Молитва от пьянства

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя рек), прельщенного лестью чрева и плотского веселия;

даруй ему познать сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов Духа.

Молитва при целовании крестика

Пролей, Господи, каплю Святейшей Твоей Крови в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь.

Молитва от тщеславия.

(Протоиерея Иоанна Кронштадтского)

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.

Молитва от врага

Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я — раб Господа моего Иисуса Христа; ты, превознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною, слабым. Аминь.

Молитва об искоренении злобы среди враждующих

Именем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, отойди от меня, сатана, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Христос посреде нас. Аминь.

Правило от недугов

Царю Небесный — 1 раз.

Отче наш — 3 раза.

Богородице Дево — 3 раза.

Верую — 1 раз.

И далее читай молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради нас святыми Твоими Ангелы и молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, преподобного Серафима, Саровского чудотворца; преподобного Саввы, Звенигородского чудотворца; святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, помоги нам, недостойным (имена), избави нас от всех навет вражиих, от всякого зла, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить нам никоего зла.

Господи, светом Твоего сияния сохрани нас на утро, на день, на вечер, на сон грядущих и силою благодати Твоея отврати и удали от нас всякие злые нечестия, действуемые по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно в преисподнюю, яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Редкие специальные молитвы

   Царю Небесный… 1 раз
   Отце наш… 3 раза
   Богородице Дево, радуйся… 3 раза
   Верую… 1 раз
    И далее читай молитву:
   Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, огради нас святыми Твоими ангелы и молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святаго Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, святаго Пророка и Крестителя Господня Иоанна, святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, преподобного Серафима, Саровского чудотворца; преподобного Саввы, Звенигородского чудотворца; святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, помоги нам, недостойным ( имена), избави нас от всех навет вражиих, от всякого зла, колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить нам никоего зла.
   Господи, светом Твоего сияния сохрани нас на утро, на день, на вечер, на сон грядущих и силою благодати Твоея отврати и удали от нас всякие злые нечестия, действуемые по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно в преисполню, яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

. ТОМ I_______ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СТАРЦА СХИИГУМЕНА САВВЫ
Детство и жизнь в миру до монашества – 4
Поступление в братство Троице-Сергиевой лавры и начало старческого служения – 19
Переезд в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обитель – 29
Временные выезды старца из обители – 41
Последние годы жизни и кончина – 56
Примеры молитвенной помощи людям – 61
Советы и наставления схиигумена Саввы – 183
▪ Завещания старца – 205
▪ Завещание всем – 205
▪ Завещания духовным чадам – 205
▪ ▪ Завещание первое – 206
▪ ▪ Завещание второе – 208
▪ ▪ Завещание третье – 209
▪ ▪ Завещание четвертое – 209
▪ ▪ Завещание пятое – 210
▪ Духовное завещание братии – 213_______ОСНОВА ДЛЯ СПАСЕНИЯ
Предисловие – 216
Что такое спасение – 217
«Молиться, молиться нерассеянно…» – 219
▪ Пояснение четырех основных молитв – 220
▪ Символ Веры – 226
Помни главное – 230
О духовном отце – 232
▪ Полезные мысли святых отцов – 233
О гибельном снисхождении – 237
Духовная лествица святого апостола Петра – 239
▪ Покажите в вере вашей добродетель – 239
▪ В добродетели же — разум (рассудительность) – 240
▪ В разуме же — воздержание – 240
▪ В воздержании же — терпение – 241
▪ В терпении же — благочестие – 242
▪ В благочестии — братолюбие – 242
▪ В братолюбии же — любовь – 243
Крест Христов – 244
«Ей известны все немощи человеческие» – 246
Матерь Божия и Отечество наше – 254
Веселие совести – 257
Свет в сердце – 261
Сладчайшее имя – 263
Преклони колени – 266
Настоящая человечность – 268
День святой жизни – 269
▪ Как вести себя по отношению к Господу – 271
▪ Как вести себя по отношению к людям – 272
▪ Как вести себя в различных жизненных обстоятельствах – 274
Страсти сердца – 287
«От Меня это было!» – 291
Да будет воля Твоя – 294
Чтобы жить долголетно – 298
Дверь в Царство Небесное – 300
Двенадцать добрых дел – 309
Двенадцать заповедей спасения – 310
«Кто хочет идти за Мною…» – 313
«И в Духа Святаго…» – 316
«Прииди и вселися в ны…» – 321
Сила смиренномудрия – 332
Только веруй – 339
Надежды без терпения быть не может – 343
Жизнь сердца есть любовь – 346
Дыхание души – 351
Путем царским – 360
Любите простоту – 361
Возвращение крещения – 363
Дар слез – 368
Духовные друзья – 370
Чем больнее, тем целительнее – 372
Великое пространство – 376
Лечение души – 378
Возглавие добродетелей – 379
О рассуждении – 384
Ежедневная смерть – 385
Чувство бессмертия – 388
Слово о поминовении – 389
Земное небо – 391
Святые дни – 393
Тайна тайн – 394
Духовная пища – 398
Бесовское изобретение – 401
Иудин грех – 404
Мать всех пороков – 406
Ломайте себя – 407
Любящий врага своего есть чудотворец – 409
Всегда говори правду – 410
О ропоте – 411
Не суди – 411
Правило 121-е Вселенского Собора – 414
Бойся похвалы – 414
Горе лукавым – 415
Хлеб и вода не приносят вреда – 416
Молчание собирает – 419
Самая тонкая и трудная война – 422
Цель подвижничества – 425
Трезвение духовное – 430
Пал — восстани – 431
Освящай Господу начатки дня твоего – 432
Чин ангельский – 433
Третья благодать – 439
Послушание — основа монашества – 445
Девство и целомудрие – 447
Нестяжание – 453
Святые отцы о монашестве – 454
▪ Поучение Ефрема Сирина – 455
▪ Правила иноческой жизни Василия Великого – 455
Привыкай к неудобствам – 456
С радостью расточай – 459
Человек есть дом Божий – 462
▪ Молитва матери за мертворожденное дитя – 466
Родителям и воспитателям – 467
Истина на стороне малых – 469
«Помянух Бога — и возвеселихся» – 471
Признай себя первым из грешников – 479
Что было бы с нами без Тебя, Господи? – 485
Непрестанная борьба с самим собою – 488
«Успокою себя верою…» – 495_______В ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЩЕМУ МОЛИТВОСЛОВУ
Предисловие – 498
Молитвы на всякую потребу – 500
▪ Молитва при целовании крестика – 500
▪ Молитвы о поминовении – 500
▪ ▪ О живых – 500
▪ ▪ О усопших – 501
▪ Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных – 501
▪ Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского «Любовь к народу» – 501
▪ Правило от недугов – 502
▪ Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных – 503
▪ Молитва ребенка – 503
▪ Ежечасная молитва святого Иоасафа Белгородского – 503
▪ Молитва от тщеславия протоиерея Иоанна Кронштадтского – 504
▪ Молитва от врага – 504
▪ Молитва об искоренении злобы среди враждующих – 504
▪ Молитва от антихриста – 504
▪ Молитва на заклинание врагов преподобного Авраамия – 505
▪ Молитва об изгнании врага из дома на 24 часа – 505
▪ Молитва оптинских старцев Иисусу Христу на каждый день – 505
▪ Молитва от страха – 506
▪ Молитва от глада – 506
▪ Молитва от пьянства – 506
Богородичное правило – 507
▪ Толкование о Богородичном правиле – 507
▪ Пресвятая Богородице, помогай нам! – 509
▪ После 1-го десятка вспоминается Рождество Богоордицы – 509
▪ После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы – 510
▪ После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы – 510
▪ После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой – 511
▪ После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово – 511
▪ После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие» – 512
▪ После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет – 512
▪ После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу – 512
▪ После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них» – 513
▪ После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу – 513
▪ После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово – 513
▪ После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь – 514
▪ После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь – 514
▪ После 14-го десятка вспоминается Успение Пресвятой Богородицы – 514
▪ После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо – 515
▪ Молитва – 515
▪ Польза от чтения Богородичного правила – 516
Молитвы ко Господу Иисусу Христу. Молитвы Пречистой Божией Матери и святым угодникам Божиим – 517
▪ Молитва распятому Христу – 517
▪ Крест — наша сила! – 517
▪ Святый крест – 517
▪ Крестная молитва – 518
▪ Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню – 518
▪ Молитва Божией Матери – 519
▪ Молитва к Богородице о заступлении в жизни, смерти и по смерти – 519
▪ «Огради Меня, Господи Боже Мой, от лукавых духов!» – 520
▪ Так молилась Пресвятая Богородица – 520
▪ Молитва Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Всех скорбящих Радость» – 520
▪ Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Умягчение злых сердец» – 521
▪ Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Целительница» – 521
▪ Молитва небесным Силам – 521
▪ Молитва святому ангелу Святому пророку и Крестителю Господню Иоанну – 522
▪ Святителю Николаю Мирликийскому, чудотворцу – 523
▪ Перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Николая Чудотворца от Мир в Бар-град – 523
▪ Преподобному Савве, Звенигородскому чудотворцу – 524
▪ Преподобному и богоносному отцу нашему Савве Освященному – 526
▪ Преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу – 527
▪ Преподобномученику Корнилию, Псково-Печерскому чудотворцу – 528
▪ Ежедневная исповедь перед отцом духовным – 529
▪ Молитва перед началом всякого дела – 529
▪ Молитва для путешествующих – 529
Душеполезные поучения – 531
▪ Основа для спасения – 531
▪ Ежедневные правила – 534
▪ За что подобает благодарить Бога – 534
▪ Что нужно в отношении духовного отца – 535
▪ Полезные мысли от святых отцов – 536
▪ ▪ О духовном отце – 536
▪ ▪ О молитве «Господи, помилуй» – 538
▪ Святые отцы об обидах – 539
▪ Порядок покорения страстей – 542
▪ О соборовании – 543
▪ О причащении святых Христовых Таин – 543
▪ О всемогуществе Божием – 546
▪ О душе человеческой – 546
▪ О путях спасения – 547
▪ О покаянии – 547
▪ О постоянном исповедании грехов – 549
▪ О послушании – 550
▪ О гневе и горячности – 551
▪ О молитве – 552
▪ О взаимной молитве – 553
▪ О кресте – 554
▪ О херувимской песне – 555
▪ «Тебе поем…» – 556
▪ О заступлении Царицы Небесной – 557
▪ О достоинстве девства – 558
▪ О вере и верующих – 558
▪ О вере в промысл Божий – 559
▪ О добрых делах – 560
▪ О смирении – 561
▪ Об осуждении – 561
▪ О самоуничижении – 562
▪ О едином на потребу – 563
▪ О благочестии – 564
Покаяние и воздыхания – 564
▪ Покаяние и воздыхание – 564
▪ Вопль грешной души ко Господу – 569
▪ Грех ненависти – 571
▪ Покаянная молитва – 572
▪ Благодарственная молитва за спасение – 572_______ПАМЯТКА ИНОКУ – 574_______ПРИЛОЖЕНИЯ – 592
Приложение
▪ Ст. I. Не огорчайся на ближних – 592
▪ Памятка – 593
▪ Ст. II. О внешнем благочестии – 594
▪ Ст. III. О познании духовного мира – 596
▪ Ст. IV. Храни чистоту, избегай ласки, бойся сластолюбия – 599
▪ Ст. V. Спасаемся верой и покаянием, а не расценкой дел и исправностью – 604
Приложение 2
▪ Краткие правила для жизни – 608
▪ О подвижничестве и страстях – 609
▪ Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся – 611
▪ Не смущайся болячками – 614_______ТОМ II_______СЕМЕНА СЛОВА ДЛЯ НИВЫ БОЖИЕЙ
Часть первая
▪ Избранные поучения на исповеди – 4
▪ Чин исповедания – 51_______Часть вторая
▪ Поучения на молебнах – 99
▪ Поучения на панихидах – 159_______О ГЛАВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ И ГОРДОСТИ
Предисловие – 192
Гордость – 195
▪ Сущность гордости – 195
▪ Симптомы и развитие болезни – 196
▪ Как распознать в себе гордость? – 198
▪ Дьявольские искушения – 199
▪ Примеры искушений из жизни чад – 204
▪ Уныние и отчаяние – 209
▪ Подражание Иисусу Христу в перенесении искушений – 211
▪ Краткое вразумление – 212
Смирение – 215
▪ Сущность смирения и его плоды – 215
▪ Признаки смирения – 218
▪ Как приобрести смирение – 221
▪ Мнимое смирение – 230
▪ Кротость – 235
▪ Примеры кротости и смирения святых – 237
▪ Примеры смирения духовных чад – 245
Любовь Христова – 249
▪ Разновидности любви – 249
▪ Любовь к Богу – 251
▪ Сущность Христовой любви – 258
▪ Признаки истинной любви – 260
▪ Как стяжать любовь Христову – 265
▪ Любовь Христова к ближним и любовь естественная – 274
▪ Любовь Христова у святых – 284
▪ Пример любви у чад духовных – 290
Милосердие – 292
▪ Милосердие внешнее и сердечное – 292
▪ Милосердие Божие – 298
▪ Значение милосердия – 301
▪ Формы милосердия и упование на милость Божию – 305
▪ Рассудительность в делах милосердия – 310
▪ Мир души – 313
▪ Миротворчество – 320
▪ Духовный рост – 322
▪ Духовное совершенство и заповеди блаженства – 329
▪ О блаженстве несения креста – 336
▪ Размышление и наставление – 338_______ПАМЯТКА ХРИСТИАНСКИХ НАСТАВЛЕНИЙ
Ответ на письмо монахини Д. – 348
Вместо предисловия – 349
Развращение от невоздержания – 350
Праздность, леность и уныние – 362
О нерадении ко спасению – 374
▪ Продолжение ответа на письмо монахини Д. – 374
▪ Предисловие – 375
▪ Нерадение в деле спасения – 378
▪ Оскудение веры – 384
▪ Оскудение Духа Святого – 398
▪ Свободный выбор – 403
▪ Притчи – 412
▪ Следы Божии – 418
▪ Грех – 426
▪ Господи, спаси нас, погибаем! – 441
Путь к совершенной радости – 446
▪ Благочестивому другу Д. – 446
▪ Душа человеческая – 446
▪ Душа и тело – 447
▪ Ум или разум – 448
▪ Мысли – 450
▪ Схиархимандрит Софроний о борьбе с помыслами – 453
▪ Сердце – 454
▪ Сердце и вера – 456
▪ Воля человеческая – 457
▪ Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью – 460
▪ Как получить благодать? – 462
▪ Болезни души грех, рабство души и глубина падения – 462
▪ Страсти – 464
▪ Пристрастие – 467
▪ ▪ Примеры из Библии – 469
▪ Искушения – 469
▪ Болезни воли, гипноз, одержимость – 473
▪ Прелесть – 474
▪ Зарождение «внутреннего», «духовного» человека – 476
▪ Рост «внутреннего», «духовного» человека – 477
▪ Особенности «духовного», «внутреннего» человека – 479
▪ Внутреннее око и внутренний слух духовного человека – 482
▪ Различие «внешнего» и «внутреннего» человека – 484
▪ Законы роста в душе человека – 488
▪ Привычки – 490
▪ От внешнего к внутреннему – 493
▪ Закоснение – 495
▪ К свойствам души. Слышание Божьего голоса: совесть – 496
▪ Сновидения – 497
▪ Плач, слезы и умиление – 498
▪ Созерцание и постижение невидимого – 500
▪ Восприятие имен и образов – 501
▪ Постижение и отображение красоты души – 504
▪ Особые способности и возможности человека – 507_______ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ
Ответ на письмо о покаянии – 510
Вместо предисловия – 512
Три момента покаяния – 515
Подготовка к исповеди – 516
Основные грехи и производные – 517
Сокрушение сердца – 518
Плач. Решимость не грешить – 521
Слезы – 523
Исповедь – 525
Два исповедника – 530
Внутренняя жизнь – 533
Подражание Иисусу Христу – 535
Причащение Святых Таин – 535
Плоды покаяния – 537
Благое намерение – 539
Душеполезные наставления ищущим спасения – 541
▪ Размышление – 541
▪ Одеяние души – 542
▪ Долготерпение Божие – 543
▪ Видение апостола Павла – 544
▪ Какой же Ты, Господи! – 547
▪ Покаяние – 548
▪ Воздушные мытарства – 552
▪ Празднословие – 555
▪ Осуждение – 557
▪ Познание себя – 563
▪ Кроткое вразумление – 564
▪ Анализ разговора – 567
▪ Молчание – 568
▪ С плачущим плачь – 570
▪ Ненависть – 572
▪ Молитва за врагов – 575
▪ Больное самолюбие – 579
▪ Образ Божий – 581
▪ Молитвенники за мир – 583
▪ Молитва земли – 584
▪ Наставления – 586
▪ Молитвенный вопль покаяния – 587_______ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕКСТУ
Если тоска одолевает тебя и ты покинут даже друзьями – 590
Если дела твои идут плохо – 593
Если ты теряешь мужество и находишься в беде – 595
Если чувствуешь, что совсем не по себе – 597
Если окончательно начинаешь терять веру в людей – 599
Если все выходит не по-твоему – 600
Если ты колеблешься неверием – 602
Если ты совершенно утомлен, измучен грехом – 606
Если отчаиваешься – 609
Если у тебя все благополучно, возгревай себя – 612
Если ищешь укрепления в надежде на Бога – 615

Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Преподобная Мария Египетская

Тебе ведомыми путями спаси меня. Слово в Неделю 5-ю Великого поста. (MP3 файл. Продолжительность 11:40 мин. Размер 8.2 Mb)

play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня день памяти преподобной Марии Египетской. Её жизнь показывает нам путь, который проходит душа в своем возрождении, обращении к Богу.

Сквозь разные обстоятельства жизни Господь обращается к душе человеческой и говорит: «Се, стою при дверех и стучу, и, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3: 20). Бог постоянно обращается к нам.

И вот к человеку вдруг приходит осознание, что к нему обращается Бог, – как это было с преподобной Марией Египетской, которая, придя в храм, Божией силой не допускалась, не могла войти и поклониться Животворящему Кресту. И в этот момент она осознала, что препятствует ей в общении с Богом, увидела свое внутреннее состояние, свою искаженную греховными, страстными поступками жизнь.

В этот момент (когда человек осознает присутствие Бога в своей жизни, Который стучится, обращается к нему) в сознании человека рушится весь установившийся строй и порядок недоброй жизни, направленной на угождение себе и своим устоявшимся привычкам, и раскрывается перед ним другой лучший – Божественный порядок, который так живо отображается в сознании человека и так поражает его, – ярко показывая несоответствие ему и самого человека с его настроениями, и всего, чем он прежде жил и услаждался, – где начала, понятия, суждения, правила, привычки, порядки – всё было совершенно противоположным истинной жизни в Боге. Теперь в сознании человека видится недостойной вся прежняя его недобрая жизнь, рушится всё прежнее – худшее, и живо (ясно) представляется лишь новое – лучшее.

Дух Божий сокровенно действует на дух человека, восстанавливает в нем чувство, что только в Боге и с Богом жизнь Дух Божий сокровенно действует на дух человека и приводит его в движение, восстанавливает в нем чувство, что только в Боге и с Богом жизнь, что Бог есть, всё содержит. Всё это пробуждает нашу совесть, которая является свидетелем наших дел и чувств.

Такое осознание, отражаясь, отзываясь в сердце человека, рождает в нем чувство сожаления, что довел себя до такого недоброго состояния и что так низко опустился, недовольство собой, что мог многое не допускать, да не хотел, появляется глубокое убеждение в том, что человеку не следует быть таким, необходимость выйти из такого состояния внутреннего разлада и некоторое предчувствие лучшей жизни и лучшего состояния. Внутри человека слышится: «Как мог? Как допустил себя до этого? Смотри, куда зашел? Не туда идешь ты – смотри же, возьми меры ко спасению».

В человеке происходит перемена жизни на лучшее, он полагает в своем сердце твердое решение оставить прежние недобрые дела и привычки и начать жить по заповедям Божиим, решает, чтобы ни случилось в его жизни стоять на стороне Бога.

Но привычки недоброй жизни вокруг еще настолько живо дают себя знать, что это не дает ощутить полноты жизни в духе. Со временем приходит это чувство жизни о Господе и сопровождается радостью жизни. Но продолжается оно не всегда постоянно, а идет переменчиво и бывает прерывается.

Когда обратился человек на сторону добра, готов вступить на этот путь, готов ходить в добрых делах по Богу; то в это мгновение вся бездна зла, скрывавшаяся в сердце, поднимается, и стремится опять покрыть всю душу – все эти немощи поднимают тревогу – сильную и смутительную. Помышление за помышлением, движение за движением поражают бедного человека и тянут назад, нападая без всякого порядка, со всех сторон охватывают душу. Всё доброе у человека держится как бы на волоске и сам он поминутно готов оторваться от того, чем держится, и снова вернуться к прежней жизни, из которой пожелал выйти. Одно спасает его – легкость, радость, утешение, которые ощутил он в тот момент, когда обратился к Богу, и та крепость, которую почувствовал, когда сказал, в сердце: «Итак, сейчас начну» – менять свою жизнь к лучшему.

Когда обратится человек на сторону добра, то в это мгновение вся бездна зла стремится опять покрыть всю душу

Преподобная Мария Египетская семнадцать лет провела в пустыне, борясь, как с дикими зверями, с безудержными страстными желаниями. Как говорила она: «Только соберусь вкусить пищи, тоскую о мясе, о рыбе, которых много в Египте. Тоскую о вине, столь мною любимом, пока жила в мире. Вселялось в меня мучительное, непреодолимое желание разгульных песен, сильно смущавшее меня и внушавшее петь песни, которым когда-то научилась. Огонь нечистых желаний загорался в несчастном сердце моем и всю сожигал».

Заиорданская пустыня

По слову святых, на некоторых враг с первых же дней нападает со всей силою и стремительностью, так что начавший исправлять свою жизнь теряется. Куда он ни обратится, всё против: и в мыслях, и в чувствах, и во всём окружающем видится только одно такое, что идет против добрых намерений, и ничего благоприятного. Делает это враг затем, чтобы побудить человека оставить свои благие добрые намерения и возвратиться обратно – к жизни беспечной и невнимательной.

Да, приступит человек работать Господу, и всё это восстанет на него. И добро бы это были легкие какие-нибудь помышления, а то нет: они проходят до глубины души, поражают и тянут на свою сторону так, как если бы кто зацепил крючком за живое тело и тянул к себе.

Душа в этот момент колеблется, ее охватывает смятение, хотя она еще цела, невредима, не отступила от своего доброго намерения, поддерживаемая силою Божией. Вот почему теперь следует ей взывать к Богу усиленно – враг схватил и поглотить хочет. Господь видит нужду и труд – и подаст руку помощи, поддержит и укрепит.

Воля, желание, человека в своих действиях то склоняется к добру, то удаляет на пути к нему препятствия, то приступает к самому делу, и во всех этих проявлениях должна быть руководима и укрепляема особенными благими помышлениями, ценность которых определяется тем, что они склоняют к добру, пробуждают, оживляют наше расположение к нему, и делают доброе расположение господствующим.

Господь видит нужду и труд – и подаст руку помощи, поддержит и укрепит Для преподобной Марии Египетской таким благим помышлением было живое упование на Божию Матерь.

И потому во время борьбы с греховными желаниями она укрепляла себя:

  • то вспоминая милость Божией Матери, не отвергшей ее, «погрязшую во глубину зол», допустившей до поклонения Кресту. Эта милость и благодарность поддерживали преподобную во время тяжёлых греховных нападений;

  • то напоминала она себе обет, который дала Богородице перед уходом в пустыню;

  • то словно предстояла перед Поручительницей, явившейся ослушнице и грозящей наказанием за преступление (в случае согласия с одолевавшими помыслами вернуться к прежней разгульной жизни).

Всегда преподобная Мария устремляла духовные очи к Поручительнице (Божией Матери), прося помощи. Ее имела она Помощницей и Восприемницей покаяния. И как говорила сама преподобная: «Так прожила семнадцать лет среди тысячи опасностей. С того времени и поныне Заступница моя Богородица во всем мне помогает и словно за руку ведет меня». «И когда помышляю о том, от каких зол избавил меня Господь, имею пищу нетленную, надежду на спасение», – то есть была полна бесконечной благодарности Богу и упования на Его силу и милость на будущее.

Так, от суеты до истинной христианской жизни, делом пройти – ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: «Господи, помоги!».

Святые отцы вступающим на путь духовной жизни говорят: готовьтесь к долговременной борьбе и не думайте, что всегда будем только торжествовать. Наоборот, часто придется только оттерпливаться, неся одну тяготу. Часто придется видеть, что при всем желании быть исправным прокрадываются и прорываются одни промахи и ошибки. Знайте наперед, – говорят они, – что всё это в порядке вещей. Встретится – не ужасайтесь. И заранее это предвидя, не ожидайте впереди иного течения жизни, как среди всяких противлений, волнений и неудач. Не думайте, что задуманное вами легко придет в исполнение. Сколько препятствий и внешних, и внутренних! Бороться готовьтесь и все просите Господа, чтобы даровал нам силы всё выносить, что встретится неприязненного и мешающего. На себя не надейтесь. Всё упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами. Одним только запасайтесь – крепким мужеством, ни на что не смотря, стоять в начатом деле. Это одно теперь на всю жизнь должно быть положено и запечатлено твердою решимостью. А как пойдет жизнь, какие будут успехи и промахи, как встретят то другие – это всё отдайте на волю Божию. Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней.

Всё упование возложите на Господа – и помощь Его всегда будет с вами Из опытов, описанных в житиях святых, видно, что Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые с искренним упованием посвящают Ему свою жизнь. Попускает Он и врагу действовать неприязненно, не отдаляя, однако ж, при этом и Своей помогающей десницы. Всё – Бог. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. И человек, идущий по пути духовной жизни, осознает их уже после, оглядываясь назад. Как важна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! То есть Тебе ведомыми путями спаси меня! А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное. Аминь.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *