная спасительная вера – это вера, которая проявляется в исполнении воли Бога и дел, предназначенных для нас. Во избежание недоразумений следует отметить, что нет необходимости в каком-либо особом откровении для совершения многих из этих дел. Многие из них описаны в Его Слове. Например:

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Иакова 1:27:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира».

Всем нам знакомы слова Христовы из Евангельского отрывка, читаемого в неделю о Страшном Суде. Голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, больного и заточенного посетить и через то послужить самому Господу (Мф. 25:31-46) – вот оно, руководство для верующих христиан. Так через милосердие по отношению к ближним испытывается наша вера.

Благотворительный фонд «Ковчег» при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Нижнетагильской епархии совместно с Санпропускником открывает проект по мытью и кормлению бездомных.

Ни для кого не секрет, что люди, оказавшиеся в силу каких-либо обстоятельств без крыши над головой, лишены обычных и вполне привычных удобств: они не имеют возможности не то что принять душ, а иногда даже просто помыть руки и умыть лицо. Зачастую голодают по несколько дней подряд, не говоря уже о регулярном приеме горячей пищи, необходимой для любого человека. Каждый день для этих людей – борьба за выживание. Поэтому очень важно, позаботиться о том, чтобы они смогли получить хотя бы минимальную поддержку со стороны тех, кто может ее оказать. Особенно актуальной эта проблема видится сейчас, в преддверии наступления холодов.

Прием бездомных в санпропускнике будет осуществляться по пятницам с 9:00 до 14:00 по адресу ул. Верхняя Черепанова, 109 (здание бывшей бани №3). Приходящие туда люди смогут отогреться, помыться и привести себя в порядок, а их одежда в это время будет подвергнута санитарной обработке. При необходимости им будет выдаваться чистая одежда, имеющаяся в наличии на складе санпропускника. Кроме того, планируется, что в там же будет вести прием сотрудник социальной службы, который сможет оказать содействие в восстановлении документов, оформлении пособий и пр. Каждую пятницу в часы приема добровольцы фонда «Ковчег» будут привозить в санпропускник горячую еду и средства гигиены.


Сейчас открыт благотворительный сбор необходимых для мытья вещей – мочалок, простыней (в них бездомные будут заворачиваться, пока их одежда будет обрабатываться), полотенец, чистого нательного белья. Все это можно приносить в храм Сергия Радонежского (ул. Металлургов, д. 32, кабинет соцотдела).

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 35 — 39.

35. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38. ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

(Ин. 6, 35–39)

Сказав о том, что манна питала одних только иудеев, а хлеб Божий даст жизнь всему миру, Господь прямо указывает на Себя Самого как на истинный Хлеб жизни: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35).

Совершенно очевидно, что речь идет о духовной жизни, то есть о новых отношениях с Богом, основанных на доверии, любви и послушании. И эти отношения стали возможными через Иисуса Христа. Другими словами, без Спасителя невозможна жизнь в полном смысле этого слова, поэтому Господь назван Хлебом жизни. Жажда и голод человеческого существования утоляются, когда люди узнают Христа и через Него Бога.

Манна в пустыне только сохраняла и поддерживала жизнь. Она была предназначена только для Израиля, но Христос пришел для жизни всего мира. Он – Хлеб, сошедший с небес. Эти слова указывают на Богочеловеческую природу Христа, на Божественное происхождение всякого истинного блага, которое мы приемлем через Него. Настоящий Хлеб, сходящий с небес, таков, что тот, кто будет есть Его, не умрет, но обретет жизнь вечную.

Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете (Ин. 6, 36). В этих словах Господь выражает сожаление о том, иудеи не верят Ему, хотя и видели накануне, как Он совершил чудо насыщения более пяти тысяч человек. Александр Павлович Лопухин замечает: «Сами же вы, как бы говорит им Христос, полагаете свою веру в Меня в зависимость от того, буду ли Я совершать перед вами чудеса. Но чудо или чудесное знамение вам дано было вчера, и если бы у вас были глаза, то вы могли бы увидеть то, что вам хотелось видеть, то есть признать в совершенном Мною чуде знамение Моего Божественного посланничества. Но вы не захотели видеть»

Вера во Христа – это не случайное дело, это дар Божий, подаваемый от Отца, а потому Спаситель и говорит: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет (Ин. 6, 37). Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этими словами Господь желает сказать следующее: «Веровать в Меня – дело не маловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение». Особенно важно отметить, что слова эти не указывают на существование абсолютного Божественного предопределения, а говорят лишь о приуготовляющей или предваряющей благодати Божией, которая действует на сердце человека, не уничтожая его свободного произволения.

Желая раскрыть намерение Небесного Отца привести каждого человека ко спасению, Христос добавляет: и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 37–38). То есть Спаситель никого не хочет лишить возможности войти в Царство Божие, ибо Он пришел исполнять волю Божию. Воля эта заключается в том, чтобы Христос воскресил в последний день всех данных Ему, то есть ввел их в радость вечной жизни.

Блаженный Феофилакт отмечает: «Говорит это, чтобы узнали, что не принимающий Его противен Богу, как противящийся воле Отца. Так как они Его называли противником Богу, то Он обвинение сие обращает на них и говорит, хотя неявно: не принимая Того, Кто следует воле Отца, вы делаетесь противниками Богу».

Несмотря на то, что большинство иудеев не верует в Него, Спаситель замечает, что это не помешает осуществлению воли Небесного Отца: Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день (Ин. 6, 39). Таким образом, все, ищущие спасения через Господа и приходящие к Нему, станут наследниками основанного Им Царства Мессии, все они будут воскрешены Им в последний день и сподобятся вечной жизни.

Византийский богослов Евфимий Зигабен пишет: «Конечно, Он воскресит тогда всех, и тех, которые спасутся, и тех, которые погибнут, как верующих, так и неверующих; но воскресением здесь называет воскресение для блаженства, а не для наказания. Этими словами показывает, что общая воля Отца и Сына – та, чтобы все спаслись; для этого Тот послал, а Этот пришел: Тот дает верующих, а Этот, приняв, спасает».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что встреча и соединение с Господом преображают наше существование в полноценную жизнь и утоляют духовные голод и жажду. Ведь именно соединяясь с Господом через общение духа, общение ума, сердца, жизни, мы получаем возможность стать причастниками Божественной природы и наследовать вечную жизнь. Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира. 35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. 36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». 37 Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? 38 Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» 40 Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. 42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; 43 Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». 44 Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» 45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *