Содержание

18. Бунге Н.Х. Полицейское право. Введение и государственное благоустройство. — Киев, 1873. — Т. 1-2. — С. 3.

19. См.: Белявский Н.Н. Указ. соч. — С. 30.

20. Старилов Ю.Н. Указ. соч. — С. 25.

21. Андреевский И.Е. Русское государственное право. — СПб., 1866. — Т. 1. — С. 3.

22. См.: Тихомирова М.Л. Развитие И.Е. Андреевским концепции полицейского права: Дис… канд. юрид. наук. — СПб., 2002. — С. 68.

23.Русскоегосударственноеправо.—СПб.,1866.—Т. 1.—С. 11.

24. Андреевский И.Е. Полицейское право. — СПб., 1874. — Т. 1. — С. 6.

25. Тихомирова М.Л. Указ. соч. — С. 8—9.

А.Ю. Введенский, Б.И. Королев

Введенский Андрей Юрьевич — декан юридического факультета Приволжского филиала Российской академии

правосудия, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: korolev-boris@yandex.ru

Королев Борис Иванович — доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Приволжского филиала

Российской академии правосудия, кандидат исторических наук

E-mail: korolev-boris@yandex.ru

Развитие органов розыскной деятельности Российского государства

bXV—XVII веках

В настоящей статье прослеживается процесс развития органов розыска в России XV—XVII веков. Борьбу с преступлениями и преступниками по Судебникам XV—XVI веков вели административно-судебные органы. В статье представлены исторические формы категорий лиц и органов, осуществлявших розыск и следствие: приставы, приказы, сыщики. Статья представляет интерес для историков, юристов, студентов юридических вузов.

Формирование Российского централизованного государства, усиление власти царя и переход к абсолютизму, начало формирования крепостнических отношений привели к созданию государственной системы управления, важное место в которой занимали розыскные органы. Опыт борьбы подобных структур с преступными элементами в наше время представляет исторический интерес.

Борьба с «душегубами» и «лихими людьми» (убийцами, разбойниками, рецидивистами) стала одной из важных функций специальных лиц, которые появляются в XV веке. Так, по Судебнику 1497 года в крупных вотчинах при должности наместников, волостелей для розыскных и судебных дел находились тиуны, доводчики и праветчики1.

К осуществлению следственных и сыскных мероприятий привлекались целовальники, ездоки и недельщики (первое упоминание о недельщиках относится к 1467 году2. Недельщики, как должностные лица или судебные приставы, предоставлялись судом по просьбе, требованию истца для помощи ему в отыскании ответчика, обеспечения его явки

в суд; осуществляли свои функции по инициативе суда, когда последний принимал меры к розыску преступника и расследованию дела. Недельщик давался стороне только в том случае, если сумма иска превышала стоимость пошлины («езда»). При незначительных исках суд не оказывал помощи в отыскании ответчика (ст. 28 Судебника 1497 г.). По мнению исследователя Д.А. Пашенцева, недельщики посылались для вылавливания «татей», лихих людей (разбойников) в наиболее неспокойные местности3. По определению С. Герберштейна, «недельщик есть… общая должность для тех, кто зовет людей на суд, хватает злодеев и держит их в тюрьмах; недельщик принадлежит к числу благородных». Наименование свое недельщики получили потому, что они сменялись по неделям (ст. 4 Судебника 1497 г.)4.

В обязанности недельщика входило: проведение розыска, задержание преступников, проведение допроса и пытки, поиск поручителей,доставка в суд ответчика; организация и наблюдение за порядком проведения судебного поединка («поля»)

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

как вида доказательства; взимание пошлины с тяжущихся сторон (ст. 4—7Судебника 1497 г.); производство ареста и содержание преступника подстра-жей(ст. 53 Судебника 1550г.)5. За отправление своих обязанностей недельщик получал вознаграждение отзаинтересованной стороны6.

На основании приставной грамоты недельщик брал поручительство за явку ответчика в суд, производил обыски по предписанию судебных органов (ст. 28 Судебника 1497 г.). Выдавая приставную грамоту как поручение суда, недельщик получал пошлину, от суммы которой зависели пошлины дьяку, печатнику (в Москве это площадная — ст. 29). Исследователи предполагают, что местонахождением этих приставов в Москве была Ивановская площадь в Кремле. Обычное вознаграждение не-дельщик получал за доставку ответчика на суд (10 денег), а двойное — за расследование обстоятельств преступления (сбор всех доказательств и успешное рассмотрение дела). Аналогичным способом вознаграждение за свою деятельность получали и приставы наместников, действовавшие как на основании уставной грамоты, таки без нее (ст. 44 Судебника 1497 г.)7.

В город или волость недельщик обязан был отправиться каксам, так и отправить своего человека (холопа) или родственника, отдать приставную грамоту наместнику, волостелю или их тиунам и, исходя из городской или сельской подсудности деяния, доставить «обоих тяжующихся» волостелю или тиунам (ст. 37Судебника 1497 г.)8.

За розыск ответчика и вручение ему приставной или срочной грамоты (срочная грамота устанавливала сроки явки сторон на суд; отписная срочная повторно вызывала или продлевала сроки явки в суд по соглашению сторон — ст. 26 Судебника 1497 г.) или назначение поручителей за него в пределах одного города недельщик получал «хоженое» (вознаграждение за передачу извещения о явке на суд), а за выезд в другую местность для осуществления своих обязанностей — «езду» (отыскание и вызов сторон, их доставка). Размер «езды» определялся расстоянием: колебался от 10 алтын до 8 рублей. В «царском» Судебнике 1550 года, в статье 3, присутствовали указанные судебные пошлины, однако были включены и новые: «отдати в прогоны» — оплата расходов приставам; «полевая» — пошлина с привода на судебный поединок («поле» — вид доказательства); «избная» — взималась при рассмотрении дела, схожа с полевой (ст. 8—11, 30, 31,41, 59)9.

Подчеркнем,что деятельность приставов строилась по территориальному принципу (город — сельская местность; столица — провинция); существовала внутренняя структура среди самих приставов. Так, в суде наместника-боярина фигурирует доводчик (пристав), посланный для расследования обстоятельства дела, командированный пешком, который имеет право на пошлину по уставной грамоте за производство дознания. Доводчики являлись приставами, собиравшими улики по делу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ст. 38 и 45 Судебника 1497 г.), праведчики — приставами, исполняющими судебное решение (ст. 18 Судебника 1550 г.)10.

Законодатель регламентировал чиновничий аппарат недельщика: упоминаются «заговорщики» как лица, вступавшие с недельщиком в «заговор» с целью совместного несения его служебных обязанностей и получения соответствующего вознаграждения; без заговорщиков он не мог выполнять свои обязанности («а без заговорщиков не-делщиком недель не делати»). Каждый из «заговорщиков» отвечал своим имуществом за неправильные действия другого. Использование принципа круговой поруки предотвращало произвол и вымогательство должностных лиц, тем более что для пресечения нарушения служебной дисциплины было предусмотрено тюремное заключение для непосредственного виновника. Одновременно закон ограничивал количество должностных лиц недельщика, опасаясь увеличения штата в его аппарате («а держати неделщику до семи ездоков»; ездок — лицо, которое выполняло поручения не-дельщика по вызову сторон в суд — ст. 21 Судебника 1550 г.). Увеличение количества ездоков могло привести к сосредоточению всех розыскных и судебно-исполнительных действий в руках одного недельщика. Закон запрещал ездокам по истечении срока кормления недельщика выполнять свои обязанности у других недельщиков (ст. 47 Судебник 1550 г.). Недельщики и подчиненные ему ездоки осуществляли свои полномочия в Москве, а доводчики — в провинции11.

Законодатель определил и ответственность недельщика за неправомерные действия. Недельщи-ку запрещалось брать вознаграждение за поручительство, выполнятьобязанности пристава в городе, где он сам живет, брать взятки, посылать вместо себя других посторонних нанятых лиц, отпускать арестованных воров, отдавать их на поруки и продавать, арестовывать посторонних лиц, осуществлять волокиту (ст. 31, 33, 35, 36 Судебника 1497 г. и ст. 49, 53, 54Судебника 1550 г.)12. Статьи 31, 34, 37 Судебника 1497 года закрепили ответственность за неправомерные действия не только самого недель-щика, но и всех членов его фамилии13. В случае если недельщик взял незаконный сбор, сверх нормы, то с него взыскивался штраф в троекратном размере и он отрешался от должности. Возмещением истцу причиненного ущерба и уголовным наказанием, определенным царем, наказывался недельщик, отпустивший на свободу содержавшегося под стражей в сочетании с взяткой (считалось тяжким должностным преступлением). Он не должен был задерживать невиновных людей (ст. 32, 53 Судебника 1550 г.). Предусматривалась ответственность наместников и волостелей за правонарушения, совершенные зависимыми от них праведниками идоводчиками (ст. 22 Судебника 1550 г.)14.

В XV—XVI веках в стране возникли первые розыскные органы — «особые обыщики», которых присылали из Москвы для борьбы с разбоями и

«татями». Несмотря на рост разбоев, обыщики приносили мало пользы, злоупотребляя властью и причиняя вред местному населению. Именно поэтому Иван Грозный учреждает постоянный полицейский орган из числа местных выборных людей — губных старост (Белозерская и Каргопольская губные грамоты 23 октября 1539 г. и многочисленные грамоты 1540—1680 гг., разрешавшие местным жителям самим судить, разыскивать и казнить преступников). В ходе губной реформы («губа» — округ, вмещавший в себя город, уезд с несколькими селениями, находившийся взаведовании одного или нескольких лиц) из судов наместников и волостелей были изъяты дела разбойные, татинные, убийственные; указанные категории дел передавались губным учреждениям (губные избы, губные станы и Разбойный приказ, созданный в 1539 г.). Губные учреждения включали в себя избранных из числа «детей боярских» и «лучших крестьян» старост и целовальников. Позже избы пополнялись дьяками, сотскими и пятидесятскими. Губные старосты избирались и действовали на основании положений губных старост, а затем Уставной книги Разбойного приказа15.

Основной функцией губных изб был розыск, поимка, следствие по делу, суд и наказание уголовных преступников, а до введения земских органов и последующего назначения воевод губные учреждения осуществляли и местное управление. Губные избы не были чисто судебным органом, выполняя и правоохранительные функции16. С учреждением губных старост посылка особых обыщи-ков из Москвы прекратилась, но ненадолго. Вскоре их снова стали посылать, так как преступные действия приобрели более широкий размах.

Юрисдикция Разбойного приказа с 1539 года распространялась на всю территорию страны, за исключением столицы и Московского уезда. В Москве следственные функции осуществлял Земский приказ, возглавляемый земским дьяком (земский дьяк впервые упоминается в 1500 г.), который занимался преследованием разбойников и иных «ли-хихлюдей», ведал сбором податей с населения при помощи «решеточных сторожей», «объезжих голов», «ярыжков», следивших за порядком17.

Уставная книга Разбойного приказа (в 1555— 1556 гг. — первая книга, в 1616—1617 гг. — вторая) сложилась из накопленных постановлений и распоряжений, касающихся губного производства, содержала указы и приговоры, направленные на борьбу с «лихими людьми» и соучастниками. Одним из таких приговоров являлся «Приговор о разбойных делах 1555 года», в котором огромное внимание уделялось правилам розыска. В числе прочих актов Уставная книга включала «крестоцеловальную запись губных старост» — присягу: «…А что вам государь наш царь и великий князь велел бытии имя рек и в уезде, в стенах, и в волостехв губныхстаро-стаху розбойныхдел, а велел нам разбойников и татей ведомыхимати и обыском про нихобыскива-ти и пытати их и казнити смертною казнью…»18.

Возбуждение дела оформлялось «зазывной» грамотой, содержавшей приказ о задержании и доставлении обвиняемого в суд. В случае если местопребывание обвиняемого не было известно, выдавалась «погонная грамота» с приказом местным властям о проведении розыска и задержании преступника.

Проведение этих следственных мероприятий возлагалось на губные органы (губные старосты). За неисполнение своихобязанностей староста мог подвергнуться тюремному заключению. «Которых губных старост великого князя выберут в городаивво-лости, и те старосты отказываются, креста целовать не будут и дел не делают… — тоза теми старостами посылать на подводы и сажать их в тюрьму.»19.

В свою очередь, староста был наделен специальными правами, согласно которым он мог вызывать жителей своего округа в губную избу для проведения обыска. Губным старостам вменялось в обязанность строго проверять всех пришлых людей с целью недопущения укрытия «лихих людей». Институт губных старост положительно зарекомендовал себя в борьбе с преступностью, все уголовные дела и розыск перешли в их ведение. Они ведали губной тюрьмой. Земским избам были подсудны все категории дел посадских людей и крестьян. Дела бояр и дворян не относились к компетенции земских органов, последние действовали на территории города с уездами20.

Вступление в должность губных старост и целовальников всегда сопровождалось объявлением «повального обыска». Повальный обыск проводился с целью «расспроса» большого количества населения о факте преступления и личности преступника21. Эти должностные лица, разъезжая по территории своего округа, собирали местных жителей и расспрашивали их «по крестному целованию», кто у них совершает преступления, кто предоставляет разбойникам приют и осуществляет скупку «разбойной рухляди». После установления таких лиц разрешалось осуществлять их задержание и проводить расследования по совершенным преступлениям, а в случае получения доказательства их вины — казнить.

В случае если на лицо показывали как на «лихого человека», но при этом не было истца, то представители государственных органов проводили подробный опрос по этому лицу и расспрашивали, где, с кем он совершал преступления. Все показания фиксировались, запись показаний осуществлял дьяк. В конце допроса обвиняемые, если были грамотные, прикладывали к листам руку. Если они не получали сведений по этому лицу, то лицо, объявленное «лихим человеком», подвергалось пыткам. Лица, обвинившие кого-либо в совершении преступления или обвиняемые, назвавшие своих соучастников, назывались «языками». «А на которого человека говорит язык и тот человек под пыткой на себя не скажет, а в обыску (в ходе розыска. — A.B., Б.К.) его назовут лихим человеком, итого человека казнить же»22.

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

Признание подозреваемого «ведомо лихим человеком» обозначало особую опасностьсовершен-ного им преступления, а также личности самого виновного. Лихими признавались главным образом лица, совершившие разбой, убийство (душегубство), грабеж, поджог и другие тяжкие преступления23. В розыскном процессе широко использовался прием, при проведении которого «языка» под усиленной охраной, в случае если ему не известны имена, на которых он доносил, проводили или провозили по улицам, при этом на голову надевали толстую холстину. В процессе этой процедуры он мог показать на лиц, совершивших то или иное преступление, и само место, где это произошло24.

Результаты «повального обыска» становятся основанием применения розыскной формы суда, в которую входило проведение допроса и пытки. Процедура «повального обыска» являлась важным условием для определения тяжести правонарушения. «…А назовут его в обыску лихим человеком, тогда его по обыску пытать»25. При получении под пытками собственного признания сразу выносился приговор. В случае если обвиняемый молчал, то его подвергали повторным пыткам. Если он выдерживал и не сознавался, то его заключали втюрь-му, где он и оставался до выяснения обстоятельств. Свои показания обвиняемый должен был подтвердить на очной ставке. Кроме этого, пытка использовалась еще и для того, чтобы отыскать поличное. При установлении, что произошел оговор, он не принимался во внимание и доказательной силы не имел. «Кого оговорит вор, того допросить: если оговор подтвердится доказательствами, оговоренного пытать для выяснения обстоятельств воровства, если доказательств по обвинению в прежнем воровстве не будет, то оговору вора не верить и передать оговоренного поручителям до окончания расследования»26. Не принимался во внимание и оговор лиц, содействовавших розыску и поимке преступника.

Контроль за деятельностью государственных органов или приказов по сыску осуществлялся Боярской думой и самим царем. В 1571 году в Наказе белозерским губным старостам говорится: «…а с разбойных и татиныхдел имать пошлин по 2 алтына с рубля… пошлины присылать в Москву в Разбойный приказ»27.

В 1619 году был создан Сыскной приказ, ведавший розыском преступников. В Соборном уложении 1649 года (глава XXI «О разбойных и о татиных делах») была вменена обязанность всех подданных сообщать об известных государственных преступлениях. Производство по данной категории дел, согласно Соборному уложению, как правило, начиналось с «извета», то есть с подачи заявления о совершенном или готовящемся преступлении, в котором обязательно указывалось имя заявителя. Вместе с тем, сыск мог производиться и по анонимным сообщениям — «подметным письмам»28.

Небезынтересным для нашего исследования представляет вопрос о появлении в Российском

государстве должности сыщика как предшественника современного оперативного работника. Исследователями не выработано единого взгляда на время появления института сыщиков. Так, В.В. Гибов относит появление сыщиков к XV — XVI векам, В.И. Елинский — к периоду междуцарствия. Словарь-справочник «Государственность России» отводит появлению деятельности сыщиков весьма узкий период времени — с 1669 года до начала XVIII века. А профессор Р.С. Мулукаев относит учреждение института сыщиков к началу XVIII века. При этом он обращает внимание, что сам термин «сыщики» в законодательных актах появился в XVII столетии29.

По мнению исследователей, институт сыщиков появилсятогда, когда преступность нанесла огромный ущерб частной собственности дворянства, которое служило защищая государство. Служилое дворянство уходило на службу «конно, людно и оружно», при этом уводя с собой почти всех, кто мог бы встать на защиту поместья и защитить собственность дворянина. Этим пользовались «лихие люди» и нападали на беззащитные имения. В связи стем, что от благосостояния помещиков напрямую зависела боеготовность войска и военная мощь государства, последнее не могло оставаться в стороне и взяло на себя функцию борьбы с развивающейся профессиональной преступностью. Для этого необходимы были люди, которые могли вести эту борьбу. Так в российском государственном механизме медленно, с перерывами, стал возникать институт профессиональных борцов с преступностью.

На наш взгляд, институт сыщиков появился в момент, когда появилась необходимость в отыскании того или иного лица, совершившего преступление. На различныхэтапахразвития государства и права происходило развитие этого института.

Впервые слово «сыщик» упоминается в Соборном уложении 1649 года как постоянная инстанция в органах местного самоуправления — губных учреждениях, при этом слова «сыщик» и «обыщик» употреблялиськаксинонимы. Назначаемые на должности лица не только проводили процессуальные действия по расследованию преступлений и осуществляли правосудие, но и организовывали мероприятия по розыску, задержанию и доставлению преступников. В «Новоуказанных статьях о татеб-ных, разбойных и убийственных делах» 22 января 1669 года вводятся специальные должности сыщиков с целью расследования и суда по уголовным делам. «А ведать в городах разбойные и татинныя и убийственные дела Сыщиком и Губным старостам по наказам из Разбойного приказа.». Назначались они центральной властью из числа дворян и боярских детей, не пригодных к военной службе, и имели статус чиновников. Согласно этому правовому акту губные старосты переходили в подчинение сыщикам и становились им подсудны: «…а указ о том чинить Сыщиком и приказывать им Губным старостам, чтоб они делали правду…»30. Избранных ста-

рост приводил к присяге сыщик, они не ездили в Москву для утверждения в должности. Сыщикам предписывалосьиметьсвойаппарат, вкоторый входили губные дьячки, стрельцы и наемная стража длятюрем, кромеэтого, вгородах, посадах, уездах, во всех станах и в волостях для оказания помощи в борьбе с преступностью проводить выборы сотских, пятидесятских и десятских из числа добрых и прожиточных людей. Перед последними стояла задача: «татей и разбойников и смертных убийц и всякихворовскихлюдей и ведунов у себя не таили, и не укрывали, а брали и приводили тех воров к Сыщикам безо всякой сноровки». Для задержания выявленных преступников сыщики посылали губных старост, «чтоб тех воров переловить всех». Сами же сыщики принимали участие в «великих делах» по розыску и задержанию преступников31.

Законодателем вXVII веке перед сыщиками была поставлена задача по розыску беглых крестьян и холопов. Принятый Боярской думой 2 марта 1683 года «Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов» дал правовую основу институту сыщиков и стал постоянно действующим. В соответствии с Наказом в обязанность сыщикам вменялись две функции:

1) заниматься розыском беглых крестьян и солдат,

2) проводить расследование общеуголовных преступлений.

Объединение в одних руках двух важных государственных функций является не случайным, поскольку побеги крестьян нередко сопровождались нанесением ущерба господскому имуществу и убийством самих господ. В тот период времени беглые являлись питательной средой для воров и грабителей. Сыщики прибывали на место со штатом канцелярских чиновников — дьяков и подьячих, а вооруженную силу получали от воевод32. В дальнейшем, согласно Указу от 27 ноября 1679 года, все дела в уездах, кроме уголовных, были переданы воеводам, а в последующем — и все уголовные дела, согласно Указу 1688 года, от сыщиков передаются воеводам33. В 1682 году Разбойный приказ переименовали в Разбойный сыскной приказ, в 1683 году — в Сыскной приказ, в 1687 году — в приказ Сыскных дел.

Итак, становление государственных органов, осуществлявших розыскную деятельность, было неразрывно связано с усилением царской власти. Такие факторы, как формирование единого Российского государства, становление абсолютизма, становление крепостного права и одновременно рост преступности как реакция на указанные процессы, привели к усилению роли розыскных органов и установлению розыскной формы судебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

до 1917 года. Часть I: Судебник 1497 года: Учебное пособие. — Н. Новгород, 1998. — С. 7—8, 18—19.

3. См.: Пашенцев Д.А. История государства и права России: Учебное пособие. — М., 2007. — С. 36—37.

7. См. там же. — С. 14—15, 18; Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 162.

9. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 175—193; Пашен-цев Д.А. Указ. соч. — С. 36—37.

11. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 175—193; Пашен-цев Д.А. Указ. соч. — С. 36—37.

12. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин,

C. 21—23.

13. См.: Пашенцев Д.А. Указ. соч. — С. 37—38.

16. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин,

В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 198—201.

17. См.: История органов внутренних дел / Под ред. Р.С. Мулукаева. — М., 2004. — С. 7—9.

18. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин,

В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 193—201; Мухаметшин А.Ф. Указ. соч. — С. 19—23.

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

Введенский А.Ю., Королев Б.И. Развитие органов розыскной деятельности Российского государства в ХУ—ХУ!! веках

19. См.: Кутафин O.E. Указ. соч. / O.E. Кутафин,

B.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 194.

20. См. там же. — С. 137, 198—201.

21. См. там же. — С. 151, 193—201.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Там же. — С. 193.

23. См. там же. — С. 138.

24. См.: Анисимов E.B. Дыба и кнут // Политический сыск и русское общество в XVIII в. — М., 1999. —

C. 234.

25. Кутафин O.E. Указ. соч. / O.E. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 194.

26. Там же. — С. 160.

27. Гребенкин М.Ю. Указ. соч. / М.Ю. Гребенкин,

С.Н. Миронов. — С. 32.

28. См.: Анучина Ю.Н. Соборное Уложение 1649 г. как источник права и его влияние на развитие русского законодательства // Право и политика. — 2008. — № 3. —

С. 686—688.

29. См.: Мулукаев Р.С. Политический режим и органы внутренних дел в дореволюционной России // История государства и права. — 2009. — № 22. —

С. 12 — 15.

30. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 494—516.

31. См. там же. — С. 494, 515, 516.

32. См.: Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. — М., 1986. — Т. 4. — С. 80.

33. См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. / О.Е. Кутафин, В.М. Лебедев, Г.Ю. Семигин. — С. 329.

Ю.Г.Галай

Галай Юрий Григорьевич — заведующий кафедрой конституционного и административного права Национального

исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Нижний Новгород), доктор юридических наук, профессор

E-mail: ugalay@hse.nnov.ru

Экзаменационные требования для соискателей ученых степеней по юриспруденции в университетах Российской империи

В статье анализируется законодательство о системе экзаменационных требований по юриспруденции для соискателей ученых степеней магистра и доктора в российских университетах XIX столетия. Приводится практика таких испытаний, отзывы о них современников-юристов.

Legislation on examinational requirements for

Правовые и процедурные основы института экзаменационных испытаний соискателей на ученые степени в российских университетах впервые были зафиксированы в Уставе Дерптского университета. Для соискателя на докторскую степень предусматривались следующие испытания:

— ответить письменно «основательно и подробно» на четыре экзаменационных вопроса, «относящихся до каждой особенной части, каждой особенной науки отделения», выбранных по жребию;

— выдержать произвольное устное испытание в других предметах отделения.

Требования в отношении магистра были такими же, но с некоторыми исключениями:

1) проводились предварительные испытания («предварительный искус»);

2) соискатель обязан был ответить по жребию на два главных вопроса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ему предлагалось такое же число письменных вопросов, на которые он отвечал «в особой комнате»1.

Большое влияние на порядок присуждения ученых степеней оказали университетские предложения и проекты. Начало было положено Казанским университетом. В частности, отделение нравственно-политических наук еще в 1814 году вырабатывает «Правила для производства испытаний на ученые степени». Цель экзаменов состояла в том, «дабы удостоверить, что испытуемый знает свою науку во всем ее пространстве, также историю и словесность оной и может свои познания применить практически». Правоведы подвергалисьэкза-менам по следующим главным («вместе с историей и словесностью») наукам: «1) в естественном, частном, публичном и народном праве; 2) в российском гражданском и уголовном праве и российском судопроизводстве; 3) в римском праве; 4) в общем уголовном и немецком праве; 5) в праве феодальном; 6) в праве каноническом и греко-российском церковном; 7) в правах иностранных, в некоторых российских губерниях законную силу имеющих; 8) в судебной медицине и 9) в политической

Приглашаю вас полюбоваться на самые необычные и красивые иконостасы. Сначала немного истории. Иконостас – это перегородка, отделяющая в православном храме алтарную часть от остального помещения. В древности иконостасов не было, алтарь был открыт или же отделялся от остального пространства храма декоративными колоннами. Постепенно появилось ограждение, чтобы в переполненном храме никто посторонний не попадал в алтарь — самое святое пространство храма.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Впоследствии на ограждении и на полке над ним стали размещать особо чтимые иконы. Постепенно стали увеличиваться размеры перегородки и количество икон. Особое развитие иконостасы получили на Руси, где большинство церквей было деревянными и не имело настенной росписи, поэтому особое значение приобретало увеличение количества икон. В русских православных храмах примерно с середины Средних веков алтарные перегородки становятся сплошными и полностью скрывают алтарь от взоров верующих.

Семиярусный иконостас Большого собора Донского монастыря

Иконостас Троице-Сергиевой лавры

Считается, что один из первых высоких иконостасов был создан в самом начале XV века для Успенского собора во Владимире, он до наших дней не сохранился. Но один из первых высоких иконостасов и один из трех иконостасов XV века, дошедших до нас, мы можем увидеть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор лавры — древнейшее из сохранившихся сооружений лавры, в нем хранится одна из величайших святынь русской православной церкви — мощи Преподобного Сергия Радонежского

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Ценность иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в том, что это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Создан этот иконостас в 1425—1427 годах.

Иконостас Рублева

Иконы и фрески Троицкого собора были выполнены мастерами под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Именно для этого иконостаса была написана «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Сейчас подлинник хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе представлена копия

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконостас Благовещенского собора

Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков

Благовещенский собор Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке. В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля

Устройство иконостаса

Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко

Церковь Покрова в Филях

В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы

Верхний храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали

Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью

Левая часть иконостаса храма Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Царские врата иконостаса

В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.

Центральная часть иконостаса с царскими вратами. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону

Правая часть иконостаса. Храм Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях

Иконостасы в Москве

Столица России уместила более 1000 храмов и часовен, поэтому можно только представить какое тут таится разнообразие иконостасов! Прежде чем перейти к описанию особо выдающихся иконостасов Москвы, напомню, что краткую экскурсию по церквям Москвы вы можете провести прямо сейчас — если посетите статью Храмы и церкви Москвы.

Уникальный иконостас сохранился и в церкви Троицы Живоначальной в Останкино. Эта церковь сама по себе очень живописна и нарядна. В её пышном декоре использованы белокаменные резные детали, цветные глазурованные изразцы, широкие пояса-карнизы, кокошники разного профиля, наличники причудливых форм

Церковь Троицы Живоначальной в Останкино

К сожалению, от первоначального иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами, что не умаляет его уникальности. Во-первых, иконостас церкви 9-ярусный. В православном издании мне попалась информация, что в этом иконостасе 9 рядов и 10 чинов и что в России всего три таких иконостаса

Во-вторых, в самом нижнем ряду, под иконами местного чина расположены образы «еллинских мудрецов» Орфея, Истоика, Фулидоса и Аполлона с «провозвестительными» изречениями о Христе на свитках в руках. Эти философы никогда не почитались как святые, а иконография их изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.

Сфотографировать этот нижний ряд иконостаса я не смогла из-за сумерек, а на фотографиях из интернета, в том числе и с сайта храма, этот ряд либо не виден из-за ажурной ограды, либо образы древних мудрецов закрыты специальными экранами. Вот на следующем фото, сделанном с церковных хоров, экраны темно-красного цвета с изображением креста как раз и скрывают лики античных философов

Иконостас создан в конце XVII – начале XVIII (источники называют немного разные даты). Высота его составляет 13,5 м. В нем применены различные техники: и серебрение, и золочение, что встречается очень редко. Даже в одном ряду иконы имеют разную форму и отличаются по высоте и длине. Ни один из ярусов не повторяет другого. Два верхних яруса конца XVII века с 16 изображениями Страстей Христовых — самый полный из всех до сих пор известных циклов на эту тему в иконостасах. Они выполнены во многом с образцов — лицевых Библий Пискатора и Вейгеля, а также Рубенса и Тициана.

Иконостас в церкви Троицы Живоначальной

Великолепный девятиярусный иконостас находился в церкви Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове. Церковь выстроена в 1698-1703 гг. предположительно архитектором Я.Бухвостовым. Белоснежная, трепетно-прекрасная церковь имела пышное наружное убранство, а внутри ввысь под своды, на высоту 20 метров, уходил резной золоченый иконостас, выполненной мастерами Оружейной палаты и украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове

Ещё в 1935 г. храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций (позднее комиссией ЮНЕСКО), но это не уберегло его от разрушения. К началу XХI века храм находился в плачевном состоянии, а иконостас был практически утрачен. Сейчас храм восстановлен полностью, но как я ни рассматривала иконостас, как ни считала, у меня получалось только 8 ярусов. Возможно, какой-то чин занимает неполный ряд и я не могу его отследить

Но больше всего в иконостасе Троицкого храма меня смутила очень яркая позолота и очень гладкая фактура материала, из которого выполнен иконостас, словно это и не дерево, и не резьба

Чтоб было понятно, о чем речь, вот несколько фотографий с сайта мастерской, восстанавливавшей интерьеры храма (сейчас иконостас выглядит так же).

Деталь иконостаса Троицкой церкви в селе Троицком-Лыкове

Никакой информации о материале, из которого изготовлен восстановленный иконостас, я нигде не нашла.

Деталь иконостаса Троицкой церкви в селе Троицком-Лыкове

Вот царские врата храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове

Иконостас Покровского собора

А вот в главном храме Марфо-Мариинской обители – Покровском соборе – иконостас очень простой. Несмотря на внешний вид древнерусского храма, собор построен архитектором А. Щусевым всего лишь сто лет назад, в 1912 году, и представляет собой великолепный образец стиля модерн в храмовом зодчестве, обыгрывая элементы новгородских и псковских церквей XII-XIV веков

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Росписи храма изнутри выполнил известный живописец М.В. Нестеров. Интерьеры храма очень просты и так же лаконично оформлен иконостас

Помимо того, что он одноярусный, тут и количество икон минимально: только два обязательных образа, Спасителя и Божией Матери

Иконостас церкви Климента Папы Римского

Великолепным примером московского иконостаса в стиле барокко может служить иконостас церкви Климента Папы Римского, сохранившийся почти в первозданном виде. Этот православный храм освящен в честь священномученика, принадлежащего единой христианской церкви, ещё до разделения на православие и католичество. Каменные храмы на этом месте строятся с 1657 года. Дошедший до нас храм выстроен в 1769 году, архитектор его доподлинно не известен. Совсем недавно, в конце 2013 года, закончилась реставрация храма

Церковь Климента Папы Римского

Ценность интерьера Климентовской церкви в его стилистической целостности, в продуманном композиционном и смысловом единстве иконостаса и храма в целом. Вы входите в храм через низкую трапезную и вас уже начинает сопровождать барочное убранство боковых приделов, которое достигает апогея, когда вы попадаете в центральную часть храма. Архитектура иконостаса подчеркнуто устремлена вверх и ваш взгляд поднимается к куполу и свету, где навершие иконостаса уходит в барабан основного купола так, что золотые лучи вершины оказываются вровень с окнами

Иконостас центрального придела церкви Климента Папы Римского

Уникальность иконостаса церкви Климента Папы Римского ещё и в том, что он охватывает все пять приделов храма на двух этажах. Вот на этой фотографии с церковных хоров хорошо видны все пять приделов — Преображенский (центральный), Знаменский (левый нижний), Рождества Богородицы (левый верхний), Никольский (правый нижний), Вознесенский (правый верхний)

Грандиозная, подобная фасаду здания, золотая стена иконостаса имеет сложную, объемную и ломаную, конфигурацию, она словно то наступает на нас, то отступает, создавая движение света и тени, пробуждая эмоции, не оставляя нас равнодушными. Особую выразительность иконостасу придают объемные фигуры ангелов, которые расположены на трех ярусах центрального иконостаса. Высота фигур более полутора метров

Вид с хоров на центральную часть иконостаса церкви Климента Папы Римского

Живопись иконостаса относится к XIX веку и выполнена в европейской манере, в стиле итальянского искусства XVIII века: свободные позы фигур, светотеневые решения пространства, струящиеся мягкие драпировки и насыщенный колорит. Есть предположения, что некоторые иконы могли быть написаны Д.Г. Левицким. Живописные композиции заключены в разнообразные фигурные рамы: круглые, овальные, вытянутые вверх, невыразимо сложные, но всегда с изящно изогнутыми очертаниями.

Моих теологических познаний не хватает, чтобы определить чины в этом иконостасе, поэтому буду основываться на статье в научном сборнике, где говорится, что иконостас включает в себя три яруса и семь подъярусов. Нижний ряд содержит три сюжета из Деяний святых апостолов, второй – храмовые образа и иконы святых; третий – двунадесятые праздники, евангельские сцены и притчи

На следующем фото иконостаса придела Рождества Богородицы хорошо видно искуснейшее исполнение царских врат, включающее в себя и виртуозную резьбу, и живопись

Иконостас Храма Христа Спасителя

Очень оригинально решен иконостас Храма Христа Спасителя. Проектировал его, как и весь собор, архитектор Константин Тон. Иконостас Храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню, украшенную в русском стиле колоночками, килевидными кокошниками, луковичными главками и увенчанную бронзовым позолоченным шатром. Силуэт иконостаса напоминает силуэты башень Кремля и Покровского собора, олицетворяя собой национальный русский стиль, образы Москвы и России.

Иконостас Храма Христа Спасителя четырехъярусный. Высота его вместе с шатром составляет 26,6 метров – это выше шестиэтажного дома. Изначально иконостас был выполнен из белого, без прожилок, каррарского мрамора, с орнаментами и инкрустациями из мрамора разных цветов. Для отделки использовались также лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник. Шатер, главки с крестами, царские врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом.

При восстановлении храма Христа Спасителя проводились обширные исследования. Например, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его конструктивные особенности и цветовую гамму. В целом иконостас храма Христа Спасителя воссоздан очень близко к первоначальному виду. Белый, даже белоснежный, полированный мрамор создает впечатление выполненного из фарфора

Использован итальянский каррарский мрамор, отечественные камни лабрадор, красный гранит, порфир и яшма

Иконостас церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

В конце XIX – начале XX веков стали создаваться иконостасы из новых, ранее не используемых для этого, материалов. Вот, например, церковь Пимена Великого в Новых Воротниках. Воротники в названии слободы означают не деталь одежды, а сторожей у ворот, которые селились в этой местности и дали ей название.

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Сама церковь старая: в камне была выстроена в 1702 году на месте сгоревшей деревянной, потом не раз достраивалась. А в 1897 году по проекту архитектора Ф.Шехтеля были обновлены интерьеры храма и был создан иконостас, не имеющий аналогов в Москве. Он выполнен из итальянского мрамора и украшен неглубокой, но четко читаемой резьбой.

Так как церковь имеет главный престол (в честь Святой троицы) и два боковых придела (в честь святого Пимена и Владимирской иконы Божией матери), то соответственно подобает иметь три иконостаса. Но здесь три отдельных иконостаса объединены в единую трехчастную композицию

Посмотрите на фото 1912 года: иконостас практически не изменился и дошел до наших дней таким, как его создавал великий Ф.Шехтель. Возможно, этому способствовало и то, что храм в советское время не закрывался, правда, одно время он был оплотом обновленцев – т.е. течения, поддерживающего советскую власть и выступавшего против патриарха.

Все три иконостаса двухъярусные. Помимо иконостаса, из мрамора выполнена решетка вокруг предъалтарного пространства. А вот отдельно стоящие киоты с иконами сделаны из дерева и только расписаны под мрамор. Интерьеры этой церкви я видела только при неярком освещении свечей и ламп, которое дает резкие тени, подчеркивающие резьбу. Но посмотрите, как роскошно смотрится резной мрамор при ярком свете

Царские врата украшены изображениями пальмовых ветвей, а весь иконостас — виноградными лозами с гроздьями ягод

Не могу не сказать про роспись внутренних интерьеров храма: эта стилизация под древнерусское теремное зодчество выполнена с огромным художественным вкусом и фантазией и дарит вам ощущение сказки и волшебства. Росписи были выполнены воспитанниками Строгановского училища по эскизам Шехтеля. Я нашла информацию, что орнаменты храма исполнены по образцам М.А.Врубеля, а мне растительные узоры напоминают рисунки Билибина

Вид от входа на внутренние интерьеры церкви Пимена Великого в Новых Воротниках

Иконостас Храма Преображения Господня в Тушине

Удивительную перекличку с этим шехтелевским иконостасом являет собой заново созданный в наше время иконостас Храма Преображения Господня в Тушине. Нынешнее здание храма построено в конце XIX века по проекту архитектора В.О.Грудзина. В советское время храм был закрыт, колокольня и купол взорваны, помещения отданы под склады.

Храм Преображения Господня в Тушине

После возвращения храм был восстановлен в совершенно новом, даже новаторском, внутреннем убранстве. По замыслу, оформление храма должно быть таким, чтобы позволить православному из любой страны мира найти здесь частицу своей культуры. В итоге первая часть храма расписана фресками, а стены и потолок центральной части украшены мозаиками из натурального камня с минимальным вкраплением золотой смальты. Неяркие, но четко читаемые фигуры панно навевают образы древних катакомбных или пещерных храмов.

Сдержанному оформлению стен, лишенному открытого пафоса и пышного ликования, вторит одноярусный иконостас, в котором прочитываются аналогии не только с эпохой модерна, но и с древними грузинскими и греческими храмами

В 1994 году за мозаичное убранство храма Преображения Господня в Тушине пятеро художников были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Впоследствии один из художников, Корноухов Александр Давыдович, был приглашен в Ватикан для создания мозаик в капелле Папского дворца к юбилею 2000 года. Эта капелла, по замыслу Папы Иоанна Павла II, должна была стать символом единения православной и католической культуры

Фарфоровый иконостас в храме Преображения Господня

А в Подмосковье, в городе Железнодорожный вот в этом храме Преображения Господня до наших дней сохранился уникальный фарфоровый иконостас начала прошлого века. На этом месте церкви ставились с XVII века. Нынешняя выстроена в конце XIX – начале XX века по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан, а на иконостас жертвовал купец Викула Морозов, владелец местной мануфактуры

Трехъярусный иконостас выполнен в нежных оттенках бело-розовой и лазоревой гаммы, с обильной позолотой. Не верится, что иконостасу более ста лет: краски очень чистые, сияющие, а блеск глазурованной поверхности и золота усиливает впечатление нарядности и торжественности. Мне особенно понравился белый голубь над царскими вратами, словно взмывающий из пике после крутого падения, но сфотографировать его отдельно не получилось

В храме помимо центрального престола освящены ещё два — во имя Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского. В боковых приделах, посвященных им, установлены иконостасы такого же вида, но поменьше. Высота иконостасов около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.

Один из боковых приделов храма Преображения Господня в Железнодорожном

Состоит иконостас из разнообразных и сложных скульптурных и геометрических форм: колонки с канелюрами, карнизы разного профиля, барельефы с растительным узором, медальоны, объемные орнаменты. А ведь все эти элементы не просто сформованы и вылеплены, они ещё и обжигались при температурах выше тысячи градусов, что и обеспечило иконостасу такую долговечность

Создан иконостас на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод) по проекту профессора архитектуры В.А.Косякова и скульптора Н.В.Анненского. Всего фабрика М.С.Кузнецова изготовила 38 подобных иконостасов, которые были установлены в разных городах России. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.

Интересно, что к фарфору, как к материалу для создания иконостаса, вновь обратились в XXI веке. Вот, например, храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове. Это целый комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах, куда входят надвратная звонница, часовня, воскресная школа и дом причта

Весь комплекс выполнен в византийском стиле. Храм Живоначальной Троицы завершен строительством в 2004 году

Иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Ю.Волкотруба в традициях уже упоминавшихся Кузнецовских мастерских XIX века

Сама я не смогла сделать фотографии иконостаса, поэтому покажу то, что удалось найти на просторах интернета

В оформлении широко использована позолота. Все иконы для иконостаса написаны вновь, современным иконописцем

Иконостас Крестовской часовни

Но, пожалуй, самое большое впечатление из современных интерьеров на меня произвел иконостас и всё убранство в целом Крестовской часовни. Часовня расположена на территории Знаменского храма, воистину провидением Господним уцелевшего в кольце Рижской эстакады после многочисленных планов по сносу

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Сначала буквально два слова про иконостас самогО Знаменского храма. Он выполнен в конце XIX века именно для этой церкви, а она никогда не закрывалась. Деревянный, резной, позолоченный иконостас в центре пятиярусный, в боковых пределах двухъярусный. Иконы второго яруса размещены в круглых медальонах, украшенных пламеневидными кокошниками. Часть верхних образов увенчана трехлопастными кокошниками

Иконостас храма иконы Божией Матери «Знамение»

Теперь о Крестовской часовне. Первоначальная часовня была разрушена в советское время, а ведь именно хранившийся в ней крест дал название всей местности — Крестовская застава, а потом и Крестовский мост, Крестовский универмаг. Это крест был сооружен в память о встрече мощей святителя Филиппа, переносимых в Успенский собор Кремля из Соловецкого монастыря. Сейчас крест установлен на престоле, уступами облицованном расписной и рельефной керамикой. Словно бы фоном кресту служит некое подобие киота, заполненной фигурной керамикой с растительным узором и позолотой

Зеркально, у противоположной стены, расположен керамический киот, с такими же формой навершия и заполнением фигурной керамикой, как у креста. Обратите ещё внимание, какой красивый в часовне пол

Крест и икона расположены по обе стороны от иконостаса, силуэтом напоминающего иконостас Храма Христа Спасителя

Оформление иконостаса, киота и обрамления креста выполнены в едином стиле, с одинаковыми заполнениями плоскостей, орнаментами, медальонами и барельефами

Очень впечатляет тщательная, просто ювелирная проработка и исполнение каждой детали

Я так и не нашла, кто и где сотворил это чудо. Есть только информация, что часовня воссоздана на пожертвования банка «Зенит», Татнефти и семьи Соколовых.

В Крестовской часовне обращает на себя внимание также современная икона Николая-чудотворца, выполненная из полудрагоценных камней в стиле флорентийской мозаики

По площади часовня очень маленькая, но зато вверх, к небу и свету, она устремлена на всю высоту двух ярусов и купола

Вид изнутри на купол Крестовской часовни

Как увидеть необычные иконостасы Москвы

С особой радостью отмечаю, что все, о чем здесь рассказано, доступно для посещения. В том же порядке, как описывала храмы, буду рассказывать, как до них добраться.

Троице-Сергиева Лавра – это самый удаленный из описанных объектов. Как туда добраться, лучше посмотреть на сайте Лавры — там подробно все описано: и как добираться, и где остановиться, где поесть, что посмотреть. От себя замечу, что в Троицкий собор обычно собирается большая очередь желающих приложиться к мощам Сергия Радонежского. Поэтому, если вам удалось добраться в Лавру пораньше, до основного потока паломников (часов до 11), то лучше сразу занять очередь. Если вы хотите только осмотреть интерьеры храма, то можно пройти без очереди в любое время, если храм не переполнен.

Благовещенский собор относится к Музеям Кремля, поэтому график работы и условия посещения смотрите на сайте Музеев Кремля. Это единственный из описанных объектов, куда возможен только платный доступ. Музеи Кремля имеют федеральное подчинение, поэтому тут не действует правило третьего воскресенья месяца, когда вход в городские музеи бесплатный. НО: билет на временные выставки Музеев Кремля (а как правило, это эксклюзивные и очень интересные выставки) дает вам право осмотреть храмы на Ивановской площади. Так что можно объединить два культурных мероприятия.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях находится по адресу ул. Новозаводская, д.6. Это 500 метров от северного входа станции метро Фили. Около храма, вдоль улицы Новозаводской, есть большая бесплатная парковка. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Верхний храм Спаса Нерукотворного, про иконостас которого я рассказывала, доступен для посещения только в летнее время, с 01 мая по 14 октября. В остальное время туда можно попасть только предварительно договорившись об экскурсии по тел. (8) 915-278-94-93.

Храм Живоначальной Троицы в Останкине находится рядом с музеем-усадьбой Останкино, на берегу Останкинского пруда. Официальный адрес: ул. 1-я Останкинская, д.7, стр.2. Как добраться общественным транспортом, можно посмотреть на сайте храма. Напротив церкви есть большая бесплатная парковка.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове входит в храмовый комплекс подворья Покровского женского монастыря (сам монастырь находится на Таганской улице и больше известен как место, где почивают мощи Матроны Московской). Вся территория подворья ограждена и пройти к храму можно только войдя через основной вход у Успенской церкви, т.е. ориентироваться надо на ворота около ул.Одинцовская, д.24с8. Далее по территории подворья идти к храму. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте монастыря. Оформленной автопарковки нет, но можно оставить машину либо в начале Туркменского проезда, либо вдоль Одинцовской улицы.

Марфо-Мариинская обитель находится на Большой Ордынке, 34 — буквально 5 минут от метро Третьяковская. Это зона платной парковки, но около обители парковочных мест почти нет, надо искать в переулках. Искренне советую посетить обитель в период цветения или хотя бы зеленого покрова растительности – это очень красивое и ухоженное место.

Церковь Климента Папы Римского Климент расположена на ул. Пятницкая, 26, стр.1 – вообще одна минута от метро Третьяковская. С парковками тут напряженка: около храма их нет, надо искать в переулках, а это всё зона глубоко платных парковок.

Храм Христа Спасителя – метро Кропоткинская. В праздники доступ может быть замедлен из-за большого наплыва посетителей.

Церковь Пимена Великого находится в Нововоротниковском переулке, д.3, всего 2 минуты от метро Новослободская. Парковки вокруг платные, но место найти трудно и дворы закрыты шлагбаумами.

Храм Преображения Господня в Тушино расположен на Волоколамском шоссе, д.128 – это прямо перед МКАД. Совсем рядом железнодорожная платформа Трикотажная Волоколамского направления. Как доехать общественным транспортом лучше узнать на сайте храма. Около церкви есть большая бесплатная парковка.

Преображенский храм в г. Железнодорожный имеет официальный адрес Московская обл., г. Железнодорожный, м/р Саввино, пл. Преображения, стр.1, и на ограде храма табличка гласит об этом же. Но почему-то Яндекс и навигатор не воспринимают этот адрес и предлагают совсем другой микрорайон Железнодорожного. Ориентироваться надо на пересечение улиц Интернат и 1 Мая или на Саввинское кладбище. Перед храмом есть большая парковка. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте храма.

Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове расположен на Каширском шоссе, д.61а. Если пешком, то проще всего идти от северного выхода метро Домодедовская вдоль Каширского шоссе по направлению в центр по нечетной стороне. Идти достаточно долго, минут 25. Круглые купола храмового комплекса вы вскоре увидите и сможете на них ориентироваться. Общественным транспортом можно добираться от станций метро Домодедовская, Орехово, Шипиловская (на сайт храма вас не отсылаю – там нет пояснений по транспорту). Со стороны Каширского шоссе есть большая бесплатная парковка.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится во 2-м Крестовском переулке, д.17. Это совсем рядом с метро Рижская, только придется покружить по подземным и наземным переходам. Парковки тут платные и их мало.

Пространство храма. Иконостас

священник Антоний Лакирев

Господь Иисус Христос на вопрос о том, в каком именно месте следует поклоняться Богу, сказал: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…» (Ин. 4:23). Тем самым Он отменил древний обычай избирать для поклонения какое-то особое, священное место, отличая его от всего остального мира. Напротив, весь мир становится для учеников Христа храмом Божьим, местом, где человек встречается с Самим Творцом.

Первоначально ученики Христа прямо следовали этим Его словам и собирались для молитвы в обычных домах. При небольшом количестве христиан это было достаточно удобно и, в то же время, безопасно – ведь с самого начала Церковь Христова подвергалась жестоким гонениям. Нередко христиане собирались для молитвы на кладбищах (в Римской империи). Однако, когда гонения ослабли, а количество христиан увеличилось, стало трудно отыскать дом, который мог бы вместить всю общину христиан. Поэтому еще до 313 года, когда христиане Римской империи получили свободу, они начали покупать или строить для себя специальные помещения. Обычно это были базилики – общественные здания той эпохи, вместительные и недорогие. В сущности, структура христианского храма унаследовала основные архитектурные особенности именно этих римских общественных зданий.

В современном храме, как и в древней базилике, есть основное пространство, где располагаются члены христанской общины, есть притвор, своего рода прихожая, служащая для самых разных «технических» целей, и расположенный на возвышении в дальней от входа части алтарь. Именно алтарь является главной, центральной частью любого храма. В центре алтаря находится престол, на котором совершается таинство Евхаристии (благодарения), главное в христианской жизни. Обычно на престоле находятся немногие вещи, наиболее значимые и чтимые для христиан. В первую очередь, на престоле хранится главная святыня – Тело и Кровь Христовы, – Хлеб и Вино, освященные в таинстве Евхаристии. В древности, когда местом для собраний христиан служил частный дом, престол действительно находился в центре помещения; лишь впоследствии, из-за многолюдства, его стали сдвигать в противоположную от входа сторону.

В древних православных храмах римской и византийской эпох алтарное пространство отделялось от остального храма невысоким барьером (алтарной преградой), примерно в половину человеческого роста. Подобная преграда существовала в римских общественных зданиях еще до того, как они стали использоваться христианами. Уже в 4 веке христиане стали ставить иконы на эту алтарную преграду, или вешать их на брус, который тянулся над нею на специальных столбах. К середине первого тысячелетия сложился обычай помещать на алтарной преграде две главные иконы – изображения Самого Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. В алтарной преграде устраивались обычно три прохода: один в середине и два более узких по бокам. Такое строение алтарной преграды сохранялось в православном мире до 15 века; западные христиане сохранили его и доныне.

Начиная с 15 века в православных странах, особенно в России, количество икон на алтарной преграде начинает увеличиваться. Отчасти это связано с архитектурными особенностями храмов: в деревянных храмах на Руси алтарь отделялся от храма бревенчатой стеной, поместить иконы на которую было очень естественно. Но этому была и другая причина: христиане начинают рассматривать весь храм как икону, образ мироздания. Поэтому в византийских храмах в росписи купола появляются небесные образы, а на нижней части можно встретить изображения более земных вещей. Иконостас в таком храме становится своего рода местом встречи неба и земли, функция его изображений не в том, чтобы скрыть алтарь от «посторонних» взглядов, а в том, чтобы напомнить молящимся христианам о тех, кто не небе молится вместе с нами.

Русский «высокий» иконостас содержит в себе поэтому совершенно определенные образы. Нижний ряд икон (расположенный там, где когда-то была алтарная преграда) по-прежнему, как и в древности, включает в себя иконы Спасителя и Божьей Матери, расположенные по сторонам от центрального входа в алтарь (т. наз. Царских врат). Кроме того, в этом ряду помещают (справа от иконы Христа) икону, изображающую праздник или святого, которым посвящен храм. На боковых дверях алтаря обычно располагаются изображения архангелов (чаще всего – Михаила и Гавриила), являющихся вестниками от Бога к людям. Часто на боковых дверях изображают святых диаконов Стефана и Лаврентия, знаменитых служителей древней Церкви.

В следующем, втором снизу ряду икон в иконостасе помещаются изображения главных событий жизни Христа. В центре этого ряда икон – образ Тайной вечери. Поскольку изображенные здесь события являются основными христианским праздниками, этот ряд и получил название праздничного. Следующий, третий снизу ряд икон изображает святых, молящихся Христу вместе с нами. Здесь в центре – икона Христа, сидящего на троне, а по сторонам от Него – молящиеся Матерь Божья и Иоанн Предтеча, апостолы и другие святые. От искаженного греческого слова «деисис» (моление) этот ряд получил название «деисус» или «деисусный чин». Самый верхний, четвертый ряд икон изображает ветхозаветных пророков, чья проповедь возвещала грядущее воплощение Сына Божьего. Поэтому в центре этого ряда располагается икона Божьей Матери с Младенцем Иисусом, а по сторонам от нее – наиболее известные и чтимые пророки. Этот ряд, естественно, называется пророческим. Над всем иконостасом (иногда – уже на стене над ним) помещается Распятие. В наиболее развитой форме «высокий» иконостас может включать еще и изображения дохристианских мыслителей, не знавших Христа, но косвенно служивших Его делу. Эти изображения помещают под местным рядом, над самым полом.

Структура иконостаса в таком виде определяется главной идеей: православный храм – это место, где совершается самое главное таинство в истории мира, где собираются вместе все верные Богу – как живущие сейчас на земле, так и уже находящиеся в Царстве Небесном. Современные православные храмы не всегда содержат полный «высокий» иконостас. Часто можно увидеть только нижний («местный») и праздничный ряды. Это зависит и от объективных архитектурных условий, и от субъективных предпочтений христиан. Тем не менее, храм всегда остается местом, где ученики Христа собираются вместе, чтобы встретиться с Ним Самим.

Символика алтарных преград византийских и раннехристианских храмов нашла свое продолжение в иконостасах православных церквей. Иконостас, который отделяет от средней части храма алтарь, выражает мысль о наиболее тесной и неразрывной связи между миром духовным и чувственным посредством молитвенной помощи изображённых на иконах Святых. С возникновением иконостаса собрание верующих оказалось буквально лицом к лицу поставленным с собранием небожителей, которые таинственно присутствуют в образах иконостаса.

Алтарь от храма может отделяться только видимыми свидетелями невидимого мира, живыми символами их соединения, иначе – святыми. Иконостас является границей между видимым и невидимым миром. При этом данная алтарная преграда делается действительно доступной сознанию сплотившихся святых. Иконостас выступает явлением святых и ангелов. Важно подчеркнуть, что это явление небесных свидетелей и, в первую очередь, Богоматери и Самого Христа. Иконостас не закрывает от верующих алтарь в храме, а просто раскрывает для них сущность того, что совершается и содержится в алтаре. Сущность данная заключается в обожении, к которому стремятся представители Церкви земной и которого уже смогли достичь члены Церкви Небесной, явившиеся в иконостасе. Образы иконостаса демонстрируют результат сближения и пребывания в единении с Богом.

Иконостас постепенно открывает пути Божественного Откровения и Спасения. Каждый из рядов — это определённый период священной истории. Через зримые образы взгляды верующих обращаются к праздничному ряду и затем к ряду, где буквально всё устремлено к Христу. Стоит подчеркнуть, что в одной плоскости, которая легко обозревается с разных точек и охватывается единым взором, иконостас одновременно раскрывает и историю человека, и пути Бога в истории, и образа Триединого Бога. Павел Флоренский считает: «Сверху вниз проходят пути Божественного Откровения и Спасения… При этом снизу вверх в виде ответа на Божественное Откровение идут пути восхождения людей: через принятие евангельского благовестия, сочетание воли человека с волей Божией, через молитву и причащение Таинству Евхаристии человек восходит к единству Церкви. Важно подчеркнуть, что вещественный иконостас не является заменой иконостаса живых свидетелей, а выступает только указанием на них, чтобы молящиеся могли сосредоточить своё вниманием на них… Проще говоря, любой храм без вещественного иконостаса отделяется от алтаря глухой стеной, в данном случае иконостас пробивает в нём окна, и через них верующие получают возможность видеть происходящее за окнами – живых свидетелей Божиих. Поэтому уничтожить иконы – замуровать данные окна».

Так можно прийти к выводу, что иконостас не полностью закрывает алтарь. Более того, он наоборот в духовном аспекте раскрывает верующим истины Домостроительства Божия. Живое таинственное общение Божиих угодников, в которых уже был восстановлен образ Бога, с верующими людьми, находящимися в храме, в которых данный образ ещё лишь должен быть восстановлен, обеспечивает совокупность небесной и земной Церквей.

Смотреть фотографии иконостасов, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»

Читать еще статьи

Пятиглавый Успенский собор в Рязани — самый яркий городской архитектурный памятник XVII века, возведенный в 1693–1699 годах архитектором Яковом Бухвостовым. Исторический собор является одним из символов Рязани и доминантой комплекса Кремля.

Жемчужина внутреннего убранства собора — самый высокий в России семиярусный иконостас.

В летнее время в соборе проходят богослужения, и он открыт для посетителей. Побывать в храме можно как во время богослужений вместе с прихожанами, так и с экскурсиями от комплекса музеев Рязанского кремля.

Успенский собор относится к Приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани.

Расписание богослужений в Успенском соборе Рязани в 2020 году

Службы проходят с мая по октябрь, каждый день:

  • Вечернее богослужение в 17:00.
  • Божественная литургия в 9:00.

Для прихожан двери собора открыты с 7:30 до завершения вечерней службы. В зимнее время собор не работает.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

© Кристина

Историческая справка

В 1677 году на месте старой пороховой палаты решено было возвести новый Успенский храм, в дополнение к уже существующему. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Тогда на этом месте решили построить собор. Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. После завершения основных работ, внутри обустроили невероятных размеров и красоты иконостас, сохранившийся до наших дней. Освятил свежепостроенный собор митрополит Стефан (Яворский) в 1702 году.

Уже в следующем после освещения году, храм вновь пришел в бедственное положение. Зимой через многочисленные щели внутрь наметало снег, а летом залетали птицы, угрожая испортить невероятной красоты иконостас. Неоднократно ураганный ветер сильно повреждал купола.

Успенский собор Рязанского Кремля неоднократно пытались ремонтировать, но к концу XVIII века состояния здания ухудшилось настолько, что даже находиться внутри него было не безопасно. Только к 1804 году собор смогли окончательно восстановить, заодно осветив его еще раз.

В 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля началось строительство отдельно стоящей соборной колокольни, закончить которую смогли только к 1840 году, завершив тем самым имеющийся сегодня архитектурный ансамбль.

В 1850-е годы реставрировали иконостаса и стенную живопись

В XX веке Успенский собор, как и многие другие храмы в то время, пострадал от рук Большевиков — в 1929 году собор закрыли, а старинные росписи закрасили. Позже внутри открыли планетарий, а еще через время стали организовывать музейные экспозиции.

Только в 1992 году в собор вернули Рязанской епархии и осветили. Тогда же начали проходить первые службы, первое время не чаще, чем пару раз в год. К слову, выставки на территории собора проходили вплоть до 2007 года.

Архитектура

У летнего кафедрального собора Рязанской епархии имеется пять куполов, стоящих на большом кирпичном подклете — в ширину 31 метр и в длину 45 м, а если считать с галереями то 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Выполнен он в так называемом стиле «московское или нарышкинское барокко», ориентированном на современную для того времени европейскую архитектуру.

Работавший над собором зодчий Яков Бухвостовый, смог объединить традиционную для России храмовую архитектуру, с типичной для конца XVII века симметричностью фасадов и прямыми карнизами. Снаружи стены здания декорированы уникальной для тех лет белокаменной резьбой с кружевами. В некоторых местах ширина стен достигает до 2,4 метра. Звонница украшена колоннами и скульптурами ангелов.

До наших дней сохранилась уникальная старинная роспись. Изначально своды и колонны храма не были расписаны, все те немногие сохранившееся фрагменты, были сделаны в уже в XIX веке.

Иконостас летнего Успенского собора в Рязани

Одной из самых интересный вещей в храме, безусловно, является 27 метровый иконостас. Резной шедевр изготовлен руками выдающихся мастеров из артели Сергея Христофорова. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.

Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, в результате чего их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.

В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.

Иконостас имеет восемь ярусов — семь «основных» и один «дополнительный», включающий в себя крест и ряд икон с изображениями Страстей Господних.

Святыни Успенского собора

  • Чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, явившаяся, как считается, в поле у села Феодотьево в 1487 году
  • Муромская икона Божией Матери, по преданию перед иконой молился святой Василий, епископ Рязанский
  • В теплое время года в собор пребывают мощи из Христорождественского собора, включая раку с мощами Василия Рязанского

Как добраться до Успенского собора Рязанского Кремля

От Рязанского автовокзала можно доехать на троллейбусе № 1 либо маршрутке № 41, ближайшая к кремлю остановка «Соборная площадь». Если начинать маршрут от ж/д вокзала, то надо будет сперва дойти до Первомайского проспекта, а там, на ближайшей остановке — тем же транспортом.

Также можно воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Собор находится на территории Рязанского кремля, по адресу: ул. Кремль, 14.

Успенский собор в Рязани на панорамах Google Maps

Видео о соборе

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *