1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; /услыши мя, Господи./ Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; /вонми гласу моления моего./ Внегда воззвати ми к Тебе: /услыши мя, Господи.
2-й лик: Да исправится молитва моя, /яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, /жертва вечерняя./ Услыши мя, Господи.
Положи, Господи…(Пс.140, 141).
На 10 стихов (стихир): Изведи из темницы душу мою, /исповедатися Имени Твоему.
Мене ждут праведницы, /дондеже воздаси мне.
На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, /Господи, услыши глас мой.
Да будут уши Твои /внемлюще гласу моления моего.
На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/
Яко у Тебе очищение есть.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душу моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.
На 4: От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, / да уповает Израиль на Господа.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление:/ и Твой избавит Израиль от всех беззаконий его.
Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.
Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает во век.
Славо Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Догматик или стихира.
Вход с кадилом

Молитва входа

Иерей: Вчера, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса, или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих душы наша, яко к Тебе. Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Диакон: Благослови, владыко, святый вход.
Иерей(благословляя): Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков.
Диакон: Премудрость, прости.

Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.

Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.

«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.

Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога — нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал. Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18).

Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.

Но как мы знаем, Рай и Ад будут не вечно, этим обителям душ человеческих придет конец. И даже само время перестанет существовать. И потому следует указать и на следующее время — «веки веков», которые можно понимать как «время», а точнее, вечность, которая наступит после Конца мира, в начале Царства Небесного. Но так как мы не знаем, сколько именно это веков, то говорим «во веки веков». Если посмотреть на старые молитвы, то в некоторых молитвах написано просто «во веки. Аминь». Видимо с какого-то времени Святые Отцы разглядели в этом какую-то конечность, ибо «во веки» можно понимать как время, которое может закончиться через N-ое количество веков. Но так как целью стоит указать не время, а вечность, то и решили добавить еще раз слово «век» во множественном числе. То есть это можно понимать как «и во много много веков». Между прочим к этому приему прибегал сам Христос, указывая прощать брата до седмижды семидесяти раз. И потому стали добавлять «во веки веков», указывая, что веков будет множество, тысячи тысячи. После Второго Пришествия Христова, после Страшного Суда, наступит новый век. И этот век будет не частью чего-то, но целым, которое будет включать в себя части, самой вечностью. Даже слово «вечность» наверняка недостаточно, чтобы описать будущий век. Но не будем всуе философствовать и пойдем дальше.

Если сказать кратно, то «ныне» значит «во время моей жизни», «присно» значит «от создания мира до его конца», а «во веки веков» значит «и в будущем веке».

Разобрались. Но причем тут молитва? Произнося конец любой молитвы мы хотим её, естественно красиво и правильно закончить. И потому последние слова являются всегда завершающим аккордом нашей песни души. И этот аккорд хочется сделать как бы заправкой или приправой, к блюду нашей молитвы, которое мы преподносим Богу. Я вижу в этом окончании следующий смысл.

Во время молитвы мы концентрируемся. Вспоминаем о благодеяниях Богу к нам, думаем о просьбах, скорбим и просим прощения за наши грехи. Каждый сознательный христианин знает насколько это утомительно. И потому, в конце молитвы хочется немного расслабиться, посмотреть на все со стороны. И слова о времени, точнее о его начале без конца приводит нас в исходную точку, с которой мы начинали молитву — к созерцанию. И не просто к созерцанию, а к созерцанию во времени. Мы видим Адама и Еву, их жизнь и падение. Мы видим испытания и радости еврейского народа. Мы наблюдаем за их пленением, освобождением. Мы видим Рождение и Смерть Христа, Его Воскресение и Его заветы. Мы видим нашу жизнь, и даже предвосхищаем будущее. Мы точка в контексте времени. И это помогает нам успокоиться. Отвлечься от своей боли, заботы, нужды. Мы смотрим в вечность как в нечто завораживающее, словно миллиарды звезд на ночном небе. И тем самым пытаемся заглянуть в наше будущее в грядущем веке Царства Божьего. И это созерцание помогает нам найти себя. Найти не суетливого и грешного человека, а того, кто действительно готов оставить все на свете и последовать за Богом.

Желание быть причастником Царства Небесного. Вот это чувство, которое испытываю я в конце каждой своей молитвы.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

«Аллилуия»

Во время чтения кафизм — Псалтири — на Утрени мы стараемся взглянуть на свою жизнь: соответствует ли она вдохновенным словам святого пророка, очищается ли она, обновляется ли покаянием? Одновременно с этим, церковный народ, собравшийся в храме, ожидает и как бы готовится встретить, пожалуй, самый яркий и торжественный момент всенощного бдения — выход священства из алтаря при пении Полиелея. (Вот почему важно не пропускать слушание кафизм.)

«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме.

Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его».

Между стихами, так называемых, полиелейных псалмов (134-го и 135-го) многократно поется «Аллилуия» — одно из немногих еврейских слов не претерпевших перевода на языки других христианских стран. Правильный перевод этого слова поможет нам увидеть связь между пением полиелейных псалмов и многократным «аллилуия». А может быть, кто-то из нас вообще не вкладывает в это неславянское слово особый смысл и воспринимает его как междометие, — то есть просто выражение чувства? Тогда будет важно узнать, что произнося «аллилуия», мы упоминаем о Самом Господе…

«Хвалите имя Господне» — это и есть перевод слова «аллилуия». «Аллилу» по-еврейски значит «хвалите», «Иа» — «Господа». Таким образом, пение «аллилуия» означает многократный призыв: «прославляйте Господа», «благословляйте Господа», «воздавайте Ему достойную честь»! К кому обращено это воззвание? Прежде всего, к нам самим, — прославим Господа в наших сердцах, мыслях и поступках. А затем, пожалуй, и ко всей вселенной, — ведь любовь к Создателю мира не может не иметь выражения в устах творения и особенно тех, кто был создан по Его образу и подобию. «Аллилуия!» — восклицает от избытка чувств сердце христианина. — «Хвалите Господа!»

Всё в этот момент в храме свидетельствует о ликовании: зажженные свечи в руках священников, полное, яркое освещение, торжественное, дружное пение. Кроме того, начинается каждение алтаря и всего храма. Центр внимания верующих перемещается. Если раньше взоры были направлены в сторону алтаря, то теперь они фокусируются в середине храма, где строй достойнейших из верующих — священства — окружает праздничную икону. Сияние праздника как бы еще более приблизилось к нам, стоящим в храме. В этом тоже чувствуется одно из многочисленных проявлений любви и милости Божией. Недаром слово «полиелей» означает — «много милости».

Зримый отпечаток этой милости верующие получат после чтения св. Евангелия, когда священник будет крестообразно помазывать прихожан освященным маслом — елеем. Поэтому многие из нас называют «полиелеем» сам момент помазания. Однако, в сущности, этим словом обозначается часть службы, начинающаяся от пения полиелейных псалмов, где часто повторяется слово «милость», и заканчивающаяся каноном.

Назад к списку

Диакон: Свят Господь бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Диакон: Яко Свят Господь Бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Диакон: Над всеми людьми Бог наш.
Хор: Свят Господь Бог наш.
Эксапостиларий.

Хвалитны псалмы

1: Всякое дыхание да хвалит Господа. /Хвалите Господа с небес, /хвалите Его в вышних. /Тебе подобает песнь Богу.
2: Хвалите Его вси ангели Его, /хвалите Его вся силы Его. /Тебе подобает песнь Богу.

На 6

1: Сотворити в них суд написан;/слава сия будет всем преподобным Его.
2: Хвалите Бога во святых Его, /хвалите Его во утверждении силы Его.

На 4

1: Хвалите Его на силах Его, /хвалите Его по множеству величествия Его.
2: Хвалите Его во глас трубнем, /хвалите Его во псалтири и гуслех.
1: Хвалите Его в тимпане и лице /хвалите Его во струнах и органе.
2: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. /Всякое дыхвние да хвалит Господа.

Стихи к воскресным стихирам

1: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, /не забуди убогих Твоих до конца.
2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, /повем вся чудеса Твоя.

Слава: Стихира евангельская.

И ныне: Богородичен, глас 2

Преблагословенна еси, Богородице Дево, /Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, /Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе.
Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *