В Ленинградской области, приблизительно в 200 км от Северной столицы, находится Введено-Оятский женский монастырь. Скромная обитель, которая в наше время переживает период возрождения, расположена в красивой местности, на берегу реки Оять, которой и обязана своим теперешним названием.

История монастыря насчитывает несколько веков, предположительно он был основан в конце XIV – начале XV вв. Его старое название – Введенско-Островский. Первая часть – от религии – по главному храму, посвященному празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. Вторая – от природных особенностей местности. Монастырь во время разлива Ояти был окружен со всех сторон водой и на некоторое время превращался действительно в остров. Монастырь связан с именем почитаемого православного святого – Александра Свирского, который благодаря своему монашескому подвигу привел в христианскую веру много новых последователей. Введенская обитель до середины XVIII в. была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

В Введенском монастыре проживали родители святого, которые приняли постриг под именем Сергия и Варвары, а после смерти были погребены на территории Преображенской церкви. В те времена в небольших монастырях существовала практика совместного пребывания мужчин и женщин, которые размещались в отдельных келейных помещениях. Только значительно позже монастырь стал исключительно мужским. Монастырь был спланирован в форме прямоугольника, четыре угла которого символизировали Небесный Иерусалим. Большинство первых строений, в том числе и двухэтажный Преображенский храм с несколькими приделами, в монастыре были из дерева, поэтому время от времени подвергались разрушению из-за пожаров.

По этой причине менялся состав церквей, но всегда в нем присутствовали посвящения праздникам Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявлению и Преображению Господнему, апостолам Петру и Павлу, преподобному Александру Свирскому, и иконам Божией Матери – Тихвинской и «Живоносного источника» . Территория монастыря по периметру была обнесена оградой со святыми вратами, украшенными иконами и росписями. Так как монастырь по статусу был заштатным, обладал не слишком большим количеством земель и насельников, его развитие шло медленными темпами. Окончательный архитектурный ансамбль сложился в первой половине XIX века. Был возведен каменный Введенский собор с приделами, отстроены помещения хозяйственного назначения – погреба, пивоварня, склады.

К храму примыкала Трапезная как символ непрекращающегося богослужения. Наряду с кельи насельников располагались на восточной стороне монастыря. Были предусмотрены помещения и для богомольцев, которые строили за оградой. В 1910 году на территории монастыря появился красивейший Богоявленский храм в неорусском стиле, выстроенный по проекту архитектора А. Аплаксина. В советский период монастырь был упразднен, на его территории была организована хозяйственная коммуна, церковные ценности были изъяты, Введенский храм стал клубом, а Богоявленский собор был разобран до основания, в кельях и даже в колокольне были устроены неудобные и тесные жилища для работников.

Начало возрождения приходится на начало 90-х годов прошлого века. Небольшая группа женщин по инициативе Лидии Коняшовой, получив благословение на организацию общины, взяли на себя нелегкий труд по восстановлению обители, которая обрела официальный статус Введено-Оятского женского монастыря. Сегодня на небольшой площади разместились храм, колокольня, колейные корпуса и часовня. Настоящим чудом является источник с целительной родоново-минеральной водой, над которым была поставлена часовня. Рядом с прудом, куда стекает целебная вода из источника, обустроена деревянная закрытая купель.

Главными реликвиями стали дарованные частицы мощей Сергия Радонежского и Анны Кашинской, икона Богородицы Одигитрия с частицей ее Ризы. Святыми покровителями Введенского монастыря считаются Сергий и Варвара Островские, гробницы которых так же чудесным образом были найдены в фундаменте разрушенного храма. Сестры за мизерное вознаграждение проводят экскурсии, в которых повествуют о событиях, связанных с историей монастыря.

Елена Ткач

Введено-Оятский монастырь на фото

Адрес: 187725, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-он, ст. Оять, п/о Рассвет

Телефон: +7 (81364) 35-115

Официальный сайт: www.oyatsky.ru

GPS-координаты: 60.462168, 33.139609

Введено-Оятский монастырь на карте


Введено-Оятский монастырь на видео

основание | устройство | разрушение | восстановление

Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. О христианстве в этих краях известно уже с XI в.: в курганах вдоль Ояти найдены христианские памятники того времени. В XII-XIII в.в. христианская вера прочно утвердилась на этой земле, которую населяли племена народностей карелы и веси (сейчас называемой вепсы).

XIV-XVI в.в. отмечены возникновением большого числа монастырей, которые основывались не только в городах или поблизости от них, но и в стороне от поселений: в лесах и безлюдных местах отдельными монахами-подвижниками. Именно в эти три века было построено то множество монастырей на Русском Севере: 150 пустынных и 104 городских и пригородных.
В то время земля новгородская делилась на пять частей – «пятин«. Одна из них, самая обширная и богатая монастырями, была Обонежская пятина, лежавшая к северу и северо-востоку от Новгорода между озером Ильмень, рекой Волхов, Ладожским озером, реками Мстою и Мдой и вокруг всего Онежского озера. Ныне эта территория занимает часть Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и Карелии.

Пустынные монастыри основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню и там становились руководителями собиравшегося к ним братства, самостоятельно изыскивая средства для строительства и содержания монастыря. Городские же и пригородные монастыри обычно создавались благочестивым усердием людей, которые оставались в стороне от созданной ими монастырской общины: архиереями, князьями, боярами, богатыми горожанами. Иногда обитель строилась при содействии общества городского или сельского; среди такого общества выделялись один или несколько человек, желающие аскетической жизни. С большой долей вероятности можно предположить, что именно так и была основана Оятская обитель.
Своим названием Введенский Островский мужской монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Кроме того, так именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей. А свое основное название, как правило, обители получали по посвящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящен в честь Пресвятой Богородицы – Введения Ее во храм.
Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, он начал свое существование несомненно не позднее рубежа XIV-XV в.в. Упоминания о Введено-Оятском монастыре встречаются на протяжении уже почти шести столетий, а первые сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 г. через 11 лет после смерти святого.
Время возникновения Введенского монастыря пришлось на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом. Несмотря на победу в 1380 г. в Куликовской битве, до полного освобождения Руси было еще около ста лет. Страна опустошалась набегами и поборами. Хотя новгородские земли и не пострадали от татаро-монгольского нашествия, с запада их теснило Литовское княжество, а внутренние распри и междоусобицы князей разоряли их, также как и остальную Русь. Кроме того, на рубеже XIV-XV в.в. эпидемии чумы и другие бедствия неоднократно опустошали Новгородское княжество. На фоне этих тяжких и трагических событий возникает общее «движение» иноков на север Руси. Именно в это время пустынные места севера наполнились иноками, желавшими строгой монашеской жизни и высокого духовного подвига.
Несомненно, побуждением к укреплению религиозной жизни, и к возникновению монастырей стало явление в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Имоченицы. Деревня Имоченицы находится в 20-ти км от монастыря вверх по течению реки Оять. В Имоченицах из поколения в поколение передавалось предание о том, как местный перевозчик слышал с противоположного берега Ояти женский голос с просьбой перевезти через реку. Но когда он переезжал, никого там не оказывалось. Лишь на третий раз увидел перевозчик в своей лодке икону, которая после чудесным образом объявилась на речке Тихвинке. Имоченицкая церковь Рождества Богородицы на месте явления Тихвинской иконы (конечно, в перестроенном виде) сохранялась до времен лихолетья XX века. Еще в 1960-х годах можно было прийти на ее развалины. А сейчас только единицы из местных жителей помнят это удивительно красивое место, где стояла церковь на высоком, обрывистом берегу Ояти. А на реке Паше в деревне Горка и сегодня стоит каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы на месте явления иконы.

После явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в этих землях возникло множество монастырей, в том числе Коневский и Валаамский на островах Ладожского озера. В XVI в. на реке Оять было четыре монастыря, четыре – на реке Свирь, в межозерье (между Ладожским и Онежским озерами) – двенадцать, основанных в значительной своей части преп. Александром Свирским и его учениками и сомолитвенниками, пять – по берегу и островам Онежского озера. Тихвинская икона Божией Матери в дальнейшем была очень почитаема как в Введенском монастыре, так и во всем этом крае. Эта икона была почти в каждом крестьянском доме.
Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В описываемое время в начале XV в. в селе Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены в Введенском монастыре друг подле друга. Согласно житию, время их кончины попадает на период от 1475 до 1480 г.г.

вверх страницы

За пятисотлетнюю историю до революции 1917 г. монастырь, хоть всегда и был небольшим и небогатым, сумел перенести множество бедствий и устоять благодаря предстательству своих небесных покровителей. Введенская обитель пережила шведское разорение, продолжавшееся тридцать пять лет (1582-1617 г.г.). Эпоха Петра I также ставила многие, а особенно небольшие монастыри под удар. В то время разрешалось постригать в монахи только вдовых священников и отставных солдат, в результате чего через некоторое время не только понизился общий духовный уровень в монастырях, но и значительная часть их опустела из-за отсутствия братии. С введением «штатов» в 1764 г. у монастырей были отобраны земельные владения, тогда же две трети из них были упразднены (в основном небольшие обители). Штатные монастыри получали содержание от государства, нештатные (каковым стал Введенский-Островский) должны были содержать себя сами.

Неизвестен быт первых подвижников обители. Тем не менее, он не мог сильно отличаться от жизни в других монастырях того времени. До 1503 г., когда решением Московского Собора это было запрещено, в монастыре жили и монахи, и в отдельных кельях монахини (кельей в то время называли небольшой рубленый домик). Тогда на Руси существовала такая практика в небольших монастырях. Обитель была необщежительной, как и большинство маленьких монастырей Новгородской земли. В таком монастыре каждый монах сам себя содержал, вместе совершалось только богослужение, производились общие необходимые работы, но во всем остальном каждый заботился о себе сам. После 1526 г. большинство обителей Новгородчины стали общежительными, в них уже все иноки трудились на общую пользу братства, разделяли друг с другом трапезу, никто не имел собственного имущества.
Островский монастырь владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбными ловлями на реках Ояти и Свири, имел бессудные и беспошлинные грамоты от царей и новгородских архиепископов, ограждавших обитель от произвола и налоговых сборов. Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек. В течение около ста лет до 1764 г. обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю.
Монастырь традиционно строился в форме четырехугольника. Такая планировка имела символический характер: Небесный град Иерусалим, в котором будут жить спасенные народы, описан в Откровении святого Иоанна Богослова как «четвероугольник, и длина его такая же, как и широта», «он имеет большую и высокую стену и ворота на все стороны света…» В центре обители всегда ставили храм, «как некое око, взирающее на монастырь». Храм является центром обители как жилище Бога, как место, где совершается Божественная Литургия. И храм, и монастырь в целом, являлись образом Небесного Града. Они, с одной стороны, уже являли на земле Вечность, с другой, соединяя земное и Небесное, призывали мир к преображению. Богомольцы входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. Территория внутри монастыря считалась священной, входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители.
Рядом с храмом всегда находилась трапезная, ибо монастырская трапеза является как бы частью и продолжением богослужения. Первый монастырский храм был, как правило, холодным; его посвящение давало имя всей обители. Вскоре рядом с ним появлялся теплый храм для богослужения в зимнее время; такой храм устраивали обычно вместе с трапезной. Рядом с церковью возводили звонницу или колокольню. Монашеские кельи строили полукругом с восточной стороны от храмов, так чтобы монах в оконце своей кельи мог всегда видеть храм и его святой алтарь. Гостинные кельи для богомольцев, скотный и конный дворы всегда размещали за монастырской оградой.
Именно по такому принципу и был построен Островский монастырь. До XIX в. он был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири. В весеннее время и в XIX в. вылавливалось до 500 пудов рыбы, часть которой оставлялась для пропитания братии, а часть шла на продажу. С XVII в. упоминается монастырская мельница на речке Чегле, которая давала обители возможность перемалывать не только свой хлеб, но и зерно местных жителей, и получать небольшой дополнительный доход. Эта система хозяйствования сохранилась в обители до XX в.
Из-за частых разорений и пожаров состав храмов в течение веков неоднократно менялся, но всегда существовали (в виде отдельных церквей или приделов) церкви: Введения Пресвятой Богородицы во храм, апостолов Петра и Павла, Богоявления Господня, Тихвинской иконы Божией Матери (до 1905 г.), преподобного Александра Свирского, Преображения Господня (какое-то время – иконы Божией Матери «Живоносный Источник»).

вверх страницы

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX в. Первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – было построено в 1817 г. В дальнейшем каменное строительство продолжалось. К началу XX в. Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли, хотя число братии по-прежнему было невелико. В 1910 г. был построен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.

Как и всякий живой организм, монастырь за все время своего существования не раз переживал периоды упадка и расцвета, при этом здесь никогда не прерывалась молитва, ежедневно совершались богослужения, всегда сохранялась духовная преемственность.
Но наступил XX век – эпоха разрушения традиций, разрыва всех прежних связей, время гонений и смут. Обитель постигла участь всех русских монастырей: захват монастырского имущества и земель, разгон монашествующих, изъятие церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов и всего комплекса монастыря. К революции в монастыре было 12 человек братии, из них 9 – в постриге. События развивались стремительно. Сразу же после Октябрьской революции начался самовольный захват монастырской земли и лесных угодий местным земельным комитетом. В январе 1918 г. вышел декрет об отделении Церкви от государства, по которому все церковное имущество, включая храмы, было национализировано. Братия стала абсолютно бесправна. В мае 1918 г. к власти в этом районе пришли большевики, и прежняя, еще сдержанная, политика по отношению к церкви, стала резко меняться. С октября 1918 г. на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна «Пролетариат», а в марте 1919 г. монастырь был окончательно закрыт и братия Введенского монастыря оставила обитель. Ушли все, кроме одного – иеромонаха Николая (Сергиевского), сразу вошедшего в коммуну, образованную из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Но как священник, не сняв с себя сана. Будучи искренним в своих религиозных убеждениях, отец Николай пользовался большим влиянием среди населения, в том числе и членов коммуны, а потом и работников агробазы «Ильич», организованной вместо коммуны. Отец Николай вплоть до ареста никогда не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма. По сути, коммуна была небольшим «семейным монастырем» – общая работа, общий стол, и, самое главное, в центре всего – храм и молитва. Коммуна прожила недолго и распалась в 1921 г. «в силу неурядиц среди членов коммуны». По новым законам, чтобы иметь возможность совершать богослужения, 20 января 1919 г. была образована двадцатка объединенного совета Введено-Островского монастыря от приходов Оятского, Сермакского, Пашского, Никольского, она объединяла храмы пяти населенных пунктов. В двадцатку входил и отец Николай.
1922 год стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 г. был издан декрет «об изъятии церковных ценностей». Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. Но главной причиной варварского проведения акции был не голод – еще раньше власти отказались от помощи верующих, добровольно отдававших не имеющие сугубо богослужебного употребления предметы. Тогда же был арестован Патриарх, а в Церкви начался обновленческий раскол, спровоцированный и поддерживаемый ГПУ. Верующие волновались – изъятие выглядело и во многом было глумлением над святынями, власти провоцировали на выступления. Митрополит Петроградский Вениамин призывал паству к выдержке, говоря, что ни одна капля чьей-либо человеческой крови не должна пролиться на святой земле у стен храмов Божиих. 13 августа 1922 г. митрополит Вениамин был расстрелян вместе с еще тремя осужденными «за сопротивление изъятию церковных ценностей». В Введенском монастыре изъятие проходило 28 апреля 1922 г. В состав комиссии от монастыря входил отец Николай с правом решающего голоса. Следуя завету владыки Вениамина, процедура прошла спокойно. В это сложное время отец Николай не впал в обновленческий раскол, остался верным Патриаршей Церкви, а потом в 1927 г. при большом смущении, вызванном Декларацией митрополита Сергия, не отделился от него.
С конца 20-х годов началась массовая коллективизация. Агробаза (затем коопхоз, и уже в конце совхоз) «Ильич» обосновалась на территории монастыря в 1929 г. В июле того же года отцу Николаю «было предъявлено полное выселение из монастыря», но потом с послушником его переселили из дома у колокольни в малюсенькое холодное, сырое помещение в самой колокольне под аркой слева от входа. Но священник продолжал служить. Церковь и священник были для власти «бельмом» – посередине совхоза два действующих храма, люди ходят на богослужения, в церковные праздники не работают. А ведь шел уже 1930-й год. Тогда попытались возбудить уголовное дело, инспирируя о. Николаю «жестокое обращение с прислугой». Но никаких доказательств против обвиняемого не было. Тем не менее, оставлять священника в покое власти не собирались. Год ушел на подготовку, и 9 января 1931 г. о. Николай был арестован, на этот раз уже по другому обвинению: контрреволюция. Постановлением Тройки ОГПУ от 5 февраля 1931 г. отец Николай приговорен к трем годам заключения в лагерях. С 1932 г. следы отца Николая теряются, архивное дело было уничтожено в 1955 г.

Закрыть церкви Введено-Островского монастыря пытались не раз, тем более, что монастырский приход был небольшим, но тогда мешал отец Николай. Двенадцать лет после упразднения обители посреди коммуны и колхоза действовали оба храма. После ареста о. Николая верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны. Наступала «безбожная пятилетка», к концу которой по плану «Союза воинствующих безбожников» в 1937г. не должно было остаться ни одного храма, ни одного священника по лицу Русской земли.
В ноябре 1932 г. постановлением Президиума Леноблисполкома и обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания, его кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Видимо гробницы преподобных Сергия и Варвары смущали власти, т.к. могли оставаться местом паломничества и поклонения верующих и в будущем. Чтобы не осталось и следов места погребения святых, храм разобрали даже на метр вглубь земли. На святом месте воцарилась «мерзость запустения».
Совхоз «Ильич» просуществовал до начала 90-х годов XX в. В монастыре располагалась его центральная усадьба, во всех помещениях жили люди, причем очень тесно и неудобно, даже в колокольне было несколько «квартир». К Введенскому храму во всю его длину сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем. В монастыре искали клады, и многие могилы были осквернены. На территории в 60-е годы было построено еще одно здание – жилой корпус из силикатного кирпича, уродовавшее монастырский ансамбль. Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 70-е годы. В целом комплекс монастыря остался без изменений, только ветшал и разрушался без всякого ремонта. В 80-е годы с другой стороны от железной дороги был построен новый поселок – Рассвет, и большая часть жильцов покинула монастырь.
Живя в монастыре люди, не особенно склонные к мистицизму, все равно чувствовали древность и намоленность этой земли. Существует множество рассказов, что жители видели монахов, ходящих по обители, из храма слышали пение. Это вызывало страх, да и вообще жизнь на территории разоренной обители была нелегкой, случались и самоубийства. По известной пословице: «свято место пусто не бывает» там, где отказались от света, воцаряется тьма. И то, что приобретено неправедным путем, не бывает в радость и на пользу. Период разорения длился до 1991 г., с этого момента начинается новая история монастыря.

вверх страницы

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом того года прихожане собора приехали на посадки: посадили картошку. В числе прихожан была Лидия Александровна Коняшова – в будущем первая настоятельница монастыря. Когда пришло время уезжать, Лидия Александровна не смогла бросить разоренную обитель – она осталась. Год был прожит в тяжелых условиях: холод, отсутствие воды, элементарных удобств, скудость во всем. В следующем году от правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины. Начали собираться первые сестры. 17 июня 1993 г. Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии. Новые насельницы обители пережили все трудности и скорби неустроенности первых лет: хозяйство и здания разрушены, все надо было устраивать заново, в том числе и духовную жизнь монастыря. Многих вдохновлял и поддерживал пример первой настоятельницы.
Матушка Фекла (Лидия Александровна Коняшова) происходила из простой крестьянской семьи, родилась в 1930 г. в Кировской области. В 1940 г. умирает ее отец, а в 1941г. – мать. Девочка остается сиротой в трудные военные годы. В 1943 г. она переезжает к тете в Йошкар-Олу и в следующем году в 14 лет начинает свой трудовой путь. Работала Лидия в подсобном хозяйстве эвакуированного Ленинградского института, с которым и уехала в Ленинград. В 1948 г. она поступает на Балтийский завод на тяжелую работу сварщицы, где проработает 28 лет. В 1976 г. в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность без права работы. Получив исцеление от болезни, Лидия Александровна трудилась при храмах Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда). Человек простой и нелегкой жизни, матушка Фекла имела крепкую веру, которая помогала не только ей самой переносить труды и скорби, но и помогать в этом другим. 25 января 1997 г. монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище в ограде возрожденной ею обители.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира сменила первую настоятельницу в 1997 г. монахиня Михаила (Орешко), а затем с 20 ноября 2002 г. настоятельницей назначена монахиня Иоанна (Егорова), духовником обители – настоятель Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря архимандрит Лукиан (Куценко).
Главными событиями в новом периоде жизни восстанавливающегося монастыря стали канонизация в 2000 г. преподобных Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского – Небесных Заступников обители, и обретение места их погребения летом 2003 г. Обнаружить место упокоения св. Сергия и Варвары удалось благодаря сохранившимся в архивах чертежам Богоявленского собора, в котором в правой части Преображенского придела находились их гробницы. Архитектор Аплаксин не только четко нанес гробницы на чертежи самого храма, но и сделал схему всего монастыря. При поисках фундамента собора столкнулись с одной трудностью – храм, как уже упоминалось, был разрушен не только, как говорят, «до основания», но и на метр в глубь земли его фундамент был разобран. Тем не менее, помощью Божией и святых Сергия и Варвары место было обнаружено, над ним осенью 2003 г. были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых. У гробниц начали служить молебны, сестры ежедневно на монашеском молитвенном правиле обращаются к преподобным.
После того, как память святых была почтена, их помощь и покровительство обители становятся все более явными. На собранные «всем миром» средства в 2004 году возведена каменная часовня над гробницами, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году. В 2003-2004 г.г. полностью отремонтирован Введенский храм, в нем с помощью братии Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря устроен двухъярусный иконостас, иконы которого написаны в иконописной мастерской Покрово-Тервенического женского монастыря. В храме с благоговением хранится ковчег с частицами мощей шести святых: преп. Сергия Радонежского, преп. Нила Столобенского, преп. Даниила Переяславского, свмч. Макария Киевского, свт. Луки Симферопольского, прав. Ионы Одесского.
В 2006 г. произошло торжественное и пока единственное в исторической жизни монастыря событие. Празднование 500-летия Александро-Свирского монастыря началось с торжественного молебна в часовне у гробниц преподобных Сергия и Варвары. Возглавлял богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и епископа Бакинского и Прикаспийского Александра, а также многочисленного духовенства. Впервые в истории монастыря здесь соборно молились три архиерея. Многочисленные паломники и гости обители разделяли с сестрами радость этого дня. После молебна Владыка Владимир отметил наградами жертвователей и помощников монастыря, настоятельница монахиня Иоанна (Егорова) была возведена в игуменское достоинство. 2007 год также отмечен большой радостью для обители: благословением правящего архиерея митрополита Владимира установлен отдельный день памяти преподобных Сергия и Варвары – 15 (28) июня. Этот день стал вторым в году после Введения (4 декабря) престольным праздником монастыря, второй «малой Пасхой». Тогда же была составлена отдельная служба преподобным.
21 сентября 2006 г. в пустоши Мандеры на месте рождения Александра Свирского архимандритом Лукианом (Куценко) заложена часовня в честь святого. За основу проекта часовни взят старейший в России действующий деревянный храм св. Георгия Победоносца в деревне Родионово (Юксовичи) Подпорожского района Ленинградской области. Он построен в конце XV века при жизни преподобного Александра и освящен по его благословению братией монастыря.
Восстановлены в обители также колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители. Зимой 2005 г. на восстановленной колокольне вновь радостно зазвонили колокола – 7 уральских колоколов украшают ярус звона колокольни, пока самый большой из них весит 364 кг. В Троицкую Родительскую субботу 2006 г. на месте разрушенного Богоявленского храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора иждивением жертвователей монастыря. В ней перечислены все имена братии монастыря, обнаруженные при работе в архивах и найденные в других письменных источниках, начиная с XV века и кончая XX-м. Являясь преемницами подвизавшейся здесь братии, монашествующие сестры поминают их в своих молитвах, поддерживая духовную связь времен. Ежегодно 14 сентября в день убиения казначея монастыря иеромонаха Димитриана (в 1918 г.) у книги совершается панихида по почившим настоятелям и братии обители.

Известен монастырь с начала своего восстановления и целебным минеральным источником. Этот источник в дореволюционных документах и подробных описаниях обители не упоминается, но с 30-х годов ХХ в., когда монастырь заняли колхозники, жители обратили внимание на родник, вода которого помогала от болезней. Желая использовать воду для нужд колхоза власти пробурили скважину, только вода для животных оказалась непригодной – минеральная. После войны источник забыли, но с приходом в монастырь сестер он стал для них спасением – никакой воды в монастыре не было. Воду стали освящать, многие получали от нее помощь. Анализ воды, проведенный в 2004 г., показал высокое содержание солей и железа, а также небольшие количества радия и радона. По оценкам Института радиологии при приеме до 2-х литров воды в сутки, доза облучения не превысит нормы. В 2005 г. над источником построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а также купальня для желающих омыться святой водой. Сейчас вода источника регулярно освящается, а на праздник Крещения Господня совершается великое водоосвящение, после чего имеющие желание и смелость, с верой окунаются в крещенской купели.

С передачей комплекса монастыря обители отошло 106 га земли. На части этих земель с начала восстановления создано подсобное хозяйство: скотный двор, покосы, картофельные поля и огороды, облепиховая рощица. В 2005 г. был посажен сад из 70-ти плодовых деревьев (яблонь, вишен, слив) и 40 ягодных кустов. Перед главным входом в монастырь планируется разбивка парка. Для женских обителей не так характерна рыбная ловля, но в период весеннего половодья с помощью паломников рыба на трапезе не оскудевает. Сейчас подвизаются в монастыре 13 сестер.
Жизнь в обители, как и прежде, составляют молитва и труд, и при всех хозяйственных заботах, главным деланием и центром жизни в монастыре остается богослужение. Внешние формы жизни монашества с момента основания древнего монастыря изменились, но суть монашеского служения и сегодня остается прежней – это подвиг всецелого посвящения себя, всей своей жизни на служение Богу, а через это и всем людям, приходящим в обитель за духовной поддержкой, помощью и утешением. Этому в «академии» монашеской жизни сегодня, как и шесть столетий назад, учатся насельницы обители, имея перед собой высокие примеры живших на этой земле подвижников.
Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге – храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне. Подворье осуществляет связь обители с верую­щими Петербурга, в храме всегда можно уз­нать подробную инфор­мацию о монастыре.

вверх страницы

В 1894 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга, на участке, который пожертвовал потомственный почетный гражданин Ф.П. Кручинин, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря, находившегося в Тверской губернии. Сначала было принято решение построить только часовню. Она была освящена 3 апреля 1894 года во имя святителя Николая Чудотворца, в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу.
В середине участка в 1901 году был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора были построены различные каменные службы. Однако одной часовни было недостаточно и оставалась необходимость в постройке настоящего храма.
Проект храма в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Великого князя Алексия Николаевича был заказан епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879 — 1931). Первоначально предполагалось освятить храм во Имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святителя Алексия Московского. Помещение храма рассчитывалось на 1500 человек. Сначала был создан Комитет по постройке храма. На собранные Комитетом средства в сентябре 1907 года произошла торжественная закладка храма и началось строительство.
По проекту храм с часовней и колокольней, выходящими на Большой Сампсониевский проспект, соединялся своей северо-восточной частью с жилым флигелем во дворе и образовывал единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского монастыря Тверской епархии.
В ноябре 1907 года была освящена новая часовня во имя святителя Николая Чудотворца. В феврале 1908 года в нижнем храме был освящён боковой придел Спаса Нерукотворного. Строительство храма было полностью завершено в 1909 году. Именно тогда было восстановлено почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской († 1368). Эта святая была канонизированная в царствование Алексея Михайловича — 25 июня 1650 года. Но через 27 лет, в царствование Фёдора Алексеевича, её имя было изъято из числа русских святых: святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви. Благоверная княгиня Анна через 230 лет была вновь канонизирована в царствование Императора Николая II в 1909 году. И главный престол нового храма подворья на Выборгской стороне Петербурга было решено освятить во имя этой святой. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 года.
Верхний придел двухэтажного храма освятили в 1911 году во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского, чудотворца.
Стройная четырёхъярусная колокольня, двухъярусная Никольская часовня, храм, жилой флигель с прилегающим к ним земельным участком в 2324 м² со службами, обнесенными каменной оградой, образовали на Выборгской стороне девичий скит.
Храм благоверной великой княгини Анны Кашинской относится к сооружениям неорусского стиля. В архитектуре храма отображаются черты псковско-новгородского зодчества XV века. В декоративно-художественное оформление фасадов включены элементы московско-ярославского зодчества — такие, как майолика и росписи, но в характерной для модерна трактовке. Стены были оштукатурены в тёмно-красный цвет. Майоликой, исполненной в мастерской П.К. Ваулина, был декорирован переход к луковичной главке на барабанах храма и колокольни. Росписи размещались в арочных нишах. Крыльцо главного входа, ныне утраченное, было выполнено в русском стиле и увенчано луковичной главкой с императорской короной.
Четырехстолпный храм с тремя полукруглыми алтарными апсидами стал ядром архитектурной композиции. Церковь венчает шлемообразный с заострением купол на невысоком барабане. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Симметрично от входа расположены часовня и колокольня, которая является главной доминантой архитектурной композиции. Она увенчанная луковичной главой. В плане основная часть колокольни имеет квадратную форму, самый верхний ярус — круглый.
В храме Анны Кашинской были расположены один над другим три престола, что уникально не только для Петербурга, но и для всей России. Особенностью планировки является обращение главного алтаря и алтаря верхнего придела в общий объём церковного зала. Другой особенностью являются хоры, устроенные с четырех сторон кругом храма. На восточных хорах, ныне утраченных, и был освящен придел в честь царской фамилии, который ещё предстоит восстановить. Внутри храм был украшен только росписями в арочных нишах. До сегодняшнего дня они не сохранились.
После 1917 года храм некоторое время оставался подворьем, но в 1925 году был зарегистрирован уже как приходской. В 1932 года все монастырские насельницы были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 — в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали. Церковная утварь и иконы разграбили, но некоторые почитаемые иконы уцелели: икона святой Анны Кашинской и Черниговской Божией Матери были переданы в Сампсониевский собор; майоликовый фриз С.В. Чехонина, выполненный в керамической мастерской П.К. Ваулина, демонтирован и ныне находится в Музее истории города. В 1933 году советская власть готовила храм к взрыву, который по счастью не состоялся. С 1939 по 1994 год в храме размещались мастерские изокомбината. Два последних из них года храм стоял в запустении, а 15 марта 1994 года был возвращен С.-Петербургской Епархии в аварийном состоянии: без куполов и крестов, с выбитыми стеклами, без электричества, с выведенными из строя инженерными системами, с затопленным нижним храмом. В таком виде храм был передан Введено-Оятскому женскому монастырю, подворьем которого он ныне и является.
С 1995 года в храме проводятся восстановительные работы. В 1996-1997 годах были разобраны поздние перекрытия и колонны, цементные полы, демонтированы лифт и санузлы в алтаре (что было характерно для эксплуатации храмовых зданий в советское время), выкачана вода из подвала, приведена в порядок кровля, восстановлены деревянные полы, окна остеклены, заново смонтировано центральное отопление, заново сооружены купола на барабанах храма, колокольни и часовни.
21 ноября 1996 года в день празднования Собора Архистратига Михаила над храмом был установлен последний из трёх ранее поднятых крестов.
С октября 1997 года к разработке проекта реставрации храма привлечен институт «Ленпроектреставрация». Под руководством главного архитектора проекта А.Г. Леонтьева восстановлены алтарная часть храма, заканчивается полная реставрация Никольской часовни.
В начале 2009 года, к 100-летию храма компанией «Ремфасад» закончен комплекс реставрационных работ на лицевых и дворовых фасадах, колокольне. По историческим фотографиям воссоздан ряд утраченных элементов декора.
В 1995 году на праздник Рождества Христова в храме была совершена первая, после шестидесятилетнего перерыва, литургия.
Нижний храм, когда-то освящённый во имя Спаса Нерукотворного и по сей день находится в аварийном состоянии.
Святынями храма ныне являются выполненный в период с 1996 по 1999 год запрестольный витраж «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (художник В. Таракановский); икона святой Анны Кашинской с частицей её мощей, принесённая в дар храму; Софринская икона Архистратига Михаила, мироточившая две недели, начиная с молебна в день Собора Архистратига Михаила в 1997 году.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения .
Богослужения проводятся по субботним, воскресным и праздничным дням.
По средам — молебен, панихида (10.00).
По четвергам — молебен Свт. Николаю Чудотворцу в домовой Никольской часовне (18.00).
По пятницам — водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице (18.00).
По субботам — исповедь (с 8.30 до 9.30), Божественная Литургия (10.00), Таинство Крещения (12.00), панихида (17.00), всенощное бдение (18.00).
По воскресеньям — исповедь (с 8.30 до 9.30), Божественная Литургия (10.00), вечерня с акафистом св. блгв. вел. кн. Анне Кашинской, водоосвящение (18.00).
Иер. Алексий Галкин — служ. священник; инокиня София (Егорова) — управляющая подворьем.
Храм открыт ежедневно с 9-00 до 19-00 кроме понедельника.
Тел. 542-54-74 +7 (812) 542-54-74
Адрес: 190044 Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, 53
Проезд: Ст. метро «Выборгская»
Сайт — http://oyatsky.ru/podvore.html

Церковь во имя Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской, подворье Введено-Оятского женского монастыря. Фото — апрель 2014.

Колокольня церкви.

Подворье Введено-Оятского монастыря. Фото — апрель 2014.

Церковь во имя Святой Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской. Слева от входа — часовня, справа — колокольня. Фото — апрель 2014.

Подворье Введено-Оятского монастыря. Фото — апрель 2014.

Вход в храм.

Арка под колокольней.

Колокольня храма.

Храм подворья.

Колокольня и фрагмент храма.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Вернуться на Главную

По местным преданиям, на месте обители в стародавние времена было явление Богородицы. Вскоре (видимо, как напоминание об этом знамении) здесь появился целебный родник, который исцелял людей до 30-х годов XX столетия. Атеисты-комсомольцы засыпали источник мусором, а в церкви разместили клуб. В 1992 году в поселок Рассвет из Петербурга приехали первые инокини возрождать разоренную обитель. Однако противники монастыря перекрыли водопроводные трубы. А как жить без воды? Монахини каждый день молились Божией Матери. И вдруг случилось чудо — в один из дней из земли забила маленькая струйка воды. Инокини расчистили место и родник ожил. Это был тот самый целебный источник, который исчез в советские годы!
Родник не только помог монахиням начать восстановительные работы, несмотря на козни недоброжелателей, но и прославил Введено-Оятскую обитель на весь Северо-Запад, а может, и Россию. Паломнические службы многих регионов постоянно организуют поездки к святому источнику — говорят, его вода помогает от многих болезней, в том числе и онкологических. Вода в святом источнике на Ояти минеральная, йодисто-радоновая, и относительно теплая круглый год +12°С. Святой источник хорошо обустроен. Построена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, где с её обратной от входа стороны, можно набрать воды святого источника. Чуть позже построена купальня мужская и женская, где можно принять душ с водой из источника, также устроена открытая купель в озере, установлены сходни для окунания и кабинки для переодевания. Зафиксированы случаи исцеления от многих различных болезней.
Эти места связаны с именем великого русского святого, преподобного Александра Свирского. Он родился на берегу речки Ояти, притока Свири. Рядом с его деревней уже в те годы существовал монастырь с церковью во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Именно в этой церкви Стефан и Васса, родители Александра, когда-то вымолили себе сына; именно в ней святой, еще будучи отроком, припал к иконе Божией Матери и дивным образом обрел способности к грамоте. Именно здесь, по совету преподобного Александра, его родители приняли постриг, здесь же они и были похоронены. Но не только могилой благочестивых родителей святого Александра славился Введенский монастырь.
(Далее сначала версия монастыря, а затем версия Д. Орехова из его книги Святые источники России)
Известен монастырь с начала своего восстановления и целебным минеральным источником. Этот источник в дореволюционных документах и подробных описаниях обители не упоминается, но с 30-х годов ХХ в., когда монастырь заняли колхозники, жители обратили внимание на родник, вода которого помогала от болезней. Желая использовать воду для нужд колхоза власти пробурили скважину, только вода для животных оказалась непригодной – минеральная. После войны источник забыли, но с приходом в монастырь сестер он стал для них спасением – никакой воды в монастыре не было. Воду стали освящать, многие получали от нее помощь. Анализ воды, проведенный в 2004 г., показал высокое содержание солей и железа, а также небольшие количества радия и радона. По оценкам Института радиологии при приеме до 2-х литров воды в сутки, доза облучения не превысит нормы. В 2005 г. над источником построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а также купальня для желающих омыться святой водой. Сейчас вода источника регулярно освящается, а на праздник Крещения Господня совершается великое водоосвящение, после чего имеющие желание и смелость, с верой окунаются в крещенской купели.
Рассказывали, что в давние времена здесь было явление Богородицы и на том месте существовал целебный источник. В советское время обитель разорили. В 30-е годы оставшиеся монахи были расстреляны, среди них архимандрит Николай, последний настоятель монастыря. Во Введенской церкви комсомольцы устроили клуб. Колокольню переоборудовали под водонапорную башню. Святой источник завалили строительным мусором, и вода ушла.

В 1991 году обитель передали как подсобное хозяйство Троице-Измайловскому храму в Санкт-Петербурге. Несколько женщин, прихожанок этого храма, посадили здесь картошку и вернулись в город. Но одна из них не уехала. Ей было уже за шестьдесят, и она была инвалидом I группы. Эта женщина поселилась прямо здесь, в разоренной обители. Поселилась, чтобы восстановить монастырь. Год прожила она здесь одна, а в 1992 году митрополит Иоанн благословил монахиню Феклу на устроение первой в епархии женской обители — Введено-Оятского монастыря. Тяжело пришлось на первых порах настоятельнице и первым инокиням. Противники возрождения обители перекрыли монастырю водопроводные трубы, и монастырь остался без воды. Матушка Фекла стала молиться Божией Матери о даровании источника. И источник снова забил из-под земли.
Это было самое настоящее чудо!
И вот я стою в монастырском дворике, у могилы монахини Феклы.
Беседую с нынешней настоятельницей обители, монахиней Михаилой.
— Это было в апреле 1992 года, — вспоминает матушка. — Мы молились, каждый день читали акафист. И еще ходили на старое место, смотрели, не просочилась ли где вода. И вот однажды источник снова забил из-под земли. Сперва вода слабо шла, мы вычерпывали ее кружками. Но потихоньку расчищали завал, и вот вода пошла сильнее, сильнее, уже стали брать ведрами… А потом появились два бизнесмена. Тогда как раз мода пошла — устраивать на целебных ключах разливочные, торговать водой. Матушка Фекла говорила им, что источник этот Божия Матерь подарила, что нельзя его у нас отнимать, но они не послушались. Добились аренды, стали налаживать свое хозяйство. А мы — ну что мы могли сделать? Источник-то оказался за пределами переданной монастырю земли. Молились, конечно. И вдруг их директор попал в больницу и умер, предприятие развалилось… Потому что если что-то нам даром дано, это нужно даром и использовать. «Даром получили — даром давайте», как Евангелие говорит…
Настоятельница рассказывает о том, что мечтает устроить на источнике купальню, а рядом — больницу для людей, которые приезжают в обитель в надежде получить исцеление. Поблагодарив матушку за беседу, иду к источнику.
Вода бежит ровной струйкой из железной трубы, потом ручейком сбегает по склону и собирается в небольшой пруд. Она течет так уже семь лет. Летом и зимой здесь купаются, служат водосвятные молебны.
Блаженный Епифаний писал об источнике Преподобного Сергия: «Многие исцеления происходят от воды той для приходящих с верой, и различными недугами страдающие исцеление получают. И не только те, кто к самой этой воде приходит, исцеляются, но и те, кто из дальних мест присылает людей, которые черпают воду эту и к себе уносят, и больных своих поят и кропят, — и те исцеление получают. Таких не один или два, но бесчисленное множество есть даже доныне».
И доныне бесчисленное множество исцелений дает целебный источник Введено-Оятского монастыря. С 1992 года обитель переживает настоящий наплыв паломников. Десятки людей получили исцеление после омовения водой из источника, изведенного молитвами матушки Феклы.
Монахиня Фекла, в миру Лидия Александровна Коняшова (до замужества Шабалина), родилась в 1930 году в деревне Яморка Кировской области. В девять лет осталась без матери, в восемнадцать — без отца.
В 1948 году пришла на Балтийский завод, где работала в мужской бригаде сварщицей.
В 1976 году получила инвалидность I группы без права работы. После внезапного исцеления от долгой и тяжелой болезни стала постоянной прихожанкой Измайловского собора.
В 1992 году получила благословение митрополита Иоанна на устроение первой в епархии женской обители. Пять лет трудилась на посту настоятельницы.
25 января 1997 года отошла ко Господу. Последними словами матушки Феклы, обращенными к сестрам, были: «Не оставляйте место сие».
В числе недугов, от которых излечивались люди, были сердечные болезни, болезни желудка, грипп, ангина, астма, онкологические заболевания.
Сейчас матушки Феклы нет с нами. Но чудо, которое произошло по ее молитвам в 1992 году, продолжает приносить плоды. К целебному источнику в обитель стекаются паломники, Введено-Оятский монастырь на родине Александра Свирского возрождается.
Дмитрий Орехов. Святые источники России.
О древней истории этого источника почти ничего не известно. Известно только, что когда-то он существовал, но в советское время был засыпан. Святой источник забил вновь только в 1992 году. Матушка Фекла, первая настоятельница возрожденного монастыря, отвечая на вопрос петербургского тележурналиста, рассказывала об этом так:
— Все уехали. А я не смогла, я осталась. Потом поехала в город и попросила благословения у владыки Иоанна, чтобы здесь была женская обитель. Чтобы сюда смогли прийти те, кому будет очень и очень трудно… Не все, конечно, гладко шло. Воду нам перекрыли по трубам, воды не стало. Но люди говорили, что когда-то здесь был источник. Он иссяк, по какой-то причине вода ушла. Мы стали молиться, чтобы Матерь Божия нам воду дала. И действительно, совершилось чудо. Источник задышал, и пошла вода.
Пошла вода.. Как просто это звучит из уст матушки Феклы, и как чудесно на самом деле то, что случилось весной 1992 года в поселке Рассвет Лодейнопольского района Ленинградской области! Пошла вода… Причем вода не простая. Источник Введено-Оятского монастыря оказался настоящим чудом природы. Во-первых, по составу воды. Меня вкус этой воды поразил сразу: никак не ожидал, что вода минерализованная. По-научному такой источник называется йодисто-родоновым. Кроме того, источник теплый, температура воды летом и зимой плюс 12 градусов. Но и это не самое главное. Главное — чудесные свойства воды, которые никак не объясняются ее минеральным составом.
И еще,
— Наш источник чудесный. Это воистину Божия Матерь нам его подарила. И кто с верой приходит, тот получает просимое. Но здесь нужно и трудиться, нельзя говорить «Дай, а с меня ничего не спрашивай». Здесь так не получается: если просишь, будь готов отдать. Скажи так: «Господи, помоги мне в моей болезни, если будет на то воля Твоя. А я, что смогу, то сделаю ради Тебя».
Когда в марте 1999 года я побывал в монастыре, его настоятельница, матушка Михаила, так ответила на мой вопрос об источнике:
— Да, источник целебный, в нем почти вся таблица Менделеева Но он имеет и духовную силу: бесы боятся этой воды. У нас было несколько случаев исцеления от одержимости. Видела ли я исцеления? Да, на моих глазах чудесных исцелений было много.
Рассказала матушка и о таком случае. Обитель часто навещал Тихвинский епископ Симон. Он всегда созывал всех на источник. Но вот один иподиакон (впоследствии он стал иеромонахом) сильно простудился и никак не хотел идти. Однако владыка Симон все-таки его уговорил. И что же? Тот облился на морозе водой из источника и уехал из монастыря совершенно здоровым.
В небольшом пруде, куда собирается вода из источника, паломники окунаются на Богоявление (19 января). Купаются там и в другие дни зимы, вообще в любые морозы. Замечательно, что при этом никто не болеет, наоборот, здоровья только прибавляется. Одна трудница Александра рассказывала:
— У нас в монастыре никакой медицины нет. Лекарство от всех болезней одно — источник. Если заболеет кто, встать не может, или живот болит, или с температурой, матушка настоятельница говорит: «Идите на источник», дает святой воды попить. Вот недавно эпидемия гриппа была, и у нас некоторые паломники заболели.
Матушка Михаила их на источник отправила, сказала: «Если верующие — поправитесь, если неверующие — я вам помочь не могу».
Исцеления на источнике
«Что делать, когда медицина бессильна? Для некоторых последняя надежда — целебные воды, «намоленные» праведниками или монахами. В Ленинградской области есть издавна почитаемые народом источники. Многие из них в советское время засыпали грязью или заливали бетоном, а расположенные рядом часовни и монастыри разрушали. Сейчас монахи постепенно восстанавливают поруганные святыни. И, как ни странно, возвращаются на прежнее место источники с целебной водой».
Из-под земли вытекают источники, обладающие, целительными свойствами. Один из них расположен у Оятской обители (Лодейнопольский район, Введено-Оятский монастырь): «Появлению этого источника, как говорят, помогла сама Божия Матерь. В 1992 году в поселке Рассвет монахини Введено-Оятского монастыря решили возродить разрушенный монастырь. Работать приходилось много, а тут еще исчезла вода в трубопроводе. Однако жители поселка говорили, что когда-то в монастыре был источник. И монахини стали молиться Божией Матери, чтобы появилась вода. И действительно, из-под земли вдруг забил ключ, но непростой. Вода оказалась не только минеральной, но и чудодейственной — вылечивала онкологические заболевания позвоночника, «шпоры» на ногах, аллергию, водянку, астму».
Стучитесь, и откроют вам… — говорится в Библии. Поскольку просьбы об исцелении духовном или телесном мы адресуем святым, а не обычным врачам, то к общению с ними надо тщательно подготовиться.
Для начала нужно помолиться. Можно самим, а можно отслужить молебен вместе с батюшкой. Обычно молитву читают иконе Казанской Божией Матери и Николаю Чудотворцу — покровителям путешественников. Затем нужно получить благословение батюшки. Вообще, цель паломнической поездки — покаяние и стяжание даров Святого Духа. В монастырях люди исповедуются, причащаются, молятся святым мощам. Если рядом есть источники, то обливаются водой и берут немного с собой.

Многие исцеляются не сразу. Очень редко исцеление происходит с первого раза. Как правило, нужно несколько «сеансов». А вот душевное исцеление получают почти все. Даже те, кто поехал в паломническую поездку из любопытства, возвращались совершенна другими людьми.
В монастыре запись чудесным исцелениям не ведется. В свое второе посещение Введено-Оятской обители я поинтересовался у матушки Михаилы, кто в монастыре может рассказать мне о каком-либо чудесном исцелении. Она посоветовала мне поговорить с одной из трудниц монастыря, учительницей музыки из Подпорожья. И вот, стоя у источника, я записываю ее рассказ.
— Моей дочери четырнадцать лет. Оленька у меня красавица Она на пианино играла, в конкурсах участвовала. Несколько лет назад у нее стали выпадать волосы, причем выпадали целыми клочьями. И вот голова осталась совсем без волос. И начались четыре года мытарств по врачам. В каких только больницах мы не лежали, каких только диагнозов не слышали! То говорили, что печень не в порядке, то что щитовидная железа, даже в институт кожных болезней клали на обследование. Наконец придумали название: нейрогенная аллопеция. Это значит облысение, которое происходит из-за какой-то болезни нервной системы. В общем, как хочешь, так и понимай.
Лекарств, конечно, мы перепили не счесть. И все без толку. Посоветовали нам съездить на целебные ключи в Евпаторию. И мы съездили — без всякой пользы. Я уже до того дошла, что решила к колдунам обратиться. И тут подруга посоветовала мне приехать сюда, на Оять… Первый раз мы приехали сюда жить в июне 1998 года. Купались, пили воду. И вот за месяц у дочки волосы снова выросли. Потом мы уехали, и волосы опять стали выпадать. Июль прожили дома, вернулись. Снова дочка стала поправляться. Август не жили — все вернулось. В сентябре я ее опять привезла — и снова улучшение. И вот мы уже несколько месяцев тут живем. Дочка ходит в школу в Доможирово. А волосы у нее теперь настолько отросли, что уже и парик не нужен…
— Неужели так дома и не живете? — спрашиваю я.
— Нет, недавно попробовали вернуться, — оживляется моя собеседница.
— И только уехали из монастыря — у Ольги мгновенно опухоль на шее, железы вспухли, а у меня грипп и температура высокая. На следующий день сразу сюда. Искупались, попили воды — и у меня все в порядке, и у дочки опухоль исчезла. Чувствую, что пока придется здесь жить…
Вот еще несколько случаев исцелений, большинство из которых я записал в марте 1999 года со слов паломников, трудников и монахинь Введено-Оятского монастыря.
…В октябре 1997 года в монастырь приехала из Мурманска раба Божия Наталья. Диагноз — онкологическое заболевание позвоночника На голове выпали все волосы, мучили ее и сильные боли. Ходила на источник, обливалась, но, как вспоминают в монастыре, «без упования». В обители проходила послушание в трапезной. Прожила год. В августе 1998 года уехала полностью исцеленная. «Когда уезжала — мы ей косички заплетали», — сказала мне трудница монастыря.
…В 1993 году в обитель приехала женщина по имени Анна. На руках у нее было медицинское свидетельство, подтверждающее наличие раковой опухоли. Предстояла операция. Съездить на Оять ей посоветовали знакомые. Первая настоятельница, рассказывая об этом случае, вспоминала, что Анна, приходя на источник, со страхом входила в воду, а в монастыре трудилась не жалея себя. Пробыла в обители недолго, но через некоторое время обследование зафиксировало полное исчезновение опухоли.
…Лариса, руководительница паломнической поездки, в 1994 году легла на операцию (аппендицит). После нее никак не заживал шов на животе, размером примерно сантиметр на сантиметр. К врачам Лариса не обращалась. Приехала на источник зимой, через неделю после обливания рана полностью зажила.
…Послушница Вауловского скита Ирина, по профессии экскурсовод, несколько лет страдала от болей в ногах. В народе этот недуг называют «шпоры»: при ходьбе в пятки точно иглы вонзаются (из-за отложения солей). Зимой 1996 года Ирина совершенно исцелилась на источнике. Это изменило ее жизнь, и она стала готовиться к постригу.
…Николаю из Павловска предстояла операция на сердце. По совету знакомых приехал во Введено-Оятский монастырь. Уезжал абсолютно здоровым, необходимость в операции отпала. Вскоре снова приехал в монастырь — поблагодарить.
…Наталия, ученица старших классов, страдала сильной формой аллергии. Лицо и тело покрывалось красной коркой, чешуей. После омовения в источнике получила полное исцеление.
…Илья, мальчик четырех лет, болел паховой водянкой. Родители уже решились на операцию. Во время купания на источнике в ноябре 1998 года получил сильное облегчение, операцию решили не делать, хотя полного исцеления пока нет.
…Елена приехала в монастырь зимой 1998 года с дочкой Дарьей пяти лет. У девочки тяжелейшее заболевание органов дыхания с поражением стенки бронхов. Бронхиальная астма сопровождалась приступами удушья, хрипами. Иммунная система была очень ослаблена. Ножки не ходили, девочка все время лежала. Мать на руках носила ее на источник: ставила на снег и обливала водой из ведра. И девочка стала крепнуть на глазах, становилась живой и подвижной. Сейчас диагноз «астма» уже врачами не ставится, приступы удушья прекратились.
Как добраться:
личным транспортом на 185-м км Мурманского шоссе у АЗС «Лукойл» поворот направо и примерно 5 км до монастыря.
общественным транспортом электропоездом из Санкт Петербурга до станции Оять, Московский вокзал находится у станции метро «Площадь Восстания», Ладожский – у станции метро «Ладожская» или автобусом до остановки «Доможирово» от городского автовокзала или от автовокзала «Северный».
Проведение экскурсии необходимо заранее согласовать, позвонив по тел. +7-921-405-98-52
Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, станция Оять.
Телефон (81364) 55-115. Настоятельница монастыря — игуменья Иоанна
Координаты:

В 200 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга на берегу реки Оять расположен Введено-Оятский монастырь, в начале ХХ века заштатный, общежительный. Раньше он назывался Введено-Островский мужской монастырь. Своим названием обитель была обязана тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода и он становился островом. Кроме того, так именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей. А своё основное название, как правило, обители получали по посвящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящён в честь Пресвятой Богородицы — Введения Её во храм. Точная дата основания монастыря неизвестна, однако он начал своё существование несомненно не позднее рубежа ХIV-ХV вв. Первые же сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году через 11 лет после смерти святого. После явления в 1383 году Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в деревне Имоченицы, находящейся в 20-и км от монастыря вверх по течению реки Оять. После явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в этих землях возникло множество монастырей, в том числе Коневский и Валаамский на островах Ладожского озера.

В ХVI веке на р. Оять было четыре монастыря, четыре — на реке Свирь, в межозерье (между Ладожским и Онежским озёрами) — двенадцать, основанных в значительной своей части прп Александром Свирским и его учениками. Тихвинская икона Божией Матери в дальнейшем была очень почитаема как в Введенском монастыре, так и во всём этом крае. Эта икона была почти в каждом крестьянском доме. Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В нач. ХV века в с. Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены в Введенском монастыре друг подле друга. Согласно житию, время их кончины попадает на период с 1475 по 1480 гг. Первое описание ансамбля Введенского монастыря датируется 1582 г. и касается разрушений его церквей польским войском Стефана Батория. Сохранились сведения о познейших пожарах на территории монастыря в 1590, 1627 и 1783 гг., после которых сооружения комплекса вновь отстраивались. За пятисотлетнюю историю до революции 1917 г. монастырь, хоть всегда и был небольшим и небогатым, сумел перенести множество бедствий благодаря своих небесных покровителей.

Введенская обитель пережила шведское разорение, продолжавшееся тридцать пять лет (1582-1617). В эпоху Петра Великого разрешалось постригать в монахи только вдовых свщенников и отставных солдат, в результате чего через некоторое время не только понизился общий духовный уровень в монастырях, но и значительная часть их опустела из-за отсутствия братии. С введением «Штатов» в 1764 г. у монастырей были отобраны земельные владения, тогда же две трети из них были упразднены (в основном небольшие обители). Штатные монастыри получали содержание от государства, нештатные (каковым стал Введено-Островский) должны были содержать себя сами. Островский монастырь владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбными ловлями на реках Ояти и Свири, имел бессудные и беспошлинные грамоты от царей и новгородских архиепископов, ограждавших обитель от произвола и налоговых сборов. Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек. В течение около ста лет до 1764 года обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю. Монастырь был выстроен в форме четырёхугольника. Такая планировка имела символический характер: Небесный град Иерусалим, в котором будут жить спасённые народы, описан в Откровении святого Иоанна Богослова как «четвероугольник, и длина его такая же, как и широта», «он имеет большую и высокую стену и ворота на все стороны света…» В центре обители всегда ставили храм, «как некое око, взирающее на монастырь». Храм является центром обители как жилище Бога, как место, где совершается Божественная Литургия. И храм, и монастырь в целом являлись образом Небесного Града. Богомольцы входили в монастырь через главные — Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Территория внутри монастыря считалась священной, входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой всё греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Именно по такому принципу и был построен Островский монастырь.

До ХIХ в. обитель была полностью деревянная. Восстановленный после разрушения Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостола Петра и Павла и тёплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. Хозяйственные постройки монастыря, сохранившиеся до нашего времени, хотя и датируются достаточно поздним временем (середина ХIХ в.), однако, в комплексе, они закрепляют объёмные характеристики ансамбля и, кроме того, иллюстрируют определённые типы таких сооружений в провинции. Двух- и одноэтажный сараи из неоштукатуренного кирпича расположены в северо-восточном углу комплекса. Сохранившиеся в нижней части два широких арочных проёма для въезда подвод в сараи придают постройкам чисто утилитарное звучание. Фасад двухэтажного сарая имеет маленькие окна на втором этаже.

В южной части комплекса находится братский корпус, представляющий собой двухэтажное кирпичное здание на высоком подклете, с деревянным мезонином. Возведённый в 1851 г., он оформлен в стиле позднего русского классицизма, но отличается некоторым налётом провинциализма. Трёхчастное деление фасада по вертикали выделено рустом по углам здания и по сторонам центрального ризалита. Междуэтажные членения подчёркнуты горизонтальными тягами с филенчатыми рельефами между этажами. Бордюр над окнами второго этажа состоит из стилизованных изображений греческого креста. Окна и двери братского корпуса обрамлены филенчатыми наличниками. К юго-восточному углу монастырской стены примыкает ещё один братский корпус с кузницей. Фасады его на высоту двух этажей членятся лопатками, а углы подчёркнуты плоскими полуциркульными нишами. Фасады, обращены в сторону двора, разбиты гладкими окнами без наличников. Этажи разделены горизонтальной тягой. Выделяются полукруглые кирпичные обрамления заложенных окон чердака. Кельи и кладовые размещались на втором этаже, а кузница — на первом. Сохранились здания настоятельского комплекса и гостиницы для паломников. Настоятельский корпус — старейшая жилая каменная постройка монастыря, датируемая 1827 годом. Она ассимметрична и занимает северную часть ансамбля. Здание в плане делится на две части: квадратную и примыкающую к ней с запада прямоугольную. Главный фасад корпуса расчленён узким, в одну ось, сильно вынесенным вперёд входом. На втором этаже над входом расположено полуциркульное окно. Декор настоятельского корпуса весьма прост. Гладкий фасад здания разделён прямоугольниками окон без наличников и узким пояском горизонтальной тяги под кровлей. Возведённое здание гостинницы для паломников построено в 1853 году, оно было спланировано на шесть келий на втором этаже и пять на первом.

За монастырской стеной находились конный и коровий дворы, кельи для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивая хлеб (рожь, овёс, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири. В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой пол. ХIХ века. В 1817 году строится в камне соборный Введенский храм с тёплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В дальнейшем каменное строительство продолжилось. В 1910 году был построен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.

Как и всякий живой организм, монастырь за всё время своего существования не раз переживал периоды упадка и расцвета, при этом здесь никогда не прерывалась молитва, ежедневно совершались богослужения. Но наступил ХХ век — эпоха разрушения традиций, разрыва всех прежних связей, время гонений и террора. Обитель постигла участь всех русских монастырей: захват монастырского имущества и земель, разгон монашествующих, изъятие церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов и всего комплекса монастыря. К революции в монастыре было 12 человек братии, из них 9 — в постриге. С октября 1918 г. на территории обители из рабочих, обрабатывающих самовольно захваченные земли, стала образовываться коммуна «Пролетариат», а в марте 1919 г. монастырь был окончательно закрыт и братия Введенского монастыря оставила обитель. 1922 г. стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 г. был издан декрет «об изъятии церковных ценностей». Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. В Введенском монастыре изъятие проходило 28 апреля 1922 г. В состав комисси от монастыря входил отец Николай, оставшийся в обители после ухода братии. С конца 20-х г. началась массовая коллективизация. Агробаза (затем коопхоз и уже в конце совхоз) «Ильич» обосновалась на территории монастыря в 1929 г. В июле того же года отца Николая переселяют из дома у колокольни в маленькое холодное сырое помещение в самой колокольне под аркой слева от входа. Постановлением ОГПУ от 5 февраля 1931 г. отец Николай был приговорён к трём годам заключения в лагерях, с 1932 г. его следы теряются.

В ноябре 1932 г. постановлением Президиума Леноблисполкома обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания, кирпич которой использовали для колхозных построек. На святом месте воцарилась «мерзость запустения». Совхоз «Ильич» просуществовал до начала 90-х гг. ХХ в. В монастыре располагалась его центральная усадьба, во всех помещениях жили люди, даже в колокольне было несколько «квартир». На территории в 60-е гг. было построено ещё одно здание — жилой корпус из силикатного кирпича, уродовавшее монастырский ансамбль. В целом комплекс обители остался без изменений, только постройки её ветшали и разрушались без всякого ремонта. В 80-е гг. с другой стороны от железной дороги был построен новый посёлок — Рассвет, и большая часть жильцов покинула монастырь.

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измаиловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. В качестве женской обители Введенский Оятский монастырь открыт 27 декабря 1993 г. решением Священного Синода. С этого момента началась новая история монастыря…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *