Я.А. Коменский педагог и ученый, который внес значительный вклад в отечественную педагогику. Его открытия, педагогические идеи, достижения в области педагогики, легли в основу современной педагогики, в частности дошкольной.

Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

  1. принцип сознательности и активности;

  2. принцип наглядности;

  3. принцип постепенности и систематичности знаний;

  4. принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Я.А. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков». Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Одной из основных заслуг Коменского Я.А. является разработка классно-урочной системы обучения, которая заменила индивидуальную.

На сегодняшний день классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

В школах тогда КОГДА ????? прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Одной из заслуг Коменского была разработка классно-урочной системы. Он, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

  • детство — от рождения до 6 лет включительно;

  • отрочество — от 6 до 12 лет;

  • юность — от 12 до 18 лет;

  • возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он положил возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему — от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе — школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения — в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия.

В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

И по мнению Коменского в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в своем труде «Чешская дидактика», Коменский в «Пампедии» (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Не понятно где же эта система все таки была описана , в «Чешской дидактике», или в «Пампедии»??????

Таким образом основными заслугами Я.А. Коменского в области дошкольной педагогики были: (это заслуги не в области дошкольной педагогики, а в педагогике в целом., раздели заслуги в облатси педагогики, а потом конкретизируй про дошкольную!!!! )

  • дидактические принципы

  • классно-урочная система обучения

  • характеристика 4-х возрастных периодов подростка

  • единая школьная система

  • «Материнская школа»

  • «Школа родного языка»

  • «Латинская школа»

  • «Гимназия»

  • «Академия»

  • труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» («Всеобщим воспитанием») где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Вывод про дошкольную педагогику, что же в неё он внёс, тема то про дошкольную.!!!!!

Этапы его жизни хорошо известны и документированы. При этом, однако, многие биографические подробности оказались утрачены для истории.

Наши предки ценили человека по его достижениям, отмечая лишь самые значительные вехи на его жизненном пути. «Добродетель развивается посредством дел, а не посредством болтовни», — писал сам Коменский. Последуем его завету и проследим впечатляющую череду его славных дел.

***

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Относительно места его рождения нет единой точки зрения из-за отсутствия документальных данных. Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от города Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я.-А. Коменский первоначально учился в братской школе в городе Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в городе Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в городе Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения в ней, унаследованных ещё от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем.

Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии.

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И.-Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу.

С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в горде Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам.

В 1618-1621 годах Я.-А. Коменский был проповедником и одновременно учителем в другом чешском городке — Фульнеке. Здесь он много занимался самообразованием, внимательно изучал произведения гуманистов эпохи Возрождения, таких, как Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Вивес.

Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Молодой учитель стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

Мирная жизнь чешского народа была нарушена 30-летней войной, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность.

Чешские протестанты, в том числе и Коменский, преследуемые католиками, в течение ряда лет вынуждены были скрываться в горах, пользуясь покровительством отдельных князей.

Именно в эти годы Я.-А. Коменский начал создавать свой замечательный труд — «Дидактику», то есть общую теорию обучения. В тяжелый период потери чешским народом национальной независимости Коменский хотел помочь своей родине путём улучшения дела воспитания и обучения молодежи, сохранить культурное наследие, оставленное предками. Поэтому труд Коменского пользовался поддержкой чешских братьев, членов общины.

В 1628 году по указу германского императора все чехи-протестанты были изгнаны за пределы родины. Часть их, в том числе и Коменский, переселились в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, создав ряд замечательных педагогических произведений, слава о которых разошлась по всему миру.

В Лешно был закончен труд по дидактике, написанный первоначально по-чешски, а потом переработанный и переведенный на латинский язык, международный язык науки того времени. Кроме этой книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским была написана первая в мире книга для родителей «Материнская школа» — о воспитании детей в семье, а также составлен целый ряд учебников — «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

Первая книга была учебником латинского языка, который от всех предшествующих отличался тем, что вместо обычных парадигм склонений и спряжений, правил и исключений здесь давалось описание реальной действительности. Обучение же языку сопровождалось сообщением различного рода знаний.

В этом учебнике Коменский первым из педагогов проявил заботу о том, чтобы дети одновременно познавали слова и вещи. Ни один из школьных учебников ни до, ни после Коменского не получил такого всеобщего признания и столь широкого распространения, как «Открытая дверь языков», переиздававшаяся во многих странах Европы и Азии.

В Лешно Коменский увлеченно работал над другой интересной и принципиально новой идеей создания пансофии — своеобразной энциклопедии о реальном мире в сочетании с основами христианского вероучения. Интерес к проблеме пансофии был так велик, что группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.

Начавшаяся в Англии буржуазная революция помешала реализовать этот замысел, и Коменский принял поручение шведского правительства разработать новую методику обучения латинскому языку и соответствующие учебники. В результате явился труд «Новейший метод языков», в котором Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от лёгкого к трудному.

В это время Коменский уже пользовался европейской известностью.

В 1650 году его пригласили для усовершенствования школьного дела в Венгрию, где он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, предусматривалось время для игр, выходные дни и каникулы.

Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно признать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени.

Здесь же, в Венгрии, Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках», который произвёл подлинную революцию в учебном деле: это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчётное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Венгерский период жизни и творчества Коменского был весьма продуктивным. За четыре года (1650-1654) он, кроме «Мира чувственных вещей в картинках», написал ряд небольших педагогических работ, посвящённых организации школы и методам обучения в широком смысле слова.

Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Так на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, составивших одну широко известную книгу — «Школа-игра».

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, погибли все рукописи Коменского, всё его имущество, а сам он нашел пристанище в Амстердаме.

Здесь его приняли с большим почетом, как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях.

Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики.

В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного «Всеобщим советом об исправлении дел человеческих».

В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформ человеческого общества, причём особо большую роль он отводил воспитанию и образованию.

Первые части этого труда («Панегерсия» — всеобщее пробуждение и «Панавгия» — всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30-х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц крупного формата, увидел впервые свет в 1966 году в Чехословакии.

Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывал при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу.

15 ноября 1670 года Коменский умер в Амстердаме, вдали от родины.

Российское образование

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества. Основные произведения — Открытая дверь языков всех наук; Великая дидактика; Всеобщий совет об исправлении человеческих дел; Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках; Материнская школа; Законы хорошо организованной школы.

Истоки формирования мировоззрения — Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость. Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе. Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского. Цель воспитания — Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. Где осуществляется воспитание? В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса. Чему учить детей в школах? Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:

1 ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства; 2 ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность); 3ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умственному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суждениям; 4 ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский. Как учить? Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь. Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Основные идеи: Всеобщее обучение — в школах родного языка должны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах. Классно-урочная система. Идеи дисциплины, без которой не может быть хорошо организованной школы. Понятие школьного года, введение четвертей, каникул, организация учебных занятий, четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения, классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго фиксированным началом и концом. Дидактические принципы:

1. Правильное воспитание должно сообразовываться с природой — природосообразность. 2. Последовательность преподавания предметов. 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явлений, примеров. 4. Систематичность обучения — не делать скачков в обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для памяти того, что не понято рассудком. 6. Посильность — учитывать возможности учащихся. 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. Учитель: должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»; должен «увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, безгранично любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. Нравственное воспитание. 4 добродетели нравственного воспитания: 1) мудрость, 2) умеренность, 3) мужество, 4) справедливость.

Мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Нужно развивать: скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старикам, трудолюбие. Средства нравственного воспитания: 1) пример родителей, учителей, товарищей;

2) наставления, беседы; 3) упражнения в нравственном поведении. Умственное воспитание— это познание себя и окружающего мира. Во всем сообразуется с природой Обязательное изучение грамматики, физики, математики, ЭТИКИ, диалектики, риторики. Значение его деятельности. 1. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. 2 Написал большое количество учебников, явившихся образцом для создания учебников во всем мире. 3. Выдвинул много

прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы. 4.Разработал теоретические основы классно-урочной системы и организации школы. 5. Разработал теорию дошкольного воспитания. Великая Дидактика. Глава 16. Общие требования обучения и учения, т. е. как учить и учиться. 1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т. е. в детстве. 2. Утренние часы для занятий наиболее удобны. 3 Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно возрастным ступеням — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте. 1. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.

2. Развивать ум ранее языка. 3. Реальные учебные предметы предпосылать формальным. 4.Примеры предпосылать правилам. В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом. С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний). Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание их как целого. 1. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь. 2. Время должно быть распределено с величайшей точностью — так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя особая работа. Глава 17. Основы легкости обучения и учения. 1. Образование юношества должно начинаться рано. 2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель. 3. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы. 1. Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению. 2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий. 1. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила. 2. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами. 3. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными

примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение. Глава 18. Основы прочности обучения и учения. 1. Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу. 2. Все последующее должно опираться на предыдущее. 3. Все должно закрепляться постоянными упражнениями. 4. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание на чем-то одном.

5. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят. Глава 26. Метод нравственного воспитания. Ребенок должен обладать: умеренностью, опрятностью, почтительностью к старшим, предупредительностью, правдивостью, справедливостью, благотворительностью (щедростью),

трудолюбием, терпением, деликатностью, достоинством. Глава 27. О школьной дисциплине. «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддержания дисциплины нужно руководствоваться:

1) постоянными примерами, воспитатель сам должен показывать пример; 2) наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами. Глава 28. О четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с

возрастом и успехами учащихся. Полное образование до 24 лет. Это время приходится на 4 школы:

— до 6 лет — детство — материнская школа (весна); — от 6 до 12 лет — отрочество — школа элементарная, или школа родного языка (лето); — от 12 до 18 лет — юношество — латинская школа, или гимназия (осень); от 18 до 14 лет — зрелость — академия (зима).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ян Амос Коменский был новатором в области дидактики, выдвинув много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в соответствующей мере применяются в школах разных стран.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе.

Наряду с пониманием принципа природосообразно- сти воспитания, как следования всеобщим законам природы, Коменский при обосновании возрастной периодизации школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил достаточно часто ссылался на природные возрастные особенности детей.

Педагог, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по б лет каждый:

  • ? детство — от рождения до 6 лет включительно;
  • ? отрочество — от 6 лет до 12 лет;
  • ? юность от 12 до 18 лет;
  • ? возмужаемость от 18 до 24 лет.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности как один из важнейших дидактических принципов. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, теоретически разработал классно урочную систему и практически применил ее.

Ученый-педагог высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

Большое значение ученый уделял последовательности, посильности, сознательности и систематичности обучения, а также прочности приобретаемых учащимися знаний.

Метод обучения, который предложил Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был превращать овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и приро- досообразност и.

В «Великой дидактике» педагог выдвинул такие основные положения принципа природосообразности:

  • ? природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
  • ? всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;
  • ? природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
  • ? начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца, и др.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

  • 1) принцип сознательности и активности;
  • 2) принцип наглядности;
  • 3) принцип постепенности и систематичности знаний;
  • 4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Коменский считал главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский подчеркивал, что основным свойством сознательного знания является не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это может принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществлять сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран наглядность имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идею наглядности прекратили использовать в педагогической практике.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом.

  • 1. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.
  • 2. Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать ит.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций.
  • 3. То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т. е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т. п. сами вещи, либо заменяющие их изображения.
  • 4. Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

  • ? реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
  • ? когда это невозможно, модели и копию предмета;
  • ? картинки как изображение предмета или явления.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязание — путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т. п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

  • 1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
  • 2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
  • 3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.
  • 4. Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим.
  • 5. Обучение должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого — к более отдаленному» и т. д.

Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Принцип повторения и упражнения так же стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения. Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствующее положение занимали формализм и «зубрежка».

Коменский в понятия «упражнение» и «повторение» вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу — глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению, использованию в практической деятельности.

Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современной Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского

Чередов Д.А., Абдулова Х.Н., Газарова У.Ф.

ФГБОУВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) – чешский философ и педагог-гуманист XVII в. Основоположник современной педагогики как науки, дидактики и системы образования, в частности, школьного и дошкольного.

Я.А. Коменский выдвигал идею пансофии — идею доступного образования для всех путём правильно подобранного подхода к обучению.

По мнению Я.А. Коменского, человек – одно из составляющих природы и все её законы для него справедливы, значит, и педагогический подход к воспитанию человека должен входить в рамки этих законов.

Я.А. Коменский ввёл в процесс образования такие понятия, как учебный год и классно-урочная система. Считал, что обучение должно быть систематизированным, включающим в себя: план занятий, проверку усвоенного учениками материала, обеспечение учеников учебниками, обязательное посещение занятий.

Педагог Коменский разработал и издал труд «Великая дидактика», описывающий общую теорию процесса обучения. Он видел процессы воспитания и обучения взаимодополняемыми: считал дидактику теоретический основой образования, а обучение – теорией воспитания. Я.А. Коменский был сторонником универсального образования, дающего обучающимся познания во всех областях. Ставил в приоритет изучение языков, прежде всего, родного языка.

В основу своего педагогического метода Коменский ставил естественность и упорядоченность самого процесса обучения. Он был убеждён в том, что человеческий разум способен освоить любой учебный материал, если к обучению подходить поэтапно и систематизировать подаваемый обучающимся материал по степени возрастания сложности.

Я.А. Коменский полагал, что важным аспектом в обучении ребёнка является и нравственное воспитание, ведущую роль в котором должен играть положительный пример поведения взрослых. Разработал единую систему образования, разделённую на этапы, соответствующие возрасту ученика: Материнская школа (до 6 лет), Школа родного языка (6-12 лет) и Гимназия (12-18 лет).

Педагог, по мнению Коменского, должен развивать в учениках способность мыслить самостоятельно.

Современная теория обучения построена на дидактических трудах Коменского и актуальна по сей день.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *