На выставке в Манеже погибли работы В. Сидура.

Владимир Гоголицин: литературный дневник

Как сообщили российские СМИ, вчера на выставке в Манеже "Скульптуры, которые мы не видим", посвященный советскому андерграунду 70-80-х годов группа "православной" молодежи устроила погром.

В результате погибло несколько произведений, в том числе работы всемирно известного скульптора Вадима Сидура. Группа из 7-10 человек, заранее сообщив в социальных сетях об акции, вошла по билетам в музей и принялась уничтожать произведения, оскорбляющие , по их крикам, чувства верующих.

Акция размещена на роликах телекомпаний LifeNews и РЕНТV, известных своей "патриотической" направленностью. Охрана и администрация Манежа в акцию не вмешивалась. Полиция подьехала по вызову самих погромщиков. Все это заставляет предполагать, что варварская акция была заранее спланирована и хорошо скоординирована. Возмущение посетителей выставки не заставило администрацию Манежа предпринять быстрые и решительные действия, как это принято в таких случаях во всех музеях мира. Реакция РПЦ в лице известного архиерея Чаплина была более чем двусмысленной — громить произведения искусства нехорошо, но и устраивать выставки "оскорбляющие чувства верующих" тоже,что подкреплено, по его мнению, недавно принятым постановлением Гос. Думы: погромщики выкрикивали, что они действуют якобы "по закону об оскорблении чувств верующих".

Вадим Сидур, так же как и Эрнест Неизвестный, являются великими скульпторами, родившимися в Советском Союзе и ставшими всемирно известыми художниками. Работы Вадима Сидура выставлены во многих музеях мира, а некоторые находятся и на открытом воздухе. (Скульптуры можно посмотреть на картинках в в инете).

Вот выдержки из биографии ВАдима Сидура (Википедия):

"Вади;м Абра;мович Сиду;р (28 июня 1924, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) — 26 июня 1986, Москва) — советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-арт»). Поэт и прозаик.

Родился в Екатеринославе в семье Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой. С 1942 по 1944 годы — воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован. В 1953 году окончил МВХПУ (Строгановское училище), факультет монументальной скульптуры. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.

Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии — «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США — «Голова Эйнштейна» и другие.

Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.

В 1989 году в Москве создан Музей Вадима СидураЛейт.

Выставка «Война и Мир Вадима Сидура»

Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографические работы), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные произведения художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, впоследствии увеличенные и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и другие.

Вадим Сидур был и литератором : писал стихи и прозу. Представляю некоторые из стихов В.Сидура, которые удалось найти в инете:

Кровосмешение

Незабываем
Испуг
Десятилетнего
Мальчика
Впервые
Увидевшего
Семя
Свое

Много спермы с тех пор утекло
Из тела моего изверглось
Я мог быть
Отцом
Миллиардов жителей
Миллионов планет
Превзойти Создателя
Изваявшего
Только Адама и Еву

Жаль семени моего
Растраченного
Впустую

1982

Яблони
Сосны
Ели
Сестры мои родные
Непреодолимо к вам вожделение
Прелюбодеяние неизбежно
Кровосмешения не испугаюсь

1983

Реквием

Небо плачет
Третий день не выходим из дома
В окна смотрим
Глазам поверить не можем
Умерло Лето

Осень Лету
Пышные похороны готовит
В последний путь провожает
Земли черной гроб
Золотой парчой покрыла
У деревьев ее украла

Стоят у могилы Лета
Яблони
Березы
Осины
Плакальщицы босые

Мутные глаза Неба
Бельмами на Землю смотрят
Население планеты пугают

Умрут все
Никто не воскреснет
Только Лето вернется
Если войны не будет

Маленькая девочка
В сером байковом платье
Стриженная наголо
Иногда я
Украдкой гладил
Бархатную шерстку
На ее круглой голове
Мы сидели рядом
В детском саду
Тайно держась за руки
Под столиком
Я любил ее безумно

Женского начала
Элементарная частица
С обнаженной прелестью
Ослепительно светясь
Залетала в мое Подземелье
Излучая кванты желания
С интенсивностью
Теоретически невозможной
Голенькая под своей мини
С трусиками в сумочке
Чтобы не тратить времени
На сближение
Сразу вступить
В сильное взаимодействие
Слиться со мной воедино
Превратиться в атомный котел
Огромной энергии
Сиять голубыми глазами
Освещая тьму Подвала
Содрогаться
Стонать
Змеиться золотыми волосами
Взорваться воплем
Отторгнуться от меня
И улететь в пространство
Сквозь Землю
Оставив навсегда
Незаживающую рану
В памяти
Моего
Тела

Целую светлую челку
Маленький лоб без мыслей
Два глаза серых
Покрытых тонкими веками
Короткие реснички
Теплые губы
Слабую шею
Косточки ключиц
Подмышек впадинки
Красные крошечные сосочки
На груди безгрудой
Стучащее сердце
Под гибкими ребрами
Пупка ямку
На животе впалом
И
Останавливаюсь
На середине
На бугорке
Золотым пушком покрытом
С другого конца начинаю
Целую
Шевелящиеся тонкие пальчики
На узких ступнях
Гладкие голени
Покалывающие мое лицо
Невидимыми волосками
Коленей розовые чашечки
Ласковых бедер нежную кожицу
Белую прозрачную шелковистую
И
Останавливаюсь
На середине
На огнедышащей щелке
Ведущей внутрь тела
Так
Никогда
Не смог
Расцеловать
Свою
Длинную
Возлюбленную
Всю
Целиком
Сразу
Всегда
Останавливаюсь
На
Середине

Она
Вышла
В
Туалет
Я
Услышал
Звон
Струйки
И
Умилился

Диван наводящий на размышления
Огромный
Старый
Грязный
Синхрофазотрон
Стоит в моем Подвале
Вдруг
Я с изумлением вижу
На этой дряхлой развратной развалине
Белобрысую девочку
С двумя косичками
Она бойко говорит о чем-то
Но смысл звуков не имеет значения
Озарение откровения оглушает
Это частица Мироздания
С прелестью
Открытой только мне
Мною
Для меня
Давайте танцевать
Говорит беленькое юное существо
Не умею
Отвечаю я
Уже вступивший в пору осеннего цветения
Я вас научу
Говорит пучеглазенькая
Берет меня за руку
И я чувствую особый аромат
Странности
Очарования доверчивой невинности
Этой посланницы Вселенной
Я слишком долго ждал ее появления
И теперь не верю своим глазам
Начинаю вращаться
Вокруг неуклюжей девочки
Со все возрастающей скоростью
Губы невинной целуют меня
Нестерпимо горячие
Они прикипают к моим
Навсегда
С тех пор мы так и пляшем
Прижавшись друг к другу
Уже целую вечность
Превратившись в протон
Распадающийся только раз
В 6,5х10 в тридцать первой степени лет
Что намного превышает
Предсказание простейшего варианта
Теории великого объединения

1985

Я-цветок осенний
Единственный
Неповторимый
Такого больше не будет
Цвету
Судьбу свою знаю
Опустится на меня балеринка
Дивное насекомое
Нежное создание
Одетое в прозрачные зеленые крылья
Коснется длинными лапками
И я тут же умру
Пронзенный счастьем
Превращусь
В ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ ОТ ЛЮБВИ

Какие работы Вадима Сидура были уничтожены современными варварами и имели ли они отношение к религиозной тематике пока неизвестно. В любом случае — произошла знаковая акция, еще раз напомнившая об угрозе, которая сейчас грозит российской культуре.

© Copyright: Владимир Гоголицин, 2015.

Список читателей

Другие статьи в литературном дневнике:

Полный список статей

Публикации

Сборники статей

Яблонская О.В. Виктуаллеры Лондона XIV века // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты. Рязань: Рязанский государственный университет им С.А. Есенина. 2018. С. 363-371.

Труды (тезисы) конференции

Яблонская О.В. ДЖОН НОРТГЕМПТОН — ЛИДЕР ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ ЛОНДОНА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIV ВЕКА // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей XI Международной научно-практической конференции.. "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 250 с.. 2017. С. 44-46.

Яблонская О.В., Шаматова Ю.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДАМА ЧАРТОРЫЙСКОГО И ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В 1801-1806 ГГ // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей XV Международной научно-практической конференции. "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) , 286 с., Том. Часть 4. 2017. С. 37-41.

Яблонская О.В. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ ДЖЕФФРИ ЧОСЕРА // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей XV Международной научно-практической конференции. "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 286 с., Том. Часть 4. 2017. С. 34-36.

Яблонская О.В. ИЕРОНИМ БЛАЖЕННЫЙ ОБ ОБЕТЕ БЕЗБРАЧИЯ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ // VITA MEMORIAE: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР С.И. АРХАНГЕЛЬСКОГО: Материалы XX чтений памяти С.И. Архангельского и V Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ Мининский университет. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 140 с.,. 2017. С. 33-39.

Яблонская О.В. Простые люди чосеровской Англии // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время.. Арзамасский филиал ННГУ, выпуск. 12. 2017. С. 13-23.

Яблонская О.В., Лазарев А.О. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ И ХРИСТИАН-СКИЕ СПОРЫ IV V ВВ // Наука молодых: сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции.. Нижегородский гос. Тех. Ун-т им. Р.Е. Алексеева,. 2017. С. 983-987.

Публикации в научных журналах

Яблонская О.В. К ВОПРОСУ О СПОРЕ ИЕРОНИМА СТРИДОНСКОГО И РУФИНА АКВИЛЕЙСКОГО // Таврический научный обозреватель. № 4-1 (21). 2017. С. 49-51.

Яблонская О.В. АДАМ ЧАРТОРЫЙСКИЙ И ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В 1815-1825-Х ГГ. // Juvenis scientia. № 11. 2017. С. 53-55.

Сборники статей

Яблонская О.В. БЛАЖЕННЫЙ ИЕРОНИМ: "ЦИЦЕРОНИАНИН" И "ХРИСТИАНИН" // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: Арзамасский филиал ННГУ, 326 с.. 2016. С. 253-262.

Публикации в научных журналах

Яблонская О.В. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ЛОНДОНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В XIV ВЕКЕ // Таврический научный обозреватель. № 6 (11). 2016. С. 41-46.

Яблонская О.В., ШАМАТОВА Ю.Ю ТОРГОВЛЯ ШЕРСТЬЮ И СУКНОМ В АНГЛИИ В XIV ВЕКЕ // Таврический научный обозреватель. № 2(7). 2016. С. 162-166.

Яблонская О.В., Яковлев Д.В. К ВОПРОСУ О МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ КАСАТКИНА В ЯПОНИИ // Таврический научный обозреватель. № 11-1(16). 2016. С. 78-82.

Яблонская О.В. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ АНГЛИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ // Таврический научный обозреватель. № 11-1(16). 2016. С. 66-68.

Яблонская О.В. УЧАСТИЕ ЛОНДОНЦЕВ В ВОССТАНИИ 1381 ГОДА В АНГЛИИ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. № 1. 2016. С. 21-34.

Сборники статей

Яблонская О.В., Яковлев Д.Я. Николай Японский о трудностях Православной миссии в Японии // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке. Махачкала: -162с. ISBN –978 5 9906693-0-7.. 2015. С. 29-36.

Яблонская О.В. ПАВЛА И ЕВСТОХИЯ В ЖИЗНИ ИЕРОНИМА СТРИДОНСКОГО // ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: АНТИЧНОСТЬ, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. Н.Новгород: Арзамасский филиал ННГУ, 173 с. Межвузовский сборник научных трудов Ответственный редактор А.Р. Панов. — Том. Выпуск 10. 2015. С. 140-146.

Яблонская О.В. БЛАЖЕННЫЙ ИЕРОНИМ И ЕГО ХРИСТИАНСКИЕ ПОДВИЖНИЦЫ // ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: АНТИЧНОСТЬ, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Межвузовский сборник научных трудов Ответственный редактор А.Р. Панов.. Н.Новгород: Арзамасский филиал ННГУ, 173с., Выпуск 10. 2015. С. 111-122.

Монографии

Яблонская О.В. ""Беспокойный Лондон" XIV века. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 60 с.. 2015.

Публикации в научных журналах

Яблонская О.В. Борьба «старого» и «но-вого» патрициата в Лондоне в последней четверти XIV века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. № 1. Т. 15. 2015. С. 50-57.

Сборники статей

Яблонская О.В. ЛОНДОНСКИЙ КУПЕЦ ДЖОН ПОУТНИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АНГЛИИ XIV ВЕКА // Политическая жизнь Западной Евро-пы: античность, средние века, новое и новейшее время / Межвузовский сборник научных трудов. ответственный редактор А.Р. Панов.. Н.Новгород: Издательство: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского/ Вып. 9. 2014. 142c.. 2014. С. 6-13.

Труды (тезисы) конференции

Яблонская О.В. Благотворители средневековой Англии: Дик Уиттингтон // Британские чтения: матер. II Всерос. с междунар. Участием науч. конф., по-священной 90-летию проф. М. М. Ябровой (Саратов, 19–20 сентября 2013 г.) / под ред. Л. Н. Черновой. – Саратов: «Издательский центр “Наука”», 2014.. Саратов: «Издательский центр “Наука”», 2014. 156 c.. 2014. С. 46-54.

Публикации в научных журналах

Яблонская О.В. КОНФЛИКТЫ И КОМПРОМИССЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ЛОН-ДОНА В 1370-1380-х ГГ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. № 2. 2014. С. 4-16.

Сборники статей

Яблонская О.В. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЛОНДОНА XIV ВЕКА // ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: АНТИЧНОСТЬ, СРЕДНИЕ ВЕКА, НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ межвузовский сборник научных трудов // Ответственный редактор: КУЗНЕЦОВ Е.В.. Н.Новгород: Издательство: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Выпуск 8. 2013. С. 12-17.

Яблонская О.В. Яблонская, О.В. Коммерческое наступление лон-донских купцов в XIV в. // Новый университет. Серия Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук.. М.: – 2013. – № 10 (31). 2013. С. С. 35–41..

Яблонская О.В. Олдермены в системе город-ской власти Лондона XIV в. // Образы власти в гуманитарных ис-следованиях: Сборник статей по ма-териалам всероссийской конференции XVIII Чтений памяти С.И. Архангельского / Под ред. А.В. Хази-ной, Ф.В. Николаи.. Нижний Новгород: Н.Новгород: НГПУ им К. Минина, 2013.. 2013. С. 17-21..

Труды (тезисы) конференции

Яблонская О.В. Яблонская, О.В. Религиозная жизнь и цеховые корпорации средневекового Лондона // Религия – наука – общество: проблемы и перспективы взаимодействия. Материалы III Меж-дународной научно-практической конференции 1–2 ноября 2013 г.. – Прага: Vědecko vydavatelské «Centrum Sociosféra–CZ»), 2013. 2013. С. 30–33.

Сборники статей

Яблонская О.В. Политический кризис 1376 года в Англии и Лондон // Сборнике статей: «Исследования по истории Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время».. Арзамас: Арзамас: АГПИ, 2012.. 2012. С. 6-13.

Яблонская О.В. Дик Уиттингтон: легенды и реальность // Исследования по истории Западной Европы: античность, средние века новое и новейшее время (к 80-летию профессора Е.В. Кузнецова / Отв. Ред. Е.П. Титков.. Арзамас: Арзамас: АГПИ.. 2012. С. 135-156..

Труды (тезисы) конференции

Яблонская О.В. Торговая политика английской короны в XIII-XIV вв // «Британия: история, культура, образование»: тезисы докладов международной научной конференции, 24-25 сентября 2012 г. – Вып.2 / отв.ред. А.Б. Соколов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ.. 2012. С. 60-63.

Сборники статей

Яблонская О.В. “Self-made man” средневекового Лондона // Cursor Mundi: человек античности, Средневековья и Возрождения..

Акт вандализма "Божьей воли"

Иваново: Иваново: Иван. Гос. университет, 2011. Вып.4.. 2011. С. 6-23.

Монографии

Яблонская О.В. Социальные отношения в Лондоне 70-80-х гг. XIV века. Развитие рынка и городская демократия. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing: Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 190 с.. 2011.

Нормального комментария от РПЦ ждали достаточно долго после скандального погрома на выставке "Скульптуры, которых мы не видим". Да, по теме кратко высказался Чаплин, но на позицию это не походило. Сформулировал точку зрения верхушки РПЦ в СМИ глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда.

Казалось бы, тут очевидно, что виноваты погромщики, а не организаторы выставки. Однако Легойда заметил, что ответственность должны нести даже большую именно организаторы. Мол, они спровоцировали фанатиков.

Важно заметить, что речь идет об исторической выставке. Кто хочет – приходит. Если выставка кажется оскорбительной, то зачем туда вообще приходить? К православию она никакого отношения не имеет. Это выставка нонконформистов 50-60-х годов прошлого века.

Легойда немного осудил группировку Энтео, мол, они:

"не имеют никакого отношения к христианскому исповеданию".

Однако это вряд ли соответствует действительности. Ведь православный авторитеты призывали уничтожать любое проявление «богохульства» (от Иоанна Златоуста до митрополита Филарета). Святой Волоцкий вообще призывал убивать богохульников. И все эти люди до сих пор причислены к лику святых и являются авторитетами, в отличие от Легойды.

Далее апологет РПЦ отметил, что религиозная тема:

"по своей сложности и деликатности, которой требует она по отношению к себе, точно такая же, как и национальная тема".

А вот это явная ложь, поскольку темы в действительности совершенно разные. Но желание оградить РПЦ (точнее, свои финансовые интересы) от всяческой критики понять можно. В Российской империи критика церкви каралась по закону.

Про организаторов:

«Колоссальная ответственность ложится на организаторов выставок, которые должны все-таки не только произносить монологи, даже правильные, но понимать, что сосуществование людей с разными взглядами в цивилизованном демократическом обществе — это существование диалогическое».

На самом деле никакой ответственности. Во-первых, экспонаты не признаны «оскорбляющими», во-вторых, выставка проходит не в культовом сооружении. И устроители выставки, очевидно, понимают, что сосуществуют с людьми, у которых могут быть иные взгляды.

Но логика тут разве есть? Вот если представителей ислама оскорбляют иконы, то их нужно запретить? Если постников оскорбляет продажа мяса в магазинах? Неужели не ясно, что как раз сосуществование людей возможно только при условии, что одни будут терпимо относиться к взглядам других. Не поддерживать или одобрять, а понимать, что есть люди с другими взглядами. На выставку можно просто не ходить, и это самое простое решение проблемы. Как раз в нормальном обществе не должно быть структуры «вне критики».

Ну а погромщики должны отвечать по закону. Причем если речь идет о религиозной ненависти, то это можно отнести к отягчающим обстоятельствам. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у мракобесов.

Вместе с тем Легойда заметил, что организаторы должны "учитывать контекст". А они этого разве не сделали? Легойда ошибочно полагает, что данные скульптуры постоянно выставляли в СССР. Однако само название выставки говорит о многом — "Скульптуры, которых мы не видим".

Вадим Сидур – скульптор тяжелых эмоций

Это творчество нонконформистов. Их не выставляли в 50-60-е годы. А на выставке просто – часть истории, и не более того. И относиться к этому нужно как к истории. Или нужно просто все вычеркнуть ради т. н. чувств верующих?

Если такое произойдет, то в будущем можно будет избавляться от художественной литературы, книг по истории и вообще всего, что так или иначе может оскорбить РПЦ МП. И ради чего? Какие результаты можно достигнуть при таком подходе? Запретить все прогрессивное и оставить мракобесие. Вероятно, «программа максимум» РПЦ вряд ли устроит даже нынешних покровителей церкви.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *